Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2 3   Вниз

Автор Тема: Р-1 "Волга" (8А11) -ракетный комплекс с баллистической ракетой дальнего действия  (Прочитано 21236 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2470

Р-1 "Волга" (8А11)

Наземный комплекс с баллистической ракетой дальнего действия

Принят на вооружение 25 ноября 1950 г. Снят с вооружения в 1956-1960 гг.
Состоял на вооружении бригад особого назначения РВГК.
Бригада особого назначения РВГК состояла из трех огневых дивизионов с двумя стартовыми батареями (всего – 6 ПУ БРДД Р-1).

Состав комплекса:
- баллистическая ракета дальнего действия Р-1 (8А11),
- пусковой стол 8У23,
- 20 единиц транспортной техники, агрегатов и систем наземного оборудования.
Боевой расчет – 11 человек.
Общее время подготовки к старту: 6-8 ч., в т.ч. 2-4 ч подготовка на технической позиции и 4 ч на стартовой позиции.

Баллистическая ракета дальнего действия Р-1 "Волга" (8А11)
Обозначение НАТО – SS-1a “Scunner”.
Создана на базе немецкой ракеты А-4 / V-2 (ФАУ-2). Первый пуск – 18.10.1947 г.
Разработка с 1946 г. Разработчик – НИИ-88 (ОКБ-1). Главный конструктор – Сергей Королев.
Испытания с 18.10.1947 г. по 1949 г.(41 пуск).
Изготовитель – завод №586 (г. Днепропетровск). Производство - серия с 1952 г.

Дальность пуска – 270 (до 275) км. Высота траектории – 77 км.
Скорость полета: максимальная – 1465 м/с., время полета на максимальную дальность – около 5 мин.
Головная часть – фугасная неотделяемая массой 1075 кг., масса взрывчатого вещества – 785 (815) кг. Радиус разрушения городских зданий – не более 25 м. Взрыватель – 8В11.
Система управления – инерциальная.
Точность стрельбы – 1,5 км.
Масса: стартовая – 13,43 т., сухая – 4,015 т.
Размеры: длина – 14,275 м., диаметр – 1,652 м., размах – 3,654 м.
Одноступенчатая.
Двигатель: жидкостный реактивный двигатель РД-100 (8Д51):
   - тяга: у земли – 26,7-27,2 тс., в пустоте – 31,3 тс.
   - удельный импульс: у земли - 2021 м/с., в пустоте - 2366 м/с.
   - время работы - 65 с.
Основное ракетное топливо:
  - окислитель – жидкий кислород; масса - 5160 кг., секундный расход - 75 кг/с;
  - горючее – 75%-ный раствор этилового спирта в воде; масса - 4085 кг., секундный расход - 50 кг/с
Вспомогательное топливо (для привода ТНА)
  - 80%-я перекись водорода; секундный расход с катализатором - 1,7 кг/с;
  - катализатор – 28%-ный перманганат натрия.
Масса топлива – 9,245 т.
Воспламенение топлива - с помощью пиротехнического зажигательного устройства
Стартовое устройство – стационарный наземный пусковой стол 8У23.
Способ старта – газодинамический.
Перевозка – на специальном лафете-установщике 8У22.

Модификации:
- изделие «Н» (собраны в Германии на заводе «Кляйнбодунген» силами института «Нордхаузен» и НИИ-88, 20 ед.) и изделие «Т» (собраны на опытном заводе НИИ-88 из агрегатов и деталей, подготовленных в Германии), стартовая масса – 12,7 т, дальность пуска – 274 км, испытания с 18.10.1947 г.
- Р-1 (8А11)  - собраны на опытном заводе НИИ-88 в Подлипках из отечественных комплектующих,  испытания с 17.09.1948 г.
- Р-1А (В-1А), Р-1Б (В-1Б), Р-1В (В-1В), Р-1Д (В-1Д), Р-1Е (В-1Е) – геофизические  ракеты.
- Р-1М (8А12 ?) – модернизированная, разработки СКБ-586 (В.С. Будник), разработка с 1953 г., испытания в 1955 г. (10 пусков); изменена система управления ракеты, точность увеличена в 2 раза; на вооружение не принималась.
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2015, 05:51:54 pm от Ракетчик »
Записан

