Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Т-34М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.)  (Прочитано 753 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654

Т-34М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.).

Разработчик: Отдел «520» завода № 183 им. Коминтерна, Харьков.

Главный конструктор А.А.Морозов.

Заводской индекс: А-43.

Опытные образцы не изготовлялись в связи с началом войны.

История создания.

Как известно, средний танк Т-34 был принят на вооружение Красной Армии постановлением Комитета Обороны СССР от 19 декабря 1939 г. Опытные образцы машины, имевшие заводское обозначение А-34, были изготовлены и испытаны зимой — весной 1940 г., при этом у них обнаружилось большое количество различных недостатков и недоработок. Тем не менее, летом 1940 г. новый танк запустили в серийное производство. Вопрос стоял так — или выпускать тридцатьчетверку с её недостатками, или армия останется без новых танков. В результате было принято компромиссное решение — выпуск Т-34 начать, но все выявленные недостатки машины устранить.

Летом 1940 г. в Германии был приобретён массовый средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.G, который в СССР был чательно изучен. С точки зрения вооружения и бронирования немецкий танк не впечатлил советских военных и танкостроителей, а вот конструкция, как машины в целом, так и ёё отдельных агрегатов, вызвала немалый интерес со стороны Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА) и отечественных танковых КБ. Танк развивал максимальную скорость почти 70 км/ч, имел более удачные приборы наблюдения, трёхместную башню с командирской башенкой, торсионную подвеску, в место свечной на Т-34. По результатам изучения Pz.Kpfw.III некоторые удачные элементы, включая командирскую башенку, решили разработать и для советских танков. Кроме того, под влиянием этой машины несколько изменились требования к некоторым танкам, например, будущему Т-50.

В результате, 25 сентября 1940 г. в адрес наркома среднего машиностроения И.А.Лихачёва ушло письмо из ГАБТУ с предложениями по модернизации танков, где указывались 23 пункта улучшения по Т-34. В их числе было появление командирской башенки, увеличение экипажа до 5 человек, установка планетарного механизма поворота, изменение смотровых приборов, а также замена свечной подвески на торсионную с установкой гидравлических амортизаторов. Не все пункты улучшения были связаны с Pz.Kpfw.III, однако, влияние немецкой машины на внедрение новых технических решений прослеживается.

Испытания Pz.Kpfw.III Ausf.G, НИБТ Полигон, август 1940 г.:



Это предложение стало активно обсуждаться в Народном комиссариате обороны (НКО) и Народном комиссариате среднего машиностроения (НКСМ). Итогом стало принятие 19 ноября 1940 г. постановления Комитета обороны при СНК Союза ССР № 428сс «О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40». С подачи НКСМ и Народного комиссариата тяжёлого машиностроения (НКТМ) планировавшаяся модернизация Т-34 оказалась куда менее глубокой, чем предлагалось руководством ГАБТУ КА. Планировалось поставить двигатель В-2К от КВ-1, расширить башню (без увеличения диаметра башенного погона), поставив командирскую башенку, а также рассмотреть возможность установки торсионной подвески. Скромные конструктивные изменения объяснялись прежде всего желанием получить в кратчайшие сроки, возможно, менее совершенный, но более надёжный танк. Дело в том, что одновременно повышались требования к надёжности. Впрочем, в ГАБТУ КА столь «мягкие» пункты постановления № 428сс посчитали недостаточными. Там полагали, что необходимо расширять не только башню, но и её погон (до 1600 мм), а также сделать командира отдельным членом экипажа.

