Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: ИС-6 («Объект 252») - опытный тяжёлый танк с механической трансмиссией  (Прочитано 267 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2813

Тяжелый танк ИС-6.
 
Заводское обозначение - объект 252.
 
Опытный образец создан в 1944 г.
Боевая масса – 51,5 т.
Максимальная скорость – 43 км/ч.
Трансмиссия – механическая.
« Последнее редактирование: Декабря 08, 2019, 06:38:04 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4811

ИС-6 («Объект 252») - опытный тяжёлый танк с механической трансмиссией.

Разработчик: ОКБ опытного завода №100, г. Челябинск.
Изготовитель: опытный завод №100, г. Челябинск.

Заводское (чертёжное) обозначение танка ИС-6 с механической трансмиссией - «Объект 252».
Заводское (чертёжное) обозначение танка ИС-6 с электрической трансмиссией - «Объект 253».
Зарезервированное войсковое обозначение - ИС-6 («Иосиф Сталин»).

Единственный опытный образец танка «Объект 253» (ИС-6) изготовлен в ноябре 1944 г.
Танк на вооружение не принимался.

Небольшое вступление.

С началом войны разработка и производство тяжёлых танков было сосредоточено на Урале. 6 октября 1941 г. приказом №51сс по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) Ж.Я.Котин назначается главным конструктором только что созданного в Челябинске Комбината по производству тяжёлых танков (неофициальное название «Танкоград»), объединившего в себе Челябинский Кировский завод (бывший ЧТЗ на который был эвакуирован Ленинградский Кировский завод), Уралмашзавод и Уралтурбозавод (завод №76). Позднее в Комбинат вошли броневой завод №200 и опытный завод №100. При этом за Котиным осталась должность главного конструктора Кировского завода. Директором Комбината и ЧКЗ стал И.М.Зальцман, одновременно, с 1941 г. он был заместителем Народного комиссара танковой промышленности СССР. 9 октября 1941 г. приказом НКТП №20К Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам.

С подачи Ж.Я.Котина в марте 1942 г. приказом Наркома танковой промышленности В.А.Малышева в Челябинске на базах цеха ОП-2 Кировского завода, бывшего опытно-тракторного завода ЧТЗ и Харьковского станкостроительного завода им. Молотова был создан опытный завод №100 (опытный танкомоторный завод №100), его директором стал Н.Н.Ворошилов. Этим же приказом на завод возлагалось «руководство опытно-конструкторской тематикой на заводах Наркомата, разработка, изготовление и доводка конструкций по танкам, их агрегатам, танковому вооружению и моторам». Опытный завод №100 получил кузницу, сталеплавильную печь, вагранку, участок формовки и литья чугунных и стальных изделий, а также модельный цех и лабораторию. Производственная база завода №100 позволяла изготавливать любые детали проектируемых изделий. В составе опытного завода №100 было создано Отдельное конструкторским бюро (ОКБ). Главным конструктором бюро был назначен А.С.Ермолаев; заместителем главного конструктора бюро - Н.М.Синёв; конструкторами ОКБ были назначены: Е.П.Дедов, К.И.Ильин, Н.Ф.Карпачев, Б.А.Красников, М.И.Креславский, Г.Н.Москвин, Г.Н.Рыбин, В.И.Таротько.

Кроме того, в составе ЧКЗ вошли танковое СКБ-2 и дизельное СКБ-75. СКБ-2 в составе ЛКЗ было эвакуировано в Челябинск в конце 1941 г. В Челябинске коллектив СКБ-2 ЧКЗ занимался, в основном, работами по дальнейшему усовершенствованию тяжёлых танков. В Челябинске под руководством Котина были созданы тяжёлый танк КВ-1с, огнемётный танк КВ-8 и самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооружённая 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. Специализированное конструкторское бюро дизельного завода №75 (СКБ-75) во главе с И.Я.Трашутиным и его заместителями Я.Е.Вихманом и М.А.Мексиным было эвакуировано из Харькова вместе с заводом №75. В Челябинске СКБ-75 пополнилось специалистами по двигателям Челябинского тракторного завода. На Урале СКБ-75 занималось разработкой и сопровождение производства танковых дизелей типа В-2.

