Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2 3   Вниз

Автор Тема: 9К51 «Град» - 122-мм реактивная система залпового огня  (Прочитано 33842 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Pavel

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 156

122-мм реактивная система залпового огня 9К51 «Град»

Принята на вооружение 28.03.1963 г.
Разработка с 1958 г. Разработчик – НИИ-147. Главный конструктор – А.Н. Ганичев.
Испытания в 1962-1963 гг.

Предназначена для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей, для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника.

Состав системы:
- 122-мм реактивные снаряды М-21ОФ (9М22) и др.;
- боевые машины БМ-21 (2Б5) или БМ-21-1 (2Б17, с 1996 г.) или 2Б26 (с 2010 г.);
- транспортные машины 9Т450.

Состав реактивной артиллерийской батареи:
- машина старшего офицера батареи 1В110 «Береза» (1В126 "Капустник-Б" и т.д.),
- 6 боевых машин БМ-21 (БМ-21-1 и т.д.),
- 3 транспортных машины 9Т450 с комплектом стеллажей 9Ф37 (по два стеллажа на машине).

Дальность стрельбы: максимальная – до 20400 м (снарядом М-21ОФ) или до 40000 м (снарядом 9М521), минимальная – 1600 м.
Площадь поражения одним залпом – 14,5 га.
   

   
Реактивные снаряды к РСЗО 9К51 «Град»
122-мм осколочно-фугасный снаряд М-21ОФ (9М22).
Принят на вооружении в 1963 г. Баллистический индекс – ТС-74.
Предназначен для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей, для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника.
Дальность стрельбы: максимальная – 20400 (20100) м, с малым тормозным кольцом – 12-16 км, с большим тормозным кольцом – до 12 км.
Рассеивание (Дмакс): Вд – 1/200, Вб – 1/130.
Боевая часть 9Н51 – осколочно-фугасная, масса 18,4 кг, масса ВВ (ТГАФ-5, ТГАГ-5 или A-IX-2) – 6,4 (6,35) кг.
Поражающее действие – 1640 готовых осколков (массой 2,4 г) и 2280 осколков от корпуса (ср. массой 2,9 г).
Взрыватель – МРВ (9Э210, только 9М22 и 9М22У) или МРВ-У (9Э244).
Скорость снаряда: максимальная – 690 м/с, дульная – 50 м/с.
Двигатель – РДТТ. Пороховой заряд 9Х111 (порох РСИ-12М). Вес заряда – 20,45 кг. Время работы двигателя – 1,88 с.
Масса: снаряда – 66 или 65,72 кг. Длина – 2870 мм. Калибр – 122 мм.
Масса: малого тормозного кольца – 0,1 кг, большого тормозного кольца – 0,15 кг.
Температурный диапазон применения – от -40 до +50оС.
Тара – ящик 9Я615. Масса тары со снарядом – 100 кг. Габариты тары – 2810х290х254 мм.

Модификации:

- 9М22У – взрыватель МРВ или МРВ-У, масса снаряда – 66,78 или 66,6 кг, заряд 9Х111;
- 9М22У-1 – взрыватель МРВ-У, масса снаряда – 66,6 кг, заряд 9Х111М2 (порох РСТ-4К);
- 9М22У-2 – взрыватель МРВ-У, масса снаряда – 66,6 кг, заряд 9Х111М3 (порох РСИ-12МБП).

 
122-мм зажигательный реактивный снаряд МЗ-21 (9М22С).
Принят на вооружении в 1971 г.
Предназначен для создания массовых очагов пожара на местности с сухим растительным покровом и с легковоспламеняющимся горючими материалами.
Дальность стрельбы: максимальная – 19890 м, с тормозным кольцом – 11860-1500 м.
Боевая часть 9Н510 – зажигательная, масса – 17,8 кг, 180 зажигательных элементов (магниевый сплав МЛ-5) общей массой 5,94 кг, разброс горящих элементов на площади 80х80 м, время горения – не менее 2 мин.
Дистанционная трубка – ГТД-90 или ТМ-120.
Скорость снаряда: в полете – 707 м/с.
Двигатель – РДТТ. Вес заряда – 20,45 кг (порох РСИ-12М). Время работы – 1,88 с.
Масса: снаряда – 66 кг. Длина – 2970 мм. Калибр – 122 мм.
Тара – ящик 9Я672. Масса тары со снарядом – 100 кг. Габариты тары – 2905х290х245 мм.
 
 
122-мм осколочно-химический реактивный снаряд МС-21 «Лейка» (9М23).
Принят на вооружении в 1963 г.
Предназначен для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы противника осколочным и отравляющим действием.
Дальность стрельбы: с взрывателем МРВ – 20400 м, с взрывателем 9Э310 – 18800 м, минимальная – 5000 м.
Рассеивание (Дмакс): Вд – 1/172, Вб – 1/118. Эллипс рассеивания – 8 га.
Боевая часть 9Н56 – осколочно-химическая, массой 18,7 кг (1,39 кг тротила и 2,845 кг рецептуры «Р-33»).
Поражающее действие – 760 осколков (средний вес – 14,7 грамм).
Площадь поражения ОВ в 1,5 раза больше, чем у химического снаряда МС-14.
Взрыватель – МРВ (9Э210), МРВ-У (9Э244) или 9Э310 (радиолокационный, высота подрыва – 1,6-30 м).
Скорость снаряда: максимальная – 715 м/с, дульная – 50 м/с.
Масса снаряда – 66,7 кг.
Ракетная часть 9М22. Двигатель – РДТТ. Вес заряда 9Х111 – 20,45 кг (порох РСИ-12М).

122-мм осколочно-химический реактивный снаряд МС-21М «Лейка» (9М23М).
Боевая часть:
- осколочно-химическая боевая часть 9Н57, массой 19,0 кг (1,8 кг тротила и 3,035 кг рецептуры «Р-35»),
- осколочно-химическая боевая часть 9Н58 (1,8 кг тротила и 3,075 кг рецептуры «Р-55»).
Рассеивание (Дмакс): Вд – 1/206, Вб – 1/131, эллипс рассеивания – 9 га.
Масса снаряда – 67,0 кг.


122-мм кассетный реактивный снаряд 9М22К «Украшение» с противопехотными минами ПФМ-1С.
Предназначен для дистанционной установки противопехотных минных полей.
Головная часть – содержит ? противопехотных мин ПФМ-1С.

