Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2 3   Вниз

Автор Тема: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности КВ диапазона  (Прочитано 37072 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Wisa

  • Общий Модератор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 222
  • Я не шпион, я так, рядом гуляю

Р-118 "Стадион"

радиостанция средней мощности КВ диапазона
 
НАЗНАЧЕНИЕ
Подвижная КВ радиостанция средней мощности Р-118 предназначена для коротковолновой помехозащищенной буквопечатающей и слуховой телеграфной, а также телефонной радиосвязи. Радиостанция рассчитана на использование как в системе радиоузлов, так и для автономной работы.
Радиостанция имеет возможность дистанционного управления модуляцией передатчика по двухпроводной линии на расстоянии до 10 км. Также имеется возможность обеспечения служебной телеграфной связи по кабельным линиям: при использовании легкого полевого кабеля П-274 - до 5 км и при использовании полевого телефонного кабеля - до 15 км.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработчик - СКБ № 616 (СКБ завода № 210 им. Козицкого, п/я 823)
                     при активном участии ЦНИИИС СА (Центральный научно исследовательский испытательный институт
                     связи Советской Армии).
                     Усовершенствованные варианты были разработаны конструкторами иркутского КБ радиосвязи.
                     Шифр работ - "Стадион".
Производсво - тамбовский завод "Революционный труд".
                     Усовершенствованные варианты серийно выпускались заводом "Ревтруд" до 1968 г.,
                     а также иркутским заводом радиоприёмников им. 50-летия СССР до 1974 г.

МОДИФИКАЦИИ
Выпускались следующие варианты радиостанции:
Р-118 "Стадион"       - (принята на вооружение в 1951 г.)
                                  возбудитель ВД-11 "Вольфрам", приемники "Амур" ("Амур-2") и Р-253 "Альфа".
                                  Исполнения:
                                  - Р-118 - основной, базовый;
                                  - Р-118Б - для сухопутных войск, в кузове КФУ-1 на шасси ЗИС-151;
                                  - Р-118А - для ВВС, в кузове КФУ-1 на шасси ЗИС-151 (дополнительно укомплектован УКВ
                                     радиостанцией РСИУ-3М «Клён»).
 
В 1956 году станция была модернизирована в КБ Иркутского радиозавода, после доводок и усовершенствований был присвоен индекс М (модернизированная), Р-118АМ и Р-118БМ соответственно. Приемник Р-253 заменен на Р-311 "Омега".
Р-118АМ "Стадион" - (принята на вооружение в 1955 г.)
                                 выпускалась до 1959 г. на шасси БТР-152С (выпущено 272 шасси), до 1962 г. – на шасси БТР-152С1.
Р-118БМ "Стадион" - выпускалась в кузове типа "КУНГ-1М" на шасси ЗИЛ-157.

В 1959 году началось производство базовой Р-118М3 изделие «Соболь» (принята на вооружение в 1962 г.?). Возбудитель ВД-11 был заменен на ВТ-44 "Тантал" с более широким диапазоном частот (позднее - ВТ-44М), приемник "Амур-2" - на Р-154-2 “Молибден”. Для электропитания вместо двух электроагрегатов АБ-2-0/230 в комплект стал входить АБ4-0/230.
Р-118 АМ3                   – на шасси БТР-60ПБ.
Р-118 БМ3 "Соболь" – в кузове КФ-1 на шасси ГАЗ-63А или в кузове КФ-1М на шасси ГАЗ-66-05 (серии 11-15).
Р-118 БМ3А                 – вариант для ВВС, на шасси ГАЗ-66-05, с дополнительной УКВ радиостанцией Р-800 (РСИУ-3М) для связи с
                                  самолётами.
Р-118 М3М               - малогабаритный вариант, на шасси ГАЗ-63А в малогабаритном экранированном кузове с комплектом
                                  аппаратуры по специальному заказу;
Р-118 УМ3                   – стационарный вариант в укладочных ящиках многократного использования.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
...
 
