Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2 3 ... 7   Вниз

Автор Тема: Су-24М (Т-6М) - фронтовой бомбардировщик  (Прочитано 43080 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Су-24М (Т-6М) - фронтовой бомбардировщик
« : Октября 04, 2015, 10:42:42 pm »

Су-24М - фронтовой бомбардировщик.

Разработчик ОКБ П.О.Сухого,
Шифр ОКБ "Т6-М",
Шифр серийного завода "изделие 44".
Код в НАТО: Fencer, "Фехтовальщик".

История создания.

После принятия на вооружение самолета Су-24 в феврале 1975 года, совершенствование машины было продолжено. Одним из основных направление работ по теме Су-24 в ОКБ П.О.Сухого во второй половине 70-х годов было связано с проектированием модификации этого самолета с улучшенными боевыми возможностями, разработка которой была задана упоминавшимся правительственным постановлением и началась в 1975 году. Среди требований, предъявлявшихся к самолету, который получил название "фронтовой бомбардировщик Су-24М" (шифр ОКБ "Т-6М" или "Т6-М"), было расширение номенклатуры управляемого вооружения, модернизация прицельно-навигационной системы, увеличение радиуса действия, снижение уровня потерь в боевом вылете. К этому времени в СССР были разработаны и проходили испытания высокоточные управляемые средства поражения: ракеты Х-25 и Х-29Л с лазерной полуактивной системой наведения, Х-59 с телевизионно-командной системой наведения, Х-29Т с телевизионной головкой самонаведения, корректируемые бомбы КАБ-500 с лазерным и телевизионным наведением. Устанавливавшаяся на Су-24 прицельно-навигационная система "Пума" могла обеспечивать применение управляемых ракет лишь с радиокомандным и пассивным радиолокационным наведением. Новая машина поэтому должна была оснащаться модернизированной ПНС, в состав которой включалась бы специальная лазерно-телевизионная прицельная система (ЛТПС). Такая аппаратура, названная ЛТПС "Кайра", была разработана и планировалась к установке на самолеты МиГ-23БК (МиГ-27К) и Су-24М. Опытный комплект системы в 1976 году был установлен и испытан на одном из доработанных серийных Су-24 (Т-6М-22). Для повышения выживаемости бомбардировщиков в условиях боевых действий на Су-24М установили бортовой комплекс обороны, включавший помимо станций радиотехнической разведки и активных помех, устанавливавшихся на Су-24, систему предупреждения о пуске ракет, автомат отстрела ложных тепловых целей и дипольных отражателей и устройство управления на основе вычислителя. Для увеличения радиуса действия была спроектирована система дозаправки топливом в полете, осуществляемой по схеме "шланг-конус" через выдвижную штангу-топливоприемник от самолета-заправщика типа Ил-76 (Ил-78) или однотипного самолета Су-24М, оснащенных унифицированными подвесными агрегатами заправки (УПАЗ "Сахалин").


Т-6М-8.


Т-6М-8.


Т-6М-24.


Серийный Су-24М.

Работы по проектированию модернизированного самолета были завершены к 1977 году. К летным испытаниям готовилось несколько машин, переоборудовавшихся из серийных Су-24 в опытном производстве ОКБ и на Новосибирском заводе. Первым летным образцом, на котором должна была испытываться аэродинамика будущего Су-24М, стал самолет Т-6-М8, представлявший собой доработанный восьмой опытный экземпляр Су-24 (Т-6-8 с удлиненной носовой и обжатой хвостовой частями фюзеляжа. Временно, вместо штатных, были установлены имитаторы обтекателей ЛТПС и систем бортового комплекса обороны. Первый полет Т-6М-8 состоялся 29 июня 1977 года, а официальные госиспытания Су-24М начались еще в декабре 1976 года (на доработанном серийном Су-24, получившем обозначение Т-6М-22, с аппаратурой "Кайра", установленной нештатно в нижней части фюзеляжа). Позднее к ним присоединились самолеты Т-6-20 (Т-6М-20) и Т-6-21 (Т-6М-21), на которых отрабатывалась система дозаправки топливом в полете и аппаратура управления ракетой Х-59, а также Т-6М-23 и Т-6М-24, выпущенные Новосибирским заводом. Последние два явились, по сути, предсерийными самолетами, так как строились сразу в конфигурации серийного Су-24М. Т6М-23 был облетан в декабре 1977 года, а Т-6М-24 - в январе 1978 года. Всего в первом этапе государственных испытаниях, завершенном в ноябре 1979 года, принимало участие 7 опытных машин (Т6-6, замененный после катастрофы на Т-6-27 (Т-6М-27), Т-6-М8, Т-6-9, Т-6-21 (Т-6М-21), Т-6М-22, Т-6М-23 и Т-6М-24). Параллельно первому этапу (этапу "А") ГСИ выполнялась программа по выдаче предварительного заключения на серийное производство и эксплуатацию самолета. Первый серийный Су-24М (в дальнейшем "Т-6М-29) был выпущен НАЗ летом 1979 года и облетан 20 июня 1979 года заводскими летчиками-испытателями В.Т.Выломовым и Г.В.Гридусовым (позднее, 10 декабря 1986 года, самолет был потерян в аварии по причине отказа системы продольного управления из-за попадания постороннего предмета в гидроусилитель, пилотировавшим его летчикам-испытателям О.Г.Цою и Н.Ш.Саттарову удалось катапультироваться).