 
122-мм реактивный снаряд 9М22К1 с противопехотными минами ПОМ-2.
Предназначен для дистанционной установки противопехотных минных полей.
Головная часть – содержит 5 противопехотных осколочных мин ПОМ-2 (время самоликвидации мины от 4 до 100 часов).
 

122-мм кассетный реактивный снаряд 9М22К2 с противотанковыми минами ПТМ-3.
Предназначен для дистанционной установки противотанковых минных полей.
Дальность стрельбы – от 1,5 до 13,4 км.
Головная часть – содержит 3 противотанковых мины ПТМ-3 (время самоликвидации мины от 16 до 24 часов).
Для минирования 1 км фронта требуется 90 снарядов.
Масса: снаряда – 57,7 кг, головной части – 22,8 кг.
Длина снаряда – 3019 мм.
 

122-мм кассетный реактивный снаряд 3М16 «Прозаик» с противопехотными минами ПОМ-2.
Предназначен для дистанционной установки противопехотных минных полей.
Дальность стрельбы – от 1,5 до 13,4 км.
Головная часть – содержит 5 противопехотных осколочных мин ПОМ-2 (время самоликвидации мины от 4 до 100 часов).
Рассеивание – 250 кв.м. Для минирования 1 км фронта требуется 20 снарядов.
Масса: снаряда – 56,4 кг, головной части – 21,6 кг. Длина снаряда – 3019 мм.
 

122-мм осколочно-фугасный реактивный снаряд 9М521.
Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.
Дальность стрельбы – до 40 км.
Боевая часть – осколочно-фугасная повышенного могущества, масса – 21 кг.
Поражающее действие – 1000 готовых осколков (5,5 г) и 2440 осколков от корпуса (ср. 3,0 г).
Масса снаряда – 66 кг. Длина – 2840 мм.
 
122-мм осколочно-фугасный реактивный снаряд 9М522.
Дальность стрельбы – до 37,5 км.
Боевая часть – осколочно-фугасная отделяемая, парашютная, массой 25 кг.
Взрыватели – контактный и неконтактный (высота подрыва – до 30 м)
Поражающее действие – 1800 и 690 готовых осколков (0,78 г и 5,5 г)  и 1210 осколков от корпуса (ср. 7,5 г).
Масса снаряда – 70 кг. Длина – 3037 мм.

122-мм термобарический реактивный снаряд 9М215.

Боевая часть – термобарическая.
Модификации:
9М215М «Возгорание-1».

122-мм кассетный реактивный снаряд с самоприцеливающимися боевыми элементами 9М217.
Предназначен для поражения бронированной техники (танки, боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР), самоходные артиллерийские установки (САУ)).
Дальность стрельбы – до 30 км.
Боевая часть – 2 самоприцеливающихся противотанковых боевых элемента (бронепробиваемость с расстояния 100 м под углом 30 град – 60-70 мм), масса БЧ – 25 кг.
 
122-мм кассетный реактивный снаряд с кумулятивно-осколочными боевыми элементами 9М218.
Предназначен для поражения легкобронированной техники (боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР), самоходные артиллерийские установки (САУ)), живой силы, самолетов и вертолетов на стоянках.
Боевая часть – 45 кумулятивно-осколочных боевых элементов (бронепробиваемость – 100-120 мм), масса БЧ – 25 кг.
 
122-мм агитационный реактивный снаряд М-21А (9М22Д)
Боевая часть 9Н511 – агитационная.
Модификации:
9М22Д-1.
 
122-мм осветительный реактивный снаряд 9М42 «Иллюминация».
Подсвечивает на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450-500 м, освещенность 2 люкса в течение 90 с.
Дальность пуска – до 5 км.
 
Комплект 122-мм реактивный снарядов «Лилия-2» (9М519-1 – 9М519-7) для постановки радиопомех.
Предназначен для создания помех КВ и УКВ-диапазонов радиосвязи с целью дезорганизации системы управления противника в тактическом звене путем подавления линий радиосвязи, пунктов управления войсками и оружием, наземных пунктов обработки информации.
Дальность стрельбы – от 4,5 до 18,5 км.
Головная часть – передатчик помех Р-032 (время непрерывной работы – 60 минут, радиус действия – 700 м, диапазон – от 1,5 до 120 МГц).
Масса: снаряда – 66 кг, головной части – 18,4 кг. Длина снаряда – 3025 мм.
 
122-мм холостой выстрел 9Д158.
Обеспечивает для имитацию стрельбы без схода с направляющих боевой машины и предназначен для использования в учебно-тренировочных целях на войсковых учениях и при подготовке расчетов боевых машин 9П138, 9П139, БМ-21, 9П125, 9А51
Масса выстрела – 8,2 кг. Длина – 350,1 мм. Калибр – 122 мм.
Тара – ящик 9Я42. Количество выстрелов в таре – 5. Масса тары с выстрелами – 67,6 кг. Габариты тары – 2236х293х250 мм.
Состоит из защищенного пиропатрона 9Х264 или электровоспламенителя 9Х317 (9Х317М), воспламенителя 9Х256, заряда 9Х222 и неснаряженного холостого выстрела.
При подаче импульса электрического тока через контакт трубы боевой машины на контакт контактной крышки холостого выстрела срабатывает пиропатрон 9Х264 или электровоспламенитель 9Х317 (9Х317М), форс огня которого, проходя через форсажную трубку воспламеняет заряд 9Х222. Образовавшиеся газы срывают контактную крышку и начинается истечение пороховых газов через сопла, имитирующие пуск реактивного снаряда.
 
122-мм реактивный снаряд ПРС-60.
Принят на вооружении в начале 80-х гг. в составе комплекса ДП-62 «Дамба»
Предназначен для поражения подводных диверсионных сил и средств
Дальность стрельбы: максимальная – 5000 м, минимальная – 300 м.
Глубина поражения целей – от 3 до 200 м.
Боевая часть – фугасная, масса ВВ – 20 кг, взрыватель – 95В.
Скорость снаряда: в полете – м/с, дульная – м/с.
Двигатель – РДТТ. Вес заряда – .
Масса: снаряда – 75,3 кг. Длина – 2745 мм. Калибр – 122 мм. Размах стабилизаторов – 250 мм.
Модификации:
ПРС-60-УТ - практический.

