Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: «Объект 233» (КВ-13, ИС-1) - опытный танк  (Прочитано 1000 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4811
«Объект 233» (КВ-13, ИС-1) - опытный танк
« : Ноября 11, 2018, 01:09:11 pm »

«Объект 233» (КВ-13, ИС-1) - опытный танк.

Разработчик: Кировский завод, Челябинск (эвакуирован из Ленинграда осенью 1941 г.), опытный завод №100, г. Челябинск.
Изготовитель: опытный завод №100, г. Челябинск.

На Кировском заводе имел обозначение: КВ-13. В феврале 1943 г. переименован в ИС (ИС-1).
На заводе №100 имел обозначение: ИС-1.

Старший инженер машины: Н.В.Цейц, Н.Ф.Шашмурин.

Заводское (чертёжное) обозначение танка - «Объект 233».
Зарезервированное войсковое обозначение - КВ-13 («Клим Ворошилов») или ИС, ИС-1 («Иосиф Сталин»).

Изготовлено два опытных образца в двух конструктивных вариантах.

Первый опытный образец построен в сентябре 1942 г.
Второй опытный образец построен в марте 1943 г., танк «второго варианта».

Танк на вооружение не принимался.

История создания.

Первый год Великой Отечественной войны наглядно показал, что тяжёлый танк в том виде, каким он представлялся советским военным до войны, перестал их устраивать. От тяжёлого танка в боевой обстановке потребовалась не только высокая защищенность, но и тактическая подвижность. В этом отношении запущенный в серийное производство КВ-1 не вполне устраивал военных. Кроме того, его эксплуатация выявила ряд конструктивных недостатков, которые оказали существенное влияние на надёжность боевой машины. Эталонным танком был признан средний танк Т-34, который был легче КВ-1 в 1,5 с лишним раза. В итоге, военные захотели получить танк с подвижностью Т-34, но при этом с броневой защитой на уровне КВ-1.

В начале 1942 г. СКБ-2 ЧКЗ стало прорабатывать глубокую модернизацию танка КВ-1. Она предполагала облегчение конструкции танка за счёт уменьшения толщины брони и переделку ряда агрегатов, таких как КПП, силовая установка и система охлаждения, но при соблюдении соответствия общей конструкции танка серийным КВ-1. Работы по модернизации танка привели к созданию «скоростного» тяжёлого танка КВ-1с, и запуск его в серийное производство на ЧКЗ в августе 1942 г.

Параллельно с глубокой модернизацией КВ-1 в СКБ-2 ЧКЗ начались работы над новым тяжёлым танком. Старшим инженером машины, получившей индекс КВ-13, был назначен Н.В.Цейц.

Инициатором появления «среднего танка тяжёлого бронирования», как нередко называют КВ-13, было руководство Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА). 1 июня 1942 г. ГАБТУ КА подготовило документ, который предусматривал изготовление  танка «тяжёлого типа» с боевой массой 30 т. Задание на разработку новых танков было выдано не только Челябинску (КВ-13), но и Нижнему Тагилу (Т-44 - вариант танка Т-34М (Т-43) с трёхместной башней).

Требования ГАБТУ КА на изготовление 30-тонных танков:


Николай Валентинович Цейц был человеком суеверным. Он оказался совсем не рад тому факту, что новому танку присвоили «чертову дюжину». Цейц всеми правдами и неправдами постарался от этого индекса избавиться, и это ему отчасти удалось.

Ещё 9 октября 1941 г. приказом НКТП №20К Ж.Я.Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам. С подачи Ж.Я.Котина в марте 1942 г. приказом Наркома танковой промышленности В.А.Малышева в Челябинске на базах цеха ОП-2 Кировского завода, бывшего опытно-тракторного завода ЧТЗ и Харьковского станкостроительного завода им. Молотова был создан опытный завод №100 (опытный танкомоторный завод №100), его директором стал Н.Н.Ворошилов. Этим же приказом на завод возлагалось «руководство опытно-конструкторской тематикой на заводах Наркомата, разработка, изготовление и доводка конструкций по танкам, их агрегатам, танковому вооружению и моторам». Опытный завод №100 получил кузницу, сталеплавильную печь, вагранку, участок формовки и литья чугунных и стальных изделий, а также модельный цех и лабораторию. Производственная база завода №100 позволяла изготавливать любые детали проектируемых изделий. В составе опытного завода №100 было создано Отдельное конструкторским бюро (ОКБ). Главным конструктором бюро был назначен А.С.Ермолаев; заместителем главного конструктора бюро - Н.М.Синёв; конструкторами ОКБ были назначены: Е.П.Дедов, К.И.Ильин, Н.Ф.Карпачев, Б.А.Красников, М.И.Креславский, Г.Н.Москвин, Г.Н.Рыбин, В.И.Таротько.

