Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: 11К25 "Энергия" - ракета-носитель сверхтяжелого класса  (Прочитано 7262 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

lerner

  • ваше политическое кредо? - всегда!!!
  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15

Ракета-носитель сверхтяжелого класса 11К25 "Энергия"
 
НАЗВАНИЕ
- индекс заказчика       11К25
- сокращенное
- полное                      ракета-носитель
- заводское                 "Энергия"
- прозвища
- неправильное
- обозначение НАТО      SL-17 (К)
...

НАЗНАЧЕНИЕ
Была создана как универсальная перспективная ракета для выполнения различных задач:
— носитель для МТКК «Буран»;
— носитель для обеспечения пилотируемых и автоматических экспедиций на Луну и Марс;
— для запуска орбитальных станций нового поколения;
— для запуска сверхтяжёлых геостационарных спутниковых платформ;
— для запуска тяжёлых военных грузов (в т.ч. боевые орбитальные станции).

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработчик – НПО «Энергия». Главный конструктор – В.П. Глушко.
Работы по программе «Энергия—Буран» начались в 1976 году, сразу после закрытия программы Н-1.
Изготовитель - завод "Прогресс" (г. Куйбышев).
Испытания в 1987-1989 гг., 2 пуска.

МОДИФИКАЦИИ

В дополнение к базовому варианту ракеты проектировались три основных модификации, рассчитанные на вывод полезной нагрузки различной массы.
«Энергия-М» была наименьшей ракетой в семействе. Число боковых блоков было уменьшено с четырех до двух, вместо четырех двигателей РД-0120 на центральном блоке был установлен только один. В 1989—1991 годах проходила комплексные испытания, планировался запуск в 1994 году. Однако в 1993 году «Энергия-М» проиграла государственный конкурс (тендер) на создание новой тяжёлой ракеты-носителя; по итогам конкурса было отдано предпочтение ракете-носителю «Ангара» (запуск которой неоднократно переносился, начиная с 2005 года, и по состоянию на 2012 год планируется на 2013 год). Полноразмерный, со всеми составляющими компонентами макет ракеты хранился на Байконуре.
«Энергия II» (также называемая «Ураган») проектировалась как полностью многоразовая. В отличие от базовой модификации «Энергии», которая была частично многоразовой (как американский Спейс шаттл), конструкция «Урагана» позволяла возвращать все элементы системы «Энергия» — «Буран», аналогично концепции Space Shuttle. Центральный блок «Урагана» должен был входить в атмосферу, планировать и садиться на обычный аэродром.
"Вулкан" ("Геркулес"). Наиболее тяжёлая модификация: её стартовая масса составляла 4747 т. Используя восемь боковых блоков и центральный блок «Энергии-М» в качестве последней ступени, ракета «Вулкан» (кстати, это название совпадало с названием другой советской тяжелой ракеты, разработка которой была отменена за несколько лет до этого) или «Геркулес» (что совпадает с проектным именем тяжёлой ракеты-носителя РН Н-1) должна была выводить до 175 тонн на низкую околоземную орбиту.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Ракета выполнена по двухступенчатой пакетной схеме. Первую ступень составляют четыре боковых блока с кислородно-керосиновыми четырёхкамерными двигателями РД-170, возвращаемые на Землю с помощью парашютов. Ресурс модулей первой ступени составляет около 10 запусков. Блоки являются доработкой первой ступени ракеты-носителя «Зенит».
Центральный блок оснащен четырьмя кислородно-водородными двигателями РД-0120 и является несущей конструкцией. Используется боковое крепление груза и ускорителей. Работа двигателей первой ступени начиналась со старта и, в случае двух выполненных полетов, завершалась до момента достижения первой космической скорости.
Стартовая масса «Энергии» — около 2400 тонн. Ракета (в варианте с четырьмя боковыми блоками) способна вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза — в 5 раз больше, чем эксплуатируемый носитель «Протон». Также возможны, но не были испытаны, варианты компоновки с двумя («Энергия-М»), с шестью и с восемью («Вулкан») боковыми блоками, последний — с рекордной грузоподъёмностью до 200 тонн.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)

