Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Як-25Б («125Б», Як-125Б) - фронтовой бомбардировщик специального назначения  (Прочитано 443 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5271

Як-25Б («125Б», Як-125Б) - фронтовой бомбардировщик специального назначения – носитель атомного оружия (опытный).

Советский дозвуковой фронтовой бомбардировщик специального назначения – носитель атомного оружия на базе истребителя-перехватчика Як-25 («120», Як-120).

Разработчик: ОКБ-115 Александра Сергеевича Яковлева.
Изготовитель: завод № 115.

Внутреннее обозначение: самолёт «125Б», Як-125Б.
Зарезервированное войсковое обозначение: Як-25Б.

Первый полет – 1955 г.

Построен опытный образец самолёта.

На вооружение самолет Як-125Б принят не был и в серийное производство не запускался.

История создания.

18 ноября 1951 г. в СССР на Семипалатинском испытательном полигоне (СИП) была испытана первая советская атомная бомба с уменьшенными размерами РДС-3. Хотя сброс проводился с тяжелого бомбардировщика Ту-4А Дальней Авиации СССР, это открыло путь для создания советского тактического атомного оружия. С его появлением для Фронтовой бомбардировочной авиации были созданы первые «носители спецподвески» – Ил-28А и Як-25Б.

Опытный самолет Як-125Б (Як-25Б) с макетной атомной бомбой РДС-3 (РДС-1М) «Мария» на Государственных испытаниях в ГК НИИ ВВС:

Фото: http://ak-tv.ucoz.ru/AK/AK-2015/AK-2015-01/005.jpg

Проектирование фронтового бомбардировщика специального назначения – носителя атомного оружия было задано ОКБ-115 генерального конструктора А.С.Яковлева Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1951 г. как модификации всепогодного барражирующего перехватчика Як-120 (Як-25). Новый фронтовой бомбардировщик предназначался для уничтожения войсковых группировок противника, их опорных пунктов и других важных объектов на линии фронта и в оперативной глубине. Ставилась задача создать самолет, который бы превосходил первый строевой носитель тактического ядерного оружия Ил-28А по возможностям прорыва ПВО, точности бомбометания и всепогодности применения.   

Новый самолет получил «открытое» (т.е. с разрешением упоминания в служебной межведомственной переписке) обозначение по МАП и ОКБ «125Б» и «закрытое» (действовавшее только в переписке ВПК – МО – МАП) зарезервированное войсковое обозначение Як-25Б. Однако фактически использовалось и «усредненное» обозначение - Як-125Б.   

Общее руководство проектированием осуществлял ответственный руководитель ОКБ-115 Александр Сергеевич Яковлев.     

По сравнению с базовым вариантом самолёта - Як-120 - конструкция фронтового бомбардировщика специального назначения – носителя атомного оружия имела ряд существенных отличий.   

Так, на самолете не были установлены:
  • РЛС РП-6 «Сокол» с ее блоками, пультами, индикатором и обтекатель ее антенны;
  • пушечное и ракетное вооружение (2 пушки Н-37Л с лафетами, патронные ящики, системы перезарядки и спуска, пусковые устройства для 2 НАР АРС-212, цепи их пуска и оптический прицел).
Была изменена конструкция силовой установки:
  • изменена конструкция основной топливной системы – число, форма, объем и расположение встроенных баков, трубопроводы, клапаны и пр. агрегаты;
  • сделан новый подвесной топливный бак увеличенной емкости, который используется при перегоне самолета (в т.ч. для развертывания на передовой аэродром без промежуточной посадки);
  • изменена прокладка проводки управления силовой установкой.
Дополнительный бак, который мог подвешиваться в бомбоотсеке самолета Як-25Б вместо атомной бомбы при перегоне самолета и развертывания на передовом аэродроме:

Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.

