Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Х-90 - стратегическая крылатая ракета  (Прочитано 232 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2302

Стратегическая крылатая ракета Х-90

Обозначение НАТО – AS-X-21   

Разработка с 1979 г., разработчик – МКБ «Радуга», генеральный конструктор – И.С. Селезнев.
Работы прекращены в 1992 г.
Для летных испытаний построен гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА).
Изготовитель – Тушинский машиностроительный завод. Построено 3 летных экземпляра.
Самолет-носитель – Ту-160М.
 
Дальность пуска – ??? .
Высота: пуска – 7-20 км, полета – 22-24 км.
Скорость полета - 4-5М.
Головная часть – 2 термоядерных боевых блока индивидуального наведения мощностью по 200 кт, масса 1000 кг.
Система управления – инерциальная с коррекцией.
Органы управления – аэродинамические рули.
Стартовая масса – 6380 (15000) кг.
Длина – около 12 м. Размах крыла – 6,8-7 м. Диаметр корпуса – 1,8 м.
Двигатель: стартовый – РДТТ, маршевый - ПВРД.
Топливо – угловодородное.
Тип старта – сброс с самолета-носителя.


В МКБ «Радуга» были разработаны несколько опытных образцов и проектов гиперзвуковых моделей для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей, две из которых были испытаны в полетах соответственно в 1973-78 и в 1980-1985 гг. Эти работы послужили заделом для начала работ по гиперзвуковым боевым ракетам, в том числе и для ударной авиации.
Одной из таких работ стала гиперзвуковая крылатая ракета Х-90, которая была создана МКБ «Радуга» (Генеральный конструктор И.С.Селезнев) в конце 1980-х – начале 1990-х годов.
Крылатая ракета Х-90 большой дальности и скорости полета создавалась для повышения боевой эффективности и расширения возможностей дальней авиации при решении стратегических задач. Такие ракеты вместе с уже принятыми дозвуковыми крылатыми ракетами типа Х-55 могли более эффективно преодолевать противовоздушную оборону потенциального противника.
Ракета Х-90 могла нести две боеголовки с индивидуальным наведением, которые применялись на конечном участке полета и были способны поражать цели на удалении до 100 км.
Ракета представляла собой крылатую ракету с раскладным треугольным крылом и оперением, ее фюзеляж почти полностью был отдан под прямоточный двигатель.
Сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель для гиперзвуковой ракеты создан Тураевским машиностроительным конструкторским бюро «Союз». В процессе разработки ПВРД в ТМКБ «Союз» впервые была реализована концепция расположения твердотопливного ускорителя внутри камеры сгорания ПВРД. После окончания работы ускорителя его корпус выбрасывается из камеры сгорания ПВРД скоростным напором. Благодаря высоким энергетическим характеристикам и широкому диапазону работы двигателя ракеты с ПВРД разработки ТМКБ «Союз» не имеют аналогов в мире. ПВРД для гиперзвуковой ракеты обеспечивал скорость полета в Маха 4,5.
Носителем ракеты Х-90 должен был стать специальный доработанный вариант тяжелого бомбардировщика Ту-160М. Предположительно ракета имела складное крыло и оперение для размещение в специальном бомбоотсеке самолета – носителя.
По заявлениям специалистов, ракета Х-90 была в состоянии преодолевать все имеющиеся, а также перспективные системы ПРО и с большой точностью уничтожать цели, в том числе и на других континентах.
Подготовка производства и производство ракет по теме Б-239 МКБ «Радуга» начаты в 1986 г. на Тушинском машиностроительном заводе. Кроме нескольких технологических и конструкторских экземпляров по теме Б-239 было построено и три летных экземпляра ракет. Работы по проекту боевой гиперзвуковой крылатой ракеты Х-90 были прекращены в 1992 г., вероятно из-за отсутствия необходимого финансирования. В начале 1990-х годов в МКБ «Радуга» на базе проекта ракеты Х-90 была разработана система нового класса – гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА).
Впервые информация и натурный образец экспериментального беспилотного летательного аппарата представлены на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-95 в Жуковском в августе 1995 года. На МАКС-95 ГЭЛА демонстрировалась на технологической тележке, позднее появились ее фотографии на той же тележке но со сложенными крыльями. Аппарат длиной около 12 м оснащен гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим углеводородное топливо. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания ГПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М 4 – 5.
После сброса с самолета у ГЭЛА раскрываются треугольное складное крыло и вертикальное оперение, после чего запускается твердотопливный двигатель, который размещен в камере сгорания маршевого ПВРД. В странах НАТО и США крылатой ракете Х90 – ГЭЛА присвоили индекс AS-X-21. В зарубежных изданиях ГЭЛА именуют так же как Kh-90 GELA. В ряде русскоязычных источников считается, что к ней перешло кодовое обозначение НАТО «Koala» от авиационного варианта ракеты «Метеорит».
http://bastion-opk.ru/h-90-raduga/
« Последнее редактирование: Июля 09, 2019, 09:21:51 pm от Ракетчик »
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2302
Re: Х-90 - стратегическая крылатая ракета
« Ответ #1 : Июля 09, 2019, 09:23:58 pm »

На Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2019» в Кубинке Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение представила гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). ГЭЛА разработан Гос МКБ «Радуга» А.Я.Березняка для получения научно-технического задела для изучения проблем создания гиперзвуковых высотных летательных аппаратов. Ранее данный аппарат с тем же названием демонстрировался на МАКС-95 в Жуковском. Однако известно, что представленный аппарат является вариантом создаваемой в МКБ «Радуга» в конце 1980-х – начале 1990-х годов гиперзвуковой крылатой ракеты Х-90, разработка которой была прекращена в 1992 году. В свое время эта ракета была в какой то мере конкурентом авиационной крылатой ракете «Метеорит-А», а теперь, спустя много лет, они выставлены на форуме «Армия-2019» на одной площадке. И та, и другая разработка осталась только в опытных образцах, макетах и моделях. Интересно то, что на МАКС-95 ГЭЛА демонстрировалась на технологической тележке, позднее появились ее фотографии на той же тележке но со сложенными крыльями. Сейчас, на АРМИЯ-2019 ГЭЛА был установлен на специальную подставку рамочной конструкции, как будто он в полете, только заднее оперение осталось не раскрытым. Очень интересный и загадочный объект, он так же является напоминанием современному поколению о том, что гиперзвук советские ученые и конструкторы начали покорять задолго до того как об этом заявил президент РФ В.В.Путин и эта тема стала популярной в СМИ.
Фотообзор (часть 1, часть 2)

Записан
Страницы: [1]   Вверх