Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: КВ-1с - тяжёлый танк  (Прочитано 2993 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

oleg

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1384
КВ-1с - тяжёлый танк
« : Октября 07, 2009, 01:05:13 pm »

КВ-1с - тяжёлый танк

НАЗВАНИЕ
- сокращенное: КВ-1С
- полное: тяжелый танк КВ-1С
- заводское:

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Принят на вооружение в 1942 г.
Производство:
- ЧКЗ
- …

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса – 42.5 т
Длина с пушкой вперед – 6950 мм
Длина по корпусу – 6950 мм
Ширина – 3250 мм
Высота по крышу башни – 2640 мм
Клиренс – 450 мм
Среднее удельное давление на грунт – 0,74 кг/см2
Преодолеваемые препятствия:
- подъем – 40 град;
- брод – 1,6 м
Тип двигателя – дизель В-2К
Максимальная мощность – 600 л.с.
Запас топлива – 610 л
Максимальная скорость - 43 км/ч
Запас хода – 250 км
Бронирование:
- лоб корпуса – 75 мм;
- лоб башни – 82 мм
Экипаж – 5 чел

Вооружение:
- 76.2-мм пушка ЗИС-5
- 4 пулемета ДТ
- боекомплект к пушке – 94 (114)
- боекомплект к пулеметам – 2646
Радиостанция – 10Р

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Отечественные бронированные машины XX век, Том 2
- Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники. 1996 г.
« Последнее редактирование: Июня 15, 2020, 08:21:21 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4956
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #1 : Декабря 15, 2019, 12:27:07 am »

КВ-1с - тяжёлый танк.

Глубокая модернизация танка КВ-1 путём снижения массы до 45,5 т для увеличения подвижности.

Разработчик: СКБ-2 Челябинского Кировского завода, г. Челябинск, ОКБ опытного завода №100, г. Челябинск.
Серийное производство: Челябинский Кировский завод, г. Челябинск.

Старший инженер машины: М.Ф.Балжи.

Опытные образцы: июль 1942 г.

Серийное производство: с августа 1942 г. по август 1943 г.

Принят на вооружение: 20 августа 1942 г.

Всего же с августа 1942  г. по август 1943 г. на Кировском заводе в Челябинске было выпущено 1086 тяжёлых танков КВ-1с, ещё 15 машин были капитально отремонтированы.

История создания.

В ходе боевого применения тяжёлого танка КВ-1, выявилась необходимость его модернизации с целью повышения его ходовых качеств и надёжности работы отдельных агрегатов.

Первоначально КВ-1 проектировался как тяжёлый танк с боевой массой 40 т. Серийный танк образца 1940 г. имел боевую массу 42,5–43 т, в 1941 г. его боевая масса достигла сначала 46 т, а затем и 47,5 т. Постепенный рост боевой массы в процессе производства привёл к тому, что манёвренность и подвижность танка существенно снизилась. С ростом массы возрастала нагрузка на трансмиссию танка, что привело к частым поломкам коробки перемены передач (КПП). Вообще, КПП была наиболее слабым местом танка КВ с самого начала его производства в 1940 г.

Между тем, изменившаяся ситуация на фронтах, требовала не столько усиления защиты, сколько повышения манёвренности, подвижности и боеспособности тяжёлых танков. При этом для насыщения войск тяжёлыми танками постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) №892сс «Об обеспечении выпуска на Кировском заводе в январе месяце 1942 г. 20 танков КВ в день» от 13 ноября 1941 г. на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) Наркомата танковой промышленности (НКТП) требовалось увеличить производство тяжёлых танков. Наращивать производство предполагалось постепенно: в первой декаде декабря 1941 г. следовало сдавать по 10 танков КВ в день, во второй — 14, в третьей — 17, в первой и второй декаде января 1942 г. — 17, и в третьей — 20.

Чтобы обеспечить выпуск 20 танков в сутки потребовалось реорганизация производства, а также упрощение конструкции и изменения технологии изготовления ряда агрегатов танка КВ, что сразу же привело к ухудшению характеристик машины, прежде всего по подвижности и маневренности. Из действующих частей Красной Армии стали поступать жалобы. Это не осталось незамеченным ГКО. Вечером 24 января 1942 г. заместитель народного комиссара танковой промышленности и одновременно директор ЧКЗ И.М.Зальцман и заместитель народного комиссара танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам и одновременно главный конструктор конструктор ЛКЗ Ж.Я.Котин получили по телефону личное указание И.В.Сталина — «повысить тяговые свойства машины КВ».

В спешном порядке на ЧКЗ провели совещание, посвященное выполнению задачи, поставленной Сталиным. В результате, конструкторы наметили пути решения проблемы, и 27 января 1941 г. директор ЧКЗ И.М.Зальцман и главный конструктор ЧКЗ Ж.Я.Котин направили на имя И.В.Сталина свои предложения по этому вопросу. Предлагалось два варианта: в первом планировалось увеличить на 50 л.с. мощность двигателя В-2К, изменить передаточное число количество зубьев ведущего колеса.

Как писали в своем донесении Зальцман и Котин, это решение должно было дать:

«1. Увеличение динамического фактора на всех передачах примерно на 25%, не перегружая при этом мотора и трансмиссии;
2. Увеличение тяговых свойств и тактической скорости машины в условиях работы ее на резко пересеченной местности со снежным покровом и в условиях весенней распутицы;
3. Сохранение взаимозаменяемости узлов».


В документе сообщалось, что в ближайшие дни ЧКЗ проведёт испытание такой машины в сравнении с серийным КВ-1 и Т-34, и если результаты окажутся положительными, в феврале 1942 г. улучшенный танк можно будет поставить на производство.

Второй вариант модернизации танка КВ-1 был более сложным, дорогим и длительным по времени. При этом предлагалось «по возможности приблизить по скоростям танк КВ к танку Т-34», для чего на КВ-1 планировалось установить новую 8-скоростную коробку перемены передач, форсированный до 700 л.с. дизель В-2К и новый, более мощный радиатор из штампованных стальных листов (вместо алюминия). Предполагалось, что данные изменения дадут следующее:

«1. Лучшее использование мощности мотора;
2. Дополнительное повышение средних скоростей танка;
3. Обеспечение надежности узлов на случай увеличения толщины брони, веса и повышения мощности мотора».


Вместе с тем, Зальцман и Котин сообщали, что в случае принятия данного варианта модернизации КВ, производство этих машин начнется не ранее апреля 1942 г. и потребует значительной переналадки производства. Далее они писали:

«Оба предложения направлены на решение поставленной задачи. Первое их них частично решает вопрос, и может быть быстро освоено производством. Второе требует более длительного освоения, но дает нам тяжелый танк с повышенными тактическими скоростями, с лучшей динамикой и маневренностью в различное время года и условий местности.

Уменьшение толщины брони в целях облегчения машины считаем нецелесообразным, так как снижение веса на 2–3 т не даст ощутимого эффекта для динамики машины КВ. В то же время толщина брони данного класса машин определяет главное их качество и достоинство в боевых операциях и районах, насыщенных огневыми средствами, где машину КВ не сможет, безусловно, заменить на один из танков, состоявших у нас на вооружении. В зависимости от принятого Вами решения, нами будет представлен проект решения Государственного Комитета Обороны по выпуску танков».


Двумя днями позже командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии генерал-лейтенант Я.Н.Федоренко, который тоже был ознакомлен с предложением руководства Челябинского Кировского завода, доложил И.В.Сталину свое мнение по этому вопросу. Федоренко считал правильным увеличение мощности двигателя на 50 л.с., изменение передаточного числа бортовой передачи и количества зубьев ведущего колеса. А вот ко второму предложению заводчан, он отнесся довольно сдержанно, написав:

«Установка более мощного радиатора вызовет в серийном танке большие конструктивные изменения, и большую переделку производства. Вопрос о вводе этих изменений в серийное производство может быть решен только после испытания опытного образца».

Кроме того, Я.Н.Федоренко считал необходимым, в случае развертывания производства машины с этими изменениями, по максимуму сохранить взаимозаменяемость агрегатов с серийными КВ-1.

