Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2   Вниз

Автор Тема: 8П863 - ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности 8К63 (Р-12)  (Прочитано 14906 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

8П863 - ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности 8К63 (Р-12).

БРСД 8К63УБП в Балабаново:
.
http://fotki.yandex.ru/
 
История создания Р-12 (8К63).
 
Не смотря на напряжённую работу по освоению баллистических ракет Р-1 (8А11) и Р-2 (8Ж38) конструкции ОКБ-1 НИИ-88 С.П.Королёва в конце 1952 г. в серийном КБ серийного Государственного союзного завода № 586  (п/я № 186) в г. Днепропетровске, были начаты работы по новой баллистической ракете.
 
Главный конструктор завода № 586 В.С.Будник поручил группе конструкторов без ущерба для основной деятельности начать проектные проработки собственной ракеты. Первоначально в эту группу вошли: Э.М.Кашанов, Л.П.Мягких, Г.М.Пиленков, Ю.А.Сметанин, «старички»-баллистики Н.Ф.Герасюта и П.П.Караулов, прочнист П.И.Никитин, специалист по устойчивости ракет В.Ф.Кулагина.
 
Молодые проектанты понимали, что их главной задачей является не просто разработка ещё одной боевой ракеты, но создание такой ракеты, которая была бы нужна военным, т.е. не имела бы специфических недостатков ракет разработки ОКБ-1 НИИ-88 С.П.Королёва. Поэтому с самого начала в проект были заложены два главных исходных положения:
 
1). ракета должна быть способной длительное время находиться в заправленном состоянии для обеспечения возможности существенного сокращения времени подготовки к пуску;
 
2). система управления ракеты должна быть полностью автономной, не иметь помехоподверженной, громоздкой и сложной в эксплуатации системы радиокоррекции, но в то же время обеспечивающей достаточную точность стрельбы.
 
Из первого положения следовало, что ракета должна работать на долгохранимых (высококипящих) компонентах топлива. Яростным противником применения высококипящих компонентов топлива в баллистических ракетах с большой дальностью стрельбы был С.П.Королёв – руководитель ОКБ-1, в то время единственный и непререкаемый авторитет в отечественной ракетной технике. Поэтому всячески достойно уважения мужество В.С.Будника, бывшего заместителя С.П.Королева по конструкции ракет, практически выступившего против своей «альма-матер» — ОКБ-1. В случае неудачи он рисковал не только своей профессиональной репутацией, но и головой.
 
При разработке собственной ракеты за прототип была взята последняя (и самая перспективная) ракета Р-5 разработки ОКБ-1 НИИ-88, эскизный проект которой был выпущен в октябре 1951 г. Эту ракету можно с полным основанием назвать первой советской баллистической ракетой дальнего действия (БРДД). Она и по внешнему облику, и по конструкции разительно отличалась от ракет Р-1 и Р-2. А её тактико-технические характеристики были значительно выше, чем у этих ракет.
 
Р-5 была одноступенчатой жидкостной ракетой с отделяющейся в конце активного участка моноблочной головной частью (ГЧ) массой 1350 кг. Оба топливных бака были выполнены несущими и представляли собой сварную тонкостенную конструкцию из алюминиевого сплава, подкрепленную шпангоутами. Для упрочнения баков и обеспечения бескавитационной работы насосов турбонасосного агрегата (ТНА) в баках создавалось небольшое избыточное давление. Бак горючего (керосин) наддувался воздухом из бортовых баллонов, бак окислителя (жидкий кислород) — газифицированным в специальном теплообменнике кислородом. Повышенное испарение жидкого кислорода из бака, не имеющего теплоизоляции, компенсировалось подпиткой, то есть автоматизированной дозаправкой жидким кислородом непосредственно перед пуском. Двигатель 8Д71 представлял собой дальнейшую модификацию двигателя ракеты Р-2, форсированную по тяге за счет увеличения секундного расхода топлива. Громоздкие стабилизаторы были заменены небольшими пилонами с четырьмя воздушными и четырьмя газовыми рулями, установленными на срезе камер сгорания двигателя. Новые конструкторские решения позволили уменьшить долю массы конструкции в общей массе ракеты вдвое по сравнению с ракетой Р-1 и в то же время увеличить дальность ракеты Р-5 почти в пять раз.
 
Основные конструктивные решения ракеты Р-5 были реализованы впервые в мире и в дальнейшем стали классическими в мировом ракетостроении.
 
Для обеспечения приемлемой точности стрельбы на ракете Р-5 устанавливалась комбинированная система управления — с автономным управлением по дальности и радиосистемой по коррекции бокового отклонения ракеты от плоскости стрельбы. Иначе было невозможно в то время компенсировать боковой снос ракеты.
 
Собственная ракета КБ завода № 586 проектировалась под двигатель РД-211 разработки ОКБ-456, работающий на азотной кислоте и керосине.
 
В связи с новым решением по компонентам топлива перед молодыми проектантами встало огромное количество проблемных вопросов. Например:

— из какого материала делать баки — из нержавеющей стали или алюминиевого сплава,
— как расположить бак окислителя, чтобы улучшить устойчивость и управляемость, — вверху или внизу,
— нужны ли аэродинамические стабилизаторы,
— как отделять головную часть — толкателями или другим способом,
— какое рабочее тело применять для наддува баков.
 
Эти и многие другие вопросы были решены достаточно быстро. С целью унификации имеющегося оборудования и технологической оснастки диаметр проектируемой ракеты приняли равным диаметру серийных ракет Р-1, Р-2, Р-5 — 1652 мм.
 
Материалом топливных баков был определен алюминиевый сплав АМг-6.
 
В качестве рабочего тела наддува баков был выбран жидкий азот.
 
Сохраняя габариты и ГЧ прототипа — ракеты Р-5 — проектируемая ракета имела на 25 % большую дальность.
 
В это время, в начале 1950-х гг., в НИИ-88, головном научно-исследовательском институте ракетной техники, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 4814-2095 от 4 декабря 1950 г. проводились научно-исследовательские работы (НИР) с целью определения дальнейших направлений развития баллистических ракет. Одна из тем называлась: «Исследование вариантов ракет дальнего действия с применением топлив на основе высококипящих окислителей». Работы проводились с привлечением специализированных организаций — ОКБ-456, Государственного института прикладной химии и других. В результате исследований по этой теме было показано, что использование высококипящих окислителей, хоть и приводит к некоторому снижению удельной тяги жидкостного реактивного двигателя (ЖРД), даёт ряд преимуществ, главные из них — возможность длительного хранения заправленной ракеты без потери топлива на испарение и сокращение времени на подготовку ракеты к пуску.
 
На основе результатов НИР в ОКБ-1 НИИ-88 разработали ракету Р-11 с двигателем А.М.Исаева на высококипящих компонентах топлива — окислитель АК-20 (20 % четырехокиси азота и 80 % азотной кислоты) и горючее Т-1 (керосин). Заданием предусматривалась возможность нахождения ракеты в заправленном состоянии в течение месяца. Она имела стартовую массу 5,4 т, ГЧ массой 600 кг с обычным взрывчатым веществом (ВВ), дальность стрельбы 170 км с предельным отклонением 6 км, автономную систему управления. По сравнению с ракетой Р-1 её боеготовность повысилась более чем вдвое. Позднее на её основе была создана модернизированная ракета Р-11М с самоходной пусковой установкой (ПУ) и ядерной ГЧ, она была принята на вооружение и в течение ряда лет была основным комплексом оперативно-тактического назначения Советской Армии.
 
Использование высококипящих компонентов топлива требовало при создании ракеты и двигателя решения целого круга вопросов, связанных с выбором конструкционных материалов, изучением и обеспечением их стойкости при действии агрессивной среды, обеспечением стабильности компонентов топлива при длительном их нахождении в баках ракеты и т. п. Не все эти вопросы были решены в полной мере при создании ракеты Р-11М, но достигнутые результаты позволили создать ракету, выдержавшую проверку эксплуатацией в войсках.
 
Однако С.П.Королев считал нецелесообразным и неперспективным применение высококипящих компонентов в баллистических ракетах с большой дальностью стрельбы.
 