Прибывший на завод №183 инженер ГАБТУ КА п/п-к И.Г.Панов детально ознакомился с возможностями станочного оборудования. Согласно докладу от 13 декабря 1940 г., на заводе № 183 имелось необходимое станочное оборудование для изготовления погонов диаметром 1600 мм. При этом установка мотора В-2К, наоборот, считалась крайне нежелательной. Дело в том, что существовавшая коробка передач была рассчитана на менее мощный мотор и в расчёте на менее тяжёлые танки А-20 и А-32. Кроме того, в ГАБТУ КА считали крайне важным мероприятием переход на торсионную подвеску. Помимо того, что ещё на БТ наблюдались значительные продольные колебания, свечная подвеска имела ряд других недостатков – например, большой объём, занимаемый подвеской внутри боевого отделения и наличие вырезов под балансиры в бортах корпуса. По расчётам, переход на торсионную подвеску позволил бы увеличить внутренний объём боевого отделения на 20%, снизить массу машины на 300-400 кг, увеличить запас топлива с 465 до 750 л, а также повысить прочность нижних бортовых листов. Кроме того, торсионная подвеска имела преимущество с точки зрения её обслуживания. Дополнительным преимуществом являлось то, что производственная база завода № 183 позволяла изготовлять торсионы. КВ и Т-40, принятые на вооружение в тот же день, что и Т-34, имели именно такую подвеску. Т-50 также проектировался с торсионной подвеской.

17 января 1941 г. был подготовлен проект постановления Комитета обороны при СНК Союза ССР «О переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской». Согласно ему, к 1 апреля 1941 г. планировалось изготовить два опытных образца Т-34 с торсионной подвеской. Башенный погон расширялся до 1600 мм, расчёт башни возрастал до 3 человек, ставилась командирская башенка с круговым обзором. Вместо свечной подвески ставилась подвеска торсионная, а вместо В-2К – двигатель В-5 мощностью 600 л.с. (форсированный до 700 л.с. вариант этого мотора проходил испытания на опытном танке Т-150). Ожидалось, что максимальная скорость танка возрастёт до 65-70 км/ч.

Первые проработки по танку, который в переписке стали называть Т-34-М, были готовы к десятым числам февраля 1941 г. На тот момент прорабатывалось два варианта корпуса, существенно отличавшимися от серийных Т-34. Носовая часть корпуса больше напоминала ту, что использовалась на тяжёлом танке КВ. Место механика-водителя переносилось вправо, а стрелка-радиста, наоборот, влево. В верхнем лобовом листе оставались смотровые приборы и шаровая установка ДТ, а на крыше отделения управления появлялись люки механика-водителя и стрелка-радиста. Также появлялись смотровые приборы по бортам отделения управления. Изменилась и кормовая часть, также больше напоминавшая КВ.

Разница между двумя вариантами корпусов состояла в расширении башенного погона. В первом случае борта делали прямыми, а для уширения подбашенного листа приваривались специальные «приливы» (впоследствии похожее техническое решение было реализовано на Т-54). Во втором случае верхние бортовые листы делали из двух частей, после соединения имевших V-образную форму; кроме того, их делали под рациональными углами наклона.

Первый вариант корпуса проекта модернизации Т-34 с накладками по бортам:


Второй вариант модернизации имел верхние бортовые листы из трёх частей, кроме того, их расположили под рациональными углами наклона:


Танк получал новую трёхместную башню с двумя люками и командирской башенкой (без люка для командира), расположенной в корме башни. В качестве основного вооружения предполагалась 76-мм пушка Ф-34. Вместо гнутого лобового листа с амбразурой под орудие предполагалось использовать неподвижную бронировку в виде отдельной детали сложной формы.

Виды в плане со схемой обзорности из приборов наблюдения проекта модернизированного танка Т-34, направленные в ГАБТУ КА в январе 1941 г. (ЦАМО):


