Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: «Объект 167» - средний танк (опытный)  (Прочитано 4680 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4507

Опытный средний танк «Объект 167».








Опытный танк «Объект 167» во время испытаний.


В павильоне.

Он же на открытой площадке.
Опытный танк «Объект 167» в Музее БТТ в подмосковной Кубинке.

   Состояние                             создан в 1961 г.
   Разработчик                          танковое КБ завода № 183 в Н.Тагиле
   Изготовитель                         завода № 183 в Н.Тагиле
   Главный конструктор             Л.Н. Карцев
   Производство                        опытный образец, 2 единицы
   Боевая масса, т                      36,7
   Длина, мм:
   – с пушкой вперед                 9335
   – корпуса                              6068
   Ширина, мм                            3300
   Высота по крышу башни, мм   2395
   Клиренс, мм                                         470
   Ср. уд. давление на грунт, кг/см          0,81
   Преодолеваемые препятствия:
   – подъем, град                                     30
   – брод, м                                             1,4 (с ОПВТ -5 )
   Тип двигателя                                      4-тактный 12-цилиндровый V-образный танковый дизель В-26
   Максимальная мощность, л.с                700
   Удельная мощность, л.с./т                   19,07
   Максимальная скорость, км/ч               64
   Запас хода, км                                    550
   Бронирование, мм:
   – поб корпуса                                     100
   – лоб башни                                        190
   Средства постановки дымзавес           ТДА
   Экипаж, чел                                       4
   Вооружение:
   – число х калибр, мм и тип
            орудия                                     1 х 115-мм гладкоствольная танковая пушка У-5ТС "Молот" (шифр ГРАУ - 2А20)
            (боекомплект, шт.)                    (40)
   – число х калибр, мм и тип
            пулеметов                                 1 х 7,62-мм СГМТ, спаренный с пушкой
            (боекомплект, шт.)                    (2500)
   Разработчик пушки                            ОКБ-9 Уралмаш в Свердловске
   Изготовитель пушки                           Уралмаш
   Главный конструктор пушки               Ф.Ф. Петров
   Прицел
             - дневной                                ТШ2Б-41
             - ночной                                  ТПН-1-41-11
   Стабилизатор вооружения                 "Метеор"
   Радиостанция                                    Р-113

Дополнительные сведения: Танк создан на базе агрегатов и для замены среднего танка Т-62 ("объект 166"). Главное отличие: усиленное вооружение (к моменту изготовления опытных образцов 125-мм гладгоствольная танковая пушка ещё была не готова, поэтому на них была применена 115-мм гладкоствольная танковая пушка У-5ТС "Молот", устанавливавшаяся на Т-62), новая ходовая часть, противорадиационная защита и более мощный дизельный двигатель. Бронирование: гомогенное, противоснарядное. Корпус сварной, башня литая, в ней установлены пушка и спаренный с ней пулемет, стабилизированные в двух плоскостях. На танке установлен механизм выброса стрелянных гильз. Опытные образцы танка в последствии были оснащены дополнительным вооружением ПТУР "Малютка". В последствии ходовая часть использовалась на танке Т-72 ("Объект 172М").

Источник: А.В.Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники. 1905 - 199г гг. СПб.: Невский Бастион, 1996. - 480 стр.

Модификации:
• «Объект 167» с ПТУР 9М14 «Малютка» - опытный средний танк Объект 167» с дополнительным вооружением ПТУР 9М14 «Малютка» (имелись три пусковые установки на корме башни);
• «Объект 167Ж» - проект опытнного среднего танка «Объект 167» с 115-мм гладкоствольной танковой пушкой У-5ТС и автоматом заряжания;
• «Объект 167М» (Т-62Б) - проект опытного танка с 125-мм гладкоствольной танковой пушкой Д-81 и автоматом заряжания;
• «Объект 167Д» - проект опытнного среднего танка «Объект 167» с повышенным уровнем противорадиационной защиты;
• «Объект 167Т» - опытный средний танк «Объект 167» с газотурбинным двигателем ГТД-3Т;
• «Объект 167ТУ» - проект опытнного среднего танка «Объект 167» с газотурбинным двигателем ГТД-3ТУ, имевшим сокращенное (до 3 мин) время пуска в условиях низких температур;
• «Объект 166ТМ» - опытный танк на базе серийного среднего танка Т-62 («Объект 166») с газотурбинным двигателем ГТД-3ТУ и ходовой частью опытного среднего танка «Объект 167». К 5 ноября 1967 г. на опытный танк «Объект 166ТМ» была установлена 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81 с автоматом заряжания.

Во всем мире специалистам по бронетанковой технике известны советский основной танк Т-72 «Урал» («Объект 172М») и его российский наследник — основной танк Т-90 («Объект 188»). Но мало кто знает, что основные конструкторские и технические решения, использованные в этих боевых машинах, были опробованы на опытных образцах танков «Объект 166Ж» и «Объект 167». Из двух вышеперечисленных машин опытный образец среднего танка «Объект 166Ж» представлял собой серийный средний танк Т-62 («Объект 166»), на котором был установлен автомат заряжания. Его создание стало возможно после разработки выстрелов с раздельным заряжанием и частично сгорающей гильзой по опытно-конструкторской работе (ОКР) «Желудь». О самом танке Т-62 («Объект 166») в отечественной и иностранной литературе известно достаточно много. А вот об опытном среднем танке «Объект 167» упоминается не часто. Даже в книгах, выпущенных ФГУП «Производственное объединение «Уралвагонзавод», посвященных истории создания танка Т-72 («Объект 172М»), этой машине, на наш взгляд, уделено мало внимания. И это несмотря на то, что в 1970-х годах прошлого века на опытных образцах среднего танка «Объект 167» и различных проектах его модификаций исследовали вопросы применения управляемого оружия, механизированного заряжания пушки, многотопливного дизеля с наддувом, системы гидросервоуправления движением танка, а также ходовой части с поддерживающими катками. Впоследствии схемы компоновок этих машин с автоматом заряжания использовали при создании основного танка Т-72 («Объект 172М»). Поэтому опытный средний танк «Объект 167» можно по праву считать переходной моделью от танка Т-62 («Объект 166») к танку Т-72 («Объект 172М»), так сказать, «дедушкой» «Урала».

Опытный танк «Объект 167» был разработан в 1961 г. в инициативном порядке в честь XXII съезда КПСС конструкторским бюро завода № 183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора Л.Н.Карцева. Первоначально была идея улучшить танк Т-62 («Объект 166») за счет установки более мощного двигателя с наддувом и новой ходовой части. «Привязкой» двигателя занималось моторное бюро под руководством Л.А.Вайсбурда, а над новой шестикатковой подвеской работал С.П.Петраков. Помощь заводу оказали московский филиал ВНИИ-100 — в проектировании и испытаниях дисков опорных катков из алюминиевого сплава Ал 19 и ВНИИ-100 - в изготовлении и испытаниях бескассетного воздухоочистителя. Ведущим инженером по машине был В.Н.Венедиктов. Работа по новой машине полностью финансировалась заводом № 183 в соответствии с распоряжением его директора И.В.Окунева.