Работы по КВ-13 частично перешли на завод №100, данная машина стала одной из первых работ опытного завода. Именно в этот момент танк стал проходить под двумя обозначениями. Поскольку в основном переписка шла по линии ЧКЗ, в документах он значился, как КВ-13. Зато в конструкторской документации ОКБ завода №100 использовалось совсем другое название – ИС-1.

Штамп чертежа тяжелого танка ИС-1 (КВ-13), ОКБ завода №100, май 1942 г.:


Общий вид КВ-13 сформировался в мае 1942 г. Специфические требования к машине привели к тому, что тяжелый танк имел размеры и боевую массу среднего танка. При разработке КВ-13 конструкторы группы Цейца использовали технические решения удачного Т-34. От среднего танка были взяты отдельные элементы ходовой части, в частности траки гусениц и несколько измененное ведущее колесо. Поначалу башня КВ-13 создавалась двухместной, но уже к началу лета 1942 г. её решили переработать в трёхместную. Одновременно в трёхместной башне предполагалось установить командирскую башенку и поставить кормовой пулемет. Хотя трёхместная башня так и осталась в проекте, эти наработки впоследствии были использованы при создании баши танка КВ-1с, в башне которого прослеживается влияние конструкции башен танков КВ-13 и Т-34.

Продольный разрез КВ-13 (ИС-1), май 1942 г. Старший инженер машины - Н.В.Цейц:


Проект КВ-13 (ИС-1) с трёхместной башней, май 1942 г.:


КВ-13 существенно отличался от КВ-1. От КВ-1 новому танку достались двигатель, торсионные валы и ряд других элементов. Корпус с местом механика-водителя, расположенным по центру отделения управления напоминал корпус лёгкого танка Т-50 конструкции Кировского завода. Оттуда же частично была заимствована конструкция установки курсового пулемета, а также система охлаждения с характерным расположением радиаторов. Для такой установки пришлось сделать на крыше моторно-трансмиссионного отделения хорошо заметный «горб». Воздухозаборники на крыше моторно-трансмиссионного отделения по конструкции были аналогичны заборником танка КВ-4. На КВ-13 предполагалось использовать новую 9-скоростную коробку передач с тройным демультипликатором, разработанную инженером Ф.А.Маришкиным. В конструкции корпуса и башни использовалось много литых деталей. Это позволило упростить технологию производства и сократить заброневой объем. Высвободившаяся масса позволила усилить бронирование нового танка. Согласно первому варианту, максимальная толщина брони корпуса и башни составляла 90 мм, к началу июля 1942 г. она была доведена до 100 мм, а в окончательном варианте броню корпуса удалось усилить до 120 мм. При этом проектная масса пустого корпуса составила 13 250 кг, а пустой башни – 4 150 кг.

Проект постановления ГКО о выпуске опытных образцов КВ-13 (уже с трёхместной башней):


5 июня 1942 г. состоялось совещание, в котором принимал участие И.В.Сталин и нарком танковой промышленности В.А.Малышев. В ходе совещания был утверждён запуск работ по тяжёлому танку КВ-1с. Также здесь были показаны модели перспективных танков завода №183 и ЧКЗ боевой массой 30 т - Т-34М (Т-43) и КВ-13. Об этом в своих воспоминаниях упоминает Малышев:

«Мы показали т. Сталину макеты двух новых танков, которые полностью решают те пожелания... но т. Сталин ответил: «Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернемся месяца через полтора-два, когда конструктора закончат работу по улучшению существующих танков».

Решение И.В.Сталина было отражено в постановлении ГКО №1878 «Об улучшении танков КВ», подписанном 5 июня 1942 г. 9-й и 10-й пункты этого документа касались именно КВ-13. Согласно им, к 10 августа 1942 г. предполагалось изготовить два опытных образца машины. Оба пункта из текста постановления вычеркнул сам Сталин.

Несмотря на такое решение, работы по КВ-13 всё же продолжались, но уже в меньшем объеме. В основном над ним тогда занимались на заводе №100, а сотрудники СКБ-2 ЧКЗ в форсированном темпе разрабатывали КВ-1с. Опыт работ по КВ-13 был использован при создании модернизированного тяжелого танка. Но и на КВ-13 были использованы некоторые технические решения, которые отрабатывались для КВ-1с.

Для отработки новых решений для КВ-13 был использован КВ-1 с серийным номером 25810. На нем с июля 1942 г. стали были опробованы опорные и поддерживающие катки КВ-13.

3 июля 1942 г. вышло постановление ГКО №1958 «О танках Т-34 и Т-70», согласно которому на ЧКЗ организовывалось производство Т-34. Все силы предприятия были сосредоточены на новом задании, ради которого даже был сокращён выпуск КВ-1. Организация производства Т-34 сильно повлияла на работы по КВ-1с, а работы по КВ-13 были фактически приостановлены.

