Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк  (Прочитано 8740 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Gur Khan

  • Редактор
  • Новичок
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10
  • Урал - опорный край державы

Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк.

ОБОЗНАЧЕНИЯ
- ...?: объект 172М
- ...?: "Урал"

НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ
...

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
 В июле 1969 года состоялись полигонные испытания двух образцов об.172, двух об.173 и серийного танка Т-64А. Предъявленные машины соответствовали характеристикам Т-64А, а по надежности работы силовой установки и автомата заряжания об.172 явно превзошел все остальные образцы. Кроме того, он обеспечивал более комфортные условия работы экипажа: лучшую вентиляцию боевого отделения, возможность речевой и зрительной связи. Двигатель мог работать на различных сортах горючего: дизельном топливе, авиационном керосине Т-1, ТС, Т-2, автомобильном бензине А-66 и А-72. Установка и монтаж оборудования ОПВТ требовали в три раза меньше времени. В начале 1970 года были построены еще три об.172. Во время их полигонных испытаний в период с 11 июля по 25 августа 1970 года наибольшее количество неисправностей и отказов пришлось на слабую  ходовую часть: приблизительно 30% отказов и 53% неисправностей. Одновременно поток рекламаций на 5ТДФ и ходовую часть Т-64, уже эксплуатировавшихся в войсках, достиг критической массы. Военные, так долго ждавшие "шестьдесятчетверку" взвыли мольбами к А. А. Морозову о срочной доработке ходовой части машины. С просьбой доработать ходовую часть Т-64 к Морозову обратился зам. командующего бронетанковых войск Ю.А. Рябов. В подтверждение своей аргументации он прилагал отчеты войсковых испытателей с перечнями недостатков Т-64. Но А. А. Морозов  явным образом отказался от этой работы, написав на одном из отчетов: "Если вы такие умные, то делайте танки сами"! Рябову ничего не оставалось, как в обход руководства министерства оборонной промышленности обратиться напрямую в Нижний Тагил. Невзирая на позицию МОП, он добился заключения с тагильским КБ договора о разработке усовершенствованного танка, на базе тагильского Объекта 172 и харьковского 434-го.
К этому времени уже многие в Министерстве обороны, МОПе, ВПК стали обращать внимание на недостатки харьковской машины.  Однако, не смотря на их усилия, маховик постановки в серийное производство на крупнейшем заводе отрасли негодного  для службы в Армии Т-64А, запущенный в августе 1967 года Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, набирал обороты. Требовалась координация усилий всех заинтересованных сторон.
Для этого лучшей кандидатуры, чем Леонид Николаевич Карцев просто не было. В августе 1969 года он оставляет должность главного конструктора завода, передает дела КБ в надежные руки своего друга и соратника В. Н. Венедиктова, а сам принимает должность заместителя председателя научно-технического комитета ГБТУ. Уже  4-5 ноября 1969 года совместным решением МО и МОП состоялось оформление решения о продолжении работ по об.172.  12 мая 1970года это было окончательно утверждено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О проведении работ по дальнейшему совершенствованию танка "Объект 172". Данный документ открывал дорогу работам совершенствованию машины и по внедрению на нее ходовой части отработанной на опытных экземплярах об.167. Под руководством нового главного конструктора, Валерия Николаевича Венедиктова, вступившего в должность 7 января 1970 года, уже к концу года были построены три усовершенствованных танка получивших обозначение "Объект 172М". Эти машины были оснащены новой ходовой частью и двигателем В-46 в 780л.с. Увеличение веса об.172М до 41 т по сравнению с 39 т об.172 и 38 т Т-64А компенсировалось увеличением мощности на 80 л.с., емкости топливных баков на 100 литров и ширины гусеницы на 40мм. В соответствии с запросами армии была проведена работа по совершенствованию трансмиссии. С ноября 1970 г. по апрель 1971г. эти танки прошли полный цикл заводских испытаний, а затем 6 мая 1971 г. были представлены министрам обороны А.А.Гречко и оборонной промышленности С.А.Звереву. К началу лета 1972 г. была выпущена опытная партия из 15 машин, которые пошли на беспрецедентные по масштабам совместные с Т-80 испытания. В первой половине 1973 года прошли еще одни успешные контрольные испытания установочной партии об.172М. За этот период были устранены недостатки, выявленные в предыдущих. Это дало все основания для принятия танка на вооружение, что и было оформлено Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 7 августа 1973 года. По этому Постановлению танк получил наименование - "Т-72", а в 1975 году и собственное имя – "Урал". Серийное производство машины было начато в 1974 году. За этот год Уралвагонзаводом было выпущено 220 танков Т-72. Его серийное производство продолжалось по 1979 год включительно.

