Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: КБСМ (МАЦКБ, ЦКБ-34)  (Прочитано 477 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вадим Степанов

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2027
    • РОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
КБСМ (МАЦКБ, ЦКБ-34)
« : Июля 05, 2017, 12:52:59 am »


Историческая справка

  Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ) основано Постановлением ГОКО и приказом НКВ в марте 1945 года как Морское Артиллерийское Цент­ральное конструкторское бюро (МАЦКБ).
  В 1948 г. МАЦКБ переименовано в ЦКБ-34, в 1966 в КБСМ.
  В 2002 г. согласно Указу Президента РФ КБСМ включено в «Концерн ПВО «Алмаз — Антей».
  Разработанные во второй половине сороковых и в пятидесятые годы артсистемы и командно-дальномерные посты по своим тактико-техническим данным превосходи­ ли иностранные образцы и длительное время эксплуатировались ВМФ страны.
  Со второй половины пятидесятых годов КБСМ переходит на проектирование технологического (в основном — стартового) оборудования ракетных комплексов для ПВО, ВМФ, РВСН и космических войск.
  Для Военно-Морского флота в 50­е годы разработаны и сданы в эксплуатацию первые в СССР пусковые установки для надводного и подводного старта стратегических ракет с подводных лодок, в те же годы создан первый зе­нитный ракетный комплекс со спаренной стартовой стабилизированной установкой и палубная установка из че­тырех контейнеров, соединенных в пакет для крейсеров типа «Грозный». Пусковыми установками для крылатых ракет разработки КБСМ были оснащены тяжелые крейсера типа «Киров» и подводные лодки.
  КБСМ принимает участие в работах по созданию МБР морского базирования, выполняя проектные и экс­периментальные работы. Предприятием созданы пусковые установки для комплекса «Club-N» для оснащения фрегатов, построенных на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге для ВМФ Индии.
  Для Ракетных войск стратегического назначения пред­ приятием разработаны и приняты в эксплуатацию сем­надцать боевых стартовых комплексов (БСК) с высоко-защищенными пусковыми установками. При создании ука­занных комплексов был выполнен большой объем фун­даментальных и прикладных научно-исследовательских работ. Особо следует отметить сданный в 1989 г. в эксплуатацию стартовый комплекс для тяжелой ракеты 15А18М «Воевода» (по классификации НАТО — «Сатана») и боевой железнодорожный стартовый комплекс с ракетой 15Ж61 «Скальпель», принятый в 1989 г. на вооружение.
  Во второй половине 90­х годов КБСМ по ресурсосберегающей технологии создает шахтную пусковую установку для ракеты «Тополь-М». В 2000 г. комплекс принят на вооружение.
  Для обеспечения охраны стартовых комплексов РВСН предприятие с 1975 г. по настоящее время ведет разработку и изготовление систем охраны и обороны.
  Для космических войск КБСМ разработало технологическое оборудование для сборки системы Энергия-Буран, железнодорожный вагон для транспортировки космических спутников (тема «Лиана»). В 2014 г. в Плесецке сдана в эксплуатацию кабель-заправочная башня комплекса «Ангара».
  С 50­х годов предприятие постоянно разрабатывает оптические и радиотелескопы для исследования космоса и обеспечения связи с космическими аппаратами. КБСМ были соз­даны десятки различных по назначению (стационарных, под­вижных, перевозимых и мобильных, корабельных) антенных установок, прецизионные опорно-поворотные устройства для оптических телескопов и оптико-электронных систем контроля околоземного пространства. Среди них — крупнейший в мире 70-­метровый радиотелескоп и самый крупный в мире 6-­ти метровый оптический телескоп.
  КБСМ принимало и принимает участие в националь­ных и международных космических программах, таких как «Восток», «Союз», «Мир», «Вега», «Венера», «Морской старт», «Днепр» и других.
  С 1956 года предприятие разрабатывает пусковые установки и наземное технологическое оборудование (за­ряжающие, транспортно-заряжающие машины) для зенитного управляемого оружия войск ПВО. Комплексы С-75, С-125, С-200, С-300 ПМУ получили всемирное признание и находятся на вооружении во многих странах мира. В на­ стоящее время ведется серийное производство модернизированной зенитной ракетной системы «Печора-2М».
  В последние годы для войск ПВО предприятием разра­ботаны пусковая установка для системы «Триумф», а также оборудование для антенных систем РЛС.
  По заказу Штаба Тыла ВС РФ КБСМ разработало же­лезнодорожный поезд тылового обеспечения.
  Кроме оборонных заказов предприятие выполняет работы по договорам с ОАО «РЖД» (железнодорожные краны грузоподъемностью 80 т и 150 т). По договорам с концерном «Росэнергоатом» созданы металлобетонные контейнеры для длительного хранения и транспортировки отработавшего ядерного топлива атомных электростан­ций (Ленинградской, Курской, Смоленской и др.) и энерге­тических установок атомных подводных лодок, надводных кораблей ВМФ и судов ледокольного флота.
  В интересах Горэлектротранса КБСМ разработало, изготовило ряд систем телемеханического управления и контроля, а также унифицированный герметизирован­ ный электропривод управления трамвайной стрелкой.
  Предприятие награждено орденами: Ленина — 1947 г., Трудового Красного Знамени — 1969 г., Октябрьской Ре­волюции — 1976 г.
  Более 2000 специалистов награждены орденами и медалями, трем Главным конструкторам присвоено звание Героя социалистического труда, семерым спе­циалистам присуждены Ленинские премии, пяти сотруд­никам – Лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники, более шестидесяти сотрудников — ла­уреаты Государственной премии и премии правитель­ства РФ.
  Высокий научно-технический и кадровый потенциал Конструкторского бюро специального машиностроения позволяют ему и в настоящее время успешно решать на высоком уровне сложнейшие задачи, как по своим основным оборонным тематическим направлениям, так и по созданию продукции гражданского назначения.

Создание предприятия

  Приказом народного комиссара вооружения Союза ССР № 110 от 21 марта 1945 г. Д. Ф. Устинова определено «организовать в системе Наркомата Вооружения. Морское Артиллерийское Центральное Конструкторское бюро (МА ЦКБ), возложив на него конструирование морской корабельной
и береговой артиллерии».
  Кадровую основу вновь создаваемого Центрального конструкторского бюро составили конструкторы конструкторского бюро завода «Большевик» и Металлического завода, эвакуированные из Ленинграда в Сталинград на завод «Баррикада».
  В сентябре 1942 года конструкторы из Ленинграда были эвакуированы в г. Юргу, где в это время начал работать Машиностроительный завод.
  В конце 1942 г. Постановлением Государственного комитета обороны было создано Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), которое возглавил известный ученый и артиллерийский конструктор В. Г. Грабин. Размещалось ЦАКБ под Москвой. Было принято решение о включении в состав ЦАКБ эвакуированных из Ленинграда конструкторов.
  Первым заместителем В. Г. Грабина был назначен И. И. Иванов.
  Илья Иванович Иванов (1899–1967) — создатель МАЦКБ, известный конструктор и ученый в области артиллерии, генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Действительный член Академии артиллерийских наук. С 1937 г. — начальник и главный конструктор конструкторского
бюро завода «Большевик», с 1939 г. — главный конструктор завода «Баррикада» в Сталинграде. Под его руководством создано много образцов артиллерийского вооружения. Вел большую научно-педагогическую работу. Профессор, заслуженный деятель науки и техники. Герой
социалистического труда, дважды лауреат Государственной Сталинской премии.
  В 1944 году, после снятия блокады Ленинграда, было принято решение о возвращении в Ленинград сотрудников конструкторских бюро Обуховского и Металлического заводов.
  Перевезенное из Москвы вновь созданное Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (МАЦКБ) разместили на Боровой ул. 34.
  В Ленинград вернулось 262 человека во главе с И. И. Ивановым. Были образованы четыре конструкторских бюро.
  Первое КБ — по разработке палубных артиллерийских систем — начальник Е. Г. Рудяк.
  Второе КБ — по разработке башенных артиллерийских установок — начальник Д. Е. Брилль.
  Третье КБ — по разработке береговых артиллерийских систем — начальник А. Г. Гаврилов.
  Четвертое КБ — по разработке башенных артиллерийских установок среднего калибра — начальник А. А. Флоренский.
  Задачи, поставленные перед предприятием так велики, что на правительственном уровне решается вопрос увеличения кадрового состава, и уже в конце 1947 года численность МАЦКБ — 900 человек.
  За время работы по артиллерийской тематике предприятием созданы:
- 100 мм 2‑х орудийная стабилизированная палубно-башенная установка (СМ-5);
- 130 мм 2‑х орудийная палубно-башенная установка (СМ-2);
- 305 мм 3‑х орудийная башенная установка для тяжелого крейсера (СМ-31);
-  305 мм 3‑х орудийная береговая башенная установка (СМ-43).
  Для надводных кораблей МАЦКБ разработало около десяти мощных (калибр 45 и 57 мм) автоматических зенитных установок.
  Одновременно с артиллерийскими системами предприятие разрабатывает командно-дальномерные посты (СМ-18, СМ-34 и др.).
  Работы по артиллерийской тематике были высоко оценены, и в 1947 году предприятие было награждено орденом Ленина.
  К концу 50‑х годов предприятие полностью перешло на ракетную тематику.

