Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: 1ЛК222 - лазерный комплекс самолетного базирования  (Прочитано 7464 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Anleon

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 290

1ЛК222

лазерный комплекс самолетного базирования

РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО
Еще в июне 1965 года состоялась встреча академиков А. М. Прохорова, М. Д. Миллионщикова и А. А. Расплетина, которая послужила началом развертывания работ по лазерной проблематике в НПО «Алмаз».  В августе 1973 года в НПО «Алмаз» на базе существующего подразделения было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем.

В 70–80-х годах под научным руководством академиков РАН А. М. Прохорова, Б. В. Бункина и Е. П. Велихова коллективами под руководством профессора Л. Н. Захарьева, академика РАН В. А. Глухих и члена-корреспондента РАН В. Д. Письменного с участием других НИИ и КБ созданы передовые образцы лазерных комплексов для теплового поражения воздушных целей, генерации, формирования и наведения мощного излучения на удаленные объекты. Они успешно испытаны в натурных условиях. 

Совместно с ТАНТК имени Г. М. Бериева появился и авиационный лазерный комплекс на самолете А-60 (летающей лаборатории 1А1), который впервые поднят в воздух в августе 1981 года. А в конце 1983 – начале 1984 года проведены первые успешные натурные эксперименты.

За крупные достижения в этой области в 80-е годы большая группа сотрудников НПО «Алмаз» удостоена высоких почетных званий и правительственных наград. Лауреатами Ленинской премии стали доктора технических наук Л. Н. Захарьев и Ю. А. Коняев. Лауреатами Государственной премии – кандидаты технических наук Н. Н. Поляшев, В. А. Феофилактов, доктора технических наук В. В. Морозов, Е. М. Сухарев и другие. Орденами награждены В. В. Карасев, В. А. Королев, кандидаты технических наук Н. Н. Поляшев, А. С. Румянцев, доктор технических наук А. Б. Игнатьев и другие.

Исследования, выполненные НИУ МО РФ, показали перспективность авиационного лазерного направления разработок и достаточность научно-технического задела НПО «Алмаз» с кооперацией. Предприятие было готово к созданию авиационного лазерного комплекса с мощным СО-лазером на опытном самолете А-60 (летающей лаборатории 1А2). Однако 90-е годы стали весьма трудными для создания лазерного оружия в нашей стране, внесли свои печальные коррективы, что было связано с общим резким сокращением ассигнований на оборонные программы.

В настоящее время США вернулись к разработке лазерных технологий и усиленными темпами ведут исследования в создании космического комплекса лазерного оружия SBL (Spase Based Laser) и подобного комплекса самолетного базирования ABL (Airborne Laser). Которые в перспективе смогут успешно перехватывать стратегические ракеты на активном участке траектории. В связи с этим «Алмаз» вынужден был возобновить прерванные в 90-е годы работы на этом направлении.

Источники:
http://www.vpk-news.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1171:2009-08-19-15-14-40&catid=209:-2009&Itemid=445

http://lenta.ru/news/2009/08/26/laser/
« Последнее редактирование: Мая 12, 2012, 02:30:12 am от Yary »
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #1 : Августа 26, 2009, 11:00:33 pm »

Цитировать
Исследования, выполненные НИУ МО РФ, показали перспективность авиационного лазерного направления разработок
В настоящее время США вернулись к разработке лазерных технологий
В связи с этим «Алмаз» вынужден был возобновить прерванные в 90-е годы работы на этом направлении.
Позвольте продолжить. Оказывается - не всё так однозначно.

Россия разрабатывает лазерное оружие воздушного базирования
15:20 «Известия»  http://news.mail.ru/politics/2852961/
Боевой лазер, предназначенный для установки на самолеты, разрабатывается в России, сообщил «Интерфаксу» действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев.

«В программе вооружений, которая была одобрена Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии, есть соответствующие разделы, которые предполагают осуществление дальнейших работ по исследованиям и разработкам лазерного оружия. Конечно, это вовсе не означает, что Россия, как в свое время СССР, втянется в новую гонку вооружений.

