АВИАЦИОННАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-ЗЕМЛЯ» Х-23.
ВОЙСКОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Х-23
ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКА
Изделие 68
ИНДЕКС ЗАКАЗЫВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ МО
9-А-???
ШИФР ОКР
?
ОБОЗНАЧЕНИЕ US DOD
AS-7
ОБОЗНАЧЕНИЕ NATO
Kerry
РАЗРАБОТЧИК
ОКБ Калининградского машиностроительного завода (КМЗ), ныне ФГУП ГНПЦ «Звезда-Стрела» корпорации «Тактическое ракетное вооружение», г. Королев Московской обл.
Главный конструктор Королев Ю. Н.,
Зам. Главного конструктора Кореньков В. Г.
ИЗГОТОВИТЕЛЬ
КМЗ «Стрела» (завод №455 МАП).
СОСТОЯНИЕ
Проектирование начато по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №1044-381 от 26.12.68 г.
Летные испытания проведены в 1968-1973 гг.
Принята на вооружение Приказом Министра обороны №0028 от 9.01.74 г.
Серийное производство велось в 1971-1982 (?) г.
ТИП РАКЕТЫ
Авиационная тактическая управляемая ракета класса «воздух-земля».
ПРОТОТИПЫ
Ракета создавалась с использованием узлов и агрегатов ракеты Х-66 и неуправляемой ракеты С-24.
НОСИТЕЛИ
Истребители, истребители-бомбардировщики типов МиГ-23, МиГ-27, Су-17 (кроме Су-17М4), Як-38 с аппаратурой управления типа «Дельта-Н». Также ракеты применяются на фронтовых бомбардировщиках Су-24 с полуавтоматической системой наведения «Аркан».
На самолет может подвешиваться до 2 ракет (на Су-24 до 4).
В 1977 и 1983 гг. проводились опытные пуски ракет Х-23 и Х-23М с вертолета Ка-29 (Ка-252ТБ). Ракеты имели пассивный старт (т. е. запуск двигателя производился через 0,7…0,9 с после отделения).
В 1983-1984 гг. проводились опытные пуски ракет Х-23М с вертолета Ми-14ПЛ. Ракеты имели как пассивный, так и активный старт.
ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА
Пусковое устройство с активным стартом АПУ-68У, АПУ-68УМ, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМ3.
КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает в себя следующие функциональные системы:
- планер;
- твердотопливный ракетный двигатель;
- боевую часть;
- взрывательное устройство;
- аппаратуру управления и стабилизации;
- аппаратуру приема команд и выработки сигналов управления;
- трассер;
- воздушную систему;
- электросистему.
Планер выполнен из стали (32,8%), алюминиевых (42,6%) и магниевых (21%) сплавов и покрыт антикоррозийным покрытием. Корпус технологически разделен на шесть отсеков, четыре консоли крыла с элероном каждая, четыре руля и гаргрот.
Крыло имеет положительную стреловидность по передней кромке с углом 60° и отрицательную – по задней.
Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взаимозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещением аппаратуры в виде отдельных блоков:
- 1-й отсек – носовой обтекатель;
- 2-й отсек – приборный. В нем размещена часть аппаратуры управления (рулевые блоки ДА-2СА, ДА-3СА и датчики линейных ускорений), предохранительный механизм ПМ-68 и контактные датчики взрывательного устройства. Снаружи отсека находятся рули и контрольный электроразъем;
- 3-й отсек – боевая часть и ПИМ;
- 4-й отсек – твердотопливный ракетный двигатель. На корпусе отсека размещены контакты запуска двигателя, дополнительные узлы крепления крыла и узлы подвески на пусковое устройство (АПУ);
- 5-й отсек – место размещения блока крена ДА-1А, пневмоблока с редуктором, блока питания, элементов электроавтоматики. На корпусе отсека находятся узлы крепления консолей крыла, а вверху имеется отрывной электроразъем ОШ-4;
- 6-й отсек – аппаратурный. В нем размещена приемная часть системы наведения «Дельта-Р1М». На кронштейне под отсеком установлен трассер.
Основными целями для Х-66 являлись ракетные установки, кабины РЛС, танки, бронемашины, железнодорожные эшелоны и малотоннажные корабли.
Ракета используется в системе управляемого ракетного вооружения «Гром», куда также входят:
- АПУ;
- аппаратура наведения носителя типа «Дельта-Н» или «Аркан»;
- наземная подвижная техническая позиция типа «Ингул»;
- наземное контрольно-проверочное оборудование;
- наземный тренажер ТНР-23.
Наведение ракеты на цель осуществляется с помощью радиокоманд с борта носителя.
Пуск ракеты по визуально обнаруженной цели возможен с пикирования (до 40°) и горизонтального полета. В момент пуска ракеты допускается положение цели в секторе ±5…7° от направления полета самолета. После нажатия боевой кнопки (БК) происходит запуск двигателя, ракета сходит с АПУ и летчик или оператор стремится кнюппелем, расположенным на ручке управления, вывести визуально наблюдаемую ракету на линию «самолет-цель» и удержать ее на ней. В полуавтоматической системе наведения «Аркан» оператор с помощью кнюппеля должен удерживать прицельную марку на цели.
ТТХ
Максимальная дальность пуска, км:
- с максимальной высоты пуска (5 км) – 10;
- с минимальной высоты пуска (500 м) – 10.
Минимальная дальность пуска, км:
- с максимальной высоты пуска (5 км) – 2;
- с минимальной высоты пуска (500 м) – 2.
Диапазон высот пуска, км – 0,5…5,0.
Диапазон скоростей пуска, км/ч – 600…1000.
