Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Ил-18 "Москва" - пассажирский самолёт  (Прочитано 3091 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Melnikov

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 659
    • Современная авиация России
Ил-18 "Москва" - пассажирский самолёт
« : Сентября 23, 2007, 10:22:49 am »

Ил-18 "Москва"

Турбовинтовой пассажирский самолёт. Может применяться в качестве транспортного и санитарного.

История создания

В послевоенные годы в ОКБ-240 С.В.Ильюшина был создан поршневой четырёхмоторный пассажирский самолёт. Был построен опытный образец, проходивший испытания. По ряду причин в серию запущен не был.
В соотвествии с апрельским 1956 года Постановлением ЦК ВКП(б) и СМ СССР ОКБ начало работу над турбовинтовым лайнером. Был учтён опыт разработки поршневого Ил-18. В качестве силовой установки было решено использовать двигатели НК-4 разработки ОКБ Н.Д.Кузнецова. В июле 1956 года заказчику был представлен эскизный проект. Через месяц ГВФ и ВВС утверждили совместные технические требования, а в декабре был утверждён макет самолёта. 24 июня 1957 года прототип был передан на заводские испытания. 1 июля В.К.Коккинаки выполнил первые рулёжки, а 4 июля поднял его в небо с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе. Государственные испытания самолёта проходили в НИИ ВВС с 10 мая по 20 августа 1958 года. Серийное производство началось в ноябре 1957 года на Московском авиазаводе №30 "Знамя Труда". После выпуска 27 самолётов с НК-4, перешли к производству самолётов с двигателями АИ-20 конструкции А.Г.Ивченко (на ранее выпущенных двигатели также заменили).
В процессе производства самолёт постоянно дорабатывался (сопровождение в серии осуществлял Г.В.Новожилов). В 1959 году начались поставки на экспорт (первый отечественный самолёт, массово поставлявшийся за границу). Всего в 1958-1969 годах изготовлено 567 самолётов Ил-18 различных модификаций.

Описание конструкции

Ил-18 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж герметизированный. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся трёхопорное с передней стойкой. Силовая установка состоит из 4 турбовинтовых двигателей АИ-20 (АИ-20К, АИ-20М) конструкции А.Г.Ивченко с воздушными винтами АВ-68И. Двигатели установлены на крыле. Прототипы и Ил-18А были оснащены двигателями НК-4 конструкции Н.Д.Кузнецова с винтами АВ-68В. Начиная с 26 серии устанавливалась ВСУ ТГ-16 (позже ТГ-16А). Запас топлива размещался в консолях крыла. Существовало несколько вариантов компоновки пассажирских салонов (от 69 до 127 мест). Для повышения надёжности важнейшие навигационные приборы, агрегаты радио- и высотного оборудования дублированы. Состав пилотажно-навигационного оборудования позволял выполнять полёт днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Имеются противопожарная и антиобледенительная системы.

Боевое применение

В 1958 году 2 акдон (командир Н.И.Цибын, аэродром Шереметьево) получила первые два Ил-18 в варианте "салон" (один для Н.С.Хрущова, второй резервный). Полёты на них началались 1 февраля 1958 года. В последствии 2 акдон была переимененована в 8 адон, ныне базируется на аэродроме Чкаловская. На 1 января 1986 года в ВВС эксплуатировался 21 самолёт Ил-18. В 90-х годах 3 Ил-18 из 8 адон эксплуатировались в 223 лётном отряде.
В начале 60-х в НИИ ВВС прошёл испытания транспортно-санитарный Ил-18Т, но в то время уже был развёрнут выпуск Ан-12, поэтому в серию он не попал.
14 апреля 1961 года на Ил-18 в варианте "салон" был доставлен в Москву первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин.
Массово применялся в различных Управлениях Гражданской авиации как на внутренних рейсах, так и на международных. Несколько десятков самолётов продолжают летать и сейчас.
За время эксплуатации произошло 28 катастроф и 24 аварии со списанием воздушных судов.