Просто руководство страны не имеет права не замечать, что лазерное оружие уже “поднимается” над Землей, и должно реагировать на эти факты», —сказал Зайцев. Так он прокомментировал планы проведения США испытаний самолета «Боинг» с установленным на нем лазером для уничтожения ракет противника. Зайцев напомнил, что в свое время работы по созданию лазерных комплексов для теплового поражения воздушных целей в полете выполнялись и в Советском Союзе. «По мнению многих экспертов, он стал первой страной, достигшей в этой области заметных практических результатов.

Достаточно мощная установка была испытана еще в 1972 году. Уже тогда мобильная “лазерная пушка” вполне успешно поражала воздушные цели», — рассказал собеседник агентства. В 1977 году, отметил он, в ОКБ им. Бериева начались работы по созданию на базе Ил-76МД летающей лаборатории, на борту которой размещалась бы установка, предназначенная для исследований распространения лучей лазера в верхних слоях атмосферы. Впервые лаборатория поднялась в воздух в августе 1981 года. По результатам летных испытаний создается и в 1991 году поднимается в воздух вторая летающая лаборатория, сообщил Зайцев.

Аналогичные разработки велись и продолжаются по сей день в США. Недавно Вашингтон официально объявил о проведении очередного летного испытания систем наведения и управления огнем «лазерной пушки» воздушного базирования, которую предполагается использовать в целях ПРО.

«В ближайшие месяцы сложность воздушных испытаний будет нарастать, а кульминацией должна стать проверка боевых возможностей лазера при воздействии на баллистическую ракету на разгонном этапе полета», — сказал Зайцев. Целью воздействия лазера станет топливный бак ракеты. Считается, что лазерный луч в доли секунды сможет разогреть его до высоких температур, бак взорвется, и ракета разрушится. Если конечно на ней не будут приняты специальные меры противодействия: вращение ракеты во время полета, нанесение на корпус «зеркального» покрытия.

«Опять же, лазер будет способен действовать только против ракет средней дальности, а более вероятно лишь против оперативно-тактических ракет», — сказал собеседник агентства. Во многом это связано с обнаруженными техническими трудностями в работе воздушного лазера, преодолеть которые в ближайшем будущем вряд ли удастся.

Это, по словам Зайцева, начинают понимать и американские военные. Если изначально планировалось построить семь самолетов с лазерными комплексами на борту, в 2008 году речь шла уже только о двух образцах. Сегодня считается, что будет достаточно и одного, имеющегося в наличии, отметил эксперт. В частности, при работе американского лазера происходит перегрев конструкции фюзеляжа самолета, что может привести к катастрофе. Не получается пока создать надежную оптическую систему фокусировки луча лазера. До сих пор не решена проблема точности слежения за объектом атаки. «Словом, в обозримом будущем у боевого лазера, как элемента ПРО, перспектив пока нет», — сделал вывод Зайцев.

Перспектив нет, но догнать и перегнать не дадим?

 

Записан

Гарик

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1540
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #2 : Августа 27, 2009, 05:16:10 am »

ПЕрспектив нет и эти заметки больше похоже на банальное бла-бла-бла. Это настолько затратные исследования, что даже США не тянут больше 1 самолета. А у нас я вообще молчу
Записан

Anleon

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 290
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #3 : Августа 27, 2009, 07:24:18 pm »

Впервые о появлении в Государственной программе вооружений (ГПВ) раздела о разработке лазерного оружия было сообщено в 2006 году. С этого момента официально возоблены работы по наземным воздушным и космическим системам. Есть желание получить результаты к моменту начала работ по шестому поколению РКО примерно к 2015 году. ???
Записан

Melnikov

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 659
    • Современная авиация России
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #4 : Августа 27, 2009, 07:27:12 pm »

В 70–80-х годах под научным руководством академиков РАН

В 70-80 годы не могло быть академиков РАН. Организации такой не было.
Записан
Александр

Anleon

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 290
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #5 : Октября 29, 2009, 07:36:08 pm »

Записан

Stranger_NN

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #7 : Октября 29, 2009, 11:15:03 pm »

Цитировать
В 70-80 годы не могло быть академиков РАН. Организации такой не было.
Да, совершенно верно - в России (РСФСР) после 1925 г., в отличие от УССР, БССР и др. советских республик, не было своей - республиканской Академии наук.
Но, тем не менее, товарищ не допустил ошибки. В силу того, что АН СССР родилась из РАН, и в дальнейшем, новая РАН была создана на основе АН СССР, во многих случаях события, к которым приложила руку АН, людей - академиков АН СССР сейчас связывают с именем РАН.
Пример - если откроем офиц. сайт Сибирского отд-я РАН  http://www-sbras.nsc.ru/, то увидим:

 Академик М.А. Лаврентьев
(1900 - 1980).
Председатель
Сибирского Отделения РАН
с 1957 по 1975 г.

