Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: СМК - опытный тяжёлый танк прорыва  (Прочитано 961 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4636
СМК - опытный тяжёлый танк прорыва
« : Октября 16, 2017, 04:24:20 pm »

СМК - опытный тяжёлый танк прорыва.
 
Разработчик: СКБ-2 Кировского завода, Ленинград.

Изготовитель: Кировский завод, Ленинград.

Начальник СКБ-2 Ж.Я.Котин.
Ведущий инженер машины: Н.В.Цейц, впоследствии А.С.Ермолаев.

Опытный образец: апрель 1939 г.

Участвовал в Советско-финской войне 1939 -1940 гг.



История создания.

В 1937 г. КБ Харьковского Паровозостроительного завода (ХПЗ) им. Коминтерна получило задание на проектирование нового тяжелого танка прорыва на базе Т-35. Согласно требованиям Автобронетанкового управления (АБТУ), утвержденным 5 ноября 1937 г., предполагалось создать трехбашенную машину массой 50-60 т с броней 75-45 мм, вооруженную одной 76-мм, двумя 45-мм пушками, двумя пулеметами ДК и шестью ДТ.

В новом танке предусматривалось использовать трансмиссию и ходовую часть от Т-35. Однако КБ ХПЗ, и без того не имевшее значительных сил для такой сложной работы, было ослаблено репрессиями, коснувшимися и квалифицированных инженеров. Поэтому, несмотря на многочисленные требования АБТУ, к началу 1938 г. конструкторы ХПЗ сумели лишь провести эскизную проработку шести вариантов нового танка, различавшихся только размещением вооружения. Поэтому в апреле 1938 г. для ускорения создания нового тяжелого танка прорыва АБТУ подключило к этой работе ленинградский Кировский завод с опытом серийного производства танка Т-28, а также завод № 185 им. Кирова, кадры которого, в свою очередь, имели опыт по разработке новых образцов боевых машин.

До августа 1938 г., не имея договоров на изготовление новых машин, заводы вели, главным образом, эскизное проектирование. На заводе № 185 им. Кирова танк получил шифр «Изделие 100», впоследствии получившим обозначение Т-100. Ведущим инженером машины был назначен Э.Ш.Палей. На Кировском заводе танк получил шифр «СМК» (Сергей Миронович Киров).

Первый вариант танка СМК, разработанный под руководством инженера-конструктора Н.В.Цейца, во многом соответствовал ТТЗ полученному от АБТУ. Для СМК была выбрана «классическая» компоновка с задним расположением двигателя и трансмиссии. Центральная башня с 76,2-мм пушкой размещалась на высокой подбашенной коробке почти ровно в центральной части корпуса по продольой оси. Нижние башни, как на линкорах, решили устанавливались со смещением - передняя влево, задняя вправо. Этот приём позволил увеличить радиус разворота передней башни до 270°, а задней – до 290°, что значительно сужало «мёртвую зону» огня. В ходовой части применили по четыре двухкатковые тележки, с небольшими изменениями взятые от Т-35, и переднее «натяжное» колесо, кронштейн которого крепился к передней тележке.

Первоначальные варианты тяжёлого танка прорыва СМК. Трёхбашенный вариант танка с разными подвесками: по типу Т-35 и с торсионной подвеской:


Полным ходом работы развернулись только после постановления Комитета Обороны при СНК СССР № 198сс от 7 августа 1938 г., в котором устанавливались жесткие сроки изготовления новых образцов танков: СМК должен был быть готов к 1 мая 1939 г., а Т-100 - к 1 июня 1939 г. Тяжелый танк КБ ХПЗ, проектированием которого занимался коллектив под руководством Е.Дикалова, «сошел с дистанции». К этому времени на Кировском заводе ведущего инженера машины Цейца сменил А.С.Ермолаев, в конструкторскую бригаду которого вошли специалисты СКБ-2: Л.Е.Сычев (заместитель старшего группы), Ц.Н.Гольдбург, М.Н.Ежевский, Д.Д.Кекелидзе, Ф.А.Маришкин, С.В.Мицкевич, П.П.Михайлов, Л.Г.Купчин, Г.А.Серёгин, В.И.Таротько, М.И.Креславский, а также другие сотрудники СКБ-2.