При подготовке к серийному производству модернизированного варианта бомбардировщика (заводское обозначение - изделие "44") был внесен ряд дополнительных изменений в конструкцию, вызванных необходимостью установки нового оборудования, улучшения аэродинамики и летных характеристик самолета. Так, в связи с применением нового радиоэлектронного оборудования и системы дозаправки топливом в полете, длина носовой части фюзеляжа была увеличена на 750 мм. В целях уменьшения донного сопротивления выполнили обжатие хвостовой части самолета. Изменениям подверглось вертикальное оперение: высоту киля увеличили, так как над рулем направления необходимо было разместить дополнительные антенны; в связи с установкой новой антенны радиотехнической системы дальней навигации изменился теоретический обвод передней кромки киля, а в форкиле появился воздухозаборник охлаждения оборудования. Контейнер тормозного парашюта был перенесен выше (раньше он являлся завершением гаргрота), что позволило практически избавиться от вредного воздействия горячих газов двигателей на купол и, в особенности, стропы парашюта; его оснастили двумя створками, открывающимися в стороны. Для улучшения характеристик продольной устойчивости на больших углах атаки на центроплане установили аэродинамические перегородки - гребни, объединенные конструктивно с пилонами подвески вооружения (в дальнейшем выяснилось, что гребни не обеспечивают существенного улучшения характеристик устойчивости и от их применения отказались). В целом же, конструкция Су-24М и Су-24 была очень близкой, что позволило в кратчайшие сроки без остановки производства перейти на массовый выпуск новой машины. В плане технологической подготовки производства, переход на Су-24М для завода заключался в переделке стапеля сборки носовой части фюзеляжа, остальные использовались практически без изменения, В связи с тем, что производство Су-24 в течение почти пяти лет продолжалось параллельно с выпуском первых серий Су-24М (последний Су-24 N27-26 выпущен заводом во второй половине 1983 года), многие доработки конструкции, предназначавшиеся для модернизированной машины, были внедрены и на базовый самолет.

Второй этап (этап "Б") государственных совместных испытаний Су-24М проходил в период с марта 1980 года по май 1981 года. В нем уже участвовали и серийные самолеты, на которых отрабатывалось применение новых образцов вооружения и функционирование прицельно-навигационной системы. Полеты выполнялись на семи машинах: Т6М-23, Т6М-24, Т6М-28 - Т6М-32. (Уже после окончания ГСИ, 3 июля 1984 года, самолет Т6М-24 потерпел катастрофу в ГНИКИ ВВС, в результате которой погиб летчик А.Ф.Сидоренко, штурману Г.П.Шаповалу удалось катапультироваться; в 1983 году был потерян в аварии и самолет Т6М-28). Всего на обоих этапах ГСИ и заводских испытаниях Су-24М было совершено соответственно 608 и 390 полетов. 22 июня 1983 года постановлением правительства Су-24М был принят на вооружение ВВС Советского Союза. Опытная эксплуатация самолетов в строевых частях началась в июне 1981 года. По традиции первые Су-24М поступили в ЦБП ВВС в Липецке. Войсковые испытания самолет прошел в 1984-1985 годах.

В кабине Су-24М, зав. № 0515308 (5 серия, 8 машина в серии):

http://img-fotki.yandex.ru/get/5800/b737.8e/0_7c559_b034b4b2_orig

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Основные доработки конструкции фронтового бомбардировщика Су-24М связаны с установкой на его борту нового прицельно-навигационного оборудования, аппаратуры бортового комплекса обороны, внедрения системы дозаправки топливом в полете. Более всего изменения коснулись конструкции фюзеляжа. В связи с установкой дополнительного радиоэлектронного оборудования и системы дозаправки топливом в полете носовая часть фюзеляжа удлинена на 7760 мм за счет увеличения носового отсека оборудования перед кабиной экипажа. Радиопрозрачный обтекатель антенн ПНС остался прежним, а для обеспечения плавности аэродинамических обводов удлиненной головной части фюзеляжа частично изменена геометрия нижней ее поверхности. Для обеспечения доступа к новым блокам оборудования в предкабинном отсеке на боковых его поверхностях организованы дополнительные эксплуатационные люки. Антенны пассивного радиолокационного пеленгатора, которые вместе с блоком антенн передней полусферы АФС "Пион" и приемником воздушного давления образовывали своеобразную мачту, являвшуюся характерной внешней особенностью самолетов Су-24, переместили в другое место, а перед радиопрозрачным обтекателем РПО по оси установили длинную штангу, на которой смонтированы ПВД и элементы модифицированной АФС. В связи с введением системы дозаправки топливом в полете в носовой части фюзеляжа перед кабиной на шпангоуте №4 установлена выпускаемая штанга-топливоприемник и организована ниша для нее, закрывающаяся створкой. При выдвижении штанги створка откидывается назад.

Некоторым доработкам подверглось вертикальное оперение: увеличена высота киля, изменен обвод его передней кромки, необходимость чего была вызвана установкой дополнительных антенных устройств и перенесением контейнера тормозного парашюта из фюзеляжа в корневую часть киля. Часть изменений конструкции внедрялись параллельно как на новый самолет Су-24М, так и на последние серии Су-24. К таким доработкам относятся обжатие хвостовой части фюзеляжа, установка аэродинамических гребней на центроплане, объединенных с пилонами подвески вооружения (гребни устанавливались на первые серии Су-24М, позднее от них отказались), установка обтекателей антенн аппаратуры бортового комплекса обороны на боковой поверхности воздухозаборников перед центропланом. По конструкция крыла, горизонтального оперения и шасси самолет Су-24М практически полностью подобен самолету Су-24.

ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ И САМОЛЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
На самолете Су-24М используются те же, что и на Су-24, двигатели АЛ-21Ф-3 (или АЛ-21Ф-ЗА с такими же характеристиками). Основные отличия топливной системы вызваны введением системы дозаправки топливом в полете. Дозаправка производится через выдвигающуюся штангу-топливоприемник с использованием магистрали заправки топливных баков под давлением. Для заправки самолета в воздухе необходимо выпустить штангу-приемник, произвести прицеливание и осуществить контакт штанги с конусом-датчиком унифицированного подвесного агрегата заправки (УПАЗ) самолета-заправщика. После надежного захвата штанги конусом начинается процесс дозаправки, и топливо под давлением поступает в магистраль заправки. Самолет Су-24М может и сам использоваться в качестве самолета-заправщика, для этого на восьмую точку подвески устанавливается агрегат УПАЗ-А ("Сахалин"), перекачивающий топливо из его баков через гибкий шланг в баки заправляемой машины.

Самолетное оборудование самолета Су-24М в основном идентично использовавшемуся на самолете Су-24. Основные отличия включают замену комбинированных агрегатов управления консолями стабилизатора КАУ-120 на КАУ-125, установку системы выпуска и уборки штанги-топливоприемника, действующей от третьей автономной силовой гидросистемы. Вследствие установки нового радиоэлектронного оборудования и введения фар подсветки штанги-приемника топлива для осуществлении дозаправки ночью соответствующим образом доработано бортовое электрооборудование.

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
На самолете Су-24М применена модернизированная прицельно-навигационная система ПНС-24М, установлен бортовой комплекс обороны, более современное радионавигационное и связное оборудование, доработана система объективного контроля и регистрации параметров полета.

ПРИЦЕЛЬНО-НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПНС-24М "ТИГР" обеспечивает возможность применения управляемых средств поражения наземных целей с лазерной и телевизионной системами наведения. В связи с этим в состав ПНС-24М включена лазерно-телевизионная прицельная система "Кайра", заменившая ЭОВ "Чайка". Кроме того, для обеспечения применения управляемой ракеты Х-59 и корректируемой бомбы КАБ-1500ТК с телевизионно-командной системой наведения предусмотрена возможность установки аппаратуры управления в подвесном контейнере. Из состава ПНС исключены теплопеленгатор и телевизионный пеленгатор системы наведения ракеты Х-23. Пассивный радиопеленгатор "Филин" уступил место аппаратуре "Фантасмагория" в подвесном контейнере. Два отдельных высотомера малых и больших высот заменены на единый радиовысотомер РВ-21 "Импульс" (А-035).

РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ включает:
- радиотехническую систему ближней навигации А-321 "Клистрон" (вместо РСБН-6с "Ромб-1К");
- радиотехническую систему дальней навигации (РСДН) А-720 "Скип-2";
- автоматический радиокомпас АРК-15М "Тобол" (устанавливался и на последние серии Су-24);
- самолетный ответчик СО-69 (вместо СО-63Б);
- модифицированную АФС "Пион-ГТ-6М-9" с антенными блоками РСБН "Клистрон" и СО-69.

РАДИОСВЯЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ включает командную МВ-ДМВ радиостанцию Р-862, обеспечивающую радиотелефонную связь экипажа с наземными пунктами и другими самолетами (заменила УКВ-радиостанцию Р-832М) и коротковолновую радиостанцию Р-864Г (вместо Р-847).

АППАРАТУРА БОРТОВОГО КОМПЛЕКСА ОБОРОНЫ (БКО) "КАРПАТЫ" состоит из:
- станции радиотехнической разведки СПО-15С "Береза" (Л-006), регистрирующей факт облучения самолета радиолокационными станциями истребителей и зенитных средств противника и определяющей направление на излучающую РЛС (устанавливалась и на последних сериях Су-24);
- теплопеленгатора "Мак", предупреждающего экипаж о пуске ракет классов "воздух-воздух" и "земля-воздух", установленного на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной;
- модернизированной станции активных помех радиолокационного диапазона "Гардения";
- автоматической системы отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 с двумя блоками по 12 патронов калибра 50 мм, размещенными на верхней поверхности фюзеляжа с обеих сторон вертикального оперения;
- вычислительно-управляющего устройства.

ОСОБЕННОСТИ ВООРУЖЕНИЯ
Вооружение самолета Су-24М включает стрелково-пушечное оружие, бомбардировочные средства поражения, неуправляемые авиационные ракеты, управляемые ракеты классов "воздух-поверхность", "воздух-РЛС" и "воздух-воздух". Число и размещение точек подвески вооружения на самолете не изменилось, однако из грузоподъемность несколько увеличилась. Это позволило довести максимальную массу боевой нагрузки до 8000 кг.

Основные отличия системы вооружения Су-24М по сравнению с рассмотренным ранее самолетом Су-24 состоят в расширении номенклатуры управляемого ракетного вооружения класса "воздух-поверхность", применении корректируемых авиационных бомб и более совершенных ракет класса "воздух-воздух". В соответствии с этим доработкам подверглась система управления оружием (СУО).

СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ Су-24М полностью соответствует применявшемуся на самолете Су-24 и включает встроенную пушку ГШ-6-23 (ГШ-6-23М) и три подвесные установки СППУ-6.

НЕУПРАВЛЯЕМОЕ БОМБАРДИРОВОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ по номенклатуре не отличается от описанного выше, однако в связи с увеличением грузоподъемности точек подвески и общей массы подвесного вооружения до 8000 кг число одновременно подвешиваемых под самолет авиационных бомбардировочных средств поражения увеличено. На самолете Су-24М может быть подвешено 3 авиабомбы ФАБ-1500, 10 ФАБ-500М-62, 30 ФАБ-250М-54 и 38 бомб калибра 100 кг. Дополнительно обеспечена возможность применения контейнеров малых грузов типа КМГ-У (до 7 штук) с различными боевыми элементами массой от 0.5 до 10 кг.

НЕУПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ по номенклатуре и числу применяемых НАР аналогично использовавшемуся на самолете Су-24.

УПРАВЛЯЕМОЕ БОМБАРДИРОВОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ состоит из корректируемых авиационных бомб калибра 500 и 1500 кг. Корректируемые авиабомбы калибра 500 кг могут иметь полуактивную лазерную систему наведения (КАБ-500Л) или телевизионно-корреляционное самонаведение (КАБ-500КР). Корректируемые бомбы калибра 1500 кг имеют полуактивное лазерное (КАБ-1500Л) или телевизионно-командное (КАБ-1500ТК) наведение. Всего на самолет можно подвесить семь КАБ-500 (на балочных держателях 3-й группы) и три КАБ-1500 (на балочных держателях 4-й группы).

УПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ КЛАССА "ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ" И "ВОЗДУХ-РЛС" претерпело значительные изменения. Наряду с применявшимися ранее ракетами с радиокомандным наведением появилась возможность подвешивать на самолет УР с лазерным, телевизионным и телевизионно-командным наведением. Номенклатура управляемых ракет класса "воздух-поверхность" самолета Су-24М состоит из:
- 4 ракет Х-23 (Х-23М) или Х-25МР с радиокомандной системой наведения;
- 4 ракет Х-25 или Х-25МЛ с полуактивной лазерной системой наведения;
- 3 ракет Х-29Л с полуактивной лазерной системой наведения;
- 3 ракет Х-29Т с телевизионной головкой самонаведения;
- 2-3 ракет Х-59 с телевизионно-командной системой наведения;
- 6 ракет С-25Л с полуактивной лазерной системой наведения;
- 2 ракет Х-58 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.

Наведение ракет Х-23 (Х-23М) и Х-25МР на цель осуществляется с помощью радиокомандной аппаратуры "Дельта", ракет Х-59 и корректируемых бомб КАБ-1500ТК - с помощью аппаратуры управления в подвесном контейнере. Применение ракет Х-25, Х-25МЛ, Х-29Л, С-25Л, а также корректируемых авиабомб КАБ-500Л и КАБ-1500Л обеспечивается лазерно-телевизионной системой "Кайра". Наведение ракет Х-29Т и Х-58 - автономное.

УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ" Р-55, применявшиеся на самолете Су-24, уступили место более совершенным УР типа Р-60 или Р-60М с тепловыми головками самонаведения. Две ракеты Р-60 (Р-60М) подвешиваются на пусковые устройства АПУ-60 (П-62) под поворотными пилонами консолей крыла.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА Су-24М

Длина с ПВД - 24,594 м
Размах крыла:
- при χ=69° - 10,366
- при χ=16° - 17,638
Площадь крыла:
- при χ=69° - 51,0 м2
- при χ=16° - 55,16 м2
Высота на стоянке - 3,193 м

Масса пустого самолета - 22300 кг
Нормальная взлетная масса - 33500 кг
Максимальная взлетная масса - 39700 кг
Нормальная посадочная масса - 24500 кг
Предельная посадочная масса - 28000 кг
Масса топлива во внутренних баках (плотность топлива 0.825 г/см3) - 9800 кг
Максимальная масса боевой нагрузки - 8000 кг

Максимальная скорость полета на высоте 200 м без подвесок - 1400 км/ч
Максимальная скорость полета на большой высоте - 1700 км/ч
Максимальное число М - 1,6
Практический потолок - 11000 м
Тактический радиус действия при полете на высоте 200 м с расчетной боевой нагрузкой и ПТБ - 560 км
Перегоночная дальность полета с ПТБ - 2850 км
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 6,5

Длина разбега самолета с нормальной взлетной массой - 1150-1250 м
Длина пробега самолета с нормальной посадочной массой и использованием тормозных парашютов - 950-1000 м
Скорость отрыва - 300-310 км/ч
Посадочная скорость - 280-290 км/ч

Источник:
http://sovetarmy.2x2forum.com/t406-topic
« Последнее редактирование: Декабря 26, 2015, 07:47:15 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #1 : Октября 04, 2015, 10:42:54 pm »

Российские Су-24М (с СВП-24) с закрашенными опознавательными знаками и регистрационными номерами ВВС России на авиабазе "Хмеймим", аэр. Базель аль-Асад около Латакии, Сирия, октябрь 2015 г.:


Су-24М (с СВП-24) и Х-25. Авиабаза "Хмеймим", аэр. Базель аль-Асад около Латакии, Сирия, октябрь 2015 г.:


Пошёл процесс возврата на ЛА опознавательных знаков и регистрационных номеров ВВС России:


Подготовка к вылету:
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2015, 08:57:04 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #2 : Октября 05, 2015, 08:39:12 am »

Схема размещения вооружения на Су-24М:
Записан

foxhound

  • Гость
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #3 : Октября 05, 2015, 02:55:52 pm »

Су-24М и Х-25. Авиабаза "Хмеймим", аэр. Базель аль-Асад около Латакии, Сирия, октябрь 2015 г.:
Наши освобождают склады для Х-38 :)
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2015, 09:00:02 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #5 : Октября 06, 2015, 10:40:30 pm »

Су-24М (с СВП-24), авиабаза "Хмеймим", аэр. Базель аль-Асад около Латакии, Сирия, октябрь 2015 г.:






https://twitter.com/MuradoRT
http://sputniknews.com/photo/20151005/1028052367/russia-air-force-syria.html
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2015, 08:57:44 am от Rotor15 »
Записан

foxhound

  • Гость
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #6 : Октября 07, 2015, 09:16:28 am »

  Почему для внешней подвески упорно используют бомбы М54?
Должно быть так:
 
« Последнее редактирование: Октября 07, 2015, 09:29:59 am от foxhound »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #7 : Октября 13, 2015, 08:06:01 am »

Фронтовой бомбардировщик Су-24М ВКС России в Сирии, аэр. Базель аль-Асад около Латакии, октябрь 2015 г.