В процессе НИР, проведенных в НИИ-88, были выполнены предварительные проработки варианта азотнокислотной ракеты, имевшей дальность примерно такую же, как у ракеты Р-5. Результаты проработок в апреле 1953 г. были высланы на завод № 586. Молодые проектанты из КБ завода смогли лишний раз убедиться в правильности выбранного ими направления.
 
Выработав облик будущей ракеты, определившись со смежными организациями, КБ завода № 586 направило свои предложения Заказчику – Главному артиллерийскому управлению (ГАУ) Министерства обороны (МО). Ракета понравилась военным, поэтому предложение КБ было незамедлительно поддержано. Ещё чуть раньше проект получил одобрение руководства завода № 586 и Министерства вооружения.
 
Совершенно по-другому встретили известие о разработке в серийном КБ на серийном заводе № 586 ракеты на высококипящем окислителе, да к тому же имевшей дальность стрельбы большую, чем у ракеты Р-5, руководители ОКБ-1 НИИ-88 С.П.Королёв, его заместители В.П.Мишин, К.Д.Бушуев не только резко отрицательно отнеслись к этому событию, но и принялись упорно и последовательно доказывать в разных государственных инстанциях нецелесообразность разработки ракеты большой дальности на высококипящих компонентах.
                     
Тем не менее, 13 февраля 1953 г. вышло постановление правительства № 442-212, которым конструкторскому бюро завода № 586 поручалась разработка эскизного проекта ракеты Р-12 средней дальности.
 
20 февраля 1953 г. во исполнение постановления правительства вышел приказ министра № 134. Будущей ракете присваивался индекс ГАУ 8А63.
 
Выход постановления правительства потребовал нового отношения к проектным делам. Теперь разработка новой ракеты становилась не личным делом конструкторов, не хобби, а государственным заказом, который нужно выполнить в заданные сроки.
 
14 апреля 1953 г. были получены тактико-технические требования ГАУ на ракету 8А63. В течение весны и лета шла энергичная работа по выдаче и согласованию тактико-технических заданий смежным организациям.
 
Смежниками согласились стать те же организации, которые были смежниками ОКБ-1 НИИ-88:
 
— по двигателю — В.П.Глушко (ОКБ-456),
— по системе управления — Н.А.Пилюгин (НИИ-885),
— по гироскопическим приборам — В.И.Кузнецов (ОКБ-10),
— по стартовой позиции — В.П.Бармин (ГСКБспецмаш).
 
Летом 1953 г. на завод прибыла группа офицеров заказывающего управления ГАУ во главе с полковником А.Г.Мрыкиным. Проект ракеты им понравился. А.Г.Мрыкин вдохновлял молодых проектантов: «Работайте, несмотря ни на какие «палки» Королёва, не бойтесь трудностей. Вы на правильном пути. Никакого кислорода в боевой технике не нужно».
 
В сентябре 1953 г. проектный сектор КБ был преобразован в проектный отдел 304, который возглавил Н.Ф.Герасюта, а позднее — прибывший из ОКБ-1 опытный специалист по аэродинамике, кандидат технических наук В.М.Ковтуненко. В отделе было четыре сектора: проектно-конструкторский (М.И.Кормильцев), баллистики (Н.Ф.Герасюта), аэродинамики (Ф.И.Кондратенко), прочности (П.И.Никитин), всего 25 человек.
 
В этом же месяце Министерству оборонной промышленности (так с марта 1953 г. стало называться бывшее Министерство вооружения) были представлены соображения о создании на заводе № 586 опытного конструкторского бюро (ОКБ) и проект его штатного расписания.
 
25 декабря 1953 г. на завод приехали руководители 7-го Главного управления МОП для проверки состояния опытно-конструкторских работ (ОКР) по теме 8А63. Проверявшие отметили, что предусмотренные эскизным проектом расчётно-теоретические и конструкторские работы выполняются в заданные сроки, но изготовление опытных узлов ракеты в цехах завода идёт очень медленно.
 
Для такого вывода были все основания.
 
Во-первых, главным для завода был план по изготовлению и отправке серийной продукции — ракет Р-1 и Р-2, который был достаточно напряжённым.
 
Во-вторых, завод постоянно догружался дополнительными заказами министерства: производством зенитных ракет В-303 и ЖРД к ним (приказ министра от 31 августа 1952 г.), холодильников «ЗИС», переименованных в «Днепр», геофизических ракет Р-2А и другими.
 
В-третьих, постановлением правительства № 2456 от 21 сентября 1953 г. было решено организовать производство тракторов «Беларусь» на предприятиях МОП. При этом использовался огромный потенциал оборонных заводов и делалась попытка замаскировать производство основной продукции — боевых ракет. Завод № 586 был определен основным предприятием по серийному производству тракторов в системе МОП. В соответствии с этим постановлением 12 октября 1953 г. вышел приказ № 722 директора завода об организации тракторного производства. Группа конструкторов во главе с Л.А.Берлиным была командирована в Минск за опытом и конструкторской документацией. Уже к концу 1953 г. завод собрал первую партию тракторов «Беларусь» (5 штук) из узлов и деталей, привезенных с Минского тракторного завода. На первых порах (до конца 1954 г.) документация по трактору была распределена по узлам между секторами КБ. Примерно так же было рассредоточено изготовление тракторных узлов и деталей по цехам завода. В дальнейшем тракторное производство на заводе стремительно развивалось (уже в 1954 г. было выпущено 6 500 тракторов) и выросло практически в целый завод в заводе, выпускавший в год до 65 000 тракторов.
 
Наконец, руководство завода не очень-то верило, что малочисленное молодое КБ завода способно успешно конкурировать с мощным ОКБ-1 НИИ-88 в части разработки боевых ракет. Отсюда и такое «прохладное» отношение к опытным заказам КБ.
 
Следует сказать, что новая ракета, в конечном счёте, появилась на свет в материальном воплощении в значительной степени благодаря бесконечному энтузиазму молодых конструкторов КБ. Несмотря на некоторый рост численности КБ и огромный энтузиазм его работников, к началу 1954 г. стало окончательно ясно, что серийному КБ завода своими малыми силами невозможно справиться с огромным объемом работ.
 
Серьезно озабоченный состоянием дел с разработкой и изготовлением опытных образцов новой ракеты (в 1953 г., несмотря на приказ министра № 134 от 20 февраля 1953 г. по разработке ракеты 8А63, не было обеспечено даже финансирование этих работ), В.С.Будник вынужден был обратиться к министру оборонной промышленности СССР Д.Ф.Устинову. В письме от 29 января 1954 г. он пишет:
 
«Не имея разрешения на комплектование опытного отдела, я вынужден был за счет штатов, утвержденных для КБ серийного производства завода, выделить небольшую группу конструкторов и расчетчиков, которая наряду с выполнением работ по серийному производству изделий 8А11 и 8Ж38 выполняла работы по изделию 8А63».
 
И далее:
 
«Для обеспечения выполнения работ по изделию 8А63 на 1954 г. необходимо незамедлительное решение следующих вопросов:
 
1. Создание на заводе № 586 МОП опытно-конструкторского бюро и утверждение представленного заводом в сентябре 1953 г. штатного расписания ОКБ.
 
2. Создание необходимого экспериментального производства, для чего нужно:
а) утвердить представленное заводом в сентябре 1953 г. штатное расписание экспериментального производства,
б) укомплектовать экспериментальное производство необходимым оборудованием согласно представленному в 7-е Главное управление перечню,
в) обеспечить экспериментальное производство материалами в количествах и в сроки, предусмотренные представленной заявкой,
г) освободить основные производственные площади экспериментального цеха, занятые серийными и вспомогательными цехами завода (заняты все сборочные площади и основная часть механического участка).
 
Примечание: Факт занятия всех основных еще не достроенных площадей экспериментального производства считаю совершенно недопустимым, тормозящим развитие не только работ по изделию 8А63, но и всего производства завода № 586.
 
3. Возобновление работ по строительству законсервированного по непонятным причинам лабораторно-конструкторского корпуса с вводом его в эксплуатацию в апреле-мае 1954 г.
 
4. Обеспечение строительства лаборатории прочности (корпус № 15) с вводом в эксплуатацию первой очереди в апреле-июне 1954 г.

