Проект 22600 - линейный (универсальный) дизель-электрический ледокол мощностью 25 мВт (ЛК-25).
Государственный заказчик - Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Заказчик - ФГУП «Росморпорт» (с апреля 2013 г.).
Генеральный подрядчик - ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Разработчик:
- ООО «ПКБ «Петробалт» (технический проект), главный конструктор Илья Щербаков;
- ЗАО ЦКБ «ОСК-Айсберг» (проектная документация судна в постройке). Из-за ошибок при разработке документации застройщиком договор на разработку документации расторгнут;
- АО КБ «Вымпел» (проектная документация судна в постройке).
Застройщик (завод-строитель):
- ООО «Балтийский завод - Судостроение» (входит в ОСК), г. Санкт Петербург;
- АО «Адмиралтейские верфи», г. Санкт Петербург.
«Хотели, как лучше, а получилось как всегда». Виктор Степанович Черномырдин.(История проекта).
В 1974-1976 гг. по заказу СССР в Финляндии на верфи Wartsila были построены три линейных дизель-электрических ледокола типа «Ермак» для работы на Северном морском пути, Балтийском и Белом морях. К концу 2010-х гг. эти суда должны были выработать свой ресурс. На смену этим судам в 2008 г. петербургским Проектно-конструкторским бюро «Петробалт» был разработан технический проект линейного ледокола ЛК-25 (проект 22600).03.11.2011 премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России». Изменения предусматривали строительство четырёх дизель-электрических ледоколов нового поколения (одного ЛК-25 и трёх ЛК-16). Общий объём финансирования из бюджета был определён в 11,8 млрд. руб., из них проектная стоимость ЛК-25 оценивалась в 7,9 млрд. руб.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 07.11.2011 № 726-рп 02.12.2011 между государственным заказчиком «Росморречфлот» и генеральным подрядчиком ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) были подписаны государственные контракты на строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт (контракт № 77-ГК/11 от 02.12.2011, стоимостью 7,9405 млрд. руб. и трёх линейных дизель-электрических ледоколов мощностью около 16 МВт (контракты № 78-ГК/11, № 79-ГК/11 и № 80-ГК/11 от 02.12.2011 с ценой 4,0555 млрд. руб). Контракты вступили в силу 15 декабря 2011 г. Технические проекты ледоколов были переданы ОАО «ОСК» для разработки проектной документации судов в постройке.
27.12.2011 ОАО «ОСК» для строительства 4-х ледоколов из федерального бюджета был перечислен аванс в сумме 6 066,45 млн. руб.
По ледоколу ЛК-25 ОАО «ОСК» в качестве застройщика был определён ООО «Балтийский завод – судостроение» (БЗС), вошедший в ОАО «ОСК».
Первоначальный вариант дизель-электрического линейного ледокола ЛК-25 (проекта 22600):
http://forums.airbase.ru/2015/09/t91301_2--mnogofunktsionalnyj-linejnyj-dizel-elektricheskij-ledokol-pr.html10.10.2012 в Санкт-Петербурге на малом стапеле «В» БСЗ состоялась торжественная закладка дизель-электрического линейного ледокола нового поколения проекта 22600 (ЛК-25) мощностью 25 МВт, который строился по заказу ФГУП «Росморпорт». Технический проект был разработан ООО «ПКБ «Петробалт», главный конструктор Илья Щербаков, а проектная документация судна в постройке разрабатывалась в ЗАО ЦКБ «ОСК-Айсберг», входящей в ОАО «ОСК».
Закладная доска дизель-электрического линейного ледокола ЛК-25 (проекта 22600), заложенного 10 октября 2012 г. на ООО «Балтийский завод – судостроение»:
https://www.mintrans.ru/press-center/photo-gallery/821Сдача ледокола (строительный № 05620 на БЗС) заказчику по госконтракту была назначена на 02.10.2015. На церемонии закладки на БЗС присутствовал председатель правительства Российской Федерации Д.А.Медведев. Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) Сергей Горелик, участвовавший в церемонии закладки ледокола проекта 22600 сообщил, что заложенный ледокол будет носить имя Виктора Черномырдина, премьер-министра РФ в 1992-1998 гг.