С августа 1943 г. начальником опытного завода №100 был назначен доктор технических наук генерал-майор технических войск Ж.Я.Котин. Под его непосредственным руководством были разработаны и поставлены на серийное производство в ЧКЗ тяжёлые танки КВ-85, ИС-1 и ИС-2, а также самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122...

История создания танка.

В конце зимы 1944 г. стали известны первые результаты боевого применения тяжёлого танка ИС-85 (ИС-1). Выяснилось, что броневая защита башни и лобовой части корпуса не соответствуют мощности вооружения противника. Так, 19 февраля 1944 г. в районе Лисянки атаковавшие населённый пункт танки 13-го гвардейского тяжёлого танкового полка попали под огонь немецких средних танков «Пантера». Рассчитанная на защиту от 88-мм пушки KwK 36 L/56 лобовая броня ИС-1 оказалась пробита 75-мм пушками KwK 42 L/70. Два советских танка сгорели и три были подбиты. Что касается отставания советских тяжёлых танков от немецких по вооружению в ГБТУ КА об этом знали и принимали меры: уже с декабря 1943 г. был начат выпуск тяжёлых танков ИС-122 (ИС-2) с более мощной 122-мм танковой пушкой Д-25Т.

8 апреля 1944 г. вышло постановление ГКО №5583сс «Об изготовлении опытных образцов нового тяжёлого танка на Кировском заводе НКТП». В нём, в основном, речь шла об изготовлении двух опытных танков «Объект 701». Но третий пункт документа касался другой машины:

«Обязать Наркомтанкопром — тов. Малышева, директора Кировского завода — тов. Зальцмана и главного конструктора тов. Котина сосредоточить основное внимание на дальнейшем усовершенствовании конструкции и улучшении качества танка и артсамоходов ИС.

В 3-месячный срок провести необходимые работы по усилению броневой защиты танков ИС, усовершенствованию трансмиссии и ходовой части, используя для модернизации танков ИС опыт новых образцов тяжёлых танков».


В развитие этого постановления в НКТП вышел приказ №226сс от 13 апреля 1944 г. Впоследствии окончательно требования к глубокой модернизации ИС-2 были сформированы 19 мая 1944 г. Список улучшений включал 20 пунктов. Некоторые из них имели прямое отношение к «Объекту 701». От этой машины брались установка радиатора, привод к радиатору, поворотный механизм башни и погонное устройство. Спрямлённый нос корпуса толщиной 90 мм катаной брони либо 100 мм литой брони изготовлялся по типу носа «Объекта 701». По его же подобию проектировалась башня: от новой машины бралась командирская башенка и система выемки орудия через специальный люк в крыше. Выхлопные трубы предполагалось перенести на верхний кормовой лист по типу Т-34. Такое решение полностью исключало риск попадания выхлопных газов в воздухозаборники.

Уже к 18 апреля 1944 г. ОКБ опытного завода №100, возглавляемого А.С.Ермолаев, был представлен эскизный проект глубокой модернизации ИС-2. Согласно проекта, улучшенный вариант танка ИС-2 должен был иметь боевую массу 46–47 т. Танк получил новый обтекаемый корпус с рациональным наклоном броневых листов. Для повышения прочности с верхней лобовой детали корпуса был изъят смотровой лючок механика-водителя. Толщина лобового листа достигла 120 мм, такая же толщина была и у бортов. Существенно была переделана и башня, лоб и борта которой были усилены до толщины 150 мм. Кроме того, усовершенствованный танк получил новую ходовую часть с опорными катками большего диаметра. Вооружить танк планировалось либо штатной 122-мм пушкой Д-25Т, либо 100-мм пушкой Д-10Т. Вместо пулемёта ДТ предполагалось использовать спаренный пулемёт ГВГ (будущий СГ-43). Подробностей о двигателе и трансмиссии мало, но известно, что как раз в начале 1944 г. испытания проходила планетарная трансмиссия двух типов — разработки МВТУ им. Баумана и разработки завода №100. Неизвестен даже тип силовой установки, но максимальная скорость в 50 км/ч указывает на то, что планировалось использовать более мощный двигатель, чем В-2-ИС. К концу апреля 1944 г. на заводе №100 работы по эскизному проекту глубокой модернизации ИС-2 были в целом завершены, было изготовило несколько деревянных моделей, и... на этом всё дальнейшие работы были прекращены.

