Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Х-23 - авиационная управляемая ракета  (Прочитано 5553 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Dmi3y

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1231

АВИАЦИОННАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-ЗЕМЛЯ» Х-23.

ВОЙСКОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Х-23

ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКА
Изделие 68

ИНДЕКС ЗАКАЗЫВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ МО
9-А-???

ШИФР ОКР
?

ОБОЗНАЧЕНИЕ US DOD
AS-7

ОБОЗНАЧЕНИЕ NATO
Kerry

РАЗРАБОТЧИК
ОКБ Калининградского машиностроительного завода (КМЗ), ныне ФГУП ГНПЦ «Звезда-Стрела» корпорации «Тактическое ракетное вооружение», г. Королев Московской обл.
Главный конструктор Королев Ю. Н.,
Зам. Главного конструктора Кореньков В. Г.

ИЗГОТОВИТЕЛЬ
КМЗ «Стрела» (завод №455 МАП).

СОСТОЯНИЕ
Проектирование начато по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №1044-381 от 26.12.68 г.
Летные испытания проведены в 1968-1973 гг.
Принята на вооружение Приказом Министра обороны №0028 от 9.01.74 г.
Серийное производство велось в 1971-1982 (?) г.

ТИП РАКЕТЫ
Авиационная тактическая управляемая ракета класса «воздух-земля».

ПРОТОТИПЫ
Ракета создавалась с использованием узлов и агрегатов ракеты Х-66 и неуправляемой ракеты С-24.

НОСИТЕЛИ
Истребители, истребители-бомбардировщики типов МиГ-23, МиГ-27, Су-17 (кроме Су-17М4), Як-38 с аппаратурой управления типа «Дельта-Н». Также ракеты применяются на фронтовых бомбардировщиках Су-24 с полуавтоматической системой наведения «Аркан».
На самолет может подвешиваться до 2 ракет (на Су-24 до 4).
В 1977 и 1983 гг. проводились опытные пуски ракет Х-23 и Х-23М с вертолета Ка-29 (Ка-252ТБ). Ракеты имели пассивный старт (т. е. запуск двигателя производился через 0,7…0,9 с после отделения).
В 1983-1984 гг. проводились опытные пуски ракет Х-23М с вертолета Ми-14ПЛ. Ракеты имели как пассивный, так и активный старт.

ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА
Пусковое устройство с активным стартом АПУ-68У, АПУ-68УМ, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМ3.

КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает в себя следующие функциональные системы:
- планер;
- твердотопливный ракетный двигатель;
- боевую часть;
- взрывательное устройство;
- аппаратуру управления и стабилизации;
- аппаратуру приема команд и выработки сигналов управления;
- трассер;
- воздушную систему;
- электросистему.
Планер выполнен из стали (32,8%), алюминиевых (42,6%) и магниевых (21%) сплавов и покрыт антикоррозийным покрытием. Корпус технологически разделен на шесть отсеков, четыре консоли крыла с элероном каждая, четыре руля и гаргрот.
Крыло имеет положительную стреловидность по передней кромке с углом 60° и отрицательную – по задней.
Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взаимозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещением аппаратуры в виде отдельных блоков:
- 1-й отсек – носовой обтекатель;
- 2-й отсек – приборный. В нем размещена часть аппаратуры управления (рулевые блоки ДА-2СА, ДА-3СА и датчики линейных ускорений), предохранительный механизм ПМ-68 и контактные датчики взрывательного устройства. Снаружи отсека находятся рули и контрольный электроразъем;
- 3-й отсек – боевая часть и ПИМ;
- 4-й отсек – твердотопливный ракетный двигатель. На корпусе отсека размещены контакты запуска двигателя, дополнительные узлы крепления крыла и узлы подвески на пусковое устройство (АПУ);
- 5-й отсек – место размещения блока крена ДА-1А, пневмоблока с редуктором, блока питания, элементов электроавтоматики. На корпусе отсека находятся узлы крепления консолей крыла, а вверху имеется отрывной электроразъем ОШ-4;
- 6-й отсек – аппаратурный. В нем размещена приемная часть системы наведения «Дельта-Р1М». На кронштейне под отсеком установлен трассер.
Основными целями для Х-66 являлись ракетные установки, кабины РЛС, танки, бронемашины, железнодорожные эшелоны и малотоннажные корабли.
Ракета используется в системе управляемого ракетного вооружения «Гром», куда также входят:
- АПУ;
- аппаратура наведения носителя типа «Дельта-Н» или «Аркан»;
- наземная подвижная техническая позиция типа «Ингул»;
- наземное контрольно-проверочное оборудование;
- наземный тренажер ТНР-23.
Наведение ракеты на цель осуществляется с помощью радиокоманд с борта носителя.
Пуск ракеты по визуально обнаруженной цели возможен с пикирования (до 40°) и горизонтального полета. В момент пуска ракеты допускается положение цели в секторе ±5…7° от направления полета самолета. После нажатия боевой кнопки (БК) происходит запуск двигателя, ракета сходит с АПУ и летчик или оператор стремится кнюппелем, расположенным на ручке управления, вывести визуально наблюдаемую ракету на линию «самолет-цель» и удержать ее на ней. В полуавтоматической системе наведения «Аркан» оператор с помощью кнюппеля должен удерживать прицельную марку на цели.

