Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: РАТ - радиостанция большой мощности  (Прочитано 3251 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Aleksandr-K

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 385
РАТ - радиостанция большой мощности
« : Февраля 14, 2009, 04:44:33 pm »

РАТ
 
радиостанция большой мощности

НАЗНАЧЕНИЕ
Радиостанция РАТ предназначена для связи Генерального штаба с командованием фронтов в период ВОВ.
 
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Единственным средством обеспечения радиосвязи Генерального штаба с фронтами в ходе всей войны была радиостанция РАТ, разработанная в 1936 году на заводе им. Коминтерна в Ленинграде коллективом конструкторов в составе: Ханевский Г.С., Каменский Е.И., Ткачев М.С., под руководством профессора Зейбленока Г.А.

В конце 1937 года после войсковых испытаний и проведения модернизации отдельных узлов, РАТ поступила в массовое производство. Эта радиостанция выпускалась на Ленинградском (с началом войны этот завод был эвакуирован в Новосибирск) и Горьковском заводах Народного комиссариата электропромышленности (кстати, эти же заводы выпускали радиостанции РАФ, 11-АК, 11-АК-М1 и РСБ-Ф).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Радиостанция РАТ выпускалась в двух вариантах: стационарном и подвижном.
Подвижный вариант радиостанции монтировался в одной машине ЗИС-6 (силовая часть) и двух машинах ЗИС-5 (передающая и приемная части).
Стационарный вариант в годы войны носил название "Даль-Г" и принципиально отличался от автомобильного лишь источником питания.

С началом войны выпуск радиостанций РАТ по сравнению с предвоенным периодом был значительно увеличен, но расширить производство до уровня, полностью удовлетворяющего потребности войск, так и не удалось из-за невозможности обеспечить заводы изготовители комплектующими изделиями (радиолампами, генераторами и двигателями). Кроме того было принято решение заменить на радиостанции высококачественные материалы более простыми, а обработку деталей (серебрение, омеднение, хромирование и т.д.) проводить не в полном объеме, что естественно отрицательно сказывалось на качестве изделия. Также следует отметить, что качество выпускаемых радиостанций в начальный период войны было очень низким, в связи с широко распространенным мнением о том, что во время боевых действий срок жизни радиостанции будет короток, и они достаточно быстро будут уничтожаться противником. К тому же, в связи с эвакуацией заводов и мобилизацией резко снизилась профессиональная подготовка кадров, что также не могло не отразиться на качестве выпускаемой продукции.

Всего поставки радиостанции РАТ в годы войны в войска составили: в 1941 году - 0, 1942 году - 14 шт., 1943 году - 27 шт. Эта проблема усугублялась и большими потерями РАТ особенно в начале войны. Для сравнения: за полгода с 22.06.41 по 31.12.41 Красная Армия потеряла 19 радиостанций, а за последующие три с половиной года - 13 радиостанций. На протяжении всего периода войны войска ощущали недостаток особенно в автомобильных вариантах РАТ. В 1941-1942 годах штабы фронтов имели только по одной радиостанции, и лишь к концу 1942 года удалось обеспечить их вторыми комплектами этих станций, что дало возможность поддерживать бесперебойную связь с Генеральным штабом. В тоже время обеспеченность радиостанциями РАТ при заявке в 76 радиостанций составила лишь 23 радиостанции, то есть 32% от требуемого.

Значительно повысила значение радиостанции РАТ аппаратура "Алмаз", позволявшая обеспечить буквопечатание. Изготовленные перед войной два комплекта этой аппаратуры были установлены на радиостанции РАТ Генерального штаба и штаба Западного фронта, а к концу 1942 года все штабы фронтов были обеспечены такой аппаратурой.

Точность и устойчивость рабочих частот передатчика РАТ, обеспечивались благодаря применению оригинальной схемы получения сетки рабочих частот путем преобразования частот кварцевого коротковолнового генератора и длинноволнового генератора плавного диапазона с последующим выделением их суммарных и разностных частот, что обеспечивало получение рабочих частот в диапазоне от 1,25 до 2,3 мГц, а с двух- и трехкратным умножением в последующих каскадах - в диапазоне от 2,5 до 12 мГц.

Точность и устойчивость рабочих частот в основном определялись кварцевым генератором, так как частоты генератора плавного диапазона были в 7-20 раз меньше частот кварцевого генератора. Применение кварцев с малым температурным коэффициентом и размещение их в термостате ослабляли влияние изменения внешней температуры на частоту передатчика. Общая погрешность рабочих частот передатчика не превышала 0,05%, что обеспечивало высокую точность передатчика плавного диапазона частот.

Приемная часть состоит из двух коротковолновых приемников типа "Даль" и одного длинноволнового приемника типа "Дозор".

