Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: «Объект 430» - средний танк (опытный)  (Прочитано 4774 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654

«Объект 430» - средний танк (опытный).

Р
азработчик: КБ-60М завода № 75, г. Харьков.
Изготовитель: завод № 75, г. Харьков.
Главный конструктор А.А.Морозов.
Начало работ: осень 1952 г.
Опытные образцы: 1957 г.
Прекращение работ: 1961 г.

Масштабная модель среднего танка «Объект 430» со 100-мм танковой пушкой. Эскизный проект 1953 г.:

http://armor-kiev-ua.livejournal.com/7240.html

История создания.

Средний танк «Объект 430» разрабатывался в г. Харькове на заводе № 75 в КБ-60М под руководством главного конструктора А.А.Морозова с осени 1952 г. Ведущим инженером машины являлся Г.А.Омельянович. Для получения высоких тактико-технических характеристик (ТТХ) в конструкции танка предполагалось широкое использование новых технических решений. Средний танк «Объект 430» рассматривался как перспективная машина для замены в серийном производстве среднего танка Т-54 («Объект 137»). Серийное производство нового танка планировалось развернуть на трёх танковых заводах Советского Союза: в Харькове, в Нижнем Тагиле и в Омске.

Эскизный проект танка «Объект 430» был выполнен к концу 1953 г. После повторного рассмотрения эскизного проекта танка в июле 1954 г. и внесения в него изменений, связанных с дополнительными требованиями и замечаниями (совместное письмо Министерства транспортного машиностроения и НТК ГБТУ № 1329747 от 6 сентября 1954 г.), дальнейшая работа по танку перешла в стадию подготовки технического проекта (постановление Совета Министров СССР № 880-524 от 6 мая 1955 г. и приказ министра транспортного машиностроения № 96 от 13 мая 1955 г.).

Разработка технического проекта велась с учетом развернутых Тактико-технических требований (ТТТ), выданных НТК ГБТУ 3 июня 1955 г. (письмо № К/840012). Технический проект и деревянный макет машины в натуральную величину были готовы к 11 июля 1956 г. и в августе 1956 г. были утверждены для выпуска рабочих чертежей и изготовления двух опытных образцов для проведения заводских испытаний.

Первый опытный образец машины, получивший заводское обозначение «Объект 430-1"3"» («3» — для заводских испытаний), с учетом результатов стендовой отработки узлов и агрегатов завод им. В.А.Малышева (до 25 февраля 1957 г. — завод № 75) изготовил в августе 1957 г. Второй образец, «Объект 430-2"3"», собрали в ноябре 1957 г. Их заводские испытания прошли в период с августа 1957 г. по август 1959 г.

В процессе заводских испытаний и совершенствования конструкции отдельных узлов и агрегатов танка завод им. В.А.Малышева в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 609-294 от 6 июня 1958 г. приступил к выпуску трёх опытных образцов, предназначавшихся для полигонных испытаний. Эти машины, получившие наименование «Объект 430-1"П"», «Объект 430-2"П"» и «Объект 430-3"П"» («П» - для полигонных испытаний), были изготовлены (с внесением различных доработок в их конструкцию) в течение апреля—декабря 1959 г.

Все образцы танка «Объект 430» прошли два этапа полигонно-войсковых испытаний на НИИБТ полигоне (с 26 января по 20 мая 1961 г. — танки «Объект 430-1"П"» и «Объект 430-2"П"»), ГНИАП ГАУ (с 7 марта по 10 июля 1960 г. - танки «Объект 430-2"П"» и «Объект 430-3"П"») и в различных климатических условиях — в районе городов Теджен (Туркменская ССР), Харьков, Ленинград и НИИБТ полигона (с июля 1960 г. по апрель 1961 г. - танки «Объект 430-2"3"» и «Объект 430-3"П"»).