В апреле 2013 г. заказчиком ЛК-25 стал ФГУП «Росморпорт» (26.04.2013 было подписано дополнительное соглашение № 1 к контракту № 77-ГК/11 от 02.12.2011 об изменении сторон).Корпусные конструкции дизель-электрического линейного ледокола проекта 22600 («ЛК-25») на ООО «Балтийский завод – судостроение», июнь 2013 г:
http://bastion-karpenko.ru/22600_LK-25/Первоначальный график строительства дизель-электрического ледокола проекта 22600 («ЛК-25») на ООО «Балтийский завод - Судостроение», выставка «Нева-2013»:
http://nevskii-bastion.ru/22600-photo-report/В 2013 г. БЗС и немецкая верфь Nordic Yards (владелец Виталий Юсуфов) заключили контракт на разработку проектной документации, изготовление, доставку и погрузку на судно жилого блока надстройки дизель-электрического ледокола ЛК-25 «Виктор Черномырдин» проекта 22600. Сумма контракта составила 1,5 млрд. руб. По условиям контракта, жилой блок надстройки весом около 2,5 тыс. т должен быть изготовлен на верфи Nordic Yards и морем доставлен на БЗС. Резка металла на верфи Nordic Yards началась в декабре 2013 г.Планировалось, что ледокол проекта 22600 (ЛК-25) будет спущен на воду в 2014 г., однако в декабре 2013 г. работы по строительству судна на ООО «Балтийский завод – Судостроение» (БЗС) были приостановлены. Оказалось, что согласно разработанной ЗАО ЦКБ «ОСК-Айсберг» проектной документации судна в постройке (ПДСП), общий перевес по нагрузке масс судна составил около 2500 т., в т.ч. по металлическому корпусу - 1500 т. Это привело к тому, что осадка превысила заданную техническим проектом (ТП), утвержденным «Росморречфлотом», на 0,7 м и составила 10,2 м (в некоторых документах ПДСП, разработанных ЦКБ «Айсберг» - 10,5 м), что не позволяло использовать судно по прямому назначению в качестве ледокола с заданной лёдопроходимостью, учитывая обводы корпуса ЛК-25 по ТП и ПДСП.В сложившейся ситуации, в январе – марте 2014 г. был проведен ряд совещаний под руководством зам. министра промышленности и торговли РФ А.Л.Рахманова и приняты следующие меры:- БЗС проведены несколько научно-технических советов, на которых выявлены недостатки ПДСП и несоответствие характеристик ЛК-25 заданным ТП, самостоятельное назначение ЦКБ «Айсберг» осадки ЛК-25 в разрабатываемой ПДСП (в одних документах представленных в Российский морской регистр судоходства - РМРС максимальная осада составила 10,2 м, в других – 10,5 м), а также факт отсутствия согласования застройщиком (БЗС) и государственным заказчиком (Росморречфлот) вносимых в основные размерения и характеристики ледокола изменений;- БЗС создана экспертная рабочая группа с привлечением Крыловского ГНЦ и ряда ведущих проектных бюро для анализа состояния разработанной ПДСП, сравнительного анализа этой ПДСП с ТП, ранее разработанным КБ «Петробалт», выработки принципиальных решений по дальнейшему проектированию и строительству судна, с учетом уже изготовленных конструкций и закупленного оборудования.По результатам работы экспертной рабочей группы подготовлено заключение, в котором было отражено:- суммарный перевес судовых конструкций в результате незначительных ошибок ПКБ «Петробалт» в ТП, с учетом возможности реализации решений по их исправлению на этапе разработки ПДСП и строительства ЛК-25, мог составить около 470 т;- в разработанной ЦКБ «Айсберг» ПДСП перевес ЛК-25 проекта 22600 достиг 2500 т;- основная причина неустранимости, в полном объеме, полученного перевеса - при разработке ПДСП ЦКБ «Айсберг» изменена концепция конструкции корпуса судна относительно технических решений, принятых в ТП;- учитывая уже изготовленные на БЗС корпусные конструкции, вернуться к конструкции корпуса в концепции ТП в полном объёме не представляется возможным. Компенсация конструктивного увеличения весовых нагрузок и обеспечение максимальной осадки 9,7 метра, при заданной в ТП – 9,5 метра, возможны при реализации дополнительных проектных решений и переработки на их основе всей ПДСП, которые приведут к снижению веса судна порожнем и обеспечению заданных характеристик судна;- реализация рекомендаций экспертной рабочей группы позволяет в максимальной степени использовать уже изготовленные конструкции корпуса судна, продолжить его строительство и достичь основные заданные государственным контрактом функциональные и технические характеристики ЛК-25.