19 июля 1942 г. от инфаркта умер Цейц. Старшим инженером КВ-13 был назначен Н.Ф.Шашмурин. Но в связи с загруженностью работами по КВ-1с и Т-34 разработка КВ-13 возобновилась только в сентябре 1942 г. Проектированием и сборкой танка занимался опытный завод №100. 14 сентября 1942 г. на завод пришла телефонограмма от И.М.Зальцмана, который потребовал все опытные работы на заводе прекратить. Завод №100 должен был обеспечивать развертывание производства Т-34 на ЧКЗ. Тем не менее, работы по КВ-13 продолжались. К 13 сентября 1942 г. были готовы его корпус и башня, в тот же день на заводе произвели разметку под монтаж узлов и агрегатов. При взвешивании выяснилось, что масса корпуса и башни оказались меньше расчетных – 12 900 и 3 600 кг, соответственно.

13 сентября 1942 г. началась сборка танка. Как это часто бывает с опытными изделиями, выявились недоработки. Кронштейны рычагов управления пришлось приваривать на эвакуационном люке, а для кронштейна тяг главного фрикциона на днище корпуса не нашлось места. Бортовые редукторы не входили в посадочные отверстия корпуса, кроме того, возникли сложности с установкой топливных баков. В общей сложности на получение оставшихся агрегатов и досборку машины понадобилось чуть менее двух недель.

По сравнению с проектом в опытный образец танка КВ-13 были внесены изменения. Так, вместо опорных катков с внутренней амортизацией, аналогичных по конструкции каткам Т-50, на КВ-13 были установлены более технологичные и более лёгкие цельнометаллические катки. По аналогии были переработаны и ленивцы.

Опытный образец КВ-13 (ИС-1) с двухместной башней (трёхместную изготавливать не стали), конец сентября 1942 г.:


По:
https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom
« Последнее редактирование: Декабря 22, 2019, 10:20:16 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4811
Re: «Объект 233» (КВ-13, ИС-1) - опытный танк
« Ответ #1 : Ноября 11, 2018, 01:22:31 pm »

Элементы первого опытного образца танка КВ-13 («Объект 233»), конец сентября 1942 г.:

https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2019, 09:46:43 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4811
Re: «Объект 233» (КВ-13, ИС-1) - опытный танк
« Ответ #2 : Ноября 11, 2018, 02:29:34 pm »

Продолжение.
Первый опытный образец танка КВ-13 (ИС-1).

В первый испытательный пробег первый опытный образец танка КВ-13 (ИС-1) отправился 26 сентября 1942 г. В его ходе все механизмы трансмиссии и ходовой части работали нормально, но уже тогда случились первые поломки. При повышенных оборотах двигателя давление масла падало до двух атмосфер. Причину выявили быстро – неисправность работы масляного редуктора мотора. Гораздо больше проблем принес следующий день, когда была определена максимальная скорость танка – 55 км/ч. Замерить её удалось по показаниям идущего сзади автомобиля ГАЗ М1. Результаты вполне удовлетворительные, но на 30-м километре ухудшилась работа привода КПП, начался перегрев двигателя, на 9-й передаче наблюдалась слабая тяга. Наконец, слетели и потерялись крышки с трех опорных катков. Также отмечалось очень тяжелое управление машиной: усилие на рычагах составляло до 60 кг, а на педали главного фрикциона – 90 кг.

Первый опытный образец танка КВ-13 (ИС-1) с двухместной башней на испытаниях на испытаниях, октябрь 1942 г.:



По результатам испытаний были выявлены недостатки: воздушный фильтр без демонтажа масляных радиаторов оказалось невозможно снять, во время движения стопор башни самопроизвольно отворачивался, а замки пистолетных портов были признаны непригодными к эксплуатации. По результатам первых испытаний использование элементов ходовой части Т-34 на КВ-13 признали неудачной. Поэтому на заводе №100 начались работы по изготовлению второго комплекта механизмов трансмиссии и ходовой части. Траки было решено заменить на КВ-шные, для этого требовалась переделка ведущих колёс танка.

Устранение первоочередных дефектов опытной машины заняло больше недели. После переделки механизмов крепления рычагов усилие на них удалось снизить до 24 кг. После устранения недостатков испытания продолжились.

