Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Объект 172-2М "Буйвол" - основной танк  (Прочитано 5522 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Gur Khan

  • Редактор
  • Новичок
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10
  • Урал - опорный край державы
Объект 172-2М "Буйвол" - основной танк
« : Ноября 11, 2007, 01:58:40 pm »

Объект 172-2М "Буйвол"

Опытный основной танк.


ОБОЗНАЧЕНИЯ
- ...?: объект 172-2М, объект 172М-2М, объект 172-3М
- тема: "Буйвол"


НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ
...


РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Параллельно с работами по доработке и постановке в серийное производство танка Т-72 «Урал» (Объект 172М), КБ с 1971 по 1975 год вело опытно-конструкторские работы по теме «Буйвол», направленные на дальнейшее совершенствование об.172М. Первый опытный образец машины был построен уже в 1972 году. Его получили путем коренной конверсии одного их опытных об.172. Всего в рамках этой работы были построены семь опытных образцов машины в трех конструктивных исполнениях, получивших шифр «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». Второй, третий и четвертый опытные образцы уже имели в своей основе конструкцию об.172М. Образец №1 успел в месте с 15 предсерийными танками об.172
 принять участие масштабных испытаниях, проводившихся в летно-осенний период этого года под руководством генерала Ю.М.Потапова. Следующие три экземпляра прошли обкатку в период 1973-74гг в разных регионах страны. Все изготовленные к тому времени образцы в период с июня 1972 по июнь 1974года прошли испытания при различных климатических и дорожных условиях и прошли не менее 15000 км каждый, двигатели отработали от 538 до 664 часов каждый и оставались в исправном состоянии.
 Основной задачей при проведении работ было резкое повышение уровня ТТХ машины. Реализация идей привела к увеличению веса до 42 т по сравнению с 41 т об.172М. Однако увеличение массы машины не повлекло за собой ухудшение динамических характеристик. Установка форсированного до 840л.с. двигателя В-46Ф (он же позднееВ-67), производства ЧТЗ  позволило не только компенсировать рост массы, но и поднять удельную мощность до 20л.с. на тонну веса. Форсирование двигателя было осуществлено минимальными средствами – переработкой конструкции нагнетателя. При этом расход топлива практически не изменился. Так на режиме максимальной мощности В-67 потреблял 175г на 1л.с./ч против 172г на том же режиме у В-46 установленном на об.172М. В купе с существенно увеличены объемом топливных баков (дополнительные наружные на левой надгусеничной полке), это позволило не только сохранить, но и увеличить на 100км запас хода. Увеличение удельной мощности так же положительно сказалось на повышении средней скорости движения, особенно на пересеченной местности. Этому же способствовало введение подвески с увеличенным динамическим ходом катков, гидроамортизаторов повышенной энергоемкости, проводились эксперименты по изменению схемы установки торсионных валов и балансиров с целью более рационального перераспределения нагрузки. Были усилены БКП, повышено давление рабочей жидкости в системе гидроуправления.
  Смещение моторной перегородки в сторону МТО, что было достигнуто благодаря некоторого уплотнения компоновки МТО, позволило изменить расположение укладок БК в БО, увеличить боекомплект с 39 выстрелов до 45, сделать укладку более удобной. Более удобная укладка позволила производить при ручном заряжании прицельную стрельбу со скоростью до 2 выстрелов в минуту против 1м. 44 сек. на об.172М (по данным испытаний 15 танков об.172М в 1972г.).
  Серьезные мероприятия было проведены в плане улучшения броневой и конструктивной защиты. По корпусу: была улучшена стойкость ВЛД путем изменения пропорций составляющих комбинированной защиты (увеличена толщина тыльного стального листа). Установка сверху дополнительного стального листа увеличенной твердости клиновидного сечения, позволила увеличить физический габарит защиты в лобовой проекции и увеличить угол наклона ВЛД с 68 до 70 градусов, что в свою очередь создало больше предпосылок для рикошета современных БПС. Вдоль бортов корпуса устанавливались стальные взводные экраны, прикрывающие борт почти на всем протяжении до уровня опорных катков (кормовые секции экранов выполнены резино-металлическими) в низ и внешние топливные баки на всю их высоту вверх. Кроме того, оставлена возможность установки стандартных откидных экранов – «лопухов», перекрывающих бортовую проекцию с носовых курсовых углов. По башне: совершенствование защиты проводилось в два этапа. На первом этапе монолитная цельнолитая башня имела стальные взводные экраны в ракурсе +/- 30 град. Бортовая проекция башни имела внешнюю конструктивную защиту в виде объемного ящика ЗиП и установленного перед ним стального взводного экрана. Кормовые проекции башни экранировались так же ящиками ЗиПа и внешней обвеской (труба ОПВТ, скатка брезентового чехла, ветровой щиток, пенал под банник пушки). На втором этапе предусматривалось устанавливать литую башню с комбинированным наполнителем. В целом,  лобовая проекция об. 172-2М обеспечивала защиту от 125-мм подкалиберного снаряда с карбидвольфрамовым наконечником, имеющего скорость в момент встречи с целью 1600 м/сек. Броня обычного Т-72 спасала только от 115-мм снаряда со скоростью 1400 м/сек. Защита от кумулятивных средств поражения по лобовой части корпуса и башни выросла примерно на 10-15% и была эквивалентна 500 - 520 мм броневой стали средней твердости. У стандартного Т-72 (башня с «корундовыми шарами»- 1975г.) этот показатель составлял только 450мм.
