Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: МУ-2 - 152-мм установка  (Прочитано 4211 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4568
МУ-2 - 152-мм установка
« : Сентября 01, 2013, 10:37:57 pm »

МУ-2 - 152-мм установка.

История создания.

В марте 1939 г. было разработано Техническое задание (ТЗ) на проектирование 152/57-мм открытой палубной и береговой установки (позднее названной МУ-2). Согласно ТЗ установка должна иметь ствол и баллистические данные 152-мм пушки Б-38, которая использовалась в установках МК-5 крейсеров проекта 68. Станок штыревого типа с коробчатым щитом.


Продольный разрез 152/75-мм открытой палубной и береговой установки (впоследствии получившей обозначение МУ-2).

Приказом наркома вооруженных сил № 254сс от 21.09.1939 г. на Особое техническое бюро (ОТБ), подчинявшееся Управлению НКВД по Ленинградской обл., позже (с 1942 г.) получившее название ОКБ-172, возложено проектирование 152/57-мм установки с качающейся частью Б-38.

8 декабря 1939 г. в ОТБ состоялось техническое совещание по МУ-2. От ОТБ присутствовали начальник группы Федоров и руководитель проекта Иконников. Было рассмотрено два варианта установки. Первый вариант имел следующие преимущества:
 а) привод затвора пневматический;
 б) применение досылателя без расхода воздуха по типу Б-2ЛМ;
 в) расположение системы и ее механизмы более компактны.
Второй вариант быстрее проектировать, и можно выпустить рабочие чертежи в апреле 1940 г. Совещание решило делать установку без изменений (по второму варианту). Фактически же ствол МУ-2 имел казенник принципиально другого типа, чем у Б-38, из-за чего стволы МУ-2 и Б-38 требовали различных типов станков.

Договор Артуправления ВМФ с артиллерийским ОТБ НКВД СССР (тюрьма «Кресты», г. Ленинград) на разработку технического проекта был заключен 21 марта 1940 г., и сразу же заводу «Большевик» заказали головную серию из 20-и установок.

Впервые для открытых установок (в береговом и корабельном вариантах) была запроектирована подача боеприпасов через штырь.

Проект МУ-2 имел несколько вариантов.

А. Береговые системы:
- вариант «А» в бетонном блоке с верхней подачей, с электродвигателем, с ПУАО типа «Геслер»;
- второй вариант «В» в бетонном блоке с верхней подачей, с электродвигателем, с ПУС «Баррикада»;
- вариант «С» в бетонном блоке с верхней подачей, без электродвигателя, 1ТУ/Ю типа «Геслер»;
- вариант «Д» в бетонном блоке с верхней подачей, без электродвигателя, ПУС «Баррикада»;
- вариант «Е» на временном основании или железнодорожном транспортере, без верхней подачи, без электродвигателя, ПУАО типа «Геслер»;
- вариант «К» на временном основании или железнодорожном транспортере, без верхней подачи, без электродвигателя, ПУС «Баррикада».

Б. Корабельные системы:
- вариант «X» («С» обозначение из отчета ОКБ-172) с верхней подачей, с электродвигателем, ПУАО типа «Геслер»;
- вариант «Н» без верхней подачи, без электродвигателя, ПУС «Баррикада».

Во всех вариантах заряжание, подача боеприпасов и действия с затвором производились только вручную.

Приводы вертикального и горизонтального наведения в вариантах «А», «В» и «X» электрические, а в вариантах «С», «Д», «Е», «К» и «Н» – только ручные.

Перевод системы из одного варианта в другой предусматривался без переделок, простой установкой того или иного механизма на уже заготовленное место или снятием его.

Весовые данные МУ-2:



Первая батарея береговых пушек МУ-2 в варианте «Д» (из 20 заказанных) была изготовлена на заводе «Большевик» по чертежам и Техническим условиям ОТБ. Головной образец МУ-2 в варианте «Д» был предъявлен комиссии 26 июня 1941 г. На НИАП образец был доставлен 29 июня 1941 г., испытания стрельбой проведены с 4 по 11 июля 1941 г. Лейнер МУ-2 тот же, что и у Б-38.


Казенник пушки МУ-2 (слева) в сравнении с корабельной пушкой Б-38.


Схема 152-мм установки МУ-2.

