Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2   Вниз

Автор Тема: 2К6 «Луна» - тактический ракетный комплекс с ракетами 3Р9 и 3Р10  (Прочитано 14341 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2377

2К6 «Луна» - тактический ракетный комплекс с ракетами 3Р9 и 3Р10.

Экспортное наименование - Р-30.

Принят на вооружение в 1960 г. В серийном производстве с 1959 по 1964 г.
Снят с вооружения в 1982 г.
Разработка с 16.05.1957 г. Испытания с 1958 по 1960 гг.
Предназначен для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника.

Находился на вооружении отдельных ракетных дивизионов танковых и мотострелковых дивизий. Состав дивизиона – две батареи в каждой 2 СПУ 2П16, транспортная машина 2У663У с тягачом ЗИЛ-157В и автокран К-51.

Состав:
- тактические ракеты 3Р9 и 3Р10;
- самоходная пусковая установка 2П16;
- транспортная машина 2У663 (2У663У);
- автомобильный кран К-51 или К-61, 9Т31, 8Т210.
Расчет комплекса – 11 человек.

Тактическая ракета 3Р9.
Обозначение НАТО – FROG-3.
Разработка с 1959 г., принята на вооружение в 1961 г. В производстве с 1959 по 1964 гг.
Разработчик – НИИ-1 ГКОТ (в настоящее время – МИТ). Главный конструктор – Н.П. Мазуров.
Дальность стрельбы: максимальная – 44,5 км, минимальная – 12 км.
Система наведения – неуправляемая. Наведение осуществлялось пусковой установкой, стабилизация ракеты в полете осуществлялась стабилизаторами и вращением ракеты.
КВО – 1200-2000 м.
Боевая часть 3Н15 – фугасная, массой – 358 кг.
Взрыватели 3А19 (И-39, контактный) и 3А20 (И-20, неконтактный).
Стартовый вес – 2155 (2175) кг.
Длина ракеты – 9100 мм. Калибр – 415 мм. Размах стабилизаторов - 1000 мм.
Скорость полета: максимальная – 767 м/с.
Двигатель – РДТТ 3Ж6. Масса топлива – 840 кг.
Время работы двигателя – 4,3 секунды. Длина активного участка – 2000 м.

Тактическая ракета 3Р10.
Обозначение НАТО – FROG-5.
Разработка с 1959 г., принята на вооружение в 1961 г. В производстве с 1960 г.
Дальность стрельбы: максимальная – 32,2 км, минимальная – 10 км.
Боевая часть 3Н14 – специальная «901А4» (ВНИИЭФ) тротиловым эквивалентом 10 кт, массой – 503 кг.
Стартовый вес – 2287 (2290) кг.
Длина ракеты – 10600 мм. Калибр: ракеты – 415 мм, боевой части – 540 мм.

 
Самоходный пусковой комплекс С-125А
Разработчик – ЦНИИ-58. Главный конструктор – С.А. Федоров, В.Г. Грабин.
Изготовитель – завод «Баррикады» (г. Сталинград).  С 1959 по 1964 гг., выпущено 432 СПУ 2П16.
Состав – самоходная пусковая установка 2П16 «Пион» (С-123А, объект 160) и транспортно-заряжающая машина 2П17 (С-124А, объект 161, не производилась).

Самоходная пусковая установка 2П16 (объект 160, С-123А).
База – плавающий танк ПТ-76.
Количество ракет – 1. Углы наведения направляющей: ГН - 10 град., ВН – до +60 град.
Время подготовки к пуску: из походного – 7 минут, из «готовность №2» – 5 минут.
Масса: установки без ракеты – 15,08 т, установки с ракетой – 17,252/17,367 т (с ракетой 3Р9 / 3Р10).
Габариты: длина - 7710, ширина – 3140 мм, высота, колея, клиренс – 370 мм.
Двигатель: дизель В-6, мощность – 235 л.с.
Скорость: по шоссе – до 40 км/ч., по грунту – 16-18 км/ч, по бездорожью – 6-7 км/ч.
Транспортировка ПУ на большие расстояния осуществляется на полуприцепе седельным тягачом МАЗ-535В, самолетом Ан-22.