Новыми техническими решениями по сравнению с танком Т-62 («Объект 166») согласно проекту были: установка более мощного вооружения (планировалась установка 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 стабилизированную в двух плоскостях, с начальной скоростью бронебойного подкалиберного снаряда 1800 м/с и с унитарными выстрелами, выполненными в габаритах 115-мм выстрела), полуавтоматическое заряжание пушки, применение противорадиационных материалов бескассетного воздухоочистителя, использование дизеля В-26, бескассетного воздухоочистителя, системы гидросервоуправления агрегатами трансмиссии, а также использование в ходовой части поддерживающих и опорных катков меньшего диаметра.

Первый опытный образец танка «Объект 167» завод № 183 изготовил в сентябре 1961 г. Всего в 1961 г. выпустили два опытных танка «Объект 167».  Из-за отсутствия на тот момент 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 в танках установили 115-мм гладкоствольные танковые пушки У-5ТС, тоже стабилизированные в двух плоскостях, с полуавтоматическим заряжанием и начальной скоростью бронебойного подкалиберного снаряда 1550 — 1600 м/с. Поскольку изначально предполагалось использовать 125-мм пушку большей массы, то для сохранения боевой массы танка в пределах 36,5 т несколько ослабили броневую защиту: толщину нижнего лобового листа корпуса уменьшили со 100 до 80 мм, бортов — с 80 до 70 мм и кормового листа - с 45 до 30 мм. Сократился и запас хода танка (с 500 до 445 км) при работе двигателя на топливе из забронированных (внутренних) баков. Работы по установке в танке 125-мм пушки возобновились в КБ завода только в 1963— 1964 г.

С пушкой У-5ТС был спарен пулемет СГМТ калибра 7,62 мм. Для прямой наводки пушки у наводчика имелись дневной шарнирный телескопический прицел ТШ2Б-41 и ночной прицел ТПН-1-41-11. Последний был связан параллелограммным приводом с люлькой пушки, что обеспечивало синхронность его работы с пушкой. Углы наведения спаренной установки составляли от -6 до +16°. Скорости наведения спаренной установки от пульта управления стабилизатора «Метеор» в вертикальной плоскости составляли от 0,05 до 4,5 град/с, в горизонтальной — от 0,05 до 18 град/с. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель.




Танк «Объект 167» превосходил серийный Т-62 («Объект 166») по огневой мощи, максимальной и средней скоростям движения, удельной мощности, плавности хода, защите от проникающей радиации. В боекомплект танка входили 40 унитарных выстрелов, которые размещались: в башне — 2 шт., в передних баках-стеллажах — 16 шт., в укладке у моторной перегородки — 19 шт., на левом борту — 1 шт. и на правом борту — 2 шт. Боекомплект пулемета СГМТ состоял из 2500 патронов в 10 лентах, которые размещались: в башне (на правом борту) — 4 ленты в стеллаже и 1 лента в магазине на установке пулемета; в боевом отделении — 3 ленты в магазинах у аккумуляторных батарей; 2 ленты в магазинах на левом борту у моторной перегородки. Кроме того, в боевом отделении в укладке размещались автомат АК-47 калибра 7,62 мм и гранаты Ф-1 в количестве 12 шт., которые укладывались в нишах бортов корпуса.
     
В 1963 — 1964 гг. в качестве дополнительного оружия на одном из опытных образцов танка «Объект 167» на кормовой части башни смонтировали пусковую установку с тремя направляющими для ПТУР 9М14 «Малютка». Дополнительное оружие могло поражать бронированные цели противника на дальностях 2 — 3 км, на которых пушечное вооружение было уже менее эффективным. Вообще же дальность стрельбы «малютками» с места по подвижным и неподвижным целям составляла от 500 до 3000 м, с попаданием в цель при этом с 1 — 2 выстрела. В качестве визирного устройства при стрельбе ПТУР использовался штатный танковый прицел. Время перевода комплекса из походного положения в боевое составляло от 11 до 24 с.










Опытный средний танк "Объект 167" с ПТУР 9М14 «Малютка» в Кубинке.
     
Броневая защита танка — противоснарядная. Внутри и снаружи обитаемых отделений устанавливались пластины из противорадиационных материалов (подбой и надбой). Для сохранения массы в существовавших пределах при установке подбоя и надбоя несколько уменьшили толщину нижнего лобового (80 мм), кормового (30 мм) и бортовых листов корпуса (70 мм) по сравнению с танком Т-62 («Объект 166»). Кроме того, изменили конструкцию люка механика-водителя. Его сместили вправо на 50 мм и вперед на 20 мм, а крышка люка, подрессоренная пластинчатыми торсионами, открывалась на петлях влево. Для размещения новых увеличенных радиаторов системы охлаждения кормовой лист был наклонен на 13°50' назад. Над вентилятором в корме вместо откидной крышки устанавливались жалюзи, регулируемые с места механика-водителя. Крыша над двигателем была выполнена откидывающейся на одних и тех же петлях с торсионом, что и крыша над радиатором. Такая конструкция крыши над моторно-трансмиссионным отделением (МТО) позволила аннулировать люк над воздухоочистителем. Вентиляторную перегородку и ограждения торсионов изготовили из алюминиевых листов. В перегородке МТО сделали воздухопритоки для охлаждения генератора. Для удобства размещения механика-водителя в отделении управления под его сиденьем в днище выполнили выштамповку глубиной 25 мм.
     
Башню машины заимствовали у танка Т-62 («Объект 166»), однако в связи с введением подбоя в ней произвели следующие доработки: увеличили размеры и количество бонок для крепления внутреннего оборудования и несколько изменили их положение: толщину крышки люка заряжающего уменьшили с 25 мм до 20 мм; в крышке командирского люка ликвидировали сигнальный лючок; усилили торсион крышки люка заряжающего.
     
Кроме того, по сравнению с серийным танком Т-62 («Объект 166»), в опытной машине изменили конструкцию обратных клапанов и размещение некоторых узлов системы противопожарного оборудования (ППО): ее баллоны установили у механика-водителя.
     
В состав противоатомной защиты, помимо установки противорадиационного подбоя входили специальные нагнетатели-сепараторы, обеспечивающие подачу очищенного от радиоактивной пыли воздуха в боевое отделение и создававшие избыточное давление, для обеспечения которого корпус и башня оборудовались специальными уплотнениями. Противорадиационный подбой выполнили из двух типов материалов, разработанных филиалом ВНИИ-100 и НИИПМ — ПОВ-20 и ПОВ-20/50С. Толщина и тип защитного материала подбирались исходя из учета толщины и конфигурации броневой защиты танка. При больших толщинах брони, значительно ослаблявшей дозу гамма-излучения, применялся материал ПОВ-20 толщиной 20 — 30 мм, а при малых толщинах брони — ПОВ-20/50С толщиной 40 — 60 мм. С одной стороны подбой имел припрессованный бельтинг для лучшего склеивания с броней, а с другой стороны припрессовывался негорючий слой, предохранявший его от воздействия открытого пламени. Листы противорадиационного материала крепились к броне специальным клеем, разработанным НИИПМ и дополнительно прижимались болтами через шайбы.
     