КБСМ для войск ПВО

  В 1953 г. вышло Постановление правительства «О создании передвижных систем управляемого зенитного оружия для борьбы с авиацией противника». Этим Постановлением ставилась задача создания комплекса, предназначенного для поражения целей, летящих со скоростью до 1500 км/ч, на высотах от 3 до 22 км, с ракетой массой не более двух тонн.
  Разработка пусковых установок для этой ЗРС С-75 была поручена КБ-3 под руководством главного конструктора Б. С. Коробова. Серийные образцы этих ПУ получили индексы СМ-63‑II, а после модернизации в 1958–1959 гг. под новые более совершенные ракеты — индекс СМ-90.
  1 мая 1960 г. в небе над Свердловском ракетой комплекса С-75 «Десна» СПУ СМ-63‑II на высоте более 20 тыс. метров был сбит американский разведчик «Локхид» У-2, который вел съемку объектов производства оружейного плутония в районе Челябинской области.
  Постановлением СМ СССР от 1956 г. предусматривалось создание нового зенитного комплекса С-125 для стрельбы ракетами по низколетящим целям. В состав ЗРС входили 4 пусковые установки. Их проектирование в ЦКБ-34 также поручили коллективу КБ-3, главный конструктор Б. С. Коробов.
  ПУ разрабатывалась на базе опыта создания ПУ СМ-63‑II, но под 2 ракеты. Эти ПУ после принятия на вооружение в 1961 г. получили индекс 5П71.
  Модернизированная ПУ под 4 ракеты получила индекс 5П73.
  Пусковые установки СМ-90, 5П71, 5П73, также как и СМ-63‑II, в течение 20 лет изготавливались нашей промышленностью крупными сериями, экспортировались во многие страны мира и прошли боевые испытания во многих военных конфликтах, показав при этом исключительно высокие боевые и эксплуатационные качества.
  В создании этих ПУ принимали участие и внесли большой вклад ведущие специалисты КБ-3 ЦКБ-34:
- начальники отделов В. П. Кузнецов, С. А. Армосов, В. Е. Дьячков;
- конструкторы В. П. Бисеров, И. Н. Князев, С. М. Красильщиков, С. Д. Казарин, М. Е. Дорфман, А. С. Емельянов, Е. В. Гасич, А. И. Петров, А. Г. Амунов, В. Н. Денисов, А. Л. Заяц, Ю. А. Бердинских.
  Главный конструктор пусковых установок Б. С. Коробов в 1973 г. за вклад в создание ПУ 5П71 и 5П73 был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
  Весной 1958 г. завершались работы по созданию ЗРС для поражения целей на ближних подступах — нескольких десятков километров; уже развернуто серийное производство ЗРС С-75, промышленность наращивает изготовление агрегатов и систем ЗРС С-125.
  Пришло время приступить к решению новой задачи — созданию системы поражения целей на больших дальностях — «длинной руки». Ее необходимость, помимо военно-тактических, диктовались экономическими соображениями. Только такие системы позволяли при сравнительно ограниченном их количестве обеспечить противовоздушную оборону больших территорий. Будущей системе был присвоен индекс С-200.
  Коллективу КБ-4 (главный конструктор Б. Г. Бочков, а с 1970 г. — А. Ф. Уткин) поручили работу по созданию комплекса наземного оборудования стартовой и технической позиций под ракету 5В21, а также технологического потока по подготовке ракет и схем стартовой и технической позиций.
  Были разработаны, изготовлены и сданы на вооружение пусковые установки 5П72, 5П72Б, 5П72В, заряжающая машина 5Ю24, автопоезд 5Т53 (5Т53М), траспортно- перегрузочные машины 5Т83 (5Т83М), транспортно-заряжающие машины 5Т82 (5Т82М), механизированный стеллаж 5Я83 и другие.
  ЗРС С-200 «Ангара» был принят на вооружение в 1967 г. На базе ЗРС С-200А был разработан и принят на вооружение в 1969 г. ЗРС С-200В («Вега») с улучшенными характеристиками по дальности обнаружения и поражения самолетов противника, оснащенный ракетами 5В21В и 5В28.
  Ракета 5В28 представляла глубокую модернизацию ракеты 5В21, которая позволила значительно расширить зону поражения воздушных целей по дальности — до 240 км, высоте — от 0,3 до 35 км, скорости цели до 3500 км/ч.
  В 1969 г. в связи с успешным завершением работ по теме «Ангара» (ЗРС С-200А) большой группе сотрудников  КБ-4 и других подразделений ЦКБ-34 в Свердловском зале Кремля были вручены награды. Среди награжденных: Б. Г. Бочков, А. Ф. Уткин, Ю. Д. Колесников, А. Д. Ларин, Н. А. Анухин, В. А. Бибишев, А. Я. Голованов, Ю. Р. Волковысский, П. И. Кожин, З. Р. Хойхин, А. Н. Петухов, Г. П. Петров, В. Н. Морозов, Г. Д. Задонский, Б. И. Перельман, В. А. Самойлов, Я. М. Гурджи, Г. Л. Бляхер, В. И. Киселев, О. А. Бегунова, К. В. Избинская, Т. Е. Топоркова, Н. М. Романенко, А. В. Фролов, И. Л. Кисляков, Г.Н. Савельев, В. П. Бисеров, Э. Г. Цеханович, В. Б. Березницкий, В. В. Чинарев, А. Е. Лагуткин и др.
  В 1980 г. вновь образованному в КБСМ комплексу КК‑7, приказом по предприятию были переданы все работы по созданию ПВО из КБ-3 и КБ-4 (КК-4). С начала 1980 г. под руководством Главного конструктора КК-7 Н. А. Трофимова продолжились работы по пусковым установкам СМ-90 (М), 5П71, 5П73 зенитных ракетных систем С-75, С-125, а с 1981 г. в КК-7 были развернуты работы по созданию стартовой 5Ж51Д и технической 5Ж51Д позиций, пусковой установки 5П72Д и другого оборудования системы С-200Д («Дубна») большой дальности с улучшенными ТТХ.
  Головные предприятия-разработчики системы С-200Д ЦКБ «Алмаз» (Москва) и МКБ «Факел» (Москва) ввели модифицированную ракету 5П28М с большой дальностью и возможностью стрельбы по удаляющимся целям, «вдогон», а также работы в условиях активных помех.
  В целом, создание системы С-200 позволило войскам ПВО страны достичь качественно нового уровня и стало одним из главных факторов, заставивших изменить тактику воздушных операций, что наглядно продемонстрировали военные конфликты 1970–1980 гг.
  В начале 1980 г. на базе системы С-200 был разработан экспортный вариант системы — система С-200ВМЭ, которая была поставлена в ГДР, КНДР, Сирию, Ливию и Иран.
  Первое успешное применение системы С-200ВМЭ по реальному воздушному противнику состоялось в Ливии, после того, как в марте 1986 г. три американских штурмовика с авианосца «Саратога» нарушили воздушную границу этой страны. Боевой расчет системы С-200ВМЭ получил команду на поражение самолетов-нарушителей, что и было блестяще им исполнено. Все три штурмовика были уничтожены одиночными ракетами, запущенными
с ПУ разработки КБСМ. Таким образом, высокая эффективность системы была подтверждена в реальных условиях боевого применения.
  В КК-7 проводились работы по модернизации и по созданию экспортных вариантов комплекса С-125, разработанного в КБ-3 (главный конструктор Б. С. Коробов).
  Экспортные модификации комплекса С-125 получили обозначение «Печора». Неоднократные модернизации комплекса по результатам эксплуатации и боевого применения, введение новых модификаций ракет расширили боевые возможности ЗРС и, по признанию зарубежных специалистов, сделали его для своего времени лучшим мировым образцом среди систем ПВО данного класса.