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Основные технические характеристики Р-118
Выходная мощность передатчика.   
В режимах: AТ и ЧТ ............... 200 Вт                     
AМ ....................... 100 Вт
Дальность радиосвязи с однотипными радиостанциями.   
На стоянке:В диапазоне       1 - 2 MГц......до 100 км                         
                                           2 - 7,5 MГц ....до 600 км
В движении (в режиме AМ):..до 30 км
Радиостанция обеспечивает следующие виды и режимы работ:   
Симплексную и дуплексную работу в режимах АТ и AM
Симплексную работу в режиме ЧТ

Электропитание радиостанции обеспечивается от промышленной сети однофазного переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц или бензоэлектрического агрегата АБ-2-0/230 через выпрямитель ВСР-15 или ВСР-15А.
Аварийными источниками электропитания для аппаратуры радиостанции служат 2 аккумуляторные батареи 10НКН22, для аварийного питания приемника Р-311 служат 2 батареи 2НКН24.

ОПИСАНИЕ

Диапазон частот передатчика радиостанции Р-118БМ "Стадион" - 1-7,5 МГц (300-40 м). В этом диапазоне имеется 2875 жесткофиксированных волн, обеспечивающих беспоисковое вхождение в связь и ведение связи без подстройки в режиме частотной манипуляции, и 6500 волн в режиме амплитудной манипуляции. Кроме того, передатчик радиостанции может работать в плавном диапазоне частот, но при этом уже исключаются возможность беспоискового вхождения в связь и ведение связи без подстройки. Такой вид работы может применяться при радиотелефонии и как аварийный при слуховой телеграфной работе. Жесткофиксированные частоты в диапазоне передатчика радиостанции размещены следующим образом. Частоты для телеграфирования при частотной манипуляции следуют в диапазоне 1—2 МГц через 1 кГц (1000 частот), в диапазоне 2—4 МГц через 2 кГц (1000 частот) и в диапазоне 4—7,5 МГц через 4 кГц (875 частот). При телеграфной работе с частотной манипуляцией без поиска корреспондента и без подстройки используются следующие частотные сдвиги: в диапазоне 1000—2998 кГц 250 Гц, в диапазоне 3000—7500 кГц 500 Гц. Частоты для телеграфирования при амплитудной манипуляции и для телефонии следуют во всем диапазоне через 1 кГц (6500 частот). Диапазон частот приемника «Амур-2», входящего в комплект радиостанции, 1—8 МГц. В этом диапазоне обеспечивается прием частотной и амплитудной манипуляции на 3000 жесткофиксированных частотах.
Первичными источниками питания радиостанции являются два бензоэлектрических агрегата АБ-2-0/230 однофазного переменного тока, которые поочередной работой обеспечивают круглосуточную работу радиостанции. Каждый из агрегатов состоит из генератора ГАБ-2-0/230 переменного тока напряжением 220 в и мощностью 2кВт. и бензинового двигателя УД-1 мощностью 4 л. с. и числом оборотов 3000 в минуту. Расход топлива бензоэлектрического агрегата не более 2 кг/час. Радиостанция может питаться от промышленной сети однофазного переменного тока с напряжением 220 в. При этом потребляемая мощность составляет 2 кВт. Питание передатчика, цепей освещения, моторной цепи аппарата СТ-35 и зарядка аккумуляторов производятся от выпрямителя ВСР-15, который питается от любого из бензоэлектрических агрегатов или внешней сети переменного тока. Приемник «Амур-2» питается переменным током с напряжением 127 В через систему выпрямителей, находящихся в приемнике.
Действующий комплект радиостанции, запасное и вспомогательное имущество размещаются в кузове КУНГ-1

