Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: СНАБ-3000 "Краб" - самонаводящаяся авиационная бомба  (Прочитано 2815 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Lans

  • Гость

   14 апреля 1947 г.Правительство приняло Постановление № 1175-440, определившее основные направления развития управляемого вооружения и ракетной техники вплоть до середины пятидесятых годов. Министерству сельского машиностроения - преемнику Наркомата, а затем Министерства боеприпасов, наряду с разработкой реактивных систем залпового огня и так называемой реактивной авиационной торпеды (фактически противокорабельной управляемой крылатой ракеты) «Щука», была поручена работа по созданию самонаводящейся авиационной бомбы «Краб». Все эти работы велись КБ-2 Минсельхозмаша, в 1951 г. преобразованном в Государственный союзный научно-исследовательский институт № 642 (ГСНИИ-642).
    Работы по самонаводящейся бомбе «Краб», получившей также наименование СНАБ-3000, вел коллектив, возглавляемый Д.В.Свечарником.
   При выборе основных технических решений по самонаводящейся бомбе широко использовался немецкий опыт. Несмотря на применение самонаведения, конструктивная схема «Краба» была выбрана не без влияния немецкой управляемой бомбы «Фриц-Х».
   Как и немецкий аналог, «Краб» оснащался Х-образным крылом. Использование крыла определялось необходимостью отработки энергичного маневра на конечном участке полета при принятых законах наведения. Аналогично немецкой бомбе было выполнено и крестообразное оперение, обрамленное по периметру обеспечивающей жесткость конструкции. Заимствовали от «Фриц-Х» и тип органов управления, использовав интерцепторы. Прерывающие обтекание крыла и оперения, расположенные поперек потока вибрирующие небольшие пластинки задействовались от достаточно простых и легких электромагнитов и, соответственно, не требовали установки гидравлических или пневматических рулевых машин. Наиболее заметным компоновочным отличием от «Фриц-Х» была расположенная в передней части бомбы тепловая го-ловка самонаведения. Она разрабатывалась специализированной организацией - ЦКБ-393 Миноборонпрома в двух вариантах - 01-53 и 01-54, из которых последний обладал большей чувствительностью -0,018 мквт/см2 против 0,04 мквт/см2, у 0153, что обеспечивало захват цели типа ТЭЦ на вдвое большей дальности - около 9 км. Го¬ловки самонаведения 01-53 не ослеплялись и при подлете к наиболее ярким объектам - сооружениям металлургических комбинатов, а нефтеперегонные заводы могли поражаться вне зависимости от типа ГСН. Конструктивно оба типа головок самонаведения были выполнены аналогично и представляли собой индикаторы теплового излучения с двумя сернисто-свинцовыми фотоэлементами с модулирующим диском, через два объектива просматривающие поле зрения ± 8 град, в двух взаимно перпендикулярных направлениях.
   Расположенная за ГСН боевая часть содержала 1285 кг тротила. Механический взрыватель АВ-515, обеспечивающий переменное дальнее взведение в диапазоне 5-60 с и мгновенное действие у цели, был разработан специально для бомбы «Краб» ГСКБ-604 Минобщемаша. Наряду со штатным, допускался сброс бомб на «не взрыв». Взамен двух взрывателей АВ-515 могли устанавливаться и серийные АВ-139. По ради¬усу поражающего действия боевая часть СНАБ-3000 на 20-30% уступала обычной неуправляемой трехтонной бомбе.
   В хвостовой части бомбы устанавливалась основная часть аппаратуры электрического автопилота АП-55М, разработанного ОКБ-122 Минавиапрома. Гироагрегат ДК-8У включал гироскопы ДК-ЗК и ДК-ЗТ, датчики угловых скоростей ДУС-ЗОК и ДУС-ЗОТ, работавшие, соответственно, в каналах курса и тангажа. Кроме того, в хвостовой части бомбы размещалась батарея 12А-30.
   Крылья бомбы площадью 3,29 м2 были расположены по Х-образной схеме в плоскостях, отнесенных от горизонтали на 55 град. 15 мин. В отличие от прямокрылого «Фрица-X» передней кромке крыла была придана стреловидность 30 град, для того, чтобы сдвинуть назад центр давления и тем самым скомпенсировать заднюю центровку корпуса, обусловленную размещением относительно легкой головки самонаведения впереди по отношению к тяжелой боевой части. Толщина пластинчатого профиля крыла составляла от 18 до 30 мм при корневой хорде 1435 мм. Размах крыльев в плоскостях их расположения равнялся 2520 мм. На каждой консоли располагались работающие в режиме «да - нет» в канале крена интерцепторы высотой 30 мм, занимающие по 350 мм по задней прямой кромке крыла.
   Прямоугольное хвостовое оперение с хордой 560 мм было выполнено по «+»-образной схеме. Вертикальное оперение высотой 1000 мм при площади 0,605 м2 было образовано профилями NACA 00, а горизонтальное оперение размахом 1380 мм площадью 0,605 м2 - профилями NACA 00-10. На каждой из консолей располагалась пара интерцепторов высотой 30 мм, занимающие по 173 мм на задней кромке. Интерцепторы в режиме «да - нет» отклонялись с частотой 10 Гц. Для обеспечения жесткости хвостовое оперение было подкреплено связывающим законцовки консолей замкнутым контуром из планок и труб.
   Вес бомбы, номинально отнесенной к трехтонному калибру, составлял 3300-3325 кг.
   Схема полетного функционирования предусматривала участок автономного управления после отделения от носителя, на котором по командам автопилота бомба выводилась в пикирование под углом 50 град, с одновременным удержанием на заданном курсе.
    Тепловая головка самонаведения включалась от реле времени. После захвата цели ГСН бомба переводилась в режим самонаведения. Боевое применение было возможно только ночью в безоблачную погоду или при высоте облаков выше 3000 м.
   В 1950 г. 10 боевых частей бомб было испытано подрывом для определения фугасного действия и прочности корпуса.
   В середине 1951 г. изготовили более 20 бомб, было проведено два сброса упрощенных вариантов без головок самонаведения, в ходе которых выявились неблагоприятные особенности динамики полета при сбросе с больших высот. Пришлось внести доработки в аппаратуру автопилота. К середине года был изготовлен десяток ГСН, из которых только 3 были приняты заказчиком.
