Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: ЗАБ-10тг - зажигательная авиабомба твердого горючего  (Прочитано 3292 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SNV

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 667

В предвоенный период на вооружении Красной Армии еще состояли зажигательные авиабомбы, снаряженные так называемым твердым горючим, – ЗАБ-10тг ранних конструкций, разработанных в НИО завода № 67 в период 1935-37 годов. Внешне их отличал четырехперистый стабилизатор. Все авиабомбы выполняли разъемными – их корпуса состояли из двух поперечных половин, представлявших сочетание конических и цилиндрических деталей.
В передней части тонкостенный цилиндр корпуса боеприпаса, свальцованный из 2-мм жести, крепили сплошным сварным швом к массивной металлической головке конической формы, в которой было выполнено три газоотводных отверстия. Для соединения с задней частью корпуса служило приваренное точеное кольцо жесткости. Аналогичное кольцо образовывало цилиндр задней части корпуса, к которому была приварена сплошным швом коническая часть, свальцованная из листовой стали толщиной 1,5 мм, со стабилизатором. Между собой переднюю и заднюю части авиабомбы соединяли на резьбе, смазанной густым асфальтовым лаком № 67.
В переднюю часть боеприпаса запрессовывали термит с «двухступенчатым» переходным составом, инициирующим от капсюля-воспламенителя взрывателя и дополнительного воспламенителя (звездки белого огня) авиабомбы загорание основного состава. После снаряжания передней части газоотводные отверстия в головке заливали церезином. Заднюю часть авиабомбы снаряжали «отвержденным керосином» ТГ в жидком состоянии через заливочную горловину в задней части конуса. При остывании керосин быстро застывал. Боевое снаряжение передней и задней частей боеприпаса было изолировано друг от друга штампованной из 0,5-мм алюминия перегородкой в виде воронки, приклеенной специальной замазкой. После заливки горловину в задней части закрывали пробкой на резьбе, смазанной герметизирующим составом.
При срабатывании взрывателя в передней части авиабомбы загоралась звездка, переходной, а затем и основной составы. Спустя некоторое время огонь доходил до перегородки, которая расплавлялась, и разжиженное горючее ТГ свободно проникало в переднюю часть боеприпаса к газоотводным отверстиям и расплавленным тонким стенкам корпуса. Там оно, получив доступ кислорода, под действием высокой температуры термита вспыхивало, сгорая на воздухе с интенсивным образованием огненной струи диаметром 0,3 м. Развивая температуру 2000-2500°С, в течение 4 мин содержимое боеприпаса выгорало с образованием пламени высотой до 2 м. По мере выгорания термита интенсивность горения состава ТГ резко снижалась.
Однако на полигонных испытаниях боеприпаса особо отмечалось, что, хотя к прострелу пулями авиабомба оказалась нечувствительной, пробитая передняя половина не сказывалась отрицательно на ее работоспособности. Между тем пробитая задняя половина ЗАБ-10тг выводила боеприпас из строя.
Официально считается, что перистый стабилизатор оказался неудобным для снаряжания хвостовой части боеприпаса, и в 1938 году на вооружение поступила ЗАБ-10тг упрощенной конструкции чертежа 3-0446 с коробчатым стабилизатором. Она, якобы, лучше обеспечивала доступ к заливочной горловине. Хотя все эти выгоды модернизации можно отнести лишь к изменениям конструкции ЗАБ-50тг. В ГСКБ-47 авиабомбу ЗАБ-10тг модернизировали с ней, как говорится, «за компанию». При этом если об изменении баллистических свойств последней не упоминается, то ее эксплуатационные и технологические характеристики явно не улучшились.
Во-первых, как говорится в документах, произошло «перераспределение площади хвостового оперения по граням «коробки», однако длина авиабомбы, наоборот, возросла на 70 мм. Во-вторых, прежний стабилизатор был все же проще и технологичней. А кроме того, он не только не препятствовал доступу к горловине, а, наоборот, способствовал. Впрочем, последнее было не столь и существенно, поскольку через донную горловину хвостовую часть боеприпаса один лишь раз снаряжали на заводе, а затем герметизировали на все оставшееся время.
Помимо этого, призыв к промышленности жестко экономить цветные металлы отразился на том, что внутреннюю перегородку между боевыми зарядами задней и передней частей ЗАБ-10тг теперь стали штамповать из 0,5-мм жести и приваривать роликовой электросваркой к соединительному кольцу. Донную пробку заменили специальным патроном с упорной (как ее тогда называли — «эдиссоновской») резьбой. Дело в том, что избыточным давлением разжиженного состава ТГ в хвостовой части боеприпаса иногда выбивало пробку заправочной горловины. И хотя после срабатывания взрывателя это уже не было равноценно прострелу боеприпаса пулей, образование пламени проходило более скоротечно и с меньшей интенсивностью. Детали стабилизатора штамповали из листовой стали толщиной 1 мм и приваривали к конусу авиабомбы.
До 1941 года зажигательные авиабомбы ЗАБ-10тг чертежа 3-0446, снаряженные твердым горючим, серийно изготавливали на трех механических заводах – «Рабочий Металлист» и «Армалит» Наркомата общего машиностроения, а также «Красный Аксай» Наркомата среднего машиностроения. Правда, на «Красном Аксае» и «Рабочем Металлисте» в 1939 году их производство было остановлено, однако с началом боевых действий в Карелии в 1940 году его возобновили. Применяли ЗАБ-10тг всех моделей как с горизонтальных бомбодержателей, так и из сбрасываемых кассет – ротативно-рассеивающих авиабомб РРАБ.