Кузов радиостанции разделен поперечной перегородкой на две части: силовое отделение, где установлены бензоагрегаты, и аппаратное отделение, где размещена аппаратура.
Бензоагрегаты установлены в специальных отсеках с открывающимися передними стенками и верхом. Выхлопные трубы двигателей выведены наружу через заднюю стенку кузова.
Над левым отсеком установлен шкаф, в котором хранятся инструмент механика, запасное имущество к агрегатам, кабели, используемые при выносе агрегатов для подсоединения их к машине, переносная лампа со шнуром и часть запасного имущества к радиостанции.
С правой стороны аппаратного отделения установлена печь, на потолке кузова укреплен вентилятор.
Слева расположен стол телеграфиста с телеграфным аппаратом СТ-35 и пультом телеграфиста. В ящиках стола телеграфиста хранится запасное имущество к аппарату СТ-35, передатчику и приемникам радиостанции. Под столом телеграфиста на боковой стенке кузова установлен линейный фильтр. На перегородке над аппаратом СТ-35 укреплен аппаратный щиток СТ-35.
Передатчик радиостанции укреплен на корпусе выпрямителя ВСР-15 и установлен у передней стенки кузова с левой стороны. Рядом с передатчиком у передней стенки кузова находится стол радиста. На столе радиста на амортизаторах установлена рама для крепления приемника Р-311. На приемнике укрепляется пульт управления.
Под столом радиста размещаются телефонный аппарат ТАИ-43, ящик с запасным имуществом к выпрямителю ВСР-15 и устройство дистанционного управления.
С правой стороны стола радиста укреплен приемник «Амур-2». Под приемником установлен каркас, в котором укреплены аккумуляторы (две батареи 10НКН-22 и две батареи 2НКН-24).

Р-118БМ3
Радиостанция предназначена для обеспечения беспоисковой, бесподстроечной телеграфной и телефонной двухсторонней радиосвязи в составе узла связи или автономно.
Возбудитель ВТ-44М
Шаг перестройки - плавно
Элементная база –  радиолампы
В комплект входят радиоприемники Р-154м2 и Р-311.

Основные технические характеристики
Диапазон частот радиостанции   
Передатчика - 1,5... 12 МГц  (3 поддиапазона)
Приемника   - 1,0... 12 МГц (3 поддиапазона)
Выходная мощность передатчика   
В режимах AТ, ЧТ, ДЧТ - 400 Вт                                   
                AМ - 100 Вт
Дальность радиосвязи с однотипными радиостанциями.   
на стоянке:земной волной ……………… до 100 км
пространственной волной … до 1000 км
в движении:..………………. до 60 км
Радиостанция обеспечивает следующие режимы работ:   
   AТ и  AM в симплексном и дуплексном режиме;   
                ЧТ и  ДЧТ в симплексном режиме;
а также одновременную работу в режимах ЧТ + AМ, ДЧТ + AМ
Антенны радиостанции:   
Передающие: 4-м штыревая антенна; 10-м полутелескопическая штыревая антенна; Наклонная Т-образная антенна; Симметричный диполь (2 x 15 м).
Приемные: 4-м штыревая антенна; 15-м наклонный лучевой вибратор; 150-м горизонтальный вибратор; Симметричный диполь (2 x 15 м).
« Последнее редактирование: Апреля 15, 2015, 04:02:49 pm от boonie »
Записан

Vlad2

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #1 : Февраля 01, 2007, 11:49:42 am »

"Синица" это неправильно.Я был в командировке и моя секретарь ошибочно набрала на форум инфо. о Р-118... так и пошло.Радиостанция РАТ(шифр работ "Синица")...
Р-118 разработали на заводе №210 в Ленинграде,  в обиходе- завод Левинцова, (предприятие п/я 823) в СКБ№619, позже      з-д  им.Козицкого в 1951г.Там же сделали несколько опытных образцов.
Р-118А для авиации и Р-118Б для сухопутных(на автошасси)войск.В декабре 1954 год сырую документацию передали в Иркутск. Два года работы и появились модернизированые варианты-Р-118АМ и Р-118БМ.Шифр изделия "Стадион".
Иркутское КБ радиосвязи(Главный конструктор В.Н. Пономарев) разработали новую базовую станцию  Р-118М3(шифр работ "Соболь" в 1959 году.)Варианты Р-118АМ3 и Р-118БМ3.Были и другие : УМ, УМ2, УР, УГ, БМ3М и т.д.Тамбов
Записан