  В 1971 г. был создан экспортный вариант С-125 «Печора», а в 1973 г. — ЗРС С-125М «Печора-М». Для этих модификаций в КБСМ разрабатывалась комплексная эксплуатационно-техническая документация на ракетные батареи, которой присваивались индексы СМ-РБ — «Печора» и СМ-РБ-125М «Печора-М».
  В 1998 г. коллективом КК-7 под руководством главного конструктора А. В. Пантелеева начаты работы по очередной модернизации ЗРК «Печора» в составе которой в 2001 г. была создана самоходная ПУ 5П73–2М (на базе перевозимой ПУ 5П73) и транспортно-заряжающая машина ПР-14–2М.
  Всего Советский Союз экспортировал свыше 400 ЗРС «Печора», которые состоят на вооружении 35 иностранных государств, поэтому глубокая модернизация ЗРС «Печора» до уровня ЗРС «Печора-2М» стала для КБСМ важной работой в целях обеспечения экспортной программы.
  Специалистами КК-7, совместно с другими разработчиками ЗРС, была разработана новая концепция модернизации ЗРС «Печора», которая значительно повысила живучесть ЗРС в условиях боевого применения.
  Новая концепция стартовой батареи — это самоходные ПУ 5П73–2М, смонтированные на шасси высокой проходимости МЗКТ-8021, имеющие новые средства автономного электроснабжения, оборудование связи и гидромеханическую систему полуавтоматического горизонтирования с  электромеханическими домкратами. СПУ обеспечивает минимальное время развертывания на неподготовленной в инженерном отношении стартовой позиции. СПУ в походном режиме транспортируется вместе с ракетами, что значительно упрощает ее подготовку к боевой работе с марша.
  Творческий вклад в создание СПУ и ТЗМ внесли: А. В. Пантелеев, С. А. Яковлев, П. П. Колесников, Р. Ж. Беюсов, Л. К. Коснарев, Г. А. Топорков, В. М. Андреев, Г. П. Петров, Т. А. Федорова, Н. М. Данилов, В. И. Прокопчук, Г. И. Ермолин, Э. Л. Баранов, В. М. Данелия, Л. Б. Голубев, Г. И. Творонович, А. А. Иванов, А. Ф. Севагин, А. Е. Лагуткин и многие другие. Активную работу на объекте испытаний при отработке системы управления электроприводами
провели Б. В. Панкратов и В. Б. Чирков.
  За участие в создании мобильной ЗРС «Печора-2М» главный конструктор КК-7 А. В. Пантелеев удостоен премии РФ «Золотая идея».
  Еще до сдачи на вооружение системы С-200, в 1965 г. перед головными разработчиками была поставлена задача подготовки предложения о создании универсальной (противосамолетной и противоракетной) системы управляемого ракетного оружия средней дальности для войск ПВО страны, сухопутных войск и кораблей ВМФ, способной поражать разнообразные средства воздушного нападения на всех высотах и иметь минимальное время развертывания в боевую готовность.
  На совещании у министра обороны было принято решение: для войск ПВО создавать систему С-300П, для ВМФ — С-300Ф, для сухопутных войск — С-300В.
  В соответствии с принятым распределением работ на КБСМ было возложено создание нескольких типов ПУ для ракеты 5В55. В 1969 г. были разработаны аванпроекты, а в 1970 г. — эскизные проекты:
- для системы С-300П — перевозимой установки на полуприцепе, самоходной — на колесном шасси и стационарной шахтной установке. На всех установках размещаются комплекты из 4 ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК);
- для системы С-300В — самоходной ПУ на шасси танка Кировского завода;
- для системы С-300Ф — корабельной ПУ с размещением боезапаса в погребах корабля в специальных барабанах.
  Из-за большой загрузки подразделений КБСМ заказами от РВСН, корабельный вариант С-300Ф и вариант ПУ на шасси танка для системы С-300В были переданы другим специализированным организациям, а шахтный вариант ПУ 5П852 не был востребован.
  КБСМ продолжило работу по перевозимым и самоходным ПУ для войск ПВО. Конструкторская документация пусковой установки 5П851 для систем С-300ПТ и С-300ПТ1 «Волхов-М6» разработана в 1971 г. коллективами КК-4 и ЭТК-5 под руководством главного конструктора А. Ф. Уткина.
ПУ 5П851 выполнена перевозимой на полуприцепе, буксируемом тягачом КрАЗ255В.
  Серийная ПУ получила индекс 5П851А. Работы по усовершенствованию системы С-300ПТ были продолжены после приема ее на вооружение в 1979 г. с ракетой 5В55К.
  Все дальнейшие модификации оборудования для систем ПВО (СПУ и ТЗМ) создавались в конструкторских комплексах КК-7 (1980–2006 гг.), КК-ПВО (2006–2010 гг.) — различные наименования комплексов в связи с реорганизационной структурной политикой предприятия, при непосредственном участии комплекса ЭТК-5, под руководством главных конструкторов в разные годы Н. А. Трофимова, В. А. Самойлова, А. В. Пантелеева, С. А. Яковлева, И. Л. Кислякова, О. С. Викторова, Л. Б. Голубева.
  С 2010 г. эти работы поручены вновь созданному на базе комплексов ПВО и ЭТК-5 конструкторскому комплексу № 3 под руководством начальника КК-3 и Главного конструктора А. В. Пантелеева.
  В процессе своего существования система С-300, в том числе и ПУ, неоднократно модернизировались с целью расширения их боевых возможностей и эксплуатационных качеств, причем на сегодняшний день эти возможности до конца не исчерпаны, работы по модификации и модернизации продолжаются и в настоящее время.
  Только в последние годы на модифицированных ПУ полностью заменена аппаратура управления электроприводом, с переводом ее на микропроцессорную технику, что позволило обеспечить высокую надежность работы аппаратуры, ее ремонтопригодность, упростило изготовление. Комплект новой аппаратуры установлен на серийно выпускаемых ПУ 5П85СМ2–01 и 5П85СЕ2, которые находятся на вооружении страны и поставляются на экспорт.
  Путем модернизации создано целое семейство систем: С-300ПТ, С-300ПТ1, С-300ПС, С-300ПМ, С-300ПМУ, С-300ПМУ-1, С-300ПМ-2 «Фаворит». Заложенная конструктивная схема ТПК, размещаемая на ПУ с вертикальным стартом ракет с опорой ТПК на грунт, выполнена по прорывным технологиям, по новейшим конструкторским решениям и применяется на всех модернизированных ПУ семейства систем С-300. Эта же схема реализована и на системах С-400, С-500.
  Трудно перечислить всех специалистов подразделений КБСМ, участвовавших с 1969 г. в создании пусковых установок и оборудования ЗРС С-300 и новейших образцов оборудования для тем ПВО и ПРО, по которым идут в настоящее время работы в КБСМ. Работы по созданию ПУ, оборудования, антенных постов, тем, направленных на укрепление обороноспособности нашей Родины продолжаются.
  Решаются сложнейшие технические задачи, присущие всем этапам создания новой техники специального назначения.
  Опыт и квалификация специалистов, работающих в КК-3, имеющиеся конструкторские наработки при разработке наземного оборудования в процессе создания четырех поколений зенитных ракетных систем для войск ПВО, а также творческий потенциал коллектива позволяют с уверенностью утверждать, что все стоящие перед конструкторским комплексом задачи будут успешно решены.