Предложения ЧКЗ и точка зрения руководства ГБТУ КА были рассмотрены на заседании ГКО, и решение последовало незамедлительно. Уже 30 января 1941 г. было подписано два постановления ГКО №1220сс и №1221сс, озаглавленных «О повышении динамики танков КВ» и «Об улучшении проходимости танков КВ», соответственно. Постановлениями предписывалось уже с 15 февраля 1942 г. начать выпуск танков КВ-1 с двигателем мощностью 650 л.с., с изменённым передаточным числом бортового редуктора и числом зубьев ведущего колеса, за счёт чего планировалось «увеличить на 20–25% тяговую силу танка». Также начальнику ГАБТУ КА Я.Н.Федоренко и директору ЧКЗ И.М.Зальцману предписывалось на основе полученных результатов испытаний «танков КВ из серийного производства, модернизированного танка КВ и танка Т-34, представить на утверждение ГКО заключение и уточненную тактико-техническую характеристику к 20 февраля 1942 г.».

Хотя в начале 1942 г. и не удалось выполнить постановление ГКО №892сс о повышении выпуска до 20 машин в сутки, за январь 1942 г. ЧКЗ удалось сдать военной приемке 216 КВ-1 (реально был собран 241 танк, но 25 по разным причинам, главным образом из-за поломок, не были приняты военной приемкой, их сдавали уже в феврале 1942 г.).

Как это часто бывает, изготовление опытных образцов КВ «повышенной динамики» затянулось — сравнительные испытания начались лишь 18 февраля 1942 г. В них участвовали танк КВ-1 (сер. №10033) с форсированным двигателем В-2КФ, изменённым передаточным числом бортредуктора и количеством зубцов на ведущем колесе, КВ-1 (сер. №6728) с серийным двигателем В-2К, изменённым передаточным числом бортредуктора и количеством зубцов на ведущем колесе, серийный танк КВ-1 (сер. №25810) и танк Т-34 (эталоны для сравнения доработанных танков).

После первого же пробега КВ-1 с форсированным до 650 л.с. при 2100 об/мин. двигателем В-2КФ из-за сильного перегрева масла (температура достигла 125 град.), испытание пришлось прекратить. На машине сменили радиаторы и масляные редукторы, промыли фильтры и вновь отправили в пробег. Однако масло вновь «вскипело», и машину пришлось остановить. 20 февраля 1942 г. был получен новый двигатель, который установили на танке, и машина вновь направилась в пробег.

Испытания машин продолжались до 16 марта 1942 г., их пробег составил от 332 до 534 км — меньше всего прошел КВ с форсированным двигателем. 18 марта 1942 г. в своём заключении по результатам испытаний проводившая их комиссия под председательством П.К.Ворошилова, записала:

«1. Форсированные двигатели, как по оборотам, так и по крутящему моменту, ввиду их большой тепловой напряженности к установке в танках КВ с существующей системой охлаждения — не пригодны.

2. Изменение передаточного числа бортовой передачи и числа зубцов ведущего колеса дает следующие преимущества по сравнению с серийными агрегатами:

а). Увеличение средних скоростей движения танков по проселку и целине на 6-14%;

б). Уменьшает потребное число переключений коробки перемены передач в 10–14 раз, что благоприятно влияет на работу трансмиссии и двигателя танка.

в). Создает условия работы, при которых усилия в узлах трансмиссии уменьшаются на 15–20%.

Так как ходовые качества от этих изменений повышаются, комиссия считает целесообразным ввести измененные бортовую передачу и ведущее колесо в серийное производство».


Танк КВ-1 (серийный №10033) с форсированным двигателем, измененным передаточным числом бортредуктора и количеством зубцов на ведущем колесе преодолевает заграждение из противотанковых «ежей», февраль 1942 г. (ЦАМО):


Танк КВ-1 (серийный №6728) с серийным двигателем, изменённым передаточным числом бортредуктора и количеством зубцов на ведущем колесе преодолевает заграждение из противотанковых «ежей», февраль 1942 г. (ЦАМО):


Серийный танк КВ-1 (серийный №25810), участвовавший в сравнительных испытаниях вместе с машинами с «повышенными характеристиками», февраль 1942 г. (ЦАМО):


Однако к моменту окончания испытаний танков КВ с улучшенной динамикой выпуск таких машина оказался уже не актуальным — стало ясно, что внесением в конструкцию КВ-1 изменений, опробованных на испытаниях, проблему с качеством, динамикой и подвижностью танков решить не удастся.

Конструкторы ЛКЗ пытались найти другие варианты, и часть из них была принята к исполнению — речь шла о том, чтобы снизить массу танка, и соответственно нагрузку на трансмиссию и двигатель машины. Предложения о том, как снизить массу танка и повысить его динамику, направили «наверх», где они были одобрены. В результате, 23 февраля 1942 г. председатель ГКО И.В.Сталин подписал аж три постановления, касающиеся танка КВ-1.

Первым стало постановление ГКО № 1331сс «Об уменьшении веса танков КВ». Оно было совсем коротким:

«Обязать Наркомтанкопром — т. Малышева и директора Кировского завода — т. Махонина с 25 февраля с.г. выпускать танки КВ-1 с уменьшением на 1,3 тонны весом, за счёт:

1. Снятия дополнительных баков с горючим, всего 580 кг;
2. Уменьшения возимого боекомплекта до 90 снарядов;
3. Уменьшения возимого ЗИПа на 200 кг;
4. Монтажа гусеницы с чередованием траков через один клык».


Кстати, дополнительные баки не только отменялись на новых танках, но и снимались с КВ-1, которые уже находились в войсках. Это делалось согласно приказу наркома обороны СССР №0039, изданного в развитие постановления ГКО. Причем согласно приказу, запасные топливные баки, снятые с машин, предполагалось передать «в роты технического обеспечения для использования как тары для горючего».

Постановлением № 1332сс от той же даты, что и предыдущее, предписывалось с 1 апреля 1942 г. перейти на выпуск танков КВ-1 с литой башней уменьшенной толщины: вместо 110 мм должно было быть 95-100 мм.

Третье постановление — №1334сс — было более пространным. Оно называлось «О выпуске танков КВ весом 45–45,5 тонн и с дизелем мощностью 650 л.с.». Согласно этому документу, производство облегченных машин с двигателем увеличенной мощности должно было начаться с 15 апреля 1942 г. Снижение массы, помимо уже указанных мер в постановлениях №№1331сс и 1332сс, предполагалось провести еще за счёт уменьшения толщины брони лобовой части корпуса с экранировкой до 95 мм, съемных листов крыши корпуса и крыши башни, а также люков — до 30 мм, кормовых листов корпуса до 60 мм и задних листов днища до 20 мм. Кроме того, для катаной 75-мм брони устанавливались более жесткие допуски по толщине: минус 2 мм и плюс 1 мм.

Постановление ГКО №1331сс от 23 февраля 1942 г., направленное на снижение веса танка КВ-1:


Следует сказать, что все постановления ГКО о танках КВ-1 дублировались приказами по НКТП, подписанными наркомом В.А.Малышевым. Эти документы были более детальными — помимо сведений, приведенных в постановлениях, в приказах содержалась информация о том, каким образом предполагалось решение той или иной проблемы, ставились задачи директорам и главным инженерам заводов и т. п. Например, три постановления ГКО от 23 февраля 1942 г. дублировалась тремя приказами НКТП от 24 февраля 1942 г. В них содержались требования о снижении массы танков КВ-1, при этом руководству Уралмашзавода предписывалось с 25 марта 1942 г. обеспечить поставку бронекопусов, изготовленных из брони меньшей толщины, на Кировский завод.

Между тем, несмотря на все проблемы, выпуск танков КВ на Челябинском Кировском заводе возрастал — за февраль 1942 г. военная приемка приняла 262 машины КВ-1.

В начале 1942 г. в полной мере раскрылся ещё один не менее серьёзный недостаток КВ-1, тоже имевший давние корни. Коробка перемены передач была наиболее слабым местом танка КВ с самого начала его производства в 1940 г. Естественно, что внесенные упрощения в конструкцию и замена материалов другими не способствовали повышению надежности работы этого агрегата. Весной 1942 г. из войск стали в большом количестве поступать рекламации на вышедшие из строя коробки перемены передач КВ-1. Это было связано как с низким качеством последних, так и с тяжелыми условиями эксплуатации машин в весеннюю распутицу. Например, по донесению командующего автобронетанковыми войсками Брянского фронта от 6 февраля 1942 г., в 80-й танковой бригаде вышло из строя шесть коробок перемены передач танков КВ-1. Прибывшая на место комиссия ГБТУ КА выяснила, что причиной поломок «явилась недоброкачественная термическая обработка зубьев шестерен коробки перемены передач вследствие недостаточного контроля над технологическим процессом их изготовления».