Танк большой модернизации ИС-2, разработанный ОКБ опытного завода №100, апрель 1944 г.:


Модель танка большой модернизации ИС-2, разработанного в рамках эскизного проекта в ОКБ опытного завода №100 в апреле 1944 г.:


Причиной прекращения работ по модернизации танка ИС-2 стало то, что в ОКБ опытного завода №100, возглавляемого А.С.Ермолаевым, тайно велись работы по созданию нового тяжёлого танка, который являлся прямым конкурентом танка «Объект 701» СКБ-2 ЧКЗ. Пикантность ситуации заключалась в том, что эти работы опытному завода №100 никто не поручал.

Всё это происходило на фоне обострившейся конкуренции между опытным заводом №100 и серийным ЧКЗ. Ещё летом 1943 г. СКБ-2 ЧКЗ начало инициативную разработку тяжёлого танка. Эти инициатива была одобрена и 56-тонный танк «К» после выхода 8 апреля 1944 г. постановления ГКО №5583сс превратился в «Объект 701». Так по тяжёлым танкам наметились два направления работ: большая модернизация серийных ИС-2 и создание нового танка для его замены. При этом завод №100 на который при его организации возлагалось «руководство опытно-конструкторской тематикой на заводах Наркомата, разработка, изготовление и доводка конструкций по танкам, их агрегатам, танковому вооружению и моторам» стремительно утрачивал лидирующие позиции по созданию новых танков. Кроме того, проектирование танка в рамках модернизации ИС-2 существенно ограничивало конструкторов завода №100 в выборе технических и конструктивных решений и существенно усложняло достижение отрыва от имевшихся тактико-технических характеристик серийных машин. Между тем тактико-технические требования на новый тяжёлый танк подразумевали увеличение боевой массы, броневой защиты, а также усиление вооружения, что позволяло заводу №100 существенную переработку конструкции танка для достижения заданных характеристик. 

18 апреля 1944 г. новый военный представитель ГБТУ КА на заводе №100 гвардии инженер-полковник А.Вовк составил раппорт в котором сообщал вышестоящему руководству, что он обнаружил комнату, у входа в которую была выставлена охрана. Нового военпреда туда не пустили, мотивируя это тем, что внутрь можно попасть только с личного разрешения Ж.Я.Котина. На вопрос, что это за помещение, Котин ответил, что это его личная рабочая комната. Уполномоченный ГБТУ КА Маркин направил письмо с раппортом военпреда Вовка в Техуправление ГБТУ КА.

Письмо уполномоченного ГБТУ КА Маркина с раппортом военпреда А.Вовка в ТУ ГБТУ КА, 22 апреля 1944 г.:


На самом деле в «личной комнате Котина» шли работы по проектированию нового тяжёлого танка. Там работали Н.Ф.Шашмурин, А.С.Шнейдман, Г.А.Турчанинов и другие конструкторы. У них имелась своя версия: «Это курительная комната». Разразился скандал, по этому поводу между заинтересованными сторонами прошла бурная переписка с указанием заводу перевести работу по текущим проектам и взаимоотношения с военной приёмкой в нормальное русло.

Старшим инженером по новому тяжёлому танку был Г.Н.Москвин, имевший большой опыт разработки танков и САУ, Шнейдман отвечал за установку вооружения, Ермолаев отвечал за работы как главный конструктор, а общее руководство осуществлял Котин. В НКТП эскизный проект нового тяжёлого танка был прислан в начале июня 1944 г. Благодаря довольно высокой степени проработки Нарком танковой промышленности В.А.Малышев дал зелёный свет дальнейшим работам.

8 июня 1944 г. Малышев подписал приказ по НКТП №379сс с утверждением тактико-технических требований на проектирование и изготовление опытных образцов тяжёлого танка. В нём танк получил обозначение ИС-6. Согласно приказу, к работам по танку ИС-6 подключался УЗТМ, где изготовлялись корпуса и башни. Приказом задавалось проектирование, изготовление и испытания опытных образцов танка - с механической и электрической трансмиссиями, изготовление корпуса для обстрела. Также при участии ЦНИИ-48 предписывалось разработка, изготовление и испытания обстрелом конструкции стыковых соединений корпуса, их макетов, конструкцию защитной экранировки от кумулятивных снарядов и мин направленного действия. Приказом предусматривалось изготовление нескольких комплектов новых опорных катков танка ИС-6 с проведением их испытаний на танке ИС-2. К 1 июля 1944 г. следовало выпустить рабочую документацию по корпусам и башням танка с механической трансмиссией, а к 15 числу — рабочие чертежи оставшихся агрегатов. Два комплекта корпусов и башен УЗТМ сдавал к 25 июля 1944 г., а сборка машин завершалась 25 августа 1944 г. К 10 сентября 1944 г. предписывалось завершение заводских испытаний, к 20 числу составлялся отчёт по ним. Танк с электрической трансмиссией ожидался позднее. Рабочую документацию выпускали к 25 августа 1944 г., два комплекта корпусов и башен — к 10 октября 1944 г., постройка двух образцов танка завершалась к 1 ноября 1944 г., а испытания проводились до 1 декабря 1944 г.

