Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: М-72 - тяжёлый мотоцикл  (Прочитано 6703 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Melnikov

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 659
    • Современная авиация России
М-72 - тяжёлый мотоцикл
« : Августа 25, 2007, 02:23:50 pm »

М-72

Тяжёлый мотоцикл с коляской, копия немецкого BMW-R71.

Разработка и производство

В начале 1940 года на заседании Главного бронетанкового управления с участием представителей мотоциклетных заводов была поставлена задача в срочном порядке освоить производство мотоциклов с коляской для нужд РККА. В Германии было закуплено несколько образцов мотоцикла DMW-R71. Из них два передали Московскому мотоциклетному заводу (создан на базе велосипедного). Один был сохранён как базовый образец, второй разобран до винтика. С деталей были сняты чертежи, исследован химический состав и способы обратотки. Решено было всё сохранить как есть, изменить только электрическую схему.

Было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлым мотоциклам. Его возглавил Н.П.Сердюков, который в 30-х годах проходил стажировку на фирме BMW. Предусматривалась широкая кооперация предприятий, занятых производством мотоцикла, получившего обозначение М-72. Документацию на двигатель разрабатывал ЗИС, на коробку передач - завод имени КИМ, выпуск карданов и колясок поручили ГАЗу, фары - заводу осветительной арматуры в Кержаче, электрооборудование - АТЭ-1, карбюраторы - Московскому карбюраторному заводу. Были зайдествованы и другие предприятия в разных городах страны.

Весной 1941 года 2 первых опятных образца были показаны командованию РККА. После начала войны работы по организации производства были итенсифицированы. В августе 1941 ММЗ сдал армии первые серийные мотоциклы. Всего он изготовил более 3000 мотоциклов. Началась подготовка к производству на заводах "Серп и молот" в Харькове и "Промет" в Ленинграде. Ремонт мотоциклов осуществля бронетанковоремонтный завод №20 в Москве.

Осенью ММЗ был эвакуирован в Ирбит. Туда же вывезли станки с ЗИСа и АТЭ-1, оправили специалистов из Харькова и Ленинграда. Эвакуированное предприятие было размещено на территории бывшего пивоваренного завода. Часть станков пришлось поставить прямо на улице. Конструкторский отдел возглавил Н.П.Сердюков. 25 февраля 1942 года на фронт отправилась первая партия ирбитских мотоциклов. Одновременно развернул производство "Красная Этна" в Горьком (позже Горьковский мотоциклетный завод).

В 1947 году ИМЗ освоил собственное производство колясок. С ликидацией Горьковсого мотозавода в 1949 году производство М-72 перевели в Киев, куда прибыло 100 специалистов из Горького. Киевский мотоциклетный завод начал производство в 1950 году.

В Ирбите производство продолжалось до 1961 года, в Киеве - до 1963.

Описание конструкции

Мотоцикл имеет дуплексную раму из труб переменного сечения (круглое переходит в эллиптическое) и переменной толщины стенок. Двигатель четырёхтактный двухцилиндровый оппозитный нижнеклапанны воздушного охлаждения. Картер двигателя алюминиевый (во время войны какое-то время из-за нехватки алюминия отливали из чугуна), поршни - чугунные. Каждый цилиндр питался от своего карбюратора типа К-37. Зажигание от магнетто. Коробка передач четырёхступенчатая механическая с ножным переключением передач. Сцепление однодисковое сухое (с 1946 года - двухдисковое). Привод на ведущее колесо карданный. Главная передача - спирально-конические шестерни. Колёса с проволочными спицами. Подвеска заднего колеса пружинная. Передняя вилка телескопическая. Тормаза барабанные на оба колеса мотоцикла. На коляске устанавливался пулемёт ДП и ящик для 4 дисков к нему. На багажнике крепился ящик для 7 противотанковых гранат. На части мотоциклов вместо коляски устанавливался 82-мм миномёт.

Модификации

М-72 - первый серийный вариант. Выпускался с 1941 года.
М-72К - облегчённый кроссовый с форсированным двигателем. Выпущен небольшой партией для спортивных клубов.
М-72М - модернизированный. Отличался усовершенстванным двигателем, усиленной рамой, изменённой подвеской колеса коляски. Выпускался в Ирбите в 1956-1961 годах.
М-72Н - переходный к К-750. Применена маятниковая подвеска с короткими рычагами, пружинами и рычажными гидравлическими амортизаторами, база увеличена на 50 мм, доработана коляска. Выпускался в Киеве с 1956 года.
"Чжанг Сянг" - китайский вариант М-72. Производство продолжается до сих пор (?).

