Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: проект 12322 "Зубр" - малый десантный корабль на воздушной подушке  (Прочитано 4235 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Wisa

  • Общий Модератор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 222
  • Я не шпион, я так, рядом гуляю

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр"
 
Обозначение НАТО – POMORNIK.
Построено – 13 ед. Вступили в строй с 1986 г.
 
ТТХ:
Водоизмещение: стандартное – 480 т, полное – 535 (555) т.
Размеры: длина – 57,3 м, ширина – 25,6 м, осадка – 1,5 м (в водоизмещающем режиме).
ГЭУ – газотурбинная. Мощность – 50000 л.с.
5 газотурбинных двигателей, мощностью по 10000 л.с.
Количество винтов – 3.
Скорость полного хода – 60 уз.
Дальность плавания – 300 миль (55 уз), без груза – 1000 миль (55 уз).
Источники электроэнергии – 4 ГТГ-100.
Преодолеваемые препятствия: стенка – 1,6 м; берег – до 5 град.
Автономность: без десанта – 5 сут, с десантом – 1 сут.
Экипаж – 31 (27) человек (4 офицера).
 
Десантовместимость – 3 средних танка или 8 БМП или 10 БТР и 140 десантников; 360 десантников.
 
Вооружение:
ПЗРК «Игла»: 1х4 ПУ, боекомплект – 16 ЗУР 9М39.
140-мм РСЗО «Огонь»: 2х22 ПУ МС-227.
2х6 30-мм артустановки АК-630М, РЛС – МР-123 «Вымпел».
Мины – 20-80 шт.
 
Радиотехническое оснащение:
РЛС – «Позитив».
РЭБ – «Слябинг».
Навигационная система.
Автоматизированный комплекс связи (КВ, МВ, ДМВ).
« Последнее редактирование: Января 26, 2012, 12:54:59 pm от Lans »
Записан

Aleksandr-K

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 385

Для решения десантных задач в морской зоне ВМФ СССР предполагал активно использовать десантные корабли и катера с использованием динамических сил поддержания. Наибольшее распространение получили КВП. Выполненные оценки показали, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии. КВП обладают такими тактическими свойствами, как высокая скорость, амфибийность (способность выходить на необорудованное побережье, преодолевать подводные инженерные сооружения, двигаться по льду и заболоченной местности), повышенная взрывостойкость от ударной волны при подводном взрыве (за счет подъема корпуса над водой), что позволяет им эффективно проводить десантные операции в морских и прибрежных районах. Такими кораблями стали МДКВП проекта 1232, созданные судостроителями объединения «Алмаз», которое проектирует корабли на воздушной подушке с 1955 г. и является продолжателем работ по созданию таких кораблей, проводившихся в России с 1934 г.

  Накопленный опыт эксплуатации серийно строившиеся и эксплуатировавшиеся катеров на воздушной подушке «Скат», «Кальмар», «Омар», десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» позволил ВМФ СССР принять решение о дальнейшем развитии этого направления. Не дожидаясь завершения серии МДКВП «Джейран» уже в 1978 г. ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на проектирование более мощного корабля под шифром «Зубр». Заданием предусматривалось увеличение скорости хода, десантной нагрузки (до 3 основных танков), усиление артиллерийского и радиоэлектронного вооружения.

  В разработке проекта 12322 принимали участие главные конструкторы Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов, наблюдение от ВМФ воглавлял кап. 2 ранга В.А. Литвиненко (позднее его сменил кап. 2 ранга Ю.Н. Богомолов). После завершения проектных работ, в 1983 году на трех заводах («Алмаз» в Ленинграде, «Море» в Феодосии и Хабаровском) начинают строится 4 корабля. В дальнейшем строительство серии продолжали лишь в Ленинграде и Феодосии.

  «Зубр» являетя самым крупным в мире десантным КВП. Он предназначен для транспортировки боевой техники вместе с десантными подразделениями и высадки на необорудованный берег с обеспечением огневого прикрытия. Также корабль может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений.

  Основной силовой несущей частью корпуса корабля, обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала. На корабле созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

  Первоначальными планами предусматривалась сдача головного «Зубра» флоту в 1985 году. Однако этот корабль, получивший тактический номер МДК-95 и фактически являвшийся опытным, был построен лишь в 1986 году. После продолжительных испытаний он вошел в боевой состав ВМФ только в 1988 году. В результате испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены некоторые коррективы, претерпел изменения состав радиоэлектронного вооружения.