Для улучшения динамических качеств танка в МТО устанавливался дизель В-26 мощностью 515 кВт (700 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин, в результате чего удельная мощность возросла до 14 кВт/т (19,1 л.с./т). Дизель В-26 с приводным центробежным нагнетателем, созданный на базе серийного В-55, имел такие же посадочные места, что и серийный, и устанавливался на таком же подмоторном фундаменте. Пуск двигателя (основной) производился с помощью сжатого воздуха от двух пятилитровых баллонов, вспомогательный — стартером СТ-16М. Для обеспечения надежного пуска двигателя в холодное время суток на танке устанавливался форсуночный подогреватель с принудительной подачей топлива и цилиндрическим котлом рубашечного типа. Емкость топливных баков (забронированных) по сравнению с топливными баками Т-62 («Объект 166») была увеличена на 40 л за счет увеличения емкостей носового бака и правого бака-стеллажа и составляла 715 л. На надгусеничных полках размещались дополнительные топливные баки общей емкостью 285 л. Запас хода танка «Объект 167» по шоссе достигал 550 — 600 км.
     
В системе охлаждения двигателя применялся семирядный радиатор с трубками и гофрированными пластинами с увеличенной на 25% поверхностью охлаждения. Для улучшения условий входа охлаждающего воздуха в вентилятор последний устанавливался наклонно, что, в свою очередь, позволило увеличить длину радиатора. В системе смазки использовался масляный радиатор с большей на 47% поверхностью охлаждения.
     
В системе воздухоочистки применили новый бескассетный воздухоочиститель ВТИ-А, состоявший из 120 высокоэффективных циклонов, собранных в батарею. Удаление пыли из бункеров производилось эжекционным способом, аналогично серийному воздухоочистителю. Установка воздухоочистителя новой конструкции позволила обеспечить высокую степень очистки воздуха с коэффициентом пропуска пыли на среднеэксплуатационном режиме 0,1 — 0,2%.
     
В связи с установкой более мощного дизеля все агрегаты трансмиссии усилили с сохранением взаимозаменяемости с серийными агрегатами трансмиссии танка Т-62 («Объект 166»). В трансмиссии изменили конструкцию входного редуктора, который теперь имел привод к генератору, и ввели гидросервосистему управления главным фрикционом и механизмом поворота. Для лучшего охлаждения коробки передач ее верхний картер отлили с оребрением. В блокировочном фрикционе планетарного механизма поворота установили 17 дисков трения, а тормоза поворота имели накладки из пластмассы (вместо чугунных). В приводе вентилятора диск трения тоже изготовили из пластмассы вместо феродо. С целью обеспечения повышенных скоростей движения изменили передаточное число бортового редуктора.
     
В ходовой части была применена торсионная подвеска с оригинальными рычажно-лопастными гидроамортизаторами на крайних узлах. На 1, 2, 5-м и 6-м узлах каждого борта устанавливались ограничители хода балансиров. Рабочую длину торсиона увеличили, одновременно уменьшив его диаметр до 42 мм. Это позволило за счет увеличения динамического хода опорных катков до 242 мм получить большую плавность хода. С каждого борта устанавливалось по три поддерживающих и по шесть опорных катков с резиновыми массивными шинами. Диаметр опорных катков уменьшили с 810 мм до 750 мм, а их диски изготавливались теперь из алюминиевого сплава АК-6. Для исключения истирания и разрушения дисков в местах соприкосновения их с гребнем гусеницы в развале каждого опорного катка на внутренней поверхности дисков напрессовывались стальные кольца-реборды. Балансиры опорных катков устанавливались во вваренных в корпус кронштейнах на двух игольчатых двухрядных подшипниках. Фиксация балансира от осевого перемещения осуществлялась шариковым замком. На поддерживающих однобандажных обрезиненных катках диаметром 250 мм устанавливалась защита в виде стального кольца по наружному диаметру шины.
     
Механизм натяжения направляющего колеса выполнили с одной глобоидной червячной парой, которая обеспечивала как натяжение гусеницы, так и фиксацию механизма в заданном положении. Гидравлические лопастные амортизаторы имели увеличенный в 2,5 раза объем рабочей жидкости.
     
Ходовая часть танка предусматривала использование двух типов гусениц: с резинометаллическим (РМШ) и открытым металлическим шарниром (ОМШ). Гусеница с РМШ шириной 580 мм собиралась из 86 звеньев, с шагом 157 мм. Ее звенья состояли из двух траков, которые соединялись между собой цевками. В средней части звена на двух пальцах устанавливался разъемный гребень, закрепленный стяжным болтом. Гусеница с РМШ состояла из 96 звеньев. Для гусениц с РМШ использовались венцы ведущего колеса с 13 зубьями, для гусениц с ОМШ — с 14 зубьями. Перестановка венцов производилась на те же ступицы ведущих колес. На выпущенных опытных экземплярах машинах были установлены гусеницы с ОМШ.
     
Электрооборудование «Объекта 167», выполненное по однопроводной схеме, отличалось от электрооборудования танка Т-62 («Объект 166») в основном установкой генератора Г-10 мощностью 10 кВт с приводом от входного редуктора (вместо генератора Г-6,5); релерегулятора Р10-ДО (вместо Р-5М); фильтром Ф-10 (вместо Ф-5); двумя аккумуляторными батареями 12СТ-70 (вместо четырех 6СТЭН-140), новым приборным щитком механика-водителя и измененной компоновкой электрооборудования в боевом отделении танка за счет установки двух аккумуляторов. Средства связи заимствовались у танка Т-62.
     
Для преодоления водных преград «Объект 167» оснащался оборудованием для подводного вождения (ОПВТ).

С 20 ноября 1961 г. по 1 апреля 1962 г. оба опытных образца танка «Объект 167» прошли первый этап заводско-полигонных испытаний (председатель комиссии - заместитель начальника 2 отдела НТК УНТВ инженер-полковник И.А. Корнеев). Целью испытаний являлось определение ТТХ машины и сравнительная оценка с Т-62 («Объект 166») и Т-55 («Объект 155»), эффективности стрельбы с места и сходу в дневных и ночных условиях, надежности работы и качества изготовления всех узлов и механизмов и стабильность их характеристик, а также времени на проведение экипажем всех видов технического обслуживания и удобства проведения этих работ с использованием возимого ЗИП машины.

Ходовые испытания машин, проводившиеся на НИИБТ полигоне в период с 20 ноября 1961 г. по 25 января 1962 г. (первый опытный образец) и с 6 по 28 марта 1962 г. (второй опытный образец) в объеме 3000 км пробега и 360 ч работы двигателя, завершились с положительным результатом. По максимальной и средней скорости движения, удельной мощности, плавности хода, защите экипажа от проникающей радиации и электробалансу (использовали генератор Г-10 мощностью 10 кВт) танк «Объект 167» превосходил Т-62 («Объект 166»).

По результатам испытаний танк «Объект 167» был рекомендован к принятию на вооружение Советской Армии и к серийному выпуску вместо Т-62 («Объект 166») с доведением толщин нижнего лобового листа корпуса до 100 мм, кормового — до 45 мм и улучшением обзорности. Недостатки машины, выявленные на испытаниях, надлежало устранить при подготовке серийного производства. В особом мнении заместитель председателя комиссии представитель ГКСМОТ Г.О. Гутман отметил, что вопрос о принятии танка «Объект 167» на вооружение и серийное производство следует рассмотреть после проведения второго этапа испытаний и пробегом в условиях жаркого климата, что было необходимо для определения надежности работы узлов и механизмов танка при длительной эксплуатации. Второй этап испытаний планировалось завершить не позднее июня 1962 г. Этот этап, заключавшийся в сравнительных испытаниях вооружения первого опытного образца танка «Объект 167» с Т-62 («Объект 166»), предполагалось провести на ГНИАП ГРАУ под Ленинградом.