Приказ по НКТП №379сс от 8 июня 1944 г. о проектировании, изготовлении и испытаниях опытных образцов танка ИС-6:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, стр.85-87.
https://yuripasholok.livejournal.com/2439415.html

В ГБТУ КА эскизный проект ИС-6 был встречен критично. По мнению комиссии, которая рассматривала проект, ИС-6 по основным характеристикам не был шагом вперёд по сравнению с «Объектом 701». С другой стороны, ИС-6 существенно превосходил ИС-2 — особенно по броневой защите. Броневая защита корпуса за счёт рациональных углов наклона превосходила ИС-2, но при этом уступала «Объекту 701». Та же ситуация складывалась и с броневой защитой башни — она превосходила ИС-2, имея максимальную толщину 150 мм. С другой стороны, башня «Объекта 701» была не только толще (до 160 мм), но и имела меньший размер бронировки орудийной маски, а, значит, и большую бронестойкость. Правда, впоследствии, в ходе испытаний выяснилось, что выступ под прицел справа от маски уязвим, поэтому окончательный вариант танка получил более широкую бронировку орудийной маски. Установка вооружения на ИС-6 также вызвала критику ГБТУ КА. Согласно эскизного проекта, на ИС-6 предполагалась установка модернизированного варианта пушки Д-25Т с увеличенной на 50 м/с начальной скоростью снаряда. В ГБТУ же тогда считали лучшим вариантом вооружения тяжёлого танка 122-мм пушку С-34. Также ГБТУ для улучшения работы расчёта башни было предложена установка в боевом отделении полика, а для орудия требовались введение досылателя и системы продувки канала ствола после выстрела. Не вызвала особого восторга у военных и ходовая часть с новыми опорными катками большого диаметра.

12 июня 1944 г. Малышеву от маршала Федоренко было направлено письмо, в котором он предлагал доработать эскизный проект танка ИС-6 по прилагавшимся к письму тактико-техническим требованиям. ГБТУ КА хотели получить новый тяжёлый танк с боевой массой 50-55 т, корпус и башня которого не пробивались бы в лоб 105-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1200 м/с. Такой пушки не имелось ни в одном немецком танке или самоходе, но в ГАБТУ решили действовать на опережение. 105-мм пушка с начальной скоростью 1000 м/с не должна была пробивать новый танк в борта. Также в танк устанавливалась 122-мм пушка с начальной скоростью 1000-1100 м/с и скорострельностью 4-6 выстрелов в минуту. Максимальная скорость машины оценивалась в 40 км/ч, а средняя — в 24 км/ч. В качестве силовой установки предлагался двигатель с мощностью 1000 л.с., который работал в паре с электромеханической трансмиссией (в то время в ГБТУ КА считало необходимым введение на новые тяжёлые танка электромеханической трансмиссии).

В ответ на письмо ГБТУ в НКТП произвели расчёты толщин брони в соответствии с требованиями бронестойкости по ТТТ на новый тяжёлый танк. Исходя из углов наклона листов корпуса и башни ИС-6, получалось, что толщину лба корпуса следует увеличить до 130 мм, а бортов — до 170-207 мм. В результате боевая масса танка составила бы 75-80 т. В итоге 8 августа 1944 г. Наркомом танковой промышленности Малышевым маршалу Федоренко было направлено письмо, в котором были изложены замечания к ТТТ на новый тяжёлый танк. В НКТП с отметили, что ни столь мощной пушки, ни столь мощного мотора у промышленности нет. Идею с унитарным заряжанием в НКТП признали нерациональной — такой выстрел имел бы массу 45 кг и длину более 1 м, что сильно затрудняло заряжание и обеспечение требуемой скорострельности.