В ГАБТУ КА провели совещание по этому вопросу. В ходе обсуждения отмечалось, что за последние 2–3 месяца участились случаи выхода из строя коробок перемены передач: только за январь-февраль 1942 г. по донесениям таких машин было 50. Причиной поломок являлись как слабая конструкция картера и некоторых шестерен, так и «нарушение технологии при изготовлении шестерен и валов и введение заменителей без предварительного их испытания».

Для проверки качества КПП в начале марта 1942 г. представители военной приемки на Кировском заводе провели испытания пяти серийных КВ-1 буксировкой по пересеченной местности такой же машины. В результате, у двух машин произошли поломки зубьев шестерен и разрыв картеров коробок перемены передач. В результате этого, 10 марта 1942 г. военинженер 1-го ранга Шпитанов приостановил приемку готовых танков КВ-1 на три дня, до 13 марта 1942 г.

Чтобы выйти из создавшегося положения, конструкторы ЧКЗ изготовили КПП усиленной конструкции. Правда, усиление провели путем введения дополнительных ребер жесткости в картере, изменением процесса термообработки шестерен и заменой одних марок стали на другие. Но, несмотря на такое «поверхностное» усиление, новые коробки оказались понадежнее, чем более раннего выпуска.

С 15 марта 1942 г. все не усиленные коробки перемены передач, установленные на КВ к этому времени, должны были заменяться коробками с усиленным картером (с дополнительными ребрами жесткости). Кроме того, на каждую отправляемую с завода роту КВ-1 в комплект ЗИПа дополнительно выдавалась одна КПП. Для выявления некачественных коробок, каждая пятая выпускаемая машина испытывалась дополнительным 40-километровым пробегом, после чего производился осмотр КПП.

Проблема с надежностью коробок перемены передач танка КВ оказалась столь серьезной, что за ее решением следило руководство страны. 20 марта 1942 г. появилось постановление ГКО №1472сс озаглавленное «О качестве танков КВ». В этом документе говорилось:

«1. Считать установленным, что в результате запущенности технической документации и отсутствия должного порядка в технологии изготовления в коробке перемены передач танка, Кировским заводом в период октябрь — февраль было выпущено некоторое количество танков КВ с недоброкачественными коробками перемены передач.

2. Принять к сведению заявления Нарком-танкпрома — т. Малышева, директора Кировского завода — т. Махонина и главного конструктора — т. Котина, что в настоящее время Кировским заводом приняты меры по устранению выявленных дефектов в танках КВ, и с 16 марта с.г. начат выпуск танков КВ с улучшенными коробками перемены передач.

3. Указать б. директору Кировского завода т. Зальцману, и. о. директора Кировского завода т. Махонину, и главному конструктору завода т. Котину на неприятие ими своевременных мер к наведению порядка в технической документации и в технологии производства коробок перемены передач, что привело к выпуску танков КВ с недоброкачественными коробками перемены передач.

4. За халатное отношение к своим обязанностям объявить выговор зам. директора Кировского завода по танковому производству т. Ланцберг, главному инженеру по металлургическому производству Кировского завода т. Веденову, и районному инженеру ГАБТУ КА т. Шпитанову.

5. Обязать Наркомтанкпром — т. Малышева и ГАБТУ КА — т. Федоренко наложить взыскания на других виновников выпуска недоброкачественных коробок перемены передач танков КВ.

6. Обязать Наркомтанкпром — т. Малышева и Кировский завод — т. Махонина:

а). до 20 апреля с.г. поставить ГАБТУ КА 300 штук улучшенных коробок перемены передач для замены их в танках КВ, находящихся в войсках и на рембазах;

б). к 1 апреля с.г. выслать в войсковые части через ГАБТУ КА необходимое количество дисков феродо для замены стальных дисков главного фрикциона...

7. Обязать Наркомтанкпром — т. Малышева в месячный срок навести необходимый порядок в технологии и технической документации производства танков КВ и двигателей В-2, и укрепить отделы технического контроля на заводах».


Днём позже это постановление ГКО было продублировано приказом по НКТП. Помимо изложенного выше, в документе объявлялся выговор «за недопустимую халатность в неприятии своевременных мер к выявлению и устранению дефектов коробки передач» исполняющему обязанности главного инженера Кировского завода Кизельштейну, руководителю группы трансмиссии СКБ-2 Маришкину, и начальнику литейного отдела Арсеньеву Строгий выговор получили бывший начальник центральной лаборатории завода Гольштейн, начальник цеха цветного литья Шейдеров и ведущий инженер по металлургии танкового производства Цуканов.

Как видно, меры к руководству ЛКЗ и его различных подразделений были приняты весьма жесткие. Тем не менее, Челябинский Кировский завод сумел выполнить план за март 1942 г., сдав 250 танков КВ-1.

И хотя ЛКЗ в короткие сроки разработал и запустил в производство усиленную КПП, а в последствии к маю 1942 г. Кировский завод сумел повысить качество изготовления коробок перемены передач, полностью изжить недостатки конструкции было невозможно.

Поэтому в 1942 г. в СКБ-2 ЛКЗ было спроектировано две новых 8-скоростных коробок перемены передач с демультипликаторами. Но как это часто бывало, работы по проектированию нового агрегата затянулись, и лишь в апреле 1942 г. две 8-скоростных КПП установили на опытные танки для проведения испытаний.

КПП по черт. «группа 12–21» была создана инженером Ф.А.Маришкиным. Её вместе с форсированным до 650 л.с. при 2100 об/мин. мотором В-2КФ установили на танк КВ-1 с серийным №10279, получившем заводской индекс КВ-1с (с - скоростной). Кроме более мощного двигателя и новой 8-скоростной КПП на танке были установлены водяные радиаторы танка КВ-3, а масляный радиатор – от самолёта Р-Z (Р-Зет).

Вторую КПП, имевшую чертёжное обозначение «группа 21–212», разработал Н.Ф.Шашмурин. Эту КПП установили на второй образец КВ-1с с зав. №10334. На этом танке стояла штатная система охлаждения с дополнительными водяными радиаторами, аналогично был доработан и масляный радиатор.

В части бронирования оба опытных КВ-1с соответствовали серийным танкам КВ-1.

Коробка перемены передач, черт. «группа 21–212», разработанная Н.Ф.Шашмуриным:


Схема работы КПП, черт. «группа 21–212»:


Модернизированные радиаторы, благодаря которым удалось улучшить охлаждение двигателя:


Испытания опытных танков КВ-1с начались с 20-х чисел апреля 1942 г. (№10334 - с 21.04.1942;  №10279 - с 22.04.1942). К этому моменту опытными работами по КВ-1с занимался опытный завод №100, выделенный из цехов ЧКЗ. По итогам испытаний выяснилось, что КПП по черт. «группа 21–212» конструкции Шашмурина обладала большей надёжностью, именно её выбрали для запуска в серию. Окончательно конструкцию КПП утвердили в середине июня 1942 г.

Письмо о начале испытаний опытных «скоростных» танков КВ-1с с серийными №№10334, №10279, 22 апреля 1942 г.:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №870, стр. 170.
https://yuripasholok.livejournal.com/2629429.html
Апрельский выпуск танков КВ-1 составил 260 машин, из них 2 опытных с 8-скоростными КПП. Однако по КПП произошел «провал» — по постановлению ГКО от 20 марта 1942 г. ЧКЗ должен был изготовить дополнительно 300 усиленных коробок перемены передач для замены этого агрегата в войсках, но выпустить ни одной не удалось.

Что касается снижения толщин брони, то сделать это оказалось не так просто. Прежде всего, требовалось получить броневые листы измененной толщины, а перенастроить прокатные станы для этого быстро не получалось. В мае 1942 г. в очередной раз обсуждался вопрос о снижении массы танка КВ-1, в ходе которого высказывались предложения об уменьшении толщины основной брони машины до 60–65 мм.

В мае 1942 г. Уралмашзавод, а вслед за ним и завод №200 перешли на изготовление литых башен с более тонкими стенками. В документах такие башни именовались облегчёнными. Но какое-то время параллельно с ними выпускались и башни, имевшие прежнюю толщину, которые стали называть утяжеленные. Сведений о том, с какого момента облегченные башни стали устанавливать на танки, пока найти не удалось. Скорее всего, это произошло не ранее июня месяца.

