Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: "Онега" - тактический ракетный комплекс с ракетой 3М1  (Прочитано 4255 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вадим Степанов

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2076
    • РОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

Ракетный комплекс (подвижная полевая управляемая реактивная система) "Онега" с управляемой твёрдотопливной ракетой 3М1.

Тактическая ракета 3М1.
Разработка с 1958 г. Разработчик – ОКБ завода №9 (г. Свердловск). Главный конструктор – Ф.Ф.Петров. Испытания в 1959-1961 гг. Разработка прекращена в 1960 г.
 
Дальность стрельбы – 50-70 км.
Боевая часть – осколочно-фугасная, массой – 200-500 кг.; разрабатывалась ядерная боевая часть.
Система управления – инерциальная (завод №205).
Вес – 2460 (3000) кг.
Длина – 9376 мм. Диаметр: корпуса – 528 мм, БЧ – 540 мм. Размах оперения – 1248 мм.
Число ступеней – 1.
Двигатель – РДТТ.
Органы стабилизации – аэродинамические стабилизаторы.
Тип старта – за счет собственных двигателей с наклонной направляющей.
 
Самоходная пусковая установка Д-110:
Тип – на гусеничной базе.
 
Самоходная пусковая установка Д-110К:
Разработчик – СКБ-1 МАЗ. Главный конструктор – Б.Л. Шапошник.
Тип – грунтовая подвижная на шасси МАЗ-535Б.
 
Монтаж опытных СПУ Д-110 и Д-110К осуществлялся "Уралмашзаводом" под руководством ОКБ-9.
Испытания - с весны 1960 г. (площадка №8, Капустин Яр).
 
Транспортно-заряжающая машина – полуприцеп 2У663, буксируемый автомобилем ЗИЛ-157В.
Транспортирует - две ракеты 3М1.

В 1959 г. велись бросковые испытания ракет (16 пусков).
На самоходных СПУ испытания велись на площадке №8 в Капустином Яру с весны 1960 г. (гусеничный и колесный варианты, транспортировка СПУ на 900 и 1500 км).
 
Система управления ракеты инерциальная, гироприборы изготавливались заводом №205, органы стабилизации ракеты - аэродинамические стабилизаторы. В работе аппаратуры наведения ракеты использовался "однокоординатный" метод.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- "Отечественные тактические ракетные комплексы" - А.В.Карпенко, "Невский Бастион", СПб, 1999
- http://military.tomsk.ru/blog/topic/211/topics.html
« Последнее редактирование: Мая 04, 2012, 10:31:59 am от Ракетчик »
Записан

Witek

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 197

Шидловский Август Антонович.

  Пришел в ОКБ-9 на преддипломную практику в январе 1957г., однако в то время ракетная тематика в ОКБ только начиналась и дипломную работу выполнял на предприятии М.К.Янгеля, его руководителем диплома был зам. главного конструктора М.И.Дуплищев. Работать в ОКБ-9 начал с августа 1957 года в отделе пусковых установок Г.А.Савельева, где проработал до конца 1960г., после чего возглавил конструкторскую группу по разработке испытательного оборудования. В конце 1964г. был приглашен на работу в филиал Института прикладной геофизики Гидрометеослужбы СССР в г.Обнинск. Прошел путь от старшего инженера до заместителя генерального директора НПО. В настоящее время гл. научный сотрудник Института экспериментальной метеорологии НПО "Тайфун" Росгидромета, доктор технических наук, профессор, заслуженный испытатель космической техники, почетный работник Гидрометеослужбы РФ, член-корреспондент Академии инженерных наук РФ.

Как я стал конструктором на всю жизнь.

