Тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26
Обозначение НАТО – HALO (Ореол, Гало).
Принят на вооружение в 1983 г.
Разработчик – ОКБ Миля.
Первый полет – 14.12.1977 г.
Изготовитель – завод №168 (он же - Ростовский вертолетный завод, ныне ОАО «Росвертол»).
Производство – с 1981 по сер. 90-х гг., возобновлено в 2011 г. Всего построено более 310 ед.
В 2011-2014 гг. в ВКС России поставлено 17 ед., и в 2016-2017 гг. 3 ед., заказано еще 2 ед.
Вертолет остается единственным в мире серийным транспортным вертолетом с грузоподъемностью более 20 тонн.
Экипаж – 6 человек.
Масса: нормальная – 49,65 т, максимальная – 56 т, пустого – 28,2 м.
Длина вертолета – 40,02 м.
Габариты планера: длина – 35,91 м, ширина – 6,02 (6,15) м, высота – 8,15 м.
Несущий винт: диаметр – 32 м, число лопастей – 8. Рулевой винт: диаметр – м, число лопастей – 5.
Размеры грузовой кабины: длина – 12 м, ширина – 3,25 м, высота – 2,95-3,57 м.
Двигатели – 2 ТВД Д-136. Мощность – 2х11400 л.с.
Запас топлива: основной – 9323 кг, в ПТБ – 11470 кг.
Скорость: максимальная – 295 км/ч, крейсерская – 255 км/ч.
Потолок: статический – 1800 м, динамический – 4600 (6500) м.
Дальность полета: с грузом 20 т – 590 км, с полной заправкой – 800 км, перегоночная – 1920 км.
Грузоподъемность: в кабине – до 20 т, на внешней подвеске – до 20 т.
Вместимость: десантники – 82 человека, или раненные – 60 носилок.
Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине есть электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг.
Оборудование:
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета НПК-26 включает в свой состав комбинированую курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса.
Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске.
Вертолёт оборудован метеорологической РЛС, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.
Модификации:
Ми-26 – военно-транспортный вертолет;
Ми-26А – военно-транспортный вертолет с новым пилотажно-навигационным комплексом НПК-26-1;
Ми-26Т – гражданский транспортный вертолет, выпуск с 1985 г., выпущено 288 машин.
Ми-26ТС – экспортная модификация Ми-26Т (сертифицированный), 1995 г.
Ми-26С - вертолёт для дезактивационных работ. Отличался наличием резервуара для дезактивирующей жидкости, системой опрыскивания под фюзеляжем. Разработан в 1986 году. Применялся при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Ми-26ПП – постановщик помех для подавления систем дальнего РЛ обнаружения и наведения, в 1988 году переоборудована одна единица;
Ми-27 – воздушный командный пункт (для управления боевыми действиями общевойсковых армий), построено 2 ед.
Ми-26П – для пограничных войск, с дополнительными средствами связи.
Ми-26ТЗ – вертолет-топливозаправщик с дополнительными баками для топлива емкостью 14040 л и смазочных материалов - емкостью 1040 л; снабжен оборудованием для одновременной заправки топливом четырех самолетов или 10 автомашин, первый полет в 1996 г.;
Ми-26ТМ - монтажный вариант Ми-26Т с подвесной кабиной оператора под грузовой кабиной, 1992 г., переоборудовано 2 машины.
Ми-26ПК – краново-монтажный, с подвесной кабиной спереди-сбоку фюзеляжа, 1997 г.
Ми-26ТП – пожарный вариант Ми-26Т, снабжен баком емкостью 7500 л для пожарогасящей жидкости, которая направляется на очаг пожара через одну или две насадки.
Ми-26Т2 – модернизированный транспортный вертолет, создан в 2011 году (прототип - борт №901, показан на авиасалоне МАКС-2011), с сокращенным количеством членов экипажа, стеклянной кабиной, современной авионикой и возможностью ночного применения. Вертолет оснащен новым БРЭО с графическими интерфейсами и возможностью обеспечения ночных полетов, число членов экипажа сокращено в 6 до 2-3 чел. Оборудован устройствами выброса УВ-26М, шкворневыми установками, напольным погрузочным оборудованием НПО-26, санитарным и десантно-транспортным оборудованием.
Серийное производство с 2013 г., в 2015-2017 гг. 8 ед. поставлены в Алжир, всего заказано 14 ед.
Ведутся работы по установке на опытном вертолете Ми-26Т2 комплекта БКО «Президент-С26Т2».
Опытные:
Ми-26М – опытный с новым несущим винтом с улучшенной аэродинамикой лопастей, новыми ГТД Д-127 ЗМКБ "Прогресс" мощностью по 10440 кВт, и усовершенствованным оборудованием. Вертолет обладает улучшенными характеристиками при эксплуатации в условиях высоких температур воздуха и высокорасположенных ВПП и при отказе одного двигателя. Максимальная перевозимая нагрузка увеличена до 25 т. Проект разработан в 1992 г.
Ми-26П – пассажирский вариант на 63 (70) пассажира, по пять в ряду (3+2) с одним проходом, с багажом и бытовыми отсеками. Для обеспечения комфорта применена теплоизоляционная отделка и система кондиционирования воздуха.
Проекты:
Ми-26М - проект вертолета с улучшенными ТТХ.
Ми-26MS – проект в медицинском исполнении;
Ми-26НЕФ-М – опытный противолодочном исполнении, в 1990 году переоборудована одна единица;
Ми-26К – проектируемый тяжелый вертолет-кран с максимальной коммерческой нагрузкой, увеличенной до 25 т.