Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2 3 ... 7   Вниз

Автор Тема: Гибель ракетчиков  (Прочитано 44788 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

gribok

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 317
Гибель ракетчиков
« : Февраля 14, 2009, 10:33:01 pm »

В 19 ракетной дивизии ( в\ч 33874, г. Хмельницкий) есть братские могилы узников находившегося здесь во время войны немецкого концлагеря Шталаг-355. В этом концлагере было уничтожено несколько тысяч советских солдат и офицеров. В память о них  установлен  памятник. Но за памятником есть несколько могил ракетчикам, погибшим в 60-е годы на южном полигоне при испытании новой техники. Кто-то может рассказать, что же тогда произошло?
Записан

odleobor

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 866
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #1 : Февраля 14, 2009, 11:21:43 pm »

« Последнее редактирование: Октября 20, 2015, 10:58:43 pm от Пан-40 »
Записан
С уважением, Леонид.

Bori

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 264
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #2 : Февраля 14, 2009, 11:49:24 pm »

На Форуме Музея ракетных войск стратегического назначения в Первомайскеhttp://fortification.ru/forum/index.php?topic=21.75 Анатолий по этой аварии пишет:
Эта трагедия произошла в 62-м или 63-м г. (точно уже не помню). Авария случилась в шахте. Батарея ШПУ отработала КЗ. Начали сворачивать оборудование и приводить в исходное состояние. В это время оператор по ошибке включает тумблер не на слив окислителя, а на закачку. Срабатывает дренажный клапан и все льется вниз. Батарею спасли вот эти парни, и поплатились за это своими жизнями (мне кажется, что их было не 8, а 7). Они на себе вытащили на поверхность всех, кто был в шахте. А сами остались внизу. Их спасать было некому. Все они были награждены правительственными наградами посмертно. Их фотографии были в красных уголках всех дивизионов и в нашем в том числе.
Записан

УГР

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1651
  • Самоходчик с 75 года
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #3 : Февраля 15, 2009, 01:37:15 am »

Если это о катастрофе, где погиб Неделин, то очень подробное описание всего произошедшего и последствий с перечислением Фамилий И.О. погибших, правительственные документы и некоторые фото можно посмотреть на сайте Ростовского училища: http://rau-rostov.narod.ru/01/rvsn-mbr/r-16.htm
Записан

gribok

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 317
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #4 : Февраля 15, 2009, 11:36:38 am »

Нет, Неделин погиб 24 октября 1960 года при подготовке старта ракеты с пускового стола. А эти парни погибли в шахте. Значит это другая авария.
Записан

сторен

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1038
  • служба РВО
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #5 : Февраля 15, 2009, 11:49:40 am »

Я уже писал про случай гибели ракетчиков в ветке "РК 8П764":

"... в Бологое-4 была гибель 3-х человек (ст. л-т Славик Бессараба и два промышленника) при проведении технической ревизии на пл. 1 в 1974 г не от НДМГ, а от окислителя АК-27И. Мужики работали по замене каких-то деталей в клапане на 3-м ярусе в шахте, а в это время в 36-й комнате на пульте ДУЗ (дист. управл. запрпавкой) какой-то придурок нажал не на ту кнопку. В результате произошел выброс струи окислителя через вскрытый клапан прямо на работающих. Все они были не в противогазах (да не надо было, работа ведь шла без компонентов), но сумки висели на боку, как положено. Но пока в оранжевом тумане достали противогазы, пока надели, естественно успели прилично хватануть в легкие. Славик сработал как положено: всех затолкал в лифт, вывез в оголовок, вывел из соор.2 на воздух. Ну их конечно сразу промыли, молока и т.п., потом срочно в госпиталь на 10-ку. Но доза велика оказалась. Славик умер от отека легких уже ночью, гражданские на следующий день..."
Записан

gribok

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 317
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #6 : Февраля 15, 2009, 12:06:48 pm »

В микрорайоне Раково (от себя - пригород Хмельницкого) есть улица Попова. Принято считать, что она названа в честь знаменитого ученого, но ракетчикам известно, что она удостоена имени старшего лейтенанта Попова, служившего в одном из полков дивизии и погибшего на южном ракетном полигоне при спасении подчиненных во время аварии на ракетных пусках. Он и восемь его товарищей покоятся на военном кладбище микрорайона.
Записан

сторен

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1038
  • служба РВО
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #7 : Февраля 15, 2009, 12:19:12 pm »

Еще один случай гибели на моей памяти.

В ноябре 1980 года при постановке на БД комплекса "Пионер" в 835 рп (Сморгонь, Белоруссия) погиб командир группы капитан Витя Пуговкин. Как вы знаете, все работы с РК "Пионер" проводились в те времена только ночью. Вот в одну из ночей проводились работы по "примерке" сооружений "Крона"(агрегат 15У111К) и СПУ 15У106. Смысл этой операции заключался в том, что СПУ загонялись в свои штатные "Кроны", проверялась стыковка кабельной сети, газоотводов, установка АГК на плиту и т.п. После проведения всех этих операций СПУ выводились с территории БСП на временную стоянку в автопарк. По приказу руководителя работ, зам. командира полка по РВО, скорость движения СПУ при движении не должна была превышать 5 км/час, командиры групп должны были идти перед СПУ на расстоянии 20-30 м и руководить действиями мехвода, особенно при прохождении поворотов.
Но к-н Пуговкин решил последние десятки метров при выезде с БСП проехать уже в кабине командира(том самом "скворечнике"), т.к. всё уже закончилось, усталость и т.п.,  СПУ нужно было пройти последний,  небольшой правый поворот(радиус поворота довольно большой, вроде бы неопасный) при выезде с БСП . Однако когда он увидел, что на выходе с БСП, у ворот , стоит руководитель работ, то решил "исправится", и спрыгнуть на ходу, чтобы занять установленное место перед СПУ. Все, кто помнит этот "скворечник"(да и на снимках можно рассмотреть), знают, что и при стоящей на месте СПУ залезать и вылезать из кабины командира не так то просто, а тут при движении... Короче, когда он спрыгнул, видимо или неудачно приземлился, или поскользнулся(была глубокая сырая осень, вся бетонка в грязи и скользкая), т.е. он просто упал головой под колесо 3-й оси (СПУ шла на правый поворот, напоминаю, т.е. колеса 1,2, 3 осей были повернуты, и получалось ,что Пуговкин прыгал как раз под траекторию их движения). Что получается, когда на человеческую голову наезжает агрегат весом в 84 т, думаю объяснять не нужно. Короче, хоронили в закрытом гробу...  
Записан