МОДИФИКАЦИИ
- Объект 172М опытной и войсковой серии (1972 - 1973гг) – башня выполнена путем конверсии башни танка Т-64А
- Т-72 (Объект 172М) "Урал" –  линейный танк Т-72 принят на вооружение в 1973 году, серийное производство с 1974 года
- Т-72К (Объект 172МК) "Урал-К" – командирский вариант линейного танка Т-72 (об.172М) , на котором дополнительно была установлена коротковолновая радиостанция, навигационная аппаратура, зарядное устройство, но уменьшен боекомплект
- Т-72 (Объект 172М) образца 1975 года - …
- Т-72 (Объект 172М) образца 1976 года - …
- Т-72 (Объект 172М) образца 1978 года - …
- Т-72 (Объект 172М) образца 1979 года - …
- Т-72 (Объект 172М-Э) – экспортная модификация
- Т-72 (Объект 172М-Э1) – экспортная модификация
- Т-72 (Объект 172М-Э2) – экспортная модификация
- Т-72К (Объект 172МК-Э) – экспортная модификация  командирского варианта линейного танка
- Т-72К (Объект 172МК-Э1) – экспортная модификация  командирского варианта линейного танка
- Т-72К (Объект 172МК-Э2) – экспортная модификация  командирского варианта линейного танка
- Объект 172МН – опытный образец танка Т-72 (об.172М) , на котором была установлена 130мм нарезная пушка 2А50 (ЛП-36Е). Проходил испытания в 1972-1974гг. На вооружение не принимался
- Объект 172МД – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125мм гладкоствольной пушкой повышенного могущества 2А49 (Д-89Т). На вооружение не принимался
- Объект 172МП – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125мм гладкоствольной пушкой 2А46М. Изготовлен в мае-июле 1977 года с целью проведения приемосдаточных испытаний системы. По результатам этих испытаний пушка 2А46М была признана соответствующей заданным тактико-техническим требованиям и рекомендована для проведения дальнейших испытаний.
- Объект 175 – результат работ проводившихся в 1973-75гг по усовершенствованию об.172М. На вооружение не принимался, опытный образец не изготавливался. Отдельные наработки по машине данной спецификации, как и по об.172-2М были использованы в совершенствовании конструкции серийных машин об.172М (Т-72)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
...


ЭКПЛУАТАЦИЯ, БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
...

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
...

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Статус: серийное производство
Год изготовления первого образца: 1970
Год принятия на вооружение: 1973
Боевая масса, т: 41
Экипаж, чел: 3
Размеры, мм:
- длина с пушкой вперед: 9530
- длина корпуса: 6860
- ширина общая: 3460
- ширина по гусеницам: 3370
- высота по крыше башни: 2190
Объем отделения управления, м.куб.: 2,0
Объем боевого отделения, м.куб.: 5,9
Объем МТО, м.куб. (с топливом/без топлива): 3,1/3,1
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т): 19 (14)
Установлено встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка 2А46 (Д-81Т) без термозащитного кожуха, заряжание пушки автоматическое (ручное - предусмотрено), продувка ствола эжекционная
Боекомплект, выстр. (в т.ч. в АЗ): 39 (22)
Тип боеприпасов: БПС, КС, ОФС
Тип выстрела: раздельно - гильзовый
Стабилизатор основного вооружения, тип: ЭГ по ВН и ГН
Спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект, шт: 2000
Зенитное вооружение: автономная открытая зенитная установка с ручным управлением,
пулемет НСВ-12,7 калибра 12,7мм устанавливалась с декабря 1974 года
Боекомплект, шт: 300
Максимальный угол возвышения пушки, град: не менее 13,5
Максимальный угол склонения пушки, град: не менее 6
Основной прицел-дальномер наводчика ТПД-2-49: монокулярный, стереоскопический
Диапазон измерения дальности, м: 1000 - 4000
Ночной прицел наводчика ТПН-1-49-23: электронно-оптический, монокулярный перископический
Прибор наблюдения командира ТКН-3В: комбинированный, электронно-оптический, бинокулярный перископический
Защита:
- Башня с монолитной броней
   - Горизонтальная толщина лобовой брони в секторе +/-30 град, мм: 410
   - Эквивалент по стойкости в секторе +/-30 град, мм от:
      - БПС: 410
      - КС: 410
- Корпус - комбинированная
   - горизонтальная толщина лобовой брони, мм: 550
   - эквивалент по стойкости, мм от:
      - БПС: 305
      - КС: 450
   - угол наклона ВЛД, град.: 68
- противокумулятивные бортовые экраны, система ТДА