Приемники всех радиостанций, состоявших на вооружении в годы Великой Отечественной войны, были супергетеродинными с однократным преобразованием частоты, с одним, реже с двумя каскадами усиления промежуточной и низкой частоты, имели чувствительность в телефонном режиме 5-10 мкВ, полосу пропускания 4 кГц, но существенно отставали от передатчиков по точности и устойчивости рабочих частот (приемник типа УС имел погрешность шкалы рабочих частот до 5%).

В 1942 и 1944 годах на заводе в Новосибирске радиостанция РАТ была модернизирована, а в 1945 году был разработан ее более совершенный вариант. Эта станция имела более высокие технические характеристики, была проще и легче в эксплуатации.

Еще в 1940 году на заводе им. Коминтерна разработали радиостанцию РА (радиоузел РА), предназначавшийся для замены РАТ. В конструкции радиостанции было использован самые передовые технологии, достигнутые в результате многих научно-исследовательских работ завода и других организаций СССР, а также некоторые из зарубежных достижений. 22 июня 1941 года из ворот завода вышел на испытание первый опытный образец радиостанции.

После начала войны несмотря на подготовку завода к эвакуации на заводе в срочном порядке был изготовлен второй экземпляр радиостанции. Обе радиостанции были отправлены в Москву, а оттуда - на Западный фронт. Во время битвы за Москву радиостанции погибли. К массовому производству радиостанции РА так и не приступили.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Диапазон
Передатчика: 2,5 - 12 МГц (25-120 м), ф.в. № 100-480.
Приемников: "Даль"-1,5-12 мГц (25-200 м), ф.в. № 60-480."Дозор": для приема длинных и средних волн.
Число фиксированных волн (ф.в.)
Предатчика: 381.
Приемника: 421
Мощность, Вт 100
Радиус действия км (в режимах телеграф/телефон) 2000/600
Источники питания
Силовая машина: силовой и зарядный агрегат.
Силовой агрегат: бензиновый двигатель ГАЗ (М-1) и три генератора постоянного тока БРА-С2, АРН-С2 и ДРС-2.
Зарядный агрегат: двигатель Л-6, генератор ЗДН-3000. Аккумуляторные батареи 5НКН-60.
Типы антенн и высота мачт
Передатчика: две антенны, подвешанные на двух мачтах высотой 20 м на расстоянии 30 м, каждая по восемь колен;
вертикальный диполь: два луча с 7 м с фидером длиной 20 м; Наклонный уголок: два луча по 16 м с фидером длиной 14 м.
Приемника: ромбическая с фидером; вертикальный вибратор; длинноволновая
Среднее время развертывания, ч 2
Экипаж, чел. 7
« Последнее редактирование: Июня 05, 2018, 09:51:53 pm от boonie »
Записан

oleg

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1436
Re: РАТ-РАДИОСТАНЦИЯ
« Ответ #1 : Октября 06, 2010, 02:18:07 pm »

...
« Последнее редактирование: Октября 09, 2011, 08:41:38 pm от boonie »
Записан

Vlad2

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22
Re: РАТ - радиостанция
« Ответ #2 : Марта 25, 2012, 05:47:46 pm »

Новосибирский завод №208-предприятие  п/я 89  (правоприемник  с 1922г. Радиотелеграфного завода им.Коминтерна, и с 1933г. КМРС – Комбината мощного радиостроения им. Коминтерна) образовавшийся при эвакуации в 1941г. Ленинградского завода №208, передал техническую документацию на радиостанцию РАТ – изделие «Синица», Иркутскому заводу № 913.В 1952 г.Иркутским радиозаводом было выпущено: РАТ стационарная – 3шт., РАТ автомобильная (эталонная) – 1 шт., РАТ учебная – 1 шт. Это объясняется плохой поставкой деталей и узлов   с завода №208 (Ленинград), а также с завода (п/я 89) Новосибирск. В 1953 году выпуск увеличился: РАТ авто – 45 шт., РАТ стационар. – 22 шт. И соответственно в 1954 году: РАТ авто – 56 шт., РАТ стационар. 91 шт.
Себестоимость радиостанций была 325 304- 22 руб. Коммерческая стоимость 329 870-00 руб.
Для сравнения бытовой радиоприемник «Рекорд-53» выпускавшийся в соседнем цехе стоил 386-76 руб.
Записан

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 527
Re: РАТ - радиостанция
« Ответ #3 : Марта 25, 2012, 07:54:08 pm »

РАТ всегда была дорогой - в ценах 1940 г. ее стоимость составляла 445 тыс. руб. за комплект автомобильной поставки (390 тыс. руб. за стационарный), при том, что самая распространенная в РККА рация РБ стоила всего 3 тыс. руб.
Записан

boonie

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 527
Re: РАТ - радиостанция большой мощности
« Ответ #4 : Июня 05, 2018, 09:54:26 pm »

Комплект РАТ на шасси "Студебекер" US6. Из альбома "Выставка специальных автомобилей различных родов войск Вооруженных Сил Союза СССР", 1948 г.
 
Записан
Страницы: [1]   Вверх