Рассмотрение предварительных наработок по Т-34М состоялось 12 февраля 1941 г., от ГАБТУ КА на нём присутствовал Панов. На тот момент ходовую часть танка ещё не проработали, но предлагалось перейти от гребневого к цевочному зацеплению гусеничных лент. Также впервые прозвучала фраза о появлении поддерживающих катков. Что же касается моторно-трансмиссионной группы, то на тот момент предполагалась 6-ступенчатая коробка передач, а максимальная скорость оценивалась в 61 км/ч. При рассмотрении проекта было высказано пожелание поднять максимальную скорость до 65 км/ч. По носовой части корпуса замечаний не последовало, а вот кормовую часть требовалось переделать. Относительно бортов: «из представленных вариантов более приемлемые – целые». Люки механика-водителя и стрелка-радиста следовало сделать на внутренних петлях и открывающимися вперёд. По конфигурации башни возражений не возникло, но при этом Панов потребовал сделать в командирской башенке люк. Также менялась конструкция пистолетного порта, которую предлагалось сделать по типу Pz.Kpfw.III. Что же касается вспомогательного вооружения, то предлагалось предусмотреть установку огнемёта вместо курсового пулемёта.

Средний танк Т-34 с литой башней выпуска января 1941 г., завод № 183 (черт. Желтов И.Г.):

https://t34inform.ru/publication/p03-9.html

Источники:
https://warspot.ru/10340-svoevremennaya-pokupka
https://warspot.ru/14044-predvoennaya-perspektiva
« Последнее редактирование: Апреля 27, 2019, 07:20:22 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654

Т-34М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.)
Продолжение.

5 марта 1941 г. начальник ГАБТУ Я.Н.Федоренко подписал тактико-технические требования к «танку Т-34 с торсионной подвеской». Изначально в этом документе машина называлась Т-60, позже обозначение поменяли на Т-34-Т. Среди новых требований следует упомянуть ходовую часть. Помимо требования установить амортизаторы на крайних узлах подвески, число опорных катков увеличилось до 6, причём их предполагалось делать с внутренней амортизацией – таким образом, существенно экономилась резина для катков. Ещё раньше, 3 марта 1941 г., были разработаны тактико-технические требования на механическую планетарную трансмиссию. К 10 марта 1941 г. прорабатывалось два варианта КПП – 5-ступенчатая и 8-ступенчатая, обе КПП рассчитывались на максимальную скорость 60 км/ч. Также проработали три типа опорных катков, из них два с внутренней амортизацией. Помимо этого, диаметр катков снизился с 830 до 600 мм – такой же диаметр имел опорный каток танка КВ (именно по этой причине и понадобились поддерживающие катки).

​Макет модернизированного Т-34М, изготовленный к 20 марта 1941 г.:


К 20 марта 1941 г. КБ завода № 183 завершило изготовление деревянного макета, его рассмотрение прошло 10 апреля 1941 г. Помимо Панова, участие в рассмотрении принял ряд офицеров ГАБТУ КА. Интересно, что в обсуждении был использован уже четвёртый по счету индекс машины – А-43. Кроме акта макетной комиссии, более этот индекс нигде не встречается, его дважды упоминает в особом мнении представитель Мариупольского завода им. Ильича П.Ходос.

За время, прошедшее с момента рассмотрения первых эскизных проработок, машина успела несколько измениться. От формы верхнего лобового листа по типу КВ-1 отказались, изменив его на конструкцию, напоминающую обычную верхнюю лобовую деталь Т-34. Люки с крыши отделения управления исчезли, зато механику-водителю вернули обычный люк – на этот раз уже с двумя смотровыми приборами, закрываемыми крышками. На крыше отделения управления появились перископические смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, сохранились смотровые приборы в бортах корпуса. Верхние бортовые листы корпуса получили сложную форму, став чем-то средним между первым и вторым вариантом.

Общие виды модернизированного Т-34М:


Продольный разрез модернизированного Т-34М:


Поперечный разрез модернизированного Т-34М:


Несколько изменилась форма крыши моторно-трансмиссионного отделения. Подобно КВ-1, на надмоторную плиту вывели патрубки выхлопной системы. Что же касается башни, то её эволюция оказалась менее существенной, чем у корпуса. Во-первых, прямоугольные люки заменили на круглые. Во-вторых, немного изменилась командирская башенка, также получившая люк. По типу Pz.Kpfw.III была изменены пистолетные порты в корме башни, а также изменился набор башенных приборов наблюдения. Наконец, диаметр погона в свету увеличили до 1700 мм.