Обсуждение вопроса о принятии танка «Объект 167» после некоторых шагов, предпринятых главным конструктором завода № 183 Л.Н. Карцевым для продвижения машины, состоялось в ГКСМОТ и Министерстве обороны летом 1962 г. По его результатам 21 июля 1962 г. на имя заместителя председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинова было отправлено совместное письмо за подписями заместителя министра обороны Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова и заместителя председателя ГКСМОТ С.Н. Махонина. В этом письме, не скрывая преимуществ танка «Объект 167», основное внимание все же было сосредоточено на его недостатках: пониженной снарядостойкости некоторых броневых деталей корпуса, меньшем запасе хода, ухудшившейся после установки подбоя обзорности, а также на частичной потере взаимозаменяемости с Т-55 («Объект 155») и Т-62 («Объект 166»).

Положительно зарекомендовавшие себя в опытном танке «Объект 167» усовершенствования предлагалось внедрить в производство Т-62 («Объект 166»). К ним относились противорадиационная защита экипажа и новая ходовая часть, обеспечивавшая машине более высокую надежность, плавность хода и повышенные скорости движения. В отношении более мощных двигателя В-26 и генератора Г-10 вопрос их постановки на производство предусматривалось решить на основании второго этапа ходовых испытаний двух танков, контрольных испытаний двигателя и после доведения запаса хода танка до уровня аналогичного показателя у танков Т-55 («Объект 155») и Т-62 («Объект 166»). При этом затраты на внедрение всех вышеуказанных мероприятий в серийное производство не должны были превысить 4,5 млн. руб.

25—27 июля 1962 г. состоялось специальное совещание в ГКСМОТ, которое постановило, что опытный средний танк «Объект 167» имеет по сравнению с Т-62 («Объект 166») и Т-62А («Объект 165») улучшенную маневренность и усиленную противорадиационную защиту. Внедрение в серийное производство его прогрессивных узлов целесообразно до постановки на серийное производство опытного среднего танка «Объект 432» (Т-64), превосходившего по всем основным боевым и техническим характеристикам современные отечественные и зарубежные средние танки.


Опытный средний танк «Объект 167» (разрез).
Источник: А.В.Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники. 1905 - 199г гг. СПб.: Невский Бастион, 1996. - 480 стр.

В августе 1962 г. вопрос об организации серийного производства танка «Объект 167» на заводе № 183 поддержало руководство Свердловского СНХ, обратившись с соответствующей просьбой в ГКСМОТ. Реакцией на эти действия стало совместное письмо, подготовленное Министерством обороны и ГКСМОТ и направленное заместителю председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинову. В этом письме говорилось, что разрабатывавшийся заводом им. В.А. Малышева новый средний танк «Объект 432» (Т-64) по своим боевым и техническим характеристикам является более совершенным. В связи с этим Министерство обороны и ГКСМОТ считают необходимым сосредоточить все усилия на проведении в ближайшие 1,5—2 года перестройки производства основных танковых заводов на выпуск этого танка. Поэтому организация серийного производства на заводе № 183 танка «Объект 167» и новой ходовой части для Т-62 («Объект 166») на короткий период времени нецелесообразна, так как это ведет к неоправданным затратам (около 6,2 млн. руб.), недопоставке армии 1200—1400 танков и задержке освоения производства танков «Объект 432» (Т-64). Как показало время, средства, израсходованные на танк «Объект 432» (Т-64), в несколько раз превысили затраты, предусматривавшиеся на внедрение в серийное производство танка «Объект 167» и новой ходовой части для Т-62 («Объект 166»).

Источники:
М.В. Павлов, И.В. Павлов, Танк «Объект 167» – дедушка «Урала». Журнал «Моделист-конструктор» № 8 / 2006 г.,
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ 1945-1965 гг., М.В. Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник,
И. В. Павлов, ведущий конструктор, Техника и Вооружение, вчера, сегодня, завтра, 2008 - 2012 гг.
« Последнее редактирование: Октября 17, 2017, 10:21:32 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4507
Re: «Объект 167» - опытный средний танк
« Ответ #1 : Июля 16, 2012, 10:54:00 pm »

Опытный средний танк «Объект 167» (продолжение).

Опытный танк «Объект 167» в Музее БТТ в подмосковной Кубинке:





http://www.drive2.ru/users/avcube/blog/4062246863888271199/
http://fotki.yandex.ru/users/oleg-bebnev/album/147342?&p=15

Но на этом история опытного танка «Объект 167» не закончилась. Еще в начале 1961 г. коллектив конструкторского бюро завода № 183 приступил к проектированию нового танка с газотурбинным двигателем, предварительные проработки по которому начались в КБ завода еще годом раньше. Эта работа была дебютом для конструкторского коллектива во главе с Л.Н.Карцевым и таила в себе много нового и неизведанного. В качестве соисполнителя — создателя двигателя для танка привлекли омское КБ-29 Министерства авиационной промышленности СССР, запустившего в то время в серийное производство вертолетный газотурбинный двигатель ГТД-3. Его и взяли за основу будущей танковой силовой установки. Для размещения в танке провели доработку ГДТ-3, в ходе которой установили понижающий редуктор и отрегулировали топливную аппаратуру, применительно к танковым условиям. Эти работы выполнили омские специалисты под руководством главного конструктора В.А.Глушенкова.
     
Источники:
М.В. Павлов, И.В. Павлов, Танк «Объект 167» – дедушка «Урала». Журнал «Моделист-конструктор» № 8 / 2006 г.,
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ 1945-1965 гг., М.В. Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник,
И. В. Павлов, ведущий конструктор, Техника и Вооружение, вчера, сегодня, завтра, 2008 - 2012 гг.
Уралвагонзавода параллельно конструировали системы, узлы и агрегаты силовой установки. В качестве базового шасси выбрали опытный экземпляр среднего танка «Объект 167». В состав творческого коллектива КБ завода № 183, трудившегося над созданием опытных танков с газотурбинными двигателями, входили Л.С.Долгов, М.Г.Кизин, Э.Б.Вавилонский, В.М.Дудаков, В.М.Мамаев, А.И.Большаков, С.Ф. Петров, И.М.Хова-нов, В.Н.Побережный, Я.М.Поспелов, П.П.Никулин, В.А.Степанов и мн. др. Возглавляли эту работу заместитель главного конструктора В.Н.Венедиктов и И.А.Набутовский.

В течение 1961 — 1962 гг. на заводе № 183 в Нижнем Тагиле разработали опытные газотурбинные танки:
• «Объект 167Т» с двигателем ГТД-3Т;
• «Объект 167ТУ» с двигателем ГТД-3ТУ, имевшим сокращенное время пуска в условиях низких температур (до 3 мин.);
• «Объект 166ТМ» — на базе серийного танка Т-62 с двигателем ГТД-3ТУ, но с ходовой частью танка «Объект 167».

В 1963 г. собрали опытный образец танка «Объект 167Т» с двухвальным газотурбинным двигателем ГТД-3Т завода им. Баранова.
     