С сайта МО РФ. http://xn--80ahclcogc6ci4h.xn--90anlfbebar6i.xn--p1ai/multimedia/photo/gallery.htm?id=25501@cmsPhotoGallery
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #8 : Октября 16, 2015, 04:32:47 pm »

Фронтовые бомбардировщики Су-24М (с СВП-24) ВКС России, аэр. Базель аль-Асад, авиабаза "Хмеймим" вблизи Латакии, Сирия, 13.10.2015.:

С сайта Министерства обороны России.
http://мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/photo/gallery.htm?id=25540@cmsPhotoGallery
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2015, 09:42:21 pm от Rotor15 »
Записан

foxhound

  • Гость
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #9 : Октября 17, 2015, 07:24:18 pm »

И опять бомбы М54 >:(
Записан

Пан-40

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 677
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #10 : Октября 17, 2015, 08:47:57 pm »

А чем они плохи?
Записан
Скотч лучше бога - молиться не надо,а помогает всегда!

foxhound

  • Гость
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #11 : Октября 17, 2015, 10:30:26 pm »

Они имеют плохую аэродинамику и предназначены для использования на внутренней подвеске.
Для использования на внешей подвеске скоростных самолетов разработаны бомбы серии М62 с улучшенной аэродинамикой.
Записан

Пан-40

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 677
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #12 : Октября 17, 2015, 11:40:33 pm »

Наверное дешевше,да и аэродинамика там поди не особо важна,всежки не особо адекватный соперник. ИМХО.
Записан
Скотч лучше бога - молиться не надо,а помогает всегда!

foxhound

  • Гость
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #13 : Октября 18, 2015, 09:25:30 am »

Чем хуже обтекание подвесок, тем хуже управляется самолет и тем меньше его практическая дальность. В связи с этим аэродинамика бомб важна.
Записан

Пан-40

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 677
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #14 : Октября 18, 2015, 10:01:33 am »

Я это и имел ввиду  - летают то они не очень далеко,в воздушные бои не вступают,значительного противодействия ПВО наверное тоже не испытывают,а если эти бомбы еще и дешевле,чем М62,то наверное это все объясняет. Или ошибаюсь?
Записан
Скотч лучше бога - молиться не надо,а помогает всегда!

foxhound

  • Гость
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #15 : Октября 18, 2015, 12:21:43 pm »

В Съемках из Сирии часто мелькают ПТБ-3000, т.е. самолеты работают на предельном радиусе, следовательно снижение расхода топлива актуально.   А для Су-24 при полетах с ПТБ на максимальную дальность  стандартной боевой нагрузкой является 6 ФАБ-500-М62. Такой вариант выбран именно ради улучшения аэродинамики.
Конечно, в Сирии Су-24М не участвуют в воздушных боях и не обходит ПВО на ПМВ, но запас топлива, определяющий практическую дальность, нужен  и для поиска цели. Т.е. на войне запас топлива никогда не бывает лишним.
Что  касатся стоимости бомб М62, то за всё давно "уплочено". Их запасы лежат на складах еще со времен СССР. И М62 не могут стоить дороже М54 т.к. у них просто более длинный и тонкий корпус, а всё остальное одинаково.
Кстати, на нос М54 наваривается баллистическое кольцо, которого нет на М62, так что себестоимость бомб М54 может быть больше чем у М62.
Записан

Пан-40

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 677
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #16 : Октября 18, 2015, 03:30:39 pm »

Ясно.
Записан
Скотч лучше бога - молиться не надо,а помогает всегда!

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #17 : Октября 19, 2015, 09:23:28 pm »

Cу-24М с СВП-24, б/н 04 белый (RF-90943) и 05 белый (RF-90942), аэр. Шагол:

http://russianplanes.net/

Су-24М, б/н 10, зав. № 0915317, рег. № ВВС России RF-92024, аэр. Балтимор, авг. 2012 г.:

http://russianplanes.net/id83970 http://russianplanes.net/id83969 http://russianplanes.net/id83967
« Последнее редактирование: Ноября 01, 2015, 09:43:32 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #18 : Октября 25, 2015, 08:09:48 am »

Фронтовой бомбардировщик Су-24М с СВП-24, ботовой номер 25 белый, зав. № 0615325, регистр. № ВВС России RF-90933 из Шагола на празднике 100-летия ВВС в Екатеринбурге, авг. 2012 г.:

http://forums.airforce.ru/matchast/3296-seriinye-i-formulyarnye-zavodskie-nomera-su-24-a-8/


http://otvaga2004.ru/fotoreportazhi/voyennye-parady/100-let-vvs-prodolzhenie/
« Последнее редактирование: Ноября 01, 2015, 09:44:32 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #19 : Октября 26, 2015, 09:27:41 pm »

упорно используют бомбы М54?
Утилизируют старые запасы. Так лучше? Новая. :)


В Сирии Су-24М (с СВП-24) RF-90981 поменяли бортовой номер.
08.10.2015.:


22.10.2015:

С сайта МО РФ.
h ttp://мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/photo/gallery.htm?id=25501@cmsPhotoGallery
h ttp://мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/photo/gallery.htm?id=25755@cmsPhotoGallery
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2015, 08:58:47 am от Rotor15 »
Записан

foxhound

  • Гость
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #20 : Октября 27, 2015, 09:04:35 am »

Так лучше?
Это не лучше и не хуже. Это правильно.
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #21 : Октября 31, 2015, 04:22:49 pm »

ОКР «Метроном» - модернизация Су-24М по варианту ЗАО «Гефест и Т».