Вид сверху модернизированного Т-34М. Новая силовая установка и 8-ступенчатая коробка передач


Наибольшие изменения коснулись ходовой части. Как и было задано в тактико-технических требованиях от 5 марта 1941 г., количество опорных катков увеличили до 6 штук на борт. Диаметр катков уменьшили до 600 мм, а сами они получили внутреннюю амортизацию. Были введены поддерживающие катки (по 4 на борт), была изменена конструкция ленивца, а также механизма натяжения гусеницы (напоминала всё тот же КВ). Были переработаны траки: их ширина снизилась до 450 мм, а на рабочих поверхностях появились характерные «шевроны». Также выполнялась эскизная проработка трака шириной 480 мм с цевочным зацеплением.

Немало изменений было внедрено в моторно-трансмиссионное отделение: в паре с 600-сильным двигателем В-5 установили 8-ступенчатую коробку передач, была изменена система охлаждения, появился инерционный стартер.

​Сравнение силуэтов Т-34 и Т-34М. Видно, что корпус стал чуть ниже, а башня, наоборот, выше и шире:


Согласно проекта модернизированный Т-34М предлагался заводом № 183 в двух вариантах. Первый, он же основной, имел боевую массу 25,5 т. Во втором варианте толщина лобовой части корпуса и его бортов увеличивалась до 60 мм, а башни – до 50 мм. В связи с этим боевая масса увеличивалась до 29 т. Согласно расчётам, максимальная скорость первого варианта составляла 60,5 км/ч, а второго – 55 км/ч. Согласно выводам комиссии, опытные образцы планировалось изготавливать по второму варианту с внесением ряда изменений в конструкцию машины и снижением боевой массы до 28 т.

Причиной принятия такого решения стало изменение военными требований к бронированию новых танков. Так, уже в середине марта 1941 г. НКО инициировал работы по усилению брони КВ-1 и КВ-2, не остался в стороне и Т-34. В период с 1 по 21 апреля 1941 г. на полигоне Мариупольского завода им. Ильича были обстреляны два корпуса и две башни Т-34. Испытания показали, что на дистанциях 600 м и ближе остроголовые бронебойные снаряды советской 45-мм пушки не пробивали лишь верхний лобовой лист корпуса. В этой связи второй вариант «большой модернизации» Т-34 оказался более перспективным. В своём письме от 18 апреля 1941 г. маршал Тимошенко указал, что лобовой лист корпуса «опытного танка с торсионной подвеской» следует усилить до 60 мм, то же самое касалось и брони башни. Также следовало сохранить боевую массу на уровне серийного Т-34, то есть 27,5 т.

По итогам рассмотрения обоих вариантов модернизации Т-34 комиссия признала их не полностью отработанными, был составлен длинный список замечаний. Предложенную лобовую часть корпуса забраковали, дав указание вернуть лоб корпуса с балкой. Идею с боковыми смотровыми приборами механика-водителя и стрелка-радиста также забраковали, поскольку они ослабляли бортовую броню. Требовалось доработка и конструкции башни. Командирскую башенку собирались заменять на штампованную, несколько менялась неподвижная бронировка пушки, также было предложено проработать вопрос изготовления цельноштампованного корпуса башни.

В качестве приоритета комиссия указала вариант гусеничной ленты с цевочным зацеплением ведущего колеса. Гребневое зацепление не отвергалось полностью – второй опытный образец предлагалась делать с траками первого типа. Впрочем, их также ждала переделка, поскольку среднее удельное давление на грунт у более узких траков признали слишком высоким. Хватало переделок и по другим группам чертежей.

