Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: «Объект 234» (ИС-2) - опытный тяжёлый гаубичный танк  (Прочитано 261 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4811

«Объект 234» (ИС-2) - опытный тяжёлый гаубичный танк.

Разработчик: СКБ-2 Челябинского Кировского завода, г. Челябинск, ОКБ опытного завода №100, г. Челябинск.
Изготовление опытного образца: опытный завод №100, г. Челябинск.

Заводское (чертёжное) обозначение танка - «Объект 234».
Зарезервированное войсковое обозначение - КВ-13 («Клим Ворошилов») или ИС, ИС-2 («Иосиф Сталин»).

Изготовлен один опытный образец на базе танка КВ-13 или ИС-1 («Объект 233») «второго варианта».

Опытный образец изготовлен 12 марта 1943 г.

Танк на вооружение не принимался.

История создания.

26 сентября 1942 г. на испытания вышел первый опытный образец танка КВ-13 (ИС-1), созданный в СКБ-2 Кировского завода и ОКБ опытного завода №100 в Челябинске. Основным вооружением танка была 76-мм танковая пушка ЗИС-5. Машина получилась необычной: обладая защищённостью тяжёлого танка, она одновременно имела размеры и массу среднего танка (30 т). При этом КВ-13 разрабатывался именно в Челябинске как тяжёлый танк, а его относительно небольшие размеры и масса стали прямым следствием полученного из Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА) технического задания. На Кировском заводе для танка использовалось обозначение КВ-13, а на заводе №100 - ИС-1. В июле 1942 г. после смерти Н.В.Цейца, старшего инженера машины, «дела» по танку принял Н.Ф.Шашмурин. Уже в момент постройки первого опытного в сентябре 1942 г. танк КВ-13 (ИС-1) устарел и перестал отвечать тактико-техническим требованиям нового танка. Итоги испытаний опытного образца лишь подтвердили необходимость серьёзных конструктивных доработок.

С ноября 1942 г. в СКБ-2 Кировского завода и ОКБ опытного завода №100 начались работы по проектированию улучшенного варианта танка КВ-13 (ИС-1). В документации Кировского завода эта машина именовалась, как КВ-13 «второго варианта», а на заводе №100 продолжал использоваться индекс ИС-1. Учитывая, что в СКБ-2 при создании КВ-1с было испытано и отработано большое количество новых деталей и узлов, то этот конструкторский задел широко использовался при создании улученного варианта танка КВ-13. Также в Челябинске в конструкции КВ-13 «второго варианта» пытались устранять недостатки танка КВ-1с, которые были выявлены во время начавшейся эксплуатации в частях Красной армии.

К 10 декабря 1942 г. проект КВ-13 «второго варианта» был готов. Вместе с комплектом технической документации была изготовлена деревянная модель усовершенствованного танка. Танк получил новую 8-скоростную КПП,,, . По результатам рассмотрения, проект второго варианта КВ-13 (ИС-1) утвердили в декабре 1942 г., но вплоть до конца января 1943 г. дальнейшие работы по танку практически не велись. Это было связано с тем, что и Кировский завод, и завод №100 с конца декабря 1942 г. выполняли работы по более важному заданию — самоходной установке КВ-14 (СУ-152). Примерно в это же время появился гаубичный вариант танка - проект танка КВ-13 со 122-мм гаубицей У-11 от опытного КВ-9. Машина получила чертёжный индекс 234 («Объект 234»). В документах завода №100 она получила обозначение ИС-2.

Для танка ИС-2 с 122-мм гаубицей У-11 была разработана новая башня, которая имела ряд отличий от башни КВ-9. Башня КВ-9 в сборе весила 9293 кг., общая масса башни ИС-2 в сборе составила 7465 кг. Вскоре было принято решение о постройке опытных образцов КВ-13 - пушечного и гаубичного, они же: пушечный ИС-1 («Объект 233») и гаубичный ИС-2 («Объект 234»).

Продольный разрез гаубичного танка ИС-2 («Объект 234»):


По состоянию на 1 февраля 1943 г. завод №100 отчитался о том, что все узлы и агрегаты для КВ-13 второго варианта были готовы. При этом на заводе отсутствовали корпуса и башни, которые должен был подать Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) из Свердловска. Их отсутствие сдерживало дальнейшие работы по танкам «Объект 233» и «Объект 234».

В феврале 1943 г. по работам над КВ-13 опять возникла пауза. Причина была та же: корпусов и башен из Свердловска не поступило. Для ускорения работ Зальцман подготовил проект постановления ГКО и 23 февраля 1943 г. было отправлено письмо с предложением о скорейшем изготовлении двух опытных образцов танка: одного с 76-мм пушкой Ф-34, другого с 122-мм У-11. Нарком танковой промышленности рассчитывал в случае удачных испытаний запустить серийное производство КВ-13, заменив им КВ-1с. Сталин предложение одобрил: на следующий день вышло постановление ГКО №2943сс «Об изготовлении опытных образцов танков “ИС”». Более индекс КВ-13 по танку не использовался.