Опытный экземпляр танка «Объект 167Т» в отличие от базового образца — танка «Объект 167» — был оснащен газотурбинным двигателем с обслуживавшими системами и новой трансмиссией. Установка ГТД потребовала создания специальной системы воздухоочистки и увеличения емкости топливных баков вследствие больших удельных расходов горючего по сравнению с дизелем. Разработку новой трансмиссии в короткие сроки выполнил конструктор И.М.Хованов, а ее доводкой и изготовлением руководил конструктор Л.С.Долгов.




Опытный средний танк «Объект 167Т» с газотурбинным двигателем ГТД-3Т во время испытаний.

     
Опытный средний танк «Объект 167Т» в Музее Уралвагонзавода в Н.Тагиле.

Боевое отделение и отделение управления «Объекта 167», также как вооружение, боекомплект, подвеска и ходовая часть, существенных отличий от своего прототипа не имели. Внешнее отличие было только в конструкции крыши МТО.
     
В МТО двухвальный газотурбинный двигатель ГТД-3Т мощностью 515 кВт (700 л.с.) устанавливался поперек корпуса. В освободившихся за счет компактности силовой установки объемах МТО разместили два дополнительных 310-литровых бака, доведя общий запас топлива до 1580 л. Расчетный запас хода танка по шоссе составлял 211 км. Для очистки и нагнетания воздуха, а также для охлаждения ГТД применили оригинальную конструкцию компрессора с инерционной решеткой и осевым вентилятором, разработанного группой специалистов танкового КБ завода № 183 под руководством И.А.Набутовского. Чистый воздух после сепарации пыли в избыточном количестве поступал в МТО, наддувая его, что благоприятно сказывалось на работе ГТД. Часть воздуха с отсепарированной пылью направлялась на охлаждение маслорадиатора и, далее, обдувая двигатель снаружи, по специально организованному тракту, смешиваясь с выхлопными газами двигателя, выбрасывалась в атмосферу. Коэффициент очистки воздуха от пыли в стендовых условиях достигал 95 — 96%, что соответствовало требованиям головного института ВНИИ-100.
     
Вентиляторный блок с сепаратором пыли крепился к подъемной крыше МТО. Привод вентилятора осуществлялся через карданный вал от ротора турбокомпрессора ГТД. При подъеме крыши МТО отсоединение карданного вала вентилятора от редуктора, располагавшегося на лобовом картере двигателя, происходило по шлицевому соединению.
     
В состав однопоточной механической трансмиссии входили понижающий входной редуктор, двухвальная коробка передач, два планетарных механизма поворота (ПМП) и два комбинированных бортовых редуктора. Главный фрикцион отсутствовал. Трехступенчатая механическая коробка передач с дисковыми синхронизаторами и работающими в масле фрикционными устройствами, выполненная в одном блоке с ПМП, обеспечивала три передачи переднего и одну — заднего хода. В связи с отсутствием главного фрикциона его функции выполняли два одновременно включенных блокировочных фрикциона ПМП, работавшие в масле. Для надежной передачи крутящего момента в двухступенчатых ПМП применили редко встречавшийся в танкостроении способ блокировки эпицикла планетарного ряда с водилом. При прямолинейном движении в каждом ПМП крутящий момент от ведущего вала к ведомому передавался через блокировочный фрикцион, минуя планетарный ряд, который в этом случае мощность не передавал, так как солнечная шестерня при указанном способе блокировки являлась свободным звеном. Блокировочные фрикционы имели пружинное включение и гидравлическое выключение. Дисковый тормоз поворота в ПМП, работавший в масле, имел гидравлическое включение и пружинное выключение. Плавающие ленточные остановочные тормоза сухого трения имели привод как от педали тормоза, так и от рычагов управления поворотом. Бортовые редукторы заимствовали у танка Т-62 («Объект 166»). Объемы, занимаемые трансмиссией опытного танка и трансмиссией серийного танка Т-62 («Объект 166»), оказались практически одинаковыми. Трансмиссия имела гидравлическую сервосистему управления.
     
В гусеничном движителе по сравнению с базовым танком на вторых узлах подвески дополнительно установили рычажно-лопастные гидроамортизаторы.
     
Систему электрооборудования, в отличие от танка «Объект 167», укомплектовали генератором Г-6,5 с приводом от коробки передач.
     
В свой первый пробный пробег опытный образец танка «Объект 167Т» вышел 11 апреля 1963 г. По разъезженной, размокшей кольцевой трассе заводского полигона танк с ГТД показал среднюю скорость 41,2 км/ч - в полтора раза большую, чем серийная машина с дизелем. Максимальная скорость возросла до 64 км/ч. Однако полигонные испытания машины, проведенные в июле 1964-го — январе 1965 г., показали, что, несмотря на увеличенную емкость топливных баков, запас хода ее оказался примерно в 1,7 раза меньше, а расход топлива примерно в 2,3 раза больше, чем у танка с дизелем. Существенным недостатком в случае серийного производства такой машины являлась очень высокая стоимость ГТД.
     
Дальнейшего развития танк «Объект 167Т» не получил, так как установка ГТД вызвала трудноразрешимые проблемы, связанные с очисткой воздуха и большим расходом топлива.
     
Дальнейшие работы по газотурбинной тематике в танковом КБ завода № 183 были направлены на повышение эффективности и надежности работы ГТД, трансмиссии и системы очистки воздуха. Так, например, величину коэффициента пропуска пыли у агрегата воздухоочистки довели до 2 — 3% (против 4 — 5% на танке «Объект 167Т»), Венцом всей работы по этому направлению стало создание опытного образца танка «Объект 166ТМ», на котором установили усовершенствованные воздухоочиститель, трансмиссию и более экономичный двигатель ГТД-3ТУ. Работы по установке ГТД в танк на заводе № 183 продолжались вплоть до 1967 г., а затем их прекратили, так как конструкторскому бюро не удалось кардинально решить вопросы сокращения расхода топлива и снижения стоимости танка с газотурбинным двигателем.
     
Опытный образец танка «Объект 167ТУ» изготовлен не был.
     
На основе результатов испытаний танков «Объект 167Т» и «Объект 166ТМ» конструкторское бюро завода № 183 пришло к выводу о неперспективности танка с газотурбинным двигателем и все усилия сосредоточило на создании танков с дизелями.


Опытный средний танк «Объект 166ТМ» с газотурбинным двигателем ГТД-3ТУ.
     
Несмотря на то, что попытки приспособления вертолетных двигателей для работы в составе силовой установки танка не дали положительных результатов, они позволили определить основные особенности применения ГТД в танках в различных условиях эксплуатации и концепцию создания систем обеспечения силовой установки (воздухопитания, очистки воздуха, обеспечения подводного вождения и др.). В результате выполненных работ отечественные конструкторы пришли к выводу о необходимости создания ГТД, специально спроектированного для танка. Решением правительства признавалась целесообразность передачи работ по созданию танкового ГТД в авиационную промышленность, имевшую более высокие технологические и производственные возможности для организации серийного выпуска ГТД.
 
Несмотря на отказ в принятии на вооружение танка «Объект 167» и предпочтение, отданное военным руководством и Советом Министров (Правительством) СССР харьковскому опытному танку «Объект 432» (Т-64), разрабатываемому в КБ завода имени В.А.Малышева под руководством гл. конструктора А.А.Морозова, руководство завода № 183 не теряли надежды на возможность принятия на вооружение вместо танка «Объект 166» (Т-62) опытного среднего танка «Объект 167» и в танковом КБ завода под руководством гл. конструктора Л.Н. Карцева в инициативном порядке продолжались работы по дальнейшему совершенствованию своей боевой машины.

