Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Взрыватели семейства АВ-1 (авиационный взрыватель первой модели)  (Прочитано 3874 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SNV

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 667

Взрывателями АВ-1 – «Авиационный взрыватель первой модели» - конструкции Д.Н.Вишневского, А.Я.Еременко и И.М.Эфроимского, принятыми на вооружение ВВС РККА в 1938 г., снаряжали в головное и донное очко фугасные авиабомбы при необходимости выполнить бомбометание с малых и предельно малых (штурмовых) высот (в диапазоне 15-600 м). При этом бомбить допускалось на скоростях до 250 км/ч как с одиночных самолетов, так и в строю вплоть до полка включительно. Довольно часто взрыватель АВ-1 использовали при окончательном снаряжании авиабомб другими взрывателями в качестве дополнительного, чтобы повысить надежность срабатывания боеприпасов. Изготавливали взрыватели на заводе № 42 НКБ
Время замедления взрывателя составляло 22 с. При установке АВ-1 в донное очко все восемь лопастей крыльчатки требовалось выгнуть в противоположную сторону согласно рискам, нанесенным на головной гайке. После подвески авиабомбы на бомбодержатель крыльчатку взрывателя требовалось законтрить элементами держателя, после чего удалить предохранительную чеку. Когда АВ-1 устанавливали в головное очко, после сброса авиабомбы крыльчатка в потоке воздуха, сделав 45 оборотов, отделялась, освобождала предохранительные шарики и далее ударную втулку и ударник. При ударе авиабомбы в преграду ударная втулка взведенного взрывателя по инерции преодолевала усилие предохранительной пружины и накалывала капсюль-воспламенитель на жало ударника.
При установке взрывателя в донное очко, от удара в преграду ударник под действием инерции сжимал предохранительную пружину, и жалом накалывал капсюль-воспламенитель. Поскольку АВ-1 был оснащен «всюдубойным» ударным механизмом, в случае бокового удара в преграду (особенно характерно при бомбометании с малых высот) он также срабатывал. При этом ударник и ударная втулка закругленными концами скользили по конусным выточкам вкладыша и головной гайки и, преодолевая сопротивление предохранительной пружины, сближались.
Модифицированные взрыватели АВ-1-5с и АВ-1-7с – «Авиационный взрыватель первой модели с временем замедления 5 (или 7) секунд» разработали для выполнения топ-мачтового бомбометания с самолетов морской авиации. Причем взрывателями АВ-1-5с снаряжали фугасные авиабомбы калибром 50 и 100 кг, а взрывателями АВ-1-7с - авиабомбы калибром 500 и 1000 кг. Обе модификации взрывателя АВ-1 были конструктивно аналогичны прототипу, отличаясь от него только замедлительной втулкой, с прямым единственным каналом, заполненным пиротехническим составом с временем горения 5 и 7 с соответственно.
По опыту эксплуатации АВ-1 в строевых частях в ходе войны армейцы отмечали, что при вывинчивании крыльчатки вручную более чем на шесть оборотов взрыватель становился опасным в обращении и подлежал уничтожению. Между тем время горения пиротехнического состава «МК» сильно зависело от колебаний температуры воздуха. В среднем при понижении температуры на 1°С время горения состава возрастало на 0,1 с. Таким образом, в условиях низких температур АВ-1 мог создавать замедление до 31 секунды вместо номинальных 22. А, кроме того, в ходе штурмового бомбометания при подходе авиабомб с малыми углами к преградам малой плотности (торф, болото, глубокий снег, кусты) из-за недостаточной чувствительности «всюдубойного» механизма взрыватели АВ-1, АВ-1-5с, АВ-1-7с часто отказывали.
Необходимость появления в 1942 г. очередной модификации взрывателя АВ-1д/у (АВ-1ду) – «Авиационный взрыватель первой модели с двойной установкой» - в ходе Великой Отечественной войны обусловили несколько причин. Во-первых, изменение тактики применения штурмовой авиации - теперь для выполнения одной боевой задачи наибольшая группа самолетов-штурмовиков по численности не должна была превышать эскадрильи. Во-вторых, на вооружение ВВС поступили более скоростные машины, отчего возросли также и скорости бомбометания. И, в третьих, изменился характер целей, по которым ранее наносили бомбовые удары с применением фугасных авиабомб, снаряженных взрывателями АВ-1 (танковые и мотомеханизированные подразделения противника). В итоге при бомбометании группой штурмовиков Ил-2 в шесть – девять машин замедление в 22 с было избыточно, поскольку маневренная наземная цель успевала уйти на достаточно безопасное рас-стояние от точки падения авиабомбы, что существенно снижало эффективность бомбового удара.