Транспортная машина-полуприцеп 2У663 (2У663У)
Разработка с 12.11.1959 г. На вооружение в 1961 г. принята машина 2У663У.
Изготовитель: 2У663 – завод «Баррикады», 33 ед.; 2У663У – Тюменский судостроительный завод №54.
База – полуприцеп. Тягач – автомобиль ЗиЛ-157В.
Транспортировка – 2 ракеты. Масса нагрузки - 4600 кг
На транспортной машине для соблюдения температурного режима обеспечивался подогрев ядерных БЧ.
Длина общая - 14,82 м. Ширина - 2,34 м. Высота - 2,95 м.
 
 
Машины обслуживающие комплекс:
– машина-хранилище специальных ГЧ 2У662 из состава ПРТБ «Степь»;
- автокраны К-51, К-61, 9Т31 или 8Т210 грузоподъемностью до 5 тонн;
- топопривязчик УАЗ-452Т;
- пункт управления ПУ-2;
- метеорологическая РЛС ветрового зондирования РВЗ-1 "Малахит" (в 1980-е годы заменена РЛС РМС-1) или ветровое ружье ВР-2.
 

Источники информации:
Широкорад А.Б., Отечественные минометы и реактивная артиллерия. Минск. Харвест. 2000 г.
Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.
http://military.tomsk.ru/blog/topic/222/topics.html
« Последнее редактирование: Марта 13, 2018, 06:41:47 pm от Rotor15 »
Записан

Witek

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 197

Poligon  2/2008
Alieksandr Karpienko
Taktyczne systemy rakietowe Wojsk Lądowych ZSRR. Cz.2 (2K6 „Łuna” i 9 K52 „Łuna-M”)
DjVu (RAR)
1,2 MB
http://www.zshare.net/download/9837828ad19b90/
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2377

Опытные ракеты, пусковые установки и оборудование

Опытные ракеты:
     3Р5 – опытная ракета, испытания 1958-1959 гг., обозначение НАТО – FROG-3;
     3Р8 - упоминается в ряде источников, вероятно развитие опытной ракеты или ошибочное наименование;
     3Р11 - учебная ракета с имитационной БЧ 3Н16 (предположительно);
     геофизическая ракета, 1960-1962 гг., обозначение НАТО – FROG-4;
     опытная ракета «укороченная 3Р10», для применения с ПУ Бр-226-I, 1959-1960 гг., обозначение НАТО – FROG-6.
 
Варианты пусковых установок.

Пусковые установки на колесном шасси.
Разработка с 1959 г. Разработчик - КБ завода "Баррикады" (главный конструктор Сергеев) и КБ ЗИС.
 
Бр-226-I
Создана в 1959 г. Построена опытная установка, проходила испытания с ракетой "укороченная 3Р10" (код НАТО – FROG-6).
Шасси – ЯАЗ-214.
 
Бр-226-II (2П21)
Создана в 1959 г. Испытания в 1959 г.
Шасси – плавающее ЗИЛ-134;
Кузов - плавающий герметичный цельнометаллический кузов со встроенной рамой.
Масса: автомобиля – 9700 кг
Двигатель: 2 карбюраторных мощностью по 120 л.с.
Скорость: по шоссе – до 40 км/ч.
 