Подвижность:
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60
Средняя скорость, км/ч
 - по шоссе: 45-50
 - вне дорог: 35-45
Запас хода по шоссе, км: 700
Емкость топливных баков, л: 1200 + 400
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см.кв: 0,83
Клиренс, мм: 470
Преодолеваемый ров, м: 2,6-2,8
Преодолеваемая стенка, м: 0,85
Максимальный угол подъема, град.: 30
Преодолеваемый брод (с предв.подготовкой), м: 1,2 (1,8)
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м: 5

МТУ:
Двигатель, марка: В-46
Тип: многотопливный 4-х тактный дизель жидкостного охлаждения
Число цилиндров: 12
Расположение цилиндров: V-обр. 60град.
Мощность максимальная в стендовых условиях, кВт (л.с.): 574 (780)
Обороты при макс мощности, об/мин: 2000
Трансмиссия, тип: механическая планетарная
КП, тип: две бортовые, планетарные   
Число передач, вперед/назад: 7/1
Система охлаждения: жидкостная с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором
Воздухоочистка: 2-ступенчатая
Система пуска: воздушная - основная, электрическая - дополнительная

Ходовая часть:
Подвеска, тип: индивидуальная торсионная
Число опорных катков на борт, шт.: 6
Число поддерживающих катков на борт, шт.: 4
Амортизаторы, тип (количество): гидравлические, лопастные (6)
Гусеница: с последовательным РМШ или ОМШ
Ширина колеи, мм: 2790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм: 4270
Ширина гусеницы, мм: 580
Число траков, шт.: 96
Масса одной гусеницы с РМШ (ОМШ), кг: 1698 (1430)
Число опорных катков на борт, шт: 6
Диаметр опорного катка, мм: 750
Число поддерживающих катков на борт, шт: 3
Тип амортизации опорных катков: наружная


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- "Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72" С.Устьянцев, Д.Колмаков. Нижний Тагил,  ИД "Медиа-Принт", 2004 г. ISBN 5-98485-003-6 ББК 68.513(2Р36)+63.3(2Р36)
- "Легендарная тридцатьчетверка" Д.Г.Колмаков. Нижний Тагил, 2006 г. ISBN 5-98728-009-5 ББК 63.3(2Р36)
- "Время. Люди. Танки" Д.Г.Колмаков. Нижний Тагил, 2001 г.
- "Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг" Карпенко А.В. СПб., 1996 г (ВНИМАНИЕ! Данное издание содержит много ошибочных и неточных данных по данной машине.)
- "ТАНК Т-72 "Урал" (объект 172М) в Музее бронетанковой техники Уралвагонзавода." А.Ю. Хлопотов  http://www.otvaga2004.narod.ru/xlopotov_2/tank_t72ural.htm

ВОПРОСЫ
- ...

НАД СТАТЬЕЙ РАБОТАЛИ
- Алексей Хлопотов aka Gur Khan
- ...
« Последнее редактирование: Сентября 22, 2016, 07:30:42 am от Rotor15 »
Записан
WHO DO YOU SERVE?
AND WHO DO YOU TRUST?

Гайковерт

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 750
Re: Т-72 "Урал" (объект 172М) - основной боевой танк
« Ответ #1 : Апреля 03, 2010, 10:27:07 pm »

Альбомы основных конструктивных изменений, проведенных на изд. 172М. Мне кажется, моделистам это будет интересно. Те изменения, котрые касаются упрочнения торсионов и т. п., я не выкладываю.
 
Записан
Водитель! Не тронь машину - и она тебя не подведет!

