Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Зажигательные авиабомбы  (Прочитано 1634 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SNV

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 667
Зажигательные авиабомбы
« : Июня 01, 2009, 02:22:06 pm »

Арсенал зажигательных авиабомб в начале 30-х годов находился в ведении химического управления УВВС РККА, где они считались боеприпасами специального назначения. Из-за этого в начале 1940-х годов в ГУАС РК КА их определили в разряд боеприпасов вспомогательного назначения, правда, уже к середине 1940-х годов они заняли достойное место среди авиабомб основного назначения. Сначала эти боеприпасы предназначались для создания пожаров в тылу и прифронтовой полосе противника, для поражения огнем построек военно-полевого, городского и сельского типа, железнодорожных станций, подвижного состава, складов, заводов, деревянных мостов, лесов, посевов и пр. В ходе Великой Отечественной войны был создан ряд комбинированных с зажигательными боеприпасов, в результате чего типаж их целей расширился вплоть до поражения живой силы противника огнем и осколками.
Начало развития советской научной базы военной пиротехники относится к 1931-32 гг. К этому времени в НИО завода № 67 сформировалась группа конструкторов и пиротехников, занимавшихся разработкой осветительных и зажигательных авиабомб. В опытной мастерской снаряжательного завода № 80 имени Я.М.Свердлова НКБ, построенного в Горьковской области, разрабатывали рецептуры снаряжения и технологии освоения в массовом производстве боеприпасов этого класса. Руководство вопросами развития военной пиротехники в стране в этот период было сосредоточено в отделении специальных боеприпасов Артиллерийского управления, возглавляемом С.И.Лукашевым. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по пиротехнике вели также ученые и преподаватели специальных факультетов Ленинградского и Казанского химико-технологических институтов.
Явно запоздалое внимание к боеприпасам этого класса можно объяснить недооценкой зажигательных авиабомб. Химическое управление УВВС РККА долгое время отдавало предпочтение «огнесмесеметанию» с самолетов. Для этого, по их мнению, можно было без проблем использовать химические выливные авиационные приборы. Однако к середине 30-х годов «низковысотное огнеметание» постепенно потеряло свою актуальность в связи с развитием войсковых средств ПВО. Со средних высот метать огнесмеси стало не столь эффективно - большая ее часть сгорала в воздухе, не долетая до земли.
Правда, затем эта эпопея имела дальнейшее продолжение, обойденное вниманием исследователей. В 1940 г. в эскадрилье одного из «химизированных авиаполков», дислоцированных под Одессой, некий военинженер 3 ранга разработал и успешно испытал довольно эффективный способ высотного огнеметания. Его метод был настолько перспективен, что не обратили на него внимание лишь по конъюнктурным соображениям - уж очень скандальной к тому времени стала сама идея огнеметания. Поскольку выливные авиационные приборы заправляли не только жидкими огнесмесями, но и кусками белого фосфора, автор предложил использовать для высотного метания куски пористого ракушечника. Для этого их пропитывали жидкой огнесмесью, а затем заправляли ВАП так же, как белым фосфором.
Испытания рецептуры с высот 400-600 м дали превосходные результаты. Здесь можно провести прямую аналогию с А.Нобелем, который по той же схеме случайно изобрел свой динамит, пропитав нитроглицерином куски природного кизельгура. Однако данный метод высотного огнеметания не получил должной оценки в УВВС КА. По-видимому, к этому времени там уже основательно были увлечены идеей «ампулометания». Именно такое использование «химических шаров» позволяло осуществить высотное огнеметание, «вся прелесть» которого заключалась в рассредоточенном действии огня на больших площадях. Ведь именно этот параметр служил яблоком раздора между приверженцами огнеметания и бомбометания зажигательными авиабомбами. Как обычно водится, истина оказалась посередине. И когда зажигательными авиабомбами снаряжали кассетные боеприпасы, многие проблемы боевого применения отпали сами собой. Высота бомбометания резко возросла, а площадь, «накрываемая огнем», увеличилась.