В сложившейся ситуации БЗС был разорван контракт с ЦКБ «Айсберг» на разработку ПДСП и заключён новый контракт с КБ «Вымпел» (разработчик ПДСП ледокола мощностью около 16 МВт проекта 21900М), а также разработана дорожная карта для обеспечения достижения, в максимально возможной степени, требуемых по госконтракту основных функциональных и технических характеристик ЛК-25, выработки решений по минимизации возможного перевеса судна и обеспечения достижения максимальной осадки ледокола - 9,65 ÷ 9,7 метра, сокращения срока строительства ЛК-25. Основные направления работы были отраженные в дорожной карте:- использовать, в возможной степени (после доработки и устранения ошибок), смонтированные и укрупненные на стапеле корпусные конструкции общей массой около 2500 т (не соответствующие ТП);- разработать новую проектную документацию судна в постройке (КБ «Вымпел» взамен ЦКБ «Айсберг»); - получение одобрения ПДСП РМРС, застройщиком, согласование ее другими надзорными и контролирующими организациями;- доработку ПДСП по замечаниям;- проведение дополнительных переговоров БЗС с компанией Nordic Yards по подписанию дополнительного соглашения к ранее подписанному контракту на изготовление и монтаж надстройки (с учетом вносимых изменений по отношению к проекту надстройки ранее разработанному в составе ПДСП ЦКБ «Айсберг»), что позволит, в случае подписания такого соглашения и «запараллеливания» работ по строительству корпуса и надстройки на разных верфях, изменения плана по монтажу надстройки не на БЗС, а на верфи Nordic Yards, добиться сокращения сроков строительства ЛК-25 на 4 – 6 месяцев.28.11.2014 на БЗС проведено совещание по вопросам строительства ЛК-25 под руководством заместителя министра транспорта РФ В.А.Олерского, с участием С.П.Горелика, А.В.Тарасенко, А.Л.Рахманова. В ходе совещания генеральный директор БЗС А.В.Кадилов сообщил о планируемой сдаче ледокола заказчику – 28.07.2017. Существующие темпы строительства ледокола ЛК-25 были оценены как неудовлетворительные. Отставание составляло 24-28 мес. По состоянию на декабрь 2014 г. на БЗС велись работы по формированию отдельных секций без оплаты работ (до завершения разработки новой ПДСП, её одобрения РМРС и приведения в соответствие документации ПДСП и РКД). По ГК № 77-ГК/11 от 02.12.2011 (ЛК-25) за 12 мес. 2014 г. было профинансировано 50 млн. руб., освоено (принято выполненных работ) – 71 428,57 тыс. руб. Техническая (строительная) готовность ЛК-25 на 29.12.2014 составила 17,5 %.В 2014 г. для обеспечения заданных характеристик ледокола проекта 22600 (ЛК-25) в КБ «Вымпел» была начата его переработка с уменьшением спецификационных требований. В итоге это выразилось в сокращении длины жилой надстройки.
Работы по изготовлению надстройки на верфи Nordic Yards сначала были приостановлены в одностороннем порядке БЗС, а в 2015 г. было принято решение о её строительстве на БЗС. Как заявляли в августе 2015 г. в ОСК, что из-за разницы курсов валют проект строительства надстройки стал «экономически нецелесообразным», и её строительство было решено продолжить на БЗС, что должно было сэкономить 1 млрд. руб. БЗС судебные тяжбы по возврату части аванса в Международном коммерческом арбитражном суде (МКАС) при ТПП РФ проиграл.
Линейный дизель-электрический ледокол проекта 22600 «Виктор Черномырдин» после переработки АО КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород):

http://www.vympel.ru/ru/projects/ledokoly-i-suda-arkticheskogo-plavaniya/195-linejnyj-dizelnyj-ledokol-moshhnostyu-25-mvt-proekt-22600
По ГК № 77-ГК/11 от 02.12.2011 (ЛК-25) за 12 мес. 2015 г. профинансировано 950 000 тыс. руб., освоено (принято выполненных работ) – 1 357 142,86 тыс. руб. Техническая (строительная) готовность ледокола ЛК-25 на 30.09.2015 составила ≈34 %. В связи с истечением срока окончания строительства ЛК-25, ФГУП «Росморпорт» в адрес АО «ОСК» была направлена соответствующая претензия.
Источник: http://rosmorport.ru/media/File/disc_report/finance_report_2014.pdf
http://www.rosmorport.ru/media/File/disc_report/finance_report_2015.pdf
http://www.petrobalt.ru/projects.html#win47https://www.bz.ru/projects/http://www.vympel.ru/ru/projects/ledokoly-i-suda-arkticheskogo-plavaniya/195-linejnyj-dizelnyj-ledokol-moshhnostyu-25-mvt-proekt-22600http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=98A77558-CCDC-3942-BB17-D1987838242B