Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Взрыватели семейства АМ (авиационный мгновенный)  (Прочитано 4266 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SNV

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 667

Взрывателями АМ-А - «Авиационный мгновенный с капсюлем-детонатором» - разработки Н.Н.Расторгуева и М.Б.Левина под руководством И.А.Ларионова, снаряжали осколочные, практические (с разрывными зарядами) и авиабомбы вспомогательного назначения исключительно в головное очко с диаметром резьбы 25,4 мм. При этом минимальная высота бомбометания составляла 100 м по земной и водной поверхностям. Официально считается, что взрыватель АМ-А разработали в течение четырех месяцев и приняли на вооружение ВВС КА в 1940 г., за что руководитель авторского коллектива был удостоен Государ-ственной премии. Между тем уже в 1937 г. в отчетах по испытаниям авиационных средств поражения АМ-А не только упоминаются, но и зафиксированы на фотографиях.
В хвостовой части АМ-А устанавливали втулку с капсюлем-детонатором. Для предотвращения окисления на наружные части взрывателя наносили цинковое гальваническое покрытие белого цвета или фосфатированное черного цвета. Взрыватели поздних выпусков оснащали антиконтром ограничительного типа, установленным ниже горловины.
После подвески авиабомб, окончательно снаряженных АМ-А, в замки бомбодержателей, требовалось лишь зафиксировать крыльчатку взрывателя. После сброса авиабомбы крыльчатка взрывателя с колпаком сворачивалась, освободившись от стопорной вилки в момент отделения. Взрыватель переходил во взведенное состояние. При этом его ударник удерживала только мембрана. При ударе в преграду горловины сминалась, продавливая мембрану и накалывая ударником капсюль-детонатор, благодаря чему снаряжение авиабомбы детонировало. При падении авиабомбы на мягкий грунт или в воду, АМ-А все равно уве-ренно срабатывал.
Накануне Великой Отечественной войны взрыватели АМ-А серийно изготавливали вместе с их аналогами АМ-Б на Харьковском велозаводе и Коломенском патефонном, входивших в систему Наркомата общего машиностроения, а также на Первом Государственном подшипниковом заводе, Горьковском автомобильном и заводе «Красная Этна» из состава Наркомата среднего машиностроения.
Взрыватели АМ-Б - «Авиационный мгновенный с капсюлем-воспламенителем» - разработала та же группа конструкторов практически одновременно с АМ-А. Ими снаряжали дымовые и зажигательные авиабомбы. Его воспламенительная часть состояла из капсюля-воспламенителя, помещенного в капсюльную втулку, ввернутую в хвостовую часть корпуса взрывателя. Конструктивно взрыватель аналогичен АМ-А, внешне отличаясь лишь размерами капсюля, диаметр которого был меньше. Для отличия взрывателей на корпусе АМ-Б наносили полосу белого или фиолетового цвета.
Как уже упоминалось, взрыватели АМ-Б изготавливали на той же заводской базе, что и АМ-А. Однако наряду с этим для производства взрывателей АМ-Б в 1940 г. использовали и ряд заводов Наркомата общего машиностроения, где АМ-А не изготавливали – Оптико-механический завод, Прилукский и Дзержинский механические, а также завод «Автомат».
В годы Великой Отечественной войны взрыватели семейства АМ благодаря их простоте и низкой себестоимости изготавливали в чрезвычайно больших количествах. Это был основной тип взрывателя для окончательного снаряжания осколочных, осколочно-фугасных и зажигательных авиабомб при бомбометании со средних высот. Взрыватели зарекомендовали себя простыми и надежными в служебном обращении, хранении, транспортировке и боевом применении. Достаточно сказать, что в 1944-45 гг. авиабомбы АО-2,5, предназначенные для применения из кассет, поступали на фронт с установленными на заводе взрывателями АМ-А. Таким «признаком доверия» в то время обладал разве что взрыватель РД.
Между тем в ходе боевых действий случались отказы взрывателей семейства АМ в действии по различным причинам. Наиболее частым из них был такой технологический дефект, как «несвертывание крыльчатки из-за нарушения плавности хода». По этой причине отказывало примерно 8,8% взрывателей (по данным полигонных испытаний в 1942-44 гг.). Иногда крыльчатка не отделялась из-за неудовлетворительной аэродинамики боеприпасов и скверных баллистических характеристик авиабомбы. В итоге для данной группы боеприпасов минимальную высоту бомбометания пришлось увеличить со 150 до 300 м.
Специально для применения осколочных (калибром не более 25 кг) и зажигательных (калибром не более 2,5 кг) авиабомб из РРАБ те же конструкторы разработали модификации взрывателей АМ-А б/в и АМ-Б б/в – «Авиационный мгновенный без ветрянки с капсюлем-детонатором (с капсюлем-воспламенителем)». Конструктивно взрыватели были аналогичны АМ-А и АМ-Б соответственно, отличаясь от своих прототипов отсутствием в головной части корпуса резьбы. При их транспортировке вместо крыльчатки использовали предохранительный колпак, который снимали перед укладкой окончательно снаряженных авиабомб в кассеты (РРАБ). Колпак имел планку, облегчающую его снятие с корпуса взрывателя, и Г-образный паз для штифта корпуса, удерживающего колпак.
Взрывателями АМ-3 – «Авиационный мгновенный третьей модели» - в головное очко снаряжали осколочные авиабомбы АО-8М3, АО-8М4, АО-20М3 и осколочно-фугасные авиабомбы ФАБ-50М6, ФАБ-50М7, ФАБ-50М8, изготовленные путем переделки из артил-лерийских снарядов, и имеющие диаметр резьбы очка 23,5 мм. По устройству и принципу действия АМ-3 были полностью аналогичны АМ-А. В довоенный период взрыватели АМ-3 серийно изготавливали на Харьковском велозаводе Наркомата общего машиностроения.
Модификации взрывателей АМП-А, АМП-Б – «Авиационные мгновенные с пластмассовым корпусом и капсюлем-детонатором (капсюлем-воспламенителем)» - специально адаптировали к упрощенным технологиям производства в военное время. Ими снаряжали в головное очко с диаметром резьбы 25,4 мм осколочные, осколочно-специальные, специальные и практические, а также дымовые и зажигательные авиабомбы.
Крыльчатка предохранительного механизма с колпаком и антиконтром были аналогичны используемым в составе АМ-А. Однако у взрывателей АМП для предотвращения сворачивания крыльчатки в служебном обращении поверх ее одевали П-образную предо-хранительную чеку, своими концами заходящую в гнезда корпуса. Пластмассовый корпус взрывателей был усилен проволочной арматурой. Для установки в головном очке боеприпа-са на хвостовой части корпуса АМП-А была предусмотрена наружная резьба. У АМП-Б резьбы не было - взрыватель фиксировался в авиабомбе посредством пружинных лапок. В остальном устройство и принцип действия АМП-А и АМП-Б были аналогичны АМ-А и АМ-Б соответственно.
В ходе боевых действий отмечалось, что зачастую при попадании авиабомб в прочные преграды (бетон, броню и т.п.) корпуса головных взрывателей АМП-А и АМП-Б не выдерживали перегрузок и разрушались. При этом сами взрыватели отказывали в действии.
Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.