odleobor

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 866
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #8 : Февраля 15, 2009, 12:25:59 pm »

C.Бессараба я знал, Очень крепкий и симпатичный был парень, а один промышленник остался жив, как потом выяснилось, принял перед работой хорошую дозу спирта и отек легких был незначительный.
Записан
С уважением, Леонид.

gribok

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 317
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #9 : Февраля 15, 2009, 12:27:43 pm »

Да, по глупости погиб. И надо было ему эти последние метры ехать...
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2013, 08:09:48 pm от gribok »
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #10 : Февраля 15, 2009, 07:16:11 pm »

 Взрыв ракеты с гептилом в Плесецке,

26 июня 1973 года в 4 часа 22 минуты при подготовке к сливу компонентов топлива ракеты-носителя 11К65М ("Космос-3М") после несостоявшегося пуска произошел взрыв и возник пожар (погиб весь боевой расчет).
Предстоял очередной запуск космического аппарата. Ракета "Космос-3М" была сконструирована в КБ М.К. Янгеля (ныне КБ "Южное") на базе баллистической ракеты Р-14. На этой двухступенчатой ракете со стартовой массой 108 тонн и длиной 32,4 метра в качестве горючего используется НДМГ и в качестве окислителя - смесь азотной кислоты и четырехокиси азота.
25 июня состоялся вывоз ракеты с пристыкованным космическим аппаратом на стартовый комплекс и началась ее подготовка к пуску, который был назначен на 26 июня в 1 час 32 минуты московского времени. В ходе заправки бака горючего первой ступени было замечено ненормальное функционирование одного из бортовых датчиков. Поэтому в 22 часа 23 минуты операции по заправке старший инженер-испытатель подполковник В. Соснин остановил. Принимается решение дозаправить 2 тысячи литров до появления сигнала. А поскольку до назначенного времени пуска оставалось меньше двух часов, то дозаправка велась с большим расходом.
Принятое решение стало первым шагом к трагедии. Измерительные устройства, установленные на стартовом комплексе, имели очень низкую точность, и попытка боевого расчета учесть это обстоятельство не увенчалась успехом. На самом деле бак был уже почти полным, горючее потекло из бака по дренажной магистрали. Заправку остановили, когда стало окончательно ясно, что в баке горючего не работает сигнализатор наполнения.
Анализируя причины аварии, комиссия поставила в вину боевому расчету неиспользование для принятия решения показаний прибора с большой погрешностью измерений. Но это было штатное оснащение стартового комплекса, и использование других измерительных приборов документацией не предусмотрено. Да их и не было.
Не предусмотрел главный конструктор и технических средств дистанционного контроля за появлением компонентов ракетного топлива в дренажной магистрали. Пришлось двум офицерам майору А. Проскурне и лейтенанту В. Бойко, рискуя жизнью, стоя у заправляемой ракеты, "на слух" следить за дренажной магистралью и давать команду на прекращение заправки... Когда произошла перезаправка бака горючего первой ступени с заполнением дренажной магистрали, приняли решение на частичный слив топлива из этого бака по штатной схеме, заданной в технической документации.
Это решение стало вторым шагом к катастрофе, поскольку и здесь в документации отсутствовал порядок действий по сливу топлива из баков при заполненной дренажной трубе. Горючее, оказавшееся не только в дренажной трубе, но и в трубе наддува бака, сыграло роль гидравлического запора. В ходе слива давление в газовой подушке бака стало значительно ниже атмосферного и произошло смятие верхнего днища бака с нарушением его герметичности. Этого боевой расчет предусмотреть уже никак не мог: здесь требовались специальные инженерные знания, опыт по проектированию ракетных баков и, самое главное, время. Времени на обдумывание сложившейся ситуации у боевого расчета фактически не было - до назначенного пуска оставалось полтора часа.
С началом слива горючего восстановилась работа сигнализатора наполнения бака. Руководитель работ на стартовом комплексе полковник М.Колесов решил продолжить предстартовую подготовку. Средства телеметрического контроля за ракетой на стартовом комплексе не были еще предусмотрены. Дозаправка бака горючего до заданного уровня закончилась за 34 минуты до пуска.
В установленное время начались заключительные операции по подготовке ракеты к пуску. Но с началом предстартового наддува баков люди, находившиеся в это время на наблюдательном пункте, заметили парение горючего в районе межбакового отсека первой ступени и услышали вначале скрежет, а затем звуки переменного тона. В это же время наземная аппаратура зарегистрировала снижение давления наддува бака горючего первой ступени ниже допустимого. Не помогло и подключение высокого давления. За 15 секунд до пуска при контроле бортового наддува автоматически произошла остановка пусковых операций. Был объявлен "отбой" и принято решение о переносе запуска на сутки. Схему запуска перевели в исходное положение и обесточили.
Высланная для осмотра ракеты группа в составе майоров Проскурни, Бирюкова и капитана Бурина обнаружила течь горючего из бака первой ступени: оно было уже на пусковом столе и около него. Необходимо было срочно слить топливо из ракеты.
И снова боевой расчет вынужден был работать на свой страх и риск. Очередное "белое пятно" в документации главного конструктора - не определены порядок действий и меры безопасности при сливе топлива из поврежденной ракеты.
Хронология последних минут перед взрывом следующая. В 4 часа 15 минут закончилась подготовка к сливу. В 4 часа 18 минут, как это определено документацией, к башне обслуживания отправляется расчет заправки окислителя из 9 человек. На пятую площадку башни обслуживания для подстыковки наполнительных соединений ко второй ступени ракеты поднялись старший лейтенант Карнаухов с двумя солдатами. Майор Хомяков и капитан Безуглов с двумя солдатами остались на нулевой отметке для подстыковки коммуникаций "земля-башня". Следом за первой группой в 4 часа 20 минут отправляется группа из четырех человек во главе с майором Бирюковым для осмотра приборного и хвостового отсеков первой ступени.
В 4 часа 22 минуты произошла вспышка, а затем два последовательных взрыва. Начался пожар. В это время командир отделения сержант Шиганов поднимался на лифте на пятую площадку, а боевой расчет смотровой группы находился на пути к ракете.
Вспышка паров НДМГ и последующий взрыв по времени совпали с началом работы расчета окислителя по подготовке наполнительных соединений к стыковке. Государственная комиссия пришла к выводу, что "наиболее вероятным является случайное попадание на проливы НДМГ остатков окислителя из наполнительных соединений при неосторожных действиях исполнителей".
Погибли 9 человек боевого расчета (весь состав) и 11 человек госпитализированы (приведены все фамилии). Погибший 26 июня 1973 года боевой расчет похоронен в Мирном в братской могиле на берегу лесного озера. Это место стало мемориальным кладбищем ракетчиков".
С. Сергеев "Правда севера", 1 марта 1994 года.  http://www.prpc.ru/booklet5/04.shtml