пенсионер

  • Не всё говори что знаешь, но знай что говоришь
  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 426
  • говорю только то, в чём уверен

схема
« Последнее редактирование: Марта 16, 2007, 01:29:47 am от пенсионер »
Записан

Witek

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 197

схема
Записан

Kott

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1345

Предлагаю во всех ракетных комплексах составить полный перечень наземного оборудования. Товарищи ракетичики присоединяйтесь, на вас вся надежда.

Для начала:
Перечень наземного проверочного, заправочного и вспомогательного оборудования используемого при подготовке и пуске изделия 8А11:

Техническая позиция:
1.   Тележка горизонтальных испытаний 8Ю11
2.   Тележка 8Т16
3.   Машина автономных испытаний 8Н82
4.   Машина горизонтальных испытаний 8Н13
5.   Бензоэлектрический агрегат 8Н01
6.   Зарядный агрегат 8Н03
7.   Машина для зарядки аккумуляторов 8Н04
8.   Электропреобразовательный агрегат 8Н05
9.   Передвижная компрессорная станция 8Г33
10.   Электропреобразовательный агрегат 8Н026

Пункт перегрузки и монтажа и стартовая позиция:
11.   Козловый кран 8Т21
12.   Грунтовый лафет 8У22
13.   Пусковой стол 8У23
14.   Машина управления 8Н24
15.   Электропреобразовательный агрегат 8Н05
16.   Бензоэлектрический агрегат 8Н01
17.    Передвижная компрессорная станция 8Г33
18.   Кабельная машина 8Н25
19.   Автомобиль принадлежностей 8Т36
20.   Автомобиль ЗИП 8Т35
21.   Автоцистерна перекиси водорода 8Г11
22.   Автозаправщик спирта 8Г14
23.   Цистерна-заправщик кислорода 8Г15
24.   Подогреватель-заправщик перекиси водорода 8Г24
25.   Коллиматор 8Ш11-1
26.   Угломер 8Ш11-2
27.   Панорама 8Ш11-3
28.   Пожарная водообмывочная машина 8Т34.
 
Записан
С уважением, Александр.

ponab

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 482

немного фотографий для наглядности. на первой запечетлен пуск ракет по лондону причем стартовые столы после пуска перевозились на новое место.на остальных испытание в капяре.
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

