Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Х-66 - авиационная управляемая ракета  (Прочитано 4932 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Dmi3y

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1231

АВИАЦИОННАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-ЗЕМЛЯ» Х-66.

ВОЙСКОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Х-66

ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКА
Изделие 66

ИНДЕКС ЗАКАЗЫВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ МО
9-А-???

ШИФР ОКР
?

ОБОЗНАЧЕНИЕ US DOD
AS-7

ОБОЗНАЧЕНИЕ NATO
Kerry

РАЗРАБОТЧИК
ОКБ Калининградского машиностроительного завода (КМЗ), ныне ФГУП ГНПЦ «Звезда-Стрела» корпорации «Тактическое ракетное вооружение», г. Королев Московской обл.
Главный конструктор Королев Ю. Н.,
Зам. Главного конструктора Кореньков В. Г.

ИЗГОТОВИТЕЛЬ
КМЗ «Стрела» (завод №455 МАП).

СОСТОЯНИЕ
Проектирование начато по Приказу Министра авиационной промышленности от 12.03.66 г. и Решению ВПК от 22.05.66 г.
Летные испытания проведены в 1967-1968 гг.
Принята на вооружение Постановлением СМ от 14.05.68 г. и Приказом Министра обороны №0075 от 20.06.68 г.
Серийное производство велось в 1968-1976(?) г. До 1972 г. изготовлено 1175 ракет.

ТИП РАКЕТЫ
Авиационная тактическая управляемая ракета класса «воздух-земля».

ПРОТОТИПЫ
Ракета создавалась с использованием узлов и агрегатов ракет «воздух-воздух» РС-2УС (К-51), Р-8М (К-8М).

НОСИТЕЛИ
Истребитель МиГ-21ПФМ с бортовой РЛС РП-21М и коллиматорным прицелом ПКИ.
На самолете возможна подвеска до двух ракет.
В 1972-1976 г. была разработана РЛС РП-21МИ с системой демпфирования луча. На серийных истребителях не устанавливалась.
В 1973 г. была разработана и прошла испытания на самолете МиГ-23М контейнерная система управления «Луч». В серию не передавалась.

ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА
Пусковое устройство с активным стартом АПУ-68У, АПУ-68УМ.

КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает в себя следующие функциональные системы:
- планер;
- твердотопливный ракетный двигатель;
- боевую часть;
- взрывательное устройство;
- аппаратуру управления и стабилизации;
- аппаратуру наведения;
- воздушную систему;
- электросистему.
Планер выполнен из алюминиевых (25,5%) и магниевых (24,7%) сплавов, кроме корпусов двигателя и боевой части, выполненных из стали (43%), покрыт антикоррозийным покрытием и технологически разделен на шесть отсеков, четыре консоли крыла с элероном каждая, четыре руля и гаргрот.
Крыло имеет положительную стреловидность по передней кромке с углом 60° и отрицательную – по задней.
Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взаимозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещением аппаратуры в виде отдельных блоков:
- 1-й отсек представляет собой реакционный контакт электровзрывательного устройства, выполненный в виде двух изолированных один от другого конусов;
- 2-й отсек выполнен из двух частей, в которых установлены рулевые блоки ДА-2С (ДА-2СА) и ДА-3С (ДА-3СА), предохранительно-исполнительный механизм с чекой, бортовой источник электропитания. На корпусе отсека крепятся рули;
- 3-й отсек представляет собой боевую часть, с заднего торца которой установлен взрыватель;
- 4-й отсек – твердотопливный ракетный двигатель. На корпусе отсека размещены контакты запуска двигателя и узлы подвески на пусковое устройство (АПУ);
- 5-й отсек – место размещения блока крена ДА-1А, двух датчиков линейных ускорений, пневмоблока, элементов электрооборудования. На корпусе отсека находятся узлы крепления консолей крыла, а вверху имеются бортовой и контрольный электроразъемы;
- 6-й отсек – место размещения аппаратуры наведения.
Основными целями для Х-66 являлись ракетные установки, кабины РЛС, бронемашины, железнодорожные эшелоны и малотоннажные корабли.
Наведение ракеты на цель осуществляется путем самоориентирования ракеты в луче РЛС носителя (наведение по радиолучу).
После обнаружения цели летчик пикировал на нее, прицеливаясь по коллиматорному прицелу ПКИ с неподвижной маркой, при этом луч РЛС носителя был «закреплен» и совпадал с прицельной маркой. Пуск ракет возможен с пикирования под углом 10…30° как одиночно, так и залпом (с интервалом между пусками 0,4-0,6 с). После нажатия боевой кнопки (БК) включается часовой механизм программного регулирования усиления по дальности и мощности поступающего на борт ракеты радиосигнала, происходит запуск двигателя, ракета сходит с направляющей и летит автономно, стабилизируясь вокруг продольной оси. Примерно через 1,5 с после схода с АПУ, ракета входит в луч РЛС носителя и аппаратура наведения начинает вырабатывать сигналы для удержания ее в равносигнальной зоне радиолуча. В конце активного участка полета происходит полное взведение взрывателя и ракета полностью готова к подрыву, который происходит при ее встрече с преградой. До этого момента летчик должен удерживать марку прицела на цели.