Зажигательная авиабомба ЗАБ-10тг

   Длина (без взрывателя), мм           522...540
   Диаметр корпуса, мм                     107
   Размах оперения, мм                      145
   Расстояние от центра тяжести
   до головного среза, мм                   175
   Масса, кг:
       - авиабомбы без взрывателя        10,90
       - взрывчатого вещества              5,20
   Используемые взрыватели (1 шт.)     АГМ-1к/в, АМ-Б

Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
« Последнее редактирование: Августа 24, 2011, 09:10:00 am от lindr »
Записан
"Исправи правды ради, писанья ж не кляни" А.К. Толстой

lindr

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 701

Из немецкого справочника
« Последнее редактирование: Августа 24, 2011, 09:08:32 am от lindr »
Записан

Lans

  • Гость

...
Записан

эх вася

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 127

  вот подняли

если надо  есть более подробные снимки  только надо забрать у Сапёров

с уважением эх вася
« Последнее редактирование: Июня 22, 2020, 10:19:28 pm от эх вася »
Записан

Semen_7

  • Редактор
  • Молодой
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 52

...если надо  есть более подробные снимки  только надо забрать у Сапёров
с уважением эх вася
Будет интересно взглянуть.
Записан

эх вася

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 127

   так
в галовнои чясти  три отверстия как у всех зажыгалок  с герметиком
хвост с пробкои

 есть  остатки  тёмно зелёнои окраски корпуса
 на стабилизаторе  выбита
  KRAKO
  г 1938                                                                                                   
 П N 13
 ищё проблемка  на головнои чясти  можно разглядеть  остатки  надписи чёрнои  краскои  две строчки / несмог ни прочитать  ни сфоткать/ и на хвостовои чясти вроде ищё строчька /

Буду  безмерно  благодарен за хорошые идеии  как зделать снимки мел непомог

с уважением эх вася

Записан

эх вася

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 127

  неуверен што видно 

 остатки  покраски  корпуса

с уважением эх вася
Записан

Semen_7

  • Редактор
  • Молодой
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 52

Краска видна.
Спасибо за подробный отчёт.
Записан
Страницы: [1]   Вверх