Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: АТ-Т (изделие 401) - артиллерийский тягач тяжелый - 1949 г.  (Прочитано 12550 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Freefire

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 191
    • Freefire

АТ-Т (изделие 401)

Артиллерийский тягач тяжелый.


НАЗВАНИЕ

- АТ-Т
- Артиллерийский Тягач Тяжелый
- Заводское обозначение - изделие 401

НАЗНАЧЕНИЕ
Гусеничная машина предназначенна для буксировки колесных, гусеничных и санных прицепов, транспортировки груза в кузове и вытаскивания застрявших машин.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Первые опытные образцы были изготовлены в 1947 г. Серийное производство ХЗТМ развернул в середине 1949 г. В 1979 г. был заменен на МТ-Т ("429").

МОДИФИКАЦИИ
- объект 401А - модификация для районов Крайнего Севера и Антарктиды
- объект 401У- поздняя модификация АТ-Т
- объект 402 - модификация с двигателем В-54 мощностью 520 л.с.
- объект 403А - модификация для районов Крайнего Севера и Антарктиды
- объект 403Б - модификация для районов Крайнего Севера и Антарктиды
- объект 404 - "Харьковчанка"
- объект 404С - "Харьковчанка-2"
- объект 405 - шасси БАТ
- объект 405у - шасси БАТ-1
- объект 405му - шасси БАТ-1М
- объект 407 - АТ-Т доработанный для установки навесного оборудования
- объект 409му - шасси МДК-2м
- объект 410 - АТ-Т доработанный для установки навесного оборудования
- объект 426 - шасси РЛС "Круг"
- объект 426у - удлиненное шасси с 7 катками на борт.


Объекты на базе АТ-Т и его модификаций:
- АРСОМ-1 - РЛС обнаружения минометов
- АРСОМ-2 - РЛС обнаружения минометов
- БАТ
- БАТ-1
- БАТ-1М
- БТМ
- МДК
- МДК-2м
- 1РЛ128Д П-40 - РЛС