 
 


 
Боевые машины 
Боевая машина БМ-21
Код ГРАУ - 2Б5.
Принята на вооружении с 1963 г. Производство с 1964 г.
Разработчик – СКБ-203. Главный конструктор – А.И. Яскин. Изготовитель – завод №172 (г. Пермь).
Шасси – «Урал-375Д» (6х6).
Расчет – 6 человек.
Артиллерийская часть:
- количество направляющих – 40.
- углы наведения: ГН – 102-70о; ВН – 0…+55о.
Время: залпа – 20 сек., перезаряжания – 7 мин (ручное).
Прицельные приспособления: механический прицел Д726-45, панорама – ПГ-1М, коллиматор – К-1, прибор подсветки - "Луч-С71М".
Прибор управления стрельбой 9В370М (может выноситься на расстояние до 60 м, масса - 23 кг).
Масса: без снарядов и расчета – 10,87 т., снаряженной – 13,7-13,8 т., шаси - 8,4 т.
Габариты (походные): длина – 7,35 м, ширина – 2,4 м, высота – 3,09 м.
Габариты (боевое): длина – 7,35 м, ширина – 3,01 м, высота – 2,68-4,35 м.
Дорожный просвет - 400-410 мм. База - 4200 мм. Колея - 2000 мм.
Двигатель – карбюраторный ЗИЛ-375, мощность – 180 л.с.
Запас топлива – 300+60 л.
Скорость по шоссе – до 75 км/ч. Запас хода – 405 км.
Преодолеваемые препятствия: подъем – 30 град, брод – 1,5 м.
Оборудование: радиостанция Р-106М (Р-108М) гирокомпас 1Г11.
Время: занятия неподготовленной ОП – мин?, покидания ОП – 1 мин.

Боевая машина БМ-21-1
Код ГРАУ - 2Б17.
Поступила на вооружении в 1996 (2001) г.
Расчет – 3 чел.
Шасси – «Урал-4320» (6х6).
Артиллерийская часть.
Время подготовки к открытию огня: с марша – 6 (3) мин, с огневой позиции – 30 с., покидания позиции – 1 мин.
Масса – 14,0 т.
На машине установлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО «Успех-Р», спутниковая навигационная система, аппаратура подготовки пуска.
В состав батареи введена машина управления огнем батареи 9В153 «Капустник-Б» (вместо 1В110).
Автоматизированная система управления наведением и огнем (АСУНО) «Успех-Р» обеспечивает:
- полуавтоматическое наведение пакета направляющих БМ без выхода расчета из кабины (без использования прицельных приспособлений);
- ведение огня с неподготовленной в топогеодезическом отношении позиции за счет автономного определения дирекционного угла продольной оси пакета направляющих БМ и определения собственных координат;
- наглядное изображение на дисплее ЭВМ графической информации для наведения пакета направляющих БМ, карты местности с указанием ее местоположения, пункта назначения и маршрута движения;
- сокращение в 2-3 раза времени готовности БМ от момента получения координат цели до открытия огня и, как следствие этого повышение выживаемости системы за счет сокращения времени пребывания на боевой позиции.

Боевая машина БМ-21-1
Код ГРАУ - 2Б26.
Поступила на вооружении в 2011 г.
Расчет – 3 чел.
Шасси – «КамАЗ-5350» (6х6).

Предпологаемая модернизация артиллерийской части:
2 транспортно-пусковых контейнера по 20 направляющих.
Масса ТПК: без снарядов – 370 кг, со снарядами – 1770 кг.
Время заряжания боевой машины – 5 мин.

Транспортная машина 9Т450
Предназначена для транспортировки реактивных снарядов М-21ОФ, подачи их к боевой машине и при необходимости для хранения реактивных снарядов в стеллажах установленных на машине.
Разработчик – СКБ-203.
Шасси – ЗиЛ-131.
Расчет – 2 человека.
Количество возимых реактивных снарядов – 40 (в двух стеллажах 9Ф37).
Стеллажи 9Ф37 также устанавливались на других транспортных машинах - ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗиЛ-130, ЗиЛ-150, ЗиЛ-151, ЗиЛ-157 и др.

Выделенное красным следует читать как предположительно.

 


 
Проектирование элементов системы залпового огня было начато на основании приказа Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) от 24 февраля 1959 г. 30 мая 1960 г. вышло постановление Совета министров СССР №578-236 о начале полномасштабных работ по «полевой дивизионной реактивной системе «Град»».
   Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147. СКБ-203 делало ПУ; НИИ-6 – твердотопливные заряды; ГСКБ-47 – снаряжение БЧ.
   Первоначально (еще в 1950-х годах) в качестве БМ новой РСЗО рассматривались варианты на базе СУ-100П с 30 направляющими (весом 24 т) и ЯМЗ-214 (затем КрАЗ-214) с 60 направляющими. Длительность залпа составляла 10-12 с. Скорость БМ достигала 40 км/ч.
   Но после в качестве шасси был выбран автомобиль «Урал-375». Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих ствольного типа, образующих так называемый пакет: 4 ряда по 10 стволов в каждом. Ствол предназначен для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Калибр ствола 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета стволов в вертикальной и горизонтальной плоскости производится с помощью электропривода и вручную.
   Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электроприводом или вручную шестерня вращает зубчатый сектор, и качающейся части БМ придаются углы возвышения.
Поворотный механизм расположен с левой стороны основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона.
   При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть БМ.
   Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части БМ и расположен в люльке. Он состоит из 2 одинаковых торсионов – пакетов стальных пластин, работающих на кручение. Один конец торсиона заделан в люльке, а второй конец системой рычагов соединяется с основанием.
   Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1.
   Две опытные установки «Град» успешно прошли испытания в конце 1961 г. 31 декабря 1961 г. разработчиками было предъявлено ГРАУ 500 снарядов и 2 ПУ системы «Град». 1 марта 1962 г. в ЛенВО начались государственные полигонно-войсковые испытания комплекса «Град», было запланировано 663 пуска и 10 тыс. километров пробега. Однако установка 2Б5 прошла только 3380 км. Пробега, после чего произошла поломка левого лонжерона шасси рамы, и испытания пришлось приостановить. Вскоре на новом шасси произошли прогибы заднего и среднего мостов и изгиб карданного вала от соударения об ось балансира.
   Тем не менее система «Град» была принята постановлением Совета Министров СССР от 28 марта 1963 г. Сдача серийных образцов «Града» началась в 1964 г.
   Серийное производство установок БМ-21 велось на заводе №172 в Перми. В 1970 г. завод изготовил 646 БМ, в 1971 г. – 497 БМ, из них 124 на экспорт. В первом полугодии 1972 г. изготовлено 255 БМ, из них 60 на экспорт. К 1995 г. 2 50 стран мира было поставлено свыше 2000 БМ-21.
   В СА в составе артиллерийских полков стрелковых дивизий было 2 дивизиона: один – с РСЗО «Град», другой – с САУ.
« Последнее редактирование: Декабря 10, 2016, 09:20:15 pm от Rotor15 »
Записан

