Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Т-40 - плавающий танк  (Прочитано 3185 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

oleg

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1388
Т-40 - плавающий танк
« : Октября 07, 2009, 02:48:11 pm »

Т-40

Плавающий танк

НАЗВАНИЕ
- сокращенное: Т-40
- полное:
- заводское:
...

НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ
...

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Принят на вооружение в 1940 г.
Производство:
- завод №37
- …

МОДИФИКАЦИИ
Т-30
Т-40С

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ


ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
...

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
...

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса – 5.5-5.9 т
Длина – 4140 мм
Ширина – 2330 мм
Высота по крышу башни – 1905 мм
Клиренс – 300 мм
Среднее удельное давление на грунт – 0,42 кг/см2
Преодолеваемые препятствия:
- подъем – 34 град;
Тип двигателя – карбюраторный ГАЗ-11
Максимальная мощность – 85 л.с.
Максимальная скорость – 44-46 км/ч
Максимальная скорость на плаву – 5-6 км/ч
Запас хода – 220-300 км
Бронирование:
- лоб корпуса – 13 мм;
- лоб башни – 10 мм
Экипаж – 2 чел

Вооружение:
- пулемет ДШК
- пулемет ДТ
- боекомплект к пулемету ДШК – 500
- боекомплект к пулемету ДТ – 2016


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Отечественные бронированные машины XX век, Том 1
- Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники. 1996 г.

ВОПРОСЫ
- ...
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4910
Re: Т-40 - плавающий танк
« Ответ #1 : Ноября 02, 2013, 02:16:14 pm »

Т-40 - лёгкий плавающий танк.

История создания.

К концу 1930-х гг. стало ясно, что стоявшие на вооружении РККА устаревшие со слабым вооружением малые плавающие танки Т-37А и Т-38 не удовлетворяют возросшим требованиям современного боя. Поэтому на основе рассмотренного проекта Т-39 («объект 101») в апреле 1938 г. АБТУ РККА выдало заводу № 37 им. Орджоникидзе в Москве тактико-технические требования на разработку нового плавающего разведывательного танка. Отдел главного конструктора по танкостроению (танковое КБ) завода № 37 под руководством Н.А.Астрова должно было спроектировать машину массой не более 4,8 т, с экипажем из двух человек, имевшую броню до 13 мм и вооруженную 12,7 и 7,62-мм пулеметами. Из-за отсутствия дизельного двигателя подходящей мощности предполагалось использовать импортный автомобильный двигатель «Додж», серийное производство которого под индексом ГАЗ-11 должен был наладить Горьковский автомобильный завод. На заводе № 37 новый танк получил заводской индекс «010», а в документах Автобронетанкового управления он значился как Т-40.

В августе 1938 г. комиссия АБТУ РККА рассмотрела эскизный проект и макет нового танка. Проект получил одобрение, и КБ завода № 37 приступило к детальной разработке новой боевой машины. В создании новой машины приняли участие: начальник бюро ходовых частей Р.А.Аншелевич, начальник корпусного бюро А.В.Богачев, трансмиссией и ходовой частью занимался сам Н.А.Астров.

Танк «010» проектировался с двумя различными вариантами подвески - рессорно-балансирной (тележечной), по типу тягача «Комсомолец», и торсионной. Конструктор П.Шитиков, предлагал свой вариант машины «с несущими-ведущими колесами». В протоколе совещания конструкторов завода № 37 с участием представителей АБТУ РККА и 8-го Главного управления Наркомата среднего машиностроения, состоявшегося 19 июля 1939 г., по этому поводу сказано следующее:

«По 40-й машине нами было запроектировано два варианта - один вариант делал Астров, второй Шитиков. После эскизного проектирования оба варианта были подвергнуты обсуждению. Приняли вариант 40-й машины Астрова, после чего все силы были брошены на ее проектирование. Что касается проекта с несущими-ведущими колесами, то в 1934 году строили подобную машину, которая не была принята, так как мотор был маломощным. После этого тов. Шитиков долго занимался этим проектом, но вследствие плохих результатов машина была выброшена на слом. Тов. Шитиков в данном проекте опять хочет протащить свою ходовую часть, которая была забракована на 43-й машине как конструкторами, так и представителями АБТУ. Так как машина Шитикова по сравнению с Т-40 преимуществ не имеет, постройка ее нецелесообразна».

