«Большевик»: история советского гусеничного трактора Обуховского завода
95 лет назад – в 1924 году, на Обуховском заводе «Большевик» в городе Санкт-Петербург началось производство гусеничного трактора мощностью 40 лошадиных сил.
>
Обуховский сталелитейный и оружейный завод был основан в 1863 году в селе Александровское на берегу реки Нева, недалеко от города Санкт-Петербург. После революции 1917 года на заводе началось производство гусеничных тракторов по лицензии американской компании «Холт» (ныне известной как «Катерпиллер»).
В 1922 году завод был переименован в Государственный орудийный и сталелитейный завод «Большевик». На заводе производили гусеничные тракторы мощностью 40 и 75 лошадиных сил.
===

5-тонный трактор Холт во Французской армии, 1917 год ===
Гусеничные тракторы «Холт-40» (в американской классификации они назывались Holt 5-ton Caterpiller tractor) хорошо зарекомендовали себя в годы 1-й Мировой войны как артиллерийские тягачи.
Поэтому партия таких тракторов была закуплена в США для оснащения артиллерийских частей Красной Армии.
Один из 5-тонных тракторов «Холт-40» был передан на Обуховский завод, где его полностью разобрали и сделали рабочие чертежи. В 1924 году из цехов Обуховского завода вышел первый «Русский Холт» - практически полная копия американского Holt 5-ton.

Схема трактора Holt 5-ton Caterpiller tractor===
После проведения разносторонних испытаний, с целью определения пригодности к использованию в войсках Красной Армии, 5-тонный гусеничный трактор, получивший имя собственное – «Большевик», был запущен в серийное производство.
На гусеничный трактор «Большевик» рамной конструкции устанавливался четырёхцилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения.

Двигатель 5-тонного трактора "Большевик"===
Номинальная мощность двигателя составляла 40 лошадиных сил (диаметр цилиндра – 121 мм, ход поршня – 152 мм), ёмкость топливного бака - 190 литров.
Двигатель агрегатировался с трёхскоростной коробкой передач, при этом максимальная транспортная скорость трактора «Большевик», массой 4,6 тонны, составляла 10 км/ч.

Тракторы "Большевик" на Обуховском заводе===
Гусеничный движитель трактора имел по шесть опорных катков с каждой стороны, ведущие колёса – задние, ширина гусениц составляла 278 мм.
===
Управление трактором осуществлялось при помощи многодисковых муфт, поворачивал трактор путём выключения одной из гусениц. Для работы со специальными механизмами трактор оснащался задним приводным шкивом с ременной передачей.

Тракторы "Большевик" на Первомайской демонстрации, 1930 год===
Производство гусеничных тракторов «Большевик» на Обуховском заводе продолжалось до 1930 года. Эти тракторы хорошо зарекомендовали себя как достаточно мощные гусеничные тягачи в артиллерии, а также в танковых и инженерных войсках.
Кроме того, тракторы «Большевик» успешно использовались, как мощное средство механической тяги, и в народном хозяйстве СССР.

Трактор "Большевик" - как военный аэродромный тягач, 1930-е годы
Источник:
https://zen.yandex.ru/media/tank/bolshevik-istoriia-sovetskogo-gusenichnogo-traktora-obuhovskogo-zavoda-5dbd526674f1bc00ae774eeb