Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: 5Я62/5Я63 "Циклоида" - станция радиорелейной связи  (Прочитано 14659 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

kord

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 668

5Я62/5Я63 "Циклоида"

станция радиорелейной связи

НАЗНАЧЕНИЕ
Применяются для обеспечения радиорелейной связи в составе ПУ ЗРС С-75, С-125, С-200.

РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО
Разработана в ФГУП "МНИРТИ" в 1967 году.

МОДИФИКАЦИИ
     - 5Я62 "Циклоида" - станция радиорелейной связи на 2 направления (2 антенны);
     - 5Я63 "Циклоида" - станция радиорелейной связи на 3 направления (3 антенны).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
24 выделенных канала на стойку на 21 одной фиксированной частоте, из них на БЦВСе 11 служебных, или резервных,
одно направление состоит из 3-х стоек
- приема 1100 II,
- передачи 1100 I,
- уплотнения 1200.
1100-1 включает в себя:
- волномер,
- блок подачи "высокого",
- два передатчика - основной и резервный,
- блок питания стойки (1130Б),
- блок питания лампы ГС-13 (1130А).
передатчик состоит из:
- манипулятора,
- лампы СВЧ (УВИ-8)
- ГС камкры с лампой ГС 13...


Состав:
     - аппаратная на базе полуприцепа ОдАЗ-828;
     - антенный прицеп в кузове-фургоне КУНГ-П6М;
     - мачта унифицированная сборно-разборная перевозная 1Л81 "Унжа";
     - ДЭС 5Е93  в кузове-фургоне КУНГ-П6М;
     - седельный тягач ЗиЛ-131Н/НВ для буксировки аппаратной;
     - 2х автомобиля ЗиЛ-131, Урал-375 или КРАЗ-255Б для буксировки антенного прицепа и ДЭС.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Диапазон рабочих частот, МГц     5200...5600
Количество каналов ТЧ               28

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- статья к 50-летию МНИРТИ
- на фото - 5Я62 "Циклоида"
« Последнее редактирование: Августа 30, 2013, 01:58:25 am от Yary »
Записан

Henry

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 294
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #1 : Ноября 05, 2009, 10:23:38 pm »

схема 5я61.
Записан

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #2 : Сентября 21, 2012, 04:36:40 pm »

    Точно, она - "Циклоида"
     5Я62 (2 "яйца")
     5Я63 (3 "яйца")


Я служил 1984-1986 год, Корнево, в/ч 45800 - Ф, "Циклоида" 5Я62 (2 "яйца")
(Аппаратура радиорелейной связи 5Я61 "Циклоида" (5Я62, 5Я63), смонтированная в полуприцепе ОдАЗ-828. Антенно-мачтовое устройство (АМУ), использовавшееся для подъема антенн, после демонтажа и укладки по-походному, а также ЗИП, размещенный в полуприцепе, транспортировались автомашиной ЗИЛ-131.)

Фото - http://hadipark.extra.hu/kepekhadiparkegyeb.php
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2012, 06:50:31 pm от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #3 : Сентября 21, 2012, 07:55:10 pm »

5Я62 "Циклоида"?
http://mil.in.ua/forum/viewtopic.php?f=15&t=199&start=10Оригинальные фото

На последнем фото кабина "Циклоиды".
« Последнее редактирование: Ноября 13, 2012, 02:12:41 am от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #4 : Сентября 27, 2012, 03:32:15 pm »

5Я62 "Циклоида" в секретных лесах и степях...
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2012, 03:06:41 am от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #5 : Октября 21, 2012, 10:33:13 pm »

5Я63 "Циклоида"
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2012, 02:51:10 am от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #6 : Ноября 13, 2012, 01:41:30 am »

Позабытые, позаброшенные антенны "Циклоиды"
Авторство - на фото
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #7 : Ноября 13, 2012, 02:07:58 am »

Цитата: nik248
Радиорелейная станция 5Я62 "Циклоида". Передавала информацию АСУ с КП зенитно-ракетной бригады на огневые средства дивизионов. Аппаратура распологалась в полуприцепе ОдАЗ-828.