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
К основным частям тягача относятся: силовая установка, силовая передача, ходовая часть, рама, кузов, кабина, облицовка, электрооборудование, лебедка, тягово-сцепной прибор и пневматическое оборудование.
На тягаче имеются силовое отделение, отделение топливных баков, отделение лебедки, отделение управления и кузов.
Силовое отделение расположено в передней части тягача. В нем размещены: двигатель, главный фрикцион, коробка передач, правый и левый планетарные механизмы поворота, конический редуктор, передний и средний валы привода лебедки, радиатор, бортовой топливный бак, масляный бак, тормозной кран, тормозная камера, компрессор, вентиляторы, реле-регулятор, стартер, воздухоочистители, эжекторы, котел-подогреватель с редуктором, звуковой сигнал и приводы управления. Передняя решетка с жалюзи, капот, боковые кожухи и подкабинные сетки плотно подходят к раме и кабине, образуя облицовку, закрывающую силовое отделение.
Отделение топливных баков находится в средней части рамы, В нем расположены четыре топливных бака. Вдоль правого борта, под баками, проходит задний вал привода лебедки; вдоль левого борта - трубопроводы топливной и пневматической систем.
Отделение лебедки находится в кормовой части рамы. В нем расположены лебедка и два резервуара пневматической системы.
Отделение управления находится в кабине тягача, расположенной над двигателем. В кабине размещены: сиденья со спинками для механика-водителя (слева) и для трех чело1век (справа), рычаги управления планетарными механизмами поворота и тормозами, рычаг переключения передач, съемный рычаг управления лебедкой, педаль управления главным фрикционом, педаль ножного тормоза, педаль ножного и рукоятка ручного привода управления топливным насосом, рукоятка управления жалюзи, редукционный кран системы воздушного запуска двигателя, рычаг крышки вентиляционного лючка, баллоны системы воздушного запуска, рукоятка крана перекрытия пневматического привода к тормозам тягача, рукоятка привода топливоподкачивающего насоса, клапан выпуска воздуха из топливной системы, рукоятка топливораспределительного крана, левый и правый пусковые вентили стеклоочистителей, кран отбора воздуха из пневматической системы, правый и левый стеклоочистители, козырек с противосолнечным фильтром, футляр санитарной аптечки, кронштейн и подставка прибора, ящик для мелких вещей, щиток контрольных приборов, щиток электроприборов, а также выключатели, кнопки, сигнальные лампы и др.
На задней стенке с левой стороны кабины расположен фильтр для сообщения топливных баков с атмосферой. В верхней части правого заднего угла кабины установлены два бачка для питьевой воды. Съемное сиденье механика-водителя обеспечивает доступ к указателю уровня топлива, а крышка лючка в полу кабины - к указателю уровня масла и к рукоятке перепускного клапана масла.
Под сиденьями кабины расположены три съемных ящика с частью ЗИП. В кабине имеются таблички с основными указаниями по эксплуатации тягача, а также схема электрооборудования.
Кузов расположен непосредственно за кабиной, над воздухоочистителями, отделением топливных баков и отделением лебедки. Кузов оборудован откидывающимися сиденьями, съемным тентом, плафоном освещения и световой сигнализацией из кузова в кабину. Тент может быть снят с дуг, скатан и укреплен ремнями на дугах, установленных в гнезда на ящиках для аккумуляторных батарей. В передних углах кузова расположены ящики для аккумуляторных батарей, а над ними передние габаритные фонари и ящики для укладки части ЗИП с гнездами под дуги тента.
Рама тягача через балансиры, торсионы и десять обрезинен-ных сдвоенных опорных катков (по пяти на каждом борту) опирается на две гусеницы.
В передней части тягача по обоим бортам расположены бортовые передачи и ведущие колеса. На бортах рамы у ведущих колес на кронштейнах закреплены очистители ведущих колес от снега и грязи. В кормовой части тягача по бортам расположены направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц. В передней и задней частях надгусеничных полок расположены откидные легкосъемные грязевые щитки. На надгусеничных полках в передней части располагаются ящики с частью ЗИП.
На правой полке сбоку расположена крышка отверстия для установки съемной рукоятки ручного привода редуктора подогревателя двигателя. По бокам передней решетки расположены фары с защитными дугами. Впереди кабины с левой стороны на поворотном кронштейне имеется фара-искатель, а на кронштейне верхней петли левой двери крепится зеркало заднего вида.
На передних подкабинных стойках слева расположена горловина бортового топливного бака, а справа - масляного бака.
Две заправочные горловины передних и задних топливных баков расположены у правого борта кузова. Сзади рамы тягача расположены: тягово-сцепной прибор, выдающее устройство с концом троса лебедки, габаритные фонари и .фонари сигнала "Стоп", соединительная головка с разобщительным краном для присоединения воздухопровода тормозной системы прицепа и др. Впереди и сзади рамы тягача имеются по два крюка для буксировки и подъема тягача.
Общая наружная окраска тягача выполнена в защитный цвет.
Для удобства обслуживания все трубопроводы тягача окрашены в разные цвета: топливные-в желтый, масляные- в коричневый, системы охлаждения и подогрева - в зеленый, воздушные - в голубой. Головки смазочных пробок окрашены в красный цвет.

ПРИМЕНЕНИЕ
АТ-Т и машины на его базе поличили широкое распространение в Советской армии. В настоящее время нередко можно увидеть инженерные машины на базе АТ-Т в строительных и дорожных организациях.
Один из тягачей АТ-Т используется на МЗКТ как балласт при испытании машин и полуприцепов.