5 октября 1942 г. КВ-13 вышел на третий пробег, преодолев 35 км. Выяснилось, что винт натяжного механизма во время езды отворачивается, в результате гусеница часто ослабевала и рвала крылья. Правое крыло оказалось порвано полностью, с левого сорвало болты крепления. Потеря крыльев сказалась на работе двигателя, поскольку летящая грязь забивала воздухозаборники. Трансмиссия работала надёжно, а вот двигатель на высоких оборотах имел склонность к перегреву. По возвращению на завод КВ-13 встал на ремонт, который длился неделю. В следующий раз танк отправился на испытательный пробег 13 октября 1942 г., пройдя 85 км. Забрасывание землей воздухозаборников продолжилось, как и перегрев двигателя, как и проблемы с механизмом натяжения гусеницы. Возникли неполадки с коробкой передач. Неприятности с КПП продолжились и в последующих двух заездах, которые состоялись 16 и 19 октября 1942 г.

Всего за сентябрь - ноябрь 1942 г. опытный КВ-13 преодолел 715 км, в ходе которых выявилось около 50 различных дефектов. После прохождения 565 км на танке заменили гусеницы от Т-34 на гусеницы от КВ-1с, одновременно поменяли и ведущие колеса. Но это ситуацию не улучшило. В ходе пробега 3 ноября 1942 г. было зафиксировано три случая выхода гусеницы из зацепления со звездочкой ведущего колеса. Выявлялись и другие недостатки, например, большое количество щелей в днище, через которые внутрь танка попадала вода.

До конца 1942 г. опытный КВ-13 участвовал в различных испытаниях, но было ясно, что она имеет много недостатков. Ещё в ноябре 1942 г. начались работы по разработке улучшенного КВ-13. Но и эта попытка закончилась неудачей.

Первый опытный образец КВ-13 (ИС-1), лето 1943 г. На заднем плане виден второй опытный образец КВ-13 (ИС-1) «второго варианта», разделивший судьбу предшественника:


Выводы.
Таким образом, СКБ-2 ЛКЗ и ОКБ завода №100 сделали ровно такую машину, какую захотели военные (средний танк Т-34, но тяжело забронированный). А в июле 1942 г. вышло постановление ГКО №1958 «О танках Т-34 и Т-70», согласно которому на ЧКЗ потребовалось срочно организовать производство Т-34. В условиях, когда ЧКЗ серийно выпускает и Т-34, и КВ-1с, у КВ-13 шансов не выпуск уже было. Так что дальнейшая эволюция танка КВ-13 с ростом бронирования, что и сделал впоследствии Н.Ф.Шамшурин на КВ-13 (ИС-1) «второго вырианта» была вполне логичной. А в чистом виде КВ-13 в тот момент был уже просто не нужен.

По:
https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2019, 09:46:20 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4811
Re: «Объект 233» (КВ-13, ИС-1) - опытный танк
« Ответ #3 : Декабря 08, 2019, 05:31:36 pm »

Продолжение.
Второй опытный образец танка КВ-13 (ИС-1), танк «второго варианта».

26 сентября 1942 г. на испытания вышел первый опытный образец танка КВ-13 (ИС-1). Машина получилась крайне необычной: обладая защищённостью тяжёлого танка, она одновременно имела размеры и массу среднего. КВ-13 разрабатывался именно как тяжёлый танк, а его относительно небольшие размеры и масса стали прямым следствием полученного из Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА) технического задания. По ряду причин КВ-13, получивший в ходе проектирования второе название ИС-1, так и не был запущен в серийное производство. Но он стал важной вехой на пути к советскому тяжёлому танку нового поколения.

В июле 1942 г. после смерти Н.В.Цейца, старшего инженера машины, «дела» по танку принял Н.Ф.Шашмурин. Тактико-техническим требованиям КВ-13 (ИС-1) не соответствовал уже в момент постройки первого опытного в сентябре 1942 г. По итогам его испытаний стало ясно, что танк требует серьёзных конструктивных доработок. С ноября 1942 г. начались работы по проектированию улучшенного варианта танка КВ-13 (ИС-1). В документации Кировского завода эта машина именовалась, как КВ-13 «второго варианта». Работы по танку совпали с появлением первых отзывов о КВ-1с из войск, а они оказались не только положительными. Например, критике подверглась конструкция командирской башенки, которая не имела люка. В результате нередкими были случаи, когда экипаж погибал, не успев выбраться из танка. Для КВ-13 проблема отсутствия люков была ещё острее, поскольку из-за конструктивных особенностей танка своего люка здесь не было и у механика-водителя.

Учитывая, что в СКБ-2 при создании КВ-1с было испытано и отработано большое количество новых деталей и узлов, то этот конструкторский задел широко использовался при создании улученного варианта танка КВ-13. Так, для КВ-13 «второго варианта» от КВ-1с с небольшими изменениями была заимствована новая коробка перемены передач. Вместе с тем в конструкции танка использовались и совершенно новые узлы и детали. Например, планетарный механизм поворота, надо которым в это время работало два коллектива: Московский машиностроительный институт им. Баумана (группа Г.И.Зайчика) и инженер-полковник А.И.Благонравов. У завода №100 с Благонравовым сложились плодотворные отношения: с 19 ноября 1942 г. на КВ-1с № 15002 начались испытания его механизма поворота. Именно конструкцию Благонравова решили использовать на улучшенном КВ-13. К 10 декабря 1942 г. проект КВ-13 второго варианта был готов. Кстати, так его называло СКБ-2 ЧКЗ, а на заводе №100 продолжал использоваться индекс ИС-1. Вместе с комплектом технической документации была изготовлена деревянная модель усовершенствованного танка.