Академик В.А. Коптюг
(1931 - 1997)
Председатель
Сибирского Отделения РАН
с 1980 по 1997г.


Далее:
Академик Михаил Алексеевич Лаврентьев
(1900-1980)
Выдающийся ученый современности - один из главных организаторов и председатель Сибирского отделения Российской Академии наук с 1957 по 1975 г. (в его время Академии наук СССР), Герой Социалистического Труда,
Записан

Anleon

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 290
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #8 : Октября 09, 2010, 08:19:41 pm »

Вот что рассказал "ВПК" главный конструктор Александр Игнатьев:

- В чем заключаются достоинства лазерного комплекса авиационного базирования (ЛКАБ), определяющие его потенциальную эффективность? Комплексы лазерного оружия (КЛО) на основе мощных лазеров обладают рядом достоинств: возможностью неожиданной для противника атаки и практической мгновенностью доставки поражающего фактора на цель; относительной дешевизной "выстрела" - расходуемых компонент для обеспечения цикла передачи энергии (практически стоимость "выстрела" определяется стоимостью изготовления и эксплуатации КЛО, отнесенной к количеству выстрелов за время его жизненного цикла); возможностью выполнения боевой задачи не только за счет физического разрушения элементов цели, но и благодаря функциональному подавлению ее оптико-электронных средств; отсутствием необходимости накопления арсеналов поражающих средств в мирное время.

ЛКАБ, сохраняя основные преимущества КЛО, обладает рядом важных, присущих только ему достоинств: всепогодность - стрельба ЛКАБ в верхнюю полусферу как на пригоризонтных, так и на призенитных трассах не зависит от влияния нижних слоев атмосферы и погодных условий (облачность, туман); возможность работы в спектральных диапазонах, практически не пропускаемых нижними слоями атмосферы - ЛКАБ способен эффективно использовать мощные лазеры, излучающие в спектральных диапазонах длин волн, сильно поглощающихся в атмосфере; высокая мобильность и маневренность - ЛКАБ может по команде оперативно переместиться в требуемую зону воздушного пространства и в заданное время провести атаку цели, заняв наиболее выгодное положение; возможность длительного нахождения вблизи заданной зоны противника - ЛКАБ обладает способностью значительное время барражировать вблизи района нахождения предполагаемых целей; универсальность ключевых технологий ЛКАБ - технологии, создающиеся при отработке лазерных комплексов на самолете, ввиду совокупности предъявляемых к аппаратуре повышенных требований могут служить базой при конструировании лазерных комплексов других видов базирования.

Однако главным достоинством ЛКАБ является возможность независимой от погодных условий, практически мгновенной транспортировки в пределах верхней полусферы поражающего фактора на большие расстояния. Благодаря этому с использованием ЛКАБ становится возможным решение задач, которые решаются неэффективно либо не решаются вовсе иными способами из-за ограничений баланса по времени.

ЛКАБ может осуществлять поражение цели путем теплового или функционального воздействия лазерного излучения. При тепловом воздействии (его также иногда не совсем корректно именуют силовым) поражается корпус цели либо критически важные для обеспечения работоспособности ее внешние элементы конструкции.

При функциональном воздействии поражаются или выводятся из строя оптико-электронные системы (ОЭС), которыми оснащается большое количество современных вооружений, размещаемых на земле, на море, в воздухе и в космосе. Если у противника выведены из строя "глаза", то у него возникают в ряде случаев большие проблемы с применением огневых средств. Создание отечественного ЛКАБ в настоящее время ориентировано на решение таких задач.

Функциональное воздействие значительно менее энергозатратно по сравнению с тепловым за счет того, что фокусирующая система ОЭС многократно усиливает лазерное излучение, тем самым увеличивая поражающее воздействие внутри самой ОЭС. Поэтому при прочих равных условиях эффект функционального поражения можно достигнуть на гораздо больших дальностях.