Pavel

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 156
Боевая машина (ПУ) БМ-21 «Град»
« Ответ #1 : Июля 17, 2006, 06:27:09 pm »

Боевая машина (ПУ) БМ-21 «Град»

Технические характеристики
Шасси                                                                 Урал-375Д
                                                                          Урал-4320
Калибр, мм                                                        122
Количество направляющих, шт                              40
Время полного залпа, с                                           20
Вес БМ без снарядов и расчета, кг                      10870
Вес заряженной БМ с расчетом, кг                     13700
Максимальная скорость движения с полной нагрузкой
по дорогам с твердым покрытием, км/ч                   75
Максимальный угол возвышения, град                   55
Углы горизонтального обстрела, град:
 - вправо от оси автошасси                                   70
 - влево от оси автошасси                                 102
Габариты в походном положении, мм:
 - длина                                                               7350
 - ширина                                                             2400
 - высота                                                           3090

Источники информации - сайт ФГУП ГНПП "Сплав" и книга А.Б. Широкорада "От "Катюши" до Смерча". Из истории реактивной артиллерии"
« Последнее редактирование: Апреля 20, 2017, 05:51:35 pm от Вадим Степанов »
Записан

MMIsaev

  • Гость

Реактивная система залпового огня БM21 "Град"
Полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня БМ-21 "Град" на протяжении трех десятилетий является наиболее массовой боевой машиной данного класса отечественного производства. Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.

Разработка системы началась 30 мая 1960 года. Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147; СКБ-203 делало пусковую установку; НИИ-6 твердотопливные заряды; ГСКБ-47 снаряжение боевых частей.

С самого начала перед конструкторами стояла задача создания простого в изготовлении и использовании комплекса, не уступавшего зарубежным аналогам по своим техническим характеристикам.В качестве ходовой части было выбрано шасси высокой проходимости "Урал-375" производства Уральского автомобильного завода. Для упрощения конструкции направляющих они были изготовлены трубчатыми. В первоначальном варианте штатное положение пакета направляющих для стрельбы было поперёк продольной оси автомобиля. Первые испытательные пуски показали полную непригодность такой схемы по причине сильного раскачивания платформы после старта первых снарядов и снижения точности стрельбы. Кроме поворота направляющих была усилена подвеска и приняты меры для стабилизации кузова. Теперь стрельба (как одиночными снарядами, так и залпом) стала возможна не только строго по продольной оси автомобиля, но и под острым углом к ней.

Две опытные установки "Град" прошли заводские испытания в конце 1961 года. С 1 марта по 1 мая 1962 года в Ленинградском Военном округе прошли Государственные полигонно-войсковые испытания комплекса "Град". Система "Град" была принята на вооружение 28 марта 1963 г. Сдача серийных образцов "Града" была начата в 1964 году.

В 90-х годах к "Граду" были созданы принципиально новые образцы боеприпасов. Кроме того, ведутся работы по модернизации боевой машины БМ-21. Наиболее важное направление ее модернизации замена пакета направляющих труб из металла на два моноблока одноразовых транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), изготавливаемых из полимерных композитных материалов.Они устанавливаются на боевую машину с помощью специальной дополнительной переходной рамы. В этом случае перезаряжание боевых машин производится с помощью грузоподъемных средств. Время заряжания сокращается до 5 минут.


Состав


БМ-21 состоит из:

ПУ

Шасси - Урал-375

Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих,образующих пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначена для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода. Старт всех 40 снарядов проходит в течении 20 секунд.Cнаряд имеет предохранитель, взводящий взрыватель после удаления выстеленного снаряда на 150-400 м. Установка имеет возможность дистанционного управления наведением и стрельбой с выносного пульта на расстоянии до 50 метров. Перевод системы из походного положения в боевое занимает 3,5 минуты. Наведение в вертикальной и горизонтальной плоскости производится с помощью электропривода и прицела по типу артиллерийского. Запуск сорока снарядов занимает двадцать секунд.

Стабилизация снарядов в полете комбинированная: как за счет стабилизаторов, складывающихся при установке в направляющие, так и за счет гироскопического эффекта, возникающего при вращении снаряда во время полета к цели. Лопасти стабилизатора, расположенные в хвосте снаряда, установлены под углом к направлению полёта. Они выполнены складывающимися. Для инициирования вращения снаряда на корпусе выполнен штифт, продвигающийся по спиральному пазу в направляющей.

Основными типами боеприпасов являются:

осколочно-фугасный снаряд 9М21ОФ

осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф или 9М22У;

комплект из семи снарядов 9М519-1...7 для создания радиопомех ;

снаряд с кассетной головной частью 3М16 для дистанционной постановки противопехотных мин ;

снаряд с кассетной головной частью 9М28К для дистанционной постановки противотанковых мин ;

Возможна также стрельба химическими снарядами 9M21, реактивными дымовыми снарядами массой 66 кг на дальность до 20,6 км, а также осветительными снарядами, освещающими на местности круг диаметром 1000м с высоты 450-500 м в течение 90 секунд.

Высокие динамические качества и проходимость позволяют эффективно использовать комплекс "Град" совместно с бронетанковой техникой как на марше, так и на передовых позициях во время проведения боевых операций. Дизельный двигатель мощностью 176 кВт, шины повышенной проходимости с центральной системой регулировки давления позволяют этой системе залпового огня не только не уступать в мобильности другим войсковым транспортным средствам и боевым машинам, но и превосходить их. Без преувеличения можно сказать, что и сегодня "Град" является самой эффективной системой залпового огня для комплексов калибра 100-152 см.