  К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 «Зубров». На Балтике они базировались в главной базе флота - Балтийске, а на Черноморском флоте - в Донузлаве. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине достались 3 строевых корабля («Краматорськ», U423 «Горлiвка», «Артемiвськ») и 2 недостроенных на верфях в Феодосии, один из которых — «Донецьк» — в июне 1993 года был достроен и введен в состав ВМС Украины. Остальные корабли в море не выходили и числились в резерве.

  Активная позиция, занятая российскими, а затем и украинскими внешнеторговыми организациями по продвижению на мировой рынок КВП «Зубр», принесла свои плоды. 24 января 2000 года в Афинах состоялось подписание трехстороннего 200-миллионного контракта с Россией (ГК «Росвооружение», ныне ФГУП «Рособоронэкспорт») и Украиной (ГК «Укрспецэкспорт») на поставку 4 «Зубров» (по 2 единицы каждой стороной) Министерству национальной обороны Греции. Таким образом завершился международный тендер на приобретение Грецией десантных КВП, длившийся с 1998 года.

   Офсетная часть контракта предусматривает ремонт турбодвигателей, строительство платформы для транспортировки и обслуживания этих кораблей, а в более далекой перспективе — и строительство кораблей этого класса на верфях Греции.

   Первый КВП, успевший послужить нашему флоту на Балтике (МДК-104, год постройки — 1992), прошедший восстановительный ремонт и модернизацию, был спущен на воду 24 октября 2000 года. В ходе модернизации была произведена замена газотурбинных генераторов и воздушной подушки, специально разработанной для работы десантного корабля в условиях повышенной солености южных морей.

   После успешных испытаний в Финском заливе, 20 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге ОАО «Cудостроительная фирма «Алмаз» и МО Греции подписали акты завершения приемо-передаточных испытаний и передачи судна в собственность. Kefallonia (остальные новые имена кораблей: Kerkyra, Kakynthos, Ithaki) с тактическим L180 на борту был погружен на специальное транспортное судно и отправлен в Грецию, где 16 января 2001 года осуществил контрольный выход в Эгейское море. В августе 2001 года из Санкт-Петербурга предусмотрена поставка в Грецию еще одного корабля этого проекта.

   Первоначально Украина намеревалась передать Греции МДКВП «Горлівка» (зав. №С-303, год постройки — 1991) и «Артемівськ», но из-за большого объема ремонтных работ на втором из них вопрос был решен в пользу достройки МДКВП U421 «Іван Богун» (зав. №С-305), техническая готовность которого на момент подписания контракта составляла 92%. Позднее все его пять газотурбинных двигателей были переосвидетельствованы ПО по выпуску газовых турбин «Заря» в г. Николаев, которое по специальному двустороннему соглашению изготовляет также двигатели и запасные части к ним для двух российских контрактных кораблей.

   В середине февраля 2000 года МДКВП «Горлівка» был переведен из Донузлава на ПО «Море» в Феодосию для проведения ремонтно-восстановительных работ. После прохождения испытаний, 8 февраля и 22 марта 2001 года украинские корабли на автономной транспортировочной док-платформе постройки Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе (проектант ЦКБ «Черноморец») были отправлены в Афины. К этому времени на них, после обучения в Севастопольском военно-морском институте им. П.С. Нахимова, прошли стажировку 36 офицеров и старшин ВМС Греции.

  На 44-м салоне изобретений и инноваций «Brussels Eureka-95» десантный корабль «Зубр» был удостоен бронзовой медали. С 3 по 7 октября 2000 года «Зубр» принимал участие в XI Международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск, ВВС и ВМС «Defendory International'2000» в Афинах.

   12 марта 2001 года командование Балтийского флота приняло решение дать «Зубру», поступившему на вооружение еще осенью 1991 года, имя «Мордовия». Шесть лет подряд экипаж этого корабля завоевывал приз командующего флотом по высадке морского десанта, а в 2000 году этот «Зубр» был признан лучшим кораблем своего класса на Балтике.

   Кодовое обозначение НАТО - POMORNIK class.



Тактико-технические характеристики


Размерения

Водоизмещение:
стандартное                             480 т
полное                                     550 т
 
Длина:
 56.2 м
 
Ширина:
 22.3 м
 
Осадка:
 1.6 м
 
Силовая установка
 
Тип:
 газотурбинный
 
Движитель:
 3 воздушых 4-лопастных реверсивных винта с принудительным управлением шага диаметром 5,5 м.
 