ТТХ
Максимальная дальность пуска, км:
- с максимальной высоты пуска (5 км) – 10;
- с минимальной высоты пуска (500 м) – 10.
Минимальная дальность пуска, км:
- с максимальной высоты пуска (5 км) – 2;
- с минимальной высоты пуска (500 м) – 2.
Диапазон высот пуска, км – 0,5…5,0.
Диапазон скоростей пуска, км/ч – 600…1000.
Скорость полета ракеты, м/с:
- максимальная – 750;
- средняя – 430…600;
- при дальности пуска, км – 6;
Время управляемого полета, с –до 25.
Располагаемая перегрузка, g – до 11.
Круговое вероятное отклонение, м – 5,9.
Вероятность поражения типовой цели (кабина РЛС) – 0,54…0,62.
Размеры ракеты, мм:
- длина – 3591;
- диаметр корпуса – 275;
- размах крыла – 785.
Стартовая масса ракеты, кг – 289.
Масса боевой части, кг – 108.
Условия применения – простые метеоусловия.
Гарантийный срок хранения – 7 лет.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
Двигатель ПРД-228 (изделие 393-11).
Является однокамерным однорежимным твердотопливным ракетным двигателем с вкладным пороховым зарядом в виде шашки нитроглицеринового пороха рецептуры РСДНИ-5. Суммарный импульс 12100 кг•с, максимальная тяга 3500 кг, время работы 3,4…6,4 с, масса топлива 63,5 кг, снаряженная масса 118 кг. Двигатель допускает 50 взлетов-посадок, может использоваться в тропических условиях и при кинетическом нагреве до 150°С. Для воспламенения топлива служит электровоспламенитель с пиропатронами УДП2-3. Разработчик двигателя - КБ-2 завода №81 (ныне КБ "Искра" им. И. И. Картукова) (?).

Боевая часть (БЧ) Ф-23Д.
Тип – осколочно-фугасно-кумулятивная. Состоит из стального корпуса, в котором размещен заряд взрывчатого вещества ТГ-40 массой 51 кг и имеется гнездо для взрывателя. На внутренней поверхности корпуса, в двух диаметрально противоположных зонах, наклеены 1488 стальных поражающих элементов кубической формы со стороной 10 мм. Радиус зоны достоверного поражения зачетной цели составляет 10 м. Бронепробиваемость при прямом попадании – 250 мм.
БЧ Ф-23Д отличается от Ф-23, устанавливавшейся на этапе А Госиспытаний, размещенной внутри трубкой для прокладки жгута от системы контактных датчиков к ПИМ.