Была изменена конструкция фюзеляжа:
  • сделана полностью новая остекленная НЧФ (шп. 1 … 6), в которой для размещения кабины штурмана с его оборудованием;
  • обводы кабины штурмана по сравнению с обтекателем РЛС самолета «120» изменены – она перестала быть осесимметричной (приобрела наклон вниз), что обеспечило удобство размещения оптического прицела и улучшило обзор летчику;
  • силовой набор кабины штурмана состоит из вертикальных и наклонного шпангоута, на котором установлено его катапультируемое кресло, стрингеров, силового пола, а также окантовки верхнего люка;
  • остекление кабины штурмана состоит из плоского наклонного лобового стекла, сферического лобового стекла и 8 боковых стекол, обводы которых совпадают с обводами НЧФ (два из них установлены за основным остеклением;
  • в кабине штурмана находятся прицелы и средства управления бомбардировочным вооружением, навигационное и связное оборудование;
  • штурман размещен на катапультируемом кресле шторочного типа КЯ (разработки ОКБ-115 А.С. Яковлева), которое в аварийной ситуации выбрасывается вверх через сброшенную крышку входного люка (расположен в верхней части НЧФ между шп. 2 и 5);
  • вход в кабину штурмана – через этот же верхний люк над его креслом.
  • сделана новая отдельная кабина летчика;
Продольный разрез фронтового бомбардировщика Як-125Б (он же – Як-25Б или «самолет 125Б») с подвеской тактической атомной бомбы РДС-4 «Татьяна» и размещением оборудования:

Источник: http.www//paralay.com     
  • кабина летчика отдельная и по сравнению с самолетом «120» имеет меньшие размеры герметизируемого пространства и фонаря;
  • кабина расположена между шп. №№ 6 и 10 фюзеляжа (нумерация шпангоутов на самолете носит условный характер – некоторые шпангоуты обозначались одинаковыми цифрами с добавлением букв);
  • фонарь кабины летчика каплевидный, его передняя часть такая же, как на самолете «120», сдвижная назад каплевидная задняя часть была значительно уменьшена;
  • как и штурман, летчик размещен на катапультируемом кресле КЯ, которое в аварийной ситуации выбрасывается вверх через сброшенную сдвижную часть фонаря;
  • вход в кабину летчика – через сдвижную часть фонаря;
  • на стеклах кабин установлены защитные шторки, ослабляющие воздействие световой вспышки ядерного взрыва на глаза и кожу экипажа;
  • сделана новая установка РЛС за кабиной летчика, ее антенна смонтирована в каплевидном обтекателе за шп. 10;
  • в СЧФ сделан закрытый герметизированный и кондиционированный бомбоотсек, обеспечивающий размещение бомб длиной до 2250 мм;
  • для обогрева бомбоотсека (что необходимо для поддержания работы электроистемы атомной бомбы в длительном полете на большой высоте) в СЧФ установлена электрическая печь ЭО-3, он размещен на месте отсека ПТБ, но имеет увеличенные размеры (прежде всего – по длине);
  • створки бомбоотсека полностью новые, с большим углом раскрытия для подвески бомб с большим диаметром корпуса (до 1100 мм, а по др. данным – даже 1250 мм);
  • на СЧФ сделаны дополнительные узлы для установки специальных подъемников, на которые самолет устанавливается перед подвеской атомной бомбы;
Носовые подъемники, которые позволяли подвешивать бомбы диаметром 1100 мм без «закатки самолета на яму». Они могли использоваться и для техобслуживания – например, для проверки и замены колес шасси:

Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.
  • конструкция створок бомбоотсека и установка самолета на подъемники обеспечила закатку тележки со спецбоеприпасом под самолет без использования специально оборудованной позиции («ямы»), имеют механизм открытия и закрытия на земле и в полете; для обеспечения компоновки РЛС и бомбоотсека изменено положение ниш передней и хвостовой опор шасси;
  • в связи с вышеуказанными изменениями сделана новая конструкция СЧФ, включая обустройство обогреваемого отсека для одной атомной бомбы с приспособлениями для установки наземной защитной палатки для создания необходимого температурного режима на время подвески и подготовки атомной бомбы;
  • в фюзеляже в р-не бомбоотсека сделаны крюки для установки защитной палатки, необходимой для подвески спецбоеприпаса;
Подвеска атомной бомбы ведется внутри защитной палатки, что позволяет соблюдать необходимый режим влажности и температуры, а также светомаскировку при ночных работах:
Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.
  • изменено расположение части люков обслуживания оборудования в фюзеляже, введены новые;
  • в связи с вышеуказанными изменением переделан силовой набор СЧФ;
  • для ослабления влияния поражающих факторов ядерного взрыва на экипаж, технический состав и конструкцию самолета улучшена его герметизация (прежде всего, фонаря кабины летчика, люков, створок ниш);
  • предусмотрена полная окраска самолета высокоотражающей краской (белой или светло-серой полуматовой) для снижения воздействия светового и теплового излучения ядерного взрыва на экипаж, конструкцию, системы, топливо, сжатый воздух в баллонах и прочие жидкости и газы в самолете.   
Изменена конструкция системы управления:
  • в самолете оставлен один пост управления – у летчика (на самолете «120» он был и у штурмана);
  • изменена прокладка проводки систем управления самолетом и механизацией крыла.   
Изменена конструкция шасси:
  • сделана новая ПОШ, убираемая вперед (против потока, на самолете «120» – назад, по потоку), что было необходимо для размещения РЛС;
  • ООШ смещена назад за шп. № 29 для размещения бомбоотсека; изменены размещение рычагов и прокладка проводки управления шасси.   
Изменена конструкция систем и оборудования самолета:
  • полностью переделана электросистема, в которой установлены более производительные преобразователи ПО-1500 и ПО-750 и сделана новая проводка в соответствии с потребителями на борту;
  • изменена АФС радиосвязного оборудования;
  • частично переделаны гидравлическая и воздушная системы (в соответствии с новым составом и расположением потребителей давления);
  • изменена конструкция СКВ в соответствии с компоновкой кабин и особенностью применения ядерного оружия – введена отсечка СКВ от атмосферы и перевод на питание воздухом из баллонов на время сброса СБП;
  • в состав экипировки экипажа введены носимые средства защиты – специальные защитные очки и дозиметры; в состав СНО введено оборудование для дезактивации самолета после применения СБП;
  • в Руководства по эксплуатации самолета введены меры по защите летного и технического состава от ионизирующего воздействия при применении ЯО (порядок дезактивации и нормы работы на АТ после применения ЯО).
Опытный фронтовой бомбардировщик – носитель тактической атомной бомбы Як-25Б:

Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.
  • Бомбардировочное вооружение: в отсеке вооружения установлены спецдержатель для атомной бомбы (предусмотрено применение двух ее типов);
  • установлен оптический синхронно-векторный бомбовый прицел ОПБ-П5 (ОПБ-ВС-II) в передней части кабины штурмана так, что его объектив находится перед ее плоским стеклом;
  • установлена панорамная навигационно-бомбардировочная РЛС РПБ-4 «Рубидий» ММ2 с пультами управления и индикации в носовой кабине штурмана, блоками питания, генераторным, передачи и приема в закабинном отсеке и параболической антенной в каплевидном обтекателе под кабиной);
  • антенна РЛС вращающаяся по азимуту на 360 град. и качающаяся по углу места в узком секторе;
  • введена функция наведения на цель по данным специальной радиосистемы, указывающей заданный курс, ее антенна установлена на коротких стойках на правом борту фюзеляжа за крылом.
Антенна системы боевого курсоуказания по правому борту фюзеляжа опытного самолета Як-25Б:

Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.

Радиолокационная станция «Рубидий» ММ II («Рубидий» ММ-2, «Рубидий» ММ-П, РБП-4) была создана как модификация РЛС «Рубидий» в 1949-1952 гг. под руководством В.С. Дехтярева и В.И. Смирнова. Имела 2 фиксированные частоты работы. Дальность обнаружения типовых наземных целей – 150…180 км, дальность прицеливания – 70 км. На испытаниях в составе самолета Ту-16 город Одесса и Евпатория с высоты 5000 м обнаруживался и опознавался по очертаниям с расстояния 205 и 140 км соответственно, с той же высоты береговая черта Крымского п-ова определялась с дальности 140…200 км. Диапазон высот применения 2…15 км, скорость бомбометания 300…1250 км/ч. Погрешность по дальности 75…100 м, по азимуту – около 2,50. Диаграмма направленности аналогична станциям «Кобальт» и «Рубидий», но ширина по азимуту уменьшена до 2,5 град.   

Атомная бомба имплозивного типа РДС-3 «Мария» (РДС-1М, изд. «502») – модификация первой советской атомной бомбы РДС-1 с уменьшенными размерами и увеличенной мощностью до 42 кТ ТЭ. Активное вещество – плулоний-239. Инициатор – встроенный. Разработчик – КБ-11. Наземные испытания начались на базе 71-го полигона в Багерово в 1950 г.   

