Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: ЗИК-20 - самоходная артиллерийская установка с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20  (Прочитано 1647 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5271

ЗИК-20 - самоходная артиллерийская установка с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 на базе тяжёлого танка типа КВ (проект).

Разработчик артиллерийской части: КБ завода № 8 им. Калинина (с октября 1942 г. - КБ завода № 9), Свердловск.
Главный конструктор КБ завода № 8 (с октября 1942 г. - КБ завода № 9) Ф.Ф.Петров.

Заводское обозначение САУ: «ЗИК-20».

История создания.

15 апреля 1942 г. состоялось заседание пленума Артиллерийского Комитета ГАУ КА, посвящённое дальнейшему развитию самоходной артиллерии. Выработанные по его итогам решения стали ключевыми при разработке основных советских самоходных артиллерийских установок (САУ) военного периода. Среди прочих на заседании были утверждены требования на тяжёлую самоходную установку, которая должна была стать заменой «истребителю ДОТов» «Объекта 212».

Работы по установке 152-мм пушки-гаубицы обр. 1937 года в корпусе танка «КВ-7» были поручены Челябинскому Кировскому заводу (ЧКЗ) и Уральскому заводу тяжёлого машиностроения (УЗТМ).  Разработкой установки МЛ-20 в танк КВ-7 на УЗТМ руководил Л.И.Горлицкий. САУ получила заводской индекс «У-18». Впоследствии к работам был подключен КБ завода № 8 им. Калинина. А произошло это следующим образом...

Осенью 1941 г. из подмосковного Калининграда (ныне г. Королёв) на промышленную площадку УЗТМ в Свердловск был эвакуирован завод № 8 им. Калинина Народного комиссариата вооружения (НКВ). В феврале 1942 г. существовавшее артиллерийское производство УЗТМ было передано на завод № 8. Директором завода, как и до эвакуации, был Б.А.Фрадкин. Главным конструктором КБ завода № 8 в Свердловске был назначен Ф.Ф.Петров. КБ УЗТМ, возглавляемое Горлицким, располагалось на пятом здания заводоуправления УЗТМ. А КБ завода № 8, возглавляемое Петровым, располагалось четвёртом этаже того же здания.

Новые разработки КБ завода № 8 получали заводской индекс «ЗИК», то есть «завод им. Калинина». Первым проектом КБ стал проект 85-мм танковой пушки ЗИК-1 для установки на танки Т-34 и КВ-1. КБ завода № 8 НКВ занималась проектированием танковых и противотанковых пушек, гаубичной артиллерии и артиллерии РГК, а также самоходных артиллерийских установок. Исторически сложилось, что ни одина из разработок КБ завода №8 с индексом «ЗИК» не была принята на вооружение.

​ЗИК-1, первая орудийная система, разработанная КБ завода №8 на новом месте в Свердловске:


Летом 1942 г. в КБ завода №8 одновременно велись работы по созданию нескольких самоходных артиллерийских установок (САУ). Согласно письма начальника Артиллерийского Комитета ГАУ КА генерал-полковника В.И.Хохлова в адрес председателя Технического Совета НКВ профессора Э.А.Сателя от 4 июня 1942 г. в КБ завода №8 проектировались установки с 122-мм гаубицей У-11 на базе танка Т-34, 122-мм гаубицей М-30 и 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 в корпусе штурмового танка КВ-7. Сроки завершения этих работ на тот момент установлены не были. Ввиду важности этих работ в письме было предложено установить сроком для завершения эскизных проектов 15 июня 1942 г., а к 20 числу планировалось доставить их в Москву на утверждение. Установка с 122-мм гаубицей У-11 на базе танка Т-34 имела заводской индекс «ЗИК-10», установка 122-мм гаубицей М-30 - «ЗИК-11».

4 июня 1942 г. Артиллерийским комитетом ГАУ КА в КБ завода №8 было выдано задание  №5400072 на проектирование «установки качающейся части 152,4 мм гаубицы образца 1937 г. (МЛ-20) в танке КВ-7». На заводе № 8 тяжёлая САУ получила заводской индекс «ЗИК-20».

​Эскиз самоходной установки ЗИК-20 из пояснительной записки к проекту:


Общее руководство по созданию тяжёлой самоходной установки ЗИК-20 осуществлял Т.А.Сандлер, главный конструктор завода №8 (до эвакуации работал на заводе №8 начальником ОТК).

​Продольный разрез ЗИК-20, сентябрь 1942 г.:


Согласно задания и тактико-техническим требованиям заказчика проектирование установки 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 должно было осуществлятся в корпус опытного тяжёлого штурмового танк КВ-7 («Объект 227») Челябинского Кировского завода, готовые корпуса с неподвижными рубками которого предполагалось использовать. В КБ УЗТМ, возглавляемым Горлицким, при разработке эскизного проекта самохода У-18 так и поступили. Но у разработчиков ЗИК-20 было иное мнение по этому вопросу.

