Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер»
Разработка с 2006 г. Наименование ОКР – «Премьер» и «Премьер-476» (с 2013 года).
Разработчик – АО "Концерн «Вега» (РЛС) и ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" (самолет).
Первый полет: А-100ЛЛ – 26.10.2016 года; А-100 – 18.11.2017 года.
Самолет носитель – Ил-476 (Ил-76МД-90А).
Двигатели – 4 ТВРД ПС-90А-76 с тягой по 14500 кг.
Самолет может находиться в воздухе до шести часов на расстоянии 1000 км от своей базы.
Оборудование:
РЛС с ФАР S-диапазона (длина волны 7,5-15 см), имеет электронное сканирование по высоте и механическое – по горизонту. РЛС совершает 12 оборотов в минуту. РЛС способна сопровождать до 300 целей на расстоянии 650 км (к примеру, тяжелый бомбардировщик на большой высоте) или 215 км (цель с ЭПР порядка 1 км.метра) и управлять 30 истребителями.
На самолете планируется использование цифрового навигационного комплекса и цифровой системы управления самолетом со "стеклянной" кабиной ПНК-ПМ.
Создание перспективного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-100 было начато при головной роли ОАО «Концерн «Вега» в рамках ОКР «Премьер» в соответствии с Государственным контрактом № 63017 от 8 июня 2006 года по ТТЗ, утвержденному начальником Генерального штаба Вооруженных сил России – первым заместителем Министра обороны России 6 мая 2006 года.
В 2013 году в ходе работы комиссии Министерства обороны России, созданной в соответствии с указанием заместителя Министра обороны, было принято решение о замене в комплексе А-100 самолета-носителя А-50 на самолет на базе Ил-76МД-90А и утверждено ТТЗ на новую ОКР «Премьер-476», выполняемую в соответствии с Государственным контрактом № Н/4/2-13-ДОГОЗ от 9 декабря 2013 года со сроком завершения в ноябре 2017 года.
21 ноября 2014 года ульяновское предприятие «Авиастар-СП» передало в Таганрог самолет Ил-76МД-90А (серийный номер 01-03, регистрация 78651, собственное название «Ульяновск») для конвертации его в А-100.
26 октября 2016 года в Таганроге состоялся первый полет самолета-летающей лаборатории А-100ЛЛ в рамках ОКР «Премьер-476», выполненной на основе переоборудованного ТАНТК самолета А-50 (бортовой номер "52 красный", серийный номер 69-05) и предназначенной для наземных и летных испытаний отдельных элементов перспективного радиотехнического комплекса МБРТК, проверки электромагнитной совместимости входящих в него систем, отработки протоколов и режимов информационного обмена и других конструкторских целей. 24 апреля 2017 года состоялся первый полет А-100ЛЛ со включенным радиотехническим комплексом.
18 ноября 2017 года состоялся первый полет многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-100. Были проверены аэродинамические характеристики самолета, работоспособность авионики и части целевой аппаратуры РТК (радиотехнического комплекса).
Серийные поставки новых машин в войска начнутся в 2020 году.
Самолет ДРЛО А-100 должен дополнить и заменить в будущем самолеты А-50 (включая четыре модернизированных А-50У). А-100 заимствовал общую компоновку самолета А-50, включая вращающуюся антенну РЛС, смонтированную на двух фюзеляжных стойках. РЛС S-диапазона имеет активное электронное сканирование по вертикали, а также механическое сканирование по азимуту. А-100 также оснащен системой перехвата радиоэлектронных сигналов, а также бортовым комплексом обороны. Как и А-50, самолет А-100 оснащен различными антеннами спутниковой связи, размещенным в носовой части фюзеляжа.