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ С АНАЛОГАМИ
Тягач был мощным и надежным, однако имелись и недостатки - низкий коэффициент сцепления на льду, жесткие условия работы экипажа из-за шума и вибраций.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Журнал "Моделист-конструктор" №3'99
Журнал "Бронеколлекция" №5'05
Техническое описание тяжелого тягача АТ-Т
Техническое описание трнспортера МДК-2м 409му
 
ВОПРОСЫ
Интересует любая информация об эксплуатации данного тягача.
« Последнее редактирование: Мая 29, 2012, 08:20:20 pm от Вадим Степанов »
Записан

Pavel

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 156
Re: АТ-Т - тяжелый артиллерийский тягач - 1949 г.
« Ответ #1 : Июня 30, 2006, 07:09:41 pm »

Из старого журнала "За рулем"
Записан

Kott

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1335
Re: АТ-Т - тяжелый артиллерийский тягач - 1949 г.
« Ответ #2 : Июня 30, 2006, 08:32:33 pm »

Дополнения:

Объект 407 - АТ-Т доработанный для установки навесного оборудования
Объект 410 - АТ-Т доработанный для установки навесного оборудования

Записан
С уважением, Александр.

Freefire

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 191
    • Freefire
Re: АТ-Т - тяжелый артиллерийский тягач - 1949 г.
« Ответ #3 : Июня 30, 2006, 09:30:14 pm »

Дополнения:
Объект 407 - АТ-Т доработанный для установки навесного оборудования
Объект 410 - АТ-Т доработанный для установки навесного оборудования
А по-подробнее про навесное оборудование можно?
Записан

dimitri

  • Опытный
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 381
  • За Веру, Царя и Отечество!
Re: АТ-Т - тяжелый артиллерийский тягач - 1949 г.
« Ответ #4 : Мая 11, 2009, 06:00:30 pm »

Объект 402 планировался как замена АТ-Т, а не как его модификация. От него отказались в пользу принципиально нового изделия 429. В любом случае двигатель В-54 не может быть установлен на изд. 401 по причине иного расположения впускных и выпускных коллекторов, навесных агрегатов и точек подсоединения систем двигателя (смазки, охлаждения, питания). Хотя, вполне возможно, модификация с двигателем мощностью 520 л.с. существовала. На изд. 401 без проблем можно установить двигатель В-38 (от изделия 426), отрегулированный на 520 л.с. Другое дело, что возрастут нагрузки в трансмиссии.
(По крайней мере, после освоения изд. 426 его усиленные балансиры ходовой части начали ставить и на изд. 401; хотя этот факт с силовой установкой никак не связан)

426 изначально имел 7 опорных катков на борт, 426У - это его "поздняя" модификация, как и 401У.
Изд. 407 видел нарисованным на плакате. Что за оборудование, не совсем понятно, но установлено оно на стандартной грузовой платформе изд. 401.
« Последнее редактирование: Мая 11, 2009, 06:11:06 pm от dimitri »
Записан
Человеку даётся то, что он заслужил и что может выдержать (Е.М.)

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1433
Re: АТ-Т - тяжелый артиллерийский тягач - 1949 г.
« Ответ #5 : Октября 06, 2009, 08:47:35 am »

Установщик 8У227 ракеты Р-11 на базе АТ-Т.

Большое спасибо ponabу!
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=3362.msg36754#msg36754
« Последнее редактирование: Октября 22, 2009, 11:05:35 am от PXL »
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

andrej

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 112
Re: АТ-Т - тяжелый артиллерийский тягач - 1949 г.
« Ответ #6 : Октября 07, 2009, 12:36:09 am »

Объекты на базе АТ-Т и его модификаций:
« Последнее редактирование: Октября 07, 2009, 11:25:35 pm от andrej »
Записан

SAR

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: АТ-Т - тяжелый артиллерийский тягач - 1949 г.
« Ответ #7 : Января 31, 2011, 06:28:19 am »

Компоновка и кабина:
Записан

Andrisu

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 58


 • СТАНЦИЯ "BOCTOK". НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ.