Липецкий Су-24М с СВП-24 (ОКР «Метроном»), б/н 40 красный, ВВС России RF-92245:


В 1992 г. на базе Экспериментального машиностроительного завода имени В.М.Мясищева было создано ЗАО «Гефест и Т». В советское время завод занимался космическими программами, в частности – орбитальным кораблем-космопланом «Буран». Одним из направлений деятельности завода был объективный контроль. После распада СССР в ЗАО «Гефест и Т» стали продолжать работы в этом направлении. И вскоре ЗАО «Гефест и Т» было поручено создание системы объективного контроля на базе их задела. В то время ими были разработаны основные принципы адаптивной системы применения и управления оружием.

В 1996 г. предприятию было поручено модернизировать бортовое и наземное оборудование Су-24М. В процессе этой работы стало понятно, что причина недостаточной эффективности применения вооружения не та, что предполагалась. Проблема оказалась в том, что для применения неуправляемого оружия надо было знать начальные условия применения. А это в силу разных причин не самолёте обеспечивалось. В ЗАО «Гефест и Т» пошли по пути решения этой проблемы. В результате для Су-24М была создана специализированная вычислительная подсистема СВП-24, которая позволила за счёт модернизации получили новые боевые возможности Су-24М, расширив область его применения, придав новые возможности при атаках, включая свободное маневрирование, обеспечив точность применения неуправляемого и управляемого вооружения.

Новая подсистема СВП-24 позволяет наносить точечные бомбовые удары в сложных метеоусловиях по наземным целям. Она состоит из комплекса бортового оборудования и наземного автоматизированного комплекса подготовки и контроля полетных заданий, связанных единым специальным программным обеспечением. В СВП-24 реализована комплексная обработка информации с учетом большого количества факторов, влияющих на точность навигации и боевого применения, особенно - при маневрировании самолета, высокая производительность и надежность оборудования, а также использование электронной карты местности.

Кроме того, экипаж Су-24М получил возможность автоматизированного обмена данными с другими самолетами, а наземный пункт управления – возможности  автоматизированного управления, включая перенацеливание ударных групп в реальном масштабе времени.

Директор ЗАО «Гефест и Т» Александр Панин (2013 г.):
«Нами и была придумана система, которая позволяет сухопутному лейтенанту давать автоматизированное целеуказание, используя наземный вычислитель и радиостанцию через бортовые вычислители на прицельные устройства экипажа в кабине самолета. И теперь не надо отправлять в каждое подразделение специально обученного авианаводчика.

Кроме того, СВП-24 расширяет спектр доступных летчикам тактических приемов при поиске цели, выходе на цель, прицеливании и нанесении воздушных ударов. Использование нового прицельно-навигационного комплекса позволяет производить бомбометание со свободного маневра, не входя в зону поражения средств вражеской объектовой ПВО. В ходе боевого применения
(08.08.08.) СВП-24 «Гефест» подтвердил все заявленные параметры. В частности, точность нанесения авиаударов Су-24М и Ту-22М3, а также надежность функционирования прицельно-навигационного комплекса СВП-24 удалось улучшить более чем в 3 раз».

История создания.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) по модернизации оборудования Су-24М (шифр «Метроном») осуществлялись по договору № 61006 от 03.04.1996 г., заключённому между Минобороны России (Заказчик) и ЗАО «Гефест и Т». Цена договора в ценах 1996 г. составила 11,7 млдр. руб.

Отработка нового бортового оборудования велась на базе ЦБП и ПЛС в Липецке с 1998 г., что также было необычно. Традиционно новая техника проходила сначала испытания в Ахтубинске. Вариант с Липецком возник не от хорошей жизни — разработчик просто не располагал средствами на натурное моделирование. В ходе работ были модернизированы борта №№ 40, 44, 45. Самолеты Су-24М из боевого состава Липецкого авиацентра не выводились (новых самолетов, естественно, никто не предоставил).

Изначально в параллель с БЦВМ «Орбита-10» подключался новый блок обработки и формирования информации. На этом этапе проводилась проверка правильности построения алгоритмов обработки данных. Следующим шагом стало исключение из контура системы штатной БЦВМ, в дальнейшем глубина модернизации БРЭО увеличилась. В ходе испытаний не только совершенствовалось программное обеспечение, но приходилось выполнять, казалось бы, не связанные с темой задания. В частности, уточнили баллистику бомб. Снятие баллистических характеристик проводилось на равнинных полигонах, а экипажи из Липецка работали не только на равнине, но и по горному полигону, где бомбы ложились кучно, но с перелетом от цели - иная баллистика в разряженной атмосфере. Поскольку денег на подобные исследования выделено не было, то работу совместили с выполнением Липецким авиацентром учебно-боевых заданий.

Окончательно структура новой подсистемы СВП-24 для самолета Су-24М сформировалась в 2000 г. при непосредственном участии специалистов Липецкого авиацентра. Тогда же было принято решение о проведении специальных совместных испытаний модернизированных самолетов Су-24М (МК) с СВП-24, но...

