Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Взрыватели семейства АПУВ (авиационный пневматический универсальный)  (Прочитано 5243 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SNV

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 667

Взрыватель АПУВ – «Авиационный пневматический универсальный взрыватель» - поступивший на вооружение ВВС РККА в 1933 г., разработал Д.Н.Вишневский. Началось производство взрывателей на заводе № 50 из состава 14-го главка НКОП. Накануне Великой Отечественной войны потребность в них возросла, и состав серийных заводов пополнили №№ 4 и 42 НКБ. Ими окончательно снаряжали фугасные и бронебойные авиабомбы как в донное, так и в головное очко. При этом минимальные высоты их сбрасывания составляли 200-1500 м по земной и 600-1500 м по водной поверхностям в зависимости от калибра боеприпаса. Диаметр установочной резьбы для ввертывания взрывателя в очко авиабомб - 36 мм.
Замедлительный механизм позволял ступенчато регулировать время срабатывания взрывателя установкой на мгновенное действие или с замедлениями в 0,15 и 0,3 с. Именно с последней установкой АПУВ выпускали с заводов. Органы управления механизмом замедления были расположены на корпусе взрывателя. Это два установочных винта - "М" (мгновенно) и "З" (замедление 0,15 с) с коническими концами, а также два установочных штифта для перекрытия каналов мгновенного действия и действия с замедлением 0,15 с, по которым луч огня проходит от порохового усилителя поршня к заряду ТНРС в прижимной втулке. Устанавливали требуемое замедление на земле перед окончательным снаряжанием боеприпасов взрывателями. В случае установки 0,3 с никаких дополнительных действий не требовалось, при установке 0,15 с вывертывали винт "З", а при установке на мгновенное действие - винт "М".
Крыльчатка АПУВ имела восемь лопастей, при изготовлении изогнутых с учетом головной установки взрывателя. В случае его установки в донном очке лопасти необходимо было развернуть по метке "Д", нанесенной на металлическом колпаке предохранителя. После сброса авиабомбы крыльчатка с колпаком под действием набегающего потока воздуха, сделав 45 оборотов, отделялась от взрывателя, а предохранительные сегменты выпадали, освобождая шток ударника. Взрыватель считался взведенным.
При ударе о преграду поршень в корпусе АПУВ, преодолевая усилие предохранительной пружины, перемещался и резко сжимал находящийся в цилиндре воздух, температура которого повышалась до 300°С, что воспламеняло чувствительную к нагреву пироксилиновую вату и обеспечивало начальное воспламенение цепи детонатора. При установке в донное очко авиабомбы действие взрывателя практически не отличалось от действия в головном очке. Разве что в этом случае ударник совместно с инерционным телом своим цилиндром надвигался на поршень и резко сжимал воздух.
Взрыватели АПУВ оснащали капсюлями-детонаторами марки ТАТ и промежуточными детонаторами в виде двух тетриловых шашек, помещенных в стакан из луженой стали. У взрывателей первых выпусков дно выполняли заодно со стенками стакана. В дальнейшем производство стаканов упростили, применив донную втулку с выточкой, ввернутую в стакан. На АПУВ поздних выпусков донные втулки была уже без выточек, но с отверстиями для ключа.
В процессе эксплуатации в строевых частях и в ходе боевых действий выявились конструктивные недостатки АПУВ. Во-первых, выступающий далеко из корпуса взрывателя реактивный ударник не исключал возможности взрыва авиабомбы на траектории вследствие столкновения с другими боеприпасами особенно при залповом (серийно-залповом) бомбометании. Во-вторых, иногда авиабомбы, снаряженные в головное очко, при сбрасывании с самолетов Ил-2, Пе-2 и Ту-2 на пикировании и в горизонтальном полете взрывались в воздухе до встречи с преградой. Это происходило из-за выпадания предохранительных сегментов взрывателя еще до отделения крыльчатки, в результате чего скоростным напором воздуха освобожденный ударник резко утапливало. После выяснения истиной причины применять авиабомбы с головной установкой взрывателей АПУВ со всех самолетов кроме тихоходных По-2 запретили.
В-третьих, весьма своеобразно проявилось несовершенство конструкции узла установки времени замедления. При бомбометании по прочным преградам взрыватель срабатывал мгновенно, хотя установлен был на «З» (время замедления 0,15 с). Причина - деформация корпуса взрывателя при ударе в преграду и самопроизвольное вывинчивание установочных штифтов от вибрации боеприпаса в полете. Из-за этого нарушалась обтюрация штифта мгновенного действия, и луч огня проскакивал на капсюль-детонатор по кратчайшему пути. К тому же, наличие установочных винтов и штифтов существенно усложняло конструкцию АПУВ и увеличивало его себестоимость.