Прошу Вашей помощи в решении указанных вопросов».
 
Реакция на это письмо последовала примерно через месяц. 9 марта 1954 г. начальник 7-го Главного управления МОП сообщает новому директору завода № 586 Л.В.Смирнову и главному конструктору В.С.Буднику что Министерство оборонной промышленности вышло в Совет Министров с ходатайством о реорганизации КБ завода № 586 в ОКБ с лимитами, удовлетворяющими необходимые его потребности. До решения этого вопроса министерство считает необходимым укомплектовать КБ за счет внутренних ресурсов завода.
 
Спустя месяц постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 674-292 от 10 апреля 1954 г. конструкторское бюро завода № 586 в Днепропетровске  было преобразовано в Особое конструкторское бюро № 586. Главной задачей нового ОКБ-586 ставилась разработка боевых баллистических ракет на долгохранимых (высококипящих) компонентах топлива. Вслед за постановлением правительства об организации ОКБ-586 вышел соответствующий приказ министра оборонной промышленности СССР Д.Ф.Устинова № 285 от 17 апреля 1954 г.
 
Министр не хотел рисковать снижением темпов производства уже освоенных на заводе № 586 ракет Р-1 и Р-2. Новая ракета пока существовала только на бумаге. Поэтому приказом министра внутри ОКБ-586 создавались два самостоятельных направления — опытное и серийное. Опытным направлением, то есть разработкой новой ракеты Р-12, руководит главный конструктор ОКБ. Ему подчинены опытно-конструкторские и расчетно-теоретические отделы, испытательные лаборатории и экспериментальное производство. Руководство серийными работами возлагалось на главного конструктора завода, подчиненного, с одной стороны, главному инженеру завода, с другой — главному конструктору ОКБ. Начальником ОКБ-586 в этот переходный период назначался директор завода. Укомплектование штатов ОКБ предлагалось производить за счет лимитов завода. Инфраструктура ОКБ-586 и завода № 586 предполагалась общей.
 
9 июля 1954 г. приказом министра оборонной промышленности СССР главным конструктором и начальником ОКБ-586 назначается М.К.Янгель, работавший до этого назначения главным инженером НИИ-88. Его первым заместителем становился В.С.Будник.
В марте 1955 г. эскизный проект ракеты 8А63 и её макет были предъявлены Заказчику. Обоснованность заявленных в проекте характеристик и конструкторских решений не вызвала сомнений головных НИИ МО и Министерства оборонной промышленности.
13 августа 1955 г. принимается постановление правительства «О создании и изготовлении ракеты Р-12 (8К6З)». Выход на лётно-конструкторские испытания (ЛКИ) — апрель 1957 г. Начались полномасштабные разработки ракеты. Работы переходят в новую стадию и ведутся ускоренными темпами. Ведущим конструктором ракеты Р-12 назначается В.В.Грачев, его помощником — А.Т.Илюхин.

В октябре 1955 г. был выпущен эскизный проект ракеты 8К63, а уже в декабре 1955 г. производству были выданы рабочие чертежи опытных образцов ракеты.
 
Изготовление опытных образцов ракеты в Днепропетровске шло очень трудно ввиду большой загрузки завода серийными работами по ракетам Р-1, Р-2 и подготовке к серии ракеты Р-5М. Основная обязанность обеспечения изготовления деталей и узлов опытной ракеты на заводе легла на плечи конструкторов ОКБ-586.
 
Огневые стендовые испытания ракеты Р-12 проводились в НИИ-229 (г. Загорск, Подмосковье). Первое (и успешное) испытание, проведенное в марте 1957 г. Вскоре были проведены еще три огневых испытания, и первая летная ракета М2-3 была отправлена на ГЦП-4 (Капустин Яр).
 
Ракету готовила бригада специалистов ОКБ-586, ОКБ-456, НИИ-885, ГСКБспецмаш и НИИ-229. Руководил бригадой опытный испытатель А.С.Бабушкин из НИИ-229.
 
Председателем Государственной комиссии был назначен начальник реактивного вооружения Советской Армии генерал-лейтенант A.И.Семенов. В состав Госкомиссии входили М.К.Янгель (технический руководитель испытаний) и все Главные конструкторы смежных организаций — В.П.Глушко, Н.А.Пилюгин, В.П.Бармин, В.А.Рудницкий, С.П.Парняков и др. Участие в подготовке к пуску принимали офицеры центральных управлений МО и начальника реактивного вооружения — А.Г.Мрыкин, А.Г.Карась, И.Л.Малахов, B.В.Фаворский, В.И.Щеулов, Г.А.Солнцев, Н.Н.Смирницкий, Ю.И.Воробьев, И.Н.Харичев, К.А.Керимов и др. Проведению работ помогали офицеры ГЦП-4 во главе с начальником полигона генерал-лейтенантом В.И.Вознюком.
 
Говорили, что С.П.Королев не выдержал и под предлогом запуска очередной геофизической ракеты на базе Р-2 прибыл на полигон. Увидев стоящую на стартовой позиции ракету Р-12, он воскликнул: "Что это за карандаш? Да он сломается, не успев взлететь!" Хотя ракета была такого же диаметра, как и Р-5, только чуть длиннее, примерно на 2 м.
 
22 июня 1957 г. состоялся первый и успешный пуск ракеты Р-12. Это было огромным достижением молодого ОКБ-586.
 
По поводу успешного пуска первой ракеты ОКБ-586 здесь же, на старте, состоялся импровизированный митинг. С успешным пуском первой ракеты поздравил присутствовавший на пуске Главный маршал артиллерии М.И.Неделин. Много хороших слов было сказано в адрес ОКБ-586 и его руководителей М.К.Янгеля и В.С.Будника. В ответном слове Янгель поблагодарил за поздравление и высоко оценил вклад смежных организаций, заслуги их коллективов и Главных конструкторов В.П.Глушко, Н.А.Пилюгина, В.И.Кузнецова, В.П.Бармина и др.
 
Пуски ракет Р-12 первого этапа проводились в течение всего лета 1957 г. Из 8 пусков только один был неудачным.
 
В процессе испытаний выявилось немало недостатков. Итогом явилась значительная доработка отдельных узлов и систем ракеты. Прежде всего, неудобный в эксплуатации жидкий азот для наддува топливных баков был заменен перекисью водорода.
 
В марте 1958 г. был выпущен технический проект ракеты второго этапа, получивший положительное заключение начальника реактивного вооружения генерала А.И.Семенова. В мае 1958 г. начались летные испытания. Успешный ход летных испытаний второго этапа (ни одного аварийного пуска) позволил отказаться от запланированного порядка ЛКИ (10 ракет 2-го этапа, пять пристрелочных, 10 зачетных) и сократить их общее количество. ЛКИ стали совместными летными испытаниями — МО и промышленности. В этом большая заслуга офицеров и генералов Главного управления начальника реактивного вооружения: A.Г.Мрыкина, И.Л.Малахова, Н.Н.Смирницкого и др. С тех пор практика проведения совместных с Заказчиком летных испытаний ракет для ускорения их разработки стала для ОКБ-586 обычной нормой.
 
В подготовке и испытаниях первой ракеты ОКБ приняли активное участие испытатели В.Ф.Рыков, А.М.Куншенко, С.А.Матюшенков, С.Ф.Чернавин, К.Е.Хачатурян, И.П.Козлов, В.А.Молчанов, Л.А.Стэба, Г.А.Лысов, Т.Т.Патрикеева, Б.И.Горин, Л.М.Трушкова, В.А.Аврамченко, B.И.Верлооченко, Ю.С.Палеев, Б.А.Власов, В.С.Зуб и другие.
 
Пуском контрольных ракет от первой серийной партии в конце декабря 1958 г. ЛКИ ракеты Р-12 были успешно завершены. Постановлением правительства от 4 марта 1959 г. ракета Р-12 (8К63) была принята на вооружение Советской Армии.
 