По характеру применения ЗАБ калибрами до 10 кг относили также к разряду суббоеприпасов - ими снаряжали ротативно-рассеивающие авиабомбы РРАБ а также сбрасывали группами из кассет-ведер. ЗАБ калибрами более 10 кг считались боеприпасами индивидуального применения - на самолете их размещали на замках бомбодержателей и сбрасывали в ходе одиночного, серийного или залпового бомбометания. ЗАБ калибром 10 кг были переходными - их использовали как индивидуально с бомбодержателей, так и в залповом вариантах - из кассет.
По характеру воздействия на цель ЗАБ подразделяли на боеприпасы сосредоточенного и рассеивающего действия. Первые – авиабомбы, создающие один мощный централизованный очаг огня, вторые - образующие некоторое количество отдельных самостоятельных горящих элементов после попадания боеприпаса в цель или организованного подрыва над ней. ЗАБ первой группы изготавливали в любых калибрах, второй - только в крупных. Снаряжали зажигательные авиабомбы на заводе № 80 НКБ. По характеру горения различали интенсивного и экстенсивного типа. К первым причисляли боеприпасы, снаряженные военным термитом в сочетании с твердыми нефтепродуктами. Ко вторым - снаряженные белым фосфором, жидкими нефтепродуктами пр. легковоспламеняющимися составами.
Летом 1936 г. на испытательном полигоне ВВС РККА для государственного, партийного и военного руководства СССР был устроен показ боевой авиационной техники и вооружения. Экспозицию образцов пилоты НИИ ВВС сопровождали и демонстрацией боевых возможностей авиабомб, разработанных в НИО завода № 67. Для этого самолеты-бомбардировщики различных типов выполнили более 30 вылетов. Лучшие летчики строевых частей Московского ВО отбомбились на отлично. НКО представляли Маршалы Советского Союза М.И.Тухачевский и А.И.Егоров, начальник ВВС Я.И.Алкснис и др. По свидетельству очевидцев и участников тех событий, большой интерес вызвали новые разработки зажигательных авиабомб - термитных, с корпусами из сплава «электрон», с отвержденным и жидким горючим.
В результате совместных усилий научных и производственных коллективов накануне Великой Отечественной войны удалось разработать, принять на вооружение и освоить в массовом производстве зажигательные авиабомбы лишь малых и средних калибров - ЗАБ-1э, ЗАБ-2,5т, ЗАБ-10тг и ЗАБ-50тг (хотя зажигательные 50-килограммовки тогда считались авиабомбами крупного калибра). Все они относились к боеприпасам интенсивного и сосредоточенного действия. Их общим недостатком оказалось то, что они были эффективны лишь при прямом попадании в цель, и их легко можно было потушить. Между тем официально считается, что самой массовой среди зажигательных была малогабаритная авиабомба калибром 2,5 кг с термитным снаряжением. Однако при этом не уточняют, что на ее основе изготавливали множество суббоеприпасов для других авиабомб.
А история с химическим авиационным разовым прибором ХАРП-500 логически завершилась самым неожиданным способом. По всей видимости, к началу Великой Отечественной войны довести его «до ума» так и не удалось - в 1940 г. требовалось изготовить их установочную партию по 140 штук для метания ОВ и термитных «огневых шаров». Но большое количество последних «безработными» не остались. Ими снаряжали зажигательных авиабомбы рассеивающего действия калибрами 100, 250 и 500 кг. Производство авиабомб рассеивающего действия с термитными шарами было относительно невелико, а к концу войны их и вовсе прекратили выпускать из-за большой трудоемкости производства и недостаточной эффективности поражающего действия. Если быть точнее, то за последним скрывался просто удручающий факт - более половины шаров на месте подрыва авиабомб разбрасывало несработавшими.