Проектирование танка «010» закончилось в конце 1938 г., и чертежи сразу же передали в производство. Весной 1939 г. первые образцы танка на заводе № 37 были закончены сборкой.

10 мая 1939 г. начальник АБТУ РККА Д.Г.Павлов докладывал наркому обороны СССР К.Е.Ворошилову о состоянии опытных работ по созданию новых образцов танков:

«Два образца с тележечной подвеской изготовлены к 10 апреля, образец с торсионной подвеской собран к 1 мая. Первый образец прошел 1500 км заводских испытаний, второй - 500 км заводских испытаний и передается на НИБТ полигон. Третий образец после заводских испытаний передается на НИБТ полигон к 1 июня.

На подольском заводе ведутся работы по упрощению конструкции броневого корпуса. На всех изготовленных опытных танках установлены импортные двигатели «Додж». Дальнейшие работы по Т-40 упираются в отсутствие отечественных 6-цилиндровых двигателей ГАЗ, подготовка производства которых на Горьковском автозаводе проходит крайне медленно - выпуск первой партии ожидается не ранее III - IV квартала этого года».

Новый танк значительно отличался от своих предшественников Т-37А и Т-38. В первую очередь по-новому сконструировали корпус танка - для повышения запаса плавучести заметно увеличили его высоту, а для повышения остойчивости придали ему трапециевидную в поперечном сечении форму с уширенной верхней частью. Экипаж, состоявший по-прежнему из двух человек, размещался в машине по продольной схеме: механик-водитель - в передней части боевого отделения (в отделении управления), почти по оси танка, что улучшало наблюдение по курсу и по обоим бортам; стрелок-командир - в башне с вооружением, установленной по центру бронекорпуса за водителем, с заметным, на 250 мм, смещением к левому борту.

На Т-40 временно был установлен силовой агрегат «Додж», который располагался продольно, максимально близко к правому борту, маховиком двигателя вперед, причем доступ к наиболее ответственным и уязвимым частям двигателя - агрегатам системы питания - был возможен изнутри боевого отделения после снятия бронеперегородки. Трансмиссия и механизмы поворота, как и прежде, находились в носовой части машины, что хорошо сочеталось с передним расположением ведущих звездочек. В кормовой части корпуса, по бортам, размещались два бензобака по 100 л каждый, справа за двигателем - радиатор и теплообменники. В нижней части кормы, в специальной гидродинамической нише корпуса, устанавливались гребной винт и водоходные рули, причем винт, в отличие от Т-38, хорошо защищался от возможных внешних повреждений.

Два танка «010» - № 6/2 с рессорной и № 7/4 с торсионной подвеской - поступили на НИБТ полигон, где с 9 июля по 21 августа 1939 г. прошли их испытания. Машины испытывались на плаву, на естественных и искусственных препятствиях, проверялись условия работы экипажа, а также приборов наведения оружия.





Опытный танк «изделие 010» - № 6/2 с рессорной подвеской на испытаниях. НИБТ полигон в Кубинке. Июль 1939 г.





Опытный танк «изделие 010» - № 7/2 с рессорной подвеской на испытаниях. НИБТ полигон в Кубинке. Июль 1939 г.

На танке № 6/2 был установлен «6-цилиндровый грузовой двигатель «Додж» в 76 л.с.», «доджевская» коробка перемены передач и сцепление от грузовика «Форд» V-8. На машине № 7/4 стоял «6-цилиндровый легковой двигатель «Додж» в 85 л.с», а сцепление и коробка перемены передач от грузовика ГАЗ-АА. В ходе испытаний танки № 6/2 и № 7/4 прошли 2299 и 2040 километров соответственно. В заключении отчета об испытаниях опытных образцов танков Т-40 говорилось:

«1.Т-40 является специальной плавающей машиной, обладающей по сравнению с серийными плавающими танками Т-38 и Т-38М следующими преимуществами:
      а) более надежным бронированием;
      б) более мощным вооружением (пулемет ДШК), дающим возможность вести борьбу с танками;
      в) герметизация воздухопритоков и наличие водоходного радиатора повышает надежность работы танка на плаву;
      г) повышенными динамическими качествами и проходимостью
.