Параллельно с работами по усилению защиты разрабатывались новые агрегаты для среднего танка Т-34М. Одним из них стал новый воздухоочиститель дизеля. К апрелю 1941 г. опытный цех № 540 подготовил 8 вариантов воздушного фильтра, отличавшихся друг от друга конструкцией. В качестве основного варианта предлагался масляный фильтр типа «Помон», конструктивно напоминавший воздушный фильтр «Вортокс», который в это время проектировался для тяжёлых танков семейства КВ. На испытаниях этот фильтр показал наилучшие результаты, а потому он и был принят для модернизированного танка Т-34М. На танке предусматривалась установка сразу двух воздухоочистителей, причём их можно было обслуживать прямо в боевом отделении.

Воздухоочиститель типа «Помон» – по итогам испытаний именно он должен был уставиться в модернизированный Т-34М:


Установка новых воздухоочистителей типа «Помон» в Т-34М, июнь 1941 г.:


В результате конструктивных доработок облик будущего Т-34М к маю 1941 г. существенно изменился. Переделке подверглись корпус, башня, двигатель, трансмиссия, ходовая часть. По итогам «большой модернизации» танка Т-34 получилась машина, напоминавшая гибрид серийной машины и новых агрегатов – особенно это касалось моторно-трансмиссионного отделения. Столь существенные метаморфозы оказались связаны с тем, что сроки по изготовлению опытных танков приближались, а 8-ступенчатая КПП была только на бумаге, а опытные образцы В-5 ещё только проходили испытания где выявлялась масса конструктивных недостатков.

10 мая 1941 г. вышел приказ по НКСМ № 193с «О производстве танков Т-34 в 1941 г.» Согласно ему, первые опытные образцы модернизированного танка ожидались к 10 августа 1941 г. Более того, уже с 1 августа 1941 г. запускалось серийное производство деталей корпуса и башни для серийных Т-34М, а серийный выпуск таких танков организовывался ещё до окончания испытаний. С 1 января 1942 г. к выпуску Т-34М привлекался СТЗ.

После появления приказа НКСМ № 193с на заводе №183 работы по танку Т-34М были активизированы. С начала мая 1941 г. начинается выпуск рабочей документации для выпуска Т-34М – прежде всего, речь шла о группах, связанных с длительным циклом производства, с корпусом, башней, установкой вооружения и моторно-трансмиссионной группы.

От моторного отделения по типу КВ отказались. Корпус Т-34М стал больше похож на серийный Т-34, но при этом ряд деталей изменился. Верхний кормовой лист вместо прямоугольного люка доступа к КПП получил более технологичный круглый люк. Механик-водитель и стрелок-радист остались на прежних местах, то есть как в серийном Т-34.

Верхний кормовой лист корпуса Т-34М, получивший круглый люк доступа к КПП:

 
В мае 1941 г. после получения первых рабочих чертежей Т-34М, на Мариупольском заводе им. Ильича начались опытные работы по изготовлению бронированных деталей. В период с 1 по 15 июня 1941 г. на заводском полигоне прошли испытания обстрелом плиты толщиной 50 и 60 мм. Проходили эти испытания совместно с представителями НИИ-48, которое занималось вопросами разработки брони. Всего обстрелам подвергли 8 плит толщиной 50 мм и 8 плит толщиной 60 мм. По итогам испытаний комиссия постановила принять в производство для танка Т-34 сталь марки М3-2 (8с), также утвердили технические условия на эту броню.