Записан

wws

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 289
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #11 : Февраля 16, 2009, 04:51:55 pm »

Еще один случай гибели на моей памяти.

В ноябре 1980 года при постановке на БД комплекса "Пионер" в 835 рп (Сморгонь, Белоруссия) погиб командир группы капитан Витя Пуговкин. Как вы знаете, все работы с РК "Пионер" проводились в те времена только ночью. Вот в одну из ночей проводились работы по "примерке" сооружений "Крона"(агрегат 15У111К) и СПУ 15У106. Смысл этой операции заключался в том, что СПУ загонялись в свои штатные "Кроны", проверялась стыковка кабельной сети, газоотводов, установка АГК на плиту и т.п. После проведения всех этих операций СПУ выводились с территории БСП на временную стоянку в автопарк. По приказу руководителя работ, зам. командира полка по РВО, скорость движения СПУ при движении не должна была превышать 5 км/час, командиры групп должны были идти перед СПУ на расстоянии 20-30 м и руководить действиями мехвода, особенно при прохождении поворотов.
Но к-н Пуговкин решил последние десятки метров при выезде с БСП проехать уже в кабине командира(том самом "скворечнике"), т.к. всё уже закончилось, усталость и т.п.,  СПУ нужно было пройти последний,  небольшой правый поворот(радиус поворота довольно большой, вроде бы неопасный) при выезде с БСП . Однако когда он увидел, что на выходе с БСП, у ворот , стоит руководитель работ, то решил "исправится", и спрыгнуть на ходу, чтобы занять установленное место перед СПУ. Все, кто помнит этот "скворечник"(да и на снимках можно рассмотреть), знают, что и при стоящей на месте СПУ залезать и вылезать из кабины командира не так то просто, а тут при движении... Короче, когда он спрыгнул, видимо или неудачно приземлился, или поскользнулся(была глубокая сырая осень, вся бетонка в грязи и скользкая), т.е. он просто упал головой под колесо 3-й оси (СПУ шла на правый поворот, напоминаю, т.е. колеса 1,2, 3 осей были повернуты, и получалось ,что Пуговкин прыгал как раз под траекторию их движения). Что получается, когда на человеческую голову наезжает агрегат весом в 84 т, думаю объяснять не нужно. Короче, хоронили в закрытом гробу...  

Обсуждали тогда этот случай в управлении рд среди тех, кто имел практику работы на СПУ... Ответственным от дивизии был зам ГИ (почему-то больше всего считали виноватым его - считали, что это он потребовал издания/отдания того самого приказа). В те времена последовательно шло "наращивание ответственности" - назначение для производства работ все более высокопоставленных должностных лиц, которые не имели допуска к самостоятельной работе по этой специальности - НР СПУ. Операторы прекрасно знали, что такое нижняя ступенька на тросах, как она действует, если спускаешься из кабины в сапогах после ремонта подошв - набойки цепляются за выступы, одна нога уже на земле, а вторую никак не освободить. Если не ошибаюсь, Виктор был небольшого роста, это тоже плохо - можно было просто не дотянуться ногой до поверхности. Но увы... как решили заменить сержантов-срочников прапорщиками-бывшими хозяйственниками (по моим наблюдениям, 20-25% прапощиков, погнавшихся за 9-м разрядом, были профессионально непригодны - психика неустойчивая), так же все чаще отодвигали обученных старших лейтенантов и делали командиров групп потенциальными жертвами.
Записан

Military

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 182
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #12 : Февраля 16, 2009, 06:46:01 pm »