В-четвертых, при головном снаряжании взрывателем АПУВ недостаточная прочность ударника и колпака крыльчаточного предохранителя иногда приводили к взрыву авиабомб, сброшенных «на пассив» (или "невзрыв"). Оказывается, при падении головную часть взрывателя с корпусом из мягкой стали срезало, а частицы грунта, забивая оставшийся канал, давили на ударник. Однако этот недостаток мог способствовать автоматическому решению пятой проблемы, присущей АПУВ. Дело в том, что порой из-за длительного хранения взрывателей в полевых условиях без гермоукупорки или в длительном полете деревян-ные предохранительные сегменты разбухали от попавшей внутрь влаги. В итоге после сброса боеприпаса крыльчаточный предохранитель заклинивало, и взрыватель не взводился.
В-шестых, «грешок» подмеченный за АПУВ еще с советско-финляндскую войну – изгиб или поломка далеко выступающего из корпуса взрывателя во взведенном состоянии реактивного ударника (его тогда называли «папиросой») при падении авиабомбы с малыми углами подхода к преграде или "косых" ударов о деревья, рельсы и т.п.
Но модернизировать взрыватели АПУВ удалось только после начала Великой Отечественной войны. Д.Н.Вишневскому помощь в этом оказывал А.Я.Еременко. В итоге в 1942 г на вооружение ВВС КА поступил взрыватель АПУВ-М – «Авиационный  пневматический универсальный взрыватель модернизированный». Он имел то же назначение, что и прототип, но в отличие от него имел только две установки времени замедления - мгновенное действие и 0,3 с (заводская установка). Конструктивно оба взрывателя очень схожи, хотя АПУВ-М был намного надежнее. Модернизация коснулась упрощения технологии производства головной части, доработки механизма замедления и увеличения массы инерционного тела.
Внешне АПУВ-М отличался тем, что в головной части его корпуса установочные винты уже отсутствовали. Единственный винт "М" (мгновенное действие) перенесли в хвостовую часть корпуса. В основании предохранительного колпака выполнено два скоса. В районе крыльчатки закреплена шайба антиконтра с отогнутыми концами, которые, упираясь в скос колпака, предотвращали заклинивание ввернутой до упора крыльчатки.
Действие взрывателей АПУВ и АПУВ-М при установке в головном и донном очке бомбы было практически идентично. Отличие состояло лишь в маршруте хода луча огня в поршне. Однако в результате модернизации взрывателя от всех, присущих АПУВ, недостатков избавиться не удалось. Кардинально была решена лишь третья проблема, связанная с несовершенством установочного узла.
В итоге в 1944 г. на вооружение ВВС КА поступила очередная модификация взрывателя - АПУВ -1 – «Авиационный пневматический универсальный взрыватель первой модели». Над его созданием потрудился тот же авторский коллектив. Окончательно снаря-жали этими взрывателями фугасные и бронебойные авиабомбы, но применять их теперь стало возможно со всех оборудованных для этого самолетов, с любых разрешенных высот, на пикировании и в горизонтальном полете. АПУВ-1 также обеспечивали "невзрыв" при сбрасывании авиабомб «на пассив».
И хотя алгоритмы действия АПУВ-1 в целом не отличалось от АПУВ-М, отдельные узлы и механизмы взрывателя доработали, чтобы ликвидировать эксплуатационные недостатки, присущие АПУВ и АПУВ-М. Конфигурацию головной части корпуса изменили и дополнительно установили силовое кольцо, исключив поломки и изгибы реактивного ударника при падении авиабомб с малыми углами подхода к цели. Взрыватель стал меньше выступать из корпуса боеприпаса. В ударном механизме упростили форму инерционного тела. Уменьшили также длину винта крыльчатки, что обеспечило выпадание предохранительных сегментов только после ее отделения с колпаком предохранителя. Деревянные же сегменты заменили металлическими. Кроме того, в замедлительном механизме время замедления сократили до 0,2 с, применив пиротехнический заряд с меньшим временем горения. А в воспламенительно-детонаторной части промежуточный детонатор выполнили в виде одной тетриловой шашки вместо двух.
Однако полностью избавить АПУВ-1 от недостатков не удалось. Взрыватель не выдерживал времени замедления в 0,2 с. Дело в том, что нижнюю часть поршня-диафрагмы герметизировали для применения авиабомб по водной поверхности, а луч огня вышибал пороховой замедлительный состав.

Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
« Последнее редактирование: Января 07, 2010, 08:16:49 pm от SNV »
Записан
"Исправи правды ради, писанья ж не кляни" А.К. Толстой

poiskovik

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 50

АПУВ, на фото вывернута крыльчатка. Хорошо видны деревянные предохранительные сегменты ударника.
Записан

lindr

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 701

Из "ПИРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (организация и ведение работ по обнаружению, откопке, обезвреживанию и уничтожению боеприпасов в населенных пунктах) Под редакцией И.П. НОВИЧЕНКО"

Взрыватели типа АПУВ

Применялись следующие взрыватели: АПУВ, АПУВ-М и АПУВ-1. Взрыватели могли устанавливаться в головное и донное очко диаметром 36мм. На рис. 82 показана схема устройства взрывателя АПУВ.

Взрыватель состоит' из частей: корпуса,воспламенительного (ударного) механизма, замедлительного механизма, предохранительного' механизма и воспламенительно-детонаторной части. Корпус стальной. В верхней части он имеет круговую выточку для опоры предохранительного колпачка, сквозной навинтованный канал, помеченный с одной стороны буквой «М», а с другой—«3», и два гнезда под ключ.

Внутри корпус имеет ступенчатый сквозной канал для помещения ударного и замедлительного механизмов и два вертикальных канала для установочных штифтов. В нижней части корпуса — внутренняя резьба для ввертывания детонаторного стакана.

Ударный механизм состоит из ударника, утяжелителя ударника и поршня с диафрагмой. Ударник изготавливался из алюминиевого сплава. Утяжелитель стальной.

В верхнюю часть осевого канала поршня ввинчена втулка, прижимающая кожаный обтюратор. Под прижимной втулкой в канале поршня помешен пороховой усилитель.

Замедлительный механизм взрывателя состоит из диафрагмы двух установочных штифтов и двух) установочных винтов с пометками «М» и «3».

Предохранительный механизм состоит из колпачка с ветрянкой, трех деревянных сегментов и цилиндрической пружины. На наружной стенке колпачок имеет наклонную риску с буквой «Д», указывающую необходимое направление лопастей ветрянки при применении взрывателя в донном очке авиабомбы.

Воспламенительно-детонаторная часть состоит из пироксилиновой ваты, порохового усилителя, пороховой петарды, капсюля-детонатора и двух тетриловых шашек.

При отделении от самолета ветрянка освобождалась от контрового приспособления и под действием силы сопротивления
воздуха начинала вращаться. При этом винт ветрянки вывинчивался из ударника и ветрянка с колпачком отделялась от взрывателя, освобождая предохранительные сегменты. Предохранительные сегменты выпадали и расконтривали ударник. В момент удара авиабомбы о преграду ударник под действием силы реакции преграды (при снаряжении взрывателя в головное очко авиабомбы) или под действием инерции массы ударника и утяжелителя (при снаряжении взрывателя в донное очко авиабомбы) находил на поршень, сжимая при этом предохранительную пружину. От резкого сжатия воздуха в цилиндре температура повышалась до величины (примерно 300° С), обеспечивающей воспламенение пироксилиновой ваты.

Луч огня от горящей пироксилиновой ваты попадал на пороховой усилитель и заряд ТНРС; последний, взрываясь, пробивал дно прижимной капсюльной втулки и воспламенял пороховой усилитель, находящийся в канале поршня. При установке взрывателя на замедление 0.3 сек (оба установочных винта ввернуты) луч огня, выходя из поперечного канала поршня, воспламенял пороховой замедлитель, находящийся в вертикальном отверстии диафрагмы. Прогорев 0.3 сек, замедлитель воспламенял пороховую петарду, которая воспламеняла капсюль-детонатор.

Для взрыва авиабомбы через 0.15 сек установочный винт, помеченный буквой «3», выворачивался. При мгновенном действии взрывателя вывинчивался установочный винт, помеченный буквой «М».

Записан
Страницы: [1]   Вверх