Письмо Малышева Федоренко с замечаниями к ТТТ на новый тяжёлый танк, 8 августа 1944 г.:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, л.148-150.
https://yuripasholok.livejournal.com/12289992.html

Переписка по данному вопросу между НКТП и ГБТУ шла не один месяц, в итоге НКТП всё же удалось отстоять эскизный проект ИС-6 в том виде, как его запроектировали изначально. При этом оставалось в силе изготовление танков ИС-6 в двух вариантах: с механической и с электрической трансмиссиями (в ТТТ предусматривалось создание танка с электротрансмиссией).

Параллельно с этим завод №100, НИИ-48 и УЗТМ вели отработку оптимального корпуса для ИС-6. От НИИ-48 эту тему курировал заместитель главного инженера Г.И.Капырин. К началу августа 1944 г. были подготовлены проекты специальных макетов, которые имитировали лобовые и передние бортовые листы корпуса танка. Они получили обозначения «макет №15» и «макет №16». По общей конфигурации листов оба макета были идентичными. Они повторяли спроектированный ОКБ завода №100 корпус, точнее, его переднюю часть. Разница макетов заключалась в способе соединения листов. С точки зрения НИИ-48 (по прочности) лучшим был макет №15, имевший соединение листов в шип. Макет №16 имел листы, соединённые в четверть, с «замком» в месте соединения верхнего и нижнего лобовых листов. С точки зрения ОКБ завода №100 и УЗТМ более подходящим (по технологичности) являлся вариант с таким соединением листов носовой части корпуса.

Схема макета №15 с шиповым соединением листов. Данный вариант НИИ-48 считал приоритетным:


Схема макета №16. Эту схему соединения листов корпуса ИС-6 выбрали на УЗТМ:


Сроки, указанные в приказе НКТП №379сс от 8 июня 1944 г. для разработки рабочих чертежей и изготовления опытных образцов танка ИС-6, выдержать не удалось. В значительной степени это оказалось связано именно с работами по корпусу нового танка. Программу испытаний макетов корпусов обстрелом НИИ-48 выслал на утверждение 10 августа 1944 г., к тому моменту УЗТМ уже две недели как должен был сдать корпуса для танка с механической трансмиссией, который получил обозначение «Объект 252». На практике же обстрел макетов состоялся только в начале сентября 1944 г. Испытания проводились на полигоне завода №9.

Результаты испытаний оказались противоречивыми. С одной стороны, сама по себе концепция корпуса с большими (65 градусов) углами наклона деталей позволила существенно улучшить их стойкость. Если в случае с ИС-2, имевшим спрямлённую лобовую деталь корпуса из 90-мм листов, лоб поражался 88-мм орудием Pak 43 на дистанции около 450 м и ближе, то лоб ИС-6 оказался этому орудию не по зубам. То же самое случилось при обстреле лба корпуса немецкой 105-мм зенитной пушкой, а также 85-мм советской пушкой с подкалиберными снарядами. Те же результаты были получены и при обстреле кормовой части макетов. Верхние бортовые листы корпуса могли пробиваться только 88-мм снарядами Pak 43, причём только с близких дистанций. Другой вопрос, что при обстреле отмечалось разрушение сварных швов. Кроме того, соединение бортов в шип не показало существенных преимуществ по сравнению с соединением в четверть.

Макет №15 в ходе испытания обстрелом:


Результаты попадания в борт корпуса. Рациональные углы наклона верхних листов борта существенно повысили стойкость брони:


Попадание в область сварного шва:


Корпус выдержал попадание снаряда 105-мм зенитной пушки (попадание №3), но дальнейшие попадания 88-мм снарядов орудия Pak 43 вызвали пробития и трещины:


Разрушения сварных швов на макете №15:


В декабре 1944 г. был произведён обстрел макета №17, представлявшего собой вариацию на тему макета №15 в носовой части и макета №16 в кормовой. Макет №17 был собран из листов  опытной брони И-З. Как показали испытания обстрелом, броня вела себя хуже, чем та, что использовалась на предыдущих макетах. Что же касается швов, то они разрушились гораздо быстрее, и испытания обстрелом прекратились раньше срока.