Активные работы по испытаниям ЛКАБ были развернуты на одном из подмосковных аэродромов в 1983 году. И хотя этому предшествовала кропотливая отработка аппаратуры лазерного комплекса в составе полномасштабного стенда, в антураже самолета-носителя приходилось многократно экспериментально подтверждать (или отвергать) те или иные конструктивно-технологические решения. Десятки полунатурных работ по имитаторам цели были проведены прежде, чем было принято решение о выполнении пуска лазера в полетных условиях, а затем и о полномасштабной работе лазерного комплекса в полете по реальной цели. Для выполнения полномасштабной работы летающая лаборатория стартовала утром 27 апреля 1984 года с подмосковного аэродрома. Запуск цели-мишени - объекта боевой работы мишени -
осуществлен на расстоянии около тысячи километров от Подмосковья.

Когда самолет вошел в установленный район испытательных полетов и занял требуемый курс атаки, командир экипажа Е. А. Лахмостов доложил об обнаружении цели и готовности к выполнению работы. "Добро" было получено, работа произведена. Это произошло в 7 часов 18 минут. Аппаратура комплекса отработала штатно. Осмотр аппаратуры, данные бортовой регистрации и внешнетраекторных измерений свидетельствовали о том, что лазерный комплекс сработал нормально, цель получила необходимые повреждения при воздействии излучения.

Абсолютно абсурдными представляются высказывания, когда на отечественный ЛКАБ возлагается боевая задача по перехвату баллистических ракет, то есть задача, которую на него никто и никогда не возлагал. Затем псевдоэксперт К. посылает наш ЛКАБ для выполнения этой задачи в США (туда, куда его никто посылать не собирается). Затем критикует наш ЛКАБ за невыполнение данной "задачи" и на этом основании предлагает работы по созданию отечественного ЛКАБ прекратить.

Нельзя согласиться и с таким мнением: "...американцы создали лазер воздушного базирования, что подстегнуло отечественные разработки". Создаваемые ЛКАБ США и ЛКАБ России не являются аналогами, предназначены для решения принципиально разных военно-технических задач, имеют разные тактико-технические характеристики, значительно отличаются по стоимости, имеют разные уровни научно-технического риска при создании.

Несмотря на трудные условия 90-х годов, удалось сохранить необходимый научно-технический задел по ЛКАБ, созданный в 80-х. Это позволило в настоящее время и на новом технологическом уровне возобновить полномасштабные работы по созданию отечественного ЛКАБ. Разработка опытного образца отечественного ЛКАБ идет строго в соответствии с плановыми заданиями. В ходе работ по созданию и натурным испытаниям экспериментального образца ЛКАБ России достигнуты выдающиеся технические результаты, которые дают основания быть уверенным, что опытный образец также будет создан в заданный срок.

Отечественный ЛКАБ в недалеком будущем станет важным элементом в обеспечении обороноспособности России. Российской армии сегодня нужно современное оружие для того, чтобы надежно и эффективно защитить национальные интересы нашей страны. И она это оружие получит.

Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор:  Михаил Ходаренок
Опубликовано: 25.08.2010, 10:05
 
http://www.aviaport.ru/digest/2010/08/25/200975.html


Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #9 : Октября 23, 2010, 04:15:45 pm »

Цитировать
Комплексы лазерного оружия (КЛО) на основе мощных лазеров обладают рядом достоинств:
    С этим никто не спорит.
     А пока... США с 2009 года уже третий год сокращают ассигнования на лазер в два раза.
     Третья попытка уничтожить твердотопливную баллистическую ракету малой дальности на разгонном участке ее полета опять окончилась неудачей. "Согласно первичной информации, датчики лазерной системы смогли засечь факел выхлопных газов ракетного двигателя, но не обеспечили устойчивое сопровождение цели. И поэтому “выстрела” высокоэнергетического лазера не последовало".
    МО Роберт Гейтс сомневается в возможностях применения этого оружия: "Чтобы уничтожать ракеты, самолеты должны кружить близ пусковых площадок. В случае, к примеру, с Ираном — практически в пределах границ этой страны. Я думаю, что это вряд ли будет возможно".
     Подробнее:  http://news.mail.ru/politics/4649526/
Записан

Гарик

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1540
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #10 : Октября 23, 2010, 05:08:40 pm »

для меня загадка, зачем вообще этот лазер нужен в нынешнем виде? 400 км - это просто ничто
Записан