Графоман. На этой страничке (смотри выше) ты можешь прочесть интересную информацию по самой ракете. А на твой вопрос по технологическому оборудованию я конечно не могу ответить как специалист, да сейчас наверное и специалистов таких не осталось. Поэтому выдаю тебе фактуру на основе источников и воспоминаний ветеранов. Речь идет о ФАУ-2, но это одно и тоже.
Алгоритм был следующим. На стартовой позиции в аппарели устанавливалась бронемашину пуска («панцерваген»), машину подготовки, кабельные машины, компрессорную станцию, машину с запчастями для двигателя, подвижную электростанцию. Устанавливали и крепили к закладным устройствам пусковой стол, разворачивали кабельную сеть и проверяли ее при помощи эквивалента бортовой сети.
После проверки ракеты на технической позиции и проведения горизонтальных испытаний она на установщике доставлялась на стартовую позицию. Расстояние как правило два километра от техпозиции. Установщик подстыковали к пусковому столу, приводили его в рабочее состояние и устанавливали ракету вертикально на пусковой стол. Старший техник по системе управления ракеты и бортовой электросети работатл на верхнем мостике лафета (установщика) ракеты. Верхний мостик представлял собой площадку размером 0,5X1,0 м и находился на высоте 12 м. Для подключения отрывных штекеров к ракете и установки двух стартовых бортовых
батарей в верхний отсек ракеты предназначалась подвесная люлька, которая представляла собой кольцо, надевавшееся на головную часть ракеты, а от кольца на двух тягах крепилась площадка размером 0,5X0,7 м, на которой можно было объезжать вокруг ракеты и с противоположной стороны подключить отрывные штекеры и установить бортовые батареи, каждая из которых весила 16 кг.
Операция эта была нелегкой так как при переносе с площадки батарей в отсек ракеты площадка отходила от ракеты и можно было вместе с тяжелой батареей упасть на бетонную площадку. Кроме этого на гироплату устанавливался гирогоризонт, гировертикант и гироинтегратор и подключались к бортовой сети. Устанавливалась и подключалась командная батарея, подсоединялся заправочный шланг от установщика к ракете для заправки ее горючим.
После проведения всех этих работ проводились автономные и генеральные испытания, и если выходил из строя какой-нибудь бортовой прибор, приходилось заменять его. После проведения автономных и генеральных испытаний систем ракеты производится заправка ракеты компонентами топлива (жидким кислородом и этиловым спиртом) и заправка баков парогазогенератора перекисью водорода и перманганатом натрия, после чего производилась настройка редуктора и открытие вентиля наддува баков сжатым воздухом во время полета. После этого все номера расчета покидали верхний и средний мостики, стрела установщика опускалась и установщик отводился от ракеты. На старте оставались: ракета на столе и кабель-мачта с отрывными штекерами, которые соединяли бортовую сеть ракеты с наземными машинами подготовки и пуска ракеты.
После кабель-мачта отводилась в пусковое положение, к стартовому пневмощитку подключалось пиротехническое зажигательное устройство и устанавливалось в камеру сгорания двигателя ракеты, после чего проверялся переход на бортовое питание. Зажигательное устройство представляло собой диск с четырьмя пиропатронами, размещенными так, что при горении они образовывали огненное колесо.  После этого - последние номера расчета старший техник по системе управления и начальник двигательного отделения уходили в укрытие. Ну а далее пуск.
Не обходилось и без жертв. В частности при подготовке к пуску ракеты Р-1 - 13 сентября 1948 года погиб техник П.Е. Киселев — это была первая жертва ракетчиков-испытателей. Он решил испытать сконструированную им подвесную площадку с разъемным кольцом, кольцо разомкнулось, и он вместе с площадкой упал с высоты 12 м на бетонную площадку.
Ну и ещё надо ради справедливости отметить, что в то время все операции проводились при обязательном участии немецких специалистов.
Записан

carrey

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1293

Станислав Воскресенский
"ФАУ-2" на американском континенте
© "Техника и вооружение" 2008-07

Подробно о "ФАУ-2" - "Техника и вооружение" №№ 4,7,10/2007 и №4/2008 - у кого есть, просьба выложить сканы страниц.
Записан

carrey

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1293

Станислав Воскресенский
Русская "немка" Поволжья. История баллистической ракеты Р-1
© "Техника и вооружение" 2009-03
Записан

carrey

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1293

Станислав Воскресенский
Русская "немка" Поволжья. История баллистической ракеты Р-1 (продолжение)
© "Техника и вооружение" 2009-05
Записан

carrey

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1293

Станислав Воскресенский
Русская "немка" Поволжья. История баллистической ракеты Р-1 (окончание)
© "Техника и вооружение" 2009-05
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

Отлично Carrey! Огромное спасибо. Вот это материал! Уже предвкушаю удовольствие от знакомства с этими статьями. Надеюсь, что смогу потом поделится с Вами своими впечатлениями.   
Записан

ponab

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 482

попробуйте замылить свои впечатления это будет супер наглость. с нетерпением ждем Вашего Актинометр отчета.
Записан

Jurykovanov

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 271

Цитировать
Ракетное топливо: окислитель – жидкий кислород; горючее – 75%-ный раствор этилового спирта; пусковое горючее – 80%-я перекись водорода; катализатор – 28%-ный перманганат натрия.


