Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: МиГ-31М («изделие 05») - опытный истребитель-перехватчик  (Прочитано 1771 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3494


МиГ-31М («изделие 05») - опытный истребитель-перехватчик.


История создания.


Опираясь на опыт изготовления в Горьком технологичных в производстве и эксплуатации самолётов МиГ-25, главный конструктор ОКБ Горьковского авиационного завода им. С.Орджоникидзе (ГАЗИСО) Е.И.Миндров при поддержке директора завода А.Н.Геращенко и генерального конструктора ОКБ им. А.И.Микояна Р.А.Белякова, подготовил перечень работ по истребителю-перехватчику МиГ-31 (заводской шифр «изделие 01»), который с мая 1977 г. проходил этап «А» Государственных совместных испытаний (ГСИ). В перечень работ ГАЗИСО попали работы по снижению массы МиГ-31, увеличению запасов топлива, повышению производственной и эксплуатационной технологичности, снижения производственной трудоёмкости. Для реализации этих предложений 20 июня 1978 г. были подписаны: решение МАП и ВВС № 01-11-78 о выделении МиГ-31 с серийным № 0503 (в пятой серии третий самолёт) и «Программа работ по повышению производственной и эксплуатационной технологичности, надёжности, ресурса и снижению веса «изделия 01».


Разработка конструкторской документации на самолёт № 0503 проводилась в 1978 — 1980 г. Доработанная машина была собрана в опытном цехе и 29 декабря 1983 г. шеф-пилот ОКБ им. А.И.Микояна А.В.Федотов поднял её в воздух.


Основными отличительными особенностями машины, подвергшейся доработке (№ 0503) от серийных МиГ-31 стали панорамные приборные панели кабин, воздухозаборники без верхнего входа, бак-фезеляж с увеличенным объёмом топлива (объединили фюзеляжные баки № 1 и № 2, № 5 и № 6), новый встроенный контейнер тормозного парашюта, возросшее до шести количество подфюзеляжных узлов подвески ракет и др. Большую часть отработанных на этом опытном самолёте новшеств внедрили в серийное производство принятого на вооружение в 1980 г. МиГ-31 («изделие 01»), а часть новых наработок стала заделом для других работ.


Между тем, в ОКБ им. А.И.Микояна было намечено несколько направлений по совершенствованию истребителя-перехватчика МиГ-31 («изделие 01»). Одним из приоритетных направлений работ стало создание глубокомодернизированного МиГ-31, оснащённой более мощной системой управления вооружением (СУВ). В 1983 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР в соответствии с которым широким фронтом были развёрнуты работы созданию МиГ-31М («изделие 05») с управляемой ракетой К-37 в качестве основного вооружения. Его характерной особенностью стала СУВ «Заслон-М», включавшая локатор РП-31М. Возможности нового варианта СУВ на 150-200% превышали потенциал прежних её версий. Так, дальность обнаружения целей возросла почти вдвое (до 360 км), а поражения – до 200-230 км, количество одновременно сопровождаемых целей увеличилось до 24, а атакуемых – до 6. В качестве основного оружия предполагалось использовать 6 новых ракет К-37 со сверхбольшой дальностью пуска. Они, как и прежде, крепились под фюзеляжем, но более компактно, по три в ряд. В перегрузочном варианте на четыре подкрыльевых пилона можно было подвесить по одной новой высокоманевренной ракете Р-77 (РВВ-АЕ) с дальностью пуска до 100 км и максимальной перегрузкой 12 единиц. В связи с тем, что МиГ-31М предназначался для уничтожения воздушных целей на сверхбольшом расстоянии, конструкторы от пушечного вооружения отказались.


Новый комплекс вооружения потребовал внести существенные изменения в конструкцию планера самолета. Из-за возросшего размера антенны БРЛС (с 1,1 м до 1,4 м) пришлось переделать новую часть фюзеляжа и применить больший радиопрозрачный конус. При этом для сохранения нормального обзора из кабины пилота угол наклона носовой части увеличили вниз. Конструкторы изменили откидные части фонаря членов экипажа. Лобовое стекло кабины лётчика для улучшения обзора было сделано моноблочным и искривленным (козырек фонаря стал беспереплетным). У штурмана-оператора наоборот - в связи с тем, что с его рабочего места убрали дублирующие органы управления самолетом, площадь остекления фонаря второй кабины уменьшили, а перископ вообще убрали. Увеличили высоту и ширину гаргрота, в котором разместили дополнительно 300 л топлива, предприняли и другие меры для повышения запасов горючего во внутренних баках. Переделали наплывы крыла, теперь они стали «саблевидными» и большими по площади, аэродинамические гребни на крыле уменьшили. Несколько изменили форму вертикального оперения, в т.ч. форкилей. Была уменьшена корневая хорда килей, увеличен корневой зализ килей.