Скорость полета ракеты, м/с:
- максимальная – 750;
- средняя – 430…600;
- при дальности пуска, км – 6;
Время управляемого полета, с –до 25.
Располагаемая перегрузка, g – до 11.
Круговое вероятное отклонение, м – 5,9.
Вероятность поражения типовой цели (кабина РЛС) – 0,54…0,62.
Размеры ракеты, мм:
- длина – 3591;
- диаметр корпуса – 275;
- размах крыла – 785.
Стартовая масса ракеты, кг – 289.
Масса боевой части, кг – 108.
Условия применения – простые метеоусловия.
Гарантийный срок хранения – 7 лет.
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
Двигатель ПРД-228 (изделие 393-11).
Является однокамерным однорежимным твердотопливным ракетным двигателем с вкладным пороховым зарядом в виде шашки нитроглицеринового пороха рецептуры РСДНИ-5. Суммарный импульс 12100 кг•с, максимальная тяга 3500 кг, время работы 3,4…6,4 с, масса топлива 63,5 кг, снаряженная масса 118 кг. Двигатель допускает 50 взлетов-посадок, может использоваться в тропических условиях и при кинетическом нагреве до 150°С. Для воспламенения топлива служит электровоспламенитель с пиропатронами УДП2-3. Разработчик двигателя - КБ-2 завода №81 (ныне КБ "Искра" им. И. И. Картукова) (?).
Боевая часть (БЧ) Ф-23Д.
Тип – осколочно-фугасно-кумулятивная. Состоит из стального корпуса, в котором размещен заряд взрывчатого вещества ТГ-40 массой 51 кг и имеется гнездо для взрывателя. На внутренней поверхности корпуса, в двух диаметрально противоположных зонах, наклеены 1488 стальных поражающих элементов кубической формы со стороной 10 мм. Радиус зоны достоверного поражения зачетной цели составляет 10 м. Бронепробиваемость при прямом попадании – 250 мм.
БЧ Ф-23Д отличается от Ф-23, устанавливавшейся на этапе А Госиспытаний, размещенной внутри трубкой для прокладки жгута от системы контактных датчиков к ПИМ.
Контактное взрывательное устройство.
Включает в себя систему контактных датчиков СКД-24 (от неуправляемой ракеты С-24) с тремя датчиками Б-24 инерционного типа и двумя монтажными колодками Б-35, предохранительный механизм ПМ-68 и предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ) И-256. Обеспечивает подрыв боевой части при скорости встречи 200…900 м/с и углах подхода 2…45° (от горизонтальной плоскости).
На этапе А Государственных испытаний применялся также неконтактный радиовзрыватель РОВ-19А.
Аппаратура управления и стабилизации.
Состоит из двух датчиков линейных ускорений ДА-11, двух рулевых блоков для управления по тангажу и курсу ДА-2СА и ДА-3СА, каждый из которых включал в себя управляющий магнит, двухстепенной демпфирующий гироскоп, сопло с приемником воздушного давления и рулевую пневмомашинку, и одного блока крена ДА-1А, содержащего интегрирующий гироскоп с арретиром, сопло и рулевую пневмомашинку с приемником воздушного давления.
Аппаратура приема команд и выработки сигналов управления «Дельта-Р1М».
Состоит из рупорной антенны, выключателя сверхвысоких частот, приемника и блока дешифровки и преобразования. Разработчик – НИИ-131 МРП. Главный конструктор Грамагин М. А.
На этапе А Государственных испытаний устанавливалась аппаратура «Дельта-Р1»
Трассер Т-60-5.
Служит для визуального контроля летчиком положения ракеты во время ее полета.
На этапе А Государственных испытаний устанавливался трассер «Блесна», впоследствии замененный на Т-60-5.
Воздушная система.
Состоит из ампульного пневмоблока, трубопроводов для подвода воздуха к блоку крена для разарретирования гироскопа и обеспечения работы рулевой машинки, а также разарретирования датчиков ускорений, коллектора и трубопроводов для подвода воздуха в рабочие цилиндры рулевых блоков, раскрутки демпфирующих гироскопов, разарретирования рулей.
Электросистема.
Состоит из блока питания БП-68 с двумя термохимическими батареями 9Б16 и пиропатроном их запуска, электрооборудования и электросети.
МОДИФИКАЦИИ
С 1976 г. в серийном производстве находилась ракета Х-23М (изд. 68М).
На ней устанавливались:
- аппаратура приема команд и выработки сигналов управления «Дельта-Р2М» вместо «Дельта-Р1М»;
- трассер Т-60-9 вместо Т-60-5;
- вместо блока питания БП-68 установлен МБП-68 с двумя твердосолевыми батареями Т-454;
- на последних партиях ракет устанавливалась БЧ Ф-23М массой 111 кг.
Система управляемого ракетного вооружения получила наименование «Гром-М» (?).
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
Телеметрические ракеты Х-23Т и Х-23Т1.
Массо-габаритный макет МГ-23.
Наземный тренажер ТНР-23.
Разработчик – ГосНИИАС.
Подвесной контейнер «Сигма».
Предназначен для тренировок в применении ракет Х-23 в полете.
Проходил испытания в 1980-1982 гг.
Подвижная техническая позиция «Ингул».
Предназначена для подготовки ракет к боевому применению.
ИСТОЧНИКИ
1. Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра. Под ред. Е. А. Федосова. М.: Дрофа, 2005.
2. Техника и вооружение. 2005. №5. Р. Ангельский. «Звезда» сияла в Королеве.
3. В. Марковский, К. Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2005.
4. А. В. Карпенко, С. М. Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты. СПб.: Бастион, 2000 г.