Ракета Р-12 (8К63) стала первой в мире ракетой стратегического назначения, использующей высококипящие компоненты топлива, а также полностью автономную систему управления. Это одноступенчатая ракета с отделяющейся моноблочной головной частью. Несущие баки ракеты впервые изготавливались из листов алюминиево-магниевого сплава АМг-6 автоматической сваркой в среде защитного газа аргона. В расположенном вверху баке окислителя имелось промежуточное днище, позволяющее применить перелив окислителя из верхней полости в нижнюю после его выработки. Этим создавались более благоприятные условия для стабилизации полета. Впервые был применен «горячий» (510°С) наддув бака окислителя продуктами разложения перекиси водорода, позволивший исключить из состава ракеты баллон с жидким азотом, использовавшийся для наддува в первоначальном варианте ракеты. Наддув баков горючего и перекиси водорода производился сжатым воздухом из специальных шаровых баллонов. Приборный отсек располагался между топливными баками. Ракета имела четыре небольших аэродинамических стабилизатора, управление полетом осуществлялось с помощью четырех графитовых газовых рулей, установленных на срезе камер сгорания двигателя. На ракете был установлен 4-камерный ЖРД 8Д59У (РД-214) конструкции ОКБ-456. Отделение ГЧ осуществлялось с помощью пневматического толкателя, срабатывавшего после разрыва пироболтов, крепящих ГЧ к переходному отсеку.
 
Пироболты (разрывные болты), только что появившиеся, впервые были применены на ракете Р-12 взамен шариковых пневмозамков, часто отказывавших в работе. В дальнейшем крепление ГЧ к корпусу ракеты с помощью пироболтов применялось на всех ракетах разработки ОКБ-586.
 
Система управления полетом (разработчик НИИ-885, главный конструктор Н.А.Пилюгин) — автономная инерциальная на базе гировертиканта и гирогоризонта (разработки НИИ-944, главный конструктор В.И.Кузнецов). На ракете применена система регулирования кажущейся скорости, позволяющая в определенных пределах изменять тягу двигателя с целью обеспечения более точного соответствия движения ракеты на активном участке траектории требуемому, для этого в конце активного участка полета двигатель переходил на режим дросселирования. Система управления включала в себя также систему аварийного подрыва ракеты.
 
Автономная система управления полетом ракеты, а, следовательно, отсутствие всякой наземной коррекции ее движением после пуска придавало большое значение системе прицеливания ракеты. Эта система, разработанная ЦКБ завода «Арсенал» (главный конструктор С.П.Парняков) предусматривала точную установку ракеты на пусковом столе в плоскость стрельбы, используя визуальную привязку специальными оптическими средствами к триангуляционной сети, что обеспечивалось разворотом пускового стола с установленной на нем ракетой.
 
Ракета предназначалась для запуска с открытого наземного старта разработки ГСКБспецмаш (главный конструктор В.П.Бармин), подобного по конструкции для ранее созданных ракет.
 
Термоядерная моноблочная ГЧ (боевой блок) АА21 для ракеты Р-12 была разработана в КБ-11 Министерства среднего машиностроения, г. Саров (Арзамас-16). Впоследствии ГЧ ракеты совершенствовалась. Есть данные, что ГЧ заменяли трижды – в 1960 г., в 1963 г. (АА48) и в 1970-х гг. (АА48-2).
 
Ракетный комплекс с ракетой Р-12 обеспечивал высокую эффективность поражения слабозащищенных площадных целей. Для высокозащищенных целей эффективность ракеты была недостаточной из-за невысокой точности стрельбы (предельное отклонение 5 км).
 
При создании комплекса с ракетой Р-12 особое внимание обращалось на обеспечение возможно более высокой его боеготовности. Хранение ракеты в заправленном и полностью подготовленном для пуска состоянии в течение всего гарантийного срока (7 лет) было еще недостижимым. Для ракеты была отработана система боевых готовностей, позволявшая в наибольшей степени повысить боеготовность на всем периоде нахождения комплекса на вооружении. Эта система включала четыре степени готовности.
 
Готовность № 4 (постоянная). Ракета находится в проверенном состоянии на технической позиции, гироприборы и головная часть не установлены. В такой готовности ракета могла храниться (при условии проведения периодических проверок) в течение всего гарантийного срока. Минимальное время до пуска 205 минут.
 
Готовность № 3 (повышенная). Ракета на технической позиции, гироприборы установлены, головная часть пристыкована. Время возможного нахождения в этой готовности — 3 года, время до пуска — 140 минут.
 
Готовность № 2 (повышенная первой степени). Ракета на боевой позиции, установлена на стартовом столе. В систему управления введены необходимые для пуска данные. Рядом с ракетой находятся машины-заправщики топлива. Время нахождения в готовности — до 3-х месяцев, время до пуска — 60 минут.
 
Готовность № 1 (полная). Заправлены основные (кроме пускового горючего) компоненты топлива, произведено прицеливание. В этой готовности комплекс мог находиться в течение месяца, время до пуска — 20 минут, то есть в 4 раза меньше, чем у ракеты Р-5.
 
В середине сентября 1958 г. на ГЦП-4 проводился первый показ руководителям государства ракетной техники. Им были продемонстрированы пуски ракет Р-12, Р-11М. После показа Н.С.Хрущев заявил, что баллистические ракеты могут быть грозным и надежным щитом Родины.
 
Массовое серийное производство ракет и ввод их в эксплуатацию позволили создать новый вид Вооруженных Сил СССР. 17 декабря 1959 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 1384-615 «Об учреждении должности Главнокомандующего Ракетными войсками в составе Вооруженных Сил СССР», которым был создан новый вид Вооруженных Сил СССР — Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Главнокомандующим Ракетными войсками — заместителем министра обороны СССР был назначен Главный маршал артиллерии М.И.Неделин, первым заместителем — генерал-лейтенант В.Ф.Толубко.
 
Ко времени создания РВСН парк стратегических баллистических ракет был следующим:
 
— Р-5М (8К51) — на жидком кислороде, разработки ОКБ-1 (в 1956 г. ОКБ-1 вместе с заводом № 88 им. М.И.Калинина выделилось из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию —ОКБ-1), дальность 1200 км — принята на вооружение 21 июля 1956 г.,
 
— Р-12 (8К63) — на высококипящих компонентах, разработки ОКБ-586 завода № 586, дальность 2000 км — принята на вооружение 4 марта 1959 г.
 
Оперативно-тактические ракеты (ОТР) Р-1, Р-2 и Р-11М состояли на вооружении Сухопутных войск и в состав РВСН не вошли.
 
Кроме того, заканчивались ЛКИ первой в мире МБР Р-7 (8К71) разработки ОКБ-1 на жидком кислороде.
 
Постановления правительства о создании боевых стартовых позиций (БСП) для этих ракет были приняты ещё до образования РВСН. В 1956 г. началось строительство пусковых установок для ракеты Р-5М. В течение 1956-1957 гг. число этих ПУ было доведено до 48.
Дальнейшего развертывания не произошло в связи с созданием к тому времени более эффективных ракет Р-12. В 1961 г. ракеты Р-5М были полностью заменены ракетами Р-12.
В 1957 г. постановлением правительства № 61-39 от 11 ноября 1957 г. было предусмотрено строительство боевой стартовой позиции — объект «Ангара» в Архангельской области (ныне космодром Плесецк) для ракеты Р-7. К июню 1961 г. было создано четыре стартовых комплекса. Дальнейшего развития эта группировка не получила из-за высокой сложности эксплуатации и большой стоимость стартовых комплексов.
Ракета Р-12, благодаря сравнительной простоте, дешевизне, надежности и высокой боеготовности, стала самой массовой баллистической ракетой средней дальности (БРСД), принятой на вооружение. Ещё до окончания ЛКИ Р-12 правительством для ликвидации отставания от США в области средств доставки ядерных зарядов было приняло решение о массовом серийном изготовлении ракет Р-12. Кроме завода № 586 в Днепропетровске, серийное производство ракет Р-12 было организовано на машиностроительных заводах № 166 (г. Омск), № 172 (г. Пермь) и Оренбургском авиационном заводе № 47. Всего было изготовлено около 2300 ракет Р-12.
 
Первые ракетные полки с ракетами Р-12 заступили на боевое дежурство 15 мая 1960 г. в Прибалтике и Белоруссии. К концу 1960-х гг. в СССР было развернуто 608 ПУ с ракетами Р-12, размещенных в западной части СССР. По своей дальности ракеты Р-12 могли наносить термоядерные удары по Европе и Турции.
 