Модель второго варианта КВ-13 (ИС-1), декабрь 1942 г.:



На модели хорошо заметно, что конструкция башня танка сильно изменилась даже по сравнению с первым вариантом трёхместной башни. По форме она во многом повторяла конструкцию башни, что применялась на танке КВ-1с. С неё брался погон диаметром 1590 мм, стопор, смотровые приборы. Главным отличием башни стала новая командирская башенка. Она была крупнее, а главное, в ней удалось разместить люк. Подобно командирской башенке танка Т-150, в передней части башенки появилось расширение, куда установили перископический прибор ПТК-5.

Ещё одним существенным отличием была установка орудия. Вместо ЗИС-5 на втором варианте КВ-13 (ИС-1) была установлена танковая пушка Ф-34. Благодаря тому что орудие вынесли на 180 мм вперед, в башне стало заметно просторнее. Также в боевом отделении были переделаны сидения, что позволило дополнительно улучшить условия работы экипажа. Укладки снарядов заимствовались как от КВ-1с, так и от Т-34.

Продольный разрез КВ-13 (ИС-1) по второму варианту, декабрь 1942 г.:


Сечение по корпусу КВ-13 (ИС-1) второго варианта, декабрь 1942 г.:


Заметное влияние КВ-1с наблюдалось в ходовой части КВ-13 (ИС-1). Стоит отметить, что она разрабатывалась в расчёте на два варианта гусеничной ленты — от Т-34 и от КВ-1с. В ходе совещания 12 декабря 1942 г. Ж.Я.Котин, который осуществлял общее руководство проектом, от идеи использования элементов Т-34 отказался. Неудачный опыт первого опытного образца танка КВ-13 показал, что лучше использовать гусеничные ленты и ведущие колёса от КВ-1с. На втором опытном образце предусматривалось применение траков шириной 650 мм, которые использовали на КВ-1с с 1 ноября 1942 г. Опорные катки (чертеж 33–69), введённые на КВ-1с со 2 декабря 1942 г., тоже использовались, как конструкторский задел, при создании катков КВ-13. Диаметр опорных катков КВ-13 был меньше (550 мм), но в целом преемственность конструкции сохранялась. При обсуждении ходовой части технологи ЧКЗ предлагали использовать катки КВ-1с и на КВ-13, но это предложение не было принято. В целях упрощения производства опорные катки для КВ-13 получили шариковые подшипники, в то время как на КВ-1с использовались конические.

Незначительно была переработана форма корпуса КВ-13. Характерный «горб» стал значительно ниже, сильно изменилось моторное отделение. По итогам переделок масса корпуса выросла до 14 600 кг, что уже было близко к массе корпуса КВ-1с (15 700 кг). Общие габариты корпуса по сравнению с первым вариантом КВ-13 почти не изменились, но толщина брони была увеличена. Заметно увеличилась и боевая масса: по предварительным расчётам она составляла 37,5 т. Ни о каком «среднем танке тяжёлого бронирования» теперь даже теоретически говорить не приходилось — это был тяжёлый танк.

При этом высокая подвижность машины оставалась одним из важных характеристик этого танка. Расчётная максимальная скорость составляла 53,5 км/ч. Для сравнения: Т-34 в тот момент разгонялся не более чем до 49,6 км/ч. Одной из важных особенностей нового танка стало то, что трудоёмкость при его производстве была более чем в два раза ниже. Также с самого начала продумывалась перспектива усиления его защиты, и здесь КВ-13 заметно превосходил КВ-1с, который резервов для усиления не имел.

Ещё одним существенным отличием от предшественника стала трансмиссия. Танк получил планетарные механизмы поворота и новую коробку перемены передач. В целях унификации Шашмурин использовал 8-скоростную КПП от КВ-1с, немного её доработав. Также в первом варианте предусматривалась возможность установки 5-скоростной КПП от Т-34 (и наоборот, доработанной 8-скоростной КПП от КВ-13 на Т-34). Рассматривалась и возможность установки в КВ-13 (ИС-1) перспективной планетарной коробки передач.