Для проведения второго этапа полигонно-войсковых испытаний КБ завода им. В.А. Малышева с учетом результатов первого этапа в июне и октябре 1960 г. доработало конструкцию танков «Объект 430-2"3"» и «Объект 430-3"П"». Им присвоили наименования «Объект 430М-1» и «Объект 430М-2» соответственно.

Однако к концу 1960 г. стало ясно, что танк «Объект 430» не обеспечивает существенного отрыва в ТТХ от серийно выпускавшихся машин.

Кроме того, проведенные заводом № 183 (Нижний Тагил) успешные испытания опытных образцов «Объект 165» и «Объект 166», имевших широкую унификацию по большинству узлов и агрегатов с танками серии Т-54 — Т-55, свели к минимуму теоретически прогнозируемую повышенную боевую эффективность танка «Объект 430».

На основе опыта работ по среднему танку «Объект 430» А.А.Морозов предложил новый проект перспективного среднего танка «Объект 430А» (в последующем — «Объект 432») с более мощным основным вооружением и комбинированной броневой защитой. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 г. дальнейшая работа по практически подготовленной к серийному производству машине «Объект 430» была прекращена.
« Последнее редактирование: Октября 17, 2017, 09:46:57 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654
Re: «Объект 430» - средний танк (опытный)
« Ответ #1 : Мая 14, 2015, 09:05:51 pm »

Первый опытный образец среднего танка «Объект 430», имел собственное обозначение «Объект 430-1"З"»:


Танк «Объект 430-1"З"» на заводских испытаниях, 1957 г.:

http://foto-transporta.ru/main.php?g2_itemId=123862
« Последнее редактирование: Мая 15, 2015, 04:11:37 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654
Re: «Объект 430» - средний танк (опытный)
« Ответ #2 : Августа 02, 2015, 12:34:00 pm »

Двухтактный 5-цилиндровый турбопоршневой дизельный двигатель 5ТД для среднего танка «Объект 430»:

http://otvaga2004.ru/na-zemle/na-zemle-1/bm-1945-1965_15/
« Последнее редактирование: Августа 02, 2015, 12:47:05 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654
Re: «Объект 430» - средний танк (опытный)
« Ответ #3 : Августа 10, 2015, 08:41:46 pm »

Пятый опытный образец среднего танка «Объект 430» (эта машина имела собственные обозначения «Объект 430-3"П"»; после доработок «Объект 430М-2»). Музейная экспозиция парка «Патриот», Кубинка, июль 2015 г.:







Заводской номер:

6010Е430М002 - выпуск (модернизация): 1960 г., октябрь, Харьковский завод транспортного машиностроения, объект 430М, 2 машина.















Фото: Юрий Пашолок.
« Последнее редактирование: Августа 11, 2015, 10:45:30 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654
Re: «Объект 430» - средний танк (опытный)
« Ответ #4 : Августа 10, 2015, 08:46:29 pm »

Продолжение.

Пятый опытный образец среднего танка «Объект 430» (эта машина имела собственные обозначения «Объект 430-3"П"»; после доработок «Объект 430М-2»). Музейная экспозиция парка «Патриот», Кубинка, июль 2015 г.:






















Фото: Юрий Пашолок.
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654
Re: «Объект 430» - средний танк (опытный)
« Ответ #5 : Сентября 13, 2015, 12:12:22 pm »

Эскизный проект танка «Объект 430» был выполнен к концу 1953 г. После повторного рассмотрения эскизного проекта танка в июле 1954 г. и внесения в него изменений, связанных с дополнительными требованиями и замечаниями (совместное письмо Министерства транспортного машиностроения и НТК ГБТУ № 1329747 от 6 сентября 1954 г.), дальнейшая работа по танку перешла в стадию подготовки технического проекта (постановление Совета Министров СССР № 880-524 от 6 мая 1955 г. и приказ министра транспортного машиностроения № 96 от 13 мая 1955 г.)

Объект 430. Эскизный проект танка, 1953 г.