Данные испытании головного образца МУ-2.

Скорость ВН, град/с ............................................. 4°
Усилия на рукояти механизма ВН, кг ..................... 4-5
Скорость ГН, град/с ............................................. 3°
Усилие на рукояти механизма ГН, кг ..................... 6-7
Угол заряжания, град .......................................... +15°
Длина отката при угле 40°:   
- расчетная, мм ................................................... 550
- на испытаниях, мм ............................................ 530
Толщина щита (лобовой лист), мм ........................ 25
Вес качающейся части, кг ................................... 15300
Вес станка, кг ..................................................... 13252
Вес щита, кг ....................................................... 11350
Вес всей установки, кг ........................................ 42650

В сентябре 1941 г. на НИАПе была испытана 152-мм система МУ-2 на железнодорожном транспортере Б-64. В начале войны на НИМАПе были проведены контрольные отстрелы шести качающихся частей МУ-2.

В 1940 г. АНИМИ дал заказ заводу № 172 НКВ СССР в Молотове на проектирование 152-мм пушки на мехтяге на базе МУ-2 с качающейся частью Б-38, со сроком готовности техпроекта к 4-му кварталу 1941 г.

В 1941 г. ОКБ-172 разработало эскизные схемы:
а) МУ-2/Б-4 – установка МУ-2 на лафете Б-4;
б) МУ-2/П – установка МУ-2 на возимом основании.

В 1944 г. ОКБ-172 была проведена корректировка рабочих чертежей МУ-2 перед запуском в серию. В 1945–1946 гг. на заводе «Большевик» изготовлена головная серия МУ-2 в береговом варианте.

В 1946 г. завод № 232 («Большевик») сдал 18 установок МУ-2, в 1947 г. – 32, в 1948 г. и в 1950 г. – по 16 установок.

На начало 1960-х гг. в ВМФ было 15 установок МУ-2 II-й серии. Из них 4 установки на батареях СФ (батарея № 210, была  введена в строй в 1953 г., имела радиолокационную систему управления стрельбой "ЗАЛП-Б"), 4 на батареях ЧФ и 7 на центральных складах.

В 1948 г. был утвержден техпроект МУ-2М, разработанный ОКБ-172. Установка МУ-2М предназначалась для стационарных батарей БО и являлась модернизацией МУ-2-IIc. Модернизация заключалась в введении пружинного досылателя по типу МУ-1 и в установлении круговой броневой защиты.

Опытный образец МУ-2М с круговой броней был изготовлен заводом № 232 и прошел заводские испытания в 1952 г. В ходе этих испытаний сместился лейнер, определен ряд других конструктивных недоработок. Проект решено доработать в КБ завода № 232, главный конструктор Вылкост Т.Д. В конце 1952 г. системе решили присвоить новый "большевистский" индекс "Б-140". Но почему-то этот индекс не прижился и установка получила индекс МУ-2МБ (башенная — ?). Угол ВН остался -2°; +40°. Электрических приводов не было по-прежнему, зато угол заряжания стал +10°; +25° вместо 0°; +12°. Соответственно возросла скорострельность на больших углах. МУ-2МБ должна была иметь ПУС "Бурея" или "Москва".

В 1955 г. МУ-2МБ прошли заводские и полигонные испытания, и на этом все работы по ней были прекращены.

На 1 января 1991 г. в ВМФ находилось 15 установок МУ-2 второй серии. Из них 4 установки на батареях Северного флота (батарея № 10), 4 на батареях Черноморского флота и 7 на центральных складах.

Устройство установки МУ-2.

Ствол установки МУ-2 состоит из лейнера, моноблока, втулки затвора и казенника. Затвор поршневой, двухступенчатый, двухтактного действия, открывается вправо. Привод затвора только ручной. Стреляющий механизм БС-9.

Досылка снаряда и полузарядов производится вручную. Время досылки снаряда около 2 с и заряда также около 2 с.

Противооткатные устройства состоят из двух гидравлических тормозов, размещенных внизу люльки и пневматического накатника, закрепленного сверху на казеннике орудия. Таким образом, при откате цилиндры тормоза отката неподвижны, откатываются лишь цилиндры накатника.