« Последнее редактирование: Января 07, 2010, 08:16:09 pm от SNV »
Записан
"Исправи правды ради, писанья ж не кляни" А.К. Толстой

lindr

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 701

Из "ПИРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (организация и ведение работ по обнаружению, откопке, обезвреживанию и уничтожению боеприпасов в населенных пунктах) Под редакцией И.П. НОВИЧЕНКО"

Взрыватели типа AM

Применялись следующие авиационные головные взрыватели мгновенного действия типа AM: AM-А, АМ-3, АМ-Б. AM-Б б/в.

Взрыватели типа AM применялись для снаряжения осколочно-фугасных: осколочных, дымовых, зажигательных и практических авиабомб, а также в реактивных снарядах калибра 82 и 132 мм.

Взрыватель AM-А (рис. 85) состоит из следующих основных частей: корпуса. Воспламенительного механизма, предохранительного механизма и детонаторной части.

Корпус стальной.

Воспламенительный механизм состоит из жала в виде гвоздя и направляющей пластмассовой втулки.

Предохранительный механизм состоит из ветрянки с колпачком. навернутой на горловину корпуса, и диафрагмы, изготовленной из тонких алюминиевых кружков. Диафрагма помещена в выточку направляющей втулки и удерживает жало в верхнем положении.

Детонаторная часть взрывателя состоит из капсюля-детонатора. помешенного в капсюльной втулке.

Все остальные взрыватели типа AM устроены так же, как и AM-А. Отличаются они габаритными размерами, диаметром резьбы, капсюлями, цветными полосами белого или фиолетового цвета и маркировкой.

Взрыватель АМ-Б б/в имеет колпачок без ветрянки. Для снятия с горловины корпуса колпачок сверху имеет специальную планку. Колпачок снимался со взрывателя перед непосредственным вкладыванием авиабомбы в кассету.

При отделении авиабомбы от бомбодержателя ветрянка, освободившись от стопорной витки, свинчивается и отделяется от взрывателя. Во время падения авиабомбы жало удерживается диафрагмой от движения в сторону капсюля под действием силы сопротивления воздуха. При ударе авиабомбы о преграду диафрагма продавливается и жало накалывает капсюль.

Записан
Страницы: [1]   Вверх