В целом проект второго варианта КВ-13 (ИС-1) утвердили ещё в декабре 1942 г., но вплоть до конца января 1943 г. работы по танку практически не велись. Это было связано с тем, что и ЧКЗ, и завод №100 с конца декабря 1942 г. выполняли работы по более важному заданию — самоходной установке КВ-14 (СУ-152). Примерно в это же время появился гаубичный вариант танка - проект танка КВ-13 со 122-мм гаубицей У-11 от опытного КВ-9. Машина получила чертёжный индекс 234 («Объект 234»). В документах завода №100 она получила обозначение ИС-2. Для ИС-2 с 122-мм гаубицей У-11 разрабатывалась новая башня, которая имела ряд отличий от башни КВ-9. Башня КВ-9 в сборе весила 9293 кг., общая масса башни ИС-2 в сборе составила 7465 кг.

Общая схема трансмиссии КВ-13 по второму варианту:


Первый вариант КПП для КВ-13. По сравнению с коробкой перемены передач для КВ-1с её немного удлинили:

По:
https://warspot.ru/9483-predposledniy-shag
« Последнее редактирование: Декабря 22, 2019, 11:01:25 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4811
Re: «Объект 233» (КВ-13, ИС-1) - опытный танк
« Ответ #4 : Декабря 09, 2019, 12:55:35 am »

Продолжение.
Второй опытный образец танка КВ-13 (ИС-1), танк «второго варианта».

По состоянию на 1 февраля 1943 г. завод №100 отчитался о том, что все узлы и агрегаты для КВ-13 (ИС-1) второго варианта были готовы. Основным сдерживающим фактором стало отсутствие корпуса и башни, которые должен был подать свердловский Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ). Между тем работы не стояли на месте — и в конструкцию КВ-13 внесли некоторые изменения. Для унификации, что упрощало (в случае успешного завершения испытаний) запуск танка в серию, на КВ-13 был установлен второй вариант КПП, который практически не отличался от коробки перемены передач КВ-1с.

Коробка перемены передач черт. «233 сбр.12» для второго опытного образца КВ-13 (ИС-1) была унифицирована с КПП КВ-1с:


Не менее важным изменением стала новая конструкция командирской башенки, и она также оказалась напрямую связана с конструкцией КВ-1с. Недовольство военными командирской башенкой привело к тому, что подготовили было подготовлено три варианта её замены. Первый представлял собой улучшенную башенку по эскизному проекту КВ-13 второго варианта. В качестве альтернативы СКБ-2 ЧКЗ разработало командирскую башенку со смотровыми приборами по типу Т-34 и без верхнего люка. И, наконец, по настоянию помощника начальника 6-го отдела инженера-майора Пестова был разработан третий вариант башенки. Она появилась из эскизного наброска, где была изображена башенка с пятью смотровыми приборами и двухстворчатым люком. Люк сделали вращающимся, причём в одной из створок установили перископический прибор MK-IV. В данном случае это название означало не «смотровой прибор Vickers MK-IV», а «перископический смотровой прибор с английского танка MK-IV», то есть с Churchill. Именно этот вариант башенки и выбрали как основной. К концу января 1943 г. были утверждены рабочие чертежи башенки. Испытывать её опытный образец решили на КВ-13 (ИС-1). К тому моменту строилось две машины — пушечный КВ-13, он же ИС-1 («Объект 233») и гаубичный ИС-2 («Объект 234»).

В феврале 1943 г. по работам над КВ-13 опять возникла пауза. Причина была та же: корпусов и башен из Свердловска не поступило. Для ускорения работ Зальцман подготовил проект постановления ГКО и 23 февраля 1943 г. было отправлено письмо с предложением о скорейшем изготовлении двух опытных образцов танка. Нарком танковой промышленности рассчитывал в случае удачных испытаний запустить серийное производство КВ-13, заменив им КВ-1с. Сталин предложение одобрил: на следующий день вышло постановление ГКО №2943сс «Об изготовлении опытных образцов танков “ИС”». Более индекс КВ-13 по танку не использовался.

Постановление ГКО № 2943сс «Об изготовлении опытных образцов танков “ИС”» от 24 февраля 1943 г.:


После подписания постановления ГКО № 2943сс работы по ИС (быв. КВ-13) перешли на иной уровень. На следующий день, 25 февраля 1943 г., И.М.Зальцман подписал приказ по НКТП №104сс. Согласно ему, УЗТМ обязали к 27 февраля 1943 г. подать корпуса, а монтаж танка заканчивался к 8 марта 1943 г. Более того, директорам ЧКЗ и завода №200 Зальцман дал указание готовиться к серийному производству ИС. Сборка ИС-1 (так стали официально называть КВ-13 второго варианта) закончилась, как и требовало постановление ГКО, 8 марта 1943 г., тогда же состоялись стационарные испытания. Боевая масса танка оказалась ниже расчётной: по результатам взвешивания выяснилось, что полная боевая масса составила не 38,5 т, а 37,1 т. В целом танк соответствовал рабочей документации опытного образца, которую разработали ещё в начале декабря 1942 г. Изменения коснулись КПП, командирской башенки и ряда других элементов.