КБСМ для РВСН

Создание БСК и ТК для МБР среднего класса

  24 августа 1955 г. Правительством СССР принято Постановление «О создании ракеты РТ-20П (8К99)» (в зарубежной классификации «Железная дева»). Первая ступень ракеты — твердотопливная, вторая — ампулизированная жидкостная. Главный конструктор ракеты М. К. Янгель (КБ «Южное»).
  Работа по созданию комплекса с ракетой велась в двух вариантах. Основным вариантом являлся вариант размещения ракеты на шасси танка Т-10 разработки КБ-3 Ленинградского Кировского завода (главный конструктор Ж. Я. Котин). Для этого варианта КБ-4 КБСМ выполняло работы по разработке стартовой позиции, разработке программ испытания, проведение в испытаниях, разработке ЭП ПУ (главный конструктор КБ-4 КБСМ Б. Г. Бочков).
  Летные испытания комплекса проводились на Плесецком полигоне в октябре 1967 г. (технический руководитель испытаний от КБ «Южное» — В. С. Будник, председатель Межведомственной оперативной группы — МОГ от КБ-4 КБСМ — В. А. Башмаков).
  Всего на полигоне произведено 12 пусков ракет, после чего в октябре 1969 г. вышло Постановление СМ СССР о прекращении разработки комплекса с МБР РТ‑20П из‑за неготовности войск к эксплуатации комплекса, из‑за сложности его эксплуатации и отсутствия государственной программы по размещению комплекса на территории страны. Две самоходные ПУ с ракетой РТ-20П в ТПК прошли по Красной площади на военном параде в Москве 7 ноября 1969 г.
  КБ-4 КБСМ (главный конструктор Б. Г. Бочков) прорабатывал и вариант размещения ТПК с ракетой 8К99 в шахтном исполнении с люлькой и опорным кольцом. Эскизный проект ШПУ 15П799 был выпущен в 1966 г. Рабочая документация не выпускалась. Это были первые совместные работы КБ-4 КБСМ с КБ «Южное» и первый опыт создания шахтных пусковых установок.
  Начались новые страницы истории КБ-4. Коллектив, который с 1945 г. занимался разработкой морского артиллерийского вооружения, морских ракетных комплексов для надводных кораблей и подводных лодок (для крылатых ракет П-35, КСС, К-10П, «Аметист», П-120 и комплекса «Гранит»), зенитных ракетных комплексов С-200 «Ангара» и С-300П, включился в работы по созданию стратегических ракетных комплексов для РВСН в тесном сотрудничестве с КБ «Южное», ГУРВО, смежными предприятиями.
  В дальнейшем коллектив КБ «Южное» под руководством М. К. Янгеля, а с 1971 года В. Ф. Уткина и КК-4 КБСМ под руководством Б. Г. Бочкова, а с 1970 г. — А. Ф. Уткина, совместно с кооперацией соисполнителей по стартовым комплексам, создали порядка десяти проектов стратегических ракетных комплексов для РВСН, в том числе:
- МР-УР100 (15П015) с МБР 15А15 — принята на вооружение в 1975 г.;
- МР-УР100 (15П016) с МБР 15А16 — принята на вооружение в 1980 г.;
- Ракетный комплекс 15П011 с ракетой 15А11 — принята на вооружение в 1986 г.;
- Ракетный комплекс РТ-23УТТХ (15П060) с МБР 15Ж60 (в части головной роли по созданию БСК) — находился на боевом дежурстве с 1989 по 1999 гг.;
- Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) РТ-23УТТХ (15П961) с МБР 15Ж61 — принят на вооружение в 1989 г.;
- Ракетный комплекс РТ-23 (15П044) с МБР 15Ж44 — прошел натурную отработку с 1976 по 1983 г., на вооружение не принимался;
- Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) РТ-23 (15П952) с МБР 15Ж52 — прошел натурную отработку с 1979 по 1985 г., на вооружение не принимался.
  Нельзя не отметить, что шахтная пусковая установка для ракеты 15А15 в КБСМ впервые была создана по прорывной технологии, по конструкторским решениям, которые определили перспективу создания более совершенных комплексов, с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. В дальнейшем ШПУ для ракет 15А16, 15А11, 15Ж44, 15Ж60 выполнялись полностью промышленного, заводского изготовления. Защитное устройство (крыша) и силовой стакан с оборудованием изготавливались на заводах-изготовителях (ЗУ на Новокраматорском механическом заводе, а силовой стакан на Ждановском заводе тяжелого машиностроения), полностью оснащались необходимыми узлами, амортизацией, электрооборудованием, площадками обслуживаний, испытывались по программе ЗИ и в собранном виде транспортировались по железной дороге до места монтажа.
  Монтаж и сдача ШПУ для госиспытаний проводились в кратчайшие сроки.
  Особое место в работах КБСМ занимает создание единственного в мире и не имеющего аналогов в мировом ракетостроении боевого железнодорожного ракетного комплекса БЖРК 15П961.
  В декабре 1979 г. вышло постановление ЦК и СМ СССР, решение ВПК и приказ Министерства Общего Машиностроения о создании в СССР боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Причем в правительственных документах назначены и ответственные лица за создание ракетного комплекса — генеральный конструктор В. Ф. Уткин и стартового комплекса — главный конструктор А. Ф. Уткин.
  Головным министерством было определено Министерство Общего Машиностроения (министры С. А. Афанасьев, затем О. Д. Бакланов), головным предприятием по ракете 15Ж61 — КБ «Южное» (генеральный конструктор В. Ф. Уткин) и завод «ЮжМАШ» (директор завода А. М. Макаров, затем Л. Д. Кучма), головным предприятием по стартовому комплексу (БЖСК) — КБСМ (главный конструктор А. Ф. Уткин, начальник предприятия С. П. Ковалис, затем Н. А. Трофимов).
  Смежниками нашего предприятия по разработке БЖСК были десятки конструкторских бюро и заводов.
  Отработка и летные испытания БЖРК прошли на полигоне МО «Плесецк» (начальник полигона В. Л. Иванов, затем Г. А. Колесников, И. И. Олейник, начальник управления Л. И. Долинов). Государственную комиссию по испытаниям комплекса возглавлял генерал-полковник Г. Н. Малиновский.
  География создателей комплекса простиралась от Архангельска до Мариуполя (г. Жданов) с севера на юг и от Тирасполя до Кемерово с запада на восток. Тысячи специалистов, работая как единый коллектив, создавали БЖРК.
  Следует отметить, что взаимодействие представителей МО (ГУРВО, НИИ-4, полигона), КБ «Южное» и КБСМ было традиционно эффективным. Но дело создания БЖРК было совершенно новым. Для железнодорожного комплекса необходимо было решить множество проблемных вопросов:
- выдержит ли ж.-д. полотно нагрузки от старта баллистической ракеты;
- не опрокинутся ли вагоны при пуске от газодинамической струи, достаточна ли так называемая поперечная устойчивость ПУ при старте ракеты с ж.-д. колеи;
- как обеспечить требования по системе прицеливания;
- возможно ли обеспечить безопасную эксплуатацию комплекса;
- как обеспечить требуемую нагрузку на ось подвагонной тележки при движении;
- как повысить точность стрельбы, сократив время подъема ТПК заданной в ТЗ, в два раза;
- можно ли создать надежную многооперационную ПУ.
  В процессе создания БЖРК было выполнено большое количество научно-исследовательских и экспериментальных работ.
  18 января 1984 года был проведен первый успешный пуск ракеты 15Ж52. К этому времени были проведены испытания по нагружению ж.-д. полотна специальным стендом на полигоне КБСМ и путях МПС. Первая задача была решена — железнодорожный старт получил путевку в жизнь. Сразу после первого пуска было развернуто дальнейшее изготовление агрегатов под изделие 15Ж52, которые поступили в опытную эксплуатацию. Одновременно, на базе этих агрегатов начались работы по созданию комплекса под ракету 15Ж61 («Скальпель»). Предприятия-смежники модернизировали,  совершенствовали агрегаты 52 комплексов под улучшенные тактико-технические характеристики ракеты.
  Дружной совместной работой коллективы КБСМ, КБЮ, кооперации, ГУРВО и их представителей на предприятиях в процессе создания БЖРК под изделие 15Ж61 достигали нужных для комплекса технических результатов. Так, например, по просьбе Н. А. Пилюгина (НИИАП, Москва), более чем в два раза было сокращено время подъема контейнера с изделием в вертикальное положение за счет внедрения пороховой энергетики и турбонасосных агрегатов (ТНА). КБЮ ввело заклон изделия при старте, что позволило решить проблему устойчивости ПУ и избежать повреждения оборудования ПУ от струи маршевого двигателя.
  После первого успешного пуска изделия 15Ж61 в марте 1986 года, параллельно со СЛИ, проводились транспортные и специальные испытания («Сдвиг», «Сияние», «Гроза»), развернуты исследования прочности земляного полотна ж.-д. пути и другие работы.
  Огромнейшая, не имеющая аналогов в практике сдачи комплексов РВСН работа была завершена сдачей комплекса на вооружение в декабре 1989 г.
  3 декабря 1991 года подписан указ о присвоении Ленинских и Государственных премий за создание БЖРК. Среди лауреатов были ведущие специалисты многих предприятий страны. Среди сотрудников КБСМ звание лауреата Ленинской премии присвоено Э. Н. Кабанову, а лауреатами государственной премии стали В. М. Шафранов, С. Н. Сергеев, А. П. Кондратьев.
  Комплекс неоднократно демонстрировали высшим государственным деятелям нашей страны: первому президенту СССР М. С. Горбачеву в 1988 году в городе Днепропетровске на НПО «Южмашзавод», первому президенту РФ Б. Н. Ельцину в 1992 году на полигоне МО в г.Плесецке, в 2002 году президенту РФ В. В. Путину на полигоне в Плесецке.
  Создан и более 15 лет находился на вооружении уникальный, единственный в мире комплекс, не распознаваемый никакими средствами космической, воздушной и наземной разведок; комплекс, который в считанные минуты на любом участке железнодорожного пути мог быть переведен в состояние боевой готовности и поразить вероятного противника ракетами с заданной точностью попадания. Комплекс, за создание которого ни советское, ни российское правительство из‑за развала СССР, из‑за ликвидации Минобщемаша не наградило правительственными наградами ни одного из многих тысяч создателей промышленности и Минобороны: конструкторов, изготовителей, испытателей.
  125 сотрудников ОАО «КБСМ» (в числе 2500 человек со всех предприятий участников создания БЖРК) были представлены к различным
 правительственным наградам. Главный конструктор БЖСК А. Ф. Уткин был представлен к званию Героя Социалистического труда. Но… «Минобщемаш», которому были представлены все наградные документы, прекратил свое существование, а КБ «Южное » — головное предприятие, занимающееся оформлением наград — оказалось в другой стране…
  Но прошло время. Комплекс БЖРК выполнил свою задачу сдерживания напряженности и в соответствии с договором ОСВ-2 был снят с боевого дежурства. Надежность комплекса была доказана временем. За более чем 15‑летнюю эксплуатацию БЖРК с ним на путях не произошло ни одного происшествия. И не было зафиксировано ни одного аварийного пуска ракеты при ЛКИ и во время пусков при эксплуатации.
  Начало августа 2006 года стало знаменательным для хорошо известного на Западе «Скальпеля» — так называют  ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) «Молодец» в странах НАТО — основы ударной мощи БЖРК. 4 августа состоялось торжественное открытие экспозиции БЖРК 15П961 в музее железнодорожной  техники на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге.
 Пусковой модуль в составе пусковой установки (ПУ), вагона обеспечения и пункта управления, вместе с тепловозом ДМ-62 стал у перрона Варшавского вокзала на вечную стоянку.
  А в сентябре 2006 г. из Перми в Брянск на «85 ремонтный завод МО» пришел последний пусковой модуль для ликвидации в соответствии с договором ОСВ-2.
  Не только шахтные пусковые установки и боевой железнодорожный ракетный комплекс создавали подразделения КБСМ для РВСН.
  Большую работу провели подразделения КБСМс 1993 г. по созданию энергоблока 15Г171 для резервного электроснабжения БСП комплекса «Тополь-М» при перерывах электроснабжения от госсети (от УСВЭС), а также для обеспечения режима «Автономии» сооружения 1 при воздействии обычных боеприпасов и «слабых» ЯВ.
  Энергоблок является подземным фортификационным защищенным сооружением, в котором смонтированы системы топливо-маслоснабжения, поддержания температурного режима, автономного электроснабжения, автономного источника питания, автоматического управления, контроля и передачи информации САУК ПИ, оборудование САОТВ и др.
  ДЭС, в составе двух дизель-генераторов мощностью по 100кВт каждый, способна автономно в течение 770 часов надежно обеспечивать необходимый режим энергопотребления сооружения 1 при температуре наружного воздуха +4 °С.
  Фрагмент энергоблока СМ-Э327 был испытан на полигоне «НИЦ 26» МО РФ («Бычья голова»). Испытания подтвердили стойкость энергоблока к заданным внешним воздействиям от обычных и кумулятивных боеприпасов, а также от объемно-детонирующих смесей. В 2006 г. был изготовлен опытный образец энергоблока на ОАО «Балтийский завод», который отгружен на 1ГИК МО и смонтирован на площадке «Юбилейная».
  С 2005 г. завод-изготовитель ОАО «Балтийский завод» ведет серийное производство энергоблоков 15Г171.1, которые поставляются на объекты применения в практически полной заводской готовности.
  Энергоблок поставляется на все комплексы РВСН.
  Для перевозки энергоблока в 2001 г. в КК-3 спроектирован автопоезд 15Т509. Автопоезд прошел все виды испытаний и сдан в эксплуатацию.
  В работах по созданию энергоблока самое активное участие (техническое, экономическое и организационное) принимает главный специалист-ведущий по теме «Энергоблок» О. В. Кузнецов.