Результат обстрела макета №17. Испытания были прекращены досрочно из-за разрушения сварных швов:


Пока на полигоне велись испытания обстрелом макетов корпусов, на заводе №100 шла разработка рабочей документации опытных образцов. Внешний облик танка «Объекта 252» (ИС-6) сформировался к концу августа 1944 г. В новом танке прослеживается влияние конструкции как ИС-2 большой модернизации, так и танка «Объект 701». Вместе с тем машина получилась весьма самобытной конструкции, оказавшейся где-то между ИС-2 и «Объектом 701», как отметили в ГБТУ КА. Танк оказался ниже чем 701-й и ИС-2. Высота ИС-6 по смотровым приборам башни составила 2408 мм. Для сравнения, у «Объекта 701» эта высота составила 2480 мм, а у ИС-2 — 2735 мм.

Окончательный внешний вид «Объекта 252» (ИС-6), конец августа 1944 г.

По: https://warspot.ru/15654-ne-popavshiy-v-amplitudu
« Последнее редактирование: Декабря 08, 2019, 06:37:18 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4811

Продолжение.
ИС-6 («Объект 252») - опытный тяжелый танк с механической трансмиссией.

Согласно рабочей чертежам танк «Объекта 252» (ИС-6) получил дефорсированный двигатель В-12, мощность которого была снижена до 700 л.с. Общая схема механической трансмиссии оказалась схожей с трансмиссией ИС-2. Аналогично ему в танке была установлена 8-скоростная коробка перемены передач с планетарными двухступенчатыми механизмами поворота. Система охлаждения по конструкции была аналогична системе танка ИС-2 по программе большой модернизации. В отличие от серийного ИС-2, радиаторы размещались слева и справа от двигателя (похожую схему имел танк «Объект 701»). Для обдува радиаторов использовались четыре вентилятора, установленные в крыше корпуса. Кстати, на заводе получившуюся конструкцию корпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения прозвали «шкатулкой» (за характерную форму). Что же касается ходовой части, то она, по сравнению с ИС-2 большой модернизации, практически не изменилась. В ней точно так же использовались опорные катки большого диаметра, что позволило отказаться от поддерживающих катков.

При разработке рабочих чертежей башни (как и при работах по корпусу) был учтён конструкторский задел по ИС-2 большой модернизации, а также «Объект 701». Например, у предшествующих машин позаимствовали пониженную командирскую башенку (точнее, башенки, которых было две), а также демонтаж орудия через верхний люк. Вместе с тем конструкция башни получилась вполне самобытной. Кроме того, иначе был размещён боекомплект. Если у «Объекта 701» снаряды размещались в кормовой нише продольно, то у ИС-6 их разместили как на ИС-2, поперечно. Общий объём боекомплекта составил 30 выстрелов, как у танка «Объект 701» и чуть больше, чем у ИС-2. При разработке рабочих чертежей боевого отделения ИС-6 ОКБ завода №100 учло и замечания ГБТУ КА — в частности, в боевом отделении был введён полик, что улучшало условия работы экипажа.

Согласно рабочим чертежам, танк «Объекта 252» (ИС-6) вооружался 122-мм пушкой БЛ-13 со спаренным пулемётом ГВГ (СГ-43), ещё один пулемёт, ДШК, использовался как зенитный. Касательно орудия есть масса интересных вопросов. Первоначально, согласно эскизного проекта, на ИС-6 предполагалось установить модернизированный вариант пушки Д-25Т с увеличенной на 50 м/с начальной скоростью снаряда. Фактически же на опытный образец танка согласно рабочим чертежам устанавливалась пушка БЛ-13, которая имела ту же начальную скорость, что и Д-25Т, но при этом БЛ-13 имела меньшие габаритны и была более лёгкой по сравнению с Д-25Т. При этом ни досылателя снарядов, ни системы продувки канала ствола БЛ-13 не имела.