Гайковерт

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 750
Re: Т-72 "Урал" (объект 172М) - основной боевой танк
« Ответ #2 : Апреля 03, 2010, 10:33:04 pm »

Продолжаю.
Записан
Водитель! Не тронь машину - и она тебя не подведет!

carrey

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1293
Re: Т-72 "Урал" (объект 172М) - основной боевой танк
« Ответ #3 : Апреля 06, 2010, 03:43:57 pm »

Спасибо, интересно! Хорошо бы всё прочее имеющееся - в соотв. ветки!
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...
Re: Т-72 "Урал" (объект 172М) - основной боевой танк
« Ответ #4 : Августа 31, 2010, 01:06:14 am »

Они?
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 888
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...
Re: Т-72 "Урал" (объект 172М) - основной боевой танк
« Ответ #5 : Сентября 03, 2010, 09:47:10 am »

...
Записан

Lans

  • Гость
Re: Т-72 "Урал" (объект 172М) - основной боевой танк
« Ответ #6 : Сентября 09, 2010, 06:03:21 pm »

Кто в курсе, чехам поставлялись экспортные модификации Т-72? Какие?
Записан

археолог

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 770
Re: Т-72 "Урал" (объект 172М) - основной танк
« Ответ #7 : Апреля 06, 2012, 03:59:59 pm »

Цикл "Сделано в СССР"

9 серия "Т-72"
Записан
ПВО - погоди выполнять, отменят


http://477768.livejournal.com/

Lans

  • Гость
Re: Т-72 "Урал" (объект 172М) - основной танк
« Ответ #8 : Августа 18, 2013, 10:59:40 pm »

.....

Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4619
Re: Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк
« Ответ #9 : Сентября 22, 2016, 07:27:34 am »

Танк Т-72 («Объект 172М») «Урал» ВС Республики Казахстан, апрель 2014 г.:

http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=1526&p=4
Записан

kpopov

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 222
    • http://www.kpopov.ru
Re: Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк
« Ответ #10 : Декабря 22, 2017, 10:49:45 pm »

Т-72 "Урал" , Екатеринбург, штаб округа
http://www.kpopov.ru/military/ekb_gdo.htm#ancor11
















Записан

kpopov

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 222
    • http://www.kpopov.ru
Re: Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк
« Ответ #11 : Декабря 22, 2017, 10:52:30 pm »

Очень редкая машина выпуска 1978 года - переходная модель от Т-72 "Урал" к Т-72А (объект 172М1). Тольятти. Технический музей.


http://www.kpopov.ru/travel/avtovaz_tank_10.htm#ancor8














Записан

kpopov

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 222
    • http://www.kpopov.ru
Re: Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк
« Ответ #12 : Декабря 22, 2017, 10:54:24 pm »

Т-72 "Урал". Верхняя Пышма
http://www.kpopov.ru/military/pysh_tanks_obt.htm#ancor2










Записан

kpopov

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 222
    • http://www.kpopov.ru
Re: Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк
« Ответ #13 : Декабря 22, 2017, 10:55:54 pm »

Т-72 "Урал", парк "Патриот", Подмосковье.
http://www.kpopov.ru/military/msk_patriot_armor.htm#ancor17













Записан

kpopov

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 222
    • http://www.kpopov.ru
Re: Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк
« Ответ #14 : Декабря 22, 2017, 10:57:47 pm »

Записан

kpopov

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 222
    • http://www.kpopov.ru
Re: Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк
« Ответ #15 : Декабря 22, 2017, 11:00:51 pm »

Опытный основной боевой танк «Объект 172М». Танковый музей. Кубинка.
http://www.kpopov.ru/military/kubinka_ussr.htm#ancor15








Записан

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 534
Re: Т-72 «Урал» («Объект 172М») - основной танк
« Ответ #16 : Июня 14, 2018, 05:54:46 pm »

- Т-72 (Объект 172М) образца 1975 года – инфракрасный прожектор Л2-АГ перенесен на правую сторону башни, введен теплозащитный кожух ствола пушки, установлены дополнительные приборы наблюдения: 2 ТНПА-65 в откидной крышке люка командирской башенки и 1 2 ТНПА-65 в крышке люка наводчика;
- Т-72 (Объект 172М) образца 1976 (77) года – башня с комбинированной броневой защитой с наполнителем из песчаных стержней;


Записан
Страницы: [1]   Вверх