Контактное взрывательное устройство.
Включает в себя систему контактных датчиков СКД-24 (от неуправляемой ракеты С-24) с тремя датчиками Б-24 инерционного типа и двумя монтажными колодками Б-35, предохранительный механизм ПМ-68 и предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ) И-256. Обеспечивает подрыв боевой части при скорости встречи 200…900 м/с и углах подхода 2…45° (от горизонтальной плоскости).
На этапе А Государственных испытаний применялся также неконтактный радиовзрыватель РОВ-19А.

Аппаратура управления и стабилизации.
Состоит из двух датчиков линейных ускорений ДА-11, двух рулевых блоков для управления по тангажу и курсу ДА-2СА и ДА-3СА, каждый из которых включал в себя управляющий магнит, двухстепенной демпфирующий гироскоп, сопло с приемником воздушного давления и рулевую пневмомашинку, и одного блока крена ДА-1А, содержащего интегрирующий гироскоп с арретиром, сопло и рулевую пневмомашинку с приемником воздушного давления.

Аппаратура приема команд и выработки сигналов управления «Дельта-Р1М».
Состоит из рупорной антенны, выключателя сверхвысоких частот, приемника и блока дешифровки и преобразования. Разработчик – НИИ-131 МРП. Главный конструктор Грамагин М. А.
На этапе А Государственных испытаний устанавливалась аппаратура «Дельта-Р1»

Трассер Т-60-5.
Служит для визуального контроля летчиком положения ракеты во время ее полета.
На этапе А Государственных испытаний устанавливался трассер «Блесна», впоследствии замененный на Т-60-5.

Воздушная система.
Состоит из ампульного пневмоблока, трубопроводов для подвода воздуха к блоку крена для разарретирования гироскопа и обеспечения работы рулевой машинки, а также разарретирования датчиков ускорений, коллектора и трубопроводов для подвода воздуха в рабочие цилиндры рулевых блоков, раскрутки демпфирующих гироскопов, разарретирования рулей.

Электросистема.
Состоит из блока питания БП-68 с двумя термохимическими батареями 9Б16 и пиропатроном их запуска, электрооборудования и электросети.

МОДИФИКАЦИИ
С 1976 г. в серийном производстве находилась ракета Х-23М (изд. 68М).
На ней устанавливались:
- аппаратура приема команд и выработки сигналов управления «Дельта-Р2М» вместо «Дельта-Р1М»;
- трассер Т-60-9 вместо Т-60-5;
- вместо блока питания БП-68 установлен МБП-68 с двумя твердосолевыми батареями Т-454;
- на последних партиях ракет устанавливалась БЧ Ф-23М массой 111 кг.
Система управляемого ракетного вооружения получила наименование «Гром-М» (?).

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
Телеметрические ракеты Х-23Т и Х-23Т1.
Массо-габаритный макет МГ-23.

Наземный тренажер ТНР-23.
Разработчик – ГосНИИАС.

Подвесной контейнер «Сигма».
Предназначен для тренировок в применении ракет Х-23 в полете.
Проходил испытания в 1980-1982 гг.

Подвижная техническая позиция «Ингул».
Предназначена для подготовки ракет к боевому применению.