Lans

  • Гость
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #11 : Октября 23, 2010, 05:15:10 pm »

для меня загадка, зачем вообще этот лазер нужен в нынешнем виде?
средство психологического давления на врагов
Записан

Гарик

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1540
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #12 : Октября 23, 2010, 11:07:56 pm »

разве что из Зимбабве
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #13 : Октября 23, 2010, 11:58:11 pm »

Цитировать
средство психологического давления на врагов
     Не только...
     Это психологическое давление вполне может перерасти в желание иметь такую же игрушку. А это - бабки. США угрохали 4 млрд долларов, чтобы сбить одну ракету с расстояния в 80 км, но это по сравнению с их военным бюджетом - крохи. А, вот, если наши втянутся в эти игры (см. выше: "В связи с этим «Алмаз» вынужден был возобновить прерванные в 90-е годы работы на этом направлении"), как это уже было с БЖРК, Бураном, то уже будет не до смеха.
    Хорошо, что Игнатьев не гонится за журавлем, а занимается синицей - реальным делом. И задел есть.
« Последнее редактирование: Октября 24, 2010, 12:04:01 am от Дедок »
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #14 : Октября 24, 2010, 12:40:08 am »

Цитировать
для меня загадка, зачем вообще этот лазер нужен в нынешнем виде? 400 км - это просто ничто
       В общем-то, небольшое расстояние. А наши прославленные С-400, С-500 на каком расстоянии эффективны?
       Далее, 400 км - это задача американских вояк. И задача им ставилась: "уничтожить твердотопливную баллистическую ракету".
       Игнатьев же ведет речь о "функциональном воздействии (когда) поражаются или выводятся из строя оптико-электронные системы (ОЭС), которыми оснащается большое количество современных вооружений, размещаемых на земле, на море, в воздухе и в космосе.  И при направлении пучка не на землю, через плотный слой атмосферы, а в сторону или  вверх, дальность  действия лазера гораздо больше при меньших энергетических затратах. Вчитайтесь в его слова.
Записан

Anleon

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 290
Re: Лазерный комплекс самолетного базирования
« Ответ #15 : Октября 24, 2010, 10:51:25 pm »

Вы правы. Советские учёные не были идиотами. Достаточно быстро они поняли ,что за разумное время и деньги сделать лазерную «прожигалку»  весьма  сложно и основной задачей для земли ,воды ,воздуха и космоса стала «ослеплялка».Это направление и сейчас главное.
Записан

Anleon

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 290



В начале 80-х годов советские инженеры начали оснащать самолеты Ил-76 лазерными пушками. В воздух поднимались две модели в рамках опытно-конструкторских работ «Сокол-Эшелон». Предположительно, это была попытка создать противовес американским усилиям по разработке целой группировки лазерного оружия, способного уничтожать ракеты. Но с распадом Советского Союза почила в бозе и программа «Сокол-Эшелон».

По крайней мере, так казалось в то время. Но сегодня появляется все больше свидетельств того, что российские военные возродили лазерный проект советской эпохи. Как сообщает Space Review, в своем новом воплощении лучевая пушка нацелена вверх – на американские спутники.

Во многом самолет Таганрогского авиационного комплекса имени Бериева А-60 напоминает американскую летающую лазерную лабораторию Airborne Laser Test Bed, которая представляет собой военный Боинг-747 с лазером на борту. У обоих самолетов в носовой части имеется бульбообразный обтекатель, а в верхней части фюзеляжа весьма странный горб. Носовая часть американской лазерной лаборатории открывается, чтобы находящаяся внутри лучевая пушка могла поражать приближающиеся к цели ракеты.

Но в носу А-60 никаких видимых отверстий нет. Вместо них имеется «большое утолщение в верхней задней части самолета, похожее на раздвижные створки лазерной турели мощностью 1 мегаватт», написал в Space Review историк космоса Дуэйн Дэй (Dwayne A. Day). «Лазер определенно предназначен для стрельбы вверх, по чему-то, находящемуся над самолетом, но не вбок и не вниз – по наземным целям и по другим самолетам».

Эмблема на борту самолета позволяет догадаться, что за цели должен поражать этот самолет. На ней изображен сокол, сбивающий космический корабль, который летит над Северным полюсом в направлении России. Дэй говорит, что это космический телескоп Hubble.

