Су-30МКИ (Т10ПМК) - двухместный многофункциональный истребитель (экспортный).«МКИ» - модернизированный, коммерческий, индийский.Разработчик: АООТ «ОКБ Сухого», г. Москва.Серийное производство: 1. Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), г. Иркутск; 2. HAL (хинди हि ए लि) - Hindustan Aeronautics Limited («Хиндустан Аэронотикс», на хинди हिन्दुस्तान एरनॅटिक्स लिमिटेड), г. Бангалор, Индия. Опытный образец: 1997 г.В семейство самолётов Су-30МК для экспорта входят:Су-30МКИ для ВВС Индии - серийное производство в г. Иркутске;Су-30МКМ для ВВС Малайзии- серийное производство в г. Иркутске;Су-30МКА для ВВС Алжира - серийное производство в г. Иркутске;Су-30МКК для ВВС Китая - серийное производство в г. Комсомольск-на-Амуре;Су-30МК2 для ВМС Китая - серийное производство в г. Комсомольск-на-Амуре;Су-30МК2 для ВВС Венесуэлы - серийное производство в г. Комсомольск-на-Амуре.Из-за того, что Су-30МКИ, Су-30МКМ, Су-30МКА (г. Иркутск) и Су-30МКК, Су-30МК2 (г. Комсомольск-на-Амуре) имеют разное производственное «происхождение» машины имеют видимые различия. Су-30МКИ, Су-30МКМ, Су-30МКА имеют переднее горизонтальное оперение (ПГО) и управляемый вектор тяги двигателей. Кроме этого, от Су-30МКК (Су-30МК2) они отличаются килями меньшего размера и рулями направления большего размера. Все варианты Су-30МК отличаются друг от друга бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО).История создания.Переговоры по вопросам поставок истребителей типа Су-27 велись с индийской стороной с 1994 г. Проектирование в ОКБ самолета для ВВС Индии на базе Су-30 началось в 1995 г. Главным конструктором по этой теме был назначен А.Ф.Барковский. 30 ноября 1996 г. был заключен межгосударственный генеральный контракт №РВ/535611031077 на поэтапную разработку и поставку Индии 18 двухместных истребителей Су-30К и 32 новых многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКИ. Изготовление и поставка самолетов Су-30МКИ предусматривалась несколькими партиями, с последовательным наращиванием возможностей БРЭО, силовой установки и вооружения. Головными исполнителями генерального контракта согласно распоряжения правительства были определены: - в части разработки самолетов – АООТ (ныне ОАО) «ОКБ Сухого», - в части изготовления самолетов – Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО, ныне – Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут»).Разработку радиолокационной системы управления (РЛСУ) «Барс» (изд. Н011М) для индийских самолетов осуществлял ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова» (НИИП - НИИ приборостроения) на основе работ по РЛСУ-27 (изд. Н011) для Су-27М.Су-30К (Т10ПК) представлял собой экспортный вариант серийного Су-30 (Т10ПУ) с упрощенным БРЭО. А на Су-30МКИ (Т10ПМК) в ходе ОКР предполагалось осуществить комплекс мероприятий по внедрению последних достижений по БРЭО, силовых установок и вооружения. К слову, возможности России в то время по БРЭО были ограниченными, поэтому к поставке различных систем и комплексов были привлечены зарубежные компании.Основными отличительными особенностями Су-30МКИ стали: - впервые в мире на серийном самолете установлен двигатель с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП разработки НТЦ им. А.М.Люльки (изд. 96) и система дистанционного управления СДУ-10МК, включенные в единый контур управления. В комплексе все это обеспечивает возможность реализации на Су-30МКИ режимов сверхманевренности; - впервые в практике ОКБ на самолете произведена широкая интеграция систем БРЭО импортного и отечественного производства. На Су-30МКИ создан «интернациональный» борт, в состав которого вошли системы и комплексы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира;- впервые в мире на серийном самолёте установлена РЛСУ «Барс» (изд. Н011М) с поворотной по азимуту фазированной антенной решёткой (ФАР) разработки НИИ приборостроения. Кроме этого на самолете установлено новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем отечественной разработки; - номенклатура АСП существенно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ; класса «воздух-земля» Х-29Л/Т/ТЕ, Х-31А/П, Х-59М и управляемых бомб КАБ-500 и КАБ-1500.