Тактико-технические характеристики

Калибр,мм 122
Длина ракеты, мм 2870
Полный вес (в зависимости от БЧ) , кг 56,4-66
Вес БЧ, кг 6,4
Вес БМ, кг 13700
Дальность стрельбы минимальная, м 5000
Дальность стрельбы максимальная, м 20380
Точность(рассеивание),м 90
Количество направляющих 40
Перевод системы из походного положения в боевое, мин. 3,5
Мощность двигателя 180 л.с.
Максимальная скорость км/час (по шоссе) 85
Запас хода, км 1040
Колесная формула 6х6
Клиренс,мм 400
Год принятия на вооружение 1963


Испытания и эксплуатация

Также была создана легкая установка ракетной системы залпового огня БМ-21В на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в которой число 122-мм труб было уменьшено с 40 до 12, по сравнению с РСЗО "Град" на шасси "Урала-375".

В 1966 году началось проектирование корабельного варианта "Града". Корабельный комплекс получил название "Град-М" А-215. Он включает в себя пусковую установку, приборы управления стрельбой и дальномерное визирное устройство с лазерным дальномером. Пакет с 40 направляющими был полностью унифицирован с армейской боевой машиной БМ-21. Корабельные испытания комплекса А-215 были проведены на Балтике с 20 марта по 7 мая 1972 года на большом десантном корабле БДК-104 (проект 1171). Испытания выявили ряд конструктивных недостатков в системах заряжания и наведения, в лазерном дальномере и др. После нескольких этапов доработки и испытания комплекс А-215 в 1978 году был принят на вооружение десантных кораблей.



В 80-х годах "Град" модифицировали для борьбы с подводными диверсантами (боевыми пловцами) и сверхмалыми подводными лодками. Для защиты входов в военно-морские базы и охраны морской границы на базе комплекса "Град" был создан комплекс "Дамба", в состав которого вошла боевая машина БМ-21ПД, транспортная машина 95ТМ и реактивный снаряд ПРС-60

В арабских странах артиллерийскую часть "Града", сократив число труб до 30, устанавливали на различные шасси - от советских автомобилей ЗИЛ-131 до японских ISUZU. В 70-90 гг комплекс "Град" успешно применялся в самых различных климатических условиях: в Азии. Африке и Латинской Америке, а также в России во время боевых действий в Чечне, причем в последнем случае с обеих сторон.


                  122-мм авиадесантируемая реактивная система залпового огня
                  БМ-21В "Град-В"
                   
                  Авиадесантируемая реактивная система залпового огня БМ-21В
                  "Град-В" (В — воздушно-десантная) обеспечивает поражение живой
                  силы и техники противника на дальностях до 20 км в любых
                  климатических условиях в любое время суток. Система
                  разработана в ГУНПП "Сплав" и была принята на вооружение
                  воздушно-десантных дивизий СССР в 1967 году
                  РСЗО "Град-В" разработана с использованием узлов и агрегатов
                  122-мм дивизионной РСЗО БМ-21 "Град" . Вместе с тем, в ее
                  конструкции учтены и специфические требования, предъявляемые к
                  боевой технике воздушно-десантных войск — повышенная
                  надежность, компактность и малый вес. РСЗО "Град-В" может
                  перевозиться по воздуху в грузовых кабинах военно-транспортных
                  самолетов и десантироваться как посадочным, так и парашютным
                  способом (с использованием специальных платформ и
                  многокупольных парашютных систем).
                  В боекомплект системы входят штатные боеприпасы РСЗО "Град", в
                  том числе и наиболее эффективные, разработанные в ГУНПП
                  "Сплав" в последнее время.

                  Состав
                   
                  В состав РСЗО "Град-В" БМ-21В входят:
                    боевая машина БМ-21В на шасси автомобиля повышенной
                    проходимости ГАЗ-66Б ,
                    система управления огнем
                    122-мм неуправляемые реактивные снаряды,
                    транспортная машина для подвоза боеприпасов.
                  В целях снижения веса боевой машины количество трубчатых
                  направляющих ее артиллерийской части уменьшено по сравнению с
                  БМ-21 с 40 до 12. По конструкции эти направляющие не
                  отличаются от направляющих БМ-21: длина — Зм, внутренний
                  диаметр — 122,4 мм, имеется П-образный винтовой паз, по
                  которому скользит ведущий штифт снаряда. Пакет направляющих
                  представляет собой двухрядную сборку из 12 стволов (по шесть
                  стволов в ряду). Он установлен на поворотном основании, на
                  котором смонтированы также механизмы наведения, прицельные
                  приспособления и соответствующее электротехническое
                  оборудование.
                  В кормовой части боевой машины имеются два упора с
                  механическими домкратами для повышения устойчивости пусковой
                  установки при стрельбе. Время перевода пусковой установки из
                  походного положения в боевое составляет всего 3,5 минуты.
                  Приводы наведения имеют дополнительное механическое устройство
                  — так называемый механизм обхода кабины копирного типа. При
                  наведении по горизонту, когда стволы подходят к зоне кабины,
                  ролик этого механизма попадает на копир обхода и принудительно
                  поднимает весь пакет до угла +15°. Таким образом
                  обеспечивается соблюдение мер безопасности при стрельбе.
                  Стрельба из БМ-21 В ведется одиночными снарядами или залпом.
                  Полное время залпа составляет 6 секунд. Заряжание пусковой
                  установки производится с грунта, время перезаряжания — 5
                  минут.
                  При стрельбе могут использоваться все штатные боеприпасы РСЗО
                  БМ-21 "Град".
                  Основным типом боеприпасов считается осколочно-фугасный снаряд
                  9М21ОФ. Дальность стрельбы при использовании этого снаряда
                  составляет 20,1 км.
                  Шасси пусковой установки снабжено V-образным восьмицилиндровым
                  карбюраторным двигателем ЗМЗ-бб. Этот двигатель развивает
                  максимальную мощность 115л. с. при 3200 об./мин. Сцепление —
                  однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом. Коробка
                  передач — четырехступенчатая, с синхронизаторами для 3-й и 4-й
                  передач. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 4x4.
                  Передний мост — отключаемый. Подвеска передних и задних колес
                  — зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах с
                  гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего
                  действия. Имеется централизованная система регулирования
                  давления воздуха в шинах. Кабина снабжена брезентовым тентом,
                  боковыми дверями и ветровым стеклом, которые снимаются при
                  установке машины на платформу для парашютного десантирования .