Мачта антенны станции радиорелейной связи 5Я62 "Циклоида". Антенны в войсках обзывали "лопухами" или "яйцами".
Два "лопуха" - 5Я62,
три - 5Я63 (узловая).
Все "Циклоиды" были соеденины в одну цепь, от дивизиона к дивизиону.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
- http://sovetsk.forum24.ru/?1-8-0-00000008-000-10001-0
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #8 : Ноября 13, 2012, 03:02:42 am »

Электропитание и антенный прицепы
С антенным прицепом более-менее ясно, а какая ДЭС применялась?
5Е93? 5Е95? 5Е96? 5Е97?
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2012, 07:41:03 pm от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #9 : Ноября 13, 2012, 03:15:00 am »

Антенный прицеп и ДЭСка, ИМХО, в кузовах-фургонах П6М?
А в каком кузове монтировалась 5Е93 (ЭСД-100) ?
Уж очень похожи фото - http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,903.msg1245.html#msg1245 и http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,619.msg2858.html#msg2858
« Последнее редактирование: Ноября 13, 2012, 03:34:37 am от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #10 : Ноября 13, 2012, 03:41:41 am »

Скорее всего ДЭС 5Е93 есть ПВОшной версией вышеуказанных ДЭС-100.
"Циклоида" - продукт ПВОшный, и СЭС у неё должна быть унифицированной с СЭС систем ПВО.
ИМХО...
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2012, 07:41:35 pm от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #11 : Ноября 14, 2012, 02:11:40 am »

Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #12 : Ноября 14, 2012, 03:03:45 am »

5Я62 "Циклоида"
Фото 1 - АМУ и антенны;
Фото 2 - аппаратная, антенная, ещё одна антенная?, ДЭС под стенкой
Фото 3 - ДЭС под стенкой, шасси
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2012, 03:08:52 am от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #13 : Ноября 14, 2012, 03:09:38 am »

А это антенный прицеп?



В музее антенны 5Я63 и этот прицеп стоят напротив друг друга...
« Последнее редактирование: Ноября 17, 2012, 02:43:16 am от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #14 : Ноября 14, 2012, 04:15:25 am »

ДЭСка эта - 5Е93, она-же ЭСД-100Т/400 ?
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2012, 06:36:28 pm от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #15 : Ноября 17, 2012, 02:44:23 am »

Та, что приведена на фото со spec.drom.ru

Принято!
Перекомпонована тема по ЭСД-100 и 5Е93...
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #16 : Ноября 18, 2012, 12:39:26 am »

А АМУ какое применяется? УНЖА?
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #17 : Ноября 18, 2012, 01:16:03 am »

Принято.

О какой "Циклоиде" идёт речь?

С образованием НИИ-129 в марте 1956г. (Постановление ЦК КПСС И СМ СССР №361 – 232 от 17.03.1956г. и приказ Министра радиопромышленности №73 от 23.03.1956г) и началом разработки совершенно новой многоканальной радиорелейной станции «Левкой» в диапазоне сантиметровых волн (7,7 – 8,8 см) под шифром Р-406 (под нее и был создан НИИ-129) Главным ее конструктором был назначен Ф.П. Липсман [10]. Вплоть до принятия этой станции в 1962г. на снабжение войск связи он оставался её Главным конструктором [7], хотя в своей автобиографии, опубликованной в журнале «Алеф», обо всём этом он не написал ни слова [11], как и о многом другом, например, о провале «Циклоиды».
...

Рупорно-параболические антенны, о которых идёт речь в тексте и крупноформатная фотография которых на антенной опоре помещена на указанном стенде в музее, это антенны РПА разработки ГосНИИ радио Министерства связи для коммерческой РРС «Курс-6» [8]. Они были рекомендованы мной, как экспертом от НВС по антенно-фидерным устройствам, для РРЛ «Циклоида» (5689 – 6179 МГц), разработанной МНИРТИ для «Системы «А-35». Антенны РПА были рекомендованы в целях замены перископической антенно-фидерной системы «Циклоиды», обладающей крайне низким уровнем защитного действия от влияния внешних радиопомех, и для многократного (более 104  раз по мощности) повышения этого уровня. Эти антенны никакого отношения не имеют к РРС Р-400 и «Системе «А». Из сравнения хотя бы рабочих диапазонов частот, очевидно, что применение РПА для станций Р-400 (1550 – 1750 МГц) в принципе невозможно. Высота 30 метров не имеет никакого отношения к антенне РПА, это высота антенной опоры станции Р-400, усовершенствованной после испытаний.
...