  Все машины оснащались зенитной пулеметной установкой. Первый образец имел пулеметную установку закрытого типа – танкаТ-64А, остальные оснащались стандартной для Т-72 открытой зенитной установкой ЗУ-72.
 В середине 1974 года начались испытания еще более могущественного варианта танка «Объект 172М-2М», с усовершенствованными приборами наблюдения за полем боя и новым прицельным комплексом. На 6-м и 7-м экземплярах машины были установлены лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА», новые приборы наблюдения командира и наводчика, стабилизатор пушки «Жасмин» с электроприводом в горизонтальной плоскости (обычный стабилизатор 2Э28М имел только гидропривод).
Кроме того, усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М (Д-81ТМ) отличалась более высокой точностью за счет уменьшенной разностенности ствола и установки термозащитного кожуха на нем. Проведенные мероприятия позволили увеличить количество попаданий при стрельбе с ходу на дальностях 1600 - 1800м по целям типа «танк» до 80-100% (по результатам на испытаний 15 танков об.172М в 1972 году количество попаданий при стрельбе с ходу составляло 50,4%). Отклонение средней точки попадания по высоте на дальности в 1 км в условиях дождя термозащитный кожух уменьшил до 15см – против 3,6м без него. Дополнительные приборы увеличили статический угол обзорности командира со 144 до 288 градусов, наводчика – соответственно с 60 до 150 градусов. В целях тактической маскировки в дополнение к ТДА на машине была установлена система постановки дымовых завес 902А «Туча».
  Параллельно, в 1973-75гг в тагильском КБ прорабатывался вариант танка с нарезной 130мм пушкой 2А50 (ЛП-36Е) разработки КБ Мотовилихинских заводов (г.Пермь, гл.конструктор Калачников Ю.Н.(?)) и ее гладкоствольным вариантом ЛП-36В(?) под 130мм управляемую ракету (совместное предложение НИИ-6 (в посл.НИМИ) и КБ Нудельмана).
 Однако двигатели на танках №5-7 работали не слишком надежно. В отличие от первых четырех они отработали в среднем всего по 200 с небольшим часов. Основные неполадки были связаны с выбросом масла из маслоотделителя и потерей охлаждающей жидкости. В 1975 году конструкторами ЧТЗ дизель В-67 (ранее называвшийся В-46Ф) был срочно доработан, выявленные дефекты устранены. В 1976 году предполагалось провести войсковые испытания уже десяти танков «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». В процессе четырехгодичной интенсивной эксплуатации об.172-2М и об. 172М-2М в различных дорожно-климатических условиях узлы, механизмы и системы танков показали высокую надежность и долговечность, обеспечив проведение испытаний и движение танка без ограничения скорости при имевших место, в процессе испытаний, температурах окружающей среды -38 град.С – +40 град.С. Испытания показали, что ресурс дизеля В-46Ф/В-67 составляет более 500 моточасов; усиленных коробок передач, гитары, приводов к вентилятору, стартер-генератору и компрессору, вентилятора системы охлаждения, поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес, торсионных валов, гидроамортизаторов – 15 тыс.км; гусеничных лент – 6,5 тыс.км летом и 10 тыс.км на мерзлом грунте. Коэффициент унификации по отношению к «Объекту 172М» составлял около 88%, так что переход к производству более мощной модели не требовал переоснащения производственных цехов. В ближайшие два-три года можно было ожидать принятия на вооружение танка «Объект 172М-2М» – усовершенствованного варианта Т-72. Однако этого не произошло по целому ряду причин носящих скорее административный и политический характер. Однако, кое-что с «Объекта 172М-2М» уже в 1975 году было перенесено на серийные машины: например, усиленные коробки передач, дополнительные смотровые приборы. Все остальное не было востребовано, и вместо начала производства «Объекта 172М-2М» Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1043-361 от 16 декабря 1976 года предписывалось провести работы по созданию «танка Т-72 с повышенными характеристиками» - будующего танка Т-72А. Последние либо повторяли уже существующие ТТХ «Объекта 172М-2М» (двигатель мощностью 840 л.с., лазерный прицел-дальномер, боекомплект 44 выстрелов),  либо даже уступали ему. В частности, предлагалось оставить стабилизатор пушки 2Э28М, ночной прицел ТПН-3-49.