Модификации

Ил-18 - поршневой прототип. Первый полёт 17 августа 1946 года.
Ил-18 - первый турбовинтовой прототип. Салон рассчитан на 75 пассажиров (65+10). Первый полёт 4 июля 1957 года.
Ил-18-8А - второй прототип. Отличался крылом с двумя разъёмами, увеличенным запасом топлива, компановкой салона. Изготовлен в 1958 году.
Ил-18 "Полоса" - опытный с комплексом навигационно-пилотажного оборудования, позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории. В 1965 году переоборудован 1 самолёт.
Ил-18А - первый серийный вариант. Отличался двигателями НК-4, салоном на 75 мест. Первый полёт 26 октября 1957 года. В начале 1958 года изготовлено 20 самолётов. Пассажирские перевозки начались в 1959 году. Позже все самолёты переоборудованы в вариант Ил-18Б.
Ил-18Б - с двигателями АИ-20. Отличался усиленными крылом и шасси. Взлётная масса увеличена до 61,2 т. Первый полёт состоялся 30 сентября 1959 года. В 1958-1959 годах изготовлено 65 самолётов. Также переоборудованы ранее выпущенные Ил-18А.
Ил-18В - модернизированный. Отличался двигателями АИ-20К, ВСУ ТГ-16 (ТГ-16А), усиленным фюзеляжем, пассажирским салоном на 84 (компановка "15А") или 89 (компановка "17А") пассажиров, расположением входных дверей. Коммерческая нагрузка уменьшена до 13,5 т. Первый полёт 10 декабря 1959 года. В 1960-1965 годах изготовлено 334 самолёта.
Ил-18В-26А (Ил-18Д) - самолёт для дальних перелётов. Отличался увеличенным запасом топлива, комфортабельным салоном на 20 пассажиров, дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием. В 1962 году изготовлено 3 самолёта. Применялся для полётов в Антарктиду.
Ил-18Гр - грузовой. Отличается отсутствием пассажирского оборудования, усиленным полом, рельсом с тельфером на потолке салона. Первый полёт 4 марта 1978 года. С 1978 года на авиаремонтных заводах переоборудовались пассажирские самолёты, невыработавшие ресурс. Переоборудовано 59 самолётов.
Ил-18ГрМ - грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией (компановки "41" и "42А"). Разработан в конце 80-х годов. В 1990-1996 годах переоборудовано несколько самолётов Ил-18Д.
Ил-18Д (второй с таким обозначением) - дальний. Отличался дополнительным топливным баком в центроплане, двигателями АИ-20М, пилотажно-навигационной системой "Путь-4М". Салон рассчитан на 100-122 пасажира (зимой 90-110 из-за увеличения ёмкости гардеробов). Взлётная масса увеличена до 64 т. Разработан в 1964 году. Первый полёт 31 июля 1964 года. В 1966-1969 годах выпущено 122 самолёта.
Ил-18Д "Помор" - самолёт рыбной разведки. Переоборудован 1 Ил-18Д.
Ил-18ДЦ "Циклон" - самолёт для метеорологических исследований. Первый полёт 4 апреля 1980 года.
Ил-18ДОРР - самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов. Первый полёт в апреле 1985 года. Изготовлено 2 самолёта.
Ил-18Е - доработанный. Являлся переходным от Ил-18В к Ил-18Д. Салон рассчитан на 100-110 пассажиров (компановка "27А"). Отличался отделкой салона, новыми креслами, доработанной системой кондиционирования. Первый полёт 21 декабря 1960 года. В 1965-1966 годах изготовлено 23 самолёта.
Ил-18И - с увеличенной дальностью полёта. Отличался дополнительным баком в центроплане на 6300 л, отделкой салона, наличием спасательных плотов и 2 холодильников ЗиЛ. Взлётная масса увеличена до 64 т. В 1960 году построено 2 самолёта.
Ил-18ЛЛ - летающая лаборатория. В ЛИИ им. М.М.Громова переоборудовано несколько самолётов.
Ил-18РТ (Ил-18СИП) - самолётный измерительный пункт. Отличался аппаратурой приёма и регистрации телеметрической информации, 15 рабочими местами операторов в салоне. В 1964 году переоборудовано 2 Ил-18В.
Ил-18РТЛ - прототип Ил-20РТ. Отличался большим обтекателем антенн сверху фюзеляжа. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ им. М.М.Громова.
Ил-18С (Ил-18-4А) - салон на базе Ил-18А. Изготовлен в мае 1958 года.
Ил-18Т (Ил-18-18А) - транспортно-санитарный. Отличался откидными сиденьями вдоль бортов вместо кресел, отсутствием туалетов и гардеробов, наличием тельферов. Первый полёт 29 февраля 1960 года.
Ил-18ТД - транспортно-десантный. Изготовлен в 1 экземпляре в 1968 году.
Ил-18УШ - учебный штурманский. Отличался 20 рабочими местами штурманов в салоне. Разработан в 1972 году. Переоборудовано несколько самолётов.
Ил-20 - самолёт специального назначения (измерительный комплекс). Разработан в 1965-1968 годах. Первый полёт 25 марта 1968 года.
Ил-20М ("изделие 17") - самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 самолётов.
Ил-20РТ - самолётный измерительный пункт. Разрабатывался с сентября 1978 года для военно-космических сил. Изготовлено 4 самолёта.
Ил-22 (Ил-18Д-36) - самолёт дальней связи. Разрабатывался с сентября 1965 года.
Ил-24Н - самолёт ледовой разведки. Первый полёт 12 июня 1979 года. Переоборудовано 2 самолёта.
Ил-38 - противолодочный. Разрабатывался с 1960 года. Первый полёт 27 сентября 1961 года. В 1967-1972 годах изготовлено 65 самолётов.
Ил-118 - модернизированный (проект). Отличался 2 винто-венлилятоными двигателями. Разработан в 1984 году.