Все перечисленные преимущества Т-40 дают возможность более широкого его использования по сравнению с Т-38. Танк Т-40 тактико-техническим требованиям соответствует.

   2. Из двух предъявленных на испытания вариантов подвески следует предпочесть торсионную, как обладающую рядом преимуществ.

   3. Недостатками Т-40 являются:
      а) недопустимо напряженный температурный режим двигателя вследствие неудовлетворительной системы охлаждения;
      б) недоработка конструкции катков;
      в) недоработка установки вооружения, оптики и смотровых приборов;
      г) отсутствие вентиляции в местах размещения экипажа.


Отмеченные недостатки должны быть устранены при пуске танка в серийное производство».

По результатам полигонных испытаний в конструкцию машины были внесены изменения. Длину корпуса увеличили на 120 мм, ширину на 50 мм при одновременном снижении высоты танка на 20 мм. База опорных катков возросла на 75 мм, что служило повышению продольной устойчивости, были увеличены сечения торсионов, а также диаметр и ширина катков - это сделало их достаточно надежными. Вместо 3-лопастного винта диаметром 400 мм установили более эффективный 4-х лопастный. Несколько изменили конструкцию траков гусениц с целью предотвращения их спадания при угле бокового крена всего 28°, в то время как сползание машины наступало только при 34°. Одновременно высоту преодолеваемой стенки подняли на 60 мм. Установка новых двигателей ГАЗ-202 (импортные имели заметный износ, частично оказались разрегулированными и не развивали расчетного крутящего момента) должна была повысить предельный преодолеваемый подъем до 28°.

Постановлением Комитета Обороны СССР № 443сс от 19 декабря 1939 г. танк Т-40 приняли на вооружение Красной армии вместе с другими боевыми машинами нового поколения. В соответствии с этим же постановлением завод № 37 должен был выпустить к 1 марта 1940 г. три опытных образца Т-40, к 1 августа установочную партию из 15 танков, а с 1 октября приступить к их серийному производству.





Лёгкий плавающий танк Т-40 с 12,7-мм пулемётом ДШК обр. 1938 г. и 7,62-мм пулемётом ДТ.

Для знакомства с новыми машинами, летом 1940 г. на завод приезжали новый нарком обороны СССР С.К.Тимошенко и начальник Генерального штаба Г.К.Жуков, который проявил особый интерес к танку Т-40 и к мобилизационным возможностям предприятия в целом.

После проведения реконструкции завода № 37 и внедрения новых технологических процессов, в октябре 1940 г. началось серийное производство танка Т-40. До конца года планировали выпустить 100 машин, фактически сдали только 41 (не считая шести опытных). В 1941 г. производство удалось расширить. До 22 июня 1941 г. изготовили ещё 179 танков. Эти 279 танков Т-40 и вступили в войну. Всего же за первое полугодие 1941 г. их было выпущено 192 единицы.

Летом 1941 г. в танке Т-40 (серийный номер 11726, танк выпуска конца февраля 1941 г.) был установлен танковый вариант 20-мм пушки ШВАК (ТНШ). Опытный танк прошёл огневые испытания с 7 по 10 августа 1941 г. При разработке ТНШ были использованы детали крыльевой и турельной версий ШВАК, что позволило обойтись без разработки кардинально новых узлов. Прицел остался тот же, что и у спаренной установки ДШК и ДТ, — ТМФП (телескопический Марона — Финкельштейна пулемётный). Единственным отличием ТМФП в версии для пушки ТНШ стала нарезка новых шкал на прицельной сетке. В сентябре после испытаний пушка получила индекс ТНШ/ШВАК обр. 1941 г. и была рекомендована в установке на новом лёгком танке Т-60 («изделие 030»). Именно по этому на танки Т-60 («изделие 030») вплоть до начала октября 1941 г. устанавливались исключительно пулемёты ДШК.