Бр-226-III (2П21)
Создана в 1960 г.
Шасси – ЗИЛ-135Е.
Углы вертикального наведения - от +3 до +58 град
Углы горизонтального наведения - +-9 град
Масса с ракетой 3Р10 - 13,1 тонн
Длина - 10,17 м. Ширина - 2,8 м. Высота (походная) - 3,22 м.
 Заряжание - кран на СПУ

В мае-июне 1959 г. в цехе №4 завода "Баррикады" за опытном шасси ЗИЛ-134 (без подвески) начался монтаж ПУ С-125А. Испытания СПУ проводились в пос.Прудбой (полигон завода "Баррикады").  В июле 1959 г. опытная установка прошла испытания на полигоне Капустин Яр (3 пуска ракет). Автомобиль с смонтированной ПУ утратил возможность плавать (из-за превышения массы). После анализа воздействия газовой струи стартующей ракета на СПУ от проекта Бр-226-I отказались. По предложению главного конструктора завода ЗИЛ (1 марта 1960 г.) было решено доделывать установку Бр-226-III на шасси ЗИЛ-135Е, с краном, с измененной направляющей и усиленными другими системами. После изменения шасси автомобиля радиус разворота стал 12.5 м (при длинне автомобиля более 10 м). 6 августа 1960 г. ПУ С-125А установили на изделие Бр-226-III и в начале сентября 2 СПУ отправили на испытания в Москву. После ходовых испытаний в пос.Бронницы установки 2П21 вместе с транспортными машинами 2Т9 и тягачом ЗИЛ-157В отправили на Ржевку для стрельб (произведено 23 пуска). Всего опытная установка 2П21 прошла своим ходом 11000 км. Разработка установки прекращена на стадии подготовки к принятию на вооружение "как по устаревшему образцу" и в связи с разработкой комплекса "Луна-М" (постановление СМ СССР №694-233 от 15 июня 1963 г.).

Бр-230 (2П13)
Проект СПУ под пусковую установку НИИ-21 КБ завода "Баррикады" (установка в график НИР на 1960 г. - 29 февраля 1960 г.). 6 августа 1960 г. ПУ С-125А установили на изделие Бр-230 и в начале сентября опытную СПУ отправили на полигон Капустин Яр. В ходе испытаний установка разрушилась и не восстанавливалась.
 
Бр-231
Проект СПУ на шасси ЗИЛ-135 КБ завода "Баррикады", главный конструктор Григорьев Г.В. (установка в график НИР на 1960 г. - 29 февраля 1960 г.).
 
Бр-247
СПУ на плавающем транспортере ПТС-65
Проектировался совместно СКБ Брянского автозавода и КБ завода "Баррикады" начиная с 5 сентября 1960 г.
На завод "Баррикады" для изготовления проект не поступал.

Полуприцеп НИИ-21
Проект полуприцепа - пусковой установки с управляемой осью к автомобилю Урал-375.
Проектировался, но не строился.

Проекты пусковых установок комплекса:
- «объект 806» - опытный, на базе БТР-50П с одной ракетой на ПУ;
- «объект 807» - опытный, на базе ИСУ-152К с тремя ракетами на ПУ;

Транспортно-заряжающие и транспортные машины.

Транспортно-заряжающая машина 2П17 (объект 161, С-124А)
Переоборудованная на заводе "Баррикады" ТЗМ 2П3 комплекса 2К1. Серийно не производилась.
База – ПТ-76.
Транспортировка – 2 ракеты.
На машине установлен кран для перегрузки ракет на ПУ.

Транспортная машина-полуприцеп 8Т137Л
Разработана на заводе "Арсенал" (г.Брянск) на базе полуприцепа для ракет 8А61 (Р-11).
Испытания полуприцепа проводились на полигоне Ржевка с 17 марта по 12 мая 1961 г. Вывод комиссии - "использование в военное время неприемлемо".
База – полуприцеп. Тягач – автомобиль ЗиЛ-157В
Транспортировка – 2 ракеты.

Средства хранения и обслуживания.