Vlad2

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #2 : Февраля 02, 2007, 04:37:09 am »

А Тамбов здесь не причем...
И снимок аппаратной изнутри никакого отношения к Р-118 не имеет.Это Р-130, согласующее устройство.
Записан

calimero

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 110
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #3 : Мая 05, 2007, 07:56:35 pm »

Р-118АМ3 на базе БТР-60:

Записан

Oyibo

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #4 : Сентября 06, 2007, 01:52:44 am »

На фотографии передатчик Р-118 (налево) совместно с  приемником «Амур-2»  <? Р-152 ?>. Но этот вариант не на  оригинальном шасси.


« Последнее редактирование: Сентября 08, 2007, 06:17:56 pm от Oyibo »
Записан

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 524
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #5 : Сентября 08, 2007, 12:52:54 pm »

Почему не на оригинальном? Для чехословацкой армии - очень даже оригинальное: Прага V3S, да кузов собственной разработки, да своя система электропитания: 2 3-кВт бензоагрегата...
А вот имел ли Амур-2 индекс Р-152? (Сссылки на чешские источники не предлагать).
Записан

Oyibo

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #6 : Сентября 08, 2007, 05:11:14 pm »

Конечно, это “Praga V3S: R-118 P” (внешний вид на фотографии – сделано в 1962 г.). Я предполагал, что из точки зрения многих читателей форума это значит “не на оригинальном” , то есть не на шасси ЗИЛ / ГАЗ. Взамен приемника Р-311 здесь приемник R-4 “Labe” [рус. “Эльба”].
Что касается приемника Амур и индекса Р-152, я  нашел в какой-нибудь ТО, ИпЭ или на схеме (на чешском или на русском языку). ??? . В октябре буду стремится найти достоверный книжный источник у меня в  квартире в Чехии.
 
Записан

scAvenger

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 37
    • Музей НЕбытовой электроники
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #7 : Сентября 08, 2007, 05:43:27 pm »

Р-152 "Искра" - это радиостанция. "Амур" индекса "Р" не имел.
Записан

Oyibo

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 60
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #8 : Сентября 15, 2007, 09:40:23 pm »

Я соглашусь с saylor-ом. Индуктивная антенна на крышке кузова та же самая как на Р-140-0,5, которую я видел (на снимках) - oна входила в комплекс системы СДР-2А.

Записан

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 524
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #9 : Сентября 17, 2007, 06:35:07 pm »

Эх, с правого борта бы ее посмотреть. Там под боковыми окнами три маленьких лючка должны быть. На 118-х их не было. И штыревая антенна на передней стенке кузова крепилась по-другому: кронштейн размещался выше и не был защищен корзиной. Да и индуктивная АЗИ для Р-118 абсолютно не характерна. Я вообще сомневаюсь, разрабатывали ли для такого сочетания согласующее устройство.
Записан

LAFA

  • Гость
Re: Р-118 "Синица" - радиостанция
« Ответ #10 : Июля 23, 2008, 07:12:50 am »

Помогите приобрести схему  блоков питания Р-118
Или где посмотреть на сайтах где реально есть?
Записан

Henry

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 294

Р-118БМ
« Последнее редактирование: Марта 18, 2012, 09:51:03 pm от Wisa »
Записан

viaxta

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7
Re: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности
« Ответ #12 : Августа 15, 2009, 04:20:20 am »

а где можнл найти комплект поставки на р118бм3
Записан

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 524
Re: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности
« Ответ #13 : Сентября 07, 2009, 06:19:53 pm »

Р-118БМ
Записан

Henry

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 294
Re: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности
« Ответ #14 : Ноября 29, 2009, 12:32:30 pm »

Р-118АМ
« Последнее редактирование: Марта 18, 2012, 09:45:53 pm от Wisa »
Записан

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 524
Re: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности
« Ответ #15 : Апреля 21, 2010, 04:47:42 pm »

Вероятно, в прошлом Р-118БМ
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 887
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

Р-118АМ c www.nva-forum
« Последнее редактирование: Марта 18, 2012, 09:47:42 pm от Wisa »
Записан

ДОКТОР2

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 887
  • Чтобы выиграть сражение, надо спасать раненых...

