Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Яковлев Александр Сергеевич - авиаконструктор  (Прочитано 2840 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Melnikov

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 659
    • Современная авиация России

Яковлев Александр Сергеевич

Генеральный конструктор авиационной техники, академик АН СССР (1976, член-корр. 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1947), лауреат Ленинской (1972), 6 Сталинских (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948) и Государственной (1977) премий.

Биография

Родился в Москве 1 апреля 1906 года. Русский. В 1919-1922 годах работал курьером, продолжая учиться в школе.

С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. С 1923 года активист ОДВФ, Авиахима и Осоавиахима. А.С.Яковлев — один из зачинателей массового советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. В 1924 году построил свой первый летательный аппарат - планер АВФ-10, премированный на Всесоюзных соревнованиях. В 1924 году добровольно вступил в Красную Армию и служил в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского на рабочих должностях, в т.ч. авиамотористом.

В 1927-1931 годах - слушатель ВВА, одновременно строил лёгкие самолёты с группой конструкторов и рабочих. В 1927 году построил лёгкий самолёт АИР-1, на котором Ю.И.Пионтковский установил первые советские мировые рекорды. День первого полёта АИР-1 - 12 мая 1927 года - считается датой рождения ОКБ А.С.Яковлева.

С 1931 года работал на авиазаводе №39, где руководил группой лёгкой авиации, в 1934 - начальник конструкторско-производственного бюро (КПБ) Спецавиатреста, в 1935-1956 - главный конструктор ОКБ завода №115 и одновременно в 1935-5192 директор этого завода, в 1940-1946 одновременно заместитель и первый заместитель наркома (в 1946 - министра) авиационной промышленности. В 1956-1984 - Генеральный конструктор ОКБ. С 1984 года на пенсии.

Был также главным конструктором авиазаводов №47 (1934) и №464 (1947), председателем Научного совета МАП (1946-1948), заведующим кафедрой проектирования и конструкции самолётов МАИ (1944, 1958), председателем редколлегии журнала "Техника воздушного флота" (1942-1947). Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1986 годах.

За 60 лет активной творческой деятельности А.С.Яковлева под его руководством создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе: самолёт местной связи АИР-6 (1932), самые скоростные советские самолёты АИР-7 (332 км/ч, 1932) и ББ-22 (567 км/ч, 1939); первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936); основные истребители Великой Отечественной войны Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 и десятки их серийных модификаций (1940-1946), составлявшие две трети советской истребительной авиации в годы войны. А.С.Яковлев - один из первых создателей реактивной авиации. Под его руководством разработаны серийные боевые самолёты: Як-15 (1946) - первый советский реактивный истребитель, принятый на вооружение; Як-25 (1952) - первый всепогодный перехватчик; Як-27Р (1958) - первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 (1958) - первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик и др.; самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП): Як-36 (1964) - первый советский СВВП и Як-38 (1972) - первый в мире палубный СВВП; самые грузоподъёмные серийные десантные аппараты - планер Як-14 (1948) и вертолёт Як-24 (1952); массовые учебные самолёты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974); лёгкие многоцелевые самолёты Як-12 (1947); спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981), на которых советские лётчики завоевали 69 первых мест на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу; массовые реактивные пассажирские: Як-40 (1966) - первый в мире реактивный самолет местных линий, единственный советский самолёт, сертифицированный по западным нормам лётной годности и закупавшийся такими развитыми странами, как Италия и ФРГ, и самый экономичный отечественный ближнемагистральный лайнер Як-42 (1975); малоразмерные беспилотные аппараты (1983). Всего было построено около 70000 самолетов Як! А.С.Яковлев создал свою школу в самолётостроении, для которой характерны высокая культура проектирования, в т.ч. весовая культура; стремление к простоте конструктивных решений, широта творческого диапазона.

Награждён 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями, французскими орденами: офицерским крестом ордена Почётного легиона и военным крестом, Авиационной золотой медалью Международной авиационной федерации (ФАИ). Автор книг, выпущенных в нашей стране и в 12 зарубежных странах общим тиражом более 3 млн. экземпляров.

Умер 22 августа 1989 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Бронзовый бюст А.С.Яковлева установлен в Москве, напротив здания ОКБ.

Сочинения

1. Рассказы авиаконструктора. - 4-е изд. - М., 1974.
2. Записки конструктора. - М., 1979.
3. Советские самолёты. - 4-е изд. - М., 1982.
4. Цель жизни. - 5-е изд. - М., 1987.

Источники информации:

1.Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 684-685.
2.http://www.yak.ru/FIRM/YAKOVLEV/biogr.php
« Последнее редактирование: Апреля 18, 2009, 06:56:53 pm от Melnikov »
Записан
Александр
Страницы: [1]   Вверх