Уважаемый Ракетчик! Простите, но вынужден придраться. В ТТД 8А11 допущена неточность. 80% перекись водорода с катализатором 28% раствором перманганата калия - не пусковое горючее! Парогаз, полученный разложением перекиси, использовался как рабочее тело турбины ТНА. Зажигание в камере сгорания (пуск двигателя) осуществлялось пиротехническими средствами. Простите за стариковское брюзжание, но 8А11 была нашим букварем и партой.

Спасибо, что заметили. Изменения и дополнения внес. Дедок
« Последнее редактирование: Октября 30, 2009, 11:24:10 pm от Дедок »
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

попробуйте замылить свои впечатления это будет супер наглость. с нетерпением ждем Вашего Актинометр отчета.
Да какие уж там особенные впечатления. Вот Jurykovanov пишет, что для него и его товарищей эта ракета была букварем, а я к примеру могу только им позавидовать в историческом плане, они хоть видели её в живую. Я лично Р-1 первый раз увидел (не считая фото) - только на постаменте при въезде в г.Королев. И то не уверен, что это Р-1, а не Р-2. Так сложилось, что мое знакомство с ракетной техникой началось уже с 15Ж45, но от этого мой интерес к нашим первенцам не меньше, а даже больше. Однако отмечаю, что в нынешних модных буклетах по истории частей и соединений - периоды их службы на наземных системах отражены непростительно мало и вскользь. Это обидно. А теперь для разрядки - небольшой натуральный каламбур эпохи использования на первых ракетах в качестве компонета топлива - спирта.
В книге Б.Чертока "Люди и ракеты" при описании этого периода времени обозначсен один эпизод. Привожу его целиком.   
"Вспоминается высказывание одного из боевых генералов,  который был приглашен на полигон для знакомства с ракетной техникой. После  скромного банкета, организованного в спецпоезде по случаю окончания испытаний первой серии (имеются ввиду пуски Р- 1 на полигоне Капустин  Яр - прим авт.), слегка подвыпив традиционного у нас "голубого Дуная", т.е. подкрашенного марганцовкой ракетного топлива, он доверительно, чтобы не услышали сидевшие невдалеке маршалы, обращаясь ко мне, Пилюгину и Кузнецову, сказал: "Что вы делаете? Заливаете в ракету более четырех тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет схода. А ракета ваша в этот город даже не попадет! Кому же это нужно?".
Записан

Jurykovanov

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 271

Но "не долго музыка играла". Сразу же после принятия на вооружение Р-1 начались работы по замене натурального этилового спирта на синтетическое топливо. У немцев позаимствовали технологию и уже 8Ж38 (Р-2) заправляли топливами ГИМ-1 (ГИМ-2), дай бог памяти - смесью изопропилового и изобутилового спиртов. Страшный яд! Помню на занятии по Д-5 (Ракетные топлива) полковник Штернберг объявил сутки ареста Васе Савченко за то, что он демонстративно поднес к губам лабораторную склянку с этим топливом. И только пару канистр цедваашпятьоаш заправлялось в "зажигалку" - пусковое устройство.
На счастье ракетчикам для регламентных нужд спирт ГОСТ 51 еще долго лился рекой... Впереди были новые сюрпризы.
« Последнее редактирование: Ноября 05, 2009, 12:25:20 pm от Jurykovanov »
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871

Экспериментальная ракета Р-1А
        Для совершенствования массовых и эксплутационных характеристик ракеты Р-1 разработчики предложили использовать несущий бак горючего и применить отделяющуюся от ракеты в конце активного участка головную часть (ГЧ). В этом случае для носителя расчетным оставался только участок активного полета, значительно более благоприятный по механическим и тепловым нагрузкам, чем атмосферный участок нисходящей ветви траектории полета.
        Для экспериментальной проверки этих новых идей, главным образом для изучения особенностей отделения головной части в конце активного участка траектории, и была создана ракета Р-1А.
       Однако, в связи с тем, что многие организации заинтересовались возможностью использовать новую ракету для своих целей, программа экспериментов вышла далеко за рамки первоначального замысла.
       Ракета Р-1А стала первой ракетой, поднявшей научную аппаратуру в спасаемых контейнерах в верхние слои атмосферы (контейнеры располагались в районе стабилизаторов ракеты). Отделение ГЧ оказалось настолько удачным решением, что использовалось во всех последующих конструкциях отечественных ракет.
       http://www.energia.ru/energia/launchers/rocket-r1a.html 
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871