Осенью 1956 года при распределении на работу в промышленность выпускников физико-технологического факультета Днепропетровского государственного университета я выбрал местом будущей работы г. Свердловск. Моим критерием при выборе было - уехать как можно дальше на Восток, в соответствии с тогдашними призывами комсомола. Ни о конкретном предприятии, ни о характере будущей работы я ничего не знал вплоть до приезда в г. Свердловск в январе 1957 года на преддипломную практику. Оказалось, что я и мои друзья (В.Филиппских, В.Долодаренко и др.) распределены в ОКБ-9 завода им. И.В.Сталина, которое возглавлял Герой социалистического труда, генерал Ф.Ф. Петров. Дипломировать на Урале нам не удалось, ибо ракетная тематика в этом знаменитом орденоносном артиллерийском КБ возникла только в 1956 году и опытных специалистов-руководителей дипломов еще, практически, не было. По возвращению в Днепропетровск мы были направлены на дипломирование в ОКБ-586 (гл. конструктор М.К. Янгель), где моим руководителем диплома стал зам. гл. конструктора М. И. Дуплищев. Диплом был защищен в июне, а в августе 1957 года я прибыл на работу в Свердловск, поселен на частном секторе и определен на "отсидку", до получения соответствующего допуска к секретным работам, в серийный артиллерийский конструкторский отдел. ОКБ-9 тогда размещалось в здании заводоуправления Уралмашзавода на площади 1-ой пятилетки. Работа серийного отдела - ведение производства техники в цехах и переиздание технической документации после внесения в нее всех изменений. Под руководством Л.Мищихина я 1,5 месяца занимался перевыпуском чертежей, попутно отрабатывая свое умение чертить и, знакомясь с коллективом ОКБ, численность которого, на мой взгляд, тогда составляла примерно 100 - 120 человек. Критически оценив свои вузовские знания и дальнейшую жизненную перспективу, после окончания "стажировки" в серийном отделе я попросил направить меня для работы в отдел пусковых установок (отд. №4, начальник Г.А. Савельев). В этом отделе, как я потом убедился, собрались наиболее опытные в ОКБ конструктора-разработчики артиллерийских систем - В.Д. Семенов, И.А. Максимов, М.П. Мерзляков, Г.Г. Близорукое, В.И. Ланцев, В.Г. Черница и др. Вот к ним на "выучку" в 1957 году и пришли молодые специалисты - А. Алексеев, Г.Н. Авдеев, В.В. Захаров и я. А учиться было чему. В отличие от ракетного отдела, где шло творческое соревнование -молодых "гениев" - Е.Затуловского, В. Голубева и других, в отделе Г.А. Савельева, работал дружный коллектив единомышленников, царили благожелательность, взаимопомощь и уважение друг к другу и к старшим. Здесь было у кого поучиться и у кого спросить совета по работе, молодым доверялись разработки ответственных узлов. Первой моей самостоятельной конструкторской работой было проектирование гидравлических домкратов системы горизонтирования гусеничной пусковой установки ракетного комплекса "Онега", после успешного окончания которой мне было поручено создание всех гидравлических систем колесной пусковой установки этого комплекса. Установка создавалась на базе нового 4-х осного автомобиля-вездехода МАЗ. Моим непосредственным руководителем был Г.Г.Близоруков. Все разрабатываемые узлы, после согласования чертежей с опытными технологами, изготовлялись в цехах мелкосерийного производства Уралмашзавода и поступали на сборку в опытном участке цеха №25. (Завод им. Сталина в 1958 году вошел в состав Уралмашзавода.) За три года работы в отделе Г.А.Савельева я прошел хорошую производственную школу, получил много-много новых полезных знаний и, я считаю, сформировался как инженер-конструктор-механик. Неоднократно по итогам квартального соцсоревнования мне присваивалось звание "лучший конструктор ОКБ". Моими учителями были Г.А. Савельев, И.А. Максимов, Г.Г. Близоруков, А.Н. Работин, М.П. Мерзляков и др. Весной 1960 года созданные нашим ОКБ-9 гусеничная и колесная пусковые установки Д-11О и Д-110К были отправлены на испытания в составе ракетного комплекса "Онега" на полигон Министерства обороны Капустин Яр. Сюда же для участия в испытаниях командировались и наши инженеры- разработчики, в том числе и я. Возглавлял нашу команду Ф.