На Су-30МКИ была применена система управления огнём СУО-30ПИ, разработки ОКБ «Авиаавтоматика». Эта система обеспечивает управление ракетами класса «воздух - воздух» с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения (ГСН), управление ракетами класса «воздух - поверхность» с телевизионными, лазерными и пассивными радиолокационными ГСН, применение авиационных средств поражения (АСП) одновременно против нескольких воздушных целей. Важно и то, что система СУО-30ПИ выполняет идентификацию и выбор типа и точек подвески авиационных средств поражения, выбор и реализацию сложных вариантов и режимов применения оружия, выдачу команд и информации о наличии, типе, готовности и остатке вооружения, управление подготовкой к боевому применению. Данная система формирует пусковые команды на штатное и аварийное применение оружия, обеспечивает сопряжение интерфейсов систем, задействованных в пуске или стрельбе и ряд других задач.Постройка двух опытных самолетов по программе Су-30МКИ осуществлялась в ОКБ в 1995-1998 гг.Первый опытный самолет Т10ПМК, получивший собственное обозначение Су-30И-1 (Т10ПМК-1, МКИ-1), был изготовлен на опытном производстве ОКБ П.О.Сухого из серийного Су-30 (Т10ПУ), зав. №96310104003, сер. № 02-01 (вторая производственная серия, первая машина серии). Изначально эта машина была заложена для ВВС России, но по договорённости с заводом в марте 1993 г. она была передана в ОКБ, где началось её переоборудование в опытный Су-30И-1. Доработки коснулись планера в полном объёме, по БРЭО – в «урезанном» варианте. Постройка опытного Су-30И-1 завершилась в марте 1997 г. 24 апреля 1997 г. самолёт был доставлен на ЛИиДБ ОКБ П.О.Сухого в Жуковском, и в мае 1997 г. начались его наземные испытания по программе Су-30МКИ. Первый полет на Су-30И-1 с борт. №«56 синий» совершил летчик-испытатель В.Ю.Аверьянов 1 июля 1997 г. С июля 1997 г. в ОКБ началось выполнение программы совместных с ГЛИЦ ВВС испытаний самолёта. На втором этапе испытаний Су-30И-1 получил новую окраску и новый бортовой №01, после машина участвовала в начальном этапе испытаний, участвовала на Aero India'98. 12 июня 1999 г. на авиашоу Ле-Бурже'99 с самолётом произошла авария - машина была потеряна. Экипажу удалось катапультироваться с небольшой высоты. Лётчики не пострадали.Второй опытный самолёт Т10ПМК был переделан в ОКБ из опытного самолёта Т10ПУ-6 (до 1987 г. это был Су-27УБ (Т10У-6) выпуска 1986 г., зав. №96310402003, сер. № 02-01 (вторая производственная серия, первая машина серии)). По планеру доработки были проведены в «урезанном» объёме (например, осталась старая ПОШ, с одним колесом), по БРЭО - доработки были произведены практически в полном объёме. Машина получила собственное обозначение Су-30И-6 (Т10ПМК-6). Первый полёт состоялся 23 марта 1998 г., потом проводились испытания по программе Су-30МКИ (Т10ПМК).Первый опытный образец Су-30МКИ (Су-30И-1, Т10ПМК-1), борт №«56 синий». Облёт после переделан из серийного Су-30 (Т10ПУ), зав. № 96310104003, сер. № 02-01:
Второй опытный образец Су-30МКИ (Су-30И-6, Т10ПМК-6), борт № «06 синий». Облёт после переделки из Т10ПУ-6:
Опытные Су-30МКИ под обозначением Су-30МК («МК» - модернизированный, коммерческий) неоднократно демонстрировались на различных авиасалонах.В ходе ОКР по Су-30МКИ на ИПАО с конца 1996 г. по апрель 1997 г. была изготовлена и поставлена в Индию первая партия из 8 самолётов Су-30К с зав. №№101SB001 - 101SB008, сер. №№ 04-01 - 04-08. Машины поступили на вооружение ВВС Индии 11 июля 1997 г. А во второй половине 1999 г. была изготовлена вторая партия из 10 самолётов Су-30К с зав. №№101SB009 - 101SB018, сер. №№ 04-09 - 05-08.Серийное производство самолета Су-30МКИ (Т10ПМК) было развернуто в Иркутске с 2000 г. Первый предсерийный самолёт Су-30МКИ был полностью изготовлен в Иркутске в сентябре 2000 г. из задела по Су-27УБК. Машина получила собственное обозначение Су-30И-5 и бортовой №«05 синий». Самолёт был облётан на заводе В.Ю.Аверьяновым 26 ноября 2000 г. Второй предсерийный самолёт Су-30МКИ с бортовым №«03 синий» так же был собран из задела по Су-27УБК. Машина предназначалась для проведения статических испытаний и в 2001 г. была отправлена в СибНИА.Опытные, предсерийные и серийные Су-30МКИ с собственными обозначениями Су-30И-1, Су-30И-2, Су-30И-4, Су-30И-5, Су-30И-6, Су-30И-7 были переданы ОКБ и участвовали в программе заводских и совместных с ГЛИЦ ВВС испытаний. В соответствии с условиями контрактов, испытания и поставки самолетов Су-30МКИ осуществлялись в 3 этапа. Поставка заказчику первой партии из 10 Су-30МКИ состоялась в 2002 г., второй партии из 12 самолётов – в 2003 г. К 2004 г. самолетами Су-30К и Су-30МКИ вооружены две эскадрильи ВВС Индии.Первая партия (2002 г.), из 10 Су-30МКИ Мк I оснащались РЛПК Н011М «Барс» Mk I, которая обеспечивала применение управляемого оружия только класса «воздух-воздух», одновременное сопровождение 10 и атака 2 целей. Эти самолёты поступили на вооружение 20-й эскадрильи «Lightnings», бортовые №№SB019 – SB028.