 Как курьез следует упомянуть две расхожие легенды, связанные с работами по об.172-2М. Первая легенда гласит, что «Буйвол» (так по шифру ОКР неофициально называли опытные машины) был прототипом Т-72 «Урал», что в корне неверно хотя бы из-за того, что об.172-2М создавался именно уже как модернизация об.172М, т.е. Т-72 «Урал» . По второй легенде именем «Буйвол» предлагалось назвать в серии танк Т-72 (об.172М) . Предложение якобы поступило от главного конструктора Венедиктова В.Н. к руководству страны, но было отвергнуто по причине своего «звериного» происхождения, что вызывало морально неприятные ассоциации с названиями зарубежных танков (подразумевались, видимо немецкие машины), и было заменено нейтральным и патриотичным – «Урал». Однако и это не соответствует действительности, т.к. опять подразумевается что «Буйвол» был прототипом «Урала». Вероятной причиной возникновения обеих легенд является то, что хронологически работы над об.172-2М проводились одновременно с работами по об.172М и соответствующим образом наложились друг на друга в памяти ветеранов. Следует так же добавить, что в разговорах, воспоминаниях, а иногда и в литературе, исключительно ассоциативно, бывает «Буйвола» ошибочно именуют «Бизоном» – путают зверушек.

 В настоящее время первый опытный образец «Объект 172-2М»находится в запасниках музея бронетанковой техники в Кубинке, фактически гниет на свалке. На настойчивые просьбы передать его в музей Уралвагонзавода, ГАБТУ отвечает категорическими отказами.
« Последнее редактирование: Декабря 05, 2010, 08:05:06 pm от Ракетчик »
Записан
WHO DO YOU SERVE?
AND WHO DO YOU TRUST?

Gur Khan

  • Редактор
  • Новичок
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10
  • Урал - опорный край державы
Re: Объект 172-2М "Буйвол" - основной боевой танк
« Ответ #1 : Ноября 12, 2007, 07:02:08 pm »

МОДИФИКАЦИИ
- Объект 172-2М первый опытный образец – выполнен путем конверсии опытного образца об.172, в свою очередь полученного путем переделки танка Т-64А
- Объект 172-2М второй, третий и четвертый опытные образцы – выполнены на основе конструкции об.172М
- Объект 172-2М пятый опытный образец – выполнены на основе конструкции об.172М с установкой двигателя В-67
- Объект 172М-2М шестой и седьмой опытные образцы – выполнены на основе конструкции об.172-2М. Существенно улучшены СУО, вооружение, установлена система 902А,  двигатель В-67
- Объект 172-3М - проект на основе конструкции об.172-2М с установкой нарезной 130-мм пушки 2А50 (ЛП-36Е)


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
...


ЭКПЛУАТАЦИЯ, БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
...


ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
...