Мощность:
50000 л.с.

 
Скорость:
 60-63 узл.
 
Дальность плавания:
 300 миль
 
Вооружение
 
2 х 30-мм пушки АК-630 (боекомплект 3000 выстр.)
ракетные установки «Игла-1М» или «Стрела-3М» (4 счетверенные ПУ, боекомплект 32 ракеты)
зенитный комплекс «Огонь»
 
Прочие сведения
 
Команда:                           27-31 чел

                                        3 танка массой по 50 т каждый
                                        10 БМП (БТР)
                                        или 8 десантных транспортеров
                                        или 360 десантников с полным снаряжением
                                        или 500 человек 
Записан

mdkvp

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3

продолжим ряд
Записан

Lans

  • Гость

МДК пр. 12322 (шифр «Зубр») был спроектирован в ПКБ (ЦМКБ) «Алмаз» под руководством Ю.М. Мохова и является развитием пр. 12321. Корабль предназначен для доставки морем и высадки на необорудованное побережье военной техники и войск морского десанта, а также оказания им огневой поддержки. МДК пр. 12322 после переоборудования может осуществлять постановку мин (от 20 до 80 ед.).

Корпус корабля полностью сварной и изготовлен из алюминиево-магниевого сплава. Гибкое ограждение с увеличенным ресурсом (до 500 часов), одноярусными секциями наружного контура и одним продольным килем. Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15°С) или 40 уз (при 35°С). В отличие от прототипа на Зубре два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий. Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой й третьей ступенях - через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа "Циклон», а на второй - через пористые фильтры с коагуляцией капель воды. Корабль оснащен интегрированной навигационной системой «Экран», а также комплексной системой управления движением МДК и всеми его техническими средствами ИНТЕГРАЛ. Зубр способен преодолевать препятствия типа «вертикальная стенка» высотой до 1,6 м, а также выходить с грузом на необорудованный берег с уклоном до 5°. Мореходные качества корабля обеспечивают его эксплуатацию при волнении до 5 баллов.

Стапельный период постройки кораблей пр. 12322 осуществлялся в эллинге на порталах (опорных тумбах). Панели алюминиево-магниевого сплава сваривались в блоки, из которых затем формировали корпус, надстройки и рубку. Когда постройка завершалась, под порталы подводили специальные тележки, в которых были сгруппированы колеса авиационных шасси. МДК перемещали из эллинга на причал при помощи тросовой системы. После этого кранами его спускали на воду.

К постройке головного корабля серии МДК-51 приступили в конце 1982 г. В октябре-ноябре 1985 г. в процессе проведения заводских ходовых испытаний на сдаточной базе в Таллинне был выявлен целый ряд конструктивных недостатков - повреждения понтона, гибких ограждений, малая надежность работы ГТГ-100 и двигателей-нагнетателей. Имелись неполадки в работе систем ФОТ и ИНТЕГРАЛ. По этим причинам корабль дважды (16.12.1985 г. и 17.01.1986 г.) безуспешно пытался совершить самостоятельный переход из Таллинна в Балтийск. В конце концов, 2.02.1986 г. на буксире его доставили на ССЗ «Янтарь» (г. Калининград). После замены гибкого ограждения (новым ограждением более совершенной конструкции), усиления днища понтона и фундаментов нагнетательных двигателей, испытания МДК продолжились. Со второй половины 1986 г. они проводились в рамках так называемых «специальных всесторонних испытаний» (СВИ), а уже в июле 1987 г. корабль совершил первый длительный безаварийный переход из Балтийска в Таллинн. В процессе СВИ удалось отработать конструкцию гибкого ограждения, схему приема воздуха к двигателям-нагнетателям, работу системы ИНТЕГРАЛ и т. д. Благодаря этому серийные корабли, в конструкцию которых были внесены соответствующие изменения, вступали в строй без каких-либо проблем. Если говорить о вооружении, то на них РЛС «Позитив» и систему ФОТ установили СУАО «Вымпел».