Под руководством Ермолаева и Котина проект СМК переработали (боковые проекции двух вариантов танка). Три башни оставили, но в ходовой части пружинную подвеску двухкатковых тележек заменили на индивидуальную торсионную. Торсионы «съедали» массу, но взамен появлялся внушительный запас прочности, позволявший "нарастить" как толщину бронирования, так и калибр вооружения.

При разработке танка возникли вопросы о типе силовой установке. После детальной оценки проекта было решено, что 55-тонный танк СМК необходимо оснастить 850-сильным бензиновым двигателем. При указанной массе позволило бы достичь максимальной скорости 35 км/ч по шоссейной дороге, запас хода 220 км и приемлемые характеристики маневренности. Вооружение оставили без изменений - три пушки и четыре пулемета с общим боезапасом 750 выстрелов (150 для 76,2-мм пушки и по 300 для 45-мм пушек).

Работы по СМК велись очень быстрыми темпами. Ещё в ходе проектирования, для лучшей наглядности и физического представления, по предложению Котина был изготовлен полноразмерный деревянный макет трехбашенного танка (улучшенного проекта), сборку которого провели всего за 15 дней. Не менее основательно готовились и к поездке в Москву. Проектированием танка такого класса СКБ-2 занималось впервые и инженеры сильно волновались, что из-за своей большой массы СМК может вызвать излишне пристальное внимание высокого руководства. Тогда Котин пошёл на небольшую хитрость  - в Москву повезли масштабную деревянную модель, башни у которой легко снимались. Визуально это создавало некий эффект «лёгкости» конструкции, собственно, на что был расчет. Более того, при необходимости трехбашенный СМК мог легко превратиться в двух- или однобашенный танк.

Уже через два месяца постановления Комитета Обороны при СНК СССР № 198сс от 7 августа 1938 г., 10-11 октября 1938 г. макетная комиссия под председательством помощника начальника АБТУ военного инженера 1-го ранга Коробкова рассмотрела чертежи и деревянные макеты в натуральную величину танков СМК и Т-100. Несмотря на ряд отклонений от заданных тактико-технических требований (ТТТ) - в частности, вместо подвески по типу Т-35 со спиральными пружинами на СМК использовались торсионные валы, а на Т-100 - балансиры с пластинчатыми рессорами - макетная комиссия дала «добро» на изготовление опытных образцов танков по предъявленным чертежам и макетам.

9 декабря 1938 г. проекты новых тяжелых танков рассматривались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Комитета Обороны. По указанию И.В.Сталина, для облегчения массы танков число башен на обоих машинах сократили до двух. В январе 1939 г. началось изготовление опытных образцов танков.

Первый пробный выезд по двору завода СМК совершил 30 апреля 1939 г., а Т-100 - 1 июля 1939 г. После заводской обкатки обе машины были переданы на полигонные испытания, которые начались в ночь с 31 июля на 1 августа 1939 г. 20 сентября 1939 г. СМК и Т-100 участвовали в правительственном показе серийных и опытных танков, проходившем на полигоне в Кубинке под Москвой. На нем присутствовали К.Е.Ворошилов, А.А.Жданов, Н.А.Вознесенский, А.И.Микоян, Д.Г.Павлов, И.А.Лихачев, В.А.Малышев и другие. К концу ноября 1939 г. пробег СМК составил 1700 км, а Т-100 более 1000 км. С началом советско-финской войны оба танка были сняты с полигонных испытаний и направлены на фронт для проведения испытаний в боевой обстановке.