                  Пусковая установка БМ-21 В обладает высокими скоростными
                  характеристиками и хорошей проходимостью на пересеченной
                  местности. При движении по шоссе она развивает максимальную
                  скорость 85 км/час, запас хода - 875км. Без предварительной
                  подготовки БМ-21В преодолевает брод глубиной 0,8 м. Боевая
                  машина оборудована средствами пожаротушения, УКВ радиостанцией
                  Р-105М и электромегафоном для громконаправленной передачи
                  звуковых команд. В распоряжении водителя имеется инфракрасный
                  прибор ночного видения. Для ведения стрельбы ночью шкалы
                  прицельных приспособлений снабжены подсветкой.

                  Тактико-технические характеристики
                        Калибр, мм 122
                        Количество направляющих 12
                        Расчет, чел. 2
                        Масса пусковой установки в боевом положении, т 6
                        Габариты пусковой установки в походном положении, мм
                        5655*2400*2440
                        Стартовая масса снаряда,кг 66.4
                        Максимальная дальность стрельбы,км 20.1
                        Продолжительность залпа,с 6
                        Время перезаряжания, мин 5


                  Источники

                  Шунков В.Н. "Ракетное оружие" .-Мн.: ООО "Попурри", 2001-
                  528с.
                  122-мм авиадесантируемая реактивная система залпового огня
                  БМ-21В "Град-В"
« Последнее редактирование: Июля 20, 2006, 10:52:57 am от Administrator »
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2115
9К51 "Град" - 122-мм реактивная система залпового огня
« Ответ #3 : Февраля 12, 2007, 10:12:37 pm »

Боевая машина 2Б26
« Последнее редактирование: Мая 11, 2012, 06:40:05 pm от Ракетчик »
Записан

Biene

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 124
Записан

пенсионер

  • Не всё говори что знаешь, но знай что говоришь
  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 426
  • говорю только то, в чём уверен

 ::)
« Последнее редактирование: Апреля 20, 2017, 05:52:46 pm от Вадим Степанов »
Записан

Witek

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 197

26.03.2008
Александр Широкорад
"Град" – сын "Стрижа Тайфуновича"

28 марта 1963 года на вооружение Советской армии была принята 122-мм реактивная система залпового огня
Среди самых известных образцов отечественного вооружения реактивная система залпового огня «Град» уступает по популярности разве что автомату Калашникова. Она имеется в войсках армий более чем 50 стран. За прошедшие 45 лет «Град» нисколько не устарел, напротив – его возможности резко возросли и продолжают улучшаться. Дальность полета снарядов РСЗО увеличилась почти вдвое, а главное – становится все разнообразнее их «ассортимент».
История создания «Града» до сих пор малоизвестна. Вопреки утверждениям советских пропагандистов все послевоенные реактивные снаряды в СССР – как сухопутные, так и авиационные – не являются развитием прославленного 132-мм реактивного снаряда (РС) «катюши». Их «отцами» стали 15-см и 21-см германские турбореактивные снаряды, а также авиационные 5,5-см ракеты R4М «Оркан» и «Шланге» («Змея»). Однако стесняться этого нечего, поскольку США, Великобритания и Франция создали на базе германских разработок куда больше образцов вооружения, чем СССР.
В течение 1942–1945 годов немецкие специалисты сконструировали зенитный ракетный комплекс «Тайфун». Его ракета изготавливалась в двух вариантах: с твердотопливным (пороховым) двигателем и жидкостным. Ракеты поступили в серийное производство, но в боевых условиях вермахт применить их не успел. После войны доработкой реактивных снарядов занялись в КБ-5, входившем в состав НИИ «Берлин». Возглавлял КБ-5 Н.И.Крупнов. Его ближайшим помощником стал доктор Вильгельм Бурхардт – один из создателей ракеты «Тайфун». К сожалению, он погиб в авиакатастрофе в 1946 году.
В ноябре 1946 года все работы в НИИ «Берлин» были свернуты, а оборудование и специалистов вывезли в СССР. Доработанный «Тайфун» получил название РЗС-115 «Стриж». Вес снаряда составлял 53,6 кг; досягаемость по высоте равнялась 16,5 км, а максимальная горизонтальная дальность доходила до 22,7 км. Комплексные полигонные испытания РЗС-115 были проведены в период с декабря 1956 по июнь 1957 года. Увы, «Тайфун» был хорош против «летающих крепостей» В-17 и В-29, но «Стриж» не доставал до высоты полета реактивных бомбардировщиков В-47, В-52 и «Вулкан», а на подходе был сверхзвуковой В-58. В 1957 году работы по зенитному комплексу были прекращены.
Однако неплохая баллистика и кучность «Стрижа» навели военных на мысль создать на базе зенитного комплекса реактивную систему залпового огня (РСЗО). 3 января 1956 года вышло постановление Совета Министров, в котором предписывалось подготовить проект разработки армейского осколочно-фугасного снаряда на основе РЗС-115.
Боевая часть «Стрижа» была слабовата для борьбы с наземными целями, и ее вес увеличили до 16,5 кг, масса тротила возросла с 1,6 кг до 5,5 кг. Естественно, большими стали калибр и общий вес ракеты.
К 1960 году калибр изделия уже возрос со 115 до 122 мм. Новый снаряд стабилизировался как хвостовым оперением, так и вращением. Точнее, вращательным движением, поскольку оно было крайне мало – десятки оборотов в секунду и не создавало достаточного гироскопического эффекта, но зато компенсировало отклонение силы тяги двигателя. Таким образом, исключалась важнейшая причина рассеивания снарядов. Такая система стабилизации оказалась близкой к оптимальной и была принята для последующих систем большего калибра «Ураган» и «Смерч».
Для того чтобы использовать трубчатые направляющие, крылья, оперения сделали складывающимися. Они раскрывались при старте. Впервые их применили немцы в 55-мм авиационных неуправляемых реактивных снарядах.
В качестве шасси был выбран автомобиль «Урал-375». Артиллерийская часть состояла из 40 направляющих трубчатого типа, образующих так называемый «пакет»: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначалась для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производилось с помощью электропривода и вручную.
31 декабря 1961 года разработчики предъявили Главному ракетно-артиллерийскому управлению Минобороны 500 снарядов и две пусковые установки системы «Град». 1 марта 1962 года начались государственные полигонно-войсковые испытания комплекса. Система «Град» была принята на вооружение постановлением Совета Министров СССР от 28 марта 1963 года. Сдача серийных образцов «Града» началась в 1964 году. К 1995 году из России (СССР) в другие страны мира было поставлено свыше 2000 БМ-21.
материалы: Независимая Газета© 1999-2007   Опубликовано в Независимой Газете от 26.03.2008
Оригинал: http://www.ng.ru/nvo/2008-03-26/9_grad.html
Записан