Май 1942 г. стал пиком производства танков КВ-1 — ЧКЗ сдал военпредам 325 танков. Помимо значительного роста количества машин, удалось повысить и их качество. Вместе с тем, внедрить в производство все изменения, которые требовались по постановлениям ГКО, так и не удалось.

1 июля 1942 г. нарком танковой промышленности В.А.Малышев направил И.В.Сталину письмо по поводу выпуска КВ-1, в котором сообщал следующее:

«Имевшие место дефекты по коробке перемены передач, системе охлаждения двигателя и двигателю В-2К, в результате проведенной заводом работы устранены, и агрегаты танка по своему качеству не только приведены к их первоначальному выпуску в Ленинграде, но стали значительно лучше и надежнее в работе.

Одновременно с этим заводом была проделана работа по снижению веса танка КВ. Облегчение в основном было получено за счет корпуса и башни машины, что дало уменьшение веса до 3000 кг. После введения в производство всех мероприятий по облегчению танка, КВ будет весить 45,8-46,1 т.

В мае месяце с. г намеченные мероприятия осуществлены производством только частично, и вес впускаемого танка доходит до 47,2 т. Полная реализация всех мероприятий производства в мае не могла быть осуществлена, так как требовалось изменение деталей, имеющих большой цикл производства (бронедетали). Дальнейшее облегчение веса танка возможно только за счет изменения толщины броневой защиты, или за счет коренной перекомпоновки его механизмов.

Считаем необходимым сообщить, что ни один из этих вариантов облегчения не может быть сейчас принят, так как уменьшение толщины брони понижает боевые свойства танка, а перекомпоновка его механизмов потребует коренной перестройки всего производства, а в условиях массового выпуска и войны принято быть не может.

Существующие тактико-технические характеристики КВ даже при этом весе (47,2 т) значительно выше, чем у английских, американских и прочих иностранных танков.

Использование тяжелых танков в условиях боевых действий должно быть с учетом их особенностей, как танков прорыва, что, очевидно, не всегда учитывается при их использовании в Армии».

Таким образом, на очередное майское обсуждение вопроса о снижении массы танка КВ-1 с уменьшении толщины основной брони машины до 60–65 мм, в своём письме нарком танковой промышленности В.А.Малышев высказался против.

Однако, уже 5 июня 1942 г. в Москве состоялось совещание посвящённое производству танков, в котором приняли участие И.В.Сталин и В.А.Малышев. В ходе совещания был утверждено проведение работ по созданию и изготовлению опытных образцов тяжёлого танка КВ облегчённой конструкции путём глубокой модернизации танка КВ-1. Также здесь были показаны модели перспективных танков завода №183 и ЧКЗ боевой массой 30 т - Т-34М (Т-43) и КВ-13. Об этом в своих дневниках упоминает Малышев:

«В последние дни т. Сталин вызывает к себе каждый день. Он крепко занялся улучшением качества танков. Сегодня были у т. Сталина вместе с тт. Зальцманом, Котиным, Морозовым. Тов. Сталин сказал, что „наши танки превосходят заграничные, в том числе и немецкие, по своим техническим показателям, но уступают им в ходовой части...

Надо улучшать, модернизировать танки и, особенно, ходовой механизм. Надо иметь в виду, что теперь танкисты менее квалифицированы и поэтому танки надо делать проще, надежнее, а не рассчитывать на виртуозов. Надо улучшить видимость наших танков. Вот мы даем вам, танкистам, задачу — улучшить коробку скоростей танков Т-34 и КВ, облегчить вес танка КВ и делать оба танка с хорошей видимостью“.


Мы показали т. Сталину макеты двух новых танков, которые полностью решают те пожелания... но т. Сталин ответил: «Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернемся месяца через полтора-два, когда конструктора закончат работу по улучшению существующих танков».

Решение И.В.Сталина было отражено в постановлении ГКО №1878сс «Об улучшении танков КВ», подписанном 5 июня 1942 г. 9-й и 10-й пункты этого документа касались именно КВ-13. Согласно им, к 10 августа 1942 г. предполагалось изготовить два опытных образца машины. Оба пункта из текста постановления вычеркнул сам Сталин.

Именно это совещание стало переломной точкой для перехода от КВ-1 к танку КВ-1с облегчённой конструкции. Перед руководством НКТП и коллективом ЧКЗ была поставлена задача в сжатые сроки провести глубокую модернизацию танка КВ-1, который, в итоге, должен был стать более надёжным, более скоростным, но при этом лишиться главного – мощного бронирования.

Согласно постановления ГКО №1878сс от 5 июня 1942 г., директор Кировского завода И.М.Зальцман и главный конструктор Ж.Я.Котин с 1 августа 1942 г. должны были обеспечить выпуск КВ массой не более 42,5 т, для чего предписывалось снизить толщину броневых листов корпуса с 75 до 60 мм, башни до 80–85 мм, снять экран с лобового листа, установить гусеницу уменьшенной ширины, новую 8-скоростную коробку перемены передач и т.п. Также согласно этого постановления до начала производства облегчённого танка, Кировскому заводу разрешалось «выпускать танки КВ-1 весом до 47,5 тонны в количестве не более 10 машин в сутки».

Старшим инженером машины, получившей заводское обозначение КВ-1с, был назначен М.Ф.Балжи, руководил работами Н.Л.Духов, а общее руководство осуществлял Ж.Я.Котин. Также над танком КВ-1с работали Л.Е.Сычев, Г.А.Михайлов, А.Н.Стернин, Г.А.Серегин, А.Н.Баран и ряд других инженеров СКБ-2 ЛКЗ. В работах по танку участвовали представители завода №100 А.С.Ермолаев и Н.М.Синев, большую помощь оказал И.А.Благонравов, преподаватель Военной академии механизации и моторизации, работавший над темой танковых трансмиссий.

На следующий день после подписания постановления ГКО №1878сс от 5 июня 1942 г. в СКБ-2 ЛКЗ началась разработка корпуса КВ-1с. Предварительная проработка была закончена к середине июня 1942 г., а окончательное утверждение документации состоялось в конце июля 1942 г. В целом конструкция корпуса была аналогична конструкции корпуса КВ-1. От экранов в лобовой части корпуса отказались, а толщину нижнего лобового листа уменьшили до 60 мм. До 60 мм была уменьшена толщина бортов и кормы корпуса. Небольшой выигрыш в массе удалось получить за счёт скоса крыши трансмиссионного отделения.

Конструкция корпуса КВ-1с:


Штамп с чертежа корпуса КВ-1с, который наглядно показывает время начала работ по машине. Подпись в графе «старший инженер машины» принадлежит М.Ф.Балжи:


По:
Максим Коломиец. Советский тяжёлый танк КВ-1. Первые танки Победы.
https://warspot.ru/9133-menshe-broni-bolshe-podvizhnosti
https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom
« Последнее редактирование: Декабря 19, 2019, 02:19:24 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4956
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #2 : Декабря 15, 2019, 12:57:03 am »

Продолжение.
КВ-1с - тяжелый танк.


Танк КВ-1с получил новую трёхместную литую башню. Более рациональная форма позволила уменьшить, по сравнению с башней КВ-1, габариты, одновременно сохранив достаточный внутренний объем боевого отделения. На КВ-1с по сравнению с КВ-1 основное вооружение осталось прежним - 76,2-мм танковая пушка ЗИС-5. В соответствии с техническим заданием, на башне установили командирскую башенку. Место командира было перемещено в задний левый угол башни, туда же сместили и установку кормового пулемета. Как и в башне КВ-1 в новую башне был всего один люк. В командирской башенке люк не предусматривался.

Проекции башни КВ-1с. Она имела немало общих черт как с башней перспективного КВ-13, так и с башней Т-34:


КВ-1с стал вторым после Т-50 советским танком, получившим командирскую башенку:


В танке КВ-1с по сравнению с серийными КВ-1 была заметно улучшена обзорность.

Сравнение обзорности КВ-1с и КВ-1:

«Танковые смотровые приборы», 1947 г.

Схема обзорности КВ-1с:


Одним из важнейших узлов КВ-1с танка стала 8-скоростная коробка перемены передач с демультипликатором, работы по которой на ЧКЗ шли с весны 1942 г. Помимо новой КПП, танк получил новый главный фрикцион с четырьмя дисками из феродо, улучшенные бортовые фрикционы, новые приводы управления КПП, вентилятор, а также воздухоочиститель двигателя «Вортокс» (внедрен ещё на КВ-1 последних ленинградских выпусков), позднее заменённый на более эффективный «Циклон».