122-мм пушка БЛ-13, разработанная ОКБ-172 4-го Спецотдела НКВД СССР для ИС-6:


Что касается основного вооружения то дело в том, что параллельно с свердловским заводом №9 НКВ СССР работы по созданию пушки для ИС-6 вело ОКБ-172 4-го Спецотдела НКВД СССР. Пушка ОКБ-172 («шарашка» с осуждёнными конструкторами лета 1942 г. по декабрь 1944 г. находилась в г. Молотове и вела разработку орудий в интересах завода №172 им. Молотова НКВ СССР) получила заводской индекс БЛ-13 и проектировалась в сотрудничестве с ОКБ завода №100. Работы по БЛ-13 начались в июле 1944 г. Именно это орудие было применено в полноразмерном макете танка ИС-6, выполненном на заводе №100 для сдаче макетной комиссии. При полной длине ствола 6002 мм орудие имело начальную скорость снаряда 850 м/с, также прорабатывался вопрос повышения начальной скорости до 900 м/с. По ряду конструктивных элементов БЛ-13 была унифицирована с пушкой Д-25Т. Для БЛ-13 были выполнены проработки механизированного досылателя и системы продувки ствола сжатым воздухом. По расчётам, максимальная скорострельность пушки достигала 8 выстрелов в минуту.

В августе 1944 г. на завод №100 для отработки новой ходовой части ИС-6 были изготовлены опорные катки большого диаметра (750 мм). При создании новой ходовой части конструкторами решалась задача её максимальной унификация с деталями катка и подвески танков ИС. В результате деталей с чертёжным индексом 252 в конструкции катков было всего 7 штук.

Опорный каток, разработанный для ИС-6:


Для проведения испытаний новые опорные катки были установлены на опытном танке «Объект 244». Такое обозначение имел первый опытный образец танка «Объект 237», переделанный под установку 85-мм пушки Д-5Т-85БМ. Применение новых опорных катков большего диаметра на готовом корпусе привело к тому, что конструкторам пришлось оставить задний, шестой, штатный каток. С такой необычной ходовой частью за август - октябрь 1944 г. опытный танк преодолел 1875 км, из них 285 — по булыжному шоссе, 1571 — по грейдерному шоссе и просёлку, 19 — по целине. Из общего километража 1589 км было пройдено с имевшейся массой танка, а далее «Объект 244» был догружен дополнительными 8 т до боевой массы разрабатывавшегося нового тяжёлого танка «Объекта 252» (ИС-6). Вместо 48 т реально машина имела массу 51,5 т.

Опытный танк «Объект 244» с опорными катками для ИС-6, догруженный до боевой массы 51,5 т:


При испытаниях новые опорные катки в целом отработали нормально, но отмечалось ослабление болтов. Это, в свою очередь, привело к образованию трещин на дисках катков. В результате на 1425 км пробега один каток полностью вышел из строя, а второй на 1480 км получил сквозную трещину длиной 350 мм. Для предотвращения этих дефектов завод №100 усилил конструкцию болтов.

Сборка корпуса и башни первого (и единственного) опытного образца «Объекта 252» началась на УЗТМ 20 сентября 1944 г. Корпус собирали из катаной брони средней твердости, а башню — из брони 70Л высокой твёрдости. Сваривали лист аустенитовыми электродами, иные варианты сварки дали плохой результат. В октябре 1944 г. корпус с башней направили на опытный завод №100, где началась сборка машины. Параллельно на опытном заводе №100 отрабатывались различные конструктивные элементы машины, включая систему охлаждения. Частичная сборка опытного образца танка «Объекта 252» закончилась к 8 ноября 1944 г., в тот же день начались его ходовые испытания. С 8 по 10 ноября 1944 г. танк прошёл 319 км (100 км — по булыжному шоссе и 219 км — по профилированному шоссе), причём первые 31 км он был без башни. Средняя скорость по булыжному шоссе составила 16 км/ч, а по профилированному шоссе — 21 км/ч. В ходе испытаний возникли неполадки с генератором ВГ-50, оказались ослаблены болты креплений дисков опорных катков. В ходе пробега выяснился ряд конструктивных недостатков нового тяжёлого танка, связанных с корпусом и башней машины. Люки башни получились небольшими, при открытом люке механика-водителя отмечалась плохая обзорность. Кроме этого, механик-водитель упирался головой в верхний лобовой лист корпуса.