Создание БСК и ТК для МБР тяжелого класса

За прошедшие со дня создания организации 70 лет, силами специалистов КК-1 выполнены работы по следующим направлениям оборонной тематики:
 1) создание уникальных артиллерийских установок для тяжелых крейсеров и первых в СССР ракетных пусковых установок для подводных лодок и надводных кораблей Военно-морского флота (1945–1960 гг.);
 2) создание шахтных боевых стартовых комплексов (БСК) для МБР «тяжелого» класса ракетных комплексов стратегического назначения, включая первый в СССР комплекс «Шексна» и БСК для самой мощной в мире тяжелой МБР «Воевода», получившей на Западе из‑за своих уникальных тактико-технических характеристик (мощного оснащения боевыми блоками, дальности свыше 10 000 км, высочайшей боеготовности) обозначение SS‑18 «SATANA» (1970–1990 гг.);
  Выполненные работы по этому направлению позволили поставить на боевое дежурство высокозащищенную шахтную группировку тяжелых МБР — главную составляющую РВСН.
 3) разработка методологии продления сроков эксплуатации стоящих на боевом дежурстве БСК тяжелых МБР и выполнение огромного объема работ в соответствии с этой методологией, позволившего продлить и продлевать сроки эксплуатации боевых ракетных комплексов не менее чем в 2–3 раза по сравнению с гарантийными сроками и сохранять шахтную группировку на боевом дежурстве как гарант сохранения мира и безопасности страны
по настоящее время;
 4) создание боевых стартовых комплексов шахтного типа для ракет нового поколения на основе переоборудования БСК тяжелых МБР по ресурсосберегающей технологии;
 5) создание систем амортизации и связи для объектов специального назначения с целью сохранения их функционирования после воздействия потенциального противника как ядерными, так и обычными, включая высокоточные средства нападения;
 6) создание целого ряда уникального стендового оборудования для отработки газодинамики старта ракет, силовых и тепловых испытаний конструкций с целью обоснования и экспериментального подтверждения работоспособности конструкций;
 7) проведение исследований по возможности создания сверхзащищенных объектов РВСН и систем связи высшего звена управления, обладающих высокой живучестью для функционирования после удара по ним средств нападения как ядерных, так и обычных, включая высокоточные;
 8 ) выполнение целого ряда работ для космической отрасли, включая создание комплекса «Днепр» для запуска космических спутников (отечественных и зарубежных) с помощью тяжелых МБР, выведенных из эксплуатации, системы амортизации для посадки блоков комплекса «Буран»; кабель-заправочную башню для обслуживания ракеты «Ангара».

КБСМ для ВМФ

  ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» (КБСМ), образованное в Ленинграде 21 марта 1945 года как Морское Артиллерийское Центральное конструкторское бюро, является организацией, занимающей видное место в отечественной ракетно-космической отрасли.
  На протяжении многих лет КБСМ обеспечивает полный цикл создания пускового оборудования и средств загрузки изделий для надводных кораблей и подводных лодок отечественного ВМФ, в том числе, в составе комплексов зенитных, крылатых и противолодочных ракет, комплексов торпедного вооружения. Исходя из значительного разнообразия вооружения по назначению, массогабаритным характеристикам, способам старта применительно
к различным классам НК и ПЛ, создан широкий спектр пусковых установок. ПУ отличаются по количеству и типу изделий (одноместные, многоместные, в том числе, универсальные), по способу размещения на носителе (контейнерные, модульные, палубные и подпалубные, наклонные и вертикальные).

СМ-64. Пусковая установка с устройствами подачи и заряжания ЗУРС

  Пусковая установка СМ-64 с устройствами подачи и заряжания проектировалась в КБ-1 под руководством Е. Г. Рудяка по приказу МОП от 07.10.56 года для комплекса ЗУРО М-2 «Волхов-М» с ракетой В-750. Комплекс создавался на базе сухопутного комплекса С-75, широко применявшегося в ПВО страны. Его разработчиками были КБ-1 Минсельхозмаша (главный конструктор А. А. Расплетин) и по ракете ОКБ-2 Минавиапрома (главный конструктор П. Д. Грушин). Доработку в интересах ВМФ выполнили совместно НИИ-1 и НИИ-49. Комплексом «Волхов-М» предполагалось вооружить крейсера пр.70,
 создававшиеся ЦКБ‑16 на базе пр.68бис.
  Под этот проект был перестроен в Севастополе крейсер пр.68бис «Дзержинский», введенный в строй в 1952 г. Были сняты кормовая башня МК-5бис, командно-дальномерный пост, и другое мешавшее оборудование. Взамен установлен комплекс «Волхов-М» с одной пусковой установкой СМ‑64 и боекомплектом 10 ракет.
  В состав СМ-64 входили пусковая установка с механизмами наведения, устройствами подачи и заряжения, а также хранения ракет в погребе.
  В 1956 г. выполнен технический проект установки СМ‑64. В 1957 г. документация передана для изготовления пусковой установки заводу «Большевик», устройств хранения и заряжания — Ленинградскому Металлическому заводу. В 1957–58 гг. проведены заводские испытания пусковой установки на заводе «Большевик» и затем государственные испытания комплекса «Волхов» совместно с пусковой установкой СМ-64 на крейсере «Дзержинский» на Черном море. Испытания показали, что принятые схемно-конструктивные решения по стабилизированной пусковой установке с нижней подвеской ракет на стартовых направляющих, вертикальной подачей ракет при заряжании и барабанной схемой хранения, обеспечивают высокую надежность механизмов и устройств СМ-64. В 1959 году КБ-1 разработана документация установки СМ-64‑I для серийного изготовления. Разработка пусковых установок для надводных кораблей проводилась тремя отделами КБ-1, руководимыми Н. А. Поповым, С. С. Малика и Г. Н. Кузнецовым.

СМ-70. Счетверенная пусковая установка для ракет П-35 для крейсеров типа «Грозный»

  В соответствии с Постановлением от 17.08.1956 г. ЦКБ-34 была поручена разработка проекта счетверенной пакетной наводящейся пусковой установки ракетного комплекса П-35 в качестве главного калибра крейсеров пр.58 типа «Грозный».
  В ЦКБ-34 работы выполнялись КБ-4, сначала под руководством главного конструктора А. А. Флоренского, а с 1959 года — главного конструктора Б. Г. Бочкова.
  Крылатая ракета П-35 разрабатывалась под руководством В. Н. Челомея. Проект корабля разрабатывался Северным ПКБ, возглавляемым начальником и главным конструктором А. К. Перьковым.
  На корабле пр.58 размещены две стартовые установки в диаметральной плоскости корабля — одна в носу, другая в корме. В корабельных отсеках размещены по четыре запасные ракеты, как для кормовой, так и для носовой установок. Размещение произведено в двух отдельных помещениях
на каждую установку.
  В первом квартале 1957 года был выполнен эскизный проект, в ноябре 1958 года — технический проект, в 4 квартале 1958 года рабочие чертежи основных узлов и деталей пусковой установки СМ-70 переданы заводу-изготовителю — ЛМЗ.
  Пусковая установка надпалубная, контейнерного типа обеспечивала хранение, подготовку к пуску и пуск ракет П-35, горизонтальное наведение ракеты на цель по азимуту в пределах ±120 °С электрогидравлическим приводом с дистанционным управлением и постановку контейнеров из походного горизонтального положения на постоянный угол старта двумя гидроцилиндрами.
  В проекте стартовой установки широко использованы конструктивные решения, применявшиеся ранее в морских артиллерийских установках, хотя была и специфика нового вида оружия, потребовавшая создания принципиально новых устройств и механизмов (фиксация ракеты, заправка ракеты топливом и подпитка до момента старта, подача электропитания, воздуха и жидкости на борт и т. д.).
  25 февраля 1962 года начались швартовые испытания головного крейсера «Грозный». По окончании Государственных испытаний головной крейсер был передан ВМФ. К августу 1964 года в составе ВМФ находились уже 4 ракетных крейсера с ракетным комплексом П-35: «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг». Вклад коллектива был высоко оценен правительством. Орденами и медалями СССР были награждены: Б. Г. Бочков, Н. В. Щуров, А. Ф. Устименко, И. С. Минкин, В. В., Леонтьев, Н. А. Анухин, Л. С. Сахаров, П. И. Кожин, О. А. Бегунова, Ю. Р. Волковысский.