Воздухоочиститель типа «Вортокс»:

Подобные воздухоочистители ставились на КВ-1 выпуска ЧКЗ, на КВ-1с и на СУ-152. Ставились ли они на ленинградские КВ последних выпусков.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2543, стр. 18.
https://yuripasholok.livejournal.com/2153947.html

Для КВ-1с была разработана новая система охлаждения. Для её отработки в июле 1942 г. были проведены испытания в Ташкенте. Новая система охлаждения с новыми пластинчатыми водяными и масляными радиаторами, вентилятором со штампованными лопатками и рядом улучшений, установили на танке КВ-1 с серийным №10663. По итогам испытаний, в которых участвовали три танка с разными системами охлаждения, лучше всего зарекомендовал себя именно танк КВ-1 с серийным №10663. Правда, с одной существенной оговоркой – он, хоть и позже всех, но тоже закипал. Происходило это через 7–15 минут при движении на 4-й передаче. При работе на других режимах температурный режим двигателя был в норме.

Ещё одним серьезным новшеством КВ-1с стала ходовая часть. Её изменение также частично прописывалось в постановлении ГКО. Для облегченного танка был разработан новый трак шириной 608 мм с характерными «скосами». Кроме того, инженеры СКБ-2 ЛКЗ и ОКБ завода №100 переделали балансиры, поддерживающие катки, ленивцы, был спроектирован и новый облегчённый опорный каток.

На КВ-1 в это время ставились литые опорные катки с Г-образной формой обода, выполненные по чертежу 33–803, серийное производство которых было налажено с февраля 1942 г. Каждый каток имел массу 170 кг. Для КВ-1с в СКБ-2 был разработан новый облегчённый опорный каток. Для катка была применена тавровая форма обода, дающая при той же прочности катка меньший вес. Новые опорные катки, получившие чертежный номер 33–65, устанавливались на двух опытных образцах КВ-1с, а также первых танках установочной партии. Конструкторам удалось снизить массу опорного катка до 135 кг. Благодаря использованию новых опорных катков с ободом таврового сечения, с подребрением, с круглыми отверстиями в дисках удалось снизить массу танка на 420 кг.

Сроки, указанные в постановлении ГКО №1878сс от 5 июня 1942 г., удалось выдержать лишь отчасти. К 27 июля 1942 г. были изготовлены два первых опытных образца КВ-1с, имевшие серийные №№15001 и 15002. На задержку по срокам большое влияние оказало постановление ГКО №1958 от 3 июля 1942 г., согласно которому, на ЧКЗ с августа 1942 г. организовывалось производство танков Т-34. В результате пришлось отказаться не только от планов по производству трактора С-10, но и заметно замедлить работы по танкам КВ-1с и КВ-13. Из-за запуска в серию столь необходимых войскам Т-34 было сокращено производство танков КВ-1.

На танк КВ-1с с серийным №15002 установили гусеницы с «узкими» траками, то на КВ-1с с серийным №15001 – обычные гусеницы шириной 700 мм, которые использовались на КВ-1. Разница по массе между полным комплектом старых и новых траков составила 200 кг. Внешне опытные танки отличались друг от друга креплением поручней на башне: у КВ-1с с серийным №15001 они приваривались к крыше, а у с КВ-1с с серийным №15002 - к бортам.

Ходовая часть второго опытного образца, КВ-1с с серийным №15002. На танке хорошо видны новые облегчённые опорные катки по черт. 33–65:


Новые «узкие» траки шириной 608 мм, которые были разработаны для КВ-1с:


Второй опытный образец, танк КВ-1с с серийным №15002, в ходе заводских испытаний, конец июля 1942 г.:


В августе 1942 г. был проведены испытания танков на проходимость по болотистому берегу оз. Синеглазово, находящемуся в 18 км от Челябинска. В них участвовали КВ-1с с серийным №15001 с широкой гусеницей, КВ-1с с серийным №15004 с узкой гусеницей, КВ-1 с серийным №10033 с широкой гусеницей и КВ-1 с серийным №11021 с узкой гусеницей. Быстрее всего дистанцию преодолел КВ-1с с серийным №15004. Несмотря на то, что потребовались дополнительные испытания, решение в пользу узких траков было принято.

КВ-1с с серийным №15004 на сравнительных испытаниях при движении по болотистому берегу оз. Синеглазово близь Челябинска, август 1942 г.:


Основная нагрузка в ходе испытаний легла на второй опытный образец, КВ-1с с серийным №15002. Именно вторая опытная машина в полной мере соответствовала танку, который под обозначением КВ-1с предполагалось запустить в серийное производство. Первый опытный образец, КВ-1с с серийным №15001, также не простаивал: после испытаний траков на проходимость машину «переобули» на гусеницы шириной 608 мм, после чего на нем также отрабатывали различные конструктивные новшества.

Первый опытный образец, танк КВ-1с с серийным №15001 после замены гусеничных лент на ленты с «узкими» траками. Хорошо видно главное отличие первого опытного образца танка – поручни, приваренные к крыше башни:


Эта же машина сзади-слева. Хорошо видна конструкция установки кормового пулемета в башне:


Первый этап полигонных испытаний КВ-1с с серийным №15002 прошел 28 июля 1942 г. На первом этапе испытаний была получена средняя скорость 22,5 км/ч. Ходовые испытания на шоссе продолжались до 5 августа 1942 г., всего за это время машина прошла по Уфимскому шоссе 761 км. 26 августа 1942 г. были проведены испытания на максимальную скорость, за это время оказалось пройдено еще 40 км. Танк развивал скорость до 43 км/ч, что для боевой машины массой 42,5 т было хорошим показателем. Расход горючего составил 250–280 л на 100 км. 4 августа 1942 г. танк совершил марш на 200 км, в ходе которого не было зафиксировано ни одной неполадки. За день до того были обнаружены небольшие неполадки с фрикционами, которые удалось быстро устранить на заводе.

Не менее важными стали испытания на Чудиновском тракте, в ходе которых танк прошел 553 км. 9 августа 1942 г. КВ-1с преодолел по проселку 300 км со средней скоростью 20 км/ч. При езде по проселочной дороге танк потреблял, в зависимости от условий, 200–350 л топлива на 100 км. По болотистой местности возле оз. Синеглазово танк прошёл еще 673 км, потребляя при этом 300–350 литров на 100 км и показав среднюю скорость 15,5 км/ч. Коробка перемены передач и система охлаждения работали нормально. Таким образом, требования по обеспечению надежности были выполнены.

Вполне успешно прошли и стрельбы. В ходе испытаний на скорострельность орудия экипаж был одет в сковывающее движения зимнее обмундирование, и даже при этом удалось добиться скорострельности 6 выстрелов в минуту. Таким образом, уменьшение размеров башни не сказалось на удобстве работы в боевом отделении. Испытания первых танков КВ-1с с серийными №№15001 и 15002 закончились 9 сентября 1942 г.

Протокол технического совещания при главном конструкторе Кировского завода об удобстве артвооружения и его монтаже в башне танка КВ-1с от 19 сентября 1942 г.:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №697, стр. 13-14.
https://yuripasholok.livejournal.com/2539397.html

По окончании испытаний оба опытных образца КВ-1с использовались для отработки и испытаний различных новых узлов и агрегатов. В частности, на них велись работы по новым тракам и улучшенным опорным каткам. Танк КВ-1с с серийным №15002 впоследствии сначала был переделан в первый опытный образец танка КВ-85, а затем – в опытный танк КВ-122. Эта машина сохранилась до наших дней и ныне стоит на постаменте в Автово в г. Санкт-Петербурге.

По:

https://yuripasholok.livejournal.com/9031989.html
https://warspot.ru/9133-menshe-broni-bolshe-podvizhnosti
« Последнее редактирование: Декабря 18, 2019, 11:16:09 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4956
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #3 : Декабря 15, 2019, 10:53:00 am »

Продолжение.
КВ-1с - тяжёлый танк.

23 августа 1942 г. на ЧКЗ были изготовлены первые серийные танки КВ-1с. Согласно постановлению ГКО №1878сс от 5 июня 1942 г. первые 25 танков КВ-1с допускалось выпустить с 5-скоростными коробками переключения передач. Фактически же их было построено не менее 39 штук (в это число входят и несколько КВ-1). Внешне эти танки от машин с 8-скоростными КПП не отличались. По внешнему виду первые серийные КВ-1с практически соответствовали второму опытному образцу, танку КВ-1с с серийным №15002, за исключением ряда доработок, которые требовалось провести по итогам испытаний.