Предполагалось, что МДК пр. 12322 по мере постройки будут заменять собой КВП пр. 12321, т. е. вся серия должна была составить 17 ед. Они строились в Ленинграде (на ПО «Алмаз») и в Феодосии (на ФПО «Море»). С 1989 г. и до момента распада СССР успели заказать 13 кораблей, из которых ввели в строй восемь единиц. На этот момент в различных стадиях постройки находились еще четыре МДК (по два корпуса на ПО «Алмаз» и ФПО «Море»). Корабли, находившиеся в постройке на ПО «Алмаз» (зав. № 105 и зав. № 106), после распада СССР вывели из эллинга на причал и законсервировали. Какие-либо работы на них прекратили. 24.01.2000 г. с правительством Греции был заключен договор о продаже четырех МДК пр. 12322. Причем два из них (зав. № 303 и зав. № 305) должно было предоставить правительство Украины, а два других (зав. № 105 и зав. № 106) - правительство России. Однако специально сформированная комиссия после осмотра пришла к выводу о нецелесообразности достройки обоих корпусов, находившихся на причале ПО «Алмаз». Тогда правительству Греции предоставили МДК-118. Одновременно на ПО «Алмаз» специально для него заложили новый корабль (зав. № 107). В настоящее время оба МДК входят в состав ВМС Греции под названиями Kefallinia и Zakynthos.

Из украинских кораблей был забракован Горлівка (главным образом из-за состояния понтона и гибкого ограждения). Заказ на него аннулировали и в качестве компенсации 30.09.2002 г. с ПО «Алмаз» заключили контракт на постройку еще одного корабля (зав. №108). В 2005 г. он был передан заказчику и назван Кеrкіrа. В отличие от серийных МДК нашего флота, на нем ГТГ украинского производства (ГТГ-100К) заменили шведскими ДГ (VOLVO-PENTA), а систему «Экран» - спутниковой навигационной РЛС западного производства SС-4. На этом корабле дополнительно установили систему тепловизионного наблюдения.

Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 500 т;
- полное - 555 т;
Главные размерения:
- длина наибольшая -  57,3 м;
- ширина наибольшая - 25,6 м;
- ширина понтона - 21,6 м;
- высота - 21,9 м;
- высота гибкого ограждения - 2,7 м;
- осадка при полном водоизмещении - 1,5 м;
Главная энергетическая установка:
- тип - газотурбинная;
- количество х тип главных ГТД - суммарная мощность - 3 х М-70 - 30 000 л.с.;
- количество х тип ГТД для привода нагнетателя воздушной подушки - суммарная мощность - 2 х М-70 - 20 000 л.с.;
- количество х тип движителей - 3 х ВВ в кольцевых насадках;
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 4 х ГТГ - по 100 кВт;
Скорость полного хода - 60 уз;
Дальность плавания со скоростью 55 уз - 300 мили;
Экипаж -  27 (4) чел. (в т. ч. офицеров);
Автономность по запасам провизии с десантом - 5 сут;
Десантовместимость:
- вариант 1 - три танка «Т-80» и 100 человек личного состава десанта;
- вариант 2 - 10 БТР или восемь «БМП-3» и 140 человек личного состава десанта;
- вариант 3 - 500 человек личного состава десанта с полным снаряжением;
Вооружение:
- ракетное - 2 х 22 140-мм ПУ МС-227П РСО А-22 «Огонь» (66 НУРС М-140Ф (ОФ-45));
- ОПЭСУ - ДВУ-2 или ДВУ-3 БС;
- зенитный ракетный комплекс - 4х4 «Игла-М» (боезапас 32 ЗУР;
- артиллерийское - 2х6 30-мм АК-630М (боезапас 6000 выстрелов);
- СУАО - ФОТ* или МР123-01 «Вымпел»**;
Радиоэлектронное:
- РЛС общего обнаружения - «Позитив»***;
- навигационный комплекс - «Экран» в обеспечении РЛС МР-244-3;
- комплекс средств РЭБ - «Слябинг»;
- комплекс средств связи - «Буран».
   
* - система обнаружения и целеуказания.
** - начиная со второго корабля в серии.
*** - на головном корабле серии.

Источник: Ю.В. Апальков "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли" 2007 г.
Записан

Derevyankin

  • Редактор
  • Молодой
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 55

Фотообзор МДКВП "Мордовия", снятый на Вонно-морском салоне (г. С-Петербкрг) в 2009 г.
http://dishmodels.ru/wshow.htm?p=1114
Записан

осназовец

  • Редактор
  • Новичок
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39
  • 146 ОртБр

http://worldweapon.ru/flot/12322.php Интересный комплекс средст связи упоминается:
Р-784 в составе: - приемопередатчика КВ; - приемопередатчика СВ-УКВ; - оборудования для сверхскоростной передачи; - автоматической командно-управляющей системы; - приемника службы NAVTEX «Морена-1».
Записан
С уважением, Роман.
Страницы: [1]   Вверх