Эти недостатки определили непригодность применения РРЛ «Левкой» для организации военной связи. Однако Управление вооружения НВС не приняло во внимание выявленные недостатки. Единственно на что оно пошло в конечном итоге – это рекомендовать принять РРЛ «Левкой», получившую название Р–406, не на вооружение, а на снабжение войск связи (Приказ Министра обороны СССР № 0121 от 08.05.1962 г.) [7]. Так как радиорелейные станции Р–406 не были приняты на вооружение, то они нашли ограниченное применение в качестве резервного мобильного средства на общегосударственной сети связи, при организации связи в ходе освоения Тюменского нефтяного месторождения, а также для передачи телевизионного канала с космодрома «Байконур» на общегосударственную сеть связи в реальном масштабе времени о первых запусках пилотируемых космических кораблей.
Несмотря на такие принципиальные недостатки, исключающие применение перископической антенно-фидерной системы в средствах военной радиосвязи, Ф.П. Липсман (после Постановления ЦК КПСС И СМ СССР от 10 декабря 1959 года «О «Системе «А-35» и 7 января 1960 года «О создании системы ПРО Московского промышленного района», где он был назначен Главным конструктором системы передачи данных, а не при создании «Системы «А») в новой радиолинии под шифром «Циклоида» (5689 – 6179 МГц) уже для системы связи и передачи данных «Системы «А-35» [15] опять принимает решение применить перископическую антенно-фидерную систему. Я, будучи назначенным экспертом при рассмотрении технического проекта РРС «Циклоида», опять представил обстоятельное заключение о неприменимости этой антенно-фидерной системы для радиорелейной линии «Циклоида» в «Системе «А-35». И опять, вопреки моему заключению, теперь уже 4-ым Главным управлением МО СССР утверждается этот проект. Начальником отдела, отвечавшего за заказы в этом управлении, был А.И.Зотов - бывший начальник отдела автоматизированных систем управления и узлов связи Министерства обороны и Гражданской обороны СССР нашего института. Вся научно-техническая и профессиональная деятельность Александра Ивановича Зотова была связана с разработкой телеграфных коммутаторов и аппаратных узлов связи. Поэтому при утверждении проекта он положился на разработчика (НИИ-129) и доклад его главного инженера (Ф.П. Липсмана). Строительство «Системы «А-35» шло не такими темпами как «Системы «А». Входили в строй некоторые объекты, шли настроечные работы силами разработчиков из ОКБ–30, заводских и конструкторских бригад с участием личного состава войсковых частей. Станции «Циклоида» разрабатывались, изготавливались, поставлялись на полигон и между площадками строились линии радиорелейной связи. В то же время должны были производиться пробные включения радиолокатора дальнего обнаружения. И сразу при первом же включении этого локатора в радиорелейных линиях входные цепи станций первого интервала сгорели, а у второго (40 км) и третьего (80 км) вышли из рабочего режима. Возникла серьёзная опасность катастрофической ситуации - оставить весь полигон «Системы «А-35» без связи и, автоматически, без передачи данных. А.И. Зотов разыскал меня (был бледен как мел) и первыми его словами были: «Что делать? Что делать?». Я его успокоил и сказал, что надо реализовать то, что рекомендовано в «Заключении» нашего института, а именно: «Применить для РРС «Циклоида» рупорно-параболические антенны типа РПА-2П-2, разработанные ГосНИИ радио Министерства связи для РРС «Курс - 6» (Айзенберг Г.З и Кузнецов В.Д.), и закрытые волноводные тракты ». На его вопрос о том, что делать сейчас, я ответил, что на время первичной организации и строительства «Системы «А-35» можно применить РРС Р-400 или Р-400М, «позаимствовав» их из ближайших войсковых частей связи, где есть радиорелейные дивизионы. Эти станции менее широкополосны, но для первых этапов отладки и настройки объектов полигона они пригодны, так как защитное действие их антенн более, чем в 1000 раз больше, чем у антенн перископического типа, примененных НИИ-129 в РРЛ «Циклоида» (кстати, из-за этого  «Циклоида» не была принята ни на вооружение, ни на снабжение и соответствующего шифра не получила, так и оставшись в истории «Циклоидой» [15]). Надо отдать должное А.И. Зотову, он сумел оформить новый заказ, провести проектирование и изготовление образцов, их всесторонние испытания, поставить на полигон радиорелейные станции с рупорно-параболическими антеннами и всё сделать так, чтобы ни на один день не сорвать сроки работ по «Системе «А-35». Помещенные на упомянутом стенде музея фотографии как раз и относятся к этому периоду, а не ко времени оборудования «Системы «А».
Строительство «Системы «А-35» было закончено в 1972 году и к 1974 году пообъектно эта система была принята в эксплуатацию. В процессе строительства объектов «Системы «А-35» 8-ое управление Генерального штаба ВС СССР сообщило заказчикам и разработчикам о начале работ в США по созданию межконтинентальных баллистических ракет с многозарядными боевыми частями, что сделало необходимым проведение модернизации боевых средств «Системы «А-35». На основе инженерной записки, разработанной группой ведущих специалистов под руководством Г.В. Кисунько, «Система «А-35» была модернизирована и в 1975 году принята на вооружение для осуществления защиты Московского промышленного района вплоть до 1995 года, когда ей на смену пришла «Система «А-135».
После всех этих, можно сказать, провалов (Р-406 – на снабжение, «Циклоида» - частично на списание в утиль, частично в учебную эксплуатацию) авторитет Ф.П. Липсмана в руководстве войск связи и Министерства обороны значительно упал, и после смерти Г.С.Ханевского директором МНИРТИ был назначен Г. Корольков, а не Ф.П. Липсман. Его постепенно отстраняют от новой тематики. В 1975 году директором МНИРТИ назначается М.И. Борисенко - заместитель С.П.Королёва - для укрепления руководства МНИРТИ.
Михаил Иванович Борисенко (1917 года рождения) - великолепный руководитель, бывший у С.П. Королёва Главным конструктором радиотехнических систем ракетно–космической техники, участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, доктор технических наук, профессор, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-ой степени, медали «За боевые заслуги» и других наград [22]. Он вплотную занимается системой связи и передачи данных «Системы «А-35», в том числе и её модернизацией вплоть до принятия на вооружение и постановки на боевое дежурство. Ф.П. Липсман полностью отстраняется от участия в работах института и совершенно безосновательно обвиняет М.И.Борисенко в… антисемизме: «Директором института назначили Михаила Ивановича Борисенко, махрового антисемита. С первых же дней он начал кромсать кадры. И преуспел в этом» - пишет он в своей биографии [11]. Это заявление Ф.П.Липсмана иначе как клеветой назвать нельзя, ибо Михаил Иванович действительно освобождался от тех, кто плохо работал, но это никоим образом не было связано с национальностью увольняемых. М.И.Борисенко сыграл значительную роль в истории института, его технологической базы и развитии серийного производства его изделий. В этот период институт достиг наибольшего расцвета и был награждён орденом Трудового Красного Знамени [14]. В 1979 году Ф.П.Липсмана вызвал к себе начальник Главного управления Министерства промышленности средств связи и предложил ему тихо уйти на пенсию. С этого времени вплоть до своей кончины в 2010 году Ф.П. Липсман находился на пенсии и нигде не работал - его никуда не приглашали. В начале своего пенсионного положения он публиковал в «Литературной газете» небольшие заметки о том, что очень жаль, что так расточительно обошлись с ним - он «мог бы сотворить ещё немало новых и полезных дел»[11]. Действительно, он мог «сотворить немало новых дел», завалив ещё что-нибудь. Ему надо было благодарить судьбу и лично М.И.Борисенко, который великолепно завершил создание системы связи и передачи данных «Системы «А-35», за то, что он  (Липсман) не оказался в тюрьме за провал разработок войсковой и противоракетной техники радиосвязи: радиорелейных линий «Левкой» (Р-406) и «Циклоида».
« Последнее редактирование: Ноября 18, 2012, 03:31:21 am от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #18 : Августа 30, 2013, 12:07:00 am »