...
« Последнее редактирование: Марта 18, 2012, 09:48:35 pm от Wisa »
Записан

Alex_s763

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 70
Re: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности
« Ответ #18 : Сентября 19, 2010, 11:08:53 pm »

Ребята, есть желание уточнить тип кузова для Р-118бм3 (как и для Р-140-05). Читал и учил наизусть по Р-140-05 по ТО и ИЭ, что тип кузова КФУ-1. Не КФ-1!!! Тех.документации в руках нет, когда найду, не знаю. Но большие сомнения в правильности приведенных выше наименованиях.
Тем более, что этот кузов никак не мог нормально поместиться на шасси ЗиС-151 (вариант Р-118Б). Смотрелся бы жутко. Скорее всего там был КУНГ-1, с деревянными поясками по длине.
Еще одно сомнение: Р-118А - это уже по устным сведениям. Когда присваивали индексы, как говорят, произошла то ли ошибка, то ли намеренное искажение: броню назвали "А", а автомобильную - "Б". Это может быть логично, т.к. это был по-моему первый опыт с радиостанцией средней мощности на бронебазе (исключая, конечно, танки командующих, здесь станция общего назначения).
Записан

Alex_s763

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 70
Re: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности
« Ответ #19 : Сентября 19, 2010, 11:10:32 pm »

Кстати, еще одно визуальное отличие Р-140-05 от Р-118бм3: на левом борту Р-118бм3 колена составной мачты во всю длину кузова, а в Р-140-05 более короткие - в половину борта. Это более заметно, чем лючки, хотя они и отличались.
Записан

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 524
Re: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности
« Ответ #20 : Сентября 22, 2010, 03:00:18 pm »

Ребята, есть желание уточнить тип кузова для Р-118бм3 (как и для Р-140-05). Читал и учил наизусть по Р-140-05 по ТО и ИЭ, что тип кузова КФУ-1. Не КФ-1!!! Тех.документации в руках нет, когда найду, не знаю. Но большие сомнения в правильности приведенных выше наименованиях.
Тем более, что этот кузов никак не мог нормально поместиться на шасси ЗиС-151 (вариант Р-118Б). Смотрелся бы жутко. Скорее всего там был КУНГ-1, с деревянными поясками по длине.

Кузов КФУ-1 (название не из официальных источников) был предшественником КУНГа - цельнодеревянный с дощатой обшивкой. Ранние серии радиостанций монтировали еще в нем.

Записан

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 524
Re: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности
« Ответ #21 : Января 13, 2011, 11:10:36 am »

Однако, вот такой плакат со структурной схемой Р-118БМ3. В легенде можно прочесть, что станция установлена на шасси ГАЗ-63А в кузове КФУ-1.

А с другой стороны, цитата из ТО на радиостанцию. В ней кузов обозначен как КФ-1М.
« Последнее редактирование: Августа 01, 2011, 12:21:17 pm от boonie »
Записан

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2337
Re: Р-118 "Стадион" - радиостанция средней мощности
« Ответ #22 : Ноября 29, 2011, 04:12:50 pm »

Фото Бровкиня Дмитрия с RCforum.ru
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2337

Фото 1 - внутри КУНГА Р-118
Фото 2 - Р-118БМ3
Фото 3 - Р-154 "Молибден"
« Последнее редактирование: Января 14, 2012, 12:44:15 am от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 524

Yary -второе фото - передатчик Р-118БМ3
Записан
Страницы: [1] 2 3   Вверх