Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Т-50 - легкий танк  (Прочитано 4906 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

археолог

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 770
Т-50 - легкий танк
« : Августа 31, 2009, 02:30:44 pm »

Лёгкий танк Т-50

Лёгкий танк сопровождения пехоты. Разработан конструкторским бюро завода № 185 (Ленинград) для замены устаревшего Т-26. В 1941 году  запущен в серию на заводе № 174. С осени 1941 года  завод № 174 был эвакуирован в Омск. В начале 1942 года серийное производство танка было прекращено, основной причиной отказа от производства стало отсутствие двигателей, которые «пожирал» Т-34.   

Всего было выпущено 65 Т-50 (из них 50 -  в Ленинграде до эвакуации). На экспорт не поставлялись, однако 2 машины попали в руки финнам в качестве трофеев, где благополучно эксплуатировались до середины 50-х.  Последние Т-50 были списаны из состава Красной Армии в 1944 году.
Осенью 1941 года Т-50 был "приравнен" к Т-34, т.е. в прииказном порядке стал "средним"

ТТХ Т-50
« Последнее редактирование: Октября 07, 2009, 03:02:44 pm от oleg »
Записан
ПВО - погоди выполнять, отменят


http://477768.livejournal.com/

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2388
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #1 : Сентября 01, 2009, 04:51:39 pm »