Опытный образец тяжёлого танка прорыва СМК, 1940 г.:



Эти испытания проводились силами заводских водителей, для чего было получено специальное разрешение из Москвы. Рабочие, отобранные для этой цели, прошли специальную краткосрочную подготовку по вождению машин, обучению стрельбе из пушки, пулемета, а также и другим навыкам, необходимым в бою. Командиром экипажа СМК был назначен старший лейтенант Петин, помощником командира сержант Могильченко, стрелком-радистом и наводчиком - красноармейцы. В состав экипажа СМК вошло трое рабочих Кировского завода: механик-водитель В.И.Игнатьев, моторист А.П.Куницын и трансмиссионщик А.Г.Токарев. Экипаж Т-100 состоял из военнослужащих 20-й тяжелой танковой бригады: командира лейтенанта М.П.Астахова, артиллеристов Артамонова, Козлова, радиста Смирнова и рабочих завода № 185 им. Кирова: водителя А.Д.Плюхина, запасного водителя В.А.Дрожжина и моториста В.И.Капланова.

Опытные танки СМК, Т-100 и КВ (с 1941 г. - КВ-1) составили роту тяжелых танков, включенную в состав 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады. Командиром роты назначили капитана Колотушкина. 17 декабря 1939 г. рота вступила в бой в районе Хоттинен.

Проекции танка СМК:



19 декабря 1939 г. СМК и Т-100 получили задачу поддержать наши части, которые прорвались в глубину финских укреплений в районе Хоттинен. Обе машины выступили вперед в сопровождении пяти танков Т-28. Танки были уже далеко в глубине обороны противника, когда под шедшим впереди СМК прогремел сильный взрыв.  Машина встала в 50 м от штаба Хоттиненского укрепрайона. Рядом с подбитым танком остановился Т-100 и один Т-28, а остальные четыре машины ушли вперед и скрылись за поворотом. Экипаж СМК пытался спасти танк, соединил разбитые гусеницы, но завести двигатель не сумел.

Многочисленные попытки Т-100 взять на буксир поврежденный СМК не увенчались успехом: из-за гололедицы гусеницы «сотки» пробуксовывали и сдвинуть с места танк не удалось. Не удалось сдвинуть СМК и совместными усилиями «сотки» и оставшегося Т-28. В течение пяти часов танки вели бой в глубине финских позиций. В этом бою был тяжело ранен сержант Могильченко и легко ранен водитель Игнатьев. Расстреляв весь боезапас, экипаж СМК перебрался на Т-100. Перегруженная «сотка» (с 15 членами экипажа!) в сопровождении танка Т-28 вернулась в расположение 20 тбр. За этот бой экипажи машин были награждены орденами и медалями.

Потеря опытного танка вызвала гнев у начальника АБТУ Д.Г.Павлова. По его личному приказу 20 декабря 1939 г. для спасения секретной боевой машины были выделены рота 167 мсб и 37-я саперная рота, усиленные двумя орудиями и семью танками Т-28. Командовал отрядом капитан Никуленко. Отряду удалось прорваться за финские надолбы на 100-150 м, где он был встречен сильным артиллерийско-пулеметным огнем. Потеряв убитыми и раненными 47 человек, отряд отошел на исходные позиции, не выполнив приказа.

Поврежденный СМК простоял в глубине финских позиций до конца февраля 1940 г. Осмотреть его удалось только 26 февраля 1940 г., после прорыва главной полосы «линии Маннергейма». В начале марта 1940 г. СМК с помощью шести танков Т-28 отбуксировали на станцию Перк-Ярви, разобрали и отправили на Кировский завод. По заданию АБТУ РККА завод должен был отремонтировать танк и передать его на хранение в подмосковную Кубинку. Но по ряду причин ремонт произведен не был. СМК пролежал на задворках завода до 1950-х гг., после чего пошел в переплавку.