Головным разработчиком ракеты являлось подмосковное НПО «Энергия», производство осуществлялось на куйбышевском заводе «Прогресс». Головной разработчик системы управления — харьковское НПО «Электроприбор». Блоки ракеты доставлялись на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т с аэродрома Безымянка на космодром Байконур (на аэродром «Юбилейный»), где в монтажно-испытательном корпусе (МИК) на площадке 112 осуществлялась сборка ракеты и подготовка к пуску.
Было выполнено лишь два пуска этого уникального комплекса:
- 15 мая 1987 с экспериментальной нагрузкой: спутник «Полюс» (массогабаритный макет «Скиф-ДМ», прототип орбитальной лазерной платформы), не выведен на орбиту из-за сбоя системы ориентации самого КА;
- 15 ноября 1988 в составе комплекса МТКК «Буран».
В начале 1990-х работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены. К моменту окончательного закрытия программы (1993) на космодроме «Байконур» в различной стадии готовности находились не менее пяти ракет-носителей «Энергия». Две из них в незаправленном состоянии до 2002 года хранились на космодроме Байконур и являлись собственностью Казахстана; были уничтожены 12 мая 2002 при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на площадке 112. Три находились на различных стадиях строительства на стапелях НПО «Энергия» (ныне РКК «Энергия»), но после закрытия работ задел был уничтожен, уже изготовленные корпуса ракет либо разрезаны, либо выброшены на задний двор предприятия, где продолжают пребывать до сих пор.
Несмотря на прекращение эксплуатации этого носителя, технологии, разработанные для «Энергии», используются и в настоящее время: двигатель боковых блоков «Энергии» РД-170, самый мощный (по состоянию на 2005 год) жидкостный двигатель в истории космонавтики, используется (под обозначением РД-171) на первой ступени ракеты-носителя «Зенит» (в том числе в проекте «Морской старт»), а двигатель РД-180, спроектированный на основе РД-171 — в американской ракете Атлас-5.

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
Являлась одной из самых мощных ракет в мире.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Выводимый РН вес – 80000 кг.
Высота орбиты – 200-250 км.
Число ступеней РН – 2.
Стартовый вес – 2400 т.
Длина РН –58,88 м. Максимальный диаметр корпуса – 17,9 м.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Википедия - Энергия (ракета-носитель)

ВОПРОСЫ
- ...

НАД СТАТЬЕЙ РАБОТАЛИ
- Ракетчик

 
 
Актинометр, начиная с 75 года, под Буран дело завертелось... Предложения по использованию, имеющейся заправочной наземки и заделов по НИР, в рамках ТЗ по теме "О комплексной ракетно-космической программе". .... по Буранам. Несостоявшаяся гордость отечественной космонавтики - головной модифицированный орбитальный корабль 11Ф35 2й серии (3й летный) - изделие 2.01 http://www.buran.ru/htm/2-01.htm
в то время мало кто знал о неудачах на старте http://www.buran.ru/htm/flight.htm
1я попытка была и в последних числах октября. За 51 секунду до старта одна из площадок обслуживания (отмечена на рисунке справа) не отошла от ракеты-носителя. см. http://www.buran.ru/htm/space_wings.htm
« Последнее редактирование: Июля 18, 2012, 01:44:18 pm от Ракетчик »
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #1 : Ноября 25, 2011, 01:26:55 pm »

  Всё красиво и всё непонятно. Конечно не в смысле неожиданности самой темы о Буране. Просто всё как-то смешалось в кучу в Вашей информации, а Каттакурган тут получается и вовсе не причем. Может это всё перенести на ветку о космических делах?
Записан

lerner

  • ваше политическое кредо? - всегда!!!
  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #2 : Ноября 25, 2011, 03:02:08 pm »