Люлька представляет собой стальную отливку в виде открытой с обоих концов трубы с муфтами внизу для помещения в них цилиндров тормозов отката. С правой стороны к задней муфте прикреплен сектор вертикального наведения. На переднем конце люльки укреплен качающийся щит.

Неподвижное основание представляет собой литое кольцо с фланцем, ребрами жесткости и центральным отверстием для боевого штыря станка. На фланце и внутри на нижней поверхности кольца неподвижного основания имеется 48 отверстий под болты для крепления его к закладным частям.

В верхней части кольца неподвижного основания концентрично отверстию для боевого штыря закреплен болтами зубчатый обод.

Снаряды и заряды из погребов вручную подавались в перегрузочное отделение, расположенное под орудием в бетонном блоке береговой установки. Подача снарядов из перегрузочного отделения к орудию производилась по шахте, имеющей ручной привод. Из шахты снаряд выгружался в находящейся с левой стороны орудия подготовительный лоток, откуда подавался на лоток заряжания для досылки его в канал ствола. Все приводы подачи боеприпасов только ручные.

Заряды через перегрузочное отделение передавались к орудию через зарядную трубу вручную. Вынутый из зарядной трубы заряд укладывался в прикрепленный к стойкам броневого щита лоток, из которого заряд попадал для досылки в канал ствола. Подъем снарядов из перегрузочного отделения к орудию производился по шахте двумя параллельно движущимися цепями, к которым шарнирно присоединены два несущих стержня.

Прицелы Б-13–1 и ЛБ-13–1. Система ПУС «Москва».

По железной дороге установка перевозилась без механизмов подачи. Максимальный вес перевозимых частей около 45 т.

Данные ствола МУ-2

Калибр, мм — 152,4
Полная длина ствола от казенного среза, мм/клб — 8950/58,9
Длина канала, мм/клб — 8690/57,0
Длина нарезной части, мм — 6980
Длина каморы, мм: без скатов — 1455
со скатами — 1637,5
Объем каморы, дм — 32,8
Число нарезов — 40
Глубина нарезов, мм — 3,05
Ширина нарезов, мм — 7,5
Ширина полей, мм — 4,47
Вес затвора, кг — 583
Вес лейнера, кг — 1100
Вес ствола без казенника и затвора, кг — 7045
Вес ствола с казенником и затвором, кг — 11 780

Боеприпасы МУ-2.

Бронебойный Б-35   (черт. № 3-074659), полубронебойный ПБ-35 (обр. 1915/28 г.) (черт. № 2-0940А), осколочно-фугасный ОФ-35 (обр. 1915/28 г.) (черт. № 2-05140), дистанционная граната ЗС-55 (черт. № 2-02444), осветительный парашютный СП-35 (черт. № 3-046655). Кроме того были в 1940-х гг. были разработаны 152/57 осколочно-химические снаряды, но не ясно, поступали ли они на береговые установки МУ-2.

Тактико-технические характеристики   МУ-2-1c
Калибр, мм ................................................................................. 152,4
Полная длина ствола от казенного среза, мм ................................ 8950
Полная длина ствола от казенного среза, клб .............................. 58,9
Длина канала, мм ........................................................................ 8690
Длина канала, клб ....................................................................... 57,0
Объем каморы, дм3 ...................................................................... 32,8
Вес затвора, кг ............................................................................ 583
Вес лейнера, кг ........................................................................... 1100
Вес ствола без казенника и затвора, кг ........................................ 7045
Вес ствола с казенником и затвором, кг ........................................ 11780
Угол ВН, град .............................................................................. - 2; +40
Угол ГН, град .............................................................................. ±190
Скорость ВН от электродвигателя, град. /с .................................. 8,8
Скорость ВН вручную (при 120 об/мин штурвала), град. /с ........... 3,16
Скорость ГН от электродвигателя, град/с ..................................... 7,9
Скорость ГН вручную (при 120 об/мин штурвала), град/с .............. 2,8
Угол заряжания, град .................................................................. 0; +12
Длина отката нормальная, мм ....................................................... 500–530
Длина отката предельная, мм ....................................................... 550
Длина установки, мм .................................................................... 10280
Высота установки (от основания), мм ............................................ около 3080
Ширина установки, мм .................................................................. 3250
Тип брони .................................................................................... щит
Бронирование лба, мм .................................................................. 50
Бронирование бока и крыши, мм ................................................... 25
Вес брони, кг ............................................................................... 11875
Общий вес установки (без подачи), кг .......................................... 50940
Вес оборудования погребов, кг .................................................... 6160
Скорострельность при угле +5°; +25°, выстр./мин ........................ 5–8
Скорострельность при остальных углах, выстр./мин ...................... 7–3,2
Число подач боекомплекта в минуту ............................................. 7–8
Расчет, чел. ................................................................................. 19–20
Боевое отделение, чел. ............................................................... 10
Перегрузочное отделение, чел. .................................................... 4
Снарядный погреб, чел. ............................................................... 3
Зарядный погреб, чел. ................................................................. 2
Время подъема боезапаса на один выстрел, с ............................... 7,4
На приводе подачи усилие на размахе, кг .................................... 2 чел. по 10 кг