Первые предложения конструкторских бюро по НСТ обсуждались на совещании в Минтрансмаше 8-10 марта 1953 г. Свои варианты представили Уралвагонзавод, Харьковский завод № 75 и ВНИИ-100. От Харькова доклад делал ведущий инженер машины Г.А.Омельянович. Заводом № 75 в рамках предэскизного проекта было предложено два варианта: с классической компоновкой и с задним расположением башни.

В конце 1953 года был завершён эскизный проект объекта 430. Эскизный проект подписан руководителем проекта Омельяновичем 6.01.1954., главным конструктором Морозовым, директором завода Петуховым 13.02.1954. В эскизном проекте рассматривались два варианта машины. Оба классической компоновки с задним размещением МТО. Первый вариант с продольно установленным двигателем 8Д12У, второй с двигателем 4ТПД.


Объект 430. Титульный лист расчётно-пояснительной записки эскизного проекта, 1953 г.



4ТПД. Титульный лист расчётно-пояснительной записки эскизного проекта, 1953 г.

В феврале-марте 1954 г. состоялось рассмотрение эскизного проекта объекта 430 в Минтрансмаше. Докладывал Морозов. В начале он отметил, что темпы работ нельзя считать удовлетворительными: «Проработкой НСТ завод занимается с начала 1952 года. Тактико-техническое задание на разработку танка НТК ГБТУ передало в МТрМ в середине 1951 года. Три года продолжается работа и пока подошли к эскизному проекту. В течение этого времени, проект НСТ несколько раз рассматривался в МТрМ, но ни одного решения по нему не выносилось. Следует отметить, вопросу работ над НСТ со стороны ГБТУ, МТрМ и заводов-смежников, уделялось очень мало внимания. Представляемые здесь результаты получены исключительно за счет инициативы и настойчивости заводских конструкторов, продолжающих упорно работать над этой темой». Морозов обратил внимание на темпы работ американцев по созданию новых танков и что не следует «плестись в хвосте» иностранной техники, цепляясь за старые решения.

Далее Главный конструктор доложил о результатах работы по НСТ. Было представлено три варианта, в которых удалось перекрыть ТТХ, заложенные в ТТТ и резко оторваться от существующих конструкций. Первые два варианта — НСТ в старом весе (в ТТТ был заложен вес танка Т-54) с двигателями 4ТПД харьковского завода № 75 и 8Д12У барнаульского завода № 77. Оба двигателя имели одинаковые габариты, но у 8Д12У ожидались большие расход топлива и теплоотдача, что требовало увеличения радиаторов на 60%. В дальнейшем за основу был взят проект двигателя 4ТД.

Третий вариант НСТ — 430У, «усиленный» по вооружению и защите, выполненный на базе проекта 430. 430У был разработан в инициативном порядке, он вышел за заложенные в ТТТ ограничения по массе, но имел значительный запас по повышению защиты и огневой мощи машины. Объект 430У имел 160-мм лобовую броню, был вооружен 122-мм танковой пушкой Д-25ТС. Во время проектирования объекта 430У прорабатывалась возможность оснащения танка радиолокационным дальномером, сопряженным с оптическим прицелом Т-2С. При весе «чуть выше среднего» 42 т 430У имел защиту на уровне современных тяжелых серийных танков ИС-3 (вес 46 т) и ИС-4 (60 т) и опытного Т-10 (50 т), а по некоторым характеристикам (боекомплект, удельная мощность, удельное давление и др.) превосходил их.

Здесь следует сделать одну небольшую, но очень важную по сути ремарку. В работах, посвященных теме отечественного танкостроения, неоднократно встречались не только обвинения, но и переходящие за рамки приличия выпады в адрес Морозова из-за того факта, что он якобы придумал себе ограничение по весу машины в 36 т и любой ценой загонял новую машину в эти ограничения. Во-первых, эти обвинения несостоятельны хотя бы потому, что это не Морозов придумал такое ограничение, таковы были выдвинутые заказчиком ТТТ на новый средний танк — не более 36 т, а блюсти такие ограничения конструктор обязан, и если твоя машина не вписалась в указанную массу, то требованиям не соответствует и заказчик её не примет. Во-вторых, что Морозов не цеплялся за вес любой ценой наглядно видно из факта инициативной разработки проекта 430У весом 42 т. И, скорее всего, 430У не получил дальнейшего развития именно потому, что требованиям по весу не соответствовал.