Актинометр, Да можно и перенести. Можно посмотреть материал ещё и здесь http://www.buran.ru/htm/str163.htm
Опять водород     К началу работ с жидким водородом в плане создания ракеты-носителя "Энергия" к I977 г. было осуществлено научно-техническое обеспечение этого направления. Было создано производство жидкого водорода с мощностью до 10 тыс. т в год. Создан парк железнодорожных цистерн с экранно-вакуумной изоляцией для перевозки жидкого водорода. Построены испытательные стенды для двигателей с жидким водородом на тягу 50 т в Загорске и 300 т в Нижней Салде. Практически начата отработка 2х жидкостных двигателей на водороде с тягой 7,5 т (главный конструктор В.Ф.Богомолов) и 40 т (главный конструктор А.М.Люлька). Создан криогенно-машиностроительный комплекс (директор Института криогенной техники В.П.Беляков). Проведен ряд работ по материаловедению в условиях криогенных температур и воздействия жидкого водорода на конструкционные металлы в Физико-техническом институте, Центральном НИИ материаловедения и Государственном институте прикладной химии. Изучены взрывчатые свойства систем (водород и кислород в различных сочетаниях) по физическому состоянию (газ, жидкость и твердое тело). Работы проводили институты химической физики Академии наук и прикладной химии. В 1976 г. разработана летающая лаборатория на самолете Ту-154 с двигателем НК-88, первые полеты проводились несколько позднее. Двигатель НК-88 имел тягу 29 т и ресурс до 50 ч. Однако потребление жидкого водорода не вырастало до заявленного уровня. Правительством было принято решение в конце семидесятых годов о прекращении строительства и проектирования производственных баз "Куйбышевазот", "Навоиазот" и в городе Салда.
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2011, 06:51:30 am от lerner »
Записан

lerner

  • ваше политическое кредо? - всегда!!!
  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #3 : Ноября 25, 2011, 05:21:50 pm »

http://www.buran.ru/htm/gubanov3.htm
ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ "ЭНЕРГИИ" РАЗМЫШЛЕНИЯ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА том 3: "ЭНЕРГИЯ" - "БУРАН"
Нижний Новгород издательство НИЭР 1998

Созданная система заправки водородом обеспечивала подачу в ракету в режиме заправки переохлажденного (до -255 °С) жидкого водорода и поддержание его температуры там на уровне -253 °С в режиме термостатирования на заключительном этапе подготовки ракеты к пуску.
     Наряду с основной задачей переохлаждения компонентов был решен ряд взаимосвязанных с этим задач, в том числе по обеспечению чистоты криогенных компонентов, осушке горючего РГ-1.
     Созданные для заправки "Энергии" системы не имеют аналогов в отечественной и мировой технике и являются уникальными образцами заправочных систем.
     Криогенные системы заправки жидким кислородом и жидким водородом были разработаны и изготовлены предприятием п/я А-3605.....По состоянию развития вакуумной техники на период 80-х годов, наиболее освоенными средствами откачки "холодных" паров водорода явились газовые эжекторы, в которых в качестве активного газа используется азот. Таким образом была определена схема и состав оборудования для системы охлаждения водорода.
     Охлаждение подаваемого в ракету жидкого водорода решено было осуществлять в трубчатых теплообменниках двух последовательно расположенных охладителей. Хладагентом является жидкий водород, кипящий в межтрубном пространстве теплообменника при пониженном давлении. Пары водорода из парового пространства охладителей откачиваются эжекторами. Пневмогидравлическая схема позволяет обеспечить различную холодопроизводительность системы за счет включения в работу различного числа эжекторов.
     Охладители представляют собой горизонтальные цельносваренные цилиндрические двухстенные аппараты со встроенными во внутренний сосуд (ванна охладителя) теплообменниками. На наружную поверхность трубок нанесено капиллярно-пористое покрытие, которое служит для интенсификации теплообмена. Теплообмен осуществляется между потоком жидкого водорода, движущимся по трубкам теплообменника, и водородом, кипящим в межтрубном пространстве при давлении ниже атмосферного. Результаты работ со стендовыми образцами и 1ми летными ракетами "Энергия" подтвердили правильность принятых в наземных системах заправки технических решений задачи переохлаждения компонентов топлива: жидкого кислорода - в процессе заправки в ванне с жидким азотом, кипящим при атмосферном давлении; жидкого водорода - в процессе заправки в ванне с жидким водородом, кипящим при пониженном давлении; горючего РГ-1 - с помощью холодильных машин. Наземные системы обеспечили заправку ракеты с заданными температурами с высокой степенью точности. Выбранные схемы переохлаждения компонентов обеспечили выполнение поставленной задачи с минимальными энергозатратами. Переохлаждение криогенных компонентов в процессе заправки без предварительного захолаживания в хранилищах существенно увеличило надежность заправочных систем, сократило сроки подготовки систем к работе с ракетой, позволило обеспечить длительное хранение с гарантией кондиционности компонентов. При этом были также решены вопросы обеспечения требуемой чистоты компонентов.
     Принятые в заправочных системах схемы переохлаждения больших количеств компонентов топлива за счет теплообмена между собой различных криогенных продуктов отличаются минимальным энергопотреблением, что позволило решить поставленную задачу без создания на полигоне дополнительных крупных холодильных центров и мощных систем энергоснабжения стенда и старта. При создании криогенных систем была также решена проблема организации на полигоне рабочих мест (стендов) для сборки крупногабаритных сферических емкостей объемом 1430 м3 и их доставки к месту монтажа. Для сварки емкостей потребовалось создание рабочего места, защищенного от внешней среды и имеющего внутри стабильную положительную температуру.
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2011, 06:30:37 am от lerner »
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #4 : Ноября 25, 2011, 11:29:47 pm »