Создание БРСД Р-12 с термоядерным зарядом, дальностью полёта в 2000 км, способной простоять в заправленном состоянии, готовой к пуску, целый месяц, с учётом её относительной дешевизны и простоты в изготовлении было таким большим прорывом в области стратегических вооружений. За эту разработку Указом Президиума Верховного Совета СССР ОКБ-586 и завод-изготовитель № 586 были удостоены высшей наградой страны — орденом Ленина. Главному конструктору М.К.Янгелю, его первому заместителю В.С.Буднику директору завода Л.В.Смирнову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Большая группа создателей ракеты — разработчиков, производственников и специалистов смежных организаций была награждена орденами и медалями СССР. Для вручения наград в Днепропетровск лично приезжал Н.С.Хрущёв.
 
С появлением массовых БРСД Р-12 — вследствие их сравнительной простоты в эксплуатации — появилась возможность их быстрого и широкого развертывания в войсках. В соответствии с этими новыми возможностями была создана новая военная доктрина СССР, основные положения которой были сформулированы главой государства Н.С.Хрущевым 14 января 1960 г. в речи на заседании Верховного Совета СССР. Центральное место в военной стратегии страны занимают баллистические ракеты, которые становятся решающим фактором воздействия на противника как в европейской, так и в глобальной войне. В соответствии с этой доктриной строились и возможные сценарии будущих войн, которые теперь должны были начинаться с массированного ядерного удара.

БРСД Р-12 (8К63):


 
Ракета Р-12У (8К63У).
 
В конце 1950-х гг. из открытой печати стало известно о том, что американцы стали размещать новейшие межконтинентальные ракеты «Атлас» и «Титан» в подземных колодцах в вертикальном положении с предварительно заправленным высококипящим горючим. Перед пуском с помощью специального механизма ракеты поднимались на поверхность, где производилась их заправка окислителем — жидким кислородом и автоматическая подготовка к пуску. Все это занимало 15 минут. Пуск ракеты производился как с обычного наземного старта.
 
Уже к 1962 г. 87% американских МБР «Атлас-F» и «Титан-1» было размещено в шахтных хранилищах. Наши стратегические ракеты имели только наземные пусковые установки.
 
В сентябре 1958 г. Главным маршалом артиллерии М.И.Неделиным, заместителем министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике, перед учеными и конструкторами была поставлена задача размещения стратегических баллистических ракет, находящихся на вооружении Советской Армии, в шахтные пусковые установки (ШПУ). С самого начала предполагалось не только хранить ракеты под землей, но и обеспечить возможность их подземного старта.
 
Специалисты из НИИ-88, НИИ-4 МО проработали ряд вариантов шахтных пусковых установок. После согласования с главным конструктором ОКБ-586 М.К.Янгелем остались три варианта:
 
— шахта для одной ракеты с размещенным рядом сооружением для технологических систем, проверочно-пусковой аппаратуры и другого необходимого для пуска специального оборудования,
 
— групповой старт с четырьмя шахтами, размещенными по углам квадрата со стороной ~40 м и одним сооружением для обеспечения эксплуатации всех ракет,
— одна пусковая шахта с вращающимся барабаном на четыре ракеты и одним сооружением для обеспечения эксплуатации всех ракет (аналогично проекту 667АПЛ с ракетами Р-21 комплекса Д-4 ВМФ).
 
В ноябре 1958 г. маршал М.И.Неделин принял решение о строительстве на ГЦП-4 двух опытных шахт для натурного эксперимента с пуском ракеты Р-12. В течение месяца специалистами НИИ-88, НИИ-4 МО, ЦПИ-31МО, ОКБ-586 и ГСКБспецмаш произведена рекогносцировка и выбрано место для строительства опытных ШПУ. Предстояло впервые решить множество технических проблем: по разработке конструкции шахты, обеспечению газодинамического старта ракеты из ШПУ (на собственных двигателях), устройстве защитной крыши ШПУ и других, а также необходимым изменениям конструкции ракеты.
 
В сжатые сроки была построена экспериментальная шахта «Маяк» с подземным бункером для проверочно-пусковой аппаратуры, удаленным от шахты на расстояние около 150 м.
 
При создании первой ШПУ военные строители столкнулись на глубине около 20 м с плывуном. Так как в то время еще не были разработаны методы прохождения плывунов, было принято решение нарастить шахту вверх, насыпав грунт в виде холма высотой около 7 м. На равнинной местности он был виден за 10-15 км и стал своеобразным ориентиром, «маяком» при движении по полигону.
 
В сентябре 1959 г. состоялся первый пуск опытной ракеты 63Ш из ШПУ. Ракета вышла из шахты, но через 58 с потеряла устойчивость и упала на расстоянии около 100 км от места старта.
 
При осмотре ШПУ была обнаружена деформация защитного стакана вовнутрь шахты, неподалеку от шахты найден срезанный стабилизатор ракеты. Очевидно, газы, истекающие из двигателя ракеты, запущенного в шахте, при взаимодействии с инжектируемым воздухом выдавили внутрь стакана часть обечайки, которая срезала один из стабилизаторов ракеты вместе с рулевой машинкой.
 
Несмотря на неудовлетворительный исход испытания, подтвердилась возможность пуска ракеты из шахты на собственных двигателях. После доработки шахты и ракеты был выполнен ряд успешных пусков ракеты 63Ш. В результате 30 мая 1960 г. вышло постановление правительства, задававшее разработку ШПУ для боевых стратегических ракетных комплексов.
 
14 июня 1960 г. подписан приказ ГКОТ «О создании ШПУ ракет Р-12, Р-14, Р-16 (Главный конструктор М.К.Янгель) и Р-9А (Главный конструктор С.П.Королев) «Двина», «Чусовая», «Шексна» и «Десна». Шахтный способ размещения межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и БРСД в дальнейшем стал основным для стратегических ракет наземного базирования в СССР, так же, как и в США.
 
Разработкой шахтных сооружений для ракет Р-12, Р-14 занималось ГСКБспецмаш под руководством В.П.Бармина. ШПУ для ракеты Р-16 была разработана ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк).
 
В июне 1960 г. правительством была задана разработка унифицированной ракеты Р-12У (8К63У) для наземных стартов и ШПУ. Первый испытательный пуск ракеты Р-12У был произведен 30 декабря 1961 г. 15 июля 1963 г. ракетные комплексы Р-12У, Р-14У и Р-16У были приняты на вооружение.
 
С 1960 г. началось строительство шахтных пусковых установок для янгелевских ракет первого поколения и ракеты Р-9А С. П. Королева по всей стране.
 
Первыми на боевое дежурство с ракетным комплексом с ракетой Р-12У заступил в январе 1963 г. (ещё до официального принятия комплекса на вооружение) 3-й ракетный дивизион 79 рп (г. Плунге).
 
15 июля 1963 г., одновременно с Р-14У (8К65У) и Р-16У (8К64У), на вооружение была принята ракета Р-12У (8К63У) шахтного базирования (ракетный комплекс 7П863 «Двина»).

БРСД Р-12 (8К63) / Р-12У (8К63У):



Дальнейшая служба.
 
БРСД Р-12 послужила полигоном для проведения многочисленных экспериментов в интересах научных и военных программ.
 
В августе 1963 г. прошли испытания ракет Р-12 (8К63) с боевыми ГЧ, оснащенными ядерными зарядами (операция «Роза»). С полевой позиции восточнее г. Воркуты были проведены четыре пуска ракет по полигону на острове Новая Земля — два первых пуска — с ГЧ, оснащенными обычным ВВ — для засечки прибытия в точку прицеливания, два других — со штатными ядерными боеголовками. Председателем Госкомиссии на этих испытаниях был генерал-майор Ф.П.Тонких, техническим руководителем от ОКБ-586 — С.Ф.Чернавин, начальник сектора отдела управления. Испытания прошли успешно и подтвердили как работоспособность, точность и надежность ракеты, так и эффективность ядерного заряда.
 
