Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Ил-102 - тяжёлый штурмовик (опытный)  (Прочитано 1628 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3482
Ил-102 - тяжёлый штурмовик (опытный)
« : Октября 26, 2013, 06:22:06 pm »


Ил-102 - тяжёлый штурмовик (опытный). 














Ил-102, бортовой номер 10201, Москва - Жуковский (Раменское), август 1992 г.




Ил-102, бортовой номер 10201, на стоянке списанной ильюшинской техники, Москва - Жуковский (Раменское), 15 августа 2004 г.




Ил-102, бортовой номер 10201, в качестве памятника на въезде в ЛИИ, Москва - Жуковский (Раменское), 21 августа 2005 г.






2011 г.


История создания.


В 1953 г. впервые поднялся в воздух штурмовик Ил-40, построенный в ОКБ С.В.Ильюшина. Для своего времени он обладал очень высокими летно-тактическими данными, и его создание явилось значительным качественным скачком в авиации. Однако в 1956 г. из-за решения об упразднении штурмовой авиации работы в этом направлении были прекращены. Но основные принципиальные особенности конструкции бронированных штурмовиков и опыт их боевого применения оказали существенное влияние на последующее развитие штурмовой авиации.


Идея создания бронированного штурмовика вновь встала на повестку дня после изучения и анализа опыта ведения боевых действий во Вьетнаме и в ближнеюсточных конфликтах. Были выработаны требования ВВС ко вновь разрабатываемым проектам. В 1969 г. объявили конкурс проектов штурмовиков, в котором участвовали ОКБ А.С.Яковлева (Як-25Ш), А.И.Микояна (МиГ-21ЛШ), П.О.Сухого (Т-8) и С.В.Ильюшина, предложившего проект самолета Ил-42. Последний был глубокой модернизацией штурмовика Ил-40.


Принципиальной особенностью, заложенной С.В.Ильюшиным в проект Ил-42, являлось максимальное упрощение самолета. Главный тезис С.В.Ильюшина заключался в том, что новый штурмовик обязательно иметь стрелка для защиты задней полусферы и не должен иметь никакого специального прицельного оборудования, в частности, для выполнения всех боевых задач самолёт оснащался только коллиматорным прицелом.


На НТС МАП докладывали С.В.Ильюшин, А.И.Микоян, А.С.Яковлев и О.С.Самойлович (от ОКБ Сухого). Итоги конкурса в июне 1969 г. были неожиданными: МАП объявило о втором этапе конкурса, в котором участвовали уже только ОКБ Микояна и Сухого.


Впоследствии О.С.Самойлович писал, что именно жесткая позиция, которую занял С.В.Ильюшин в отношении прицельного оборудования, повлияла на то, что ВВС отклонили его проект. Перед тем как выйти на тот НТС (второй по счёту), ОКБ Сухого провело ряд встреч с представителями ВВС. Они высказали свои рекомендации: поставить на самолет прицельное оборудование самолета Су-17М2 и увеличить боевую нагрузку до 3 т. Эти замечания в ОКБ Сухого были учтены.


Не смотря на то, что для дальнейшего проектирования отобрали Т-8 ОКБ П.О.Сухого и МиГ-21ЛШ А.И.Микояна, разработка ильюшинского штурмовика была все же продолжена в инициативном порядке. Работами руководил Г.В.Новожилов.


С началом войны в Афганистане интерес к самолетам поля боя (СПБ) усилился. В мае 1980 г. вышло постановление о постройке двух опытных экземпляров штурмовиков. По сравнению с первоначальным проектом самолет был значительно усовершенствован. Машина получила обозначение Ил-102.


Самолёт получил новый прицельно-навигационный комплекс, что сделало этот штурмовик весьма грозной боевой машиной, измененную носовую часть фюзеляжа с улучшенным обзором вперед-вниз, новые более мощные двигатели и сильное вооружение. Из-за увеличения массы и габаритов пришлось отказаться от единого бронекорпуса. Броней решено было защитить кабины экипажа, частично двигатели и систему подачи топлива. Топливные баки разместили в центре фюзеляжа. Спереди и сзади их прикрывали бронированная кабина экипажа и стрелковая установка, с боков — двигатели, а снизу — пушка.


Ил-102 имел традиционно устанавливаемую кормовую пушечную установку, ИК-ловушки и систему активных помех от атак ракетами противника. На подфюзеляжном качающемся лафете, фиксирующемся в двух положениях, монтировалась двухствольная 30-мм пушка. Установка легко демонтировалась в аэродромных условиях, и высвободившееся пространство может быть использовано для бомбового вооружения или установки дополнительного топливного бака. В каждой консоли крыла расположены три грузоотсека, способные вмещать бомбы весом до 250 кг. В сумме боевая нагрузка на внутренних узлах подвески могла достигать 2300 кг. Ракетное вооружение — УР класса «воздух—поверхность», ракеты класса «воздух—воздух», НАР различных типов.


Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом и хвостовым оперением. Фюзеляж — типа полумонокок. С обоих боков его хвостовой части было два аэродинамических тормоза. Двухлонжеронное крыло с закрылком, занимающим 2/3 его размаха, имело на верхней поверхности двухсекционные интерцепторы. Силовая установка самолета — два ТРДД И-88 ОКБ Изотова. Штурмовик был оснащен трехопорным шасси.


Работы по программе Ил-102 продвигались медленно. Руководство Министерства обороны выступало против ильюшинского штурмовика, считая его создание излишним распылением сил при наличии программы Т-8 (Су-25). Финансирование было недостаточным, и только к началу 1982 г. опытный образец был изготовлен и представлен главкому ВВС П.С.Кутахову, который поддержал работы по этому самолету. Благосклонно относился к Ил-102 и министр авиационной промышленности И.С.Силаев. Однако позиция Минобороны по прежнему оставалась негативной. Более того, министр обороны Д.Ф.Устинов категорически запретил Г.В.Новожилову «заниматься самодеятельностью». Но ОКБ продолжало работы, и в целях «конспирации» ему было присвоено ни о чем не говорящее название ОЭС-1 (опытно-экспериментальный самолет-1), а летные испытания решено было проводить в самых «партизанских» местах - в Белоруссии. Самолёт перегнали в Белоруссию. Здесь 25 сентября 1982 г. состоялся первый полет самолета. Пилотировал его шеф-пилот ОКБ заслуженный летчик-испытатель С.Г.Близнюк. За 1982-1984 гг. в общей сложности было произведено 250 полетов, и за это время не было зафиксировано ни одного случая поломки или серьезного отказа бортовых систем. Отмечалась высокая маневренность штурмовика, минимальный радиус виража составлял 400 м. Но, несмотря на это, Ил-102 не смог показать убедительные преимущества перед штурмовиком Су-25 (Т-8), серийный выпуск которого развернулся к тому времени.



Штурмовик Ил-102, испытательный полёт.



Штурмовик Ил-102 со своим вооружением.



Штурмовик Ил-102 на стоянке ЛИИ в Жуковском, 1997 г.


В 1984 г. Ил-102 перелетел на аэродром ЛИИ в г. Жуковском, где и был поставлен в ангар ОКБ С.В.Ильюшина на консервацию. В 1992 г., самолет экспонировался на Московском авиасалоне. Предлагался на экспорт, но покупателей не нашлось. В 2005 г. первый опытный образец Ил-102 со снятым вооружением был установлен в качестве памятника на въезде в ЛИИ в Жуковском. Второй фюзеляж Ил-102 в полуразобранном состоянии лежал около ангара ОКБ на Ходынке.


Тактико-технические характеристики Ил-102


Экипаж - 2 человека,
Максимальная взлетная масса - 22 000 кг,
Размеры:
длина х высота х размах крыла - 17,75 x 5,08 х 16,98 м,
Силовая установка:
количество двигателей х мощность - 2 ТРДД И-88 x 5380 кгс,
Максимальная скорость полета - 950 км/ч,
Практический потолок - 10 000 м,
Дальность полета - 300 км,
Вооружение:
1 двухствольная 23-мм пушка ГШ-23Л (кормовая),
1 двухствольная 30-мм пушка 9А-4071К (подфюзеляжная),
Максимальная бомбовая нагрузка - 7200 кг.
http://russianplanes.net/type/Ilushin/Il-102
http://rufor.org/showthread.php?t=1092
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3482
Re: Ил-102 - тяжёлый штурмовик (опытный)
« Ответ #1 : Октября 26, 2013, 06:24:02 pm »


Ил-102, бортовой номер 10201, Москва - Жуковский (Раменское), август 1992 г.
Общие виды:








Стойки шассии:



Сопловой аппарат левого двигателя:



Двухствольная 30-мм пушка 9А-4071К и двухствольная 23-мм пушка ГШ-23Л:



Кормовая пушечная установка с ГШ-23Л:



Крыльевые бомбоотсеки:



Правое крыло с открытыми люками бомбоотсеков:



Подфюзеляжная пушечная установка с 9А-4071К и дополнительные топливные баки:




Хвостовая часть самолёта:



Передняя кабина:





http://fotki.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B8%D0%BB-102&search_author=b737
http://mikro-mir.at.ua/forum/2-307-1
http://milday.ru/ussr/ussr-aviation/ussr-attack-aircraft/494-il-102.html
http://rufor.org/showthread.php?t=1092
http: //русская-сила.рф/
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3482
Re: Ил-102 - тяжёлый штурмовик (опытный)
« Ответ #2 : Октября 26, 2013, 06:25:39 pm »


Ил-102, бортовой номер 10201, в качестве памятника на въезде в ЛИИ, Москва - Жуковский (Раменское), 2009 г.



























http://scalemodels.ru/modules/photo/viewcat_cid_481.html
Записан

Semen_7

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
Re: Ил-102 - тяжёлый штурмовик (опытный)
« Ответ #3 : Февраля 11, 2017, 02:49:57 pm »

Двухместный бронированный самолет-штурмовик Ил-102 (Краткий справочник), 1981 (PDF, 17,9 Мб)

https://yadi.sk/i/88pBM1JF3C33SP
Записан
Страницы: [1]   Вверх