Геофизические ракеты Р-1Б, Р-1В, Р-1Д и Р-1Е

       Уже на ракете Р-1А для физических измерений параметров верхней разряженной атмосферы установили приборы системы, условно названной ФИАН-1. Это были первые геофизические эксперименты. Полученные данные послужили базой для подготовки широкой программы научных исследований по геофизике в интересах Академии наук СССР и разработки модификаций ракеты Р-1, специально предназначенных для этой цели (Р-1Б, Р-1В, Р-1Д и Р-1Е).
       Все четыре пуска ракеты Р-1Б в июле - августе 1951 года были вертикальными, из которых один оказался неудачным. На борту ракеты находились подопытные животные в специальном герметичном отсеке, исследовалось их поведение в условиях невесомости. 22 июля 1951 года впервые на ракете Р-1В успешно летали собаки Дезик и Цыган.
       Ракета Р-1В отличалась от ракеты Р-1Б только тем, что вместо аппаратуры ФИАН-1 монтировалась парашютная система спасения корпуса ракеты. Всего было проведено два пуска в июле - августе 1951 года.
       На ракете Р-1Д в отличие от ракет Р-1Б и Р-1В, где подопытные животные спасались вместе с герметичным отсеком на парашюте, каждая из двух собак катапультировалась в скафандре, смонтированном на специальной тележке, имеющей парашютную систему и систему жизнеобеспечения. Кроме того, на ракете Р1-Д вместо отсека с аппаратурой ФИАН-1 была установлена аппаратура для исследования распределения по высоте плотности ионизации в ионосфере и изучения распространения сверхдлинных волн в атмосфере и космическом пространстве. Три пуска ракет Р-1Д проводились в июне - июле 1951 года, и все были удачными.
       При пусках ракеты Р1-Е была сделана еще одна попытка найти конструктивное решение, обеспечивающее спасение корпуса ракеты. Для этой цели на головной части установили три пороховых ускорителя, сообщавшие ей скорость отделения около 12 м/с. Однако этого оказалось недостаточно. Новый конструктивный вариант системы спасения корпуса ракеты заключался в использовании пиропушки, которая должна была не только вводить в действие вытяжные купола парашютов, но и одновременно освобождать парашютные пакеты, в которые были уложены основные купола парашютов. Всего провели шесть пусков с января 1955 по апрель 1956 года, четыре из которых были удачными.
       http://www.energia.ru/energia/launchers/rocket-r1d.html
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871

Позвольте - еще несколько фоток старушки
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871

Продолжу
Последние 4 фотки, правда относятся к ФАУ-2. Но для Р-1 - ТНА был тот же. Бронированный пункт управления первоначально мы тоже использовали немецкий.
Записан

ponab

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 482

уважаемый Дедок позвольте к вашей замечательной подборке фото материалов добавить два скана фотографий
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871