Модернизацию АВ-1 провели на серийном заводе директора Н.И.Белоглазова, где их изготавливали. Конструктивно взрыватели АВ-1д/у незначительно отличались от прототипа. Переделке подвергли только замедлительный механизм, чтобы помимо 22 обеспечить пиротехническое замедление и в 10 секунд. Порядок действия АВ-1д/у также незначительно отличался от алгоритмов работы АВ-1. Просто теперь перед применением необходимо было установить требуемое время замедления. Для этого при установке времени замедления в 10 с вывинчивали установочный винт. В этом случае луч огня через открытый канал попадал на 10-секундную пиротехническую запрессовку, а затем - на капсюль-детонатор. В случае применения АВ-1д/у с установкой замедления в 22 с никаких предварительных действий не требовалось. С заводов на склады взрыватели поступали с установкой на 22 с.
Между тем наспех созданное устройство обладало одним существенным конструктивным недостатком. В ряде случаев АВ-1д/у, установленные на замедление в 22 с, срабатывали через 10 с. В результате инженерного анализа выяснилось, что это происходит из-за недостаточной герметичности канала, закрытого установочным винтом. Ввернутый назад, он уже не обеспечивал необходимой герметичности, и луч огня мог пойти по обоим пиротехническим каналам. В итоге обратную замену установки с 10 на 22 секунды указанием главного инженера ВВС № 194 от 8 января 1945 г. пришлось запретить. В остальном недостатки и особенности взрывателя соответствовали АВ-1.
Причина разработки очередных модификаций взрывателей АВ-1ф, АВ-1ф-5с и АВ-1ф-7с – «Авиационный взрыватель первой модели с крыльчаткой конструкции Фролова и установкой времени замедления 22 с (а также 5 и 7 с - соответственно)» - до сих пор спорна. Одни специалисты утверждают, что ВВС затребовали взрыватели отечественной конструкции для снаряжания трофейных фугасных авиабомб. У немцев они имели боковое очко под взрыватель. Другие склоняются к мнению, что этими конструкциями планировалось окончательно снаряжать исключительно отечественные авиабомбы ФАБ-5000. Вне сомнения только одно - эти взрыватели можно было использовать также для снаряжания отечественных ФАБ в головное и донное очко.
По своему назначению и конструкции данные модификации взрывателей полностью соответствовали взрывателям АВ-1, АВ-1-5с, АВ-1-7с, отличаясь только специально разработанной крыльчаткой флюгерного типа конструкции Н.С.Фролова, позволявшей взводить взрыватель при боковом размещении в корпусе авиабомбы. Данную модернизацию провели в 1943 г. на серийном заводе директора С.Ф.Степанова, где изготавливали взрыватели семейства АВ-1.
Взрыватель АВ-1м – «Авиационный взрыватель первой модели, мгновенный, с крыльчаткой конструкции Фролова» - разработали Д.Н.Вишневский и А.Я.Еременко на основе АВ-1ф для окончательного снаряжания трофейных и отечественных фугасных авиабомб. На вооружение ВВС КА он поступил в 1944 г. От прототипа АВ-1м отличала только конструкция замедлительной втулки с единственным сквозным каналом, обеспечивающим передачу луча огня от капсюля-воспламенителя сразу на капсюль-детонатор (мгновенное действие).
Причины отказов взрывателей типа АВ-1ф и АВ-1м - те же, что и у АВ-1. Помимо того, зачастую лопасти крыльчаток в момент отцепки авиабомб либо деформировало контрящими устройствами бомбодержателей, либо они задевали за корпус боеприпаса при неправильном положении взрывателя в очке бомбы. Результатом этого было «не сворачива-ние» крыльчатки и боеприпас не срабатывал. В ходе применения трофейных авиабомб с нажимными шайбами на винтах с малых высот выяснилось, что при ударе о твердую преграду  взрыватели выпадали из очка из-за срезания винтов.
Принятый на вооружение в 1944 г., взрыватель АВМ-44 – «Авиационный взрыватель морской образца 1944 г.» – также разработали на базе АВ-1, причем модернизации подвергли опять механизм замедления. АВМ-44 был предназначен для окончательного снаряжания авиабомб калибром от 50 до 1000 кг, применяемых самолетами морской авиации. Теперь он позволял устанавливать время замедления от 4 до 7 с.

Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
« Последнее редактирование: Января 07, 2010, 08:13:07 pm от SNV »
Записан
"Исправи правды ради, писанья ж не кляни" А.К. Толстой

poiskovik

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 50

Вот фото с интернета АВ-1 Ф с крыльчаткой флюгерного типа.
Записан

lindr

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 701

Из "ПИРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (организация и ведение работ по обнаружению, откопке, обезвреживанию и уничтожению боеприпасов в населенных пунктах) Под редакцией И.П. НОВИЧЕНКО"

Взрыватели типа АВ

Применялись следующие взрыватели типа АВ (авиационный взрыватель): АВ-1. АВ-1д/у, АВ-1Ф и АВ-1М.

Взрыватели АВ-1 и АВ-1д/у применялись как в головном, так и в донном очке авиабомбы и служили для возбуждения взрыва только ФАБ калибра до 500 кг и ЗАБ-100 ЦК.

Взрыватели АВ-1М и АВ-1Ф имели специальную ветрянку, обеспечивавшую взведение взрывателей при снаряжении их в боковое очко авиабомбы. Эти взрыватели широко применялись для снаряжения трофейных фугасных авиабомб.

Взрыватели типа АВ снабжены Воспламенительным механизмом всюдубойного действия, который обеспечивал безотказное возбуждение действия авиабомб при любом угле встречи их с преградой.

Взрыватель АВ-1 (рис. 83) состоит из следующих основных частей: стального корпуса с головной гайкой, воспламенительного механизма, предохранительного механизма, замедлительного механизма и воспламенительно-детонаторной части.

Корпус имеет две внутренние резьбы, в верхней части для ввертывания головной гайки, а в нижней — для ввертывания стакана детонатора. Внутренняя полость корпуса имеет поперечную перегородку с канатом, служащую для отделения ударного механизма от заместительной части. Головная гайка имеет две риски с буквами «Г» и «Д», указывающие необходимое направление лопастей ветрянки при применении взрывателя соответственно в головном или в донном очке авиабомбы. Внутри головная гайка имеет два поперечных сквозных канала для вильчатой предохранительной чеки, осевой нарезной канал для ввинчивания винта ветрянки и конусообразную выточку для помещения головки ударника.

Воспламенительный механизм состоит из ударника, ударной втулки и вкладыша с конусообразной выточкой. Ударник латунный, имеет полу шаровую головку и сквозной осевой канал, верхняя часть которого навинтована. Для помещения предохранительных шариков в ударнике сделан сквозной поперечный канал. В нижнюю .часть ударника запрессовано стальное жало, служащее для накола капсюля-воспламенителя.

Ударная втулка также латунная, нижняя часть ее сделана в виде полушара с внутренней резьбой для ввертывания втулки с капсюлем-воспламенителем. На внутренней поверхности ударная втулка имеет кольцевую канавку, служащую опорой для предохранительных шариков. Вкладыш имеет конусообразную выточку. По оси вкладыша сделано центральное отверстие для прохода луча огня от капсюля-воспламенителя на замедлитель.

Предохранительный механизм взрывателя состоит из двух предохранительных шариков, ветрянки с осью, предохранительной вильчатой чеки и предохранительной пружины. При подвеске авиабомбы на держатели вильчатая чека снималась.

Заместительный механизм взрывателя состоит из замедлитель-ной втулки (рис. 84). Заме длительная втулка изготовлена в виде цилиндра, на обоих основаниях которого сделаны гнезда, наполненные черным порохом. От этих гнезд берут свое начало кольцевые канавки с замедлительным составом, соединенные между собой вертикальным каналом.

Воспламенительно-детонаторная часть состоит из капсюля-воспламенителя. пороховой петарды, капсюля-детонатора и двух тетриловых шашек.

Взрыватели АВ-1Ф, АВ-1М и АВ-1д/у отличаются от взрывателя АВ-1 маркировкой, кольцевыми полосками красного цвета, временем замедления. Кроме того, во взрывателе АВ-.1М отсутствует заместительная втулка.

После отделения авиабомбы от самолета ветрянка, освободившись от контровой вилки, под действием силы сопротивления воздуха отвертывалась и освобождала предохранительные шарики. Ничем не удерживаемые шарики освобождали ударник и ударную втулку.

При ударе о преграду ударник и ударная втулка по инерции, скользя по конусообразным выточкам головки взрывателя и вкладыша и сжимая предохранительную пружину, перемещались навстречу друг другу. При этом жало ударника накалывало капсюль-воспламенитель, и последний воспламенялся. Луч огня от капсюля-воспламенителя через отверстие в перемычке корпуса передавался на замедлительную втулку, а затем от замедлительного состава на пороховую петарду и от нее на капсюль-детонатор.У взрывателя АВ-1М луч огня от капсюля-воспламенителя непосредственно попадает на пороховую петарду и от нее на капсюль» детонатор.




« Последнее редактирование: Июня 26, 2010, 07:06:09 pm от lindr »
Записан
Страницы: [1]   Вверх