О катастрофе на Южном полигоне 24.10.1960 г.:
"26 сентября 1960 г. в монтажно-испытательный корпус 41 площадки (МИК-41) прибыло изделие 8К64 № ЛД 1-3Т (летно-доводочное) и начались его испытания и подготовка к пуску. Начальник полигона генерал-майор Герчик К.В. был членом Государственной комиссии по испытаниям ракеты Р-16 и участвовал во всей ее работе. Ракета была «сырая». Испытания на технической позиции (ТП) проходили трудно. Было много замечаний, которые устранялись на месте силами промышленности и испытателей полигона. 21 октября ракета была установлена на старте. 23 октября завершились предстартовые испытания, которые прошли без замечаний. В этот же день ракета была заправлена и началась ее подготовка к пуску. При этом обнаружилось капельное подтекание, оно постоянно нейтрализовалось расчетом химслужбы. В процессе подготовки при подаче команд на подрыв пиромембран магистралей окислителя 2-й ступени из-за конструктивных и производственных дефектов пульта подрыва, разработанного ОКБ-692 ГКРЭ, была выдана ложная команда, и подорвались пиромембраны магистрали горючего 1-й ступени. Затем самопроизвольно подорвались пиропатроны отсечных клапанов газогенератора 1-го блока маршевого двигателя 1-й ступени, и вышел из строя главный распределитель бортовой кабельной сети. Испытания были приостановлены. Утром 24 октября Госкомиссией принято решение продолжить подготовку ракеты к пуску, допустив отступление от утвержденной технологии: переустановка шаговых моторов системы управления ракеты в исходное положение производилась при заполненной топливом пусковой системе двигателя и включенном бортовом электропитании. Кроме того, было принято решение о подрыве разделительных мембран 2-й ступени не с пульта подрыва, а по автономным цепям от отдельных источников тока.
   Государственная комиссия во главе с Главнокомандующим РВСН главным маршалом артиллерии М.И.Неделиным переехала на измерительный пункт (ИП-1Б), где для нее был построен наблюдательный пункт в виде деревянной веранды. Однако, когда была объявлена 30-минутная задержка, Неделин решил поехать на старт, чтобы разобраться, что там происходит. Вместе с ним поехала вся комиссия. Неделину поставили кресло вблизи ракеты у отбойной стенки, чуть далее поставили диван для членов Госкомиссии. Главный конструктор М.К.Янгель и заместитель начальника Главного управления ракетного вооружения генерал-майор А.Г.Мрыкин сошли у КПП 41-й площадки, чтобы покурить. В это время объявили готовность 30 минут, и началась переустановка шаговых моторов в исходное положение. До этого на борту изделия были прорваны разделительные мембраны магистралей окислителя и горючего маршевого и рулевого двигателя 2-й ступени и по указанию технического руководства подключены задействованные на земле ампульные батареи обеих ступеней. В результате круглосуточных работ боевые расчеты очень устали. Но всем хотелось во что бы то ни стало пустить ракету. Тем более что другого пути, видимо, не было: ракета не могла находиться в заправленном состоянии с прорванными мембранами более 1-2 суток, а инструкция  по сливу компонентов топлива к тому времени не была разработана.
   При этом работали без основного документа. Единственный черновик электросхемы изделия находился у представительницы фирмы Главного конструктора системы управления Коноплева, которую не допустили на старт. Переустановку проводил сам Б.М.Коноплев с пульта в автобусе. Система управления не имела блокировок на случай таких аварийных работ, которые проводились теперь на старте. Но, видимо, в результате усталости все потеряли бдительность. Работы вступили в ту стадию, когда все без исключения хотели пустить ракету. Несколько позже при подготовке более крупной ракеты было сказано: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца!» Это был такой же случай. Понимая опасность положения, Неделин приказал прочесать стартовую позицию и удалить всех лишних людей. Были удалены расчеты боевой части, обучаемой для несения боевого дежурства, а также другие люди (всего около 100 человек), которых отправили на автобусах и грузовиках в район эвакуации.
   В 18 часов 45 минут из-за преждевременного срабатывания электропневмоклапана наддува пусковых бачков, вызванного командой программного токораспределителя при перестановке в исходное положение, произошел запуск маршевого двигателя 2-й ступени. Факел двигателя разрушил конический переходник между ступенями, прожег днище бака окислителя 1-й ступени, а затем разрушился бак горючего 2-й ступени, что привело к мгновенному возгоранию большой массы соединившихся компонентов самовозгорающегося топлива. Мощная волна огненного урагана обрушилась на работающих людей, которыми буквально была облеплена ракета, расходясь концентрическими кругами на расстояние 100-120 м от ракеты и уничтожая на своем пути все живое (на 41-й площадке во время пожара находилось 250 человек) и технику. Горящие люди прыгали с ракеты вниз, бежали от нее, перелезали через колючую проволоку ограждения. Некоторые прятались в колодцы. Это спасало от огня, но не спасало от паров гептила и азотной кислоты. Взрывообразное горение продолжалось около 20 секунд, а пожар на площадке около 2 часов. Взрыва с разрушением ракеты на куски и разлетом осколков не было. Ракета после пожара лежала на старте целой: 1-я и 2-я ступень вместе.
   День был пасмурный, и блики пожара отражались в серых облаках и были видны с 10-й площадки (г. Ленинск) в 50 км от старта. В пламени погиб Главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии М.И.Неделин, сидевший от ракеты в 15 м. Начальника полигона генерал-майора К.В.Герчика, находившегося около установщика, спас солдат, вытолкнув его из огня, и порыв ветра, отнесший пламя в противоположную сторону. Но он получил ожоги 2-3 степени лица, шеи, головы, ног, пояса и кистей рук. Тем не менее, уехал, только отдав распоряжения по организации спасательных работ. Янгеля и Мрыкина спасло то, что они были в курилке. В огне погибли начальник службы НОИР А.И.Носов, начальник 1-го управления Е.И.Осташев, приехавший утвердить у Неделина акт ввода в эксплуатацию 31-й площадки, начальник 2-го управления Р.М.Григорьянц и другие. Всего погибло 76 человек, и 53 было ранено".
 Источник: «Незабываемый Байконур» под общей редакцией Б.И.Посысаева, Москва, «Глобус», 2001. Статья В.В.Порошкова «Начальники космодрома Байконур».
Записан