Witek

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 197

21.03.2008
Александр Широкорад
"Град" – сын "Стрижа Тайфуновича"

28 марта 1963 года на вооружение Советской армии была принята 122-мм реактивная система залпового огня
Среди самых известных образцов отечественного вооружения и военной техники реактивная система залпового огня «Град» уступает по популярности разве что автомату Калашникова. Она имеется в войсках армий более чем 50 стран, ею оснащены корабли ряда флотов мира. Ни одна другая РСЗО, включая созданные в Соединенных Штатах и государствах – членах Североатлантического альянса, не обладает и десятой долей славы, заслуженно завоеванной «Градом».
ВНАЧАЛЕ БЫЛА... ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА
За прошедшие 45 лет «Град» нисколько не устарел, напротив – его возможности резко возросли и продолжают улучшаться. Система получает все новые колесные и гусеничные шасси. Дальность полета снарядов РСЗО увеличилась почти вдвое, а главное – становится все разнообразнее их «ассортимент».
Поначалу «Град» мог обрушить на противника всего лишь фугасные и химические РС. А затем в его боекомплекте появились кассетные, противотанковые, агитационные, термобарические снаряды; РС с противотанковыми и противопехотными минами, с боевыми частями для поражения подводных диверсантов, для постановки радиопомех... Вполне реально появление снарядов системы «Град», предназначенных для борьбы с низколетящими вертолетами, самолетами и крылатыми ракетами. Судя по всему, различные варианты этой РСЗО будут оставаться на вооружении, по крайней мере до середины XXI века.
История же создания «Града» до сих пор малоизвестна. В какой-то степени это связано с проблемой преемственности. Вопреки утверждениям советских пропагандистов все послевоенные реактивные снаряды в СССР – как сухопутные М-14, М-24 и МД-20, так и авиационные С-5 – не являются развитием прославленного 132-мм РС «Катюши» и забытого 300-мм РС «Лука М» (М-30 и М-31). Их «отцами» стали 15-см и 21-см германские турбореактивные снаряды, а также авиационные 5,5-см ракеты R4М «Оркан» и «Шланге». Однако, на взгляд автора, стесняться этого нам нечего, поскольку США, Великобритания и Франция создали на базе германских разработок куда больше образцов ВВТ, чем Советский Союз.
В течение 1942–1945 годов немецкие специалисты сконструировали зенитный ракетный комплекс «Тайфун». Ракета этого ЗРК изготавливалась в двух вариантах: «Тайфун Р» и «Тайфун F». Основное различие вариантов Р и F было в двигателе. Вариант Р имел твердотопливный (пороховой) двигатель, а вариант F – жидкостный.
Ракеты поступили в серийное производство, но в боевых условиях вермахт применить их не успел. После окончания войны доработкой «Тайфун Р» занялись в КБ-5, входившим в состав НИИ «Берлин». Возглавлял КБ-5 Н.И.Крупнов. Его ближайшим помощником стал доктор Вильгельм Бурхардт – один из создателей ракеты «Тайфун». К сожалению, он погиб в авиакатастрофе в 1946 году.
В ноябре 1946 года все работы в НИИ «Берлин» были свернуты, а оборудование и специалистов вывезли в СССР. Здесь, в СССР, разработки по твердотопливному варианту «Тайфуна» передали в КБ-2 (с 1951 года – НИИ-642) Министерства... сельскохозяйственного машиностроения (парадокс, возможный разве что только в нашей социалистической Отчизне).
Доработанный «Тайфун Р» получил название РЗС-115 «Стриж». Занимался им коллектив, которым с 1946 года руководил Т.Б.Каменецкий, а затем – А.Д.Надирадзе. Вес снаряда составлял 53,6 кг, досягаемость по высоте равнялась 16,5 км, а максимальная горизонтальная дальность доходила до 22,7 км. Комплексные полигонные испытания РЗС-115 в составе радиолокационной станции СОН-30, счетно-решающего прибора, командного пункта батареи и трех пусковых установок (вместо 12 штатных) были проведены на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне в период с декабря 1956-го по июнь 1957 года.
Увы, «Тайфун Р» был хорош против «летающих крепостей» В-17 и В-29, но «Стриж» не доставал до высоты полета реактивных бомбардировщиков В-47, В-52 и «Вулкан», а на подходе был сверхзвуковой В-58. В итоге в 1957 году работы по зенитному комплексу были прекращены.
ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ ПО НАЗЕМНЫМ ЦЕЛЯМ
Однако неплохая баллистика и кучность «Стрижа» навели военных на мысль создать на базе «несостоявшегося» ЗРК реактивную систему залпового огня. 3 января 1956 года вышло постановление Совета министров СССР № 17, в котором НИИ-642 предписывалось подготовить проект разработки армейского осколочно-фугасного снаряда на основе РЗС-115.
Боевая часть «Стрижа» была слабовата для борьбы с наземными целями, и ее вес увеличили до 16,5 кг, масса тротила возросла с 1,6 кг до 5,5 кг. Естественно, большими стали калибр и общий вес ракеты. Но пока суть да дело, НИИ-642 приказом Минавиапрома от 6 ноября 1957 года отдали в подчинение В.Н.Челомею в ОКБ-52. А работы над реактивным снарядом передали в Тулу в НИИ-147 (с 1992 года – Государственное научно-производственное объединение «Сплав»).
Таким образом, НИИ-147 получило если не опытный образец ракеты, то по крайней мере полуфабрикат.
Проектирование элементов системы залпового огня было начато на основании приказа Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) от 24 февраля 1959 года, а 30 мая 1960-го вышло постановление Совета министров СССР № 578-236 о начале полномасштабных работ по «полевой дивизионной реактивной системе «Град». Она должна была заменить 140-мм реактивную систему М-14.
Головным исполнителем системы назначалось НИИ-147. СКБ-203 делало пусковую установку; НИИ-6 – твердотопливные заряды; ГСКБ-47 – снаряжение боевых частей.
К 1960 году калибр изделия уже возрос со 115 до 122 мм. Новый снаряд стабилизировался как хвостовым оперением, так и вращением. Точнее вращательным движением, поскольку оно было крайне мало – десятки оборотов в секунду и не создавало достаточного гироскопического эффекта, но зато компенсировало отклонение силы тяги двигателя. Таким образом, исключалась важнейшая причина рассеивания снарядов. Такая система стабилизации оказалась близкой к оптимальной и была принята для последующих систем большего калибра «Ураган» и «Смерч».
Для того чтобы использовать трубчатые направляющие, крылья оперения сделали складывающимися. Они раскрывались при старте. Вообще говоря, раскрывающийся стабилизатор был новшеством только в советских РСЗО. А впервые их применили немцы в 55-мм авиационных неуправляемых реактивных снарядов R-4М «Оркан» и «Шланге» («Змея»).
Первоначально единственным снарядом у «Града» был осколочно-фугасный 9М22 (М-21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210). Длина снаряда 2870 мм, а полный вес 66 кг. Головная часть весом 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. По осколочному действию снаряд 9М22 был в два раза эффективнее снаряда М-14-ОФ, а по фугасному – в 1,7 раза.
Ракетный заряд 9Х111 был изготовлен из пороха марки РСИ-12М и состоял из двух цилиндрических шашек – головной и хвостовой – общим весом 20,45 кг.
На базе снаряда 9М22 (с сохранением его двигателя и баллистики) в 1963 году был создан специальный осколочно-химический снаряд 9М23 «Лейка». Работы по нему НИИ-147 начал по договору от 11 августа 1961 года. Этот РС имел одинаковые весогабаритные характеристики со снарядом 9М22 и ту же баллистику.
«Лейка» снаряжалась 3,11 кг «химического вещества Р-35» или 2,83 кг «химического вещества Р-33». Кроме того, в боевой части снаряда находилось 1,8 кг взрывчатки при снаряжении веществом «Р-35» или 1,39 кг при снаряжении веществом «Р-33». Снаряд «Лейка» имел в 1,5 раза большую площадь поражения, чем химические 140-мм снаряды типа М-14.
9М23 снабжался механическим взрывателем МРВ (9Э210) и радиолокационным взрывателем 9Э310, который срабатывал на заранее заданной высоте от поверхности (1,6–30 м). Воздушный взрыв существенно увеличивал зону поражения осколками и отравляющим веществом. «Лейка» давала 760 полезных осколков со средним весом 14,7 г. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем несколько уменьшилась (с 20,4 км до 18,8 км).
Первоначально (еще в 1950-х годах) для новой РСЗО в качестве боевой машины со скоростью 40 км/час рассматривались варианты на базе СУ-100П с 30 направляющими (весом 24 т) и ЯМЗ-214 (затем КрАЗ-214) с 60 направляющими. Длительность залпа составляла 10–12 с.
Но затем в качестве шасси был выбран автомобиль «Урал-375». Артиллерийская часть состояла из 40 направляющих трубчатого типа, образующих так называемый «пакет»: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначалась для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производилось с помощью электропривода и вручную.
Две опытные установки «Град» успешно прошли заводские испытания в конце 1961 года. 31 декабря разработчики предъявили Главному ракетно-артиллерийскому управлению Минобороны 500 снарядов и две пусковые установки системы «Град». 1 марта 1962 года в Ленинградском военном округе начались государственные полигонно-войсковые испытания комплекса «Град», было запланировано 663 пуска и 10 тыс. километров пробега. Однако установка 2Б5 прошла только 3380 км, после чего произошла поломка левого лонжерона шасси рамы, и испытания пришлось приостановить. После этого поступило новое шасси. Но вскоре и на нем обнаружились прогибы заднего и среднего мостов, изгиб карданного вала от соударения об ось балансира.
Тем не менее система «Град» была принята на вооружение постановлением Совета министров СССР от 28 марта 1963 года. Сдача серийных образцов «Града» началась в 1964 году.
Серийное производство установок БМ-21 велось на заводе № 172 в Перми. В 1970 году предприятие выпустило 646 боевых машин, в 1971-м – 497, из которых 124 отправили на экспорт. В первом полугодии 1972 года завод изготовил 255 боевых машин, из них 60 – на экспорт. К 1995 году из России (СССР) в другие страны мира было поставлено свыше двух тысяч БМ-21.
материалы: НГ-НВО© 1999-2007   Опубликовано в НГ-НВО от 21.03.2008
Оригинал: http://nvo.ng.ru/notes/2008-03-21/8_grad.html