Заявление, с которым в прошлом году выступил неназванный представитель, дает новые доказательства. По его словам, система А-60 «предназначена для передачи лазерной энергии на удаленные объекты с целью противодействия опто-электронным средствам противника». Иными словами, лазер должен ослеплять американские спутники-шпионы.

Эта идея не столь фантастична, как может показаться на первый взгляд. В 1984 году Советы наводили лазер на космический челнок Challenger, считая, что это орбитальный разведывательный спутник. Как сообщалось в издании Jane’s Intelligence Review, лазер «вызвал неполадки на космическом челноке и недомогание у экипажа». В 2006 году Китай также стрелял с земли лазером по американским спутникам, временно выведя из строя американские «космические глаза».

Фотографии воскрешенной российской лазерной пушки начали появляться в 2009 году. К лету 2010 года «Правда» уже открыто расхваливала работы по созданию «военного лазера воздушного базирования на базе Ил-76, предназначенного для противодействия разведывательным средствам противника в различных условиях обстановки». Российский пожизненный босс Владимир Путин повел разговоры об оснащении «космической и лазерной техникой» израильских беспилотных летательных аппаратов.

Неясно, насколько далеко продвинулись русские в разработке лучевой лазерной пушки. Но как это ни парадоксально, в то время как программа А-60 набирает обороты, американская программа летающей лазерной лаборатории замедляется. Планы создания целого флота В-747 с лучевыми пушками сократились до единственного самолета, да и этот самолет во время испытаний дает осечки. Так что русским надо тщательно следить за тем, чтобы американцы не подсмотрели их проект. После десятилетий опытно-конструкторских работ и миллиардов потраченных долларов американский летающий лазер так и не научился метко стрелять в цель.


Оригинал публикации: Look Out Above! Russia May Target U.S. Sats With Laser Jet

Опубликовано: 14/06/2011 16:03
("Wired Magazine", США)
Записан

Anleon

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 290

В Таганроге 21 мая состоялся День открытых дверей на ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева». На нём были представлены образцы авиационной техники разработки ТАНТК. Наибольший резонанс вызвала первая демонстрация для открытой публики образца экспериментального боевого лазерного комплекса воздушного базирования (летающей лаборатории) «А-60», работы над которым были возобновлены ТАНТК в интересах Министерства обороны России несколько лет назад после длительного перерыва. Продемонстрированный второй лётный прототип «А-60» (летающая лаборатория «1А2») был немедленно в подробностях отснят споттерами. (Споттинг – особый вид хобби, ведение реестра самолётов. Обычно сопровождается фотографированием летательных аппаратов. – Прим. ред.).
 
Создание советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования было начато в середине семидесятых годов, головным разработчиком был избран Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ, с 1989 года именуется ТАНТК имени Г. М. Бериева), который тогда после свёртывания основной части работ по гидроавиации был переориентирован на создание авиационных комплексов специального назначения. Основным назначением советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования, как можно судить, рассматривался вывод из строя американских низкоорбитальных искусственных спутников военного назначения, в первую очередь спутников оптической разведки серии «КН».
 
Экспериментальный боевой лазерный комплекс воздушного базирования получил обозначение «А-60», и в качестве базы для него используются транспортные самолёты «Ил-76МД», переоборудование которых осуществляется в Таганроге. Заместителем главного конструктора на ТМЗ по комплексу «А-60» был В. Д. Заремба, ведущим конструктором по самолёту был Ю. А. Бондарев. Разработчиком лазерного комплекса выступали ЦКБ «Алмаз» (ныне в составе Концерна ПВО «Алмаз-Антей») и КБ химической автоматики. Лазер, предположительно газодинамический углеродный на жидких элементах, мегаваттного класса мощности.
 
В 1977 году на ТМЗ началось создание первого прототипа «А-60» – летающей лаборатории «изделие «1А» для отработки основных технических решений комплекса. Базовым самолётом для создания летающей лаборатории стал самолёт «Ил-76МД» (СССР-86879), на котором были проведены глубокие доработки.  В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со «специальной аппаратурой» (предположительно РЛС обнаружения и наведения и лазерная система наведения). По бокам фюзеляжа под обтекателями были установлены два турбогенератора «АИ-24ВТ» мощностью 2,1 МВт, обеспечивающие работу лазерного комплекса. Сама лазерная установка была выполнена с убирающейся оптической головкой в отсеке с раздвижными створками, размещёнными в верхней части фюзеляжа за центропланом. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.
 