Станислав Воскресенский
"ФАУ-2" на американском континенте
© "Техника и вооружение" 2008-07
Подробно о "ФАУ-2" - "Техника и вооружение" №№ 4,7,10/2007 и №4/2008 - у кого есть, просьба выложить сканы страниц.
Уважаемый carrey! Спасибо за подсказку! Я сам не догадался бы туда заглянуть, как открою ТиВ,  так там, в основном, одни гусеницы и траки :), а я ползающих - бо-ю-ся  ;D ;D!. Но, сегодня не поленился...
Итак:
1 Вознесенский С, Русская немка Поволжья. История Р-1..djvu (8.3 МБ)
   Файл здесь  - для удобства просмотра я просто те фотки, что разместил carrey, перевел в формат djvu
2. Воскресенский С. Фау-2 (из ТиВ).djvu (6.1 МБ) 
    Файл здесь - тут я собрал из указанных журналов странички про Фау воедино. Качество - источников. Но! Внимание! одно замечание - DjVu Solo 3.1 файл не откроешь, надо новее. WinDjView 1.0 и DjVuPro версии 5.0.0 открывают элементарно. Это связано с тем, что один из журналов был в формате djvu новой версии, и с DjVu Solo 3.1 я ничего с ним не мог сделать. Хотя можно было превратить файл djvu в ирег, а потом опять собрать с помощью Соло, но было лень, а главное - испугался за какчество ;D.
И позвольте две фотки для сравнения - как у них, и как у нас было.
ИМХО, у них, видно, тоже с верхнего мостика падали, как и у нас, но они, в отличие от нас, соорудили такие фермы, которые мы стали делать только для Р-7.
Записан

Графоман

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39

Добрый день актинометр! ну как прочитал статью про Р-1? Я прочитал очень даже ьинтересно.значит всё таки это правда что мы и американцы использовали немецкую технологию. А как твои впечатления от статьи? А еще вопрос была ли эта ракета на вооружении кроме двух частьей?
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

Привет Графоман! Да, прочитал статью, несмотря на праздничный день. Специально для этого копировал страницы на носимый диск. Ну что тебе сказать. К сожалению ничего нового я там не нашел, хотя надежды были большие. Если ты раньше не знал этой фактуры, то тебе конечно это  не помешает. А я единственное что узнал нового, это то, что американцы пускали ФАУ-2 с борта авианосца на ходу. Вообще, на мой взгляд, Воскресенский про Р-9А написал куда более интересно в техническом плане. Благодаря Дедку мне удалось прочитать эту статью. Кстати, если есть интерес, ты можешь тоже прочесть эту статью на страничке форума в разделе "вооружение РВСН", но смотри информацию про наземный вариант ракеты Р-9А. Там где-то есть она. Тогда сам сравнишь. Ну а в этой статье - тут в основном исторические факты, хотя они тоже очень интересны. Что касается "немецкого следа" в нашем ракетостроении, то это уже давно не секрет. Я как-то на форуме уже приводил в качестве примера - рассказ моего отца о том, что на торжественном собрании в честь 45-летия РВСН в 2004 году на Власихе, выступал один уважаемый пожилой товарищ, который всех пытался убедить, что ФАУ-2 никакого отношения к Р-1 вообще не имеет. А ведь там аудитория-то далеко не дилетантская в этих вопросах. И тем не менее, "святая" убежденность всё ещё живет во многих сердцах и даже вызывает некоторое уважение. Но, как говорил фараон - "Правда всегда одна!", и от этого никуда не уйдешь. Впрочем я отвлекся. Так вот ещё в нынешней статье мне понравились редкостные фото, сделанные Л.Глушко и один прикольный момент, о котором я уже читал раньше в воспоминаниях Б.Чертока, но теперь он снова вызвал у меня сладкое умиление. Привожу его полностью:  "Но все же, основные особенности немецкой ракеты, по возможности, копировались без изменений. Устное предание повествует о неком маленьком кронштейне на стабилизаторе ракеты, назначение которого стало неразрешимой загадкой для конструкторов из Подлипок. Тем не менее кронштейн ввели в «советскую» документацию. При очередном контакте с вывезенными в Советский Союз немцами наши конструкторы поинтересовались назначением непонятной детали. Ответ оказался неожиданно прост: это был крючок, на который аккуратный немецкий солдат мог повесить шинель, если ему пришлось снять ее для того, чтобы протиснуться через критическое сечение в камеру ракетного двигателя при установке устройства зажигания". Такая вот деталь. И ещё. В статье мне запомнилась фраза из страницы про ФАУ-2 в Америке. Когда речь шла о строительстве полигона под ФАУ-2 в американской пустыне, то было сказано, что в отличие от других стран - в Америке на подобных объектах сперва строились жилые и вспомогательные помещения, а уж потом стартовая площадка и её инфраструктура. Как дипломатично сказано: "в отличие от других стран".  Можно подумать, что в мире кто нибудь ещё кроме Америки и СССР вёл подобные работы. Ну вот в основном и всё. А про твой второй вопрос отвечу в следующем сообщении, чтобы не утяжелять текст.
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