В 1961 и 1963 гг. было проведено 2 пуска для испытаний ракетоплана, разработанного в ОКБ-52 В.Н.Челомея. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. с помощью ракет Р-12 проводились испытания моделей многоразового воздушно-космического самолета «БОР-1» и «БОР-2» (беспилотный орбитальный ракетоплан), создававшихся в ОКБ А.И.Микояна. Многочисленные пуски ракет Р-12 проводились для отработки систем противоракетной обороны ОКБ Г.В.Кисунько.
 
В июле 1962 г. в ходе операций «К-1» и «К-2» при запусках ракет Р-12 проводились высотные ядерные взрывы с целью исследования их влияния на радиосвязь, радиолокаторы, авиационную и ракетную технику.
 
В 1962 г. ракеты Р-12 оказались в центре самого крупного международного кризиса после Второй мировой войны, который вплотную приблизил мир к ядерной катастрофе. После победы кубинской революции создалась реальная угроза американского вторжения на Кубу. Н.С.Хрущев принял решение тайно разместить на Кубе БРСД с советскими военнослужащими. Одним из аргументов к такому решению было то, что американские ракеты «Юпитер» и «Тор», к тому времени принятые на вооружение и размещенные на территории Турции и Италии, могли достигнуть территории СССР всего за 10 минут, а СССР для ответного удара с помощью уже развернутых МБР Р-7 потребуется более 20 минут. План операции, получившей название «Анадырь», предусматривал размещение на кубинской территории трех полков Р-12 (24 ПУ) и двух полков Р-14 (16 ПУ). Ракеты Р-14 из-за морской блокады не успели прибыть на остров Свободы. В обстановке строжайшей секретности ракеты Р-12 вместе с военнослужащими были доставлены на Кубу, причем американская разведка смогла обнаружить это только через месяц. Впервые за всю историю существования США почувствовали реальную угрозу. Обстановка достигла высокого накала, но, к счастью, Н.С.Хрущев и Д.Ф.Кеннеди, осознав реальную угрозу ядерной войны, в ходе переговоров договорились о компромиссе: СССР убирает свои ракеты с Кубы, а США — из Турции и Италии и отказываются от вооруженного вторжения на Кубу.
 
«Карибский кризис» 1962 г. оказал влияние не только на весь последующий ход истории, но и на развитие стратегических вооружений в частности. Советские военные поняли, какую силу — военную и политическую — представляют собой такие виды оружия, как БРСД.
 
Впервые ракета Р-12 открыто была продемонстрирована на военном параде в Москве 1961 г. На западе ракета получила обозначение SS-4 «Sandal».
 
На базе ракет Р-12 в 1962 г. разработаны космические ракеты-носители серии «Космос» (11К63).
 
Впоследствии, после подписания 8 декабря 1987 г. Договора между СССР и США о полной ликвидации ракет средней и меньшей дальности, в течение трех лет все подобные ракеты — и советские, и американские — были уничтожены как класс.
 
Источник:
Призваны временем. От противостояния к международному сотрудничеству (Об ОКБ-586 – Государственном конструкторском бюро «Южное» им. М.К.Янгеля). Под общей редакцией Генерального конструктора, академика НАН Украины С.Н.Конюхова.

Тактико-технические характеристики.
 
Максимальная дальность, км ............................................................... 2100
 
Точность стрельбы (КВО), км ............................................................... 1,1-2,4
 
Предельное отклонение ...................................................................... 5,0-5,4
 
Мощность ядерного б/заряда, Мт 
— легкий боевой блок .......................................................................... 1,0-1,3
— тяжелый боевой блок ....................................................................... 2,0-2,3
 
Стартовая масса ракеты, т ................................................................... 41,7-42,2
 
Сухая масса ракеты без ГЧ, т ............................................................... 3,15
 
Масса головной части, т     
— легкая ГЧ .......................................................................................... 1,3-1,4
— тяжелая ГЧ ....................................................................................... 1,63
 
Забрасываемая масса, т ....................................................................... 1,63
 
Масса системы управления, кг ............................................................. 430
 
Масса топлива, т ................................................................................... 37
— горючего (ТМ-185) ........................................................................... 7,3
— окислителя (АК-27И) ......................................................................... 29,065
 
Длина ракеты, м       
— полная ............................................................................................... 22,1-22,77
— без головной части .......................................................................... 18,4-18,6
 
Наибольший диаметр ракеты, м .......................................................... 1,652
 
Тяга двигателя у земли, тс .................................................................... 65
 
Тяга двигателя в пустоте, тс ................................................................. 73
 
Удельный импульс тяги маршевого двигателя у земли, кгс•с/кг ......... 230
 
Удельный импульс тяги маршевого двигателя в пустоте, кгс•с/кг ..... 259
 
Давление в камерах сгорания, атм ...................................................... 44,5
 
Время работы двигателя, с ................................................................... 140
 
Масса маршевого двигателя, кг ............................................................ 645
 
Советская одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности Р-12 (Р-12У) была оснащена термоядерным зарядом и предназначена для поражения стратегических объектов на средних дальностях с высокой эффективностью поражения слабозащищенных целей площадью 100 км².
 
Ракета Р-12 (Р-12У) одноступенчатая, топливные баки несущей конструкции. В целях улучшения стабилизации ракеты в полете впервые бак окислителя был расположен впереди бака горючего и разделен на две части промежуточным днищем для первоначальной выработки окислителя из нижней его части. Наддув бака окислителя осуществлялся парогазом, образующимся от разложения перекиси водорода, а бак горючего и перекиси — сжатым воздухом из торового баллона ракеты.
 
Способ старта газодинамический. В ракете Р-12 было применено высококипящее несамовоспламеняющееся топливо (окислитель — азотная кислота и углеводородное горючее, для начального воспламенения топлива — пусковое горючее ТГ-02). Ракета имела моноблочную ядерную отделяемую в полете головную часть. Отделение головной части ракеты осуществлялось с помощью пневматического толкателя после разрыва пироболтов.
 
Двигательная установка Р-12 была выполнена в виде блока из четырех камер жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) с одним турбонасосным агрегатом (ТНА). Рабочее тело ТНА — парогаз от разложения перекиси водорода (продукт 030) под действием катализатора. Обороты ТНА — регулируемые с помощью гидроредуктора. Маршевый ЖРД-214 (8Д59), спроектирован ОКБ-456 главным конструктором В.А.Витка под руководством В.П.Глушко. Система управления ракеты — автономная аналогового типа, с использованием приборов нормальной и боковой стабилизации центра масс, системы регулирования кажущейся скорости и автомата управления дальностью на основе электролитического интегратора.
 
Приборный состав системы управления ракеты:

— автомат стабилизации центра масс (угловой, нормальной и боковой стабилизации): гироприборы (гирогоризонт 8Л251, гировертиканты 8Л252 и 8Л253), усилитель-преобразователь 8Л254, измеритель-преобразователь нормального ускорения 8Л317 (2 шт.), усилитель нормальной стабилизации 8Л318, измеритель-преобразователь бокового ускорения 1В-142 (установлены на внешних рамках гировертикантов 8Л252 и 8Л253) — 2 шт., рулевые машинки 8Л242 (4 шт.), бортовой щиток регулировок потенциометров обратной связи 8Л127;
 
— система регулирования кажущейся скорости: датчик регулятора скорости (ДРС) 8Л316, релейный усилитель 8Л319, привод импульсный регулятора скорости (ПИРС) 8Л61 с точным воздушным редуктором;
 
— автомат управления дальностью: 5 комплектов приборов 8Л320. 8Л320 состоял из измерительно-преобразовательной головки 8Л321, усилителя 8Л322, и блока электролитических элементов 8Л323;
 
— система аварийного подрыва ракеты (АПР): высотное реле 8В56 (8В511) — 2 шт., программный распределитель команд 8В513, блок подрыва 8В512;
 
— система питания: бортовая аккумуляторная батарея 8Л045м (2 шт.), умформеры УФ-111м — 4 шт., умформер УФ-6м (для системы РКС) — 1 шт., главный распределитель 8Л214, силовой распределитель 8Л125, программный токораспределитель команд 8Л123 (2 шт.), бортовая кабельная сеть 8Л126.
 
Прицеливание ракеты осуществлялось оптическими приборами связи с базовым направлением путем поворота стартового стола.
 
Ракета имела четыре стабилизатора. Управление ракетой в полете осуществлялось с помощью газовых графитовых рулей, устанавливаемых в соплах.