Постановление ГКО № 2943сс «Об изготовлении опытных образцов танков “ИС”» от 24 февраля 1943 г.:


Постановление ГКО №2943сс обязывало изготовить опытный образец ИС-2 к 10 марта 1943 г. Фактически постройка машины завершилась 12 марта 1943 г., после чего начались заводские испытания. 19 марта 1943 г. в конструкцию танка были внесены изменения по итогам испытаний. Окончательно танк был сдан 28 марта 1943 г. Согласно акту, он получил гаубицу У-11 с серийным №6; танк полностью укомплектовали запасными частями, инструментами и принадлежностями (ЗИП). Перед сдачей опытный танк «Объект 234» полностью отрегулировали и заправили горюче-смазочными материалами.

Тяжелый танк ИС-2 («Объект 234»), конец марта 1943 г. Хорошо видны воздуховод и антенный ввод в крыше башни:



Тяжёлые танки ИС-2 («Объект 234») и ИС-1 («Объект 233») на совместных испытаниях:


При взвешивании выяснилось, что боевая масса танка «Объект 234» составила 37 900 кг, то есть оказалась более чем на 1,5 т меньше расчетной. Соответственно, меньшей оказалась и разница по боевой массе по сравнению с ИС-1 – тот был легче всего на 740 кг. Экипаж состоял из 4 человек, из них трое располагались в башне. Шасси танка было аналогично пушечному танку - ИС-1 («Объект 233»), главным отличием стала новая башня. При создании башни танка «Объект 233» использовался конструкторский задел по баше опытного танка КВ-9. Полная масса башни стала меньше почти на 2 т. Форма башни была частично изменена, на крыше башни появился воздуховод и антенный ввод, поскольку танковая радиостанция была установлена в боевом отделении танка. На бортах башни были установлены поручни и рымы. Последних, как и в случае с башней КВ-1с выпуска весны - лета 1943 г., установили 3 шт. Также с башни КВ-1с были заимствованы боковые смотровые приборы и башенный люк. Вместо кормового пулемёта в башне был установлен лючок для выброса стреляных гильз. Ввиду ограниченного объёма боевого отделения боекомплект внутри башни ограничили 8-ю зарядами. Общий боекомплект танка «Объект 234» составил 30 выстрелам, что было на четверть меньше, чем у СУ-122.

Ходовые испытания ИС-2 начались 28 марта 1943 г. и продолжались до 15 апреля 1943 г. Всего за это время танк прошел 773 км, из них 437 км по шоссе, 276 км по просёлку и 60 км по целине. Средняя скорость движения по шоссе составила 22–25 км/ч, по проселку - 19,2 км/ч, а по целине - 18,3 км/ч, что примерно соответствовало скоростям ИС-1. Таким образом, установка другой башни с более мощным 122-мм вооружением практически никак не отразилась на динамических характеристиках танка. Что касается надежности, то и здесь в целом два танка оказались равноценными. В основном отказы новой опытной машины были связаны не столько с конструктивными особенностями танка, сколько с низким качеством изготовления ряда узлов и агрегатов.

По результатам испытаний боевого отделения, место заряжающего было признано тесным, а условия его работы – затрудненными. По месту наводчика также были выявлены недостатки: на больших углах возвышения маховик вертикальной наводки задевал за ограждение орудия. Не лучшим образом обстояли дела и с обслуживанием орудия. Комиссия потребовала увеличить объём боевого отделения, в том числе и за счет расширения погона на 150 мм. К слову, это требование касалось и ИС-1. Против такого решения выступило руководство Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), аргументировав свою позицию тем, что боевая масса танка в таком случае вырастет на 1 т. Вместо перископических приборов КВ-1с комиссия предложила поставить «английские зеркалки MK-IV», то есть перископические приборы с танка Churchill. Завод не согласился и с этим предложением, поскольку производство этих устройств не было налажено.

Тяжёлые танки ИС-2 («Объект 234») и ИС-1 («Объект 233») на совместных испытаниях, апрель 1943 г.:


По окончании государственных испытаний ИС-2, как и ИС-1, продолжили испытывать. К концу мая 1943 г. машина прошла 1545 км. На ней отрабатывались более эффективные системы охлаждения и новая конструкция моторной рамы. В первой декаде июня 1943 г. танк преодолел по проселочной дороге еще 428 км, показав при этом среднюю скорость 17 км/ч. Дефекты работы системой охлаждения оказались теми же, что и у ИС-1. Это стало результатом не удачной конструкции воздухозаборников, через которые поступала грязь. За июнь 1943 г. было пройдено 446 км, а за всё время испытаний «Объекта 234» – 2001 км.

К тому моменту уже было ясно, что танк ИС-2 («Объект 234») в серию не пойдет. Результаты изучения трофейного немецкого танка «Тигр» показали, что в перспективный тяжёлый танк необходимо установить танковую пушку калибра 85 мм с баллистикой зенитного орудия 52-К. Для этого погон башни необходимо было расширить до 1800 мм. Предложения Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ) по установки 85-мм танковой пушки С-31 в штатную башню ИС-1 без увеличения диаметра погона одобрения ГБТУ КА не получили. В результате уже в мае 1943 г. работы по танку ИС-2 были свёрнуты. Но при этом работы по танковым гаубицам не остановились, а лишь возобновились на базе другого тяжёлого танка...

По:
https://warspot.ru/9483-predposledniy-shag
https://warspot.ru/9911-pervoe-prishestvie-is-2
« Последнее редактирование: Декабря 22, 2019, 01:23:20 pm от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1]   Вверх