А теперь немного по составу комплекса с Р-1 и воинских частей, которые начали служить на этой системе. Я думаю, что в предыдущем своем сообщении ты имел ввиду воинские части, а не части ракеты (она была одноступенчатой). Шучу.
Так вот.  Уважаемый Kott уже привел на первой страничке этой ветки подробный перечень агрегатов комплекса с Р-1. Я лишь напомню, что в состав этого комплекса входили двадцать основных транспортных единиц, агрегатов и систем наземного оборудования. Перед пуском ракеты в бак с перекисью водорода подавался катализатор. В результате реакции образовывался парогаз, под давлением поступавший в турбонасос двигателя. Раскручиваясь, турбонасос подавал в камеру сгорания компоненты топлива - этиловый спирт и жидкий кислород. Воспламенение образовавшейся топливной смеси осуществлялось с помощью пиротехнического устройства. Таким образом, для работы нашей первой ракеты требовались четыре жидких компонента - этиловый спирт (горючее), жидкий кислород (окислитель), перманганат натрия (катализатор) и перекись водорода (пусковое горючее). Ракета не могла храниться в заправленном состоянии и необходимо было размещать емкости для жидких пожароопасных веществ неподалеку от боевых стартовых позиций. Комплекс с Р-1 имел техническую и стартовую позиции. На технической позиции ракета могла храниться в палатке или легком защитном сооружении (к примеру в сарае). Общее время подготовки ракеты к старту - 6 часов. Из них 2 часа занимала подготовка на технической позиции и 4 часа - на стартовой позиции. Радиус разрушения городских зданий при попадании ракеты не превышал 25 метров. Круговое вероятное отклонение Р-1 от цели при полете на максимальную дальность составляло 1500 метров.
Теперь по составу войск. Про первую ракетную бригаду, сформированную в Германии под командованием Тверецкого, ты уже прочел в статье Воскресенского. Тут добавить в принципе нечего. В декабре 1950 года на полигоне Капустин Яр было сформировано второе соединение, с вооружением - Р-1. Это была 23-я бригада особого назначения резерва верховного главнокомандования (БОН РВГК). В январе 1951 года 23-я бригада была передислоцирована в район города Камышин Волгоградской области. Бригады особого назначения с Р-1, были также размещены неподалеку от городов Белокоровичи на Украине, Шяуляй в Литве, Джамбул в Казахстане и Орджоникидзе в Северной Осетии, в районе села Раздольное Приморского края. Комплексы Р-1 были также на вооружении 77-й и 90-й инженерных бригад РВГК, дислоцированных в Львовской, Хмельницкой и Житомирской областях на Украине. В августе 1958 года 77-я и 90-я бригады были переданы в состав Сухопутных войск.
Бригада Р-1 состояла из трех огневых дивизионов. В каждом дивизионе имелись две стартовые батареи с пусковыми установками ракет. Таким образом, на вооружении бригады было шесть ПУ Р-1.
В 1949-1950 годах под руководством Королева разрабатывался даже морской вариант ракеты Р-1 для вооружения подводных лодок. В силу технических сложностей проект не был реализован. Как уже указано на первой странице форума - на базе боевой Р-1 были созданы геофизические ракеты. Первый пуск геофизической Р-1А (В-1А) осуществлен 25 мая 1949 года. Позже разработаны и эксплуатировались ракеты Р-1 Б, Р-1 В, Р-1ДР-1Е. Вот так.

Записан

Bori

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 264

На сайте http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1442044 нашел фильм "Заводские испытания ракеты Р-1 первой серии"
Записан
Страницы: [1] 2 3   Вверх