ИС-1 (бывший КВ-13) на заводском дворе, Челябинск, март 1943 г.:


9 марта 1943 г. состоялся первый этап заводских испытаний. В ходе пробега протяженностью 19 км отмечалось пробуксовывание главного фрикциона. На следующий день машина прошла 74 км, средняя скорость её движения составила 17,4 км/ч, а максимальная — 38–40 км/ч. При этом стали «вылезать» различные неисправности, неизбежные на первом этапе. Одной из самых серьёзных недостатков конструкции оказался перегрев системы охлаждения, что заставляло при испытаниях снижать скорость движения. Также гусеницы сильно тёрлись о крышки бортовых редукторов. Чтобы снизить нагрев, в бортовых листах прорезали дополнительные отверстия. 13 марта 1943 г. вышел из строя главный фрикцион, который пришлось заменить фрикционом улучшенной конструкции. Всего в ходе заводских испытаний, которые закончились 16 марта 1943 г., танк прошёл 305 км.

ИС-2 («Объект 234») и ИС-1 («Объект 233»), испытания они проходили совместно:


После устранения мелких неисправностей 21 марта 1943 г. ИС-1 передали на государственные испытания. Начались они на следующий день. Первый пробег закончился поломкой главного фрикциона, машину на буксире доставили на завод №100. В ходе ремонта выяснилось, что причиной поломки оказалось нарушение центровки мотора относительно коробки передач. После ремонта, который продолжался до 27 марта 1943 г., танк преодолел 32 км со средней скоростью 21,4 км/ч, при этом дефектов не обнаружилось. В ходе дальнейших пробегов вновь выявились дефекты рамы двигателя, также на семи траках возникли трещины.

ИС-1 (бывший КВ-13) на заводском дворе, Челябинск, март 1943 г.:


Для устранения перегрева системы охлаждения в начале апреля 1943 г. пластинчатый подковообразный радиатор заменили на трубчатый подковообразный. На стенде новая конструкция показала большую эффективность. Также в течение первой декады апреля 1943 г. переделке подверглись опорные катки. Выяснилось, что шариковые подшипники разрушались через 200 км пробега. Их заменили на конические, которые использовались в опорных катках КВ-1с.

По итогам первого этапа испытаний 5 апреля 1943 г. было подготовлено предварительное заключение государственной комиссии. В числе предложений, которые составила комиссия, было улучшение обзорности с места механика-водителя. Вместо смотровых приборов по периметру рубки предлагалось установить два перископа MK-IV. Ещё один перископ надлежало установить в крыше башни, для заряжающего. Также комиссия отметила удовлетворительную надёжность большинства элементов трансмиссии и, наоборот, низкое качество изготовления двигателей. Всего за время испытаний на ИС-1 двигатели меняли три раза.

Комиссия ГБТУ КА и НКТП осматривает ИС-1, апрель 1943 г.:


На люке, спиной к фотографу, сидит Ж.Я.Котин, крайний слева человек из группы стоящих на надмоторной плите — Н.Л.Духов:


Вновь на испытания ИС-1 вышел 6 апреля 1943 г., пройдя 24,5 км до Копейского полигона. Средняя скорость движения составила 30 км/ч. В ходе испытаний удалось достигнуть максимальной скорости 55 км/ч. Испытания продолжались до 19 апреля 1943 г., в общей сложности танк прошёл 536 км по шоссе, 390 км по просёлку и 80 км по целине. Замена радиатора явно пошла на пользу: при движении на 8-й передаче и температуре окружающего воздуха +15 °С температура воды достигала 50 °С.

Замена подшипников в опорных катках резко улучшила надёжность, но у ходовой части танка был выявлен существенный недостаток. Дело в том, что меньшее, чем у КВ-1с, число опорных катков на борт снижало проходимость танка на мягких грунтах. Комиссия дала указание на последующих образцах ИС число опорных катков увеличить. В ходе испытаний также были выявлены недостатки конструкции командирской башенки и установки вооружения. Ещё одной существенным недостатком танка было то, что при езде по бездорожью воздухозаборники системы охлаждения танка забрасывались грязью. Между тем на ЧКЗ и броневом заводе №200 была начата подготовка для выпуска установочной партии из 10 танков.

После окончания государственных испытаний ИС-1 на танке принялись устранять выявленные недостатки. В мае 1943 г. ИС-1 прошёл 243 км, на танке испытывалась защита воздухозаборников от грязи, а также усиленная моторная рама. Также на танке испытывались воздухоочистители «Мультциклон», позже ставшие основным типом советских танковых воздушных фильтров. Вместе с тем к началу июня 1943 г. стало ясно, что перед запуском в серию ИС-1 в конструкцию танка необходимо внести ряд существенных переделок.