  Вас случайно не Вадим зовут?
Записан

boatsman

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 245
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #5 : Ноября 25, 2011, 11:47:47 pm »

Он-он, многоликий Янус со слабой памятью на логины-пароли.
Записан

lerner

  • ваше политическое кредо? - всегда!!!
  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #6 : Ноября 26, 2011, 06:46:05 am »

У Губанова всё конечно описано, как положено в техническом отчёте.
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2011, 06:29:46 am от lerner »
Записан

lerner

  • ваше политическое кредо? - всегда!!!
  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #7 : Ноября 26, 2011, 01:29:19 pm »

Не всё гладко было и после полёта. Когда начали раздавать награды.
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2011, 06:17:28 am от lerner »
Записан

Джек

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 399
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #8 : Ноября 26, 2011, 07:40:40 pm »

Чей-то я не понял? Это что было, опять "мидав"-овский спам пошел? А почему здесь? какое отношения все эти сообщения имеют к теме дивизий?
Записан

lerner

  • ваше политическое кредо? - всегда!!!
  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #9 : Ноября 26, 2011, 08:20:37 pm »

 дЖЕК, УВЕРЕНЫ, ЧТО СПАМ УДАЛЯЙТЕ, Я БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ.
Записан

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2337
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #10 : Ноября 27, 2011, 01:07:24 am »

Спам... не спам... тень Мидава...
Не вижу...
Но вижу сообщения, не имеющие отношения к теме!
Уважаемый коллега lerner! Если Вам не трудно, будьте так добры - перенесите не касающиеся данной темы сообщеия в соответствующую тему!
Срок исполнения - 3 (Трое) суток, в противном случае сообщения прийдйтся потереть.
С уважением, Yary.
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

lerner

  • ваше политическое кредо? - всегда!!!
  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #11 : Ноября 27, 2011, 06:46:11 am »

Уважаемый Yary. Лучше потетереть, поcтов больше размещать не стану/ Если кому интересно \отставил только ссылочный материал. Всем пока... пока...
Записан

Владимир

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 273
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #12 : Ноября 27, 2011, 09:23:27 am »

Ну, совсем, нашего ветерана заклевали!    :(
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #13 : Ноября 27, 2011, 12:50:04 pm »

Всем пока... пока...

 Лирика, лирика. Как в песне Ю.Визбора "... Уходишь ---- счастливо! Приходишь ----- привет!"
Записан

Владимир

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 273
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #14 : Ноября 27, 2011, 03:02:09 pm »

Визбору, не верить нельзя! Значит наш Ветеран еще порадует нас новыми находками в историко-книжном многообразии!
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391
Re: 11К25 - ракета-носитель "Энергия"
« Ответ #15 : Ноября 27, 2011, 03:11:09 pm »

 Не сомневаюсь в этом.
Записан
Страницы: [1]   Вверх