Тактико-технические характеристики   МУ-2-М*
Калибр, мм   152,4
Полная длина ствола от казенного среза, мм   8950
Полная длина ствола от казенного среза, клб   58,9
Длина канала, мм   8690
Длина канала, клб   57,0
Объем каморы, дм3   32,8
Вес ствола с казенником и затвором, кг   11780
Усилие на рукоять затвора при закрывании, кг   21,5
Угол ВН, град   - 2; +40
Угол ГН, град   ±190
Угол заряжания, град   +10; +25
Скорость ВН вручную (при 120 об/мин штурвала), град. /с   3,7
Скорость ГН вручную (при 120 об/мин штурвала), град/с   3–3,2
Угол заряжания, град   +10; +25
Длина отката нормальная, мм   500–530
Длина установки, мм   10250
Высота установки (от основания), мм   около 3050
Ширина установки, мм   3250
Тип брони   круговая
Радиус обметания по щиту, мм   около 3450
Бронирование лба, мм   50
Бронирование бока и крыши, мм   25
Бронирование задней стенки, мм   25
Вес брони, кг   15000
Общий вес установки (без подачи), кг   53700
Скорострельность при угле +5°; +25°, выстр./мин   7–8
Число подач боекомплекта в минуту   7–8
Расчет, чел.   19–20
Боевое отделение, чел.   10
Перегрузочное отделение, чел.   4
Снарядный погреб, чел.   3
Зарядный погреб, чел.   2
Время подъема боезапаса на один выстрел, с   7,4
На приводе подачи усилие на размахе, кг   2 чел. по 10 кг.
* Техпроект и рабочие чертежи.

Источник: Александр Широкорад. Отечественная береговая артиллерия.
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4568
Re: МУ-2 - 152-мм установка
« Ответ #1 : Сентября 01, 2013, 10:38:44 pm »

Цитата: Rotor15
На 1 января 1991 г. в ВМФ находилось 15 установок МУ-2 второй серии. Из них 4 установки на батареях Северного флота (батарея № 10), 4 на батареях Черноморского флота и 7 на центральных складах.

Орудийный блок с 152-мм установкой МУ-2 II-й серии, 1946 года выпуска. Сверху деревянная зашивка, сделанная при консервации батареи в 1994 г. Батарея № 10 с четырьмя 152-мм установками МУ-2 II-й серии. Введена в эксплуатацию в 1953 г. Полуостров Средний, 2008 г.


Орудийный дворик, спуск в казематы, сверху консервационное укрытие:





Казенная часть орудия с закрытым затвором:


Казенная часть орудия с закрытым затвором:




Рольганг для транспортировки снарядов:


Снарядный погреб:


Вид из снарядного погреба:


Справа ниши для окон подачи снарядов и зарядов. Слева фрагмент элеватора:


Элеватор:


Зарядный погреб:


Помещение для ФВУ и калорифера в орудийном блоке:


Кубрик личного составав орудийном блоке:


Сквозной коридор орудийного блока, дверь к снарядному погребу:


Прочие сооружения батареи.

Радиолокационная станция орудийной наводки с радиопрозрачным колпаком. Решетка сверху - какой-то маскировочный каркас. Куча камней - искусственная и навалена для маскировки. Слева на заднем плане - железобетонный дальномерный пост с двориком, накрытым железобетонным козырьком.