Выпущена войсковая серия. Разработана модификация РДС-3И со внешним инициатором (вне заряда плутония), что улучшило эксплуатационные свойства и мощность боеприпаса.     

Атомная бомба имплозивного типа РДС-4 «Татьяна» – СБП фронтового применения (первое такое изделие в СССР). Активное вещество – плулоний-239. Инициатор внешний. Разработка задана в 1952 г., одновременно была задана доработка самолета-носителя Ил-28. Разработчик – КБ-11 МСМ. Полномасштабное ЯИ изделия проведено 23.08.1953 г. сбросом с самолета Ил-28. В 1953 г. изделие запущено в серийное производство (это была первая советская атомная бомба, которая выпускалась в больших количествах) и принято на вооружение совместно с носителем на базе Ил-28. В дальнейшем обеспечено применение РДС-4 на самолетах Ту-4А и Ту-16А, а в опытном порядке – и на др. самолетах.   

Баллистические корпуса у РДС-3 и РДС-4 были одинаковыми, в т.ч. по размерам.

Проект самолёта Як-125Б был представлен заказчику и одобрен в 1954 г. с замечаниями.   

Як-125Б (Як-25Б, «125Б», борт 25) - опытный, фронтовой бомбардировщик специального назначения (носитель атомной бомбы) построен заводом № 115 в Москве в полной комплектации.

Опытный фронтовой бомбардировщик специального назначения (носитель атомной бомбы) Як-25Б на испытаниях:

Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.

Самолет совершил первый полет и проходил заводские испытания в 1955 г. на ЛИДБ завода № 115 и в ЛИИ, а также частично прошёл Государственные испытания на безе НИИ ВВС, но сведения об их результатах пока найти не удалось. Предположительно тактико-технические данные самолета (прежде всего, скорость и высотность) были выше, чем у первого советского фронтового носителя атомного оружия Ил-28А, но их прирост с учетом развития тактической авиации и средств войсковой ПВО вероятного противника был все же недостаточен – на повестке дня уже стояла разработка сверхзвуковых фронтовых бомбардировщиков.   

На вооружение самолет Як-25Б (Як-125Б) принят не был и в серию не запускался. Основная причина состояла в том, что его база - дозвуковой истребитель-перехватчик Як-25 (Як-25М) очень быстро устарел. В послевоеный период авиация бурно развивалась: на смену реактивным дозвуковым машинам приходили сверхзвуковые самолёты...

На базе конструкторского задела по Як-125Б (Як-25Б, «125Б») и с применением его общей компоновки фюзеляжа в ОКБ Яковлева были созданы разведчики и бомбардировщики Як-26, Як-27 и Як-28. Впоследствии Як-28 был принят на вооружение, запущен в серийное производство и много лет применялся ВВС Советского Союза как фронтовой бомбардировщик, в т.ч. и носитель ядерного оружия, разведчик, постановщик радиоэлектронных помех, всепогодный перехватчик ПВО и учебно-тренировочный самолет с двойным управлением – спарка.     

По: https://naukatehnika.com/frontovoj-bombardirovshhik-yak-25b.html

Схема самолёта:
« Последнее редактирование: Сентября 12, 2020, 06:58:10 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5271

СПБ фронтового применения - атомная авиационная бомба РДС-4 в музее Приборостроительного завода в г. Трёхгорный, Челябинская обл. (баллистические корпуса у РДС-3 и РДС-4 были одинаковые):





www.facebook.com
« Последнее редактирование: Сентября 12, 2020, 11:05:28 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5271

Опытный ФБ Як-25Б («125Б», Як-125Б) с макетом СПБ.

Опытный ФБ Як-25Б («125Б», Як-125Б) имел светло-серую окраску внешних поверхностей высокоотражающей спецкраской для снижения светового и теплового излучения ядерного взрыва на машину. Под самолетом - массово-габаритный макетом атомной бомбы.

Палатка для термостатирования при подвеске СПБ на опытном ФБ Як-25Б («125Б», Як-125Б).
« Последнее редактирование: Сентября 12, 2020, 06:11:38 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5271

Дополнительный бак, который мог подвешиваться в бомбоотсеке фронтового бомбардировщика специального назначения Як-25Б («125Б», Як-125Б) вместо атомной бомбы при перегоне самолета и развертывания на передовом аэродроме:
« Последнее редактирование: Сентября 13, 2020, 08:58:57 am от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1]   Вверх