ИСТОЧНИКИ
1.   Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра. Под ред. Е. А. Федосова. М.: Дрофа, 2005.
2.   Техника и вооружение. 2005. №5. Р. Ангельский. «Звезда» сияла в Королеве.
3.   В. Марковский, К. Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2005.
4.   А. В. Карпенко, С. М. Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты. СПб.: Бастион, 2000 г.
« Последнее редактирование: Марта 06, 2009, 09:47:01 pm от Lans »
Записан

пермяк

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3
Re: Х-23
« Ответ #1 : Августа 22, 2008, 07:57:21 pm »

Чуть поправлю: марка топлива РНДСИ
Записан

Lans

  • Гость
Re: Х-23
« Ответ #2 : Марта 06, 2009, 09:33:40 pm »

Х-23 (изделие 68)

  Однако следует отметить, что Х-66 могла применяться только с МиГ-21,в то время как в качестве основных ударных самолетов фронтовой авиации рассматривались Су-7, а в перспективе - Су-17 и МиГ-23. Кроме того, в процессе применения Х-66 практически исключались какие-либо маневры носителя он должен был полого пикировать на цель под углом до 30 град., не меняя ни курса, ни угла тангажа. В боевой обстановке пилоту было трудно осуществлять непрерывное прицеливание корпусом своей довольно тяжелой машины, что вело к снижению точности попаданий.
  Таким образом, создание Х-66 не снимало задачи разработки более совершенной ракеты.
  Калининградские конструкторы (с 1966 г. ОКБ сформировалось в самостоятельную организацию, с 1976 г получившую наименование ОКБ «Звезда». Калининградский машиностроительный завод, в свою очередь, переименовали в Машиностроительный завод «Стрела») взяли за основу только что внедренную в серию Х-66. В хвостовой части ракеты была размещена приемная аппаратура линии радиокомандного наведения «Дельта-Р» («Дельта» - ракетная). Кроме того, в двигателе применили новое топливо с большей энергетикой. В дальнейшем этот двигатель использовали и на Х-66. Несколько доработали и боевую часть, увеличив ее массу до 108 кг и доведя радиус зоны поражения небронированных целей до 40 м при обеспечении пробития брони толщиной 250 мм при прямом попадании.
  Ракета оказалось немного короче Х-66 - 3,595 м при меньшем размахе крыла - 785 мм. С другой стороны, масса ракеты возросла до 288 кг. Диапазон дальностей составил от 2 до 10 км, при этом обеспечивалась точность наведения 5,9 м. Пуск ракет производился с высот от 50 м до 5 км на скорости от 600 до 1000 км/ч. В конце разгонного участка ракета набирала скорость 600-750 м/с, а общее время управляемого полета составляло 25 с.
  Официально ракета Х-23 была принята на вооружение 9 января 1974 г вместе с самолетом МиГ-23, который к тому времени выпускался уже в модификации МиГ-23М. С весны 1970 г. по сентябрь 1972 г. Х-23 проходила государственные испытания и на Су-17. В ходе серийного производства ракета была модернизирована (Х-23М) и оснащалась усовершенствованной бортовой аппаратурой.

Источник: журнал "Аэрокосмическое обозрение"
Записан

SNV

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 666
Re: Х-23 - авиационная управляемая ракета
« Ответ #3 : Октября 11, 2011, 08:32:34 pm »

Разработчик БЧ - ФГУП "ГНПП "Базальт".
Записан
"Исправи правды ради, писанья ж не кляни" А.К. Толстой

Вадим Степанов

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2080
    • РОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
Re: Х-23 - авиационная управляемая ракета
« Ответ #4 : Февраля 24, 2015, 03:34:12 pm »



Сирийский МиГ-23 с УРВП Х-23

Вероятно наиболее часто применяемой ВВС Сирии авиационной управляемой ракетой "воздух-поверхность" в ходе сирийского конфликта, является Х-23, которые судя по видео начали достаточно активно использовать с истребителей МиГ-23 примерно с ноября 2013 года, о чем я уже писал тогда. На днях появилось и фото МиГ-23 с подвешенной Х-23 и на земле. Интересно, что ракеты сохранили свою боеспособность, несмотря на возраст.



ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- http://imp-navigator.livejournal.com/320509.html
Записан

март

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 350
Re: Х-23 - авиационная управляемая ракета
« Ответ #5 : Марта 28, 2019, 01:20:24 am »

 :)
Записан
Страницы: [1]   Вверх