Комплекс Бр-221 "Степь"
Разработчик – ОКБ завода «Баррикады», проект 1961 г.
Комплекс для хранения и обслуживания ядерных боеприпасов комплексов "Луна" и "Марс".
Состав – 11 автомобилей (в т.ч. автокран)
« Последнее редактирование: Июня 23, 2013, 10:52:42 pm от Yary »
Записан

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1476

А про ракеты 3Р5 и 3Р8 забыли?

http://military.tomsk.ru/blog/topic/222/topics.html
« Последнее редактирование: Августа 12, 2009, 08:21:27 am от PXL »
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

Kott

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1344

"Луна" на показе в КапЯре.

Уважаемый PXL эту картинку Вы видели в ТиВ?
Записан
С уважением, Александр.

пенсионер

  • Не всё говори что знаешь, но знай что говоришь
  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 426
  • говорю только то, в чём уверен

Цитировать
Принят на вооружение в 1959 (1961) г. В серийном производстве с 1959 по 1964 г. Снят с вооружения в 1982 г.
Разработка с 16.05.1957 г. Испытания с 1958 г.
Предназначен для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника.
Находился на вооружении отдельных ракетных дивизионов танковых и мотострелковых дивизий. Состав дивизиона – две батареи в каждой 2 СПУ 2П16, транспортная машина 2У663У с тягачом ЗИЛ-157В и автокран К-51 (грузоподъемность – 5 т).]Принят на вооружение в 1959 (1961) г. В серийном производстве с 1959 по 1964 г. Снят с вооружения в 1982 г.
Разработка с 16.05.1957 г. Испытания с 1958 г.
Предназначен для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника.
Находился на вооружении отдельных ракетных дивизионов танковых и мотострелковых дивизий. Состав дивизиона – две батареи в каждой 2 СПУ 2П16, транспортная машина 2У663У с тягачом ЗИЛ-157В и автокран К-51 (грузоподъемность – 5 т).

Уважаемый РАКЕТЧИК!
При всём своем уважении, не могу не отметить, что это всего лишь цитирование Широкорада, чью компетентность я неоднократно ставил под сомнение.
Где упоминание про 2У662?

Цитировать
Комплекс Бр-221 "Степь"
Разработчик – ОКБ завода «Баррикады», проект 1961 г.
Комплекс для хранения и обслуживания ядерных боеприпасов комплексов "Луна" и "Марс".
Состав – 11 автомобилей (в т.ч. автокран)

Здесь источник, из которого Вы брали информацию, путает комплекс "Степь" с ПРТБА-1, комплект "Степь" не предназначался для хранения, а только для обслуживания, сборки спецбоеприпасов и стыковки с носителями в полевых условиях. 2У662 входило в комплект "Луны", а не в "Степь" - это видно даже из индекса.
« Последнее редактирование: Декабря 24, 2009, 04:36:18 pm от пенсионер »
Записан

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1476

"Луна" на показе в КапЯре.
Уважаемый PXL эту картинку Вы видели в ТиВ?

Так точно! Спасибо!
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

Евгений Ц.

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32

Эта машина стоит в Саратовском музее боевой славы на Соколовой горе .
правда кажется ракета у неё не родная , а Луна-М
Записан
моя Родина СССР

DIMMI_T

  • Редактор
  • Новичок
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22
    • Отечественная военная техника (после 1945 г.)

Бр-226-I
Создана в 1959 г. Построена опытная установка, проходила испытания с ракетой "укороченная 3Р10" (код НАТО – FROG-6).
Шасси – ЯАЗ-214.

Товарищи... только тут надо понимать, что это не более, чем моя гипотеза... включая соответствующую картинку... есть вероятность того что я не прав и это действительно (ФРОГ-6) всего лишь учебная установка (как считали и считают на Западе - Залога например и др.)

DIMMI_T

  • Редактор
  • Новичок
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22
    • Отечественная военная техника (после 1945 г.)

"Луна" на показе в КапЯре.

Уважаемый PXL эту картинку Вы видели в ТиВ?

к слову - как я понмаю тут первый вариант машин к комплексу - с гусеничной ТЗМ и с другой стартовой рампой
подробней кто-нибудь пояснит?