Впервые в воздух летающую лабораторию «1А» поднял 19 августа 1981 года экипаж, возглавляемый лётчиком-испытателем Е. А. Лахмостовым. Лазерный комплекс был смонтирован на самолёте в 1983 году. Огневые испытания лазерного комплекса с борта «1А» были начаты в 1984 году. Известно, что было выполнено несколько десятков стрельб по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30–40 км. Кроме того, выполнялись стрельбы по воздушной мишени «Ла-17». Производились ли стрельбы по космическим объектам – в открытых источниках умалчивается.
 
В 1989 году летающая лаборатория «1А» (СССР-86879) сгорела на аэродроме Чкаловский под Москвой. Сообщается, что пожар возник при попытке технического состава слить для «внутреннего употребления» спирт из системы охлаждения, находившейся под током.
 
Тем временем на ТМЗ была построена вторая летающая лаборатория «изделие «1А2» с новым вариантом лазерного комплекса, модифицированным по результатам испытаний, проведённых на «1А». В качестве базы для «1А2» был использован самолёт «Ил-76МД» (серийный номер 0013430893), который получил тот же регистрационный номер – СССР-86879.  Внешне вторая лаборатория была подобна первой. Первый полёт «1А2» состоялся уже в смутные дни агонии Советского Союза – 29 августа 1991 года, машину пилотировал экипаж во главе с лётчиком-испытателем В. П. Демьяновским.
 
Распад СССР и резкое сокращение военных расходов предопределили тогдашнюю судьбу программы «А-60» – в 1993 году работы над ней были прекращены, а борт «1А2» поставлен на прикол в Таганроге. ТАНТК продолжал в последующее десятилетие вялые работы по «А-60» в инициативном порядке.
 
Улучшение финансирования Вооруженных сил России в последние годы позволило вернуться к ряду амбициозных советских военных программ, в число которых вошла и «А-60». Видимо, определённым стимулом к этому послужило и продолжение работ в США над боевым лазером воздушного базирования Boeing YAL-1 (ABL) противоракетного назначения. По имеющимся данным, решение о возобновлении работ над «А-60» было принято в 2005 году, и комплекс был включён в Государственные программы вооружений на 2007–2015, а затем и на 2011–2020 годы. В последние несколько лет ТАНТК получал весьма обширное финансирование по программе «А-60».
 
Это позволило восстановить, отремонтировать и модернизировать летающую лабораторию «1А2» (нынешняя регистрация RA-86879), которая получила, видимо, обновлённый лазерный комплекс, смонтированный теперь в характерном горбобразном обтекателе в верхней части фюзеляжа за центропланом. В 2010 году стало известно о возобновлении в Таганроге программы лётных испытаний «1А2». Главным конструктором – заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н. А. Степанов.
 
Судя по эмблеме на борту «1А2», отработка комплекса «А-60» проводится в рамках опытно-конструкторской работы «Сокол-Эшелон». Упоминание об ОКР «Сокол-Эшелон» в открытых источниках впервые встречается в годовом отчёте «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» за 2005 год, а затем мелькало в последующих годовых отчётах концерна и в отчётности и пресс-релизах ряда других оборонных предприятий и НИИ (в частности НИИКИ ОЭП в Сосновом Бору).  Как можно судить, основной целевой задачей  комплекса «А-60»  рассматривается поражение опто-электронных систем американских спутников (в первую очередь раннего предупреждения) перспективной системы противоракетной обороны США. В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала «Военный Парад», начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А. В. Гуляев заявил, что «лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США («Сокол-Эшелон») войдёт в перспективную систему ПВО».
 
21 мая 2011 года летающая лаборатория «1А2» (RA-86879) была представлена на Дне открытых дверей в ТАНТК, что позволило споттерам сделать её многочисленные подробные снимки.


http://chinaairboy.narod.ru/sokol_eshelon.html
http://www.rusea.info/inj/?id=4770
« Последнее редактирование: Июня 17, 2011, 06:46:33 pm от Anleon »
Записан

Anleon

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 290

1977 год
Записан
Страницы: [1]   Вверх