Пусковые установки СМ-97 и СМ-97А ПКР «Аметист»

  1 апреля 1959 года вышло Постановление СМ СССР № 363–170 о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом.
  В состав разработчиков были включены:
- ОКБ-52 ГКАТ — головной по ракете;
- КБ-2 ГКАТ — маршевый и стартовый двигатели;
- НИИ-6 ГКОТ — топливо для двигателей и боевая часть обычного типа;
- ЦКБ-34 (главный конструктор Б. Г. Бочков) — стартовые установки для подводных лодок проектов 661 и 670.
  Эскизный проект «Аметиста» был закончен в 1959 году. Этап совместных испытаний проходил с марта 1965 года по сентябрь 1966 года. Постановлением СМ от 3 июня 1968 года ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ, где ракета «Аметист» получила секретный индекс П-70 и несекретный — 4К66.
  Первым носителем ракет «Аметист» должна была стать скоростная атомная подводная лодка проекта 661. Подводная лодка К-162 проекта 661 была заложена в Северодвинске 28 декабря 1963 года. Однако работы по ее достройке и испытаниям затянулись, и она вошла в строй лишь 31 декабря 1969 года. Подводная лодка проекта 661 создавалась для борьбы с авианосными соединениями противника. Скорость длительного подводного хода составляла
37–38 узлов, т. е. она шла быстрее авианосцев и кораблей охранения на 5–7 узлов. Десять ракет «Аметист» находились в контейнерах, размещенных в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса, наклонно к горизонту.
  Следующее поколение подводных лодок, предназначенных для борьбы с авианосцами, — лодки проекта 670А — строились быстрее. Головная подводная лодка проекта 670А К-43 вступила в строй в 1967 году. Всего на заводе «Красное Сормово» было построено 10 лодок проекта 670А.
 Пусковые установки для «Аметиста» были спроектированы ЦКБ-34, в их числе:
- пусковая установка СМ-101 для плавучего стенда;
- пусковая установка СМ-107 для переоборудованной опытной подводной лодки проекта 61ЗА;
- пусковая установка СМ-97 для атомной подводной лодки проекта 661;
- пусковая установка СМ-97А для атомной подводной лодки проекта 670А.
  Изготовление пусковых установок велось на заводе № 232 «Большевик».
 
Пусковые установкидля крупнейших кораблей ВМФ

  ПУ, конструкции которых разработаны в КБСМ, были размещены на самых мощных кораблях отечественного ВМФ. ТАКР пр. 1143, пр. 1143.4 являлись носителями спаренных палубных ПУ СМ-241 в составе комплексов крылатых ракет «Базальт» и «Вулкан». Ракетный крейсер пр. 1164
является носителем 16 ПУ СМ-248 комплексов «Базальт» и «Вулкан». В составе комплекса крылатых ракет «Гранит» пусковые установки разработки КБСМ были размещены на следующих носителях: на ТАКР (ТАКР — тяжелый авианесущий крейсер) пр. 1143.5–12 наклонных подпалубных ПУ СМ-233А; на тяжелом атомном ракетном крейсере пр.1144–20 наклонных подпалубных ПУ СМ‑233; на атомном подводном крейсере пр. 949, 949А — 24 наклонные
ПУ СМ-225 и СМ-225А соответственно.

Пусковое оборудование и средства загрузки для современных надводных кораблей и подводных лодок ВМФ России

  За последние годы разработано, сдано или сдается в эксплуатацию пусковое оборудование и средства загрузки для ракетных комплексов 3К-14, 3М55, 9К, 3К96, а также для малогабаритного торпедного комплекса «Пакет», размещаемых на новейших кораблях ВМФ России. Семейство вертикальных пусковых установок надводных кораблей типа «3С-14» обеспечивает размещение на НК проектов 1161К, 21 631, 11 356М изделий комплекса 3К‑14, а на НК проектов 22 350, 20 385, 1144.2М кроме того еще и изделий комплексов 3М55 и 9К. КБСМ является разработчиком и поставщиком серийно изготавливаемых транспортно-пусковых стаканов из композиционных материалов с крышкой разрушаемой для изделий комплексов 3К-14 и 9К. Для загрузки изделий указанных комплексов в ПУ НК созданы комплекты средств погрузки (КСП) типа СМ-456. На новейшей АПЛ пр. 885 вертикально
размещены 24 универсальные пусковые установки СМ-346 для изделий комплексов 3К-14 и 3М55. Для обеспечения загрузки изделий в УПУ создан универсальный КСП СМ-456–885. С учетом современных тенденций, на АПЛ пр. 0851 в контейнерах размещаются сменные каркас-модули СМ-704 для изделий комплексов 3К-14 и 3М55.
  На НК пр. 20 380 и 22 350 размещаются также разработанные в КБСМ пусковые установки СМ-588 (СМ‑588‑03) комплекса «Пакет». Для размещения изделий комплекса «Пакет» разработаны транспортно-пусковые контейнеры СМ-549.
  Для обслуживания изделий комплексов «Пакет» и «Ласта» создан Универсальный комплект наземного обслуживания СМ-761, включающий в себя комплект средств загрузки СМ-732.
  На надводных кораблях проектов 20 380 и 22 350 размещаются разработанные в КБСМ вертикальные пусковые установки 3С.97.2К(Ф).10 зенитного ракетного комплекса 3К96. Для загрузки изделий в пусковые установки созданы комплекты средств загрузки 3С.97.2К(Ф).20.
  Все современные пусковые установки и средства загрузки были созданы под руководством и при непосредственном участии главного конструктора В. Ф. Потапова, заместителей главного конструктора Н. Д. Медуницы, В. В. Алешина, Ю. В. Вихрова, А. В. Кудряшова, Ю. Ф. Сколиса, Ю. И. Шубникова, В. А. Николаева, Г. Ю. Богачева, начальников отделов и ведущих специалистов КК-2: В. М. Бородина, С. А. Кутуева, Б. А. Смирнова, Д. И. Сиротинина,
В. В. Никифоров, В. И. Глазатов, В. М. Рублевский, С. А. Фирсов, А. В. Рассадина, Н. Н. Марьинского, А. Г. Каплунова, Е. Н. Петрукова, О. Ф. Буштуева, Н. К. Ковальчука, А. В. Баронова, К. Г. Томенко.
  Созданное в КБСМ пусковое оборудование и средства загрузки не уступают по своей эффективности лучшим отечественным и зарубежным образцам вооружения, что подтверждено результатами испытаний по основному назначению и длительной эксплуатацией.

Тема «Горизонт»

  В 2005 г. ОАО «НИИ мортеплотехники» обратилось в КБСМ с заказом по созданию стенда СМ-801, имитирующего условия морской качки модуля топливного с продуктом ПВ-85 весом 16,8 т.
  Заданные по ТЗ параметры морской качки были «жесткие ». Стенд должен был реализовать изменение положения модуля:
- по углу дифферента 15°, 30°, 45°, с периодами 12, 9, 6 сек.;
- по углу крена 30°, 45°, 60°, с периодами 12, 9, 6 сек.
  Аналогичный стенд (СМ-49) в 1954 г. был разработан в ЦКБ-34 (КБСМ) под руководством Е. Г. Рудяка для проверки возможности старта ракеты в условиях морской качки подводной лодки (ПЛ) при пуске. Специальный качающийся стенд имитировал заданные параметры качки. Параметры качки были более «мягкие», чем заданные по ТЗ для разрабатываемого стенда СМ-801: бортовая или килевая качки с амплитудой 12°–14° и периодом 6–8
сек. и рыскание ПЛ с амплитудой 5° и периодом 5 сек. Вес качающейся части с ракетой был 50 т. Общий вес стенда СМ‑49 составил 120 т, мощность электрогидравлического привода наведения для качания шахты ≈150кВт, мощность разгонного двигателя для обеспечения пуска основного электродвигателя ≈50кВт.
  В 1955 г. с помощью стенда СМ-49 подтверждена возможность старта баллистической ракеты с ПЛ, находящейся в надводном положении при заданных параметрах качки.
  Создание стенда СМ-801, более совершенного, с более «жесткими» параметрами качки, на современном техническом уровне, было поручено КБСМ по заказу ОАО «НИИ мортеплотехники».
  Головным исполнителем по созданию стенда для испытаний модуля топливного СМ-801 выступал ОАО «Рубин» (генеральный конструктор И. Д. Спасский). Стенд должен был подтвердить химическую стойкость и работоспособность продукта ПВ-85 после испытаний на стенде, соответствующими условиям натурной эксплуатации. Создание стенда выполнялось в рамках темы «Горизонт».
  Главный конструктор А. Ф. Уткин работу поручил 44 и 41 отд. КК-4 (начальники отделов А. Э. Лабецкий, А. П. Кондратьев), а в части разработки привода крена — 43 отделу (начальник отдела Н. М. Павлов). Непосредственные разработчики установки стендовой пространственных положений (УСПП) СМ‑801 под руководством главного специалиста Э. Н. Кабанова были А. В. Косиков, Д. А. Кузьмин, Д. Е. Кирюхин, И. Н. Шулепников и др.
  На этапе эскизного проекта рассматривались 3 варианта этого уникального стенда с приводами, обеспечивающими качание топливного модуля с заданными параметрами в двух плоскостях:
- безредукторные моментные двигатели (схема Д. Е. Кирюхина);
- кулисный привод с электродвигателями, вращающимися в одну сторону (недостаток такой схемы — при изменении параметров по углам дифферента и крена, а это требование ТЗ, требуется разборка кинематической схемы и замена кулис) (схема Э. Н. Кабанова);
- привод с асинхронными двигателями с частотным регулированием скорости вращения (фирма Sumitomo — Япония, поставка из Германии) (схема Кабанова Э. Н.)
  По результатам рассмотрения ЭП была принята схема привода с асинхронными двигателями с частотным регулированием скорости вращения, которая в КБСМ применялась впервые.
 Такая схема дала определенные положительные моменты при изготовлении и эксплуатации стенда.
  Стенд был изготовлен в ЗАО «Барс» и в 2009 г. смонтирован в специальном боксе у Заказчика ОАО «НИИ мортеплотехники».
  Вес разработанного УСПП СМ-801 составил всего 20 т, общая максимальная мощность асинхронных двигателей составила 54 кВт.
  В 2011 г. УСПП успешно прошла испытания с грузомакетом, наполненным песком для соответствия весовых характеристик модуля с продуктом ПВ-85. После этих испытаний УСПП была признана годной к испытаниям по программам ОАО «НИИ мортеплотехники» и передана Заказчику.
  Для работ с изделиями ОАО «НИИ мортеплотехники» 33 отдел разработал документацию на специальные сборочные стапели, которые были изготовлены на ЗАО «Автогидроподъемник » и смонтированы в боксе у Заказчика.
  В 2009 г. безвременно ушел из жизни лауреат Ленинской премии, ведущий исполнитель УСПП СМ-801 Э. Н. Кабанов и руководитель КК-ПВО, главный конструктор С. А. Яковлев, поручил вести дальнейшую работу по испытаниям и сдаче Заказчику стенда своему заместителю Р. Ж. Беюсову.
  Нельзя не отметить активное профессиональное участие всех сотрудников КК-ПВО, а затем и КК-3, в пуско-наладке УСПП, в испытаниях и в доработке. Это С. В. Березницкий, О. В. Сергиенко, Д. Е. Кирюхин, И. Н. Шулепников, К. В. Смирнов, А. В. Королев, Д. А. Кузьмин, А. П. Маштаков и др. Существенный контроль и помощь при монтаже и испытаниям оказывал представитель 1538 ВП МО В. Г. Гребенников.
  Особо необходимо отметить положительную роль в этих работах и в сдаче в эксплуатацию УСПП Р. Ж. Беюсова, который своими энергичными организационными решениями преодолел сопротивление изготовителя стенда и значительно способствовал сдаче стенда Заказчику.