В 1999 г. интерес к модернизации Су-24МК проявили ВВС Алжира. Под Алжир проходил испытания Су-24М с неполным комплексом СВП-24, так как здесь главным подрядчиком выступил уже разработчик самолета. Результаты испытаний более чем удовлетворили ВВС Алжира. С 2001 г. началась эксплуатация доработанных Су-24МК в ВВС этой страны. Алжир получил самолеты с новой версией программного обеспечения (ПО), поэтому эксплуатацию сопровождали представители ЗАО «Гефест и Т». Алжирский заказ стимулировал интерес ОКБ П.О.Сухого к модернизации Су-24М — начались работы по новой ОКР «Гусар», которая привела к появлению Су-24М2. Модернизация свелась к обновлению бортового радиоэлектронного оборудования (не без использования наработок ЗАО «Гефест и Т», хотя ВВС настаивали на использовании СВП-24 в полном объеме). В результате интриг в 2002 г. финансирование варианта доработки, предложенного ЗАО «Гефест и Т», прекратили. Самолет Су-24М2 же получил хороший PR, хотя добиться запланированного повышения его боевой эффективности не удалось.

Невзирая на прекращение государственного финансирования, отработка Су-24М «Гефест» (так самолет называли в войсках) продолжалась.

В 2004 и 2005 гг. липецкие «Гефесты» блестяще отработали на учениях стран СНГ «Рубеж», в то время как дела у конкурента шли отнюдь не блестяще. По результатам учений 2004 г. (и более ранних) ВВС провели анализ Су-24М с СВП-24 в опытной эксплуатации, а в начале 2005 г. оборудование СВП-24 рекомендовали к принятию на снабжение ВВС РФ. В декабре 2005 г. появился утвержденный Главкомом ВВС Акт, в котором говорилось о невозможности начала эксплуатации в ближайшее время модернизированных самолетов Су-24М2 и рекомендовалось доработать 4-5 самолетов Су-24М СВП-24. Министр обороны С.Б.Иванов публично заявил о модернизации Су-24М по варианту «Гефеста» (ОКР «Метроном»), однако в конце 2005 г. был заключен контракт на модернизацию порядка 30 самолетов в вариант Су-24М2 (ОКР «Гусар»).

Результаты выполненной ЗАО «Гефест и Т» работы были подтверждены:
- Актом государственных наземных испытаний № 4/102105-012, утвержденным 29.08.2002. командиром в/части 15650 (ГЛИЦ ВВС);
- Актом Специальных совместных летных испытаний № 14/101202-018, утвержденным 22.09.2004. командиром в/части 15650;
- Актом материально-технической приёмки опытного образца изделия от 18.11.2004.;
- Актом комиссии от 20.12.2004. по результатам опытной эксплуатации специализированной вычислительной подсистемы СВП-24, установленной на самолетах Су-24М 4 ЦБП и ПЛС, утвержденным Главнокомандующим Военно-Воздушными силами 19.02.2005.;
- Актом государственных наземных испытаний опытного образца специализированной вычислительной подсистемы самолета Су-24М СВП-24 от 15.03.2005., утвержденным решением от 17.03.2005. № 24/3-05 (приложение № 19 и 20), согласно которому перечень работ, определенный ведомостью исполнения к Договору от 03.04.1996. № 61006 выполнен полностью. Опытное изделие СВП-24 и его составные части рекомендованы для принятия на снабжение и постановки на серийное производство;
- Письмом Главнокомандующего Военно-Воздушными силами от 16.12.2005. № 672/193, которым он рекомендует использовать результаты ОКР «Метроном»;
- Письмом Начальника авиации - заместителя Главнокомандующего Военно-Воздушными силами от 10.02.2006. № 675/448, в котором он также ставит вопрос о дооборудовании самолетов по технологии «Метроном»;
- Письмами Главнокомандующего Военно-Воздушными силами в адрес начальника ГШ ВС РФ - Первого заместителя МО РФ от 10.02.2006. № 672/32 и от 08.07.2006., № 672/158, подтверждающими выполнение работ ОКР «Метроном» в полном объеме и прохождение всех необходимых процедур для реализации результатов по указанной технологии.

Липецкие фронтовые бомбардировщики Су-24М б/н 40, 44, 45 с СВП-24 (ОКР «Метроном»), 2005 г.:

Фото: Nazar.

Таким образом, в конце 2005 г. Минобороны России начало склоняться к варианту модернизации фронтовых бомбардировщиков Су-24М по программе Су-24М2, предложенной ОАО «Компания Сухой» (ОКР «Гусар») и приняло решение не оплачивать ЗАО «Гефест и Т» проведенную работу. В связи с этим, в 2006-2007 гг. между заказчиком и исполнителем данной ОКР прошел ряд судебных разбирательств, основным предметом которых было взыскание с Минобороны стоимости выполненных работ. По итогам рассмотрения дел, судом были приняты решения о взыскании в пользу ЗАО «Гефест и Т» 39 и 43 млн. руб. за выполненные, но не оплаченные, этапы работ.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2007. было подтверждено, что к тому моменту было оборудовано опытными образцами СВП-24 три самолета Су-24М. В конце 2007 г. была выполнена институтами Минобороны сравнительная оценка двух программ модернизации. В результате установлены лучшие характеристики результатов ОКР «Метроном» по отношению к аналогичной ОКР «Гусар». При этом стоимость ОКР «Метроном» была более чем в 3 раза ниже ОКР «Гусар», оплаченной Заказчиком. По ОКР «Метроном» было оплачено 108,7 млн.руб., а по ОКР «Гусар» - 371,8 млн. руб. Несмотря на это в 2007-2009 гг. серийная модернизация Су-24М проводилась по обеим программам.

Серийная модернизации Су-24М по программе ЗАО «Гефест и Т» – доработка по бюллетеню № 102.8.4.2204.34 (126.007-БУ/БЭ).