Стартовое устройство — наземная пусковая установка — разработано в ГСКБ Спецмаш под руководством В.П.Бармина.
http://rvsn.ruzhany.info/50ra_t1_p24.html
« Последнее редактирование: Декабря 22, 2013, 04:38:03 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

БРСД 8К63 с ГЧ 8Ф126 (ББ АА48-2), портальный установщик 8У210, грунтовая транспортная тележка 8Т115 и пусковой стол 8У217. Каунас, Литовская СССР, начало 1988 г.:


Сооружение № 2 - предстартовые хранилища боезапаса, арочные обвалованные. Ракеты уложены на грунтовые транспортные тележки 8Т115 и зачехлены чехлами из прорезиненной ткани:

http://rusimage-ru.livejournal.com/43283.html
« Последнее редактирование: Декабря 24, 2013, 09:51:17 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

БРСД 8К63 без ГЧ на грунтовой транспортной тележке 8Т115:


Портальный установщик 8У210:


Цистерна горючего 8Г112:

Из инспекционного альбома к договору РСМД.
http://www.fas.org/nuke/guide/russia/theater/r-12.htm
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Подготовка к пуску ракетного дивизиона из четырёх батарей с БРСД 8К63 (Р-12), Кап. Яр.







http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11136722@egNews
http://рвкику71.рф/publications/45.html
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Расстановка техники при подготовке к пуску БРСД 8К63 (Р-12) / 8К63У (Р-12У):

ПЗП - подогреватель-заправщик перекиси водорода 8Г210,
ЭСД -  электростанция дизельная,
6-ББ - шестибалонная батарея.
Схему составил 301.






http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=264&p=9
« Последнее редактирование: Июня 17, 2017, 04:51:58 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

БРСД 8К63 (Р-12) на грунтовой транспортной тележке 8Т115. Установлена во второй половине 1980-х гг. Музей, посвящённый "Карибскому кризису" - событиям 1962 г. Гавана, Куба.










http://www.seanmmaloney.com/articles/i0074.html
http://spoki.tvnet.lv/izgudrojumi/Balistiska-rakete-R-12-SS-4/228001/1/3
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

БРСД 8К63 (Р-12) на грунтовой транспортной тележке 8Т115 с тягачом АТ-Т:



Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Агрегаты наземного комплекса с БРСД 8К63У (Р-12У) из состава 151-го ракетного полка (в/ч 18376,  г. Стрий, Львовской обл.) 44-й ракетной дивизии (в/ч 43291, г. Коломыя, Ивано-Франковская обл.). Последнее комплексное занятие (КЗ) перед снятием с боевого дежурства. Фото, вероятно, около 1989 г.

Машина ЗИП № 1 (двигательного отделения) 8Т325. Справа в КУНГе стоит подогреватель воздуха 8Г27У. В ней были уложены металлические коммуникации подачи воздуха высокого давления к ПЩС (пневмощиток стартовый 8У017):


8Т325 стоит за пусковым столом  8У217:


Компрессорная установка 8Г33У:




Подогреватель-заправщик перекиси водорода 8Г210 (ПЗП) на шассии ЗиЛ-157:




Заправщик окислителя 8Г113 (ЗАК) на шассии ГАЗ-66:





Цистерна окислителя 8Г131:




Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 на шассии ЗиЛ-157:





Транспортировочно-стыковочна машина головной части 8Т318 (ТМГЧ) на шасси МАЗ-502:







http://www.odnoklassniki.ru/group/51678354473197/album/51827656098029
« Последнее редактирование: Декабря 24, 2013, 09:49:54 pm от Rotor15 »
Записан

Гарик

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1540

ну,вот и восстановили справедливость!
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 на шассии ЗиЛ-157 из состава 44 рп (в/ч 89503), г. Малорита, Брестская обл., Белоруссия. С-т Куц Н. и ряд. Овчаренко А. 1976-78 гг.:


Транспортировочно-стыковочна машина головной части 8Т318 (ТМГЧ) на шасси МАЗ-502.
РТБ 1688 (в/ч 55165) 44 рп (в/ч 89503, г. Малорита, Брестская обл., Белоруссия) 31 гв. рд (в/ч 18288).

Автопарк 1-го дивизиона. Замполит поднимает боевой дух перед ПХД:


3-й расчет стыковки, крайний справа к-н Николаенко:

http://rocketpolk44.narod.ru/rtb/starphot1.htm
http://rocketpolk44.narod.ru/kadry/likvid.htm
« Последнее редактирование: Декабря 21, 2013, 10:31:37 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Последние месяцы существования 44 рп (в/ч 89503), г. Малорита, Брестская обл., Белоруссия.
Последнее комплексное занятие (КЗ), 22 июля 1989 г.

1. Пр-ки Жишкевич и Чернец у пускового стола 8У217 с БРСД 8К63:


2. Пульты контроля заправки 8Г016, цистерна горючего 8Г112, пусковой стол 8У217 с БРСД 8К63, подогреватель-заправщик перекиси водорода 8Г210 и обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311:


3. Цистерна окислителя 8Г131 с тягачём КрАЗ-214, пульты контроля заправки 8Г016, цистерна горючего 8Г112, пусковой стол 8У217 с БРСД 8К63, подогреватель-заправщик перекиси водорода 8Г210 и обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311:


4. М-р Пигас у пульта контроля заправки 8Г016:


5. Техник 2-го отделения пр-к Чуль на площадке установщика 8У210:


6. Цистерна горючего 8Г112:


7. БСП с БРСД 8К63. Слева направо: м-р Пигас В.А., м-р Конкин, м-р Попко С.К., м-р Малей В.В., к-н Губаревич А.Н.:


8. Грунтовая транспортная тележка 8Т115 БРСД 8К63:


9. Заправщик окислителя 8Г113 (ЗАК - заправщик агрессивных компонентов) на шасси ГАЗ-66:


10. Грунтовая транспортная тележка 8Т115 с БРСД 8К63 у сооруж. 2:


11. П/п-к Александров с группой военнослужащих:


12. Грунтовая транспортная тележка 8Т115 с БРСД 8К63:


12. Грунтовая транспортная тележка 8Т115 с БРСД 8К63 у сооруж. 2:

http://rocketpolk44.narod.ru/kadry/likvid.htm
« Последнее редактирование: Декабря 21, 2013, 08:31:04 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Последние месяцы существования 44 рп (в/ч 89503), г. Малорита, Брестская обл., Белоруссия. Сентябрь 1989 г.
1. Погрузка БРСД 8К63 на ст. Закрутин.

1.1. Грунтовая транспортная тележка 8Т115 и БРСД 8К63 без ГЧ:



1.2.


1.3.


1.4.


1.5. Погрузка ведётся подъёмным краном 8Т26:


1.6.


1.7.


1.8.


1.9. Представители 31 гв. рд (в/ч 18288) на погрузке ракет:


2. Подготовка и слив компонентов топлива из грунтовых цистерн в ж/д цистерны.

2.1.


2.2. Слева: 8Т311 и 8Г131:


2.3. За КУНГом стоит ЗАК - заправщик окислителя 8Г113 на шасси ГАЗ-66:


2.4. Слева: две цистерны окислителя 8Г131 и пр-к Чернец, 2-я батарея:


2.5. Цистерна горючего 8Г112, справа - цистерна окислителя 8Г131 с тягачём КрАЗ-214:

http://rocketpolk44.narod.ru/kadry/likvid.htm
http://rocketpolk44.narod.ru/kadry/likvid.htm
« Последнее редактирование: Декабря 21, 2013, 10:34:47 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Схема ракетной операционной базы Малорита (44 рп, в/ч 89503) для инспекции по Договору между СССР и США о полной ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Август 1989 г.
Первый дивизион БРСД 8К63 (Р-12):


Второй дивизион БРСД 8К63 (Р-12):

http://rocketpolk44.narod.ru/kadry/muzey.htm
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Подготовка к пуску ракетного дивизиона из четырёх батарей с БРСД 8К63 (Р-12), Кап. Яр.

http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11136722@egNews
http://рвкику71.рф/publications/45.html

« Последнее редактирование: Июня 17, 2017, 05:05:29 am от Rotor15 »
Записан

Koroliov

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 345
    • Ружаны "стратегические"

И еще, для знатоков.
8К63, пульт подготовки 8Н831.
На пульте работал 302-й номер расчета - старший оператор машины подготовки.
Несколько таких пультов разбросаны по музеям России.
Возможно сохранились в училищах и бывших ВУЗах.