В Москве сделали ставку на масштаб освоения Антарктиды.
Планировалось не только открыть первую советскую станцию на побережье.
Но и сразу отправить поход к южному геомагнитному полюсу. 
В январе 1956 г. к берегу антарктического моря Дэвиса подошли дизель-электроход ОБЬ и ЛЕНА.
Станция была построена буквально за несколько месяцев, её назвали МИРНЫЙ.
Станцию возглавил легендарный полярник Михаил СОМОВ.
МИРНЫЙ стал нашей главной базой в Антарктиде.
Здесь готовились походы в глубь материка.

Первая попытка достичь южного геомагнитного полюса на обычных тракторах была крайне неудачной.
Полярников встретили небывалые ветры и аномальные морозы.
Пройти удалось меньше половины пути, - 375 км.
Через год в МИРНЫЙ прибыл соратник СОМОВА, опытный арктический волк, Алексей ТРЁШНИКОВ.

Он дрейфовал на льдинах, открывал полярные станции в Арктике.
Блестяще справлялся с любой задачей.
Теперь ему было поручено достичь южного геомагнитного полюса.
ТРЁШНИКОВ шёл на тяжёлых армейских тягачах.

Продвинулся гораздо дальше. Но и его поход накрыло метелями.
На следующий год к ним пробился поезд с запасом топлива.
И они вместе двинулись покорять геомагнитный полюс.

Уже больше месяца тягачи карабкались по ледяному куполу Антарктиды.
Чем выше они продвигались, тем меньше становилось кислорода.
То и дело отказывала техника, глохли двигатели, замерзало топливо,
лопались металлические тросы, гусеницы тягачей проваливались в снег.
Но ТРЁШНИКОВ упрямо двигался к своей цели.

Хотя, где именно должна стоять станция не знали даже в Москве.
Точки координат не было. Нам нужно было открыть её в точке южного геомагнитного полюса.
А вот где находится южный геомагнитный полюс? Положение его можно было только рассчитать.
И был определён некий сектор в котором мы должны были открыть (станцию).
А вот конкретной точки, - дойти до такой-то широты, такой-то долготы, - такой задачи не было.

Прошло два месяца.
На борту дизель электрохода ОБЬ нервничал начальник 3-ей Антарктической экспедиции Евгений ТОЛСТИКОВ.
Вдруг ТРЁШНИКОВ не успеет вернуться ко времени отхода судна?
А задерживаться нельзя, встанет лёд и ОБЬ окажется взаперти.
В глубь Антарктиды летели панические телеграммы,
- хватит искать этот полюс, ставьте станцию и возвращайтесь.
И вдруг связь с походом прервалась. Проходили дни, от отряда не было вестей.
И только спустя много лет ТРЁШНИКОВ расскажет, что произошло.

Однажды при очередном сеансе телефонной радио связи, мне сообщили -
Остановить поезд, создать станцию там, где вы находитесь, и дальше не двигаться.
Я сказал, сейчас электромагнитные бури. Не прохождение. Пошли дальше ...
 . . .

ВГТРК. 2016 г.
Записан

Andrisu

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 58



 • СТАНЦИЯ "BOCTOK". НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ.

Каждый год, как только в Антарктиде начинается весна,
в сторону южного геомагнитного полюса отправлялся очередной поезд.
Он вёз продукты, стройматериалы, технику, оборудование.
Но самое главное, сотни тонн топлива, необходимые для жизни на ВОСТОКЕ.

До начала 21-го века, санно-гусеничные поезда шли на станцию ВОСТОК,
По самому короткому маршруту, - от станции МИРНЫЙ.
Он был длинной 1.410 километров. И занимал около 3-х месяцев.

Содержать внутриконтинентальные зимовочные станции по силам только великим державам.
Недаром в 20-ом веке такие станции были только у России и США.
Для их обслуживания необходимо иметь не только авиацию, Но и санно-гусеничные поезда.
Каждый механик знает. если поход не придёт, Людей придётся эвакуировать. Станцию закрыть.