Характеристики

Ил-18В
Двигатели - АИ-20К
Взлётная мощность - 4х4000 э.л.с.
Габариты:
- размах крыла - 37,4 м
- длина - 35,9 м
- высота - 10,17 м
Площадь крыла - 140,9 м2
Масса:
- пустого - 32,25 т
- взлётная нормальная - 61,2 т
Запас топлива - 18,6 т
Количество пассажиров - 89-100 чел.
Максимальная коммерческая нагрузка - 13,5 т
Скорость:
- максимальная на высоте - 685 км/ч
- крейсерская - 650 км/ч
Дальность полёта:
- с максимальной нагрузкой - 3300 км
- максимальная - 5400 км
Практический потолок - 12000 м
Длина разбега - 1000 м
Длина пробега - 800 м
Экипаж (лётный) - 5 чел.

Источники

1. Андреев И. Фейерверк новинок // Техника - молодёжи. - 1977. - №9. - С. 52-53.
2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 239-243.
3. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990. - С. 13-14, 224-233.
4. История конструкций самолётов в СССР 1951-1965 гг. / Е.В.Арсеньев, Л.П.Берне, Д.А.Боев и др. - М.: "Машиностроение", 2002. - С. 141-174.
5. Цветков С. Классик "золотой" эры // Мир авиации. - №№ 4/93, 1/94, 1/95, 2/95, 1/96, 2/96.
6. Цветков С. Смена репертуара // Крылья Родины. - 1992. - №9. - С. 22.
7. Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998. - С. 197-217.
8. Якубович Н.В. Самолёт Ил-18. Пассажирские авиалайнеры. - М.: "Цейхгауз", 2007.
9. Якубович Н.В. Феномен Ил-18 // Крылья Родины. - 1998. - №1. - С. 10-11.
10. http://aviaros.narod.ru/il-18.htm
Записан
Александр

stels

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 36
Re: Ил-18 "Москва" - пассажирский самолёт
« Ответ #1 : Июня 12, 2010, 09:49:53 am »

Есть книга по устройству АШ 82
Записан

Fencer

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 342
Re: Ил-18 "Москва" - пассажирский самолёт
« Ответ #2 : Февраля 19, 2015, 08:43:47 am »

Собственное имя "Москва" носил только первый прототип Ил-18 http://russianplanes.net/reginfo/33531. "Москва" - не является общим именем семейства Ил-18-х...
Записан
Страницы: [1]   Вверх