Military

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 182
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #13 : Февраля 24, 2009, 04:43:03 pm »

В книге "Северный космодром России" упоминается катастрофа в 36 гв рд в 1961 г. Что это было?
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #14 : Марта 10, 2009, 11:12:19 pm »

В поиске однополчан, в Бродовской ветке (Географ) я уже поднимал этот вопрос. Извините, но хочу повторить его здесь.
После 23 февраля 82-го были назначены учения (какие-то масштабные) в районе Брод Львовской обл. В ракетной бригаде(?) с ноября 81 по март 82 (до дня гибели) служил  полковник Нестеренко Владимир Алексеевич. Он из Забайкалья был направлен в Николаев, но по причине отсутствия там должности, то-ли еще чего, поехал в Броды (что-то Москва напутала). Оттуда в цинке самолетом через Москву доставлен родным в Одессу. Родные вспоминают командира Перцева, служащего медсанчасти В. Сокола из Брод. Все было засекречено настолько, что радиста, передающего сообщение в штаб, резко перевели в другую часть и при переводе он погиб, случайно или нет. Родные до сих пор не знают причину гибели полковника. Кто что-нибудь слышал об этом случае? Ракетная часть могла быть и не РВСН.
Записан

Military

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 182
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #15 : Марта 17, 2009, 06:08:16 pm »

Список погибших в катастрофе на Плесецком полигоне 18 марта 1980 года:
1.   Подполковник ГРИНЬКО Валентин Гаврилович
2.   Майор РУЧКОВ Николай Николаевич
3.   Майор КУЗНЕЦОВ Николай Николаевич
4.   Капитан КУКУШКИН Александр Витальевич
5.   Капитан ЩЕПИЛОВ Валерий Васильевич
6.   Старший лейтенант МИКЕРОВ Сергей Борисович
7.   Старший лейтенант МИХАЙЛОВ Виктор Николаевич
8.   Лейтенант КУБА Александр Александрович
9.   Лейтенант СОРОКИН Сергей Александрович
10.   Прапорщик ГАРЕЕВ Айрат Газизьянович
11.   Сержант ГАБДУЛЛИН Фаридъян Хамитович
12.   Сержант НАЗАРОВ Евгений Григорьевич
13.   Сержант ШАРИПОВ Ришат Тасимович
14.   Младший сержант ЛУЗИН Владимир Анатольевич
15.   Ефрейтор АНИКЕЕВ Николай Павлович
16.   Ефрейтор ВЕЛИКОРЕДЧАНИН Ярулло Нурилович
17.   Ефрейтор ГЕРАКСИН Виктор Анатольевич
18.   Ефрейтор ГОДУНОВ Николай Васильевич
19.   Ефрейтор ЖИЛКИБАЕВ Максат Даулеткельдович
20.   Ефрейтор ЖУКОВ Валентин Михайлович
21.   Ефрейтор ЗАЙНУЛЛИН Рушан Фаритович
22.   Ефрейтор ЗАХАРОВ Владимир Иванович
23.   Ефрейтор КУДРЯВЦЕВ Юрий Александрович
24.   Ефрейтор КУЗНЕЦОВ Игорь Борисович
25.   Ефрейтор ПОСТОВАЛОВ Валерий Михайлович
26.   Ефрейтор ЯРУЛЛИН Фаик Фасихсянович
27.   Рядовой АББОСХАНОВ Тофиг Садатхан Оглы
28.   Рядовой АБДУРАЗОКОВ Бахрам Убадулович
29.   Рядовой АГОРАЗОВ Бекмурад Джумаевич
30.   Рядовой АКБЕРОВ Сулейман Меджид Оглы
31.   Рядовой АЛИЕВ Али Омар Оглы
32.   Рядовой АММАНОВ Данатар Акмурадович
33.   Рядовой АМИНОВ Озод Аллаярович
34.   Рядовой ГЕЛЬДИЕВ Амангельды Мухоммет Оманович
35.   Рядовой ГОНБАРОВ Фазаил Исмаил Оглы
36.   Рядовой ДЕНИСЕВИЧ Сергей Владимирович
37.   Рядовой КАРАЦЕВЦЕВ Анатолий Иванович
38.   Рядовой КОДЫРОВ Рахимбек Джонтоевич
39.   Рядовой ЛОГИНОВ Анатолий Николаевич
40.   Рядовой МАМАДИЕВ Тулкун Турсунович
41.   Рядовой НАЗАРОВ Шариф Холикович
42.   Рядовой ОВЕЧКИН Петр Петрович
43.   Рядовой ОДИЛОВ Мусуимонкул Остонович
44.   Рядовой СИБОШВИЛИ Нугзари Шалвович
45.   Рядовой СОЛТАНОВ Бекмурад Ильясович
46.   Рядовой ТАГИЕВ Ислам Садык Оглы
47.   Рядовой ШАМУРАДОВ Тазабай Какаджанович
48.   Рядовой ШАШИЧЕВ Сергей Николаевич
Записан

УГР

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1651
  • Самоходчик с 75 года
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #16 : Марта 17, 2009, 07:26:15 pm »