​Образец бортового листа танка Т-34М после обстрела на полигоне Мариупольского завода им. Ильича, июнь 1941 г.:


Корпус командирской башенки Т-34М:


Основная надпись чертежа корпуса командирской башенки. Чертеж подписан в мае 1941 г. (например, главным конструктором А.А.Морозовым — 13 мая 1941 г.). Обозначение чертежа 34.32.002. Чертёжная группа детали — 34.32 (группа башни) и литер М:


По сравнению с первичными проработками конструкция башни претерпела существенные изменения. Так, к маю 1941 г. погон башни вернулся к диаметру 1600 мм. Место командира сместили влево, что позволило более рационально разместить экипаж в башне. Крыша башни получила скосы, справа от командирской башенки появился вентиляционный лючок. Количество башенных люков сократилось до двух – люка заряжающего и люка в командирской башенке. Командирская башенка получила 5 перископических смотровых приборов. С некоторыми изменениями сохранилась разработанная ещё в феврале 1941 г. установка вооружения с большой неподвижной бронировкой. Корпус башни планировалось делать либо сварным, либо литым, кроме того, прорабатывался вопрос штампованной конструкции.

Основным вооружением танка Т-34М была 76-мм танковая пушка Ф-34, но весной 1941 г. появилась альтернатива – 57-мм пушка ЗИС-4, танковый вариант противотанковой пушки ЗИС-2. Согласно приказу № 193с, из 500 Т-34М, выпускаемых в 1941 г., планировалось 380 машин вооружить орудием ЗИС-4. В сентябре 1941 г. планировалось изготовить 25 Т-34 с новой пушкой, в октябре – 100, в ноябре – 125, в декабре – 130. Такие планы объяснялись тем, что ЗИС-4 имела более высокие показатели бронепробиваемости, а у разведки имелись данные о подготовке к выпуску новых танков с усиленным бронированием.

57-мм танковая пушка ЗИС-4:


Определённые изменения вносились и в ходовую часть. Поскольку удельное давление оказалось слишком высоким, был разработан новый тип «шевронного» трака. Его ширина была увеличена до 500 мм. Кроме того, продолжались работы по опорным каткам. В мае 1941 г. был готов чертеж опорного катка 34-12-8Сб, имевший внутреннюю амортизацию. Вместе с тем, продолжались и работы по опорным каткам с внешней амортизацией. Чертёж такого катка с номером 34-12-12Сб был утверждён 23 июня 1941 г.

Опорный каток 34-12-8Сб с внутренней амортизацией:


​Вариант опорного катка с внешней амортизацией:


Начало Великой Отечественной войны отодвинуло сроки выпуска танка Т-34М. Согласно первым коррективам, выпуск танка «большой модернизации» на заводе № 183 переносился на 1 января 1942 г., на СТЗ – с 1 июля 1942 г. В конце июня 1941 г. работы по Т-34М стали сворачиваться. Заводу № 183 стало не до танка «большой модернизации» – на фронте требовались серийные машины, и промышленности в сжатые сроки следовало значительно увеличить выпуск танков. В результате танк, изготовление которого опоздало всего на несколько месяцев, так и остался «бумажным». Задел по Т-34М не пропал даром. После эвакуации в Нижний Тагил завод № 183 приступил к выпуску танков Т-34, на которых были внедрены отдельные конструктивные решения отработанные для танка Т-34М. Это: круглый люк доступа к КПП, характерная установка вооружения и ещё целый ряд менее заметных деталей. Чуть раньше в серию пошёл «шевронный» трак. Стоит отметить, что работы по модернизированному танку Т-34М (Т-43) возобновились весной 1942 г. на Урале, куда был из Харькова был эвакуирован завод № 183, но конструктивно во многом это уже была другая машина.


Источники:
https://warspot.ru/10340-svoevremennaya-pokupka
https://arsenal-info.ru/b/book/1766508140/2
« Последнее редактирование: Сентября 21, 2019, 04:30:41 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4654

Продольный разрез Т-34М, май 1941 г.:

https://warspot.ru/14044-predvoennaya-perspektiva

Реконструкция внешнего вида танка Т-34М — примерно так машина могла выглядеть в начале серийного производства:


Реконструкция общей компоновки танка Т-34М:

https://arsenal-info.ru/b/book/1766508140/2
« Последнее редактирование: Апреля 27, 2019, 06:20:40 pm от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1]   Вверх