   Экспериментальные испытания самонаводящихся бомб, укомплектованных ГСН, начались во Владимировке с конца 1952 г. После внесения доработок к концу экспериментальных испытаний в мае 1953 г. было установлено, что СНАБ-3000 уверенно наводится на имитаторы целей - жаровни с горящим керосином. Все зачетные бомбы легли на удалении до 75 м от цели, в то время как обычные неуправляемые бомбы при тех же условиях сброса отклонялись от точки прицеливания на величину до 800 м.
   В 1954 г. в целом успешно прошли заводские испытания со сбросом дюжины СНАБ-3000 в инертном снаряжении и трех - в боевом исполнении. Восемь бомб легли на удалении менее 47 м от цели.
   Однако к этому времени поршневой Ту-4 уже рассматривался как устаревший носитель. Дальнейшие испытания предстояло проводить с наиболее современного реактивного бомбардировщика-Ту-16. На самолете (заводской № 4200303) на каждой из консолей крыла на удалении 7,85 м от продольной оси смонтировали по балочному держателю КБД-6025 для размещения самонаводящихся бомб.
   Так как условия сброса существенно изменились, переход к совместным испытаниям представлялся явно преждевременным. В феврале-мае 1955 г. было выполнено 4 сброса бомб, которые подтвердили худшие опасения разработчиков «Краба». Увеличившиеся высота и скорость отделения бомбы от носителя определили достижение ею больших скоростей в последующем полете. А на скоростях, соответствующих числу М=0,9, проявилась продольная неустойчивость полета бомбы. Не помогли даже проведенные доработки крыльев и усиление крепежных кронштейнов - высоту сброса пришлось ограничить 10 000 м, в то время какзаказчикзадал величину 12 000 м. Основ¬ной реактивный самолет Дальней Авиации оказался слишком резвой лошадкой для такого седока, как «Краб».
   В ходе испытаний провели 32 вылета Ту-16. Полученные результаты позволили уточнить летно-тактические характеристики самолета с самонаводящимися бомбами. Из-за большего аэродинамического сопротивления применение одной СНАБ-3000В снижало дальность до 4500 км по сравнению с 5430 км при оснащении самолета обычной трехтонной бомбой на внутренней подвеске, а двух самонаводящихся бомб -до 3620 км. Скорость Ту-16 с двумя СНАБ-3000 на высоте 6000 м уменьшилась на 145 км/ч до величины 838 км/ч, а на высоте 12500 м составила 809 км/ч.
   В ходе государственных испытаний с сентября 1955 г было сброшено всего 18 бомб, из которых только половина вышла в район цели.
   Наибольшее число сбросов- 12 -проведено по цели средней тепловой яркости, имитирующей Краснодарский нефтеперерабатывающий завод. Из сброшенных бомб только 4 легли в пределах 41 м удаления от цели, две упали с отклонением до 79 м. В ходе половины сбросов бомб выявилась явная неисправность аппаратуры. Один раз подвел автопилот, при другом сбросе отказала ГСН, а в остальных случаях головки самонаведения не захватили цель.
   Наиболее яркая цель, имитирующая металлургический комбинат «Азовсталь», была поражена обоими сброшенными на нее СНАБ-3000 с минимальным отклонением -менее 12 м.
   Судьба оказалась милостивей к «Щекинской теплоэлектроцентрали». По цели, имитирующей этот объект теплоэнергетики с наименьшей яркостью, было сброшено 4 бомбы, одна из которых упала с неприемлемым отклонением 83 м, две так и не захватили цель, а на четвертой бомбе отказала ГСН.
   Такие результаты рассматривались как явно неудовлетворительные, и на завершающей стадии разработки 5 августа 1955 г Д.В. Свечарник приказом Министра общего ма¬шиностроения № 136 был переведен в Новосибирск в НИИ-48, а работы по СНАБ3000 в ГС НИИ-642 возглавил Н.М. Чиненков.
   Но это оргмероприятие уже не могло ни¬чего изменить. Невыполнение заданных показателей точности, ограничения боевого применения только ночным временем, высот сброса - величиной не более 10000 м и необходимость оснащения носителей специальным прицелом определили вывод Госкомиссии о нецелесообразности продолжения работ в данном направлении.
   Научно-технический совет Госкомитета Совета Министров СССР на заседании 26 августа 1956 г. рассмотрел результаты госиспытаний и принял решение о прекращении работ по СНАБ-3000. По видимому, столь неутешительному итогу работ способствовало и оснащение отечественных вооруженных сил ядерным оружием, ставшим основным средством сокрушения промышленно¬го потенциала вероятного противника.
   Однако кое-что от «Краба» могло найти применение. С учетом малообещающих результатов испытаний этой бомбы другому главному конструктору ГС НИИ-642, А.Д. Надирадзе, была поручена, по сути, параллельная разработка. При этом учитывалось успешное завершение его конструкторским коллективом работ по созданию радиоуправляемой бомбы «Чайка», начатых в 1951 г. Использовав ряд технических решений, уже отработанных на «Фрице» и на «Крабе», Надирадзе в конструировании ряда агрегатов пошел своим путем. В частности, для более удобного размещения под фюзеляжем самолета хвостовое оперение «Чайки» было выполнено по двухкилевой схеме.
   Постановлением от 1 декабря 1955 г. № 2000-1070 наряду с принятием «Чайки» на вооружение (под индексом УБ-2Ф) было задано создание ее самонаводящегося варианта - «Чайки-2». На нем и установили заимствованную от «Краба» головку самонаведения 0-1-54.
   Однако, из-за передачи ГС НИИ-642 в подчинение главного конструктора В.Н. Челомея и полного переключения коллектива этой организации на работы по противокорабельным ракетам, работы по управляемым бомбам в нашей стране прекратились. Они были возобновлены спустя десятилетия в других конструкторских организациях, исходя из новых технических решений, с использованием усовершенствованных телевизионных систем и полуактивных лазерных головок самонаведения, которые могут рассматриваться как отдаленные «потомки» применявшихся на «Крабе» тепловых головок самонаведения.