Передняя кабина (лётчика) МиГ-31М (борт «056» синий):





Верхняя часть приборной доски кабины лётчика с прицельно-пилотажным индикатором МиГ-31М. Музей истории покорения неба в Жуковском:



Задняя кабина (штурмана-оператора) МиГ-31М, борт «056» синий:



Нижняя часть панели СУВ «Заслон-М» из кабины штурмана-оператора МиГ-31М. Музей истории покорения неба в Жуковском:



Возрастание взлетной массы самолета до 52 т потребовало установку более мощных двигателей Д-30Ф-6М («изделие 64»), созданных на Пермском МКБ под руководством главного конструктора П.А.Соловьёва. Двигатель получил увеличенный диаметр форсажной камеры, была изменена конструкция сопла (снаружи был установлен жёсткий сопловой кок). В соответствии с расчётами применение Д-30Ф-6М с увеличенной тягой (до 16 500 кгс) позволяло сохранить скоростно-высотные характеристики практически модернизированной машины на прежнем уровне.


При создании МиГ-31М были заново разработаны многие агрегаты и системы истребителя-перехватчика, значительно обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В кабине штурмана-оператора установили современные прямоугольные индикаторы. Вместо выдвижного теплопеленгатора самолет должны были оснастить оптико-локационным комплексом с инфракрасным и лазерным каналами (его визирную головку должны были разместить перед козырьком кабины). Было перепроектировано шасси с носовым колесом (носовая стойка была сдвинута вперед на 140 мм), был увеличен обтекатель тормозного парашюта. Обновили бортовой комплекс обороны. На концах крыла установили обтекаемые контейнеры с оборудованием электронной разведки. Применили модернизированную систему дозаправки топливом в воздухе с выдвижной штангой. Штанга дозаправки переместилась на правый борт, аварийная ПВД была расположена слева. Машину оборудовали системой спутниковой навигации и аппаратурой для управления большой группой перехватчиков более ранних модификаций.


Командование ПВО выразило крайнюю заинтересованность в новом истребителе-перехватчике. Действительно, новая модификация по своим характеристикам превосходила все, что состояло на службе ПВО до того момента. Самолет мог сопровождать и уничтожать большее количество целей, чем обычный МиГ-31 и создававшийся МиГ-31Б(БС).


Для проведения испытаний было решено построить в Горьком установочную партию из семи МиГ-31М, включая экземпляр для статистических испытаний («изделие 05 стат.» - № 050101). Каждый из этих самолетов предназначался для испытаний по определенной программе. Однако в процессе их постройки программы скорректировали, в результате чего образовался «лишний» комплект радиолокационного оборудования (полный комплект БРЭО как обычно, устанавливался не на все опытные машины), которому быстро нашли применение. В Москве на опытном заводе ОКБ им. А.И.Микояна под него переделали самолет № 0503, при этом изготовили новую носовую часть, доработали некоторые другие элементы конструкции, в частности, гаргрот. Крыло и оперение остались прежними. Фактически получилась летающая лаборатория – некий гибрид МиГ-31М и более ранних версий перехватчика. Машине дали новый бортовой номер «051». Она была готова к полетам раньше, чем самолеты установочной партии, и 21 декабря 1985 г. экипаж испытателей в составе летчика Б.А.Орлова и штурмана Л.С.Попова поднял ее в воздух.


Остатки МиГ-31М, борт. № 051 синий.






Год спустя, 27 декабря 1986 г., Орлов совершил первый полет на самолете с синим бортовым номером «052», который как по конструкции, так и по оборудованию полностью соответствовал новой модификации МиГ-31М. По мере постройки на Горьковском авиационном производственном объединении им. С.Орджоникидзе (создано приказом министра авиационной промышленности № 340/от 3 августа 1984 г. в составе Горьковского ОКБ и завода) истребителей-перехватчиков МиГ-31М установочной партии (бортовые номера «053», «054», «055», «056» и «057») готовые машины направляли в 8 ГНИКИ ВВС им. В.П.Чкалова (г. Ахтубинск Астраханской обл.) для участия в государственных совместных испытаниях (ГСИ). Почти все машины конструктивно соответствовали борту «052», лишь последний самолет этой партии отличался некоторыми доработками, выполненными по результатам облета предыдущих машин. Например, на законцовках его крыла были установлены контейнеры со спецаппаратурой, имевшие небольшие вертикальные плоскости для улучшения путевой устойчивости. В ходе испытаний борт «052» разбился, а «051» после завершения запланированной для него программы полетов разобрали.


На рубеже 1990-х гг. началась отработка режимов боевого применения. Тут выяснилось, что стремление создать ракету сверхбольшой дальности, превосходящую по всем параметрам американскую AIM-54 Phoenix, сыграло роковую роль. Для ее ГСН были заданы все мыслимые и немыслимые режимы наведения, реализовать которые с достаточной степенью надежности при жестких габаритно-массовых ограничениях оказалось чрезвычайно трудно. На испытаниях ракета, повинуясь каким-то внутренним командам, упорно не хотела следовать к цели. Начался процесс доводки комплекса...