Внутри радиопрозрачного колпака:


Помещение под радиопрозрачным колпаком для размещения аппаратуры радиолокационной системы управления стрельбой "ЗАЛП-Б":


Дворик дальнометроного поста:


Вид из дальнометроного поста:


Вход на дальномерный пост:


На переднем палане сталебетонная рубка управляющего огнем:


Рубка управляющего огнем. Присутствует паровое отопление (север), видны смотровые щели, входной люк в полу, люк в потолке для взизра батарейного командира ВБК-1, основания визира, стойки для приборов (всё аккуратно демонтировано):





Центральный пост КП. Стойки для крепления приборов ПУС "Москва":


Дизельная КП:




ФВУ КП:


Главный коридор КП:


Вспомогательный коридор:


Вход в огневую точку:


Огневая точка:

Фото: Ая Скавесова.
http://vkartoteke.ru/ch_o/index.htm
http://vkartoteke.ru/ch_kp/index.htm
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4568
Re: МУ-2 - 152-мм установка
« Ответ #2 : Сентября 01, 2013, 10:39:43 pm »

152-мм установка МУ-2 II-й серии, 1946 года выпуска. Батарея № 10 (консервация ), п-ов Средний, 2012 г.









Фото: AndruRu. http://fotki.yandex.ru/users/andruru/album/143910/?&p=7
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4568
Re: МУ-2 - 152-мм установка
« Ответ #3 : Сентября 01, 2013, 10:40:19 pm »

152-мм установка МУ-2, Музей Великой Отечественной войны (г. Москва).













фото: Д.Шелехов (г. Санкт-Петербург). http://www.kaponir.ru/ge.php?path=/3bo/05/mu2&page=1
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4568
Re: МУ-2 - 152-мм установка
« Ответ #4 : Сентября 01, 2013, 10:40:57 pm »

Цитата: Rotor15
152-мм установка МУ-2, Музей Великой Отечественной войны (г. Москва).







Фото: Оleg Вebnev. http://fotki.yandex.ru/users/oleg-bebnev/album/159650/?p=33
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4568
Re: МУ-2 - 152-мм установка
« Ответ #5 : Сентября 02, 2013, 07:50:02 pm »

Типовая схема подбашенных помещений батареи установок МУ-2. В данном случае батарея № 95 под Ленинградом (мыс. Флотский):


Батарея № 95 (4 – 152-мм установки МУ-2), мыс Флотский, батарея № 96 (4 – 152-мм установки МУ-2), посёлок Пески:


В 314-й ОАД входили батареи:
- Батарея № 96 (4 – 152-мм установки МУ-2), посёлок Пески (западнее форта «Ино», списана в 1960 г),
- Батарея № 95 (4 – 152-мм установки МУ-2), мыс Флотский (иногда в документах попадается наименование – форт «Флотский», списана в 1960 г.),
- Батарея № 170 (4 – 130-мм орудия на механической тяге). Основная позиция батареи находилась между батареями № 95 и № 96. Здесь же находился объединённый КП дивизиона, для чего приспособили бывший целеуказательный пост форта «Ино».
http://www.aroundspb.ru/fort/styrsudd/styrsudd.php
http://www.aroundspb.ru/guide/northwest/berbat/berbat.php
http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=2138&
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4568
Re: МУ-2 - 152-мм установка
« Ответ #6 : Сентября 02, 2013, 07:50:50 pm »

152-мм установка МУ-2 II-й серии, 1946 года выпуска. Батарея № 10, п-ов Средний, 2012 г.

Уставновка МУ-2:


Маркировка на казённике пушки


Элеватор:


Снарядный погреб и начало рольганга для транспортировки снарядов:


Зарядный погреб и люк для подачи зарядов в герметичную шлюз у которой с другой стороны такой же люк:

http://trinixy.ru/24348-pokinutaja_beregovaja_batareja_pod_murmanskom_69_foto.html
Записан

Владимир

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 273
Re: МУ-2 - 152-мм установка
« Ответ #7 : Ноября 27, 2017, 11:49:26 pm »

Такая же батарея с МУ-2 была развернута в Латвии. На берегу Ирбенского пролива в местечке Олмани (Краснофлотске). В то же время. Номер 456.
« Последнее редактирование: Ноября 29, 2017, 04:54:14 pm от Владимир »
Записан
Страницы: [1]   Вверх