При развёртывании производства танков выяснилось, что облегчённые опорные катки по черт. 33–65 в условиях серийного производства оказались не технологичными. Сталелитейный цех, пытавшийся освоить их выпуск в июле - августе 1942 г., так и не смог обеспечить высокое качество литья. В виду большого процента литьевого брака ЧКЗ был вынужден вместо облегчённых опорных катков (черт. 33–65) ставить на танки выпуска августа - начала сентября 1942 г. старые опорные катки КВ-1 (черт. 33–803). Это увеличило боевую массу КВ-1с на 390 кг. Об этом Малышеву, который после понижения в должности остался в ГКО, 19 августа 1942 г. сообщили из Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА). Кроме того, с сентября 1942 г. на танках перестали устанавливать поручни. Всего за август 1942 г. удалось выпустить 34 КВ-1с, а за сентябрь – 176 штук.

Сборка КВ-1с на ЧКЗ, сентябрь 1942 г. Танки получили опорные катки от КВ-1, а на их корпусах и башнях отсутствуют поручни:


Проблемы с литьём новых облегчённых опорных катков для КВ-1с вынудили СКБ-2 ЛКЗ разработать новые опорные катки. По требованию литейщиков во второй половине августа 1943 г. был разработан другой облегчённый опорный каток, получивший чертежный индекс 833–16. Диски и ободы этих катков были утонены, увеличены отверстия в дисках и изменена их форма. В результате, опорный каток стал ещё легче, чем опорный каток по черт. 33–65 – его масса составила 125 кг. За основу конструкторами был взят опорный каток, разработанный для КВ-13. Несмотря на то, что работы по перспективному танку КВ-13 были заморожены руководством, отдельные узлы перспективного танка проходили отработку. Как раз в июле - августе 1942 г. опорные катки для КВ-13 проходили испытания на одном из танков КВ-1.

Новые опорные катки по черт. 833-16 совершенно неожиданно для военной приёмки завода оказались на первых серийных танках. Она оказалась поставлена перед свершившимся фактом; нужно было выбирать: или не принимать танки совсем, или принимать с изменёнными и не испытанными на КВ-1с катками. Было решено испытать на копре на прочность каток ударом. Что и было сделано 23 августа 1942 г. Прочность опорного катка по черт. 833–16 оказалась достаточной и машины были приняты. Официально с 31 августа 1942 г. катки были введены на танках КВ-1с. Правда, понадобилось некоторое время, чтобы освоить выпуск необходимого количества катков, так что некоторые КВ-1с сентябрьского выпуска получили опорные катки старой конструкции, от КВ-1. Опорные катки по черт. 833-16 ставились на серийные КВ-1с с августа по декабрь 1942 г.


Впоследствии, в конце октября 1942 г., на заводе №100 были проведены испытания серийного танка КВ-1с с серийным №15126 на гарантийный километраж, который показал недостаточную механическую прочность принятых катков. За 1007 км испытаний вышло из строя 7 катков; машина была снята с испытаний 4 ноября 1942 г. По результатам этих испытаний СКБ-2 Кировского завода в Челябинске изменило конструкцию катка на усиленную.

Облегчённый опорный каток по черт. 833–16, который был разработан для
КВ-1с в августе 1942 г. на основе опорного катка КВ-13. Из-за недостаточной механической прочности и он долго не продержался в производстве:


Второй опытный образец тяжелого танка КВ-1с с серийным №15002, лето 1942 г. Видно, что на танке стоят 2 типа облегчённых катков: согласно первоначальному проекту и опорный каток (на пятом узле подвески), созданный на базе опорного катка для перспективного танка КВ-13:


Запущенный в серию КВ-1с отличался от опытных образцов не только опорными катками. На машинах раннего выпуска отказались от поручней на корпусе и башне. Ряд изменений был внесен в конструкцию в танка сентябре - октябре 1942 г. В течение сентября 1942 г. небольшой переделке подверглась система охлаждения, с 30 числа на танки стали ставить облегчённые кривошипы и балансиры. 9 октября 1942 г. началась установка переделанной боеукладки, благодаря чему количество снарядов в боекомплекте удалось довести до 114 штук, а число дисков к пулемёту ДТ – до 49. В тот же день началась установка дополнительных баков для горючего и масла. Стоит отметить, что такие баки планировалось ставить на КВ-1с с самого начала, но по ряду причин их появление задержалось.

Тяжёлый КВ-1с выпуска сентября и октября 1942 г.:


Танк КВ-1С с облегчёнными опорными катками по черт. 833–16. На танке нет ни поручней, ни дополнительных баков:


Новые «узкие» траки шириной 608 мм, разработанные для КВ-1с, устанавливались на серийные танки КВ-1с до 1 ноября 1942 г.

Танк КВ-1с с «узкими» траками шириной 608 мм:


В октябре 1942 г. конструкция опорного катка по чер. 833–16 была незначительно доработана. Новый опорный каток, получивший чертёжный индекс 33–67, согласно официальному списку изменений, появился 5 ноября 1942 г. и устанавливался на машины начиная с танка с серийными №210109. Впрочем, есть все основания полагать, что случился переход гораздо раньше – в октябре 1942 г. В октября 1942 г. оба типа катков ставились на танки параллельно.

Опорные катки по черт. 33–67 (слева) и по черт. 833–16 (справа), которые сохранились на танке КВ-1с в Парфино:



К октябрю 1942 г. Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ, Уралмашзавод), один из двух поставщиков корпусов и башен для КВ, был полностью переориентирован на корпусное производство для среднего танка Т-34, производство которого разворачивалось на ЧКЗ. Второй завод - завод №264 в Сталинграде, из-за боевых действий прекратил выпуск корпусов танков КВ. В результате единственным поставщиком корпусов КВ-1с остался челябинский завод №200, который не смог справиться с резко выросшей нагрузкой. Для выхода из создавшейся ситуации 15 октября 1942 г. Молотов с подачи Зальцмана подписал постановление ГКО №2420сс, которое позволяло ЛКЗ осуществить выпуск ста танков КВ-1с с корпусами от КВ-1. Такие танки изготовлялись со второй половины октября 1942 г. по начало ноября 1942 г. Всего было выпущено 70 КВ-1с с корпусами от КВ-1, которые были отправлены на комплектование 9-го, 10-го и 12-го гвардейских тяжелых танковых полков, а также в Ульяновское танковое училище.

Постановление ГКО №2420с от 15 октября 1942 г. и сопроводительное письмо наркома НКТП Зальцмана к проекту постановления ГКО:

РГАСПИ, фонд 644, опись 2, дело №102, стр. 118-119.
https://yuripasholok.livejournal.com/1980638.html

Танк КВ-1с с корпусом КВ-1. Танк из состава 9 гвардейского тяжелого танкового полка, весна 1943 г.:


Подбитый КВ-1с с корпусом КВ-1, Северо-западный фронт, февраль 1943 г. Вероятно, это танк из состава 12-го гвардейского тяжелого танкового полка:


С начала ноября 1942 г. стали отмечаться массовые случаи выхода из строя опорных катков по черт. 33–67. Например, в 5-м гвардейском танковом полку за 10–11 ноября 1942 г. из строя вышло 164 катка. На Кировском заводе были проведены разбирательства по установлению причин отказа. В результате выяснилось, что проблема была не столько в конструкции катка, сколько в качестве изготовления.

Всё это происходило на фоне с перебоями в поставках литых деталей, приведших к тому, что выполнение программы производства сильно отстало от графика. Если последний танк сентябрьского плана был принят 2 октября 1942 г., то последний октябрьский танк построили 6 ноября 1942 г., а сдали и вовсе 9-го. Свою лепту вносила и неритмичные поставки корпусов, что особенно было заметно в ноябре 1942 г. и декабре 1942 г. Последний «ноябрьский» танк был построен 7 декабря 1942 г., а сдали его 15 числа. Последний танк декабрьского плана ЧКЗ построил 10 января 1943 г., а сдал его 11-го. Такой была плата за развертывание в Челябинске выпуска Т-34.