Однако после развала СССР в 1991 г., в условиях экономического спада, выделяемых на программу средств катастрофически не хватало, в результате доводку модернизированного комплекса перехвата, прежде всего его «начинки», завершить не удалось. Госиспытания МиГ-31М остались не оконченными.


Первый показ МиГ-31М состоялся в марте 1992 г. на аэродроме Мачулищи под Минском, где борт «057» продемонстрировали высшему руководству России и некоторых стран СНГ среди других новейших образцов военной авиатехники.


В апреле 1994 г ОКБ им. А.И.Микояна получило от Президента России Б.Н.Ельцин телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и её смежникам, задействованным по программе МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск ракеты, которая успешно поразила цель на дистанции около 228 км, что было не доступно ни одному другому перехватчику в мире.
     
В августе 1995 г. МиГ-31М (борт «057») представили широкой публике на авиасалоне МАКС-95.


Из-за тяжелой экономической ситуации в стране в серию МиГ-31М («изделия 05») так и не попал. Но на основе его решений в настоящее время начата модернизация ранее выпущенных МиГ-31 в многоцелевой МиГ-31БМ. Кроме того, на базе «изделия 05» разрабатывались и более совершенные версии МиГ-31М.


[size=12]Общие характеристики МиГ-31М.[/size]
Разработчик ............................................... ОКБ им. А.И.Микояна
Обозначение .............................................. МиГ-31М
Кодовое наименование НАТО ...................... Improved Foxhound (Foxhound-B)
Тип ............................................................. Дальний сверхзвуковой тяжёлый истребитель-перехватчик
Экипаж, чел. .............................................. 2


Геометрические и массовые характеристики.
Длина самолета, м ........................................ 22,69
Высота самолета, м ....................................... 6,15
Размах крыла, м ........................................... 13,46
Площадь крыла, кв. м .................................. 61,6
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг ..... 52000
Максимальная боевая нагрузка, кг ............... 9000


Силовая установка.
Число двигателей ......................................... 2
Двигатель .................................................... Д-30Ф-6М
Тяга (форсаж), кгс ....................................... 16500


Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч (М=) ................ 3000 (2,83)
Крейсерская скорость (М=) ........................... 2,35
Практический потолок, м ............................... 20600


Вооружение.
Управляемые ракеты класса «воздух-воздух»:
- Р-33С или К-37 (Р-37) ................................. 6
- Р-77 (РВВ-АЕ) ............................................. 4
- Р-40ТД ........................................................ 2


Источники:
Ефим Гордон. Заслон на дальних рубежах. Авиация и Время, № 3, 2009.
http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/31/m/mig31m.htm
http://www.paralay.com/mig31m.html
http://krestovik.moifoto.ru/91873/s1
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3494


МиГ-31М, борт. № 052 синий. В ходе испытаний борт «052» разбился.




МиГ-31М, борт. № 053 синий.





МиГ-31М, борт. № 056 синий.




http://www.paralay.com/mig31m.html



Проекции МиГ-31М:




http://www.paralay.com/mig31m.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31m.html



МиГ-31М, борт. № 057 синий, МАКС-2001.



Управляемая ракета К-37 большой дальности, МиГ-31М, борт. № 057 синий, МАКС-2001:

http://bastion-karpenko.narod.ru/photo-MAKS-2001.html


МиГ-31М, борт. № 057 синий.

Москва - Жуковский (Раменское), август 1995 г.




Москва - Жуковский (Раменское), август 1997 г.
http://russianplanes.net/st/Mikoyan-Gurevich/MiG-31M

















http://www.tolkuchka.dsip.net/index.php?showtopic=13928
http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/31/m/mig31m.htm
http://www.airbase.ru/sb/russia/mikoyan/mig/31/m/
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31m.html
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3494


Опытные машины МиГ-31М.



Этот образец 05-04-03 был полностью собран и в июле 1992 г. выведен на аэродром и возможно даже летал. В середине девяностых его вернули на доработку в цех основной сборки, оборудование было снято и в таком виде 05-04-03 находился как минимум до 1997 г.



Предпоследний построенный, но не собранный планер в семействе "изделие 05" - 05-04-04.



Фото: Илья Ремесков, 2012 г.
http://russianplanes.net/st/Mikoyan-Gurevich/MiG-31M



Опытный МиГ-31М, борт. 057 на закрытом показе в Мачулищах, 1992 г.:


Фото: Дмитрий Гринюк.
http://photo.strizhi.info/v/Perst-21/matchulishi92/
Записан
Страницы: [1]   Вверх