Лаврентий Павлович Берия - кое какие мысли вслух о мифах и слухах.
Начиная с 1953 г. о Л.П. Берии у нас в стране было написано много всего. Десятки книг и тысячи статей. В подавляющем большинстве - как нынче выясняется, что это была дикая чушь.
И можно только сожалеть о себе и десятках миллионов читателей, так как все мы позволяли вешать себе на уши подобную лапшу.
Имеются ввиду конечно не какие-то спорные детали, а о самое натуральное вранье, которое можно было опровергнуть с помощью элементарной логики.
Ну типа того, что Берия преуспел лишь в палаческом ремесле, а во всех других вопросах - военных, промышленных, научных и т.д. - был полнейшим нулем, все время и на всех кричал, угрожал «стереть в лагерную пыль» и т.д., то есть всегда только метался, дезорганизовывал и стопорил работу.
Но так ли всё здесь просто?
Официально, в декабре 1945 г. Сталин снимает его с поста наркома внутренних дел, то есть как бы «лишает» его возможности заниматься «любимым делом» - единственным, так сказать, в котором он хоть что-то смыслил, по мнению таких вот «мифотворцев». Казалось бы вот она истина - даже сам Сталин понимает кого он снял с поста.
А между тем еще до войны, в феврале 1941 г., Берия был назначен заместителем председателя Совнаркома СССР, переименованного в марте 1946 г. в Совет Министров СССР. Кроме того он был ещё и членом Совнаркома.
А в мае 1941 г. когда сам Сталин был назначен председателем Совнаркома СССР, члену Бюро Совнаркома Берии было поручено курировать такие наркоматы как: наркомат лесной промышленности, цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. Но при этом он оставался одновременно и наркомом НКВД-НКГБ. Это не так легко.
Про события 22 июня 1941 г. разговор особый. Давно тошнит от официального вранья историков, действовавших по социальному заказу властей. Тем более, что после начала 60-х годов многие, даже не старые мемуаристы врали так, как будто были очевидцами событий.
Про «знаменитый» звонок Жукова по телефону Сталину на дачу в Кунцево в 3 час 40 минут 22 июня – думаю, что и напоминать излишне. Или про воспоминания Хрущёва о якобы шоковом состоянии Сталина и т.п. На ветке по теме о II-й мировой войне я уже упоминал о рассекреченных ныне выписках из журналов записей лиц, принятых Сталиным в этот период. Эти журналы велись в его приемной Поскребышевым.
20 июня 1941 г. Сталин принял 13 человек, начиная с 19.55 до 0.45, в том числе с 20.20 до 0.45 - Берию.
21 июня Сталин принял 12 человек с 18.27 до 23.00, в том числе Берию с 19.05 мин до 23.00
22 июня Сталин принял в 5.45 Молотова, Берия, Тимошенко, Мехлиса и Жукова.
Всего 22 июня с 5.45 мин до 16.45 мин Сталин принял 29 человек, в том числе Берия был принят трижды: с 5.45 до 9.20; с 11.30 до 12.00, с 16.25 до 16.45. Есть подозрение, что они там не чаи распивали при этих встречах.
И в последующие дни Сталин принимал от 8 до 23 человек. Причем Берия ежедневно проводил с ним не менее 3-х часов. Наивно думать, что журнал записей посетителей Сталина никогда не видел тот же Хрущев.
В конце июня 1941 г. был создан знаменитый ГКО - единственный и главный орган управления страной.
Басни Хрущева и прочих больших партийцев о том, что в годы ВОВ советским народом руководила ВКП(б), хотя и не выдерживают никакой критики, но с идеологической точки зрения понятны. Но когда этот же постулат я увидел у Жукова, то стало не по себе. Вот потом, партия в лице Хрущева и соратников - его действительно "отблагодарила" за преданность. И дело не в моём несколько непочтительном высказывании о партии, а в том, что против очевидных фактов не попрешь. На войне командует командир, а не орган.
А потому факты таковы, что с начала войны и до октября 1952 г. высшие партийные органы, съезды и партконференции не созывались не разу. ЦК партии в годы войны тоже ни разу не собирался. После пленума ЦК ВКП(б) в феврале 1941 г. следующий пленум собрался лишь в марте 1946 г. Любому ребёнку понятно, что война не время для розовых сказок и партия была таким же исполнителем воли ГКО как и все советские административные и военные органы.
Естественно, что председателем ГКО стал Сталин. Его заместитель Молотов курировал танкостроение, а другие члены ГКО: Маленков - авиацию, Ворошилов- комплектование войск, Берия - угольную, нефтяную, лесную промышленность, черную и цветную металлургию, НКВД. НКВД кстати тоже воевал на фронтах и очень даже неплохо.
В феврале 1942 г. ГКО поручил Берии ещё и контроль над наркоматами вооружения и минометов, где наркомами были Устинов и Паршин, а еще через 8 дней Берии передали под контроль наркомат боеприпасов.
Кто-то может быть скажет – это было сделано традиционно, из-за особого положения Берия по отношению к Сталину. Но у Сталина были и другие товарищи, пользовавшиеся особым его расположением, и тем не менее, важнейшие направления были поручены Берии.
Объясняется всё просто. Вспомните свой родной офис или предприятие или организацию. Народу вроде бы много, а процентов 50 – бездельники. И доверить какое-либо ответственное дело начальник может только 2-3 проверенным в деле людям. Так было и в 1941 году в Кремле.
Далее продолжу.