Опытный образец тяжёлого танка «Объекта 252» (ИС-6) на испытаниях, ноябрь - декабрь 1944 г.:


К 8 декабря 1944 г. ИС-6 преодолел 825 км, из них 315 км — по булыжному шоссе, 420 км — по грейдерному шоссе, 90 км — по целине. Максимальная средняя скорость, достигнутая в ходе испытаний, составила 22-24 км/ч. Правда, на высоких скоростях движения отмечался сильный (90-105 градусов) нагрев КПП. Учитывая то, что испытания происходили в ноябре - декабре 1944 г., в летний период температура нагрева КПП должна была увеличиться. При выжиме главного фрикциона требовалось усилие 60-65 кг, вместе с тем отмечалось, что машина легко поворачивается. Больше всего хлопот доставляли новые опорные катки. За 825 км пути из строя вышло 14 опорных катков, средняя долговечность катка не превышала 200-300 км. В связи с этим ОКБ завода №100 разработало усиленный каток, впрочем, и он, судя по всему, не стал решением проблемы. Ещё одной серьёзной проблемой стала неустойчивая работа генератора ВГ-50. Имелись и нарекания к генератору постоянного тока К-73. Ёмкости топливных баков (480 л) хватало лишь на 100-120 км пробега.

Отчёт о предварительных результатах испытаний танка «Объекта 252» (ИС-6) от 8 декабря 1944 г.:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, л. 215-216.
https://yuripasholok.livejournal.com/12261886.html

По результатам создания и испытаний первого опытного образца танка ИС-6 во второй половине ноября 1944 г. в ОКБ завода №100 был разработан доработанный вариант танка «Объект 252». В нём была применена новая конструкция носовой части корпуса, разработанная В.И.Таротько. За характерную форму она получила прозвище «щучий нос». Это позволило не только увеличить стойкость броневых листов, но и перенести люк механика-водителя на крышу отделения управления. Аналогичную конструкцию получил и вариант модернизации ИС-2, получивший обозначение ИС-2У. Что же касается первого опытного образца танка ИС-6, то его по указанию Котина отправили в Москву. Туда же отправились эскизные проекты ИС-2У и доработанного ИС-6 — впрочем, помочь ИС-6 это уже не могло. В декабре 1944 г. на НИБТ Полигоне прошли испытания тяжёлого танка «Кировец-1», он же ИС-3, он же «Объект 703». Этот танк не являлся столь революционным, как ИС-6, но был куда более надёжным (особенно это касается ходовой части). Кроме того, у танка существенно повысилась броневая защита. Взвесив все «за» и «против», в ГБТУ КА и НКТП приняли решение дальше сосредоточится на конструкции танка «Кировец-1», передав СКБ-2 ЧКЗ задел по ИС-2У и ИС-6. Фактически это означало прекращение работ по ИС-6.

Проект доработанного танка «Объекта 252» (ИС-6) с новой носовой частью корпуса, конец ноября 1944 г.:


В рамках отработки конструкции башни танка ИС-6 на УЗТМ из стали 70Л и 72Л были изготовлены две башни. Обстрел, проведённый в начале января 1945 г., показал, что борт башни №5а из стали 70Л толщиной 150 мм пробивается 88-мм пушкой Pak 43. Из 12 попаданий с разных ракурсов пробитий удалось добиться в 7 случаях. Ещё хуже оказалась ситуация с башней №5, изготовленной из стали 72Л — после пяти попаданий башня раскололась надвое. Это означало, что башня не имеет достаточную защиту от орудия, попадание которого она должна была выдерживать. Что ещё хуже, башня ИС-6 передавалась в КБ-520 завода №183 как образец для проектировании башни опытного среднего танка Т-54. В результате позже её решили переделывать по типу ИС-3, даже не проведя обстрела.

Результат обстрела башни ИС-6, изготовленной из стали 70Л:


Опытный танк ИС-6 («Объект 252») впоследствии использовался для отработки и испытаний различных механизмов. Например, зимой - весной 1945 г. на нём отрабатывали гидро-сервопривод планетарного механизма поворота. Продолжались и работы по модернизированным опорным каткам — их увеличили в диаметре до 800 мм, и теперь конструкция больше напоминала опорный каток ИС-2. Первые образцы таких катков установили на опытный танк «Объект 244» ещё в декабре 1944 г., он прошёл на них 305 км, ещё 393 км удалось преодолеть в январе 1945 г. В 1945 г. 122-мм пушка БЛ-13 вышла на испытания. Испытывали эти элементы конструкции вели на танках «Объект 244» и ИС-2.

Испытания новых опорных катков для ИС-6 и 122-мм орудия БЛ-13 на танке «Объект 244», 1945 г.:

По: https://warspot.ru/15654-ne-popavshiy-v-amplitudu
« Последнее редактирование: Декабря 08, 2019, 03:03:26 pm от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1]   Вверх