Так случалось уже не раз. Зимой 1963-го, 1996-го, 2005-го года.
Недаром трассу на ВОСТОК называют "дорогой жизни".
Каждый раз эта дорога готовит людям множество испытаний.
Особенно коварна зона зыбучих снегов. Абсолютно сухой, перемороженный снег.
Рыхлый, как песок в пустыне.
 . . .

110 мин.
документальный фильм: "СТАНЦИЯ "BOCTOK". НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ".
ВГТРК. 2016 г.
Записан

Andrisu

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 58




 • СТАНЦИЯ "BOCTOK". НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ.

В феврале 2005 года на долю санно-гусеничного похода выпали казалось все несчастья.
Уже третий месяц тягачи пробивались к ВОСТОКУ.

Стремительно уходило время полярного лета. Машины ломались.
Их второпях бросали, что-бы успеть перевести хотя-бы часть топлива.
На ВОСТОК пришло всего 3 машины ...

Вместо 300 тонн горючего, доставить удалось лишь пятую часть.
Зимовка оказалась под угрозой. Тогда было принято срочное решение.
Доставить необходимое топливо, - авиацией.
Но тяжёлый самолёт посадить на ВОСТОКЕ невозможно.

Выход был только один, - сбросить бочки с воздуха.
Последний раз наши лётчики делали подобное аж 14 лет назад, в 1991 г.
Однако пришлось идти на риск.

В ноябре 2005 года на ледовый аэродром станции НОВОЛАЗОРЕВСКАЯ приземлился грузовой ИЛ-76.
Экипаж состоял целиком из лётчиков-испытателей.
Только они могли справиться с сюрпризами, на которые так щедра Антарктида.
Им предстояло десантировать на ВОСТОК свыше 30-и тонн топлива.

Площадка крошечная.
К тому-же полярники подготовили её слишком близко от станции.
Разрежение слишком большое, им тяжело на такой высоте таскать грузы.
Поэтому площадку они сделали практически рядом со станцией.

11 ноября 2005 года все 168 бочек были сброшены на ВОСТОК.
Станция была спасена.

Лишь на последней платформе купола парашютов неожиданно свернулись.
Похоже целая платформа была потеряна.
Экипаж в расстроенных чувствах возвращался домой.
Со станции позвонили, по спутниковому телефону, -
Откопали на глубине 4.5 метра. Бочки целы.

Наши лётчики не только десантировали в Антарктиде рекордное количество топлива.
Они испытали новейшую разработку системы посадки.
На всём континенте эта система есть только на Российском аэродроме.
Теперь, если станцию закроет облачность, самолёт всё равно сможет приземлиться.
 . . .

документальный фильм
"СТАНЦИЯ "BOCTOK". НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ"
ВГТРК. 2016 г
110 мин
Записан

Andrisu

  • Молодой
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 58


 • СТАНЦИЯ "BOCTOK". НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ.

Но несмотря на все успехи авиации,
санно-гусеничные походы оставались основным способом доставки топлива,
на нашу самую труднодоступную станцию.

Проблемы каждого похода начинались сразу за станцией МИРНЫЙ.
Здесь ледник сплошь покрыт трещинами.
Он непрерывно сползает в океан. И расположение трещин непрерывно меняется.
А их глубина достигает нескольких сотен метров. Это один из самых опасных участков трассы.

Что-бы обойтись без потерь, тягачи должны были идти строго друг за другом, след в след ...

 ... Вскоре, после трагедии, трасса из МИРНОГО на ВОСТОК была закрыта.

Теперь все походы отправляются со станции ПРОГРЕСС на новых, современных машинах.
Время в пути удаётся сократить с двух месяцев, - до двух недель.
Но даже сегодня, добираясь до ВОСТОКА походники мечтают только об одном, -
Хорошо натопленной бане.


документальный фильм
"СТАНЦИЯ "BOCTOK". НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ"
ВГТРК. 2016 г.
110 мин
« Последнее редактирование: Июля 14, 2018, 04:01:45 pm от Andrisu »
Записан
Страницы: [1]   Вверх