Тема «Оборудование морского транспорта вооружения»

  20 декабря 2011 года в эллинге ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске был заложен морской транспорт вооружения (МТВ) «Академик Ковалев» проекта 20 181 (20 181 ТВ), предназначенный для проведения погрузочно-разгрузочных операций, транспортировки морем и снабжения кораблей и подводных лодок ракетным оружием и боезапасом широкой номенклатуры.
  Разработчик проекта — ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».
  В данном проекте отделы КК-3 участвовали в доработке КД, разработанной ККПВО в 2007 г. для проекта 21 130. Для изготовления оборудования МТВ проекта 20 181 отделами была выпущена документация в составе:
- СМ-882. Устройство хранения и амортизации — 33 отдел;
- СМ-883. Кантователь судовой — 32 отдел;
- СМ-884. Траверса универсальная — 33 отдел;
- СМ-885. Закрытие люковое — 32 отдел;
- СМ-886. Комплект средств освидетельствования — 33 отдел;
- СМ-892. Подъемник судовой — 32 отдел.
  В настоящее время это оборудование изготавливается на ЦС «Звездочка» и ЗАО «Обуховское» и монтируется на МТВ «Академик Ковалев».
  Транспорт «Академик Ковалев» спущен на воду для дооснащения и сдачи в конце 2014 года. Планируется строительство второго такого транспорта.
  К работам по разработке КД на оборудование для МТВ были привлечены 32, 33, 34 отделы и 36 лаборатория КК‑3. Под руководством начальников отделов П. П. Колесникова, А. И. Князева, С. В. Березницкого, В. И. Никитченко разработку осуществляли следующие сотрудники: В. М. Андреев, В. В. Дьячков, Т. А. Федорова, А. В. Крупин, М. М. Рассохин, А. Ю. Ащепков, Ф. О. Мартынов, А. И. Климов, М. А. Стяжкин, М. В. Ершов, Т. А. Егорова, А. Э. Лабецкий, О. В. Соболев, В. И. Зачек и многие другие.
  Руководителем темы в КК-3 по оборудованию для МТВ проекта 20 181 был В. М. Пивоваров, а затем — Р. Ж. Беюсов.
  Разработка КД на оборудование для МТВ проекта 20 181 заключалась в доработке существующей КД на аналогичное оборудование, разработанное в 2007 г. отделами КК-ПВО (31, 33, 34, 35) для МТВ проекта 21 130 (шифр «Дискант») по заказу ОАО «ЦКБ «Айсберг». Два транспорта вооружения проекта 21 130 планировалось изготовить на Амурском судостроительном заводе, но из‑за финансовых проблем Минобороны заказ был снят и изготовление судов и оборудования не состоялось.
  Кроме кантователя, судового подъемника, устройства хранения и люкового закрытия, КК-4 (41 отдел) по заказу ЗАО «КТБ «Технорос» разработал КД для МТВ проекта 21 130 на составные части крана судового КЭ 80–40, грузоподъемностью 80 т с длиной стрелы 40 м. в составе: платформа, кабина машиниста, противовес подвижный, механизм стопорения противовеса. Всего было выпущено и сдано Заказчику 800 ф. А1 рабочей документации.
  В создании этой документации активно участвовали под руководством начальников отделов Н. М. Павлова, А. П. Кондратьева, В. М. Пивоварова сотрудники отделов С. В. Березницкий, И. Д. Поздняков, А. И. Семенов, М. В. Пантелеев, Э. Н. Кабанов, А. В. Косиков, В. С. Фролов,
Ю. В. Кобяков, Л. А. Явон и другие.
  Доработка КД оборудования для МТВ проекта 20 181 проводилась по новым исходным данным всей номенклатуры транспортируемых изделий по составу, весу, габаритам, поэтому разрабатываемые конструкции кантователя, устройства хранения и амортизации, люкового закрытия
подверглись значительным изменениям.

КБСМ для космоса

  С 50‑х годов прошлого века ОАО «КБСМ» разрабатывает конструкции и осуществляет авторский надзор при изготовлении, монтаже, эксплуатации и модернизации опорно-поворотных устройств оптических, оптико-электронных, лазерных и радиотелескопов. Указанное оборудование предназначено для осуществления дальней космической связи и наблюдения за космическими объектами, в том числе при осуществлении орбитальных космических полетов. Работы по данному направлению осуществляются в интересах Министерства обороны РФ, Роскосмоса, Академии наук и др.
  В период с 1954 г. по 1958 г. коллектив КБ-4 (главный конструктор А. А. Флоренский) впервые стал выполнять работы по программе освоения космоса. По исходным данным ОКБ-1 Министерства Оборонной промышленности (главный конструктор С. П. Королев) коллектив создал проекты станков для
 инотелескопов и кинотеодолитов, предназначенных для непрерывного фотографирования и измерения параметров траектории ракет на атмосферном участке Земли. Работы по созданию таких конструкций проводились впервые и успешно завершены конструкторами В. И. Киселевым, А. Ф. Уткиным, Г. П. Петровым, Б. А. Медведевым, О. С. Тарасовой.
  Оптическую часть для станков поставляло Ленинградское ЛОМО. Сами станки изготавливались на заводе «Большевик». Всего было сделано и сдано Заказчику около 1000 станков.
  Станки приняты в эксплуатацию в 1956 г., серийное производство начато в 1957 г., а в 1970 г. их производство возобновлено.
  Станки явились единственным в те годы средством оптического фотографирования и контроля траектории ракет. По мнению ведущих специалистов ОКБ-1, с помощью станков «ракеты научились летать».
  Эффективно сотрудничая с предприятиями Роскосмоса, ОАО «КБСМ» успешно принимало участие и работает сейчас в национальных и международных космических программах «Восток», «Союз», «Мир», «Вега», «Венера», «Морской старт» и других проектах.
  Работая по программам Министерства обороны РФ, ОАО «КБСМ» активно участвует в проектах наблюдения за дальним и ближним космосом и осуществления связи с космическими аппаратами. В последние годы под руководством главного конструктора В. Ф. Потапова и заместителя главного конструктора В. А. Труженикова ОАО «КБСМ» участвовало в создании нового и более совершенного оборудования, предназначенного для космических наблюдений и осуществления космической связи.
  В указанный период разрабатываются или уже разработаны, сдаются или сданы в эксплуатацию, а также модернизируется целый ряд антенных установок и опорно-поворотных устройств для квантово-оптических комплексов.

Тема «Моренос»
 Разработаны, изготовлены, а в настоящее время проводятся монтажно-наладочные работы опорно-поворотных устройств СМ-799 и СМ-830, для корабля СВС «Маршал Крылов». Устройства предназначены для установки на них средств технического контроля испытаний стратегического вооружения.

Тема «Берет»
  Проводится модернизация опорно-поворотного устройства СМ-690М комплекса оптико-электронных средств контроля вывода КА на орбиту и прецизионных измерений координат. В настоящее время ведется подготовка к проведению предварительных испытаний.

Тема «Прицел»
  Разработано, изготовлено и успешно проведены государственные испытания ОПУ СМ-834 в составе оптико-электронного комплекса контроля космического пространства.

Тема «Точка»
  Ведется разработка опорно-поворотного устройства СМ-913 лазерной станции средств обеспечения системы «ГЛОНАСС». В настоящее время планируется изготовление опытного образца.

Тема «Стажер»
  Разработаны, изготовлены и готовятся к проведению предварительных испытаний на предприятии-изготовителе опорно-поворотное устройство СМ-638 и автоматизированное башенно-поворотное устройство СМ-688, предназначенные для установки информационного телескопа ТИ-3 (ø12 м) на площадке Алтайского оптико-лазерного
центра.

Тема «Окно»
  Выполнены ремонтно-восстановительные работы, проведена модернизация и осуществляется техническое обслуживание опорно-поворотных устройств СМ-275, СМ-276, СМ-277, СМ-278, СМ-323 (по 2 ОПУ каждого наименования) оптико-электронного комплекса контроля космического пространства 54Ж6. В настоящее время комплекс 54Ж6 введен в эксплуатацию. Комплекс установлен в Республике Таджикистан, г. Нурек.