Вечная им память! Завтра очередная годовщина, 29 лет прошло. Я дежурил 436-м на 4-м звене 5ИУ в Плесецке. КДСом был полковник Ковальчук Евгений Дмитриевич. Поступила эта страшная инфа, аварийная площадка была километрах в 10 от нас. Мы с ЕД отмобилизовали все пожарки, нейтралки, БАТы, ПКТ, таблетки и все, что могло помочь в ликвидации последствий катастрофы со всех частей нашего 5ИУ. Офицеры, прапорщики и солдаты, которым довелось увидеть катастрофу своими глазами, не рассказывали об этом. Мы их жалели (а может быть и себя).
Записан

Military

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 182
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #17 : Марта 17, 2009, 07:52:10 pm »

Один из моих товарищей находился там, в "четырехграннике", ниже нулевой отметки. Когда начались взрывы, температура в сооружении резко возросла, выскочил наружу, увидев весь окружающий ужас, накрылся полами шинели и бежал, покуда хватило сил! Получил ожог легких, но остался жив. Вообще об этой катастрофе очень долго держали завесу секретности (в плане истинной причины), не все рассказали и сейчас. Оригинально "отработали" политрабочие. Проанализировав список погибших, установив, что среди них напрочь отсутствовал их брат, стали включать в состав БР освобожденных комсомольцев и пр. Так сказать, для поднятия боевого духа  ???
Записан

gribok

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 317
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #18 : Марта 18, 2009, 09:27:34 am »

Список погибших в катастрофе на Плесецком полигоне 18 марта 1980 года:
1.   Подполковник ГРИНЬКО Валентин Гаврилович
2.   Майор РУЧКОВ Николай Николаевич
3.   Майор КУЗНЕЦОВ Николай Николаевич
4.   Капитан КУКУШКИН Александр Витальевич
5.   Капитан ЩЕПИЛОВ Валерий Васильевич
6.   Старший лейтенант МИКЕРОВ Сергей Борисович
7.   Старший лейтенант МИХАЙЛОВ Виктор Николаевич
8.   Лейтенант КУБА Александр Александрович
9.   Лейтенант СОРОКИН Сергей Александрович
10.   Прапорщик ГАРЕЕВ Айрат Газизьянович
11.   Сержант ГАБДУЛЛИН Фаридъян Хамитович
12.   Сержант НАЗАРОВ Евгений Григорьевич
13.   Сержант ШАРИПОВ Ришат Тасимович
14.   Младший сержант ЛУЗИН Владимир Анатольевич
15.   Ефрейтор АНИКЕЕВ Николай Павлович
16.   Ефрейтор ВЕЛИКОРЕДЧАНИН Ярулло Нурилович
17.   Ефрейтор ГЕРАКСИН Виктор Анатольевич
18.   Ефрейтор ГОДУНОВ Николай Васильевич
19.   Ефрейтор ЖИЛКИБАЕВ Максат Даулеткельдович
20.   Ефрейтор ЖУКОВ Валентин Михайлович
21.   Ефрейтор ЗАЙНУЛЛИН Рушан Фаритович
22.   Ефрейтор ЗАХАРОВ Владимир Иванович
23.   Ефрейтор КУДРЯВЦЕВ Юрий Александрович
24.   Ефрейтор КУЗНЕЦОВ Игорь Борисович
25.   Ефрейтор ПОСТОВАЛОВ Валерий Михайлович
26.   Ефрейтор ЯРУЛЛИН Фаик Фасихсянович
27.   Рядовой АББОСХАНОВ Тофиг Садатхан Оглы
28.   Рядовой АБДУРАЗОКОВ Бахрам Убадулович
29.   Рядовой АГОРАЗОВ Бекмурад Джумаевич
30.   Рядовой АКБЕРОВ Сулейман Меджид Оглы
31.   Рядовой АЛИЕВ Али Омар Оглы
32.   Рядовой АММАНОВ Данатар Акмурадович
33.   Рядовой АМИНОВ Озод Аллаярович
34.   Рядовой ГЕЛЬДИЕВ Амангельды Мухоммет Оманович
35.   Рядовой ГОНБАРОВ Фазаил Исмаил Оглы
36.   Рядовой ДЕНИСЕВИЧ Сергей Владимирович
37.   Рядовой КАРАЦЕВЦЕВ Анатолий Иванович
38.   Рядовой КОДЫРОВ Рахимбек Джонтоевич
39.   Рядовой ЛОГИНОВ Анатолий Николаевич
40.   Рядовой МАМАДИЕВ Тулкун Турсунович
41.   Рядовой НАЗАРОВ Шариф Холикович
42.   Рядовой ОВЕЧКИН Петр Петрович
43.   Рядовой ОДИЛОВ Мусуимонкул Остонович
44.   Рядовой СИБОШВИЛИ Нугзари Шалвович
45.   Рядовой СОЛТАНОВ Бекмурад Ильясович
46.   Рядовой ТАГИЕВ Ислам Садык Оглы
47.   Рядовой ШАМУРАДОВ Тазабай Какаджанович
48.   Рядовой ШАШИЧЕВ Сергей Николаевич


Сегодня третий тост за них!
Записан

УГР

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1651
  • Самоходчик с 75 года
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #19 : Марта 18, 2009, 02:30:04 pm »

Вот тут ссылка на сайт космодрома Плесецк на тему об этой трагедии:

http://www.plesetzk.ru/index.php?p=1980&d=doc/disaster

 
Записан

gribok

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 317
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #20 : Марта 22, 2009, 08:01:43 am »

30 ноября «Звезда» опубликовала очерк «Остаться в живых», посвященный ветерану Великой Отечественной войны П. С. Паршину. Среди фактов его биографии особняком было выделено чрезвычайное происшествие, произошедшее под Пермью в июле 1967 года в 52-й ракетной дивизии, которой в то время командовал наш герой. Во время проведения планового регламента неожиданно сработали рулевые двигатели второй ступени ракеты, что привело к ее взрыву.
 