Боевое применение

Применялся в мотоциклетных частях РККА с первого года войны. Использовался также в милиции. С 1954 года продавался населению.

Технические характеристики

Габариты:
- длина - 2400 мм
- ширина с коляской - 1650 мм
- высота - 1000 мм
База - 1430 мм
Колея - 1100 мм
Дорожный просвет - 135 мм
Сухая масса:
- одиночного мотоцикла - 205 кг
- с коляской - 380 кг
Двигатель:
- число цилиндров - 2
- рабочий объём - 746 см3
- диаметр цилиндров - 78 мм
- ход поршня - 78 мм
- степень сжатия - 5,5
- мощность - 22 л.с. при 3000 об/мин.
Число передач - 4
Запас топлива - 22 л (бензин А-66, А-70)
Размер шин - 3,75x19"
Скорость максимальная - 85 км/ч
Расход топлива при скорости 50-60 км/ч - 7 л/100 км
Запас хода - 300 км

Источники информации

1. Воронцов А. Мотоциклы. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 167-170.
2. Курихин О. Долгожитель из племени "М" // Техника - молодёжи. - 1989. - №12. - С. 24-25.
3. http://www.automuseum.ru/gallery/?id=67
4. http://moto4you.ru/content/view/40/26/
5. http://www.ruriders.com/statia.phtml?month=042007&lang=rus&st_file=history/m-72_rus.htm
« Последнее редактирование: Июля 25, 2017, 10:08:57 pm от FedorovYuriy »
Записан
Александр

Melnikov

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 659
    • Современная авиация России
Re: М-72 - мотоцикл
« Ответ #1 : Августа 25, 2007, 02:28:02 pm »

Мотоциклы М-72 на параде 7 ноября 1945 года на Красной площади в Москве.
Записан
Александр

Melnikov

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 659
    • Современная авиация России
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #2 : Августа 26, 2007, 10:35:54 am »

Фото с какого-то диска с клипартом. По-моему это "Чжанг Сянг".
« Последнее редактирование: Августа 29, 2007, 09:51:10 pm от Melnikov »
Записан
Александр

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1343
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #3 : Августа 29, 2007, 09:35:52 am »

М-72 из музея Ирбитского мотозавода.
« Последнее редактирование: Августа 29, 2007, 09:41:52 am от PXL »
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

Witek

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 197
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #4 : Января 28, 2008, 01:20:41 am »

Чертёж M-72
Записан

bugel

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 46
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #5 : Января 28, 2008, 08:05:24 pm »

Фото нормального и "немецкого" М-72.
Старый.
Записан

colonelcolt

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #6 : Сентября 06, 2008, 08:17:39 pm »

Снимки, откуда-то из сети.
Записан

Kott

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1323
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #7 : Сентября 08, 2008, 01:57:32 pm »

Вообще-то мотоциклы в Советской и в Российской Армии всегда относились не к автомобильной технике, а к бронетанковой. Поэтому желательно бы весь раздел перенести в "Бронетанковое вооружение и техника".
Записан
С уважением, Александр.

археолог

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 770
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #8 : Марта 22, 2012, 07:24:18 pm »

В Национальной народной армии ГДР


Записан
ПВО - погоди выполнять, отменят


http://477768.livejournal.com/

Borh

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 145
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #9 : Ноября 23, 2016, 12:14:03 am »

http://avtomoto1.storeland.ru/


тут кто нибудь закупался ? там альбом чертежей М-72 есть
Записан

FedorovYuriy

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 784
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #10 : Июля 19, 2017, 10:15:06 pm »

М-72  тяжёлый мотоцикл с 82- мм миномётом и укладкой мин и ЗИП.


Последние фото -
Модель ММ — коляска со специальным оборудованием для установки 82-миллиметрового миномета.
« Последнее редактирование: Июля 25, 2017, 03:24:11 pm от FedorovYuriy »
Записан

FedorovYuriy

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 784
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #11 : Июля 23, 2017, 07:23:03 pm »

 М-72 - тяжёлый мотоцикл . Установка ПТРС.
« Последнее редактирование: Июля 25, 2017, 03:43:11 pm от FedorovYuriy »
Записан

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1343
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #12 : Июля 23, 2017, 10:00:32 pm »

Краткая инструкция по установке станкового пулемета "Максим" на мотоцикл М-72.
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

FedorovYuriy

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 784
Re: М-72 - тяжёлый мотоцикл
« Ответ #13 : Июля 25, 2017, 03:02:24 pm »

Экспериментальный внедорожный ТМЗ М-72 с приводом на коляску.
Записан
Страницы: [1]   Вверх