Тема «АУ СМ-108»
  Разработана документация, и в настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы и модернизация ОПУ СМ-108, установленного в г. Фрязино и предназначенного для монтажа антенной системы П200П слежения и обмена информацией с космическими аппаратами в ближнем и дальнем космосе.

Тема «АУ СМ-191»
  Разработана документация, и в настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы и модернизация ОПУ СМ-191, установленного в районе г. Уссурийска и предназначенного для монтажа антенной системы П‑400 слежения и обмена информацией с космическими аппаратами в ближнем и дальнем космосе.

Тема «СМ-214»
  Разработана документация и в настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы АУ СМ-214, установленного в районе г. Уссурийска и предназначенного для работы в составе антенной системы П-2500 слежения и обмена информацией с космическими аппаратами в ближнем и дальнем космосе.
   Значительным этапом в деятельности предприятия явилось создание опорно-поворотного устройства и зеркальной системы СМ-214 и СМ-223 для 70‑метрового радиотелескопа, самого крупного в стране и одного из крупнейших в мире в свое время.
  Строительство телескопа в Крыму было закончено в 1978 году, а в 1985 году введен в строй аналогичный радиотелескоп на Дальнем Востоке, в районе города Уссурийска.
  С момента ввода телескопа участвовали в космических исследованиях, в том числе связанных с посадкой космических аппаратов на планету Венера.

Тема «Гибрид»
  Выполнены работы по техническому освидетельствованию ОПУ СМ-219 (4 опорно-поворотных устройства) комплекса «Гибрид», находящегося на космодроме «Байконур » и предназначенного для ведения аудиосвязи с пилотируемыми космическими аппаратами.
  Комплекс в настоящее время модернизируется, и, в связи с этим, осуществляется проведение технического надзора при проведении ремонтно-восстановительных работ.

Тема «Орион»
  Выполнены работы по техническому освидетельствованию ОПУ СМ-185–01 комплекса «Орион», находящегося на космодроме «Байконур» и предназначенного для телеметрических измерений при полетах пилотируемых космических аппаратов. В настоящее время планируется проведение
ремонтно-восстановительных работ.

Тема «Мобильный оптический телескоп»
  Разработан, изготовлен опытный образец, и проведены предварительные испытания составной части комплекса наблюдения за космическими аппаратами. В настоящее время проводятся государственные испытания комплекса.

Тема «Испытательные стенды, камеры и монтажное оборудование»
  С целью тщательной комплексной наземной отработки систем космических кораблей «Восток» и «Союз» были спроектированы специальные стенды.
  Изделия «Платформа-1» и «Рупор-1» предназначались для комплексных испытаний кораблей «Восток», а «Платформа-2» и «Рупор-2» — для испытаний кораблей «Союз».
  Стенд «Кардан» предназначался для динамических испытаний радиоаппаратуры в заводских условиях.
   Для проведения на земле испытаний космических аппаратов в условиях, приближенных к космическим, предприятие участвовало в создании
 тепловакуумных камер ИС-500 и ВК-600.
  В дальнейшем, ОАО «КБСМ» выполнены разработки оборудования для двух больших камер:
- камера вертикальных испытаний (КВИ) объемом 10 000 куб.м.;
- камера горизонтальных испытаний (КГИ) объемом 16 000 куб.м.
  КГИ была введена в строй в 1985 году.
  Начиная с 1979 года в течение 10 лет предприятие проводило работы по созданию технологического оборудования, обеспечивающего сборку пакета ракеты «Энергия», предназначенной для запуска космического корабля «Буран».
  Была разработана конструкторская документация на 6 сборочных агрегатов и комплект средств обслуживания: 17Т317, 17Т318, 17Т328, 17Т516, 17Т517, 17Т519, 17Т332.

Тема «Лиана»
  Но не только опорно-поворотные устройства создавало КБСМ для комплексов контроля за космическим пространством.
  Опыт работы с МПС с использованием в мирных целях железнодорожной техники (в частности вагонов), оставшихся от ликвидации оборудования БЖРК 15П961, был реализован при создании комплекта средств доставки (КСД) космических аппаратов от завода-изготовителя до места старта (полигона Плесецк). КБСМ приступило к созданию комплекта 14Т527 по заказу ФГУП «КБ «Арсенал» в 1995 г. и в апреле 2006 г. Брянский машиностроительный
завод отправил на ОАО «МЗ «Арсенал» (Санкт-Петербург), изготовленный КСД.
  КСД представляет собой железнодорожную секцию, состоящую из вагона изделия и вагона обеспечения. Секция предназначена для размещения и доставки по железной дороге от завода-изготовителя к ракете-носителю космических аппаратов (КА) «Лотос-Е» и «Пион-НКС» космической системы «Лиана» с обеспечением допустимых параметров по перегрузкам, температуре, влажности, давлению и чистоте воздуха в вагоне изделия, где размещается КА.
  Для постоянного контроля, регистрации и поддержания в автоматическом режиме всех заданных параметров транспортировки, в КСД имеются специальные системы и аппаратура, а также система автоматического управления и контроля (САУК) и система контроля и регистрации условий транспортировки (СКРУТ).
  В КБСМ разработку выполняли: КК-4 — головной разработчик, ЭТК-5 — разработка САУК и СКРУТ, СГН — разработка ЭД, производственный комплекс — изготовитель систем САУК и СКРУТ.
  В разные годы создания КСД 14Т527 ведущими по теме были сотрудники КК-4: В. С. Симаков, И. Е. Нагля, А. М. Никонов, В. А. Мостофин, А. В. Пятницкий. Бессменным ведущим экономистом по всем экономическим вопросам, основному договору и дополнительным соглашениям, а также договорам с соисполнителями с самого начала создания КСД 14Т527 и по сей день является В. И. Черникова. Необходимо отметить активный контроль и помощь
на всех этапах создания КСД представителя 1538 ВП МО В. Г. Гребенникова.
  Доставка космических аппаратов с использованием КСД от завода-изготовителя до ракеты-носителя КА дает значительные преимущества перед другими вариантами транспортирования. Этот способ за счет отсутствия необходимости предстартовой подготовки КА, отсутствия необходимости тестирования систем на специальном стендовом оборудовании значительно сокращает время подготовки КА к загрузке в ракету-носитель. А отсутствие специального
помещения и стендового оборудования в МИКе полигона, его обслуживания и эксплуатации, отсутствие персонала создает значительный экономический эффект.
  В создании КСД активно участвовали главный конструктор КК-4 А. Ф. Уткин, его заместитель С. Н. Сергеев, заместитель главного конструктора КК-3 Р. Ж. Беюсов, начальники отделов А. П. Кондратьев, В. Е. Пайгусов, Б. И. Ефремов, С. В. Березницкий, Б. А. Храмов, В. М. Перепеч, ведущие конструкторы В. С. Симаков, В. И. Зачек, М. В. Пантелеев, А. Э. Лабецкий, М. В. Выходцев, Г. П. Творонович, А. А. Демша.

Тема «Ангара»
  Для запуска ракет носителей класса «Ангара» была создана кабель-заправочная башня (КЗБ). При создании которой были разработаны эскизный проект, рабочая и конструкторская документация, обеспечен авторский надзор при изготовлении КЗБ, а также ввод ее в эксплуатацию.
« Последнее редактирование: Июля 05, 2017, 09:57:16 am от Вадим Степанов »
Записан

MMT

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 286
  • autocatalogue.ru
    • Автомобильный каталог www.autocatalogue.ru
Re: КБСМ (МАЦКБ, ЦКБ-34)
« Ответ #1 : Июля 05, 2017, 10:07:07 am »

В соответствии с принятым распределением работ на КБСМ было возложено создание нескольких типов ПУ для ракеты 5В55. В 1969 г. были разработаны аванпроекты, а в 1970 г. — эскизные проекты:
- для системы С-300П — перевозимой установки на полуприцепе, самоходной — на колесном шасси и стационарной шахтной установке. На всех установках размещаются комплекты из 4 ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК);
- для системы С-300В — самоходной ПУ на шасси танка Кировского завода;
- для системы С-300Ф — корабельной ПУ с размещением боезапаса в погребах корабля в специальных барабанах.
  Из-за большой загрузки подразделений КБСМ заказами от РВСН, корабельный вариант С-300Ф и вариант ПУ на шасси танка для системы С-300В были переданы другим специализированным организациям, а шахтный вариант ПУ 5П852 не был востребован.
  КБСМ продолжило работу по перевозимым и самоходным ПУ для войск ПВО. Конструкторская документация пусковой установки 5П851 для систем С-300ПТ и С-300ПТ1 «Волхов-М6» разработана в 1971 г. коллективами КК-4 и ЭТК-5 под руководством главного конструктора А. Ф. Уткина.
ПУ 5П851 выполнена перевозимой на полуприцепе, буксируемом тягачом КрАЗ255В.
  Серийная ПУ получила индекс 5П851А. Работы по усовершенствованию системы С-300ПТ были продолжены после приема ее на вооружение в 1979 г. с ракетой 5В55К.

Давно уже пытаюсь выяснить: варианты системы С-300П транспортируемый и самоходный были предложены одновременно? Или сперва предполагался только самоходный вариант С-300П, а транспортируемый возник чуток позже? Нигде в открытой доступной мне литературе ответ на этот вопрос не могу найти...
Так как выше указано, что "Конструкторская документация пусковой установки 5П851 для систем С-300ПТ и С-300ПТ1 «Волхов-М6» разработана в 1971 г.", меня интересует всё, что предшествовало началу разработки этой КД...

Буду благодарен за любую достоверную информацию!
Записан
Страницы: [1]   Вверх