Для увеличения скорострельности 115-мм пушки У-5ТС еще осенью 1960 г. приступили к разработке механизма заряжания, установка которого также позволяла сократить численность экипажа до трех человек. При этом Л.Н. Карцев принципиально не стал заниматься переносом харьковского боевого отделения на свою машину и пошёл по пути создания для её механизма заряжания собственной разработки (при этом даже в документах он был обозначен как "автомат заряжания"). В марте 1961 г. для этих целей предполагалось использовать пушку У-5ТС "Молот" без каких-либо существенных изменений, но разработав выстрелы раздельного заряжания с частично сгораемой гильзой. Эти ОКР получили шифр "Жёлудь".

Проект танка «Объект 167» с автоматом заряжания получил заводское наименование «Объект 167Ж».

В соответствии с тематической карточкой КТ2-035-61 две пушки У-5ТС "Молот", приспособленные для механизированного заряжания, Уралмашзавод (ОКБ-9) должен был представить заводу № 183 в I кв. 1962 г. Все доработки пушки У-5ТС, связанные с установкой автомата заряжания (стопорение пушки на угле заряжания, установка контакта (кнопки) «клин — открыт» «клин — закрыт» и изменения по неподвижному ограждению), были согласованы с Уралмашзаводом 17 апреля 1961 г.

Однако в июне 1961 г. на техническом совещании, проходившем на заводе № 183, выяснилось, что при установке автомата заряжания серийная пушка подвергалась более серьезным изменениям, чем предполагалось ранее. Это потребовало выпуска новых рабочих чертежей и технической документации. Кроме того, при создании выстрела раздельного заряжания со сгорающей гильзой выявились значительные трудности по обеспечению его нормального функционирования с оперенным бронебойно-подкалиберным снарядом. В результате Уралмашзавод не укладывался в заданный срок и мог изготовить пушку для механизированного заряжания не ранее III кв. 1962 г. Однако работы по механизации заряжания пушки У-5ТС по теме «Желудь» затянулись до конца 1965 г.

Параллельно с работами по механизации заряжания 115-мм артсистемы в КБ завода № 183 велись аналогичные работы относительно 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 (поскольку размеры орудия калибра 115 и 125 мм незначительно отличались друг от друга). Поначалу они сдерживались тем, что пушка Д-81 в это же время только разрабатывалась в ОКБ-9 Уралмаш под руководством гл. конструктора Ф.Ф.Петрова.

В результате совершенствования конструкции танка «Объект 167» с учетом перспективных схем броневой защиты, выполненных филиалом ВНИИ-100, и установки более мощного вооружения в мае 1962 г. появился проект танка «Объект 167М» (в танковом КБ завода № 183 он также обозначался Т-62Б).

В конструкции танка «Объект 167М» (Т-62Б) КБ завода № 183 воплотило все свои имевшиеся к этому времени наработки по совершенствованию различных узлов, агрегатов и систем, которые прошли отработку в опытных образцах. Созданию новой машины предшествовал неофициальный НТС на тему: «Каким мы видим будущий танк УВЗ», проведенный Л.Н. Карцевым в январе 1962 г. в заводском КБ.

Ю.П. Костенко воспоминал: «Все приняли без обсуждения новую принципиальную схему танка, созданную А. А. Морозовым: экипаж — три человека: командир, наводчик, механик-водитель; пушка с автоматом заряжания; приведенная толщина брони — 400 мм (по схеме НИИ стали); вместо одной центральной — две бортовые коробки передач (несмотря на упоминание Ю. П. Костенко о бортовых коробках передач, в проекте танка «Объект 167М» была использована центральная коробка передач). Остальное было отвергнуто. Так, вместо принципиального нового двухтактного дизеля с двухсторонним отбором мощности, который кроме танка, к установке в машины другого типа был не пригоден, было решено ориентироваться на проверенный жизнью и широко применявшийся в народном хозяйстве и армии четырехтактный дизель типа В-2. Поднять мощность этого дизеля можно было реально за счет установки на нем нагнетателя. Вместо ходовой части с принципиально новой мелкозвенчатой гусеницей было решено делать гусеницу, обязательно взаимозаменяемую с танками типа Т-54 (к тому времени в армии было уже около 30 тысяч таких танков). Ходовую часть делать с расчетом на то, что в дальнейшем вес танка будет увеличен до 40—42 т. Автомат заряжания делать бескабинным, обеспечив экипажу условия непосредственного общения в танке, что имело принципиальное значение для морально-психологического состояния экипажа в экстремальных ситуациях при эксплуатации танка и в бою. Практически это были неписанные ТТТ конструкторов УВЗ на новый танк своего завода».

Поперечный разрез опытного среднего танка «Объект 167», вид на нос (проект):


Поперечный разрез опытного среднего танка «Объект 167М» (Т-62Б), вид на нос (проект):


Поперечный разрез опытного среднего танка «Объект 167М» (Т-62Б), вид на корму (проект):

Источник: М.Б.Барятинский. Т-72. Уральская броня против НАТО. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. - 128 стр. 

Согласно проекту модернизированный танк «Объект 167М» (Т-62Б), помимо установки 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 (предполагалась также возможность монтажа 122-мм нарезной пушки Д-83), стабилизированной в двух плоскостях (стабилизатор «Ливень»), с механизмом раздельно-гильзового заряжания карусельного типа емкостью 21 выстрел (при общем боекомплекте 40 выстрелов), имел комбинированную защиту корпуса и башни. Угол наклона от вертикали верхнего лобового листа корпуса был увеличен с 60 до 68°, а сам он представлял собой пакет из двух 80-мм (наружного) и 30-мм (внутреннего) броневых листов, между которыми располагался 110-мм лист стеклопластика. Литая башня имела вставки из броневого алюминиевого сплава (как и в башне танка «Объект 432»), от которых впоследствии отказались. На надгусеничных полках устанавливались бортовые решетчатые стальные экраны, а также узкие сплошные стальные экраны, защищавшие топливные баки и оборудование от кумулятивных средств поражения противника.

При стрельбе из пушки в дневных условиях применялись перископический прицел типа Т2С или телескопический прицел с приставкой «Обь» с радиодальномером, ночью - прицел «Луна II» или разрабатывавшийся бесподсветочный прицел «Ключ», а также выстрелы с частично сгорающей гильзой. Начальная скорость бронебойно-подкалиберного снаряда составляла 1800 м/с. Скорострельность за счет введения механизма заряжания достигала 8—10 выстр./мин. В составе силовой установки танка предусматривалось использовать дизель типа В-2 мощностью 551 кВт (750 л.с.) или 574 кВт (780 л.с.) с нагнетателем, усовершенствованные радиаторы, воздухофильтры, топливную и масляную системы, а также усиленные агрегаты трансмиссии.

Так же был разработан проект варианта машины с повышенным уровнем противорадиационной защиты, который получил шифр «Объект 167Д».