Вторая партия (2003 г.), из 12 Су-30МКИ Мк II с РЛПК Н011М «Барс» Mk II могла применять УР «воздух-воздух» РВВ-АЕ, кроме того, РЛПК была способна работать в режиме картографирования местности и позволяла применять ПКР Х-31А. СУО Су-30МКИ Мк II обеспечивает применение УР «воздух-поверхность» с телевизионным наведением Х-59МЭ. Эти самолёты поступили на вооружение 30-й эскадрильи «Rino», бортовые №№SB029 – SB040.
Третья партия (2004 г.), из 10 Су-30МКИ Мк III, поставленные в конце 2004 г., имела РЛПК Н011М «Барс» Mk III, в которой использованы процессоры индийской разработки и индийского производства. РЛПК и СУО позволяли одновременно атаковать одну наземную и одну воздушную цели, не прекращая обзора радаром воздушного пространства. В случае установки подвесного контейнера израильского производства Рафаль «Лайтнинг» возможно применение корректируемых авиабомб с лазерным наведением. Самолёты также поступили на вооружение 30-й эскадрильи «Rino», бортовые №№SB041 – SB050.
Согласно подписанному в декабре 2005 г. контракту все Су-30МКИ ранних партий (Mk I и Mk II), состоящие на вооружении ВВС Индии, в 2006 г. были доработаны на предприятиях HAL до уровня Су-30МКИ Мк III.
28 декабря 2000 г. в Иркутске был подписан Генеральный контракт №РВ/835611233630 на организацию лицензионного производства самолётов Су-30МКИ на предприятиях корпорации «Hindustan Aeronautics Limited» («HAL»).
Первые 3 машины на предприятиях HAL были собраны в 2004 г. (первый самолет с борт. №SB-102 передан ВВС 28.11.2004), в 2005 г. – 5, в 2006 г. (до второго квартала 2007 г.) – 13, остальные 119 – до 2015 г., по 18 машин ежегодно. В 2007 г. поставлены 8 машино-комплектов, в 2009 г. – 18, в 2009 г. собраны 23 машины, в 2010 г. – 28.
Машинокомплекты для производства самолётов в Индии поставлялись из Иркутска.
Успешный опыт эксплуатации самолетов Су-30МКИ в Индии в значительной степени повлиял на выбор руководства Малайзии (2003 г.) и Алжира (2006 г.), при принятии решения о закупке партий многоцелевых самолетов для национальных ВВС.
При реализации программы Су-30МКИ впервые в России была отработана новая модель военно-технического сотрудничества, которая предполагала практикуемые в мире этапы долгосрочного сотрудничества, такие, как:
- первые поставки партий изделий в исходной версии (Су-30К),
- совместная ОКР по модифицированному варианту изделия (Су-30МКИ),
- передача заказчику лицензии на производство изделия с последовательным замещением российских компонентов оборудования на зарубежные (в декабре 2000 г. подписан генеральный контракт на продажу Индии лицензии на производство 140 самолетов Су-30МКИ финальной партии поставки),
- модернизация изделий первых партий поставок до технического облика машин финальной партии поставки,
- создание совместного сервисного технического центра послепродажного обслуживания поставляемой техники,
- использование «завоеванного экспортного плацдарма» для проникновения на региональный рынок (в 2003 г. заключен контракт на поставку самолетов Су-30МКМ в Малайзию, в 2006 г. - в Алжир).
По: https://www.sukhoi.org/products/samolety/253/
Основные характеристики самолета Су-30МКИ (по данным ВВС Индии).
Тип двигателей | | АЛ-31ФП |
Тяга на форсаже | кгс | 2×12 500 |
Длина самолета | м | 21,935 |
Размах крыла | м | 14,7 |
Площадь крыла | м² | 62,04 |
Высота самолета, | м | 6,34 |
Нормальная взлетная масса | кг | 26 090 |
Максимальная взлетная масса | кг | 34 500 |
Предельная взлетная масса | кг | 38 800 |
Запас топлива: | | |
- основная заправка | кг | 5 270 |
- полная заправка | кг | 9 640 |
Максимальная масса боевой нагрузки | кг | 8 000 |
Нормальная посадочная масса | кг | 22 900 |
Максимальная посадочная масса | кг | 30 000 |
Максимальная скорость полета у земли | км/ч | 1 400 |
Максимальная скорость полета на большой высоте | км/ч | 2 120 |
Максимальное число М | | 2,0 |
Практический потолок | м | 17 500 |
Максимальная скороподъемность | м/с | 270 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | | 9 |
Практическая дальность полета: | | |
- без дозаправки | км | 3 200 |
- с одной дозаправкой | км | 5 200 |
Максимальная продолжительность полета с дозаправками (возможности экипажа) | ч | 10 |
Длина разбега | м | 750 |
Длина пробега | м | 650 |
Скорость отрыва | км/ч | 270 |
Посадочная скорость | км/ч | 245 |
http://aviation-gb7.ru/Su-30MKI.htm