     
 
 
 
 
 Однако в этом ЧП, долгие годы находившемся под грифом «совершенно секретно», обвинили самих ракетчиков - дескать, это по их недосмотру случилась авария, которая при другом стечении обстоятельств могла бы привести к трагедии. «Другое стечение» произошло буквально через месяц в ракетной дивизии, дислоцирующейся под Красноярском. О красноярской трагедии, тоже находящейся под грифом «совершенно секретно», мы лишь упомянули - к судьбе П. С. Паршина, героя публикации, она не имела прямого отношения.

На следующий день после выхода газеты в редакцию позвонил ветеран РВСН Сергей Романович Остапенко. Бывший сотрудник Пермского ВКИУ оказался не просто интересным собеседником, но и хранителем памяти истории ракетных войск. В буквальном смысле. После ликвидации ВКИУ Сергей Романович (в то время директор музея) взял домой на хранение несколько ящиков с фотографиями, газетами, тетрадями воспоминаний. Дома у него хранится настоящий рулевой двигатель второй ступени ракеты - аналог тех самых, которые самостоятельно запустились во время плановых регламентов в Пермской и Красноярской ракетных дивизиях и стали причинами взрывов ракет.

Ветеран РВСН подробно, со ссылками на воспоминания очевидцев, рассказал о ЧП в Пермской дивизии, о его последствиях. Более того, он открыл ранее засекреченную страницу об аварии в Красноярской дивизии. Там, в отличие от пермского взрыва, погибли люди. Причем из тринадцати погибших четверо были курсантами Пермского ВКИУ.

- Об этой трагедии стоило бы рассказать подробней, но где теперь найдешь очевидцев? - посетовал я в разговоре с ветераном.

- У вас есть возможность поговорить с участником испытаний в Красноярской дивизии! В Перми живет Дмитрий Феоктистович Шалимов, полковник в отставке, бывший заместитель начальника ВКИУ по вооружению. В августе 1967 года он был командиром группы испытаний той самой ракеты.

На следующий же день состоялась наша встреча с Д.Ф. Шалимовым.- 5 августа я праздную как второй день своего рождения, - начал рассказ Дмитрий Феоктистович.- Помню его до мельчайших подробностей. Накануне мы провели два учебных пуска ракет в сторону Камчатки. Пуски прошли отлично, поэтому время на регламент очередной ракеты было сокращено. Работали без распорядка дня, не зная выходных.

Чтобы понять, зачем нужна была такая спешка, следует вспомнить политическую обстановку в мире в то время. В 1967 году американцы имели более тысячи ракет с отдельными стартами, а в СССР они только-только появились. При этом наша разведка знала, что у США был разработан план ядерной войны, в ходе которой в первые же минуты были бы уничтожены 100 самых крупных советских городов, в том числе Пермь и Красноярск. Предотвратить ядерную атаку американцев можно было лишь при одном условии - достичь военного паритета, чтобы противник был убежден, что ответ на его удар будет адекватным. Поэтому наши ракетчики служили в авральном режиме.

- Утром, - продолжает рассказ Дмитрий Феоктистович, - я поставил перед группой задачу. Перед спуском в шахту на объекте появились командир корпуса Агеев и командир дивизии Малиновский. Они дали ряд указаний, особое внимание обратили на плату, где стыкуются разъемы кабелей, напомнив о причинах аварии в Пермской дивизии. Я спустился в оголовок ракеты, начальник расчета доложил, что обслуживание комплекта проведено, параллельно ведутся работы на других аппаратах.

В это время на территорию неожиданно прибыли три инженера, представители промышленности. Несмотря на категорические телефонные протесты Шалимова, они все же спустились в шахту, чтоб провести свои срочные неплановые работы по опрессовке оборудования.

- Я вынужден был из оголовка ракеты спуститься вслед за ними в шахту, - вспоминает Дмитрий Феоктистович, - Возможно, это меня и спасло. В шахте я услышал щелчок, напоминающий отдаленный выстрел. Смотрю, вдоль корпуса ракеты поднимаются голубые лучи, при этом слышен нарастающий гул. Конечно, я понял, что произошло что-то из ряда вон выходящее. И тут в лицо мне ударило пламя, я упал. Первая мысль была о том, что самопроизвольно запустились основные двигатели. Это значит, что в течение считанных секунд ракета уйдет в небо. Остановить этот процесс практически невозможно.

Шалимов вскочил и бросился к трапу. Шесть метров вверх пролетел, как на крыльях. Когда подбежал к выходу, пламя внизу уже бушевало вовсю, и на выходе его снова накрыло огненной волной. Вспыхнули волосы, на теле задымилась одежда. Взрыв произошел двумя-тремя секундами позже, когда Шалимов уже катился вниз по защитному брустверу пусковой установки. А взрыв был такой силы, что газоотводящая решетка весом в три тонны поднялась в воздух выше деревьев. Потом произошел еще один взрыв...

- Когда все утихло, - рассказывает Дмитрий Феоктистович, - я поднялся на бруствер. Смотрю: шахта дымит, спецмашины горят, а гермодверь в оголовок ракеты закрыта. Ну, думаю, слава Богу, расчет жив. Уж если я из шахты смог выбраться, то уж те, кто в оголовке остался, обязательно спаслись. В Перми ведь при аналогичной аварии личный состав не пострадал.