В середине 30-х годов также считалось, что по площадным целям типа крупных городов или промышленно-заводской застройке лучше всего использовать зажигательные авиабомбы калибром 50 кг, а также более мелкие, сбрасывая их из кассет. По легким городским, деревенским постройкам, а также железнодорожным строениям достаточно 10-кг «зажигалок». Малогабаритными же предпочтительнее всего «работать» по складам пиломатериалов, фуража, посевам созревших злаков и лесным массивам в сухое время года. Согласно материалам отчета комиссии ВВС РККА по итогам боевых действий на Карельском перешейке, летчики применяли зажигательные авиабомбы именно по этой схеме.
Однако боевые действия в ходе советско-финляндской войны совершенно опровергли все теоретические постулаты специалистов из Военно-химического управления Красной Армии. Между тем одна из причин несрабатывания зажигательных авиабомб отечественных конструкций состояла в том, что на аэродромах у более половины шаров ЗАБ-1э с газоотводных отверстий авиатехники снимали весьма дефицитную в те времена изоленту, искренне не подозревая, что это было категорически недопустимо. Вероятно, что некоторым из них пришлось за это жестоко поплатиться - НКВД таких оплошностей не прощал, придавая любой ошибке оттенок злого умысла...
В остальных случаях причиной отказа в действии послужили «слабый накол» капсюля-воспламенителя, «невоспламенение» переходного состава, разрушение лопастей крыльчаток взрывателей и пр., что комиссия признала неизбежным. В то же время сбрасывание ЗАБ на жилые кварталы наносило больший ущерб, чем ФАБ, - размер ущерба от пожаров многократно превышал даже эффект от взрыва «фугаски» калибром 2000 кг.
Накануне «зимней войны» в ГСКБ-47 НКБ и НИИ-6 НКБ интенсивно разрабатывали также ЗАБ рассеивающего действия и мощные фугасно-зажигательные авиабомбы проникающего типа. Неутешительные для ЗАБ итоги тех боевых действий послужили толчком к быстрейшему завершению разработки зажигательных авиабомб больших калибров. Однако следует отметить, что в послевоенный период малокалиберные зажигательные боеприпасы не предали забвению. До сих пор отечественные ВВС имеют на вооружении кассеты, снаряженные зажигательными элементами малых калибров без оперения.
В ГСКБ-47 в ходе Великой Отечественной войны рассматривали и возможность массового производства зажигательных авиабомб калибром 25 кг рассеивающего действия. Для этого корпуса химических авиабомб ХАБ-25 требовалось слегка доработать и снарядить термитными шарами. Между тем в НКБ заявили, что ХАБ-25 давно сняты с производства, а тыловые запасы готовых химических боеприпасов расснаряжать в военное время - себе дороже. А с учетом того, что на вооружение ВВС поступили аналогичные авиабомбы, но более крупного калибра - ЗАБ-100-65тш, необходимость в их 25-кг аналогах отпала. Тем более что и ЗАБ-100-65тш, и ЗАБ-25р на самолеты требовалось подвешивать на замки одной весовой группы, а значит, с боеприпасами более крупного калибра боевой потенциал самолета возрастал вчетверо. Таким образом, калибр 25 кг в классе зажигательных авиабомб так и остался вакантным.

Динамика производства зажигательных авиабомб (тыс. штук)

Год                        1940         1941         1942       1943      1944      1945      Всего

ЗАБ-1э                   878,8        645,0          77,0         -           -          -       1600,8
ЗАБ-2,5т                 152,7      1340,5       1157,0    680,0       12,7        -        3342,9
ЗАБ-50тг                  15,1        117,8        209,8     105,0        9,5         -        457,2
ЗАБ-100цк                  -            19,90       30,60     91,00     126,0     43,0       310,5
ЗАБ-100-65тш             -              0,17       31,20     27,50      23,0        -          81,87
ЗАБ-500-300тш           -              0,49         1,15       1,83        -          -           3,47
Всего за год           1046,60    2123,86    1506,75    905,33    171,2      43,0    5796,74


Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
Записан
"Исправи правды ради, писанья ж не кляни" А.К. Толстой
Страницы: [1]   Вверх