ТТХ
(в скобках приведены отличающиеся данные для Х-66)
Максимальная дальность пуска, км:
- с максимальной высоты пуска (5 км) – 6 (10);
- с минимальной высоты пуска (500 м) – 6 (10).
Минимальная дальность пуска, км:
- с максимальной высоты пуска (5 км) – 3;
- с минимальной высоты пуска (500 м) – 3.
Диапазон высот пуска, км – 0,5…5,0.
Диапазон скоростей пуска, км/ч – 560…1100.
Скорость полета ракеты, м/с:
- максимальная – менее 700 (700);
- средняя – 430…600 (420…570);
- при дальности пуска, км – 6 ( 8 );
- минимальная конечная – менее 300 (300).
Время управляемого полета, с – до 15 (до 25).
Располагаемая перегрузка, g – до 11.
Круговое вероятное отклонение, м – 8,2.
Вероятность поражения типовой цели (кабина РЛС) залпом из двух ракет – 0,36…0,7.
Размеры ракеты, мм:
- длина – 3631;
- диаметр корпуса – 275;
- размах крыла – 811.
Стартовая масса ракеты, кг – 278.
Масса боевой части, кг – 103.
Условия применения – простые метеоусловия.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
Двигатель ПРД-204 (изделие 396-Пс4).
Является однокамерным однорежимным твердотопливным ракетным двигателем с вкладным пороховым зарядом в виде шашки нитроглицеринового пороха рецептуры НМФ-2. Суммарный импульс 10850 кг•с, максимальная тяга 3500 кг, время работы 4,0…6,7 с, масса топлива 62 кг, снаряженная масса 118 кг. Двигатель допускает 5 взлетов-посадок. Разработчик двигателя - КБ-2 завода №81 (ныне КБ "Искра" им. И. И. Картукова) (?).

Боевая часть (БЧ) Ф-66.
Тип – осколочно-фугасно-кумулятивная. Состоит из стального корпуса, в котором размещен заряд взрывчатого вещества ТГ-40 массой 51 кг и имеется гнездо для взрывателя. Обеспечивается пробивание гомогенной брони толщиной до 250 мм и поражение по типу С (подавление с выводом из строя на срок не менее 3 ч, [2]) кабины РЛС в радиусе до 10 м.

Взрывательное устройство ЭВУ-Н-29.
Состоит из взрывателя, в литом корпусе которого размещены узел дальнего взведения и элементы электроцепи, реакционного контакта и предохранительно-исполнительного механизма. Обеспечивает подрыв БЧ при встрече ракеты с преградой не ранее чем через 4…8 с после пуска.

Аппаратура управления и стабилизации.
Состоит из двух датчиков линейных ускорений ДА-11, двух рулевых блоков для управления по тангажу и курсу ДА-2СА и ДА-3СА, каждый из которых включал в себя управляющий магнит, двухстепенной демпфирующий гироскоп, сопло с приемником воздушного давления и рулевую пневмомашинку, и одного блока крена ДА-1А, содержащего интегрирующий гироскоп с арретиром, сопло и рулевую пневмомашинку с приемником воздушного давления.

Аппаратура наведения 5И-1-Б.
Состоит из штыревой антенны, высокочастотной части приемного устройства, приемника и блока управления. Обеспечивает прием радиосигналов от бортовой РЛС носителя и сигналов датчиков линейных ускорений ДА-11 и преобразование их в управляющие токи, распределенные по каналам управления. Вес аппаратуры наведения 13 кг.

Воздушная система.
Состоит из пневмоблока, трубопроводов для подвода воздуха к блоку крена для разарретирования гироскопа и обеспечения работы рулевой машинки, а также разарретирования датчиков ускорений, коллектора и трубопроводов для подвода воздуха в рабочие цилиндры рулевых блоков, раскрутки демпфирующих гироскопов, разарретирования рулей.

Электросистема.
Состоит из блока питания БП-66 с аккумуляторной батареей 949Ф, электрооборудования и электросети.

МОДИФИКАЦИИ
С 1972 г. в серийном производстве находилась ракета Х-66С.
На ней устанавливались:
- двигатель ПРД-228 (изд. 393-11) с ракеты Х-23;
- ампульный пневмоблок с ракеты Х-23;
- вместо блока питания БП-66 установлен МБП-66 «Молния-1» с двумя термохимическими батареями 9Б16.

ИСТОЧНИКИ
1.   Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра. Под ред. Е. А. Федосова. М.: Дрофа, 2005.
2.   И. А. Балаганский, Л. А. Мержиевский. Действие средств поражения и боеприпасов: Учебник. Новосибирск: Изд-во НГТУ. 2004. Стр. 11-12. Ссылка.
3.   Техника и вооружение. 2005. №5. Р. Ангельский. «Звезда» сияла в Королеве.
4.   В. Марковский, К. Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2005.
5.   А. В. Карпенко, С. М. Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты. СПб.: Бастион, 2000 г.
« Последнее редактирование: Марта 06, 2009, 09:47:51 pm от Lans »
Записан

Lans

  • Гость
Re: Х-66 - авиационная управляемая ракета
« Ответ #1 : Августа 08, 2011, 02:42:35 pm »

фото из польского журнала Lotnictwo
Записан

SNV

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 666
Re: Х-66 - авиационная управляемая ракета
« Ответ #2 : Октября 11, 2011, 08:33:10 pm »

Разработчик БЧ - ФГУП "ГНПП "Базальт".
Записан
"Исправи правды ради, писанья ж не кляни" А.К. Толстой

март

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 350
Re: Х-66 - авиационная управляемая ракета
« Ответ #3 : Марта 28, 2019, 01:19:22 am »

 :)
Записан
Страницы: [1]   Вверх