В пояснительной записке к эскизному проекту ЗИК-20 было указано:

«Толщина стенок башни принималась в 75 мм. Таким образом, в нашем понимании, мы взяли за основу танк типа КВ-7, то есть имея в виду не какой-то опытный образец его, а считая, что всякий танк КВ с неподвижной башней есть танк типа КВ-7».

Заново спроектированная «неподвижная башня» новой машины чем-то напоминала рубку КВ-7, но была длиннее, полностью охватывая подбашенный погон, а также на 17 см выше чем у КВ-7. Боевое отделение и отделение управления в ЗИК-20 были объединены и стали единым целым. По сути, вместо установки МЛ-20 в корпус КВ-7 КБ завода №8 предложило новую самоходную установку на базе КВ-1. Кроме того, боевая масса ЗИК-20 превысила массу КВ-2, достигнув 53 т. Согласно пояснительной записки масса САУ была на 4 т больше боевой массы КВ-1.

​ЗИК-20, разрез по рубке, вид сверху:


Новая рубка была не единственной особенностью ЗИК-20. В конструкцию пушки-гаубицы МЛ-20, выпускавшейся на заводе № 172 им. Молотова, так же вносились существенные изменения. У орудия изымался дульный тормоз, поднимавший при стрельбе САУ облако пыли. Его изъятие влекло за собой и другие изменения артиллерийской системы: переделку подъёмного и поворотного механизов, изъятие механизма переменного отката. Т.е. от идеи заказчика по установке в САУ орудия МЛ-20 с минимальными переделками приходилось отказаться.

​Поперечный разрез ЗИК-20. Боеукладка, расположенная на полу, заметно снизила высоту боевого отделения:


Пояснительная записка к эскизному проекту ЗИК-20 и чертежи установки прибыли на рассмотрение в Артиллерийский комитет ГАУ КА 11 сентября 1942 г.

15 сентября 1942 г. эскизный проект тяжёлой САУ ЗИК-20 был рассмотрен на совещании Технического Совета НКВ Союза ССР. Докладчиком проекта был начальник КБ завода №8 Ф.Ф.Петров. К его докладу прилагались объяснительная записка, чертежи и расчёты. Идея с отказом от дульного тормоза, демаскировавшего САУ при стрельбе, была одобрена. Несмотря на то, что Петров ставил вопрос о введении телескопического прицела, по проекту, в отличие от У-18, он не был предусмотрен. Сама установка МЛ-20 на ЗИК-20, по сравнению с У-18, была смещена вперёд, что увеличивало нагрузку на передние опорные катки.

У участников совещания много вопросов вызвала компоновка боевого отделения. По сравнению с КВ-7, углы наклона бортов рубки была уменьшены, что снизило вероятность рикошета при попадании снарядов. Высота боевого отделения от пола до крыши составляла 1895 мм, но расчёт должен был работать в стеснённых условиях - 395 мм «съедала» двухрядная укладка снарядов на полу, которой, к тому же, было неудобно пользоваться. Кроме того, крепление укладок к бортам рубки увеличивало риск детонации боекомплекта при попадании по рубке снарядов. Сомнения вызвало и решение разместить бензобаки вдоль бортов самоходной установки. Возник и ряд вопросов по эффективности вентиляции боевого отделения и отсутствия защиты САУ с кормы (в отличие от У-18, где предусматривалась кормовая установка пулемёта ДТ).

​Конструкция орудийной маски:


Несмотря на все перечисленные недостатки и не соответствие танку КВ-7, эскизный проект завода № 8 был одобрен заказчиком. А работы по варианту самохода У-18 конструкции УЗТМ («Уралмаш») прекращены.

В 20-х числах сентября 1942 г. сопровождением работ по ЗИК-20 от заказчика назначили помощника начальника 2-го отдела Арткома ГАУ КА инженер-майора П.Ф.Соломонова. Работа у него оказалась непростой, поскольку ЗИК-20 проектировалась на базе агрегатов танка КВ-1 (КВ-7 был создан на базе КВ-1), а с сентября 1942 г. на ЧКЗ в производство был запущен облегченный танк КВ-1С. Соломонов направился в Челябинск, где состоялись совещания с участием Котина и конструкторов опытного завода № 100 Народного комиссариата тяжёлой промышленности (НКТП). По итогам совещаний было решено окончательно отказаться от идеи использования корпусов КВ-7, находящихся на складе завода № 200. По заказу Арткомитета Завод №100 и ЧКЗ обязались изготовить новое шасси самохода, а также произвести монтаж системы и оборудования боевого отделения. Для увязки работ по проектированию ЧКЗ отправлял на завод № 8 двух конструкторов.