Опытный лёгкий танк Т-40 с установленной для испытаний вместо пулемёта ДШК 20-мм пушкой ШВАК и 7,62-мм пулемётом ДТ.

Выводы:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело № 338, стр. 26.




Опытный лёгкий танк Т-40 с установленной для испытаний 20-мм пушкой ШВАК (винт с рулями демонтированы).

В том же июле 1941 г. Наркомат вооружения дал задание на установку в башне танка Т-40 более мощной серийной 23-мм пушки ПТ-23ТБ конструкции Я.Г.Таубина и М.Н.Бабурина, доработанной в ОКБ-16 А.Э.Нудельманом. Был изготовлен опытный образец танка. На вооружение он не принимался.



Опытный образец лёгкого плавающего танка Т-40 с 23-мм пушкой ПТ-23ТБ.

С началом войны потребность Красной армии в этот критический период даже в лёгких и слабовооруженных танках Т-40 («изделие 010») оказалась настолько велика, что для расширения их производства, по инициативе начальника НТК ГБТУ генерала С.А.Афонина, завод № 37 выполнил работы по упрощению конструкции. В первую очередь ликвидировали все водоходное оборудование: гребной винт с карданным приводом, коробку отбора мощности, водяные рули, трюмный насос, теплообменник, водоотбойный щит, компас. Отказались и от радиостанции. В июле 1941 г. было произведено уже 60 таких машин с использованием большого задела прежних бронекорпусов с нишей винта. Вопреки сложившемуся мнению при серийном производстве вооружение танка не менялось (спаренная установка пулемётов 12,7-мм ДШК обр. 1938 г. и 7,62-мм ДТ, располагавшихся в броневой маске в амбразуре вращающейся башни). По документам того периода, танки выпускались под тем же обозначением - Т-40. В послевоенное время некоторые историки техники стали выделять их условной маркой Т-40С («сухопутный»).

С января 1942 г. на танках Т-40 и Т-40 «сухопутный», поступавших в ремонт, вместо пулемёта ДШК устанавливалась 20-мм пушка ТНШ (танковый вариант 20-мм автоматической пушки ШВАК). Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25 град. При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Техническая скорострельность пушки составляла 600 выстрелов в минуту. Механизмы наводки и спуска остались без изменений. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).

Единственным уцелевшим танком этого типа является Т-40 с установленной для испытаний вместо пулемёта ДШК 20-мм пушкой ШВАК, который сейчас хранится в Музее бронетанковой техники в Кубинке. Интересно, что такой же переделке на полигоне подвергли и танк Т-38, который можно увидеть в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве.




Опытный лёгкий танк Т-40 с установленной для испытаний 20-мм пушкой ШВАК (винт с рулями демонтированы). Музей бронетанковой техники в Кубинке.

Начиная с августа 1941 г. кормовой лист корпуса стали делать прямым, без ниши винта, а за счет массы ликвидированных водоходных агрегатов увеличили, хотя и незначительно, до 15 мм, толщину лобового и бортовых листов корпуса и до 20 мм листов подбашенной коробки, бортов башни и маски спаренной установки. Конструкция корпуса, применительно к условиям военного времени, стала более рациональной и полностью сварной из гомогенной брони. Но в целом конфигурация его не изменилась, машина оставалась такой же высокой, как и Т-40, что повышало ее уязвимость на поле боя, хотя по своей бронезащищенности она уже не уступала распространенному в РККА десятитонному Т-26 и имела более высокую среднюю скорость по местности. Этот вариант танка имел заводской индекс «030», а войсковое обозначение «Т-60». Но потом, из-за индекса «030», за ним постепенно закрепилось войсковое обозначение «Т-30».




Лёгкий танк Т-30 («изделие 030»), 1941 г.



Лёгкий танк Т-30 («изделие 030»). Музей бронетанковой техники в Кубинке.


Схема бронирования плавающего лёгкого танка Т-40.


Схема бронирования лёгкого танка Т-40 «сухопутный».


Схема бронирования лёгкого танка Т-30.