Чтобы не было предвзятости - привожу практически полностью главу из книги М.Свирина, посвященную Т-50 за исключением его чисто технического описания. 
"Осенью 1940 г, по окончании испытаний немецкого танка PzKpfw III и объявленного формирования в РККА 30 мехкорпусов, в отношении легкого танка в АБТУ родилось следующее предложение: «Для оснащения механизированных соединений, равно как и танковых батальонов пехотных дивизий, иметь один тип танка — Т-126, или иной аналогичный, хорошо защищенный от огня 37-мм пушки на всех дистанциях, по подвижности не уступающий танку БТна гусеничном ходу... Заводу № 174 осуществить доработку указанного танка согласно уточненным требованиям АБТУ и предъявить его не позднее 10/111-41 г.».
Таким образом, для быстрого формирования мехкорпусов ввиду высокой стоимости танка Т-34 на первое место выходил легкий танк нового типа, который в кулуарах АБТУ назвали «единый танк улучшенного бронирования». Поэтому к моменту окончания испытаний Т-126 (СП), 20 сентября 1940 г., несмотря на то, что танк выполнил программу испытаний полностью, решение о принятии его на вооружение не принималось, а новый начальник ГАБТУ РККА Я. Федоренко, получил грамоту следующего содержания: По вопросу: Дополнения ТТТ объекта «126». Для отработки последующих образцов танка «СП» с внесением в него корректив по опыту изучения Германского танка Т-3, Главспецмаш, в целях форсирования конструкторских работ и изготовления еще 2-х образцов танка, просит Вас, в срочном порядке дать дополнительные требования с последующим их оформлением в Правительстве и заключить соответствующий договор с заводом №174 им. Ворошилова.
Решение прошу не задержать. Начальник Главспецмаша НКСМ   /Суренян/».
Интересно, что в тот же день зам. Наркома среднего машиностроения С. Акопов также направил Я. Федоренко свои соображения по корректировке ТТТ легкого танка: «Прошу вас включить в требования по улучшению танка Т-126 кроме увеличения подвижности также обязательное снижение массы до 14 тн, так как его стоимость должна находиться в заданных правительством рамках... Снижение массы танка необходимо также и для того, чтобы не проводить разработку новой подвески и трансмиссии, а использовать уже отработанные. В случае невозможности снижения массы танка иными способами, допускается уменьшить толщину его вертикального бронирования до 40 мм.
Считаю такое снижение ТТТдопустимым, так как противотанковая артиллерия большинства иностранных армий имеет на вооружении 37-мм пушку, снаряды которой снимаются броней указанной толщины...».
Работы по улучшенному варианту танка Т-126 (СП) в ОКБ-2 1 октября 1940 г. возглавил Л. Троянов под общим руководством С. Гинзбурга. Однако уже 8 октября по просьбе начальника СКБ-2 ЛКЗ Ж. Котина в работы по созданию улучшенного Т-126(СП) была включена также группа А. Ермолаева, которая продолжила работы по «объекту 211». Кроме того, в октябре же проект боевой машины по тем же ТТТ на «легкий единый танк РККА» выполняла группа выпускников - слушателей Академии ВАММ им. Сталина под общим руководством Н. Астрова. Возможно, именно в это время впервые прозвучал индекс нового танка — Т-50.Заседание макетной комиссии по проекту улучшенного танка состоялось в конце ноября — декабре 1940 г. под председательством военинженера Афонина. Первым рассматривался проект и макет академии ВАММ, который имел массу около 15 т, пятикатковую ходовую часть, но размещение двигателя В-4 в нем осуществлялось либо вдоль борта машины (на манер Т-40 и «126-2»), либо в корме танка, в моторном отсеке поперек корпуса. Машина очень напоминала PzKpfW III не только внешне, но и целым рядом внутренних узлов. Конструкция КПП, схема охлаждения двигателя, призматические смотровые приборы и даже петли люков в той или иной степени были подобны немецким. При этом танк был излишне широк, но с довольно тесной трехместной башней без развитой кормовой ниши, а главное - был ориентирован на широкое применение кузнечно-прессового оборудования (гнутые борта подбашенной коробки, изогнутый нижний лобовой и кормовой листы корпуса, а также - коническую башню из трех изогнутых прессом броневых листов). И при этом танк имел толщину вертикальной брони всего 32 мм (опять же, как у немецкого). Кроме того, реализация этой машины требовала внесения изменений в конструкцию двигателя В-4. Проект был отклонен.
Вторым в первой декаде декабря рассматривался проект танка Т-50 конструкции завода № 174, который имел заводской индекс «135» (в документах зовется «Т-135», «Объект 135»). При массе до 14 т, он нес улучшенный дизель-мотор мощностью 300 л.с. Его цементированная броня толщиной 37 мм (обработка цементованной брони толщиной до 40 мм была уже удовлетворительно освоена на Ижорском заводе) защищала от легких снарядов даже лучше, чем 45-мм броня среднего Т-34. Танк рассматривался с двумя вариантами трансмиссий — планетарной и гидравлической, с которыми его максимальная скорость составляла 60—65 км/ч. Вооружение Т-50 состояло из 45-мм пушки и двух спаренных с ней пулеметов, в укладку танка введен пистолет-пулемет. В целом проект удовлетворял всем выдвинутым требованиям, но расположение командирской наблюдательной башенки сочли неудачным, и она была помещена практически в центр кормовой части башни — по типу немецкого среднего танка.
В конце месяца свой вариант Т-50 представило СКБ-2 Л КЗ. Их проект во многом напоминал машину завода № 174. Главные козыри, на которые ставили «кировцы», — проработка конструкции цельнолитого корпуса, что сделало бы машину очень дешевой в серии, а также подковообразный радиатор, позволяющий вкупе с вентилятором, вращающимся в плоскости «подковы», сделать систему охлаждения очень компактной и высокоэффективной. Таким образом, их танк также получил «высочайшее благословение».
Испытания изготовленных образцов Т-50 состоялись в феврале-марте 1941 г. В целом оба рассмотренных танка стоили друг друга. Показатели подвижности, вооружение и обзорность у них были схожими. Главным доводом в решении о приеме на вооружение стала технологичность. А по этому параметру «кировская» машина сильно уступала «ворошиловской». Сложная форма носовой части корпуса создавала большие трудности в его изготовлении. Подливали масла в огонь и системы питания и охлаждения двигателя. Литой же корпус не был освоен и оставался пока еще несбыточной мечтой для советского танкостроения.
На вооружение в конце февраля 1941 г. «с учетом ликвидации отмеченных недостатков» был принят танк завода № 174 им. К.Е. Ворошилова. Но с его массовым производством еще имелись большие вопросы.Так, уже в 1941 г. потребность в танках Т-50 только для восполнения недостачи БТ-7 оценивалась в 550 шт., но выпустить даже такое количество завод своими силами пока не мог. Согласно постановлению СНК СССР «О плане текущих военных заказов НКО... на III квартал 1941 г.», принятому 12 апреля 1941 г., завод должен был выпустить с 1 июля по 1 октября 25 танков Т-50 по временному техпроцессу. А в IV квартале 1941 г. планировалось пустить первую очередь нового сборочного конвейера и с началом 1942 г. выйти на запланированную мощность, ликвидировав острый недостаток танков БТ-7, в мехкорпусах, после чего начать отгрузку боевых машин во вновь формируемые подразделения танковых войск, равно как и в танковые батальоны стрелковых дивизий.
22 июня 1941 г. танк Т-50 в серийном производстве еще не состоял и на оснащение танковых подразделений РККА не поступал".


Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2388
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #2 : Сентября 01, 2009, 05:21:37 pm »

А теперь, для сравнения, вот что пишет по этому же вопросу М.Барятинский. Кого заинтересует, можете сранить.
"Осенью 1940 года «объект 126» передали на Ленинградский машиностроительный завод №174 им. КЕ.Ворошилова, где на его основе в короткий срок — полтора месяца — группой конструкторов под общим руководством И.С.Бушнева и Л.С.Троянова был разработан новый вариант легкого танка — «объект 135» (не путать с Т-34-85). Активное участие в проектировании принимали С.А.Гинзбург и Г.В.Гудков. По другим данным, эта машина разрабатывалась параллельно с «объектом 126», и ей было отдано предпочтение из-за лучших тактико-технических характеристик. В январе 1941 года танк был выполнен в металле и после успешно пройденных заводских и государственных испытаний под индексом Т-50 в феврале 1941 года принят на вооружение Красной Армии.
По конструкции и внешнему виду Т-50 сильно напоминал «126-й», но вместе с тем имел и существенные отличия. Он создавался с учетом опыта боевого
применения танков в финской войне и результатов испытаний в СССР немецкого танка Pz.III, проводившихся летом 1940 года. Листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и располагались под большими углами наклона. Максимальная толщина лобовой и бортовой брони корпуса и башни была уменьшена с 45 до 37 мм. Кормовой лист корпуса стал 25-мм, а толщина крыши и днища увеличилась до 15 мм. В верхнем лобовом листе с незначительным смещением влево от продольной оси танка (почти по центру) находился люк механика-водителя со смотровым прибором, курсовой пулемет отсутствовал. Еще два прибора наблюдения устанавливались в лобовых скулах корпуса. Башня — сварная, обтекаемой формы — напоминала башню танка Т-34, но отличалась от нее размещением трех членов экипажа. В задней части крыши башни (не без влияния Pz.III) была установлена командирская башенка, восемь смотровых щелей которой закрывались броневыми заслонками. В башенке имелся небольшой лючок для сигнализации. Для посадки членов экипажа в башню предназначались два прямоугольных люка в крыше. Дверца в кормовом листе служила для демонтажа пушки. В бортах башни располагались приборы наблюдения наводчика и заряжающего, закрываемые круглыми броневыми крышками.
Не совсем типичным для советских танков был состав вооружения. С 45-мм пушкой, опять-таки не без влияния немецкого Pz.III, были спарены два 7,62-мм пулемета ДТ. Радиостанция КРСТБ размещалась в башне танка рядом с местом командира.
За счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения принципа дифференцированного бронирования, позволивших снизить массу машины до 13,8т, и ус-тановки двигателя В-4 мощностью 300 л.с. (форсированный вариант дизеля В-3) удалось добиться существенно прироста скорости: с 35 км/ч у «объекта 126» до 52 — у Т-50. Два топливных бака общей емкостью 350 л обеспечивали запас хода по шоссе до 344 км. В ходовой части были применены опорные катки с внутренней амортизацией и индивидуальная торсионная подвеска.
Серийный выпуск Т-50 должен был осуществляться на заводе №174, для чего с 1 января 1941 года производство Т-26 на нем было прекращено. Однако перестройка производства для технологически более сложного Т-50 шла очень медленно и в первом полугодии 1941 года завод выпустил только 116 огнеметных танков ОТ-133. !!!!!!!!!!!! Серьезные трудности возникли и с освоением выпуска на харьковском заводе №75 дизельного двига-
теля В-4. А ведь танком Т-50 предполагалось заменить в войсках Т-26, и по первоначальному плану перевооружения автобронетанковых войск Красной Армии он должен был быть самым массовым (первый заказ на Т-34, как известно, составлял всего 600 машин). В 1940 — 1941 годах этот план, правда, подвергся корректировке, в результате принятия решения о формировании механизированных корпусов. Но и для них было необходи¬мо никак не меньше 14 тыс. Т-50. О том, что Т-50 рассматривался как полноправная составляющая танкового парка страны, можно судить и по совместному постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об увеличении выпуска танков KB, Т-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 г.»,принятому после заседания Политбюро ЦК 25 июня. !!!!!!!!!!!!
Ценой неимоверных усилий в 1941 году удалось выпустить 50 танков. В августе завод № 174 был эвакуирован — большей частью в Чкалов (Оренбург), где в декабре возобновил выпуск танков, а кроме того, в Нижний Тагил и Барнаул. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе №37 в Москве не увенчалась успехом. Главным сдерживающим фактором в производстве Т-50 были двигатели. Приоритет в плановых заданиях отдавался дизелю В-2. В частности, на заводе №75, эвакуированном к тому времени в Челябинск, разобрали вывезенные двигатели В-4 на комплектующие к В-2. Поэтому 13 октября 1941 года ГКО принял решение о строительстве двух заводов в Барнауле: одного — по производству танков Т-50 и второго — по изготовлению для этих танков дизелей В-4. Однако 6 февраля 1942 года в соответствии с решением ГКО производство Т-50 и двигателей к ним было прекращено вообще. Завод №174 в Чкалове, выпустив 15 танков в 1942
году (по-видимому были собраны из привезенного с собой задела), перешел на производство Т-34".
Короче говоря разнотолков много. Получается, что в качестве основного аргумента о предстоящей массовой замене танками Т-50 танков т-26 - Барятинский приводит постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР принятое 25 июня 1941 года. Да ведь козе понятно что творилось в ЦК ВКПб и СНК СССР после 22 июня 1941 года. И подтверждение тому, то решение которое было принято  в феврале 1942 года уже после трезвой оценки своих возможностей. Это во первых, а во вторых потребное количество на замену Т-26 даже перед самой войной и количество, планируемое к выпуску в первой половине 41 года уж сильно разнятся.
Записан