Установка в ИС-1 фильтров «Мультициклон»:


18 января 1943 г. в районе Рабочего посёлка №5 было захвачено два немецких тяжёлых танка Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E из состава 502-го тяжёлого танкового батальона. Машины с башенными номерами 100 и 121 доставили в Кубинку, где началось их всестороннее изучение. В апреле 1943 г. танк с башенным номером 121 подвергли испытанию обстрелом. Результаты оказались неутешительными: выяснилось, что 76-мм танковые орудия Ф-34 и ЗИС-5 не пробивают немецкий танк ни в лоб, ни в борт, причём с любых дистанций. Наиболее эффективными орудиями оказались 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 и 85-мм зенитное орудие 52-К. При этом ЗИС-2 уверенно пробивала немецкий танк в борт на дистанции 800 м, а в лоб не брала «Тигр» даже с 500 м. 52-К же уверенно пробивала лоб «Тигра» с дистанции 1000 м.

5 мая 1943 г. было подписано постановление ГКО № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Согласно первому пункту постановления, на двух образцах танка ИС-1 предполагалось установить 85-мм орудия с баллистикой 52-К. Исполнителем выступал завод №9, где под руководством Ф.Ф.Петрова началась работа по созданию 85-мм орудия Д-5Т. В середине мая 1943 г. появился неожиданный конкурент — ЦАКБ под руководством В.Г.Грабина. Взяв за основу проект 85-мм танковой пушки ЗИС-25, разработанный для КВ-1, группа конструкторов под руководством П.Ф.Муравьева и Е.В.Синильщикова разработала систему, получившую обозначение С-31. На заводе №92, где позже строили эти системы, её обозначали как Ф-85. Проект, который вёлся в основном Синильщиковым, представили 17 мая 1943 г., то есть меньше чем через две недели после подписания постановления ГКО № 3289.

По традиции, унаследованной ЦАКБ от КБ завода №92, пушку максимального калибра попытались установить в штатную башню ИС. Благо, в конструкции С-31 использовалось 85% деталей от ЗИС-5. Башню, впрочем, всё же пришлось увеличивать в размерах, чтобы обеспечить заряжание орудия. Для этого крыша в районе места заряжающего была поднята. Боекомплект должен был составить 71 снаряд. Боевая масса ИС-1 с орудием С-31, согласно расчётам, увеличивалась до 39,5–40 т.

​Эскизный проект установки 85-мм танковой пушки С-31 в измененную башню ИС-1, май 1943 г.:


Дальше эскизного проекта эта идея не продвинулась. 6 июня 1943 г. в адрес Молотова ушла докладная записка за подписью начальника ГБТУ КА генерал-полковника Федоренко. В ней он сообщал, что исследования вопроса установки 85-мм пушки в штатную башню ИС-1 выявили ряд недостатков конструкции. Башня оказалась слишком маленькой для такой артсистемы, работать в ней было бы крайне неудобно. В результате Котин дал команду начать разработку новой башни с диаметром погона 1800 мм. Это означало, что придется переделывать и корпус, удлиняя его на 420 мм. Так родился появился новый ИС, который мы все хорошо знаем, сборка первой такой машины началась в начале 20-х чисел июня 1943 г.

Что же касается ИС-1, то июнь 1943 г. стал последним месяцем, когда этот танк проходил испытания. Он проехал 724 км, в ходе пробега было опять выявлено попаданием грязи и пыли в воздухозаборники. Пройдя в общей сложности 2294 км, танк занял место на заводской площадке рядом с КВ-13. Наступало время другого танка с именем Сталина.

​Оба опытных образца КВ-13 (ИС-1), первый и второй, на площадке завода №100, 1944 г.:


По:
https://warspot.ru/9483-predposledniy-shag
« Последнее редактирование: Декабря 22, 2019, 01:26:40 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4811
Re: «Объект 233» (КВ-13, ИС-1) - опытный танк
« Ответ #5 : Декабря 22, 2019, 01:52:04 am »

23 февраля 1943 г. было отправлено письмо с предложением о скорейшем изготовлении двух опытных образцов танка. Нарком танковой промышленности рассчитывал в случае удачных испытаний запустить серийное производство КВ-13, заменив им КВ-1с. Сталин предложение одобрил: на следующий день вышло постановление ГКО №2943 «Об изготовлении опытных образцов танков “ИС”». Более индекс КВ-13 по танку не использовался.
Пояснительная записка Кировского завода по танку «второго варианта» (второму опытному образцу танка):


Крыша МТО танка «второго варианта»:

http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=1708.0
« Последнее редактирование: Декабря 22, 2019, 02:04:46 am от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1]   Вверх