На базе танка «изделие 030» в танковом КБ завода № 37 был разработан танк с упрощённой конструкцией корпуса и башни для производства на ГАЗ и ХТЗ. Танк имел заводской индекс «060» и для отличия от Т-60 («изделие 030») завода № 37 должен был иметь войсковое обозначение Т-70. Но постепенно из-за обозначения «060» за ним окончательно закрепился войсковое обозначение «Т-60» (в заводской переписке он иногда именовался «Т-70», «Т-60 с упрощённым корпусом», «Т-60М», а потом и просто «Т-60»).


Лёгкий танк Т-60 («изделие 060»).

Начиная с сентября 1941 г., на некоторых серийных Т-30 уже устанавливалась автоматическая 20-мм пушка ТНШ (танковый вариант 20-мм автоматической пушки ШВАК) с боекомплектом в 750 снарядов, которая еще находилась в стадии доработки. Её устанавливали в спаренной установке с 7,62-мм пулеметом ДТ (1512 патронов в 24 магазинах). Всего в 1941 г. было изготовлено 443 танка Т-40 трех разновидностей (Т-40, Т-40 «сухопутный» и Т-30), которые ни в заводской отчетности, ни в войсках не разделялись.

Осенью 1941 г. московском заводе № 733 («Компрессор») на Т-40, как на шасси высокой проходимости, монтировали вместо башни реактивные установки залпового огня БМ-8-24 (ведущий конструктор Д.И.Сазонов).

В целом танк Т-40, созданный на базе автомобильных агрегатов, оказался удачным. Его боевые возможности - противопульная бронезащита и спаренная установка тяжелого и легкого пулеметов, соответствовали и послевоенным требованиям к плавающей легкой разведывательно-дозорной машине. Несмотря на скромную удельную мощность Т-40, его максимальная скорость по дорогам и, что особенно важно, средняя скорость движения по пересеченной местности были достаточными и для конца 1940-х гг., его водоходные качества также долго соответствовали новым задачам. Это видно из тактико-технических данных аналогичных плавающих машин, созданных после войны коллективом Н.А.Астрова: в 1949 г. АСУ-76 и в 1954 г. АСУ-57П. Кроме пушечного вооружения они практически ничем не превосходили Т-40 почти пятнадцатилетней давности.

http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T40/1/
http://bronetehnika.narod.ru/t40/t40_2.html
http://yuripasholok.livejournal.com/?skip=20&tag=%D0%A2-60
http://yuripasholok.livejournal.com/2238674.html
http://worldoftanks.ru/ru/content/history/tanks/t-60/
« Последнее редактирование: Ноября 02, 2013, 04:33:01 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4910
Re: Т-40 - плавающий танк
« Ответ #2 : Ноября 02, 2013, 02:31:10 pm »


Лёгкий танк Т-30 (изделие «030»). «МВСВ-2008».


Фото: ob172m. http://photo.qip.ru/users/ob172m/3612185/all/
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4910
Re: Т-40 - плавающий танк
« Ответ #3 : Ноября 02, 2013, 02:42:43 pm »


Проекции лёгкого танка Т-30 («изделие 030») с 12,7-мм пулемётом ДШК обр. 1938 г. и 7,62-мм пулемётом ДТ:


Проекции лёгкого танка Т-30 («изделие 030») с 20-мм пушкой ТНШ (танковый вариант автоматической пушки ШВАК) и 7,62-мм пулемётом ДТ:

http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-30_lt.htm
Записан

FedorovYuriy

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 945
Re: Т-40 - плавающий танк
« Ответ #4 : Января 06, 2018, 07:44:24 pm »

Подбитый советский легкий танк Т-30 с №63 в районе Леминахо (Leminahо). 07.08.1944 года.
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2878
Re: Т-40 - плавающий танк
« Ответ #5 : Марта 27, 2020, 11:05:54 am »

Плавающие танки Т-40 "сухопутный" (Т-40С) и Т-30, музейный комплекс УГМК в Верхней Пышме
« Последнее редактирование: Марта 27, 2020, 11:12:03 am от Ракетчик »
Записан
Страницы: [1]   Вверх