Lans

  • Гость
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #3 : Сентября 01, 2009, 05:33:31 pm »

Да, а может вы зададите волнующие вас вопросы самому М. Свирину?  ;)
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2388
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #4 : Сентября 01, 2009, 05:45:40 pm »

А есть такая возможность?
Записан

Lans

  • Гость
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #5 : Сентября 01, 2009, 06:06:16 pm »

А есть такая возможность?
Да же не знаю что вам сказать. Раньше с ним можно было пообщаться на ВИФе, на форуме игры "Противостояния" (много чего интересного там почерпнул). Но в последнее время что то его не видно.
Записан

Kott

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1335
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #6 : Сентября 01, 2009, 08:55:35 pm »

Постараюсь связаться со Свириным, если он опять не ушел в глубокое подполье.  :) Это бывает.  :( Что конкретно у него спросить? А вообще-то попробую его самого завлечь на наш форум, может быть он и сам ответит на ваши вопросы.
Записан
С уважением, Александр.

Гайковерт

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 742
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #7 : Сентября 01, 2009, 09:00:18 pm »

Да-а-а, Свирина на наш форум было-бы неплохо. А вот еще-бы Солянкина...
Записан
Водитель! Не тронь машину - и она тебя не подведет!

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2388
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #8 : Сентября 01, 2009, 09:48:56 pm »

У М.Свирина я бы например поинтересовался были ли у него проработки по темам танков после ИС-2? А то я смотрю, что вся литература как-то подспудно идет по границе между М-1  или Т-18 и до ИС-2. С современными понятно, что об этом всё будет попозже, а до рубежа 60-х по моему уже можно бы было ознакомиться. Я не имею ввиду, не то что есть в Википедии, а поподробнее.
Записан

Kott

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1335
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #9 : Сентября 01, 2009, 10:10:35 pm »

К сожалению, с Солянкиным лично не знаком, поэтому вряд-ли смогу пригласить к участию в форуме.
Записан
С уважением, Александр.

Kott

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1335
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #10 : Сентября 01, 2009, 10:14:24 pm »

Свирин не очень сильно интересуется послевоенным периодом, хотя проработки были. Кое-что он даже издал. Например Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943—1955. — М.: Эксмо, Яуза, 2006. — ISBN 5-699-14628-8.  Кстати, обещал экземпляр подарить, так и пропал.  :(
Записан
С уважением, Александр.