Финны осматривают подорванный СМК, 1 января 1940 г.:


Схема боевых действий танков СМК и Т-100 в районе Сумма – Хоттинен 18–19 декабря 1939 г.:


Источники:
«Танкомастер» № 2, 1997;
И.Дроговоз «Железный кулак РККА», ИД Т-М, 1999;
Павлов И.В., Павлов М.В. «Советские танки и САУ 1939-1945», Москва 1996 г.
« Последнее редактирование: Октября 19, 2017, 03:35:34 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4636
Re: СМК - опытный тяжёлый танк прорыва
« Ответ #1 : Октября 16, 2017, 04:59:06 pm »

Модель танка СМК (в двухбашенном варианте):

Конструктор боевых машин. - Л.: Лениздат, 1988. - 382 с. c. 67.


Модель танка СМК (в двухбашенном варианте), начало 1939 г.:


https://yuripasholok.livejournal.com/2332782.html

Поперечный разрез танка СМК (в двухбашенном варианте):

http://panzer35.ru/forum/47-10408-5
« Последнее редактирование: Октября 17, 2017, 02:21:50 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4636
Re: СМК - опытный тяжёлый танк прорыва
« Ответ #2 : Октября 16, 2017, 05:19:48 pm »

Первоначальные варианты танка СМК - чертежи танка в трёхбашенном варианте:


http://panzer35.ru/forum/47-10408-1
« Последнее редактирование: Октября 16, 2017, 05:44:24 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4636
Re: СМК - опытный тяжёлый танк прорыва
« Ответ #3 : Октября 16, 2017, 06:00:32 pm »

Конструкция тяжёлого танка прорыва СМК обр. 1939 г.

Ходовая часть. При разработке танка Ермолаев и Котин сознательно решили отказаться от применения элементов, ранее успешно использованных на серийных Т-35. Конструкция тележек ходовой части была к тому времени отрабаотана и обладала высокой надежностью, но в техническом плане она устарела и практически исчерпала резервы для модернизации. Применительно на один борт ходовая часть тяжелого танка СМК окончательного проекта 1939 г. включала следующие элементы:

- 8 необрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской;
- переднее направляющее колесо;
- заднее ведущее колесо зубового зацепления;
- 4 колеса поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы;
- крупнозвенчатая гусеница с литыми стальными траками.

Корпус. Конструкция корпуса была сварной. Согласно первоначальному техническому заданию бронирование было выполнено дифференцированным, однако при проработке первых проектов (трехбашенных) выполнить все требования АБТУ в полной мере не удалось. В частности, наличие 75-мм лобового бронирования неизбежно вело к увеличению массы, выходившей в данном случае за расчетные 55 т. Соответственно, повышалась нагрузка на основные агрегаты танка, в первую очередь на ходовую часть и трансмиссию. Учитывая опыт модернизации Т-35 было принято решение уменьшить толщину брони. Толщина брони корпуса в лобовой и кормовой части, а также в боковых проекциях, составляла 60 мм. Днище имело толщину 30 мм, крыша – 20 мм. Впрочем, после того, как СМК "освободили" от задней башни (а её полная масса вместе с боекомплектом составлял более 3 тонн), лобовое бронирование всё же удалось довести до требуемых 75 мм. В остальном схема бронирования корпуса не изменилась. Компоновка корпуса была классической. В передней части размещалось отделение управления, где были оборудованы места для механика-водителя (по центру) и стрелка-радиста (слева), обслуживавшего радиостанцию и курсовой пулемет ДТ в шаровой установке. В крыше корпуса с правой стороны имелся круглый люк откидывающийся вправо. Средняя часть корпуса была отведена под двухсекционное боевое отделение и занимало почти 50% от общей его длины. В двух башнях, имевших различные геометрические размеры и вооружение, размещались места для двух наводчиков, двух заряжающих и командира. Таким образом, полный экипаж танка СМК состоял из 7 человек.

Интересной особенностью стало наличие внутри боевого отделения внутренней ёмкостью с водой. Это новшество было введено по личной просьбе Сталина, который, судя по всему, тогда ещё верил в возможность глубоких прорывов, совершаемых тяжелыми танками. В этом плане несколько странно выглядит отсутствие требование по наличию провианта, что было бы вполне логично.