Имеем конфликт наименований...  8)

Имеем наименование данной темы:
5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции

Имеем здесь:
5Я61 - радиорелейная линия "Радиан"
5Я61М - радиорелейная линия
5Я61М-ЦС - центральная станция (ОФ1.201.019) РРЛ 5Я61М ???
5Я61М2-АС - абонентская станция (ОФ1.201.018) РРЛ 5Я61М2 ???
5Я61М3 - радиорелейная линия
5Я61М3-АС - абонентская станция (ОФ1.100.007) РРЛ 5Я61М3
5Я61М3-ЦС - центральная станция (ОФ1.100.006) РРЛ 5Я61М3
5Я62 - станция радиорелейной связи "Циклоида"
5Я63 - станция радиорелейной связи "Циклоида"

Who из них есть кто? ???
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я61/5Я62/5Я63 "Циклоида" - радиорелейные станции
« Ответ #19 : Августа 30, 2013, 01:57:14 am »

5Я62/5Я63 "Циклоида" , 5Я61 "Радиан"
Принято!
Редактирую...
Записан
Делай что должно, и будь что будет...

Yary

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2338
Re: 5Я62/5Я63 "Циклоида" - станция радиорелейной связи
« Ответ #20 : Сентября 01, 2013, 08:11:04 pm »

"Циклоида" на Полигоне... Нет... не так! "Циклоида" возле Полигона!
с.Полигон, Николаевская обл. Всю красоту видать с развилки Николаев-Херсон-Киев.
« Последнее редактирование: Сентября 01, 2013, 08:16:41 pm от Yary »
Записан
Делай что должно, и будь что будет...
Страницы: [1]   Вверх