Lans

  • Гость
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #11 : Сентября 01, 2009, 10:25:43 pm »

У М.Свирина я бы например поинтересовался были ли у него проработки по темам танков после ИС-2? А то я смотрю, что вся литература как-то подспудно идет по границе между М-1  или Т-18 и до ИС-2. С современными понятно, что об этом всё будет попозже, а до рубежа 60-х по моему уже можно бы было ознакомиться. Я не имею ввиду, не то что есть в Википедии, а поподробнее.
Добавлю. Читайте журнал "Техника и Вооружение", в частности за этот год. Там печатаются по частям книга "Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг." М.В. Павлов, И.В.Павлов.
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2388
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #12 : Сентября 01, 2009, 10:33:06 pm »

Спасибо! Только где бы его ещё взять?  А он публикуется в электронном виде?
Записан

Lans

  • Гость
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #13 : Сентября 01, 2009, 10:40:02 pm »

Да. Есть на этом форуме выкладывали. Можете зарегистрироваться на БРОНЕПРОекции - http://www.bronarm.ru/forum/ Там как раз выкладывают именно эти главы.
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2388
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #14 : Сентября 02, 2009, 02:18:29 pm »

Зарегистрировался, но пока ничего кроме самого форума не могу открыть. Видимо есть еще какое-то действие которое я не сделал. Буду разбираться.
Записан

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1433
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #15 : Сентября 02, 2009, 03:14:54 pm »

Зарегистрировался, но пока ничего кроме самого форума не могу открыть. Видимо есть еще какое-то действие которое я не сделал. Буду разбираться.

Не мучайтесь. Есть хорошая монография по Т-50 в электронном виде. Вот здесь:
http://www.armourbook.com/index.php
Ссылка на саму книгу:
http://www.armourbook.com/2007/08/21/legkijj_tank_t50_voennaja_letopis._bronetankovyjj_muzejj_11.html
Скачать можно сразу после регистрации.
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

Lans

  • Гость
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #16 : Сентября 02, 2009, 05:40:26 pm »

Зарегистрировался, но пока ничего кроме самого форума не могу открыть. Видимо есть еще какое-то действие которое я не сделал. Буду разбираться.
Так БРОНЕПроекция это и есть фактически сам форум, где выкладывают литературу в электронном виде. Конкретно по разделам "Отечественных бронированных машин" сюда - http://www.bronarm.ru/forum//index.php?showtopic=15353&pid=97413&st=0&#entry97413  ;)
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2388
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #17 : Сентября 02, 2009, 05:56:53 pm »

Да с этим всё нормально. Вхожу. Но дальше не пойму. Если нажать полную версию, то высвечивается куча тем, которые не раскрываются.
Записан

Lans

  • Гость
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #18 : Сентября 02, 2009, 06:14:36 pm »

А че пишет? Может стоит еще раз проверить правильность введения логина и пароля? Или если не поможет обратиться к админу.
Записан

археолог

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 770
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #19 : Сентября 02, 2009, 06:26:24 pm »

Странно, а я нормально зашёл и скачал пару книг
Записан
ПВО - погоди выполнять, отменят


http://477768.livejournal.com/

SAR

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #20 : Сентября 02, 2009, 07:16:30 pm »

Да с этим всё нормально. Вхожу. Но дальше не пойму. Если нажать полную версию, то высвечивается куча тем, которые не раскрываются.

Регистрироваться нужно на самом форуме, т.е. регистрация на сайте это отдельная тема.
Записан

старпер

  • Гость
Re: Лёгкий танк Т-50
« Ответ #21 : Сентября 03, 2009, 01:44:32 pm »

У М.Свирина я бы например поинтересовался были ли у него проработки по темам танков после ИС-2? А то я смотрю, что вся литература как-то подспудно идет по границе между М-1  или Т-18 и до ИС-2. С современными понятно, что об этом всё будет попозже, а до рубежа 60-х по моему уже можно бы было ознакомиться. Я не имею ввиду, не то что есть в Википедии, а поподробнее.

Почитайте хотя бы здесь:
http://listaem.com/8554-stalnojj_kulak_stalina_istorija_sovetsko.html
Записан

FedorovYuriy

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 892
Re: Т-50 - легкий танк
« Ответ #22 : Апреля 22, 2018, 07:58:46 pm »

Прототип советского лёгкого танка Т-50 во время испытаний на артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне; Гороховец; ~ апрель-май 1941-го года
Записан
Страницы: [1]   Вверх