В задней части корпуса устанавливалась силовая установка и трансмиссия. Для доступа к ним в крыше корпуса выполнили один прямоугольный и два круглых люка. Кроме того, к нижнему лобовому и кормовому бронелистам крепились по две буксировочные серьги.

Башни и вооружение. Как и многие другие советские танки довоенного периода СМК (не в пример зарубежным аналогам того же класса) не оснащался каким-либо пушечным вооружением, размещенным в корпусе. Установка орудий производилась только в башни конической формы, расположенных по двухъярусной схеме.
Главная башня устанавливалась на высокой подбашенной коробке практически ровно в центральной части корпуса по продольной оси, что обеспечивало радиус поворота в 360°. В передней части башни разместили 76,2-мм пушку Л-11 с удлиненным стволом и спаренный с ней пулемет ДТ. В кормовой нише теперь устанавливался 12,7-мм пулемет ДК, а на верхнем башенном люке монтировалась зенитная турель (по всей видимости типа П-40) с 7,62-мм пулеметом ДТ. На крыше, ближе к переднему краю, находились вырезы под установку двух приборов наблюдения. Боекомплект для 76,2-мм орудия, относительно проектного варианта, был несколько уменьшен и состоял из 113 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов. Для крупнокалиберного пулемета ДК боекомплект был не менее внушительным – 600 патронов.

Вторая башня была сдвинута от продольной оси влево для увеличения места в отделении управления. Здесь устанавливалась 45-мм пушка 20К с боезапасом 300 выстрелов и спаренный с ней пулемет ДТ. Суммарный боекомплект для пулеметов ДТ равнялся 4920 патронов. Нижняя башня также оборудовалась двумя перископическими приборами наблюдения и одним верхним люком. Общей чертой обеих башен были смотровые щели и отверстия для стрельбы из пистолетов (по одному с каждого борта).

Силовая установка и трансмиссия. Для танка СМК ещё в начале проектирования был выбран авиационный двигатель АМ-34, обладавший необходимыми характеристиками. Максимальная мощность этого бензинового 12-цилиндрового двигателя, оснащенного жидкостной системой охлаждения, составляла 850 л.с. при 1850 об/мин., что позволяло достичь удельной мощности порядка 15,4 л.с. на тонну. Выхлопные патрубки были выведены на крышу моторно-трансмиссионного отсека.

Мотор АМ-34, нашедший применение на бомбардировщиках ТБ-3 и рекордном самолёте РД, являлся хорошо освоенным промышленностью, что положительно влияло как на эксплуатационные качества, так и на непосредственное обслуживание. Самым существенным его недостатком было высокое потребление дорогостоящего горючего (высокооктановый бензин 1-го сорта, авиационный). На 100 км пути по шоссейной дороге расходовалось 600 литров бензина, так что топливный бак на 1320 литров опустошался через 200-220 км. Впрочем, это не играло особой роли, поскольку в указанном случае СМК всё-равно укладывался в техническое задание. Трансмиссия танка была механической и включала следующие компоненты: коробка передач (5 скоростей вперед и 1 назад), главный и бортовые фрикционы, ленточные тормоза.

Оборудование. На тяжелом танке СМК устанавливалась штатная радиостанция 71ТК-3 со штыревой антенной выведенной на правый борт корпуса. Внутри танка экипаж мог вести переговоры при помощи переговорного устройства ТПУ-6а. В состав электрооборудования входил генератор, обеспечивавший питание для внутреннего освещения и фары дальнего света (находилась слева от водителя и крепилась на верхнем лобовом бронелисте).

Тактико-технические характеристики тяжёлого танка прорыва СМК обр. 1939 г.:


По:
http://ww2history.ru/smk_2.html

Колонка №9 - тяжёлый танк прорыва СМК обр. 1939 г.:

http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=16851&postdays=0&postorder=asc&start=40
« Последнее редактирование: Октября 16, 2017, 06:16:03 pm от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1]   Вверх