Первый конкурс на сайте Госзакупок был объявлен 23 июля 2008 г. и предполагал ремонт 11 базирующихся в Морозовске бомбардировщиков в течение 2008-2009 гг. Стоимость работ составила 42 млн. руб., то есть 3,8 млн. за один самолет. Второй аукцион был объявлен 15 апреля 2010 г. и предполагал доработку по этому же бюллетеню 2 самолетов Су-24 (по одному в Липецке и Морозовске). Работы были оценены в 7,1 млн. руб., то есть чуть более 3,5 млн. руб. за один борт.

Состав одного комплекта АТИ (авиационно-технического имущества) для модернизации:
• комплекс бортового оборудования КБО СВП-24, включающий в себя:
    - устройство ввода-вывода малогабаритное программируемое УВВ-МП;
    - систему радионавигационная специализированная СРНС-24;
    - блок обработки видеосигнала «Обзор-РВБ-Т»;
    - коллиматорный авиационный индикатор КАИ-24;
    - спецвычислитель бортовой СВ-24;
    - индикатор ОР4-ТМ;
    - накопитель бортовой твердотельный с сервисным программным обеспечением ТБН-К-2);
• одиночный ЗИП КБО СВП-24,
• имущество для установки КБО СВП-24 на борт,
• имущество для подключения КБО СВП-24 на борту (комплект жгутов КБО СВП-24).

Буклет по модернизации Су-24М (Су-24МК):









Комплекс СВП-24 принят на вооружение в октябре 2008 г.

СВП-24 состоит из комплекса бортового оборудования (КБО СВП-24) и наземного комплекса подготовки и контроля полетных заданий (НКПиК).

В состав НКПиК входят:
-   автоматизированная система эксплуатационного контроля АСЭК-24;
-   автоматизированная система подготовки полетных данных АСППД-24.

СВП-24 можно устанавливать на самолёты L-39, МиГ-27, Су-24М, Ту-22М3, вертолёты типа Ка-50/52. При модернизации Су-24М облик самолета и оборудование кабины не меняется. Замене подлежат лишь блоки прицельно-навигационного комплекса, причем новые блоки выполняются в меньшей размерности, но с теми же самыми посадочными местами и разъемами, что позволяет выполнять доработку самолетов в строевых частях силами ТЭЧ.

Продолжительность модернизации одного самолета Су-24М под установку бортового оборудования СВП-24, развертывание модулей АСЭК-24 и АСППД-24 составляет 10-14 дней. Доработка звена самолетов Су-24М (МК) может быть выполнена за 20 - 25 дней при организации работ параллельно на нескольких самолетах комплексной бригадой из 3 - 5 специалистов разработчика и десяти специалистов ТЭЧ. Комплект модернизированных средств наземного обслуживания обеспечивает эксплуатацию штатных и модернизированных самолетов. Масса бортового оборудования самолета уменьшается на 127 кг, объем бортового оборудования уменьшается на 179 дм3, потребляемая мощность снижается на 1000 ВА, новое оборудование не требует охлаждения обдувом.

С октября 2008 г. совместным решением Главного командования ВВС, управлением заказов и поставок авиатехники и вооружения ОАО «Туполев» и ЗАО «Гефест и Т» проведена модернизация оборудования самолета Ту-22М3 по технологии самолета Су-24М путем модификации СВП-24.

В 2009 г. по результатам оценки боевого применения модернизированных самолетов Су-24М в ходе Пятидневной войны (08.08.08.), Министерство обороны России приняло решение отказаться от дальнейшей модернизации бомбардировщиков Су-24М по варианту Су-24М2 разработки ОАО «Компания Сухой» (ОКР «Гусар») и продолжило модернизацию Су-24М по варианту ЗАО «Гефест и Т» (ОКР «Метроном»). К 2012 г. модернизированные самолеты Су-24М по варианту ЗАО «Гефест и Т» находились на вооружении частей ВВС трех военных округов России - Центрального, Западного и Южного военных округов (Челябинск, Морозовск, Липецк). Модернизация Су-24М по варианту ЗАО «Гефест и Т» производится как в строю, так и на авиаремонтных заводах.

СВП-24 на МАКС-2005 и МАКС-2007:


Кабина Су-24М с СВП-24, МАКС-2009:


Источники:
http://alexeyvvo.livejournal.com/14250.html
http://инжипром.рф/index.php/new-edition/195-gefest
http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/AiKOut10/Su24SVP/Su24SVP002.htm
http://forums.eagle.ru/showthread.php?p=1053595
« Последнее редактирование: Ноября 01, 2015, 09:47:40 am от Rotor15 »
Записан

foxhound

  • Гость
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #22 : Октября 31, 2015, 04:30:18 pm »

Я не уверен, что это именно Су-24М, но всё равно очень красиво
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #23 : Октября 31, 2015, 07:13:53 pm »

Липецкие (4 ЦБП и ПЛС) фронтовые бомбардировщики Су-24М б/н 40, 44, 45 с СВП-24 (ОКР «Метроном»), «Рубеж-2004», Кант, июль-август 2004 г.:

http://forums.airforce.ru/sovremennost/271-kant-rubezh-2004-a/
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512
Re: Су-24М - фронтовой бомбардировщик
« Ответ #24 : Октября 31, 2015, 07:35:34 pm »

Фронтовой бомбардировщик Су-24М с СВП-24 (ОКР «Метроном») б/н 44 красный из состава 4 ЦБП и ПЛС, МАКС-2009, Жуковский:






http://igor113.livejournal.com/37906.html
Записан
Страницы: [1] 2 3 ... 7   Вверх