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Статус: опытный
Год изготовления первого образца: 1972
Год принятия на вооружение: не принимался
Боевая масса, т: 42
Экипаж, чел: 3
Размеры, мм:
- длина с пушкой вперед: 9530
- длина корпуса: н/д
- ширина общая: 3472
- ширина по гусеницам: 3370
- высота по крыше башни: 2200
Объем отделения управления, м.куб.: н/д
Объем боевого отделения, м.куб.: н/д
Объем МТО, м.куб. (с топливом/без топлива): н/д
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т): 20 (14,7)
Установлено встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка 2А46 (Д-81Т) без термозащитного кожуха, позже 2А46М (Д-81ТМ) с термозащитным кожухом, заряжание пушки автоматическое (ручное - предусмотрено), продувка ствола эжекционная
Боекомплект, выстр. (в т.ч. в АЗ): 45 (22)
Тип боеприпасов: БПС, КС, ОФС
Тип выстрела: раздельно - гильзовый
Стабилизатор основного вооружения, тип: ЭМ по ГН и ЭГ по ВН
Спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект, шт: 2000
Зенитное вооружение: на первом образце автономная закрытая зенитная установка с дистанционным управлением, на последующих- автономная открытая зенитная установка с ручным управлением,
пулемет НСВ-12,7 калибра 12,7мм
Боекомплект, шт: 300
Максимальный угол возвышения пушки, град: н/д
Максимальный угол склонения пушки, град: н/д
Основной прицел наводчика: монокулярный, стереоскопический, позже перископический (ЭОП) с ЛД
Ночной прицел наводчика: электронно-оптический, монокулярный перископический, позже ТПВ
Прицельный комплекс командира: комбинированный, электронно-оптический, бинокулярный перископический
Дальномер: монокулярный, стереоскопический , позже ЛД 
Диапазон измерения дальности, м: 1000 – 4000 (500 – 4000 при установке ЛД)
Защита:
- Башня с монолитной броней (позже – с комбинированной) и противокумулятивными экранами
   - Горизонтальная толщина лобовой брони монолитной башни в сек. +/-30 град, мм: 435
   - Эквивалент по стойкости в секторе +/-30 град, мм от:
      - БПС: 435
      - КС: 520
- Корпус - комбинированная
   - горизонтальная толщина лобовой брони, мм: 630
   - эквивалент по стойкости, мм от:
      - БПС: н/д
      - КС: 520
   - угол наклона ВЛД, град.: 70
- противокумулятивные бортовые экраны, система ТДА, дымовые гранатометы

Подвижность:
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60
Средняя скорость, км/ч
 - по шоссе: н/д
 - вне дорог: н/д
Запас хода по шоссе, км: 750 - 800
Емкость топливных баков, л: 1800
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см.кв: 0,85
Клиренс, мм: 495
Преодолеваемый ров, м: 2,6-2,8
Преодолеваемая стенка, м: 0,85
Максимальный угол подъема, град.: н/д
Преодолеваемый брод (с предв.подготовкой), м: 1,2 (1,8)
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м: 5

МТУ:
Двигатель, марка: В-46Ф, позже его вариант В-67
Тип: многотопливный 4-х тактный дизель жидкостного охлаждения
Число цилиндров: 12
Расположение цилиндров: V-обр. 60град.
Мощность максимальная в стендовых условиях, кВт (л.с.): 618 (840)
Обороты при макс мощности, об/мин: 2000
Трансмиссия, тип: механическая планетарная
КП, тип: две бортовые, планетарные   
Число передач, вперед/назад: 7/1
Система охлаждения: жидкостная с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором
Воздухоочистка: 2-ступенчатая
Система пуска: воздушная - основная, электрическая - дополнительная

Ходовая часть:
Подвеска, тип: индивидуальная торсионная
Число опорных катков на борт, шт.: 6
Число поддерживающих катков на борт, шт.: 4
Амортизаторы, тип (количество): гидравлические, лопастные (6)
Гусеница: с последовательным РМШ или ОМШ
Ширина колеи, мм: 2790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм: 4270
Ширина гусеницы, мм: 580
Число траков, шт.: 96
Масса одной гусеницы с РМШ (ОМШ), кг: 1698 (1430)
Число опорных катков на борт, шт: 6
Диаметр опорного катка, мм: 750
Число поддерживающих катков на борт, шт: 3
Тип амортизации опорных катков: наружная


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- "Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72" С.Устьянцев, Д.Колмаков. Нижний Тагил,  ИД "Медиа-Принт", 2004 г. ISBN 5-98485-003-6 ББК 68.513(2Р36)+63.3(2Р36)
- "Легендарная тридцатьчетверка" Д.Г.Колмаков. Нижний Тагил, 2006 г. ISBN 5-98728-009-5 ББК 63.3(2Р36)
- "Время. Люди. Танки", Д.Г.Колмаков. Нижний Тагил, 2001 г.
- "Как это было… часть 2 История создания танка Т-72. Силовая установка", Э.Б.Вавилонский,  Нижний Тагил, ИД "Медиа-Принт", 2004 г.,
ББК 68.513(2Р36)+63.3(2Р36)

ВОПРОСЫ
- ...


НАД СТАТЬЕЙ РАБОТАЛИ
- Алексей Хлопотов aka Gur Khan
- ...
« Последнее редактирование: Ноября 12, 2007, 07:16:12 pm от Gur Khan »
Записан
WHO DO YOU SERVE?
AND WHO DO YOU TRUST?
Страницы: [1]   Вверх