Конструкция автомата заряжания «Желудь», предложенная КБ завода № 183, несмотря на меньшую емкость по сравнению с харьковским механизмом заряжания, по мнению разработчиков, повышала живучесть танка при обстреле, была проще и надежнее в работе. Кроме того, она обеспечивала возможность перехода (сообщения) членов экипажа из отделения управления в боевое и обратно без выполнения каких-либо предварительных работ. Откомандированный в танковое КБ завода им. В.А. Малышева для ознакомления с механизмом заряжания Ю.П. Костенко (в тот период — начальник бюро вооружения и башни КБ завода № 183) так охарактеризовал конструкцию кабинного механизма заряжания танка «Объект 432» (Т-64), разработанную под руководством М.А. Набутовского: «При такой конструкции механик-водитель был изолирован от командира и наводчика, а пороховые заряды артиллерийских выстрелов в сгорающих гильзах располагались вертикально по периметру боевого отделения. Это была в прямом смысле «пороховая бочка». Наряду с этим, такая конструкция отличалась излишней сложностью и была нетехнологична. Меня очень удивило то, что Морозов согласился с таким решением. Был еще один вопрос. Набутовский, в погоне за снижением веса, заменил дублирующий ручной механический подъемный механизм пушки на гидравлический, подключив его к гидравлической системы стабилизатора пушки в вертикальной плоскости. Это оригинальное и красивое, с точки зрения экономии веса и внутренних объемов боевого отделения, конструкторское решение не выдерживало никакой критики с точки зрения особых требований по надежности к дублирующим приводам наведения. Весь смысл дублирующих приводов наведения пушки заключался в том, чтобы в условиях боя, когда в танке откажут и гидравлика, и электрика, но еще сохранит некоторую боеспособность экипаж, наводчик смог, используя только свою мускульную силу и механические приводы наведения, вести огонь из пушки. В этом плане гидравлический ручной подъемный механизм пушки противоречил здравому смыслу».

В январе 1963 г. Л.Н.Карцев написал письмо Н.С.Хрущеву, в котором ввиду неготовности харьковской машины вновь просил разрешения начать серийный выпуск танка «Объект 167» на Уралвагонзаводе вместо танка Т-62 («Объект 166»). По этому письму 22 марта 1963 г. под председательством Ф.Р.Козлова — заместителя Председателя Совета Министров СССР было проведено специальное совещание, на котором начальник танковых войск Советской Армии маршал бронетанковых войск П.П.Полубояров и председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике С.А.Зверев заверили Ф.Р.Козлова, что танк «Объект 432» (Т-64) будет скоро доработан и запущен в серию на всех танковых заводах, включая и Уралвагонзавод, поэтому выпускать танк «Объект 167» нет смысла. В своих воспоминаниях бывший главный конструктор КБ Уралвагонзавода Л.Н.Карцев так описал заключение Ф.Р.Козлова по данному вопросу:
     
«Конечно, «Объект 167» лучше Т-62, но мы примем на производство более совершенный танк, «Объект 432». Передайте мою благодарность коллективу конструкторского бюро».
     
Услышав мой рассказ, директор завода (И.В.Окунев) был очень опечален, но я ему сказал: «Иван Васильевич, вы успокойтесь, придет то время, когда, как это случилось с танком Т-62, они будут умолять вас поставить на производство «Объект 167», в который мы установим свой автомат заряжания, лучше харьковского». Он тут же позвонил главному бухгалтеру завода И.Д.Яборову и дал приказ открыть заказ на работу по созданию автомата заряжания».

В 1963 г. автомат заряжания для 115-мм пушки У-5ТС "Молот", разработанный конструкторами завода № 183, был изготовлен и установили в одном из опытных образцов танка Т-62, получивший шифр «Объект 166Ж». Началась его отработка...

В начале 1964 г. на рассмотрение в ГКОТ СССР поступил проект танка «Объект 167М», который Уралвагонзавод (в октябре 1963 г. завод № 183 в Нижнем Тагиле снова стал называться Уральский вагоностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского - «Уралвагонзавод») по "политическим" соображениям представил как вариант дальнейшей модернизации Т-62 («Объект 166»). Положительным качеством проекта танка «Объект 167М» было то, что по большинству комплектующих, агрегатов, узлов и деталей он сохранял взаимозаменяемость с Т-62 («Объект 166»), был сходен с ним по устройству и, следовательно, мог быть быстрее освоен в войсках.

В решении секции № 7 НТС ГКОТ СССР (председатель - Н.А. Кучеренко) от 26 февраля 1964 г. отмечалось, что Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского в инициативном порядке, без ТТТ, разработал и представил на рассмотрение материалы по модернизации серийного танка Т-62 («Объект 166») в направлении увеличения мощности вооружения с внедрением механизации заряжания, усиления броневой защиты (кроме бортов), повышения удельной мощности, а также максимальной и средней скорости движения. Однако все внесенные изменения фактически привели к созданию нового среднего танка параллельно с танком «Объект 432» (со 125-мм пушкой Д-81), но уступающего ему по габаритам, противоснарядной и противорадиационной защите, эффективности стрельбы и уровню технического выполнения. При этом боевая масса танка «Объект 167М» по сравнению с аналогичным параметром танка «Объект 432» с пушкой Д-81* была больше на 4 т.
_________________
* В последствии «Объект 434»; после принятия на вооружение в 1969 г. - Т-64А.

Кроме того, основные механизмы трансмиссии (главный фрикцион, коробка передач, ПМП, бортовой редуктор), заимствованные у серийного Т-62 (за исключением входного редуктора), не отвечали современному техническому уровню и являлись неперспективными. Особенно подчеркивалось, что представленный Уралвагонзаводом в проектных материалах танк не отвечал перспективам развития бронетанковой техники, определенным решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР и предусматривавшими создание новых перспективных танков с ракетным вооружением на единой базе нового среднего танка «Объект 432» («Объект 287» ЛКЗ и «Объект 775» ЧКЗ).

В связи с этим, а также учитывая, что создание и постановка на производство предлагаемого Уралвагонзаводом танка «Объект 167М» задержит внедрение на заводе более совершенного танка «Объект 432» с пушкой Д-81, секция № 7 НТС ГКОТ СССР вынесла решение о нецелесообразности проведения по нему дальнейшей работы.

Вместе с тем, в целях повышения огневой мощи Т-62 («Объект 166») секция № 7 НТС ГКОТ СССР рекомендовала провести работы по его модернизации с использованием комплекса вооружения с пушкой Д-81, полностью заимствованного с «Объекта 432» с пушкой Д-81, и двигателя мощностью 580 л.с. с наддувом, без существенного увеличения боевой массы танка. При этом имелось в виду, что повышение боевых качеств танка Т-62 и долговечности работы двигателя при одновременном улучшении остальных узлов будет выполнено без потери взаимозаменяемости на ремонтных заводах Министерства обороны. Также предлагалось для модернизированного Т-62 проработать вариант использования узлов ходовой части танка «Объект 432».

Представленный в техническом проекте танк «Объект 167М» (Т-62Б) по вооружению соответствовал харьковской машине «Объект 432» с пушкой Д-81 (технический проект установки 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 в танк «Объект 432» проект был завершён в начале апреля 1964 г.). По первым оценочным проработкам, тагильский танк уступал харьковскому в броневой защите (для уменьшения боевой массы в КБ завода № 183 пошли на уменьшение толщины нижнего лобового листа до 80 мм и бортов до 70 мм), в противорадиационной защите (кратность ослабления 12—13 против 15—16), в точности стрельбы (на танке «Объект 432» предполагалась установка радиодальномера в комплексе со счетно-решающим устройством (СРП), т.е. баллистическим вычислителем), а также в емкости механизма заряжания (21 выстрел против 28). При равной с танком «Объект 432» броневой защите и введении гусеницы с РМШ боевая масса танка «Объект 167М» могла достигнуть критической, с точки зрения военных, величины в 40 т. По габаритам он также был несколько больше, чем «Объект 432».