DIMMI_T

  • Редактор
  • Новичок
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22
    • Отечественная военная техника (после 1945 г.)

Эта машина стоит в Саратовском музее боевой славы на Соколовой горе .
правда кажется ракета у неё не родная , а Луна-М

угу... причем со снятыми стабилизаторами

wwv

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 349

Можно об этих машинах , входящих  в комплекс "Степь" и ПРТБА-1 поподробней ::)
В ТиВ № 11 за 2009 год помещена статья "Первые отечественные передвижные средства для хранения и стыковки СБЧ".
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1476

к слову - как я понмаю тут первый вариант машин к комплексу - с гусеничной ТЗМ и с другой стартовой рампой
подробней кто-нибудь пояснит?

Да. Это первый вариант СПУ с ранней конструкцией стартовой рампы и ходовой частью без поддерживающих роликов (т.е. СПУ такая же, как в РК "Марс").
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

Koja

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 83

Если совјеткса армија в Афгане ползовал ету ракету.

На Балкане била ползована от ЈНА в 1991-1995-тих

и по моему мненију от Хорватских

Ракета достатчно ефетивна в смиселе бојеви вес недовљно точна-бољшие отступанија от цеља

когда ветер силниј не стрељај.

Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
Записан

Евгений Ц.

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32

Коллеги ! Есть ли у кого книга ТОиРЭ (или что-то иное) по самоходной пусковой установки 2П16 ?
Вполне устроит и сканированный вариант
Записан
моя Родина СССР

Евгений Ц.

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32

И еще вопрос: как эти машины (пусковые установки 2П16) хранились в парках ?
строго в боксах или допускалась стоянка на открытых площадках ?
И самое главное: на стоянках машины находились без ракет ?
Записан
моя Родина СССР

step

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 1377

Специальная БЧ 3Н14 тактической ракеты 3Р10

Записан

FedorovYuriy

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 929

Польские ракетчики на занятиях при пусковой установке 2П16 из состава ракетного комплекса 2К6 "Луна"; 1960-е годы
http://477768.livejournal.com/?skip=340&tag=артиллерия
Записан

FedorovYuriy

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 929

Проект пусковой установки Бр-226-III комплекса «Луна» (из архива завода «Баррикады»)

Весной 1958 года по заданию Минобороны работы по четырехосной технике начались в Научном автомоторном институте (НАМИ) под руководством Николая Ивановича Коротоношко. В 1960-м там построили автомобиль-тягач НАМИ-058 грузоподъемностью восемь–девять тонн. На машине смонтировали танковый дизель V12 мощностью 275 л. с., коробку передач от гусеничного арттягача АТ-С и детали от грузовика Урал-375. Из собственных узлов осталась лонжеронная рама с поперечинами от Уралов, двухступенчатая «раздатка» с межосевым дифференциалом и две раздельные кабины с панорамными лобовыми стеклами. Еще в процессе проектирования автомобиля ОКБ сталинградского военного завода «Баррикады» инициативно разработало эскизный проект монтажа на это шасси пусковой установки будущего ракетного комплекса «Луна», но с появлением более практичных конструкций эти работы были заморожены.
 
Первый блин вышел комом: сложный и тяжелый НАМИ-058 проиграл сравнительные испытания, однако в 1964-м появился в версии НАМИ-058Т с 320-сильным дизелем V8 и единой широкой кабиной с двумя плоскими лобовыми стеклами. И вновь слишком сложная, тяжелая и дорогая машина проиграла своим более простым конкурентам.

Модернизированный НАМИ-058Т с 320-сильным двигателем V8. 1964 год-Последнее фото


http://www.kolesa.ru/article/zabytye-strasti-8x8-eksperimentalnye-chetyrehosnye-gruzoviki-v-sssr
« Последнее редактирование: Марта 13, 2018, 07:39:10 pm от FedorovYuriy »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4619

« Последнее редактирование: Февраля 09, 2019, 12:00:14 pm от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1] 2   Вверх