Источник: Журнал "Авиакосмическое обозрение" №1 2003 г.
Записан

AKON

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 240

"Ночная охота "краба". Самонаводящаяся авиабомба СНАБ-3000". Моделист - Конструктор online
http://www.mkonline.ru/2006-12/2006-12-14.html

Самонаводящая авиабомба СНАБ-3000 "Краб"

    1 - эксплуатационный люк приборного отсека; 2 - эксплуатационный люк для установки контейнера аккумулятора 12А30; 3 - люк доступа к электромеханическому приводу интерцепторов; 4 - баллистическое кольцо; 5 - взрыватели 3.щт(2-AB-515+1-AB-139); 6 - ушко; 7 - объектив канала тангажа; 8 - объектив канала курса; 9 - аэродинамический тормоз; 10 - головной обтекатель; 11 - тепловая головка самонаведения ТГС-01-53; 12 - корпус боевой части; 13 - взрывчатое вещество; 14 - крыло; 15 - обтекатель электромеханического привода; 16 - хвостовой конус; 17 - блок автоматики; 18 - умформер УФ-1; 19 - стабилизатор частоты; 20 - контейнер аккумулятора 12А-30; 21 - блок контакторов БК-2; 22 - нервюра стабилизатора; 23 - лонжерон-труба; 24 - электромеханический привод интерцептора; 25 - тяга интерцептора канала курса; 26 - концевая шайба; 27 - крестообразный аэродинамический стабилизатор; 28 - приборная доска; 29 - главный распределительный щит; 30 - интерцептор
« Последнее редактирование: Октября 04, 2009, 08:25:05 pm от AKON »
Записан
Страницы: [1]   Вверх