Краткое описание эскизного проекта объекта 430, 1953 г.

Оба варианта в целом подобны, основные различия были связаны с компоновкой МТО с разными двигателями.

Общая компоновка классическая, с задним размещением МТО, передним отделением управления и центральным боевым. Механик-водитель размещен впереди слева.


Макет объекта 430 к эскизному проекту. В ряде работ фото этого макета ошибочно определён как объект 430У.

Благодаря более рациональной и плотной компоновке объект 430 удалось сузить по ширине танка на 170 мм и понизить машину в целом на 115 мм в сравнении с танком Т-54. За счет увеличения диаметра погона с 1815 до 2200 мм и освобождения бортов корпуса от укладок снарядов, баллонов ППО и др. оборудования объём боевого отделения был увеличен. Ось башни второго варианта по сравнению с первым смещена назад на 150 мм.

Боевой вес 35,494 т (35,931 т — здесь и далее в скобках приводятся данные для второго варианта с двигателем 4ТПД). В боевом весе не учтены вес топлива в наружных баках, бревна для самовытаскивания, брезента и БДШ. Запас хода 350 (500) км.

Основное вооружение — стабилизированная система Д-54 калибра 100 мм с начальной скоростью снаряда 1015 м/с. Боекомплект 55 (68) шт. Пулеметы: спаренный СГМ 7,62 мм, курсовой 7,62 мм, зенитный КПВТ 14,5 мм.

Боекомплект размещён: в носовой укладке на 29 выстрелов впереди справа; 11 выстрелов в боевом отделении, из них пять в магазине автоматической подачи на вращающемся полу башни справа от орудия; в первом варианте 15 выстрелов за боевым отделением в баках-стеллажах (в проекте: «в мокрых кормовых укладках») у бортов слева и справа от двигателя, во втором варианте — 28 выстрелов в поперечной укладке у моторной перегородки.

Лобовая броня корпуса: 120 мм под углом 60° верхний лобовой лист и под углом 55° — нижний. Бронирование литой башни дифференцированное, толщиной до 250 мм равнопрочно лобовому бронированию корпуса. Бортовая броня корпуса до 90 мм. Общее повышение бронестойкости корпуса и башни по скорости снаряда от 20 до 40%.


Объект 430. Внешние виды эскизного проекта.

Ходовая часть шестикатковая без поддерживающих роликов с телескопическими амортизаторами на первых и шестых катках.

Подвеска с выносной опорой балансира, удлиняющей торсион, по проекту предусмотрена двух вариантов: с наружным размещением опоры относительно катка и внутри полости катка. В обоих вариантах диаметр торсиона 52/46 мм, радиус балансира 380/220 мм, полный ход катка 329/255 мм, динамический — 200 мм. Удельная потенциальная энергия подвески в два раза выше по сравнению с подвеской Т-54.


Варианты опорных катков с наружным и внутренним размещением оси балансира.

Опорные катки одинарные, диаметра 600/610 мм, облегченные, стальные без резинового бандажа. Траки гусеницы двухгребневые с резиновой подушкой. Использование резиновой беговой дорожки гусеницы и металлического катка позволило получить экономию резины в сравнении с Т-54 на 300 кг и значительно снизить нагрев резины при длительном марше — когда резина катков Т-54 нагревается до 115°C, в этих же условиях резина подушек траков нагревается до 55°C. Проектом предусматривалось четыре варианта конструкции траков. Два варианта с пальцевым соединением траков и два варианта с беспальцевым соединением. Все варианты предусматривали мероприятия по повышению площади контакта трущихся поверхностей с целью снижения износа шарнира.