Кто хочет, может подключиться к восстановлению всех надписей.

wwv

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 349

Взгляд в прошлое. В статье использованы фотографии из личного архива автора - Терентьева Евгения (остальные фото по ссылке на первоисточник).
Записан

Koroliov

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 345
    • Ружаны "стратегические"

Евгений Терентьев. Я не был на войне Ссылка

Koroliov

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 345
    • Ружаны "стратегические"

Нашел интересный документ ЦРУ, датируемый мартом 1962 года!

Вот такое название: "Подготовка к боевым действиям полка, вооруженного ракетами Р-12 (на основании опыта, полученного в учениях)"

Он представляет собой "разбор полетов" после учений ракетного полка Р-12 и написан явно от лица одного из членов комиссии.

Обратите внимание, документ попал в Штаты еще до кубинских событий.

Не исключено, что источником мог быть тот самый Пеньковский. Во всяком случае времена совпадают.

Напомню, до начал 60-х годов ЦРУ не имело точного представления даже о том, какая система управления применялась в Р-12, приписав к ней радиоуправление.
А в отдельных документах на фото (взятых с парада в Москве) вместо Р-12 показана Р-5.

И тут такая точность.

Сейчас документ перевожу с аглицкого, потом выложу на "Ружанах", а пока - несколько фрагментов исключительно, чтобы показать уровень секретности:

"Полное время для приведения ракетного полка в готовность №3 было значительно превышено (15 часов), причина в том, что на этом этапе РТБ работал ниже своего потенциального уровня, затратив 13 часов на подготовку 4 головных частей (вместо времени от 9 до 10 часов). Оповещение и сбор подразделений полка и РТБ по тревоге происходили недопустимо медленно. Организация сбора личного состава по тревоге должна быть полностью завершена, в течении не более чем 30 секунд, поскольку оповещаемые подразделения полка располагаются на основной стартовой позиции и 5 до 7 минут для сбора. Оповещение нужно осуществлять с помощью технических средств, пользуясь селекторной громкоговорящей связью, устройствами голосовой и световой сигнализации (электрические звонки, сигнальные огни, и т.п.), установленными во всех местах расположения личного состава. Технические средства оповещения нужно активировать одним нажатием кнопки. Подобная система сигналов должна быть установлена силами и средствами частей и подразделений. "

"Необходимо усилить ОПД дивизиона резервным вычислителями из числа старших геодезистов взвода геодезического обеспечения, чье обучение должно быть организовано и осуществляется заранее под руководством начальника ОПД полка. По степени их обученности, старшие геодезисты приблизительно очень близки к вычислителям отделения подготовки данных, и способны освоить эту специальность (которая родственна их собственной) в краткие сроки времени."

"Опыт учений показал, что существующие нормы времени на выполнение ряда технологических операций требуют пересмотра. Целесообразно, например, осуществлять автономные (автономные) испытания системы регулирования кажущейся скоростью (кажущаяся скорость) вместе с проверкой системы нормальной и боковой стабилизации, что сокращает время, необходимое, на подготовку ракеты к пуску с 10 до 15 минут; выделить 15 минут вместо 5 на расчехление ракеты; 15 минут вместо 20 для проверки сопротивления изоляции и целостности цепей, 20 минут вместо 30 для монтажа независимой схемы проверки, 30 минут вместо 25 для заключительных операций на монтаж двигателя. "

"Полное время для перевода ракет в различные степени готовности и их подготовки к пуску, по  результатам работы четырех стартовых батарей в одном из учений, представлены в Таблице 1.

Описание технических операций   Среднее время для завершения операций
Постановка полка в готовность №3 с момента получения сигнала тревоги, (по докладу последней батареи)   15 часов 01 минута
Перевод ракет из готовности №3 в готовность №2.   2 часа 50 минут
Перевод ракет из готовности №2 в готовность №1.   48 минут
Подготовка ракет к пуску из готовности №1.   30 минут
Перевод ракет из готовности №4 в готовность №3.   2 часа 20 минут
Подготовка ракет к пуску из готовности №3.   3 часа 14 минут
Перевод ракет из готовности №4 в готовность №2.   3 часа 10 минут
Подготовка ракет к пуску из готовности №2.   50 минут
Перевод ракет из готовности №4 в готовность №1.   3 часа 40 минут
Подготовка ракет на технической позиции [исходного положения].   4 часа 38 минут"



Есть в документе и такие главы:

- Развертывание подразделений полка и ремонтно-техническ ой базы по тревоге из Готовности №3
- Передислокация полка в запасной позиционный район
- Управление подразделениями полка во время учения
 и т.д.

Koroliov

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 345
    • Ружаны "стратегические"

Выдалось немного свободного времени, расцветил известное фото 8К63.

Считайте поздравлением с 23-им февраля от "Ружан стратегических" ;)

Было:



стало:


« Последнее редактирование: Февраля 21, 2017, 09:18:42 pm от Koroliov »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Получилось здорово! Спасибо.
Записан

Владимир

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 273

Спасибо! Небось в Фотошопе? Оч-ч-чень толково!
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

В этом варианте как то чуднО смотрится головная часть на фоне деревьев. Но в целом действительно красиво. Вот что значит цвет.
Записан

DOC

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 85

К сообщению от Декабря 21, 2013
« Последнее редактирование: Октября 23, 2017, 09:28:57 pm от PXL »
Записан

Koroliov

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 345
    • Ружаны "стратегические"

Среди материалов, переданных Пеньковским ЦРУ, были и два первых выпуска совершенно секретного "Информационного бюллетеня ракетных войск", рассылавшегося офицерам лишь по "специальному списку". Они предназначались для генералов и офицеров уровня командира дивизиона и выше. Главным редактором бюллетеня был в те годы генерал-полковник артиллерии Никольский М.А. — начальник главного штаба РВСН.
На сайте "Ружаны стратегические" я привожу только одну статью из №1 Бюллетеня - "Подготовка к боевым действиям полка, вооруженного ракетами Р-12". Статья распространена по каналам ЦРУ в марте 1962 года и рассекречена в 2012 году.



Koroliov

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 345
    • Ружаны "стратегические"

Несколько известных и новых фотографий, относящихся к БРСД Р-12 (8К63).

1. Юрий Михайлович Журавлев, скончавшийся весной 2014 года, когда выложил по моей просьбе свои фото, а эту сопроводил такой надписью:
"Транспортировка ракеты 8К63 для съемки корреспондентами "Красной звезды". БСП 1-го рдн, г. Знаменск, гвардейской рд  1978 г."

Естественно, на самом деле ракету с пристыкованной ГЧ могли возить разве что на парадах...



2. А вот и автор тогдашнего фоторепортажа - А Пушкарев. Добавлю, фотографии сделаны в 330 ракетном полку (Знаменск)

Примечание к фотографиям: "В связи с переговорами в печать ничего не выпустила военная цензура, хотя штаб все разрешил."



На первом фото после "ракетной тележки" можно видеть КУНГ. В таких КУНГах находилось и оборудование испытаний и проверки бортовой системы управления - машина подготовки 8Н213.

3. Вот как выглядела машина подготовки "изнутри", здесь работали 302 и 303 номера расчетов 3-го, электроогневого отделения ракетной батареи.



4. Здесь, похоже, идет работа сразу за двух номеров расчета - 302 и 303 - обычная практика в батареях в последние 10-15 лет. Сказывалась и нехватка личного состава, и необходимость работы составом дежурной смены до приезда полного состава батареи с "зимних квартир".
В данном случае оператор работает на пульте установки времени заряда БЭЛ (блок электролитических интеграторов), определяющего отключение двигателя при достижении заданной дальности.  (Из фотоальбома Старостина А.В.)



5. Это фото из альбома Дмитрия Разживина, служившего в арсенале (Жеребково). Ведутся "горизонтальные испытания" 8К63.



Страницы: [1] 2   Вверх