Записан

Гайковерт

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 742

Предлагаю Град-У вынести в отдельную тему.
И вот еще.
Записан
Водитель! Не тронь машину - и она тебя не подведет!

Lans

  • Гость

На первой фото 2Б5 на следующих 2Б17
Записан

Помор

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 31
Re: Боевая машина (ПУ) БМ-21 «Град»
« Ответ #10 : Декабря 04, 2009, 05:30:45 pm »

Боевая машина (ПУ) БМ-21 «Град»
Вот видео о ее боевом применении. В ролике снят бой в районе Аргун, где войсковые разведчики штурмовали высотку для полка морской пехоты. Огневую поддержку обеспечивал реактивный артиллерийский дивизион БМ-21 "Град".
На ненормативную лексику в первых кадрах военных кинохроникеров-не обращайте внимания.

http://video.mail.ru/mail/sopa22assa/1/2.html

http://rutube.ru/tracks/99822.html
Белый Орел - А в чистом поле-система "Град". За Нами Путин И Сталинград.


« Последнее редактирование: Декабря 04, 2009, 05:39:30 pm от Помор »
Записан

ДОКТОР

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 677
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

2Б5 и ТЗМ
Записан

VLAS

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1976

Неплохое видео - стрельба батареи "Градов"

Russian military in action

ДОКТОР

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 677
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

Стрельба.
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1449

В Перми на параде 9.05.2010 г. показали 2 БМ-21. Машины разные и пакеты пусковых тоже вроде отличаются друг от друга.
« Последнее редактирование: Мая 25, 2010, 09:41:55 am от PXL »
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

Lans

  • Гость

В Перми на параде 9.05.2010 г. показали 2 БМ-21. Машины разные и пакеты пусковых тоже вроде отличаются друг от друга.
ИМХО просто разных годов выпуска. А на той что справа видимо вообще с 375-го пересажена
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

максевс

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12

на сегодняшний день дальность стрельбы модернизированных РСЗО типа «Град» увеличилась с 40 до 50-60 км.

http://vlasti.net/news/94199
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...
Re: 9К51 "Град" - 122-мм реактивная система залпового огня
« Ответ #22 : Сентября 10, 2010, 09:29:32 am »

...
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан
Страницы: [1] 2 3   Вверх