В первом варианте танка двигатель 8Д12У мощностью 580 л.с. расположен продольно по оси танка. Двигатель непосредственно подсоединен к центрально установленной КПП. Слева и справа от двигателя баки-стеллажи («мокрые боеукладки») емкостью 390 л. Общая емкость топливных баков 1000 л, масляных — 130 л. Трансмиссия обычная, механическая с фрикционным включением ПМП.

Во втором варианте использовалась принципиально новая МТО. Двигатель 4ТПД мощностью 600 л.с. с двусторонним отбором мощности установлен поперечно, с двух сторон он соединён с планетарными коробками передач (в проекте: «две планетарные трансмиссии»), каждая конструктивно выполнена в одном картере с бортовым редуктором. В отличие от последующих машин, бортовой редуктор — простой, не планетарный. Общая емкость топливных баков 1200 л, масляных — 90 л.

МТО по второму варианту занимало в длину 1240 мм, на 1010 мм (!) короче МТО по первому варианту. Правда в первом варианте в объеме МТО помещалось больше топлива и 15 снарядов. Во втором варианте свободное пространство между МТО и боевым отделением было использовано для двух баков и укладки 28 снарядов.

Система охлаждения эжекционная с симметричным размещением двух эжекторов по бортам в корме корпуса. Воздухоочистители двухступенчатые. Первая ступень воздухоочистки — круглая коническая инерционная решетка, изготовленная из стальной ленты навитой спиралью. Нижняя часть корпуса первой ступени служит маслованной. Вторая ступень — кассета окончательной очистки, состоящая из каркаса, набитого проволочной канителью.

Для работ над перспективными машинами по инициативе А. А. Морозова в КБ-60М был организован отдел нового проектирования, который в 1954 году возглавил вернувшийся из Нижнего Тагила Я. И. Баран, одновременно ставший заместителем Главного конструктора.

В 1953–1955 годах проекты нового среднего танка дважды рассматривались в ЦК КПСС и Совете Министров СССР и были одобрены, о чём свидетельствует Постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1955 года № 880-524 «Об опытно-конструкторских работах по созданию нового среднего танка» и Приказ Министра транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года № 0096. Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР выдал тактико-технические требования 8 июня 1955 года. В соответствии с постановлением СМ от 6.05.1955 завод должен был разработать технический проект — I квартал 1956; изготовить и испытать обстрелом опытные образцы корпуса и башни — IV квартал 1956; изготовить два опытных образца для заводских испытаний — II квартал 1957; изготовить три машины с двигателями 5ТД для полигонно-войсковых испытаний — IV квартал 1957 г.

Саенко М. В., Тарасенко А. А., Чернышев В. Л., Чобиток В. В.
http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/430/draft.php
« Последнее редактирование: Сентября 13, 2015, 01:45:05 pm от Rotor15 »
Записан

VLAS

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2009
Re: «Объект 430» - средний танк (опытный)
« Ответ #6 : Сентября 13, 2015, 01:35:48 pm »

Еще фото

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654
Re: «Объект 430» - средний танк (опытный)
« Ответ #7 : Сентября 13, 2015, 01:39:44 pm »

Да, на солнце он смотрится гораздо лучше, чем в плохо освещённом ангаре. :)
Записан

VLAS

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2009
Re: «Объект 430» - средний танк (опытный)
« Ответ #8 : Сентября 13, 2015, 01:49:09 pm »

Да, но скоро их опять уберут, в новое здание танкового музея.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654
Re: «Объект 430» - средний танк (опытный)
« Ответ #9 : Июня 05, 2016, 06:40:47 am »

Опытный образец среднего танка «Объект 430» (машина имела собственные обозначения «Объект 430-3"П"»; после доработок «Объект 430М-2»). Музейная экспозиция парка «Патриот», Кубинка, май 2016 г.:

Фото: Виталий Кузьмин.
Записан
Страницы: [1]   Вверх