Совершенствование конструкции серийных танков КВ-1с продолжалось и в последние два месяца 1942 г. С 1 ноября 1942 г. танки стали оснащаться траками шириной 650 мм, 28 ноября 1942 г. на корпус вернулись поручни. Также в ноябре 1942 г. внесли изменения в конструкцию сидения командира, а опоры балансиров опорных катков были переведены на сварку. 25 ноября 1942 г. (официально – 2 декабря 1942 г.) в производство был внедрён модернизированный опорный каток, получивший чертежный номер 22–69. С его введением чехарда с катками для КВ-1с , наконец, прекратилась. 10 декабря 1942 г. появились поручни на башне. В целом декабрь 1942 г. стал для танка этапным: именно в этом месяце он претерпел наиболее серьезные изменения во внешнем виде.

Танк КВ-1с с серийным №30184, выпущенный в начале февраля 1943 г. Танк вновь получил поручни на корпусе и башне, а также получил новые опорные катки по чер. 22–69. С конца декабря 1942 г. примерно так выглядели танки этого типа:


В связи с высокой нагрузкой производство танков на Кировском заводе шло чрезвычайно тяжело. За 4 кв. 1942 г. планировалось изготовить 510 танков (145 в октябре 1942 г., 170 в ноябре 1942 г. и 195 в декабре 1942 г.). Фактически же за октябрь 1942 г. было принято 165, в ноябре 1942 г. – 125 и столько же в декабре 1942 г. Таким образом, за квартал было принято 415 КВ-1с. Новый 1943 г. не изменил ситуацию.

При плане в 124 танка на январь 1943 г. заводу удалось сдать 93 машины (в сводках завода 92). Видя проблемы, с которыми столкнулся завод, план на следующий месяц заметно снизили – до 62 машин. Он был даже перевыполнен – за февраль 1943 г. было сдано 72 КВ-1с. В марте 1943 г. при задании в 60 танков было сдано 52, но при этом заводу были зачтены ещё 11 ремонтных машин, что позволило выполнить месячный план.

В ходе производства конструкцию танка продолжали совершенствовать, упрощать и удешевлять. Согласно утверждённому протоколу изменений на 1943 г., датированному 24–25 января 1943 г., на КВ-1с планировалось внедрить целый ряд мероприятий по упрощению технологии производства машины. В декабре 1942 г. был разработан корпус танка, лобовая деталь которого состояла из двух частей. Это упрощало изготовление гнутой лобовой детали. Согласно планам, к 15 февраля 1943 г. предполагалось испытать новую деталь обстрелом. Но как это часто бывает, выполнение этой задачи затянулось до лета, а далее она и вовсе исчезла из планов.

​Чертёж переработанного корпуса с верхним лобовым листом, состоящим из двух частей, декабрь 1942 г.:
ЩЩЩ

Ещё одним изменением должна была стать новая крышка люка радиста, которая могла бы открываться вне зависимости от положения башни. Допускалось изготовление двустворчатой конструкции. Это изменение конструкции также не довели до реализации. То же самое случилось и с решением изготавливать броневые листы толщиной 60 мм из брони высокой твердости. В результате в январе 1943 г. конструкция танка изменилась мало: были переделаны тяги приводов, а также цилиндрическая бронировка антенного ввода была заменена на более технологичную - гнутую, треугольной формы.

Танк ​КВ-1с выпуска апреля 1943 г. Хорошо видно, что на башне появились рымы:
ЩЩЩ

​Этот же танк сзади. Хорошо видно, что на башне появились рымы:
ЩЩЩ

Не изменилась ситуация и в дальнейшем. Весьма острой, например, была проблема обзорности из командирской башенки. Предполагалось заменить её новой башенкой, спроектированной по типу башенки КВ-13 второго варианта, которая имела люк для выхода. Позднее было спроектировано ещё два варианта башенки для КВ-13 второго варианта, а в итоге опытный танк получил башенку, разработанную с подачи помощника начальника 6-го отдела инженера-майора Пестова. Именно эту башенку предполагалось также установить и на КВ-1с, но это так и не было реализовано.

За рамки опытных работ не продвинулся и переход на изготовление башни из брони высокой твердости, хотя испытания, проведенные в середине марта 1943 г., закончились положительным результатом. В итоге, все изменения башни за март 1943 г. свелись к тому, что на её бортах и корме ввели рымы. Ничем закончились и опытные работы по установке вентилятора в крыше башни, перископических приборов MK-IV или Т-80.

С 1 февраля 1943 г. на КВ-1с стали устанавливать телескопический прицел 10Т-7. В марте 1943 г. ввели некоторые изменения, связанные с радиооборудованием, в апреле 1943 г. на крыше корпуса танка были введены планки защиты погона.

Отчасти внедрение трудоёмких усовершенствований в конструкцию танка сдерживалось тем, что у танк КВ-1с к тому времени уже появился приемник -  – КВ-13 второго варианта, он же ИС-1, который был лучше защищён, имел более просторную башню с более рациональной и удобной установкой вооружения, а сама его конструкция имела значительный потенциал для будущей модернизации. В постановлении ГКО №2943сс от 24 февраля 1943 г. уже шла речь не только об опытных образцах этих машин, но и о танках установочной партии. Фактически всё шло к тому, что весной 1943 г. танк КВ-1с в производстве заменит ИС-1. Но, проведенные в апреле 1943 г. испытания обстрелом немецкого танка «Тигр», выявили тот факт, что 76-мм пушка Ф-34 даже при стрельбе в борт практически в упор не может его пробить. В срочном порядке ИС-1 пришлось переделывать под новую 85-мм пушку. Такая же работа проводилась и по танку КВ-1с. Пока конструкторы проводили работали над установкой в танки более мощного орудия, «старый» КВ-1с продолжал выпускаться на заводе.

Танк ​КВ-1с выпуска августа 1943 года. Хорошо видна бронировка антенного ввода, имеющая форму треугольника:
ЩЩЩ

Подготовка к выпуску установочной партии ИС-1 отразилась на выпуске КВ-1с в апреле 1943 г. Вместо 85 запланированных танков удалось сдать всего 50, сдерживающим производство фактором стали отсутствующие корпуса и башни. С учётом того, что установочную партию ИС-1 корпусами обеспечивал именно завод №200, по корпусам КВ-1с возникли задержки. Кроме того, ЧКЗ на базе КВ-1с с февраля 1943 г. выпускал СУ-152, что также повлияло на объёмы выпуска танков. Наверстать упущенное в значительной степени удалось в мае 1943 г.: при плане в 50 танков ЧКЗ сдал 75 машин и ещё 4 ремонтных. Похожий скачок наблюдался и летом: в июне 1943 г. при плане в 42 машины их было сдано 30, а в июле 1943 г. при плане в 38 было сдано 52 танка, из которых 1 переделали в опытный КВ-85 («Объект 239»).

В июле 1943 г. были внесены последние существенные изменения конструкции серийных КВ-1с: были введены съёмные передние брызговики, изменилась конструкция пробки заливного отверстия на люке доступа к двигателю, а также изменилась форма кожухов выхлопных патрубков.

​С июля 1943 г. на КВ-1с изменилась форма кожухов выхлопных патрубков:
ЩЩЩ

Последние 39 серийных КВ-1с были сданы в августе 1943 г. Впрочем, можно сказать, что КВ-1с ушел, чтобы остаться. Поскольку новый ИС-1 (Объект 237, он же ИС-85) требовал времени для запуска в серийное производство, с августа 1943 г. началось производство КВ-85 («Объект 239»), который имел высокую преемственность конструкции шасси с танком КВ-1с. Всего же с августа 1942  г. по август 1943 г. было выпущено 1086 танков КВ-1с, ещё 15 машин на заводе были капитально отремонтированы.

По:
https://yuripasholok.livejournal.com/9441043.html
https://warspot.ru/9133-menshe-broni-bolshe-podvizhnosti
https://warspot.ru/9697-zaderzhavshayasya-polumera
« Последнее редактирование: Декабря 22, 2019, 12:20:18 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4956
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #4 : Декабря 15, 2019, 12:07:40 pm »

Один из первых «скоростных» тяжелых танков КВ-1с, выпущенных в конце лета-начале осени 1942 г.:

https://yuripasholok.livejournal.com/12366025.html

Тяжёлый КВ-1с выпуска сентября и октября 1942 г.:

https://warspot.ru/9697-zaderzhavshayasya-polumera

Тяжёлын танки КВ-1с, построенные на средства колхозников Челябинской обл., начало 1943 г.:

https://yuripasholok.livejournal.com/12347307.html

Один тяжелых «скоростных» танков КВ-1с, потерянных в боях с немцами зимой 1942-1943 гг. Судя по тому, что на машина нет поручней, её выпустили осенью 1942 г.:

https://yuripasholok.livejournal.com/11902620.html

Тяжёлый КВ-1с, Житомирско-Бердичевская операция, шоссе в районе Житомира, конец 1943 г - начало 1944 г.:

https://yuripasholok.livejournal.com/11773594.html

Тяжёлый танк КВ-1с с пехотой на броне, 8 августа 1943 г.:

https://yuripasholok.livejournal.com/11748855.html

Тяжёлый танк КВ-1с лейтенанта А.Г.Парфёнова из 1536 ТСАП, лето 1943 г.:

http://panzer35.ru/forum/47-18757-3
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2019, 02:29:03 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4956
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #5 : Декабря 15, 2019, 12:53:26 pm »

И.Д.Папанин с танкистами танковой колонны «Советский полярник» на тяжёлых танках КВ-1с, ноябрь 1942 г.:


И.Д.Папанин писал:

«Во время войны я получал много заявлений от полярников, работавших на далеких арктических станциях. Полярники просили отпустить их на фронт. Но ведь и в тылу нужны были специалисты! И тогда полярники решили — помогать фронту деньгами.