В решении секции № 7 НТС ГКОТ СССР о нецелесообразности проведения дальнейшей работы по танку Л.Н. Карцев выразил своё особое мнение: «Учитывая отсутствие единодушного мнения при голосовании, как главный конструктор танка Т-62Б считаю необходимым закончить изготовление двух опытных образцов этой машины, начатых уже на нашем заводе, и один из этих образцов испытать на полигоне или в войсках вместе с танком «Объект 434» («Объект 432» с пушкой Д-81), поскольку оппоненты все сравнения танка Т-62Б проводили с машиной 434, что и отражается в данном решении. На мой взгляд, такая проверка окончательно дала бы возможность принять решение о целесообразности постановки танка Т-62Б на серийное производство». Но это предложение Л.Н. Карцева было отвергнуто.

В соответствии с решением секции № 7 НТС ГКОТ СССР 31 марта 1964 г. в НТК ГБТУ и на Уралвагонзавод была отправлена на согласование тематическая карточка на проведение работ по модернизации Т-62. В ней предусматривалось повысить огневую мощь танка за счет установки 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и механизма заряжания. В состав экипажа модернизированного танка входили три человека. Новый комплекс вооружения должен был быть полностью взаимозаменяемым с аналогичным комплексом танка «Объект 434» (Т-64А). В силовой установке предполагалось использовать двигатель типа В-55 с нагнетателем (мощность двигателя 426 кВт (580 л.с.). Остальные ТТХ соответствовали серийному Т-62 («Объект 166»). При этом в примечании к тематической карточке вновь рекомендовалось при выполнении технического проекта проработать вопрос использования узлов ходовой части танка «Объект 432» (Т-64).

Наконец, в мае 1964 г. на Уралвагонзавод с Уралмаш были поданы две опытные 125-мм гладкоствольные пушки Д-81 (по габаритам она практически не отличалась от 115-мм пушки У-5ТС "Молот"), и завод приступил к отработке автомата заряжания с новым калибром. Ёмкость автомата заряжания из-за возросшего калибра была снижена до 21 выстрела раздельно-гильзового заряжания.   

Тем временем, к концу 1965 г. конструкция автомата заряжания емкостью на 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 115-мм гладкоствольной пушки У-5ТС "Молот" была отлажена и прошла испытания на опытном танке «Объект 166Ж» (Т-62Ж). Однако вопрос о серийном производстве этих машин даже не рассматривался, ввиду планов по организации выпуска танка «Объект 432» (Т-64) на заводе им. В.А.Малышева в Харькове, Уралвагонзаводе им. Ф.Э.Дзержинского в Нижнем Тагиле, заводе № 174 в Омске и на ЛКЗ. В результате, в течение последующих восьми лет (1966 - 1973 гг.) УВЗ по-прежнему производил танки Т-62 («Объект 166») без автомата заряжания.

К ноябрю 1967 г. Уралвагонзавод им. Ф.Э.Дзержинского изготовил опытный образец танка Т-62 со 125-мм танковой пушкой Д-81 и автоматом заряжания, который приурочили к 50-летию СССР. Для снижения затрат опытный танк создали путём перевооружения опытного танка «Объект 166ТМ» с газотурбинным двигателем. Столь длительный срок создания такой машины обусловлен необходимостью доработки и последующщей отработки автомата заряжания под новый калибр пушки (при незначительном изменении серийного боевого отделения танка).

О дальнейшей судьбе этой машины Л.Н.Карцев вспоминает: 5 ноября 1967 г. на Уралвагонзавод впервые прибыл министр оборонной промышленности С.А.Зверев. Будучи в течение двух лет в этой должности, он все внимание уделял созданию нового танка в Харькове и часто ездил на завод им. В.А.Малышева, помогая предприятию как инженер и администратор. Во второй половине дня ему показали танк Т-62 со 125-мм пушкой. Автомат заряжания ему понравился, и он предложил установить его на харьковский танк.
     
Мы согласились это сделать только при одновременной установке челябинского двигателя В-46 (модификация дизеля В-26, ведущего свою родословную от В-2) с танка «Объект 167». Зверев это предложение одобрил и прислал для переделки шесть харьковских танков, которые в течение двух лет были переделаны и испытаны в различных условиях. Этот танк стал называться «Объект 172».
     
Все узлы и механизмы работали удовлетворительно, кроме харьковской ходовой части. На последующие образцы была установлена ходовая часть машины «Объект 167». Этот танк получил шифр «Объект 172М».
     
На этой строчке воспоминаний известного танкового конструктора Л.Н.Карцева можно бы и закончить историю создания «Объекта 167» и о его вкладе в появление танка Т-72 «Урал» («Объект 172М»). Но этот рассказ был бы неполным, если не сказать о некоторых других машинах, созданных в опытных образцах и серийных на базе «Объекта 167».
     
К таким боевым машинам относился ракетный танк, разработанный в 1962 г. КБ Уралвагонзавода под руководством Л.Н.Карцева и имевший обозначение «Объект 150» — серийный истребитель танков ИТ-1, выпускавшийся впоследствии на базе среднего танка Т-62.


Истребитель танков «Объект 150» на шасси опытного среднего танка «Объект 167» и его продольный разрез. Проект, 1961 г.
Источник: Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра, № 9, 2009 г.
     
Во ВНИИ-100 в ноябре 1961 г. разработали несколько проектов специальных машин на базе танка «Объект 167», в компоновочных схемах которых, кроме экипажа, предусматривалось дополнительное пассивное размещение трех или четырех десантников. Это повлекло за собой увеличение массы машины до 38 т, а длины ее корпуса — до 6710 мм. Кроме того, сокращался боекомплект 115-мм пушки с 40 до 28 выстрелов и уменьшался клиренс машины с 482 до 420 мм. Остальные характеристики машины остались такими же, как у танка «Объект 167».
     
В другом варианте при размещении четырех десантников экипаж танка сокращался до двух человек. В качестве основного оружия в башне танка устанавливалась 115-мм пушка пониженной баллистики, а в качестве дополнительного оружия — ПТРК «Рубин». В боекомплект входили 14 управляемых ракет и 26 осколочно-фугасных и кумулятивных артиллерийских выстрелов. Начальная скорость снарядов составляла 700 м/с. Боевая масса машины уменьшалась до 35 т, а высота по крыше башни составляла всего 1950 мм.
     
Кроме того, во ВНИИ-100 в 1961 -1962 гг. на базе опытного среднего танка «Объект 167» разработали низкосилуэтную специальную штурмовую машину с танковым реактивным огнеметом, который предназначался для поражения различных целей на дальностях до 1200 м огнеметными снарядами. Пусковая установка для стрельбы 180-мм активно-реактивными выстрелами и боекомплект размещались в корпусе машины. Экипаж два человека.
     
В 1962 г. изготовили опытный образец, который прошел контрольные испытания на участке ВНИИ-100 полигона ЛенВО в объеме 53 выстрелов.
« Последнее редактирование: Октября 17, 2017, 10:38:16 am от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1]   Вверх