Проектное изображение ЗИК-20 (реконструкция):


Проектное изображение У-18 (реконструкция):


Прибыв в Свердловск, Соломонов рассмотрел чертежи проекта и дал конструкторам необходимые указания по переделкам. 25 сентября 1942 г. были оформлены доработанные тактико-технические требования заказчика на САУ. Согласно им, боевая масса ЗИК-20 на шасси КВ-1С определялась в 45,5 т. В основном, характеристики машины оставались на уровне эскизного проекта, но при этом были учтены замечания, высказанные в ходе его утверждения на совещании Технического Совета НКВ 15 сентября 1942 г.

К 25 октября 1942 г. заводу № 8 поручалось доработать чертежи и изготовить деревянный макет установки. Для изготовления макета по личному распоряжению директора завода №8 Б.А.Фрадкина была выделена бригада модельщиков и плотников. Руководить работами по изготовлению макета назначили конструктора А.Г.Усенко. Для того чтобы по проекту имелся необходимый объём конструкторов и чертёжниц, были приняты меры по возвращению работников завода № 8, занятых на уборке урожая и лесозаготовках.

Для ознакомиления с документацией на ЗИК-20 на завод № 8 приезжали представители ЧКЗ.

Между тем, изготовление макета затянулось, а в самом конце октября 1942 г. произошло событие, серьёзно повлиявшее на весь ход работ...

Согласно постановления Государственного комитета обороны (ГКО) №2457сс от 30 октября 1942 г., завод № 8 НКВ был разделён на два предприятия. Первое из них, завод № 8, обязали заниматься зенитной артиллерией. Вторым предприятием стал завод № 9, которому поручались работы по гаубичной артиллерии и по танковым пушкам. Директором нового завода стал Л.Р.Гонор, заводским парторгом назначили П.И.Малолетова, а начальником КБ завода № 9 – Ф.Ф.Петрова.

​Деревянный макет ЗИК-20, декабрь 1942 г.:


В связи с реорганизацией завода № 8 на два внесение изменений в эскизный проект ЗИК-20 ещё больше затянулось. Разделение завода № 8 на два так же негативно отразилось на сроках изготовления полноразмерного деревянного макета рубки установки ЗИК-20. Положение усугублялось тем, что на новом завод № 9 отсутствовал модельный цех. В итоге деревянный макет ЗИК-20 в масштабе 1:1 был готов только к 15 декабря 1942 г.

Решением начальника ГАУ КА генерал-полковника артиллерии Яковлева, наркома танковой промышленности Зальцмана и наркома вооружения Устинова рассмотрение проектной документации и макета назначили на 3 января 1943 г.

3 января 1943 г. на ЧКЗ в Челябинске состоялось рассмотрение проектов «истребителя ДОТ-ов».

КБ завода № 9 представило деревянный макет ЗИК-20 в масштабе 1:1 и доработаный проект САУ ЗИК-20 на шасси танка КВ-1С, который предусматривал ряд существенных изменений конструкции серийной гаубицы-пушки МЛ-20. Применение нового шасси позволило снизить боевую массу САУ, но масса всё равно была большой - 47–48 т.

СКБ-2 ЧКЗ представило проект самохода КВ-14 в 2-х вариантах, отличавшихся друг от друга корпусами. Первый вариант был на удлиненном на 450 мм шасси танка КВ-1С. Количество опорных катков оставалось прежним, увеличивалось лишь расстояние между ними. Второй вариант ЧКЗ меньше всего требовал изменения конструкции серийного танка КВ-1С и серийной пушки-гаубицы МЛ-20. Согласно расчетам боевая масса машины составляла 45,5 т. Это было больше, чем у КВ-1С, но меньше, чем у САУ завода № 9. С точки зрения компоновки у этого варианта САУ боевое отделение получилось более удачным.

В итоге от ЗИК-20 заказчики отказались, несмотря на то, что к тому моменту КБ завода № 9 успело подготовить рабочие чертежи и макет рубки. Рассмотрев проекты, «комиссия пришла к выводу, что изготовление самохода нужно проводить по второму варианту Кировского завода, для чего необходимо довести до рабочих чертежей и проверить их изготовлением деревянного макета».

По:
http://warspot.ru/5418-shturmovaya-alternativa
« Последнее редактирование: Октября 14, 2017, 11:19:23 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5271

Согласно постановления Государственного комитета обороны (ГКО) №2457сс от 30 октября 1942 г., завод № 8 НКВ был разделён на два предприятия. Первое из них, завод № 8, обязали заниматься зенитной артиллерией. Вторым предприятием стал завод № 9, которому поручались работы по гаубичной артиллерии и по танковым пушкам. Директором нового завода стал Л.Р.Гонор, заводским парторгом назначили П.И.Малолетова, а начальником КБ завода № 9 – Ф.Ф.Петрова.






Ф644Оп2Д105Л023 - Ф644Оп2Д105Л029
http://sovdoc.rusarchives.ru/#showunit&id=374076;tab=img
Записан
Страницы: [1]   Вверх