Помню, что в один из дней я получил две телеграммы примерно одинакового содержания — сотрудники Хатангской речной конторы и полярники мыса Шелагского предлагали начать сбор средств на строительство танковой колонны. Их почин нашел самый живой отклик у работников Главсевморпути.

Коллектив, работавший в бухте Кожевниково, предложил дать танковой колонне название «Советский полярник».

«В это грозное время для нашей Родины мы стоим на полярной вахте, — писали полярники бухты Кожевниково. — Мы отдалены от фронта тысячами километров, мы лично не имеем возможности защищать с оружием в руках честь Советского Союза, независимость и свободу нашей Родины, так пусть же танковая колонна «Советский полярник», построенная на наши денежные средства, беспощадно громит врага до полного его уничтожения».

Дружно откликнулись на этот призыв полярники Тикси, Диксона, Малой Хеты, Провидения, Анадыря и других пунктов.

За несколько месяцев на постройку танковой колонны «Советский полярник» было собрано свыше 20 миллионов рублей. По заказу Главсевморпути была построена танковая колонна.

7 ноября 1942 г., в день 25-й годовщины Великого Октября, я был в Москве. Мне позвонил Валериан Дмитриевич Новиков:

— Иван Дмитриевич, послезавтра едем передавать бойцам танковую колонну «Советский полярник».

Утром 9 ноября за мной заехал Новиков, и машина помчала нас за город по Киевскому шоссе. Проехали лесной массив, свернули и очутились на поляне, окруженной со всех сторон соснами. На ней стояла колонна тяжелых танков. На машинах белели слова «Советский полярник», перед каждым танком выстроился экипаж в новеньких меховых комбинезонах.

— Обмундирование тоже куплено на средства полярников, — сказал мне Новиков.

Мы подъехали к колонне. Танкисты застыли по стойке «смирно», молодые, подтянутые, сильные.

Командир колонны отдал рапорт, и тут же состоялся митинг. Почетное право передать танки бойцам было предоставлено мне. Волнение перехватило горло. Сказал коротко:

— Родные мои! Сильнее бейте врага, уничтожайте его беспощадно. Пусть каждый из вас думает только об одном — уничтожать, уничтожать и еще раз уничтожать гитлеровских палачей... Да здравствует наша победа!..

Новые машины принимали танкисты, уже завоевавшие в боях с гитлеровцами почетное гвардейское звание. Лейтенапт Шекун от имени танкистов дал клятву беспощадно громить врага.

Первое боевое крещение танковый полк «Советский полярник» получил под Сталинградом. 4 декабря полк (им командовал тогда подполковник Н. С. Шалыгин, это был 5-й гв. отд. тяжелый танковый полк прорыва) получил боевое задание: очистить от врагов Казачий Курган, северо-западнее Сталинграда. Жестокий бой длился более четырех часов. Закончился он победой советских танкистов. Уже первый бой показал, что машины, построенные на трудовые сбережения полярников, попали в надежные руки.

Командир полка писал мне с поля боя:

«Часть «Советский полярник» известна всему фронту. Каждый пехотинец знает, что если на поле боя появились танки «Советский полярник», то исход боя решен».

За доблесть и геройство свыше 60 танкистов полка были награждены орденами и медалями Советского Союза.

После напряженных битв в донецких степях танки направили в тыл на ремонт. В пути на колонну неожиданно налетели гитлеровские бомбардировщики. Осколком бомбы был смертельно ранен подполковник Шалыгин. Не пришлось этому отважному воину и талантливому командиру повести дальше свой полк на запад по полям Советской Украины.

Золотые часы — именной подарок герою-командиру от советских полярников — Политуправление ГУСМП переслало старикам родителям. Мы писали им письма, старались, как могли, поддержать в самый тяжелый час их жизни.

«...Примите горячую благодарность материнского сердца, — писала В. Д. Новикову мать Шалыгина, — за вашу чуткость к нашему огромному горю и за все то внимание, которое оказал ваш коллектив памяти моего сына...»

Летом 1943 года полк вместе с другими частями занял плацдарм на западном берегу Северского Донца, в районе Изюма. Фашисты делали все, чтобы сбросить наши части в Северский Донец.

Но танкисты не сдавались, и не было силы, способной остановить их стремительный порыв. Они ломали одну линию немецкой обороны за другой, расчищая путь пехоте. По нескольку дней длились танковые бои.

За участие во взятии города Запорожье полк был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего и получил наименование Запорожского.

Осенью командование полка сообщило мне:

«С июня по ноябрь 1943 года часть прошла с тяжелыми боями сотни километров. В непрерывных боях противнику нанесен большой урон. Полк уничтожил 5392 немецких солдата и офицера, 40 танков, из которых 5 «тигров», 53 самоходных орудия, 138 противотанковых пушек, 235 пулеметов, 124 дзота, 13 бронеколпаков, 142 бронемашины».

Между гвардейцами-танкистами полка «Советский полярник» и их арктическими шефами все время шла оживленная переписка. Гвардейцы регулярно писали нам о своих боевых делах, а Политуправление рассылало эту информацию коллективам Главсевморпути в Арктике. 23 февраля 1944 г. полк за боевые заслуги был награжден орденом Красного Знамени.

Летом 1944 года полк участвовал в операции войск 3-го Украинского фронта по окружению и уничтожению вражеской группировки в Ясско-Кишиневском районе и за выдающиеся успехи в этой операции награжден орденом Суворова III степени.

Менялся состав танкистов — многие из них сложили голову в боях за Родину, но жили и множились в полку славные сталинградские традиции и не прерывалась его связь со своими шефами. Полярники отправляли танкистам посылки, писали им письма.

Трижды за время войны подшефную танковую часть посещали делегации полярников во главе с начальником Политуправления ГУСМП В. Д. Новиковым.

5-й отдельный ГТПП был оснащен на средства полярников. На каждой машине был изображен белый медведь, стоящий на задних лапах. На командирском танке КВ № 555 сделали надпись «И. Д. Папанин».

Тяжелый танк КВ-1с «И.Д.Папанин», 1943 г.:

http://smolbattle.ru/threads/%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5.39928/page-25
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2019, 01:10:05 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4956
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #6 : Декабря 15, 2019, 02:23:22 pm »

Проекции тяжёлого танка КВ-1с:


Схема окраски тяжёлого танка КВ-1с:

https://karopka.ru/forum/forum188/topic27463/?PAGEN_1=2
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2019, 02:29:51 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4956
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #7 : Декабря 19, 2019, 02:26:56 am »

Представление на соискание Сталинской премии первой степени за создание тяжёлого танка КВ-1с от 7 марта 1943 г.:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1717, стр. 8.
https://yuripasholok.livejournal.com/3248184.html
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4956
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #8 : Декабря 31, 2019, 03:34:31 pm »

Коробка переключения передач (КПП черт. «группа 21–212») тяжёлого танка КВ-1с.
http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=1356.0
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4956
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #9 : Июня 15, 2020, 08:22:17 am »

Тяжёлый танк КВ-1c.









Альбом Научно-Испытательного Бронетанкового Полигона ГБТУ КА «Танки», 1945 г.
https://t34inform.ru/photo/photo_Album_NIBP-1945.html
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3071
Re: КВ-1с - тяжёлый танк
« Ответ #10 : Июня 28, 2020, 10:03:39 am »

Тяжелый танк КВ-1с, музейный комплекс УГМК в Верхней Пышме
Записан
Страницы: [1]   Вверх