Раз на раз, увы, не приходится. В Пермской дивизии при взрыве ракеты не произошло прорыва газа, поэтому люди остались живы. В Красноярске же газ попал в оголовок и не оставил шансов никому, кто не успел его покинуть.

Начался, что называется, разбор полетов. На следующий день после аварии в дивизию прилетели главнокомандующий ракетными войсками маршал Н. Крылов, генеральный и главный конструкторы В. Челомей и Н. Пилюгин, заместитель министра общего машиностроения В. Кузнецов и другие.

В случившемся обвинили расчет группы испытаний: мол, именно ракетчики перепутали кабели в разъемах. Грубо говоря, воткнули вилки не в те розетки. То есть «пермская» причина аварии повторилась!

Наказали всю «цепочку» - от командира корпуса до командира группы, их всех предупредили о «неполном служебном соответствии». А погибшие, получалось, наказали себя сами.

Скороспелым выводом комиссии дело, впрочем, не закончилось. За человеческие жертвы должен был кто-то ответить по полной программе. Кто? Уголовное дело возбудили против Шалимова. В дивизию приехала группа во главе со следователем по особо важным делам Феликсом Тереховым.

- Я сразу сказал следователю, что противостоять конструкторам не смогу, - говорит бывший командир группы испытаний. - Тем более, после выводов комиссии. Однако следователь был настоящим профессионалом, разобраться в причинах аварии - было для него делом чести.

Феликс Терехов вел следствие, не прислушиваясь к «ценным» советам и указаниям даже из ЦК КПСС и Министерства обороны. В результате уголовное дело против Шалимова было прекращено, а вывод о причинах аварии в Красноярской (и, следовательно, в Пермской) дивизии стал совершенно другим: взрывы ракет произошли из-за конструкторских ошибок, версия о «перепутанных» разъемах оказалась несостоятельной.

Бывший командир Красноярской ракетной дивизии генерал-майор Г. Малиновский в своей книге «Записки ракетчика» с горечью писал: «Конечно, Пилюгин (главный конструктор. - Прим. Г.С.) разобрался в причинах аварии в обеих дивизиях, под шумок доработал аппаратуру, что исключило в дальнейшем взрывы. Но благородства признать свою вину ему не хватило».

Представление по делу было передано министру обороны СССР. К чести министра, до окончания следствия по его приказу семьям всех погибших ракетчиков и гражданских лиц были выделены квартиры и единовременные денежные пособия.

Cразу после выводов следственной группы Терехова со всех командиров были сняты поспешные необоснованные наказания. Все вроде бы по совести, по справедливости...

- Нет, не все! - не согласны ветераны РВСН. - Доказано: люди исполнили свой воинский долг. И за это посмертно заслуживают государственных наград. Пока же получается, что они стали жертвами случайных обстоятельств.

По мнению ветеранов, исправить эту оплошность поможет достойный повод: через год страна отметит 50-летие создания ракетных войск стратегического назначения. И самое время вспомнить тех, кто ценой своей жизни способствовал становлению ракетного щита страны. Вот полный список погибших 5 августа 1967 года в Красноярской дивизии: капитан Аксенов, старший лейтенант Кочетов, лейтенанты Скорюков, Климов, рядовые Мальцев, Белкин, Безденежных, гражданские инженеры Николаев и Иванов, курсанты Мишин, Романов, Нелюбин, Темкин.

На четыре последние фамилии из этого списка ветераны РВСН просят читателей «Звезды» обратить особое внимание. Это фамилии курсантов Пермского ВКИУ. И хотя сейчас нет этого училища (как нет уже и Пермской, и Красноярской ракетных дивизий), мы вместе с ветеранами надеемся, что в Пермском крае живут родственники погибших курсантов, которые помогут восстановить имена и биографические данные погибших ребят.
 
 
 
Записан

odleobor

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 866
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #21 : Марта 22, 2009, 01:56:12 pm »

Привожу воспоминания генерал-полковника Ряжских А.А., участвовавшего в работе комиссий по расследованию катастроф в Перми и Красноярске. Однозначно установлено, что причиной запуска двигателя второй ступени был перепут разъемов на плате П-1.
Записан
С уважением, Леонид.

БСП23

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 901
  • Поцелуй Мига...
    • ХМЛ-Стор!
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #22 : Марта 22, 2009, 02:33:44 pm »

Однозначно установлено, что причиной запуска двигателя второй ступени был перепут разъемов на плате П-1.

...на Р-16 шесть разъемов питания и управления, по моему, изначално имели цветовую маркировку и, вроде бы, стыковались строго индивидуально в свои папы-мамы. Т.е. в чужие гнезда не лезли...
Хотя помню случай, когда один из номеров расчета "всадил" и затянул на "полпальца" на учебную ракету чужой разъем -исковеркав некоторые контакты. Но, т.к. разъемы имели индивидуальные стыковочные поля - то на этом все и закончилось.

Потом ведь - "тройной" контроль где был?
Записан
Когда Господь наводил порядок на земле, авиация была в воздухе...:)

odleobor

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 866
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #23 : Марта 22, 2009, 07:00:37 pm »

Тройной контроль как раз и ввели после Перми и Красноярска, я лейтенантом в1972 начинал его осваивать( приказ ГК № 300-70г, если не ошибаюсь).
Записан
С уважением, Леонид.

gribok

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 317
Re: Гибель ракетчиков
« Ответ #24 : Марта 23, 2009, 03:13:59 am »

В Красноярске авария произошла недалеко от поселка "Памяти 13 бойцов". И погибло 13 человек. Интересное, но грустное совпадение.
Записан
Страницы: [1] 2 3 ... 7   Вверх