Ф. Петров. Процесс подготовки испытаний нового ракетного комплекса на полигоне носит довольно длительный период-1,5-2 месяца. В период подготовки испытаний нашу площадку №8 неоднократно посещали высокие гости, которым демонстрировались возможности наших пусковых установок оригинальной конструкции. При таких демонстрациях наши инженеры выполняли роли боевого расчета. Лично я участвовал в показах колесной пусковой маршалу В.И. Чуйкову и председателю Госкомоборонпрома Н. Рудневу. В начале лета 1960 года Капустин Яр посетил Н.С. Хрущев. Подготовка к его посещению и демонстрации военной техники заняла на полигоне почти полтора месяца: срочно были прекращены все испытательные работы и отправлены по домам командированные, оборудовались и неоднократно переоборудовались площадки для установки образцов техники, ремонтировались дороги, строились временные сооружения типа трибун, туалетов и т.п., проводились тренировки личного состава. В правительственном смотре должен был участвовать и испытываемый ОКБ ракетный комплекс "Онега". В связи с этим Ф.Ф. Петров из всей команды уральцев оставил на полигоне Г.Г. Близорукова, водителя А. Максимова и меня. Наша задача - подготовка и демонстрация техники. Вот здесь я и познакомился близко с Федором Федоровичем Петровым, очень оригинальным, простым в быту, требовательным к себе и другим человеком, настоящим "отцом-командиром". К сожалению, буквально в последний день перед приездом правительства, наш комплекс был снят с официального показа из-за того, что он еще не принят на вооружение, но мы были обязаны дежурить на площадке и проводить неофициальные показы нашей техники другим руководителям. Н.С. Хрущева мы видели только издали, когда Федор Федорович показывал ему танковую артиллерию. В Свердловск возвращался вместе с Ф.Ф. Петровым и главным конструктором Уралвагонзавода Карцевым. Федор Федорович, оставляя меня в Капустином Яре на смотр, заявил: "Улетишь отсюда только со мной", свое слово он сдержал. Осенью я по собственному желанию покинул отдел Г.А. Савельева, так как считал, что уже всему выучился, как конструктор, но дальнейшая жизнь показала, что это не совсем так. О работе в отделе Г.А. Савельева и моих коллегах и друзьях в ОКБ-9 у меня на всю жизнь остались самые лучшие воспоминания и искренняя им благодарность за то хорошее, что они передали мне как специалисту. Дальнейшая моя работа в ОКБ-9 продолжалась до половины июня 1964 года. Здесь я руководил конструкторской группой по разработке испытательного оборудования и потом, занимался подготовкой и проведением этапов испытаний новой ракетной системы "Вьюга", в последствии сданной на вооружение. В конце 1964 года я был приглашен на работу в филиал Института прикладной геофизики Гидрометеослужбы СССР в г. Обнинске как специалист по разработке и эксплуатации ракетной техники. В Гидрометеослужбе работаю и до сих пор, пройдя путь от старшего инженера до заместителя генерального директора НПО - начальника СКВ "Метеоприбор", а ныне главного научного сотрудника. С Ф.Ф. Петровым я, уже работал в других организациях, периодически встречался и на Урале, и в Москве. В 1970 году доктор технических наук Ф.Ф. Петров дал положительный отзыв на мою кандидатскую диссертацию. У коллег по прежней конструкторской работе в ОКБ-9 я был последний раз в 1990 году. С 1 июля 1964 года они вновь стали конструкторами-артиллеристами, так как ракетного подразделения ОКБ-9 были переведены в машиностроительное КБ "Новатор" (ОКБ-8) завода им. М.И. Калинина.
Записан

DIMMI_T

  • Редактор
  • Новичок
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22
    • Отечественная военная техника (после 1945 г.)

А источник не дадите?

Witek

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 197

К сожалению источника уже нет